МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие системы взаимоотношений с окружающими людьми в ранней юности

    занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в

    значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме

    сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на

    ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого

    воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

    Нет практически ни одного социального или психологического аспекта

    поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий

    в настоящем или в прошлом.

    Значительное влияние на личность юношей оказывает стиль их

    взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным

    положением.

    Существует несколько относительно автономных психологических

    механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых,

    «подкрепление»: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и

    наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание

    ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится

    для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых,

    «идентификация»: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример,

    старается стать таким же, как они. В-третьих, «понимание»: зная внутренний

    мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым

    формируют его самосознание и коммуникативные качества.

    Семейная социализация не сводится к непосредственному «парному»

    взаимодействию ребенка с родителями. Так, эффект идентификации может быть

    нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье,

    где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не

    выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший

    образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье,

    где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не

    менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу

    которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к

    самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому

    конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств

    его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых

    методов воспитания.

    Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и

    преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

    Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

    представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально

    близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на

    другом ( далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными

    средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором ( строгость

    и наказание.

    Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются

    обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля

    воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию

    самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

    Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем

    гибко и рационально:

    родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение

    подростком;

    власть используется лишь в меру необходимости;

    в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

    родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает

    себя непогрешимым;

    он прислушивается к мнению ребенка, но не исходит только из его желаний.

    Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону

    авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты.

    Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей

    незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они

    кажутся необоснованными вызывают либо протест и агрессию, либо привычную

    апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у юношей

    ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные,

    незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и

    идентификации, а другие влияния ( школы, сверстников, средств массовой

    коммуникации ( часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без

    надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.

    Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует

    формированию личности со слабым «Я».

    Больше всего детям в юношеском возрасте хотелось бы видеть в родителях

    друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки

    остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие

    проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает

    самолюбие. Да и какой совет может дать человек, который прожил так же мало,

    как ты? Семья остается тем местом, где подросток, юноша чувствует себя

    наиболее спокойно и уверенно. Однако взаимоотношения старшеклассников с

    родителями часто обременены конфликтами и их взаимопонимание оставляет

    желать лучшего.

    Учителя и учащиеся

    Те же трудности, что и родители, переживают учителя. Работа учителя по

    сравнению с патриархальным прошлым заметно усложнилась, причем особенно

    трудно иметь дело со старшеклассниками. И не потому, что ребята или учителя

    стали хуже, а потому, что предъявляемые к тем и другим требования стали

    более противоречивы.

    Статус современного старшеклассника в школе неоднозначен. С одной

    стороны, положение старшего накладывает на юношу дополнительную

    ответственность, перед ним ставятся более сложные задачи, с него больше

    спрашивают. С другой стороны, по своим правам он целиком зависит от

    учителей и школьной администрации. Он обязан беспрекословно выполнять все

    требования учителей, не имеет права критиковать их, ученические организации

    функционируют под контролем и руководством классного руководителя и

    школьной администрации, и это руководство часто перерастает в мелочную

    опеку.

    Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе складывается

    из его отношения к школе как к учреждению, к процессу обучения и знаниям, к

    учителям, к соученикам. Младший школьник и даже подросток еще не различают

    этих моментов, они просто «любят» или «не любят» школу. Установки

    старшеклассника гораздо более дифференцированны. Его отношение к школе в

    целом характеризуется растущей сознательностью и одновременно постепенным

    «вырастанием» из школы.

    В хорошей школе, педагогический коллектив которой опирается на

    самодеятельность учащихся, поощряя и развивая их общественную активность и

    инициативу, внешкольные интересы свободно вливаются в школьные и обогащают

    школьную жизнь. Там, где этого нет, мотив разграничения и

    противопоставления школы и «настоящей», «взрослой» жизни звучит очень

    сильно. «Каким бы умным и зрелым ты ни был сам по себе, ( пишет юноша, (

    пока ты еще учишься в школе, к тебе относятся как к ребенку не только

    родители, но и все окружающие тебя люди».

    Значительно более сложным и дифференцированным становятся в юношеском

    возрасте отношения к учителям и с учителями. Подобно родителям, учитель

    имеет в сознании ребенка ряд «ипостасей», соответствующих выполняемым

    функциям:

    замена родителей;

    власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями;

    авторитетный источник знаний в определенной области;

    старший товарищ и друг.

    Следует отметить довольно частое расхождение между старшеклассниками и

    их учителями в оценке одних и тех же психологических ситуаций.

    Т.Н.Мальковская опросила учителей и учащихся, чтобы выяснить, существует ли

    между ними контакт. Разница между учительскими и ученическими ответами

    оказалась огромной. «Контакт есть», ( утверждают 73 процента учителей и...

    только 18 процентов учеников; «частичный контакт» отмечают 6 процентов

    учителей и 47 процентов учеников; отсутствие контакта ( 3 процента учителей

    и 28 процентов учеников.

    Отчасти разрыв в оценках объясняется, вероятно, тем, что учителя и

    ученики по-разному понимают слово «контакт». Учителя имеют в виду просто

    нормальный психологический климат, делающий возможным учебно-воспитательный

    процесс, тогда как старшеклассники мечтают об эмоциональном тепле и

    психологической интимности, которые никогда не бывают и не могут быть

    массовыми. И все-таки разница между учительскими и ученическими оценками

    психологического климата школы разительна. И если сознание учеников

    иллюзорно в своем максимализме, ибо предъявляемые ими требования не могут

    быть достигнуты, то сознание взрослых иллюзорно в другом: они переоценивают

    степень своей близости к воспитуемым, а тем самым и меру своего на них

    влияния.

    Главное препятствие взаимоотношению учителей и учеников (

    абсолютизация ролевых отношений, наивно-бюрократический «школо»- и

    «учебоцентризм». Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью,

    не видит за отметками индивидуальности учащегося. Идеальный ученик в его

    понимании ( тот, кто «всегда готов сотрудничать с учителем, стремится к

    знаниям, никогда не нарушает дисциплину на уроках». В противоположность

    образу школьника, идеального во всех отношениях, существует другой:

    ленивого, пассивного и непослушного школьника, враждебно настроенного к

    школе и к учителю. Такой подопечный вызывает у учителя отнюдь не радужные

    ожидания. Если «идеальный» учащийся утверждает учителя в его роли, делает

    его работу приятной и соответственно оказывает позитивное воздействие на

    его Я-концепцию, то «плохой» учащийся, напротив, служит источником

    отрицательных эмоций. Соответственно, учителя считают таких детей

    безразличными, агрессивными, неадаптивными и даже видят в них потенциальных

    правонарушителей.

    Личностный подход ( не просто учет индивидуальных особенностей

    учащихся, отличающих их друг от друга. Это последовательное, всегда и во

    всем, отношение к ученику как к личности, как к ответственному и

    самосознательному субъекту деятельности.

    К.Д.Ушинский писал, что «в огне, оживляющем юность, отличается

    характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться

    его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не стеснять его

    свободного горения, и только заботиться о том, чтобы материал, который в

    это время вливается в душу юности, был хорошего качества».

    Юношеский возраст ( не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно

    важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного

    пути. Будут ли юношеские годы счастливыми и творческими или же останутся в

    памяти сегодняшнего школьника как заполненные мелкими конфликтами, унылой

    зубрежкой и скукой, ( во многом зависит от атмосферы, царящей в школе, от

    его собственных отношений с учителями.

    Юношеская личность всегда противоречива и изменчива. Самая

    распространенная и типичная ошибка учителей ( неумение разглядеть глубинные

    свойства, ядро личности старшеклассника, оценивая его по каким-то

    усредненным, формальным и внешним показателям, таким, как внешняя

    дисциплинированность и учебная успеваемость.

    В старших классах отношения учителя с учениками могут строиться только

    на основе взаимопонимания и уважения друг к другу, прежние формы

    взаимоотношений лишь затрудняют налаживание контакта, вызывая у учащихся

    отчуждение от учителя и негативизм.

    Общение и обособление.

    Взаимоотношения в группе.

    Одна из главных тенденций юношеского возраста ( переориентация общения

    с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее

    равных по положению. Такая переориентация может происходить медленно и

    постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных

    сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков, но

    происходит она обязательно.

    Общение со сверстниками очень важный специфический канал информации;

    по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем

    или иным причинам им не сообщают взрослые. Также общение со сверстниками (

    это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды

    совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального

    взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время

    отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне

    общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных

    и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать

    необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых

    взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной

    жизненной школой.

    Это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой

    принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает

    подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное

    чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить

    уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка

    решающее значение.

    Психология общения в юношеском возрасте строится на основе

    противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации)

    и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то

    группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от

    контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками.

    Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной,

    территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.

    В юношеском возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как

    «одиночество» и «уединение». Чем самостоятельнее и целенаправленнее юноша,

    тем сильнее у него потребность и способность быть одному. Великий немецкий

    поэт Райнер-Мария Рильке писал одному молодомк поэту, что рост одиночества

    «болезнен, как рост мальчика, и печален, как начало весны... Нести его

    нелегко, и почти всем суждены часы, в которые они его охотно поменяли бы на

    любую ( хотя бы самую обычную и дешевую ( общность, на хотя бы признак

    близости с первым встречным, с самым недостойным...». Но убегать от него (

    то же самое, что бежать от самого себя. Только в тишине собственной души

    человек осознает глубокий смысл своего личного бытия.

    Напряженная потребность в общении и аффилиации превращается у многих в

    непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но часа пробыть

    вне своей, а если своей нет ( какой угодно компании. Особенно сильна такая

    потребность у мальчиков.

    При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы,

    скрывающиеся за юношеской потребностью в аффилиации, индивидуальны и

    многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения,

    признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной

    сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающие информацию

    и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать,

    командовать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются и не

    осознаются.

    Типичная черта юношеских групп ( чрезвычайно высокая конформность.

    Яростно отстаивая свою независимость от старших, они зачастую абсолютно

    некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров.

    Неокрепшее, диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою

    очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Причем все это

    должно быть грубо и зримо.

    Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и

    девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности, и

    характера аффилиации.

    На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С

    самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другим

    детьми, затевают совместные игры и т.д. Чувство принадлежности к группе

    сверстников и общение с ними для мужчин всех возрастов значительно важнее,

    чем для женщин.

    Застенчивость ( самая распространенная коммуникативность в юношеском

    возрасте. Чтобы облегчить свои коммуникативные трудности, подростки и юноши

    используют целый ряд специфических хитростей, стратегических приемов.

    Понятие стратегического взаимодействия введено в науку известным

    американским социологом Эрвингом Гоффманом для обозначения ситуаций, в

    которых партнеры по общению улавливают, скрывают или открывают друг другу

    какую-то информацию о себе не прямо, а косвенно, с помощью специальных

    приемов и ухищрений. Совместив эти идеи с теорией Пиаже, Дэвид Элкинд

    отметил в общении юношей ряд особенностей.

    Во-первых, будучи постоянно озабочены собой и предполагая, что другие

    разделяют эту их озабоченность, подростки и юноши обычно действуют в

    расчете на некую «воображаемую аудиторию» (одно из следствий этого (

    застенчивость). Во-вторых, преувеличивая свою уникальность и особенность,

    они часто создают себе «личный мир», вымышленную биографию, поддержание

    которой требует особых усилий. Поэтому юношеское общение часто является

    напряженным, неестественным, имеет двойной план.

    Юношеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в

    свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение ( не

    просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установления

    новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается

    что-то интимное, исключительно свое. Юношеское общение поначалу неизбежно

    экстенсивно, требует частой смены ситуаций и довольно широкого круга

    участников. Принадлежность к компании повышает уверенность подростка к себе

    и дает дополнительные возможности самоутверждения.

    Юношеская дружба.

    Как ни важны для юности товарищеские отношения и чувство своей

    принадлежности к коллективу, групповые контакты обычно включают в себя

    соревновательность, борьбу за положение и авторитет. Даже в самом

    сплоченном коллективе далеко не все его члены испытывают друг к другу

    личную симпатию. Поэтому наряду с развитием коллективных товарищеских

    отношений юношеский возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как

    высокоиндивидуализированной, прочной и глубоко эмоциональной привязанности.

    Узнавание себя в другом и другого в себе ( две стороны единого процесса.

    Параллельно этой способности появляется потребность в самораскрытии.

    «Счастье ( это когда тебя понимают», ( говорит юный герой фильма «Доживем

    до понедельника». Жажда самовыражения, предпосылкой которой является

    осознание своей особенности, составляет одну из главных черт юношеской

    психологии.

    Юношеская дружба по своей природе полифонична, и этим в первую очередь

    объясняется многообразие ее форм, простирающегося от простого

    времяпровождения до глубочайшего самораскрытия. Дружба является прежде

    всего эмоциональной привязанностью, реальная или подразумеваемая близость

    для нее важнее, чем общность предметных интересов.

    Психологическая ценность юношеской дружбы определяется тем, что она

    является одновременно школой самораскрытия и школой понимания другого

    человека. Очень интересно поэтому, какой тип alter ego выбирают

    старшеклассники.

    Пятнадцати-шестнадцатилетние юноши и девушки тянутся к старшим, жадно

    вслушиваются в их слова и всматриваются в их поведение. Дружба со взрослым

    для них дорога и желанна. Потребность в эмоциональном контакте со старшим

    иногда принимает форму страстного увлечения, когда во взрослом видят живое

    воплощение своего идеала.

    Но потребность в дружбе со сверстниками еще сильнее. Психологическая

    близость с друзьями, мера приписываемого им понимания и собственной

    откровенности с ними является в юности максимальной, значительно превосходя

    все прочие взаимоотношения. От друга старшеклассник ждет оценок не только

    максимально близких к его собственной самооценке, но и превышающих ее. Это

    значит, что дружба выполняет специальную функцию поддержания самоуважения

    личности.

    Дружба иногда выступает и как своеобразная форма психотерапии,

    позволяя молодым людям выразить переполняющие их чувства и найти

    подтверждение того, что кто-то разделяет их сомнения, надежды и тревоги.

    Для понимания психологических отличий дружбы взрослых людей от

    юношеской дружбы особенно важны три момента: относительное завершение

    формирования самосознания; расширение и дифференциация сферы общения и

    деятельности; появление новых интимных привязанностей.

    Образ «Я», который у юноши еще только формируется, у взрослого

    человека уже сложился в определенную устойчивую структуру. Жизненный опыт

    позволяет ему более или менее реалистически оценивать себя, свои достижения

    и возможности. Взрослый человек научается соизмерять свои притязания с

    возможностями, его сознание более предметно, менее эгоцентрично, нежели

    юношеское, поэтому потребность в психологическом «зеркале» у него

    снижается. Функция самопознания, столь важная в юношеской дружбе, теперь

    отходит на задний план, и дружеское общение в значительной мере теряет свою

    исповедальность. Чтобы разрешить многие проблемы и трудности, обусловленные

    преувеличением собственной уникальности, непохожести на других, юноше

    иногда достаточно высказать их вслух, поделиться с другом. Проблемы,

    волнующие взрослого человека, значительно сложнее, простым разговором их не

    разрешить. Поэтому общение с друзьями имеет более предметный характер.

    В юности дружба занимает привилегированное положение, поскольку она

    складывается, когда у человека нет еще ни собственной семьи, ни профессии,

    ни любимой. Единственный «соперник» юношеской дружбы ( любовь к родителям,

    но эти чувства лежат в разных плоскостях. С появлением новых, «взрослых»

    привязанностей дружба постепенно утрачивает свое привилегированное

    положение.

    Заключение

    Юность ( одновременно самый искренний и самый неискренний возраст. В

    юности сильнее всего потребность быть в согласии с самим собой,

    бескомпромисность, жажда полного и безоглядного самораскрытия. Однако

    известная неустойчивость представлений о собственном «я» рождает желание

    проверить себя путем разыгрывания каких-то несвойственных ролей. Юноша

    страдает от того, что у него не хватает средств и возможностей выразить

    свой внутренний мир. Но беда его не столько в недостатке средств, сколько в

    реальной неясности, незавершенности его «я».

    Юность эмоциональна, она бурно увлекается новыми людьми, идеями,

    делами. Хотя эти увлечения порой непродолжительны, они помогают в короткий

    срок пережить и освоить много нового.

    Литература:

    1. Авдеева Н.Н. Ранний этап в развитии личности // Психология личности:

    Теория и эксперимент. М., 1982.

    2. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы//

    Психология формирования и развития личности,М., 1981.

    3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1972.

    4. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений //Вопросы психологии.(

    1994.( № 1.

    5. Бодалев А.А.Личность и общение. М., 1983.

    6. Бубер М. Я и Ты. М., 1993.

    7. Диалоги о воспитании: Книга для родителей / Под ред.В.Н.Столетова.( М.:

    Педагогика, 1985

    8. Ильенков Э.В. Что же такое личность? //Психология личности:Тексты. М.,

    1982..

    9. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. ( М.: Просвещение,

    1989.

    10. Кон И.С. Психология юношеского возраста ( М.: Просвещение, 1979.

    11. Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах, Киев, 1982.

    12. Лубовский Д. Развитие мотивов межличностных отношений у подростков 12-

    15 лет // Воспитание школьников. ( 1997. ( № 2.

    13. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском

    возрасте

    14. Петровский В.А. К психологии активности личности // Вопросы психологии.

    1975. ( № 3

    15. Родионова Е.А. Общение как условие развития личности // Психология

    формирования и развития личности. М., 1981.

    16. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984..

    17. Савченко Е.А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным

    проявлениям // Вопросы психологии. ( 1997. ( № 3.

    18. Синягин Ю. Ошибки в общении учителя с учениками и их родителями //

    Воспитание школьников. ( 1997. ( № 1.

    19. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе

    // Вопросы психологии. ( 1994. ( № 6.

    20. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1973.

    21. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и

    саморегуляция // Вопросы психологии. ( 1997. ( № 3

    22. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека

    // Вопросы психологии. ( 1996. ( № 3.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.