Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников
10 баллов – очень высокий;
8 – 9 баллов – высокий;
4 – 7 баллов – средний;
2 – 3 балла – низкий;
0 – 1 балл – очень низкий.
Как видно из таблицы 2 ребенка имеют высокий уровень развития наглядно-
образного мышления, 6 детей – средний уровень развития и 2 ребенка –
низкий уровень развития.
Методика 3. "Лабиринт (А. Л. Венгера).
Целью данной методики является определение уровня развития наглядно-
образного мышления детей младшего школьного возраста.
Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других,
неверных, путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные
указания – мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он
пройдет. ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме.
отражающей последовательность этапов пути. Одновременно методику "Лабиринт"
целесообразно использовать в качестве упражнений для развития наглядно-
образного и наглядно-действенного мышления (см. Приложение №2).
Оценка результата:
Количество баллов, получаемых ребенком, устанавливается по шкале
оценок (см. Приложение №2).
После проведения методики получили следующие результаты:
2 ребенка имеют высокий уровень развития наглядно-образного мышления;
6 детей – средний уровень развития;
2 ребенка – низкий уровень развития.
Таким образом, при проведении предварительного эксперимента группа
учащихся (10 человек) показала следующие результаты:
60% детей имеет средний уровень развития наглядно-действенного и
наглядно-образного мышления;
20% - высокий уровень развития и
20% - низкий уровень развития.
Результаты диагностики можно представить в виде диаграммы:
3.2. Особенности использования интегрированных уроков по математике и
трудовому обучению при развитии наглядно-действенного и наглядно-
образного мышления младших школьников.
На основе предварительного эксперимента мы определили, что у детей
недостаточно развито наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. для
более высокого уровня развития этих видов мышления были проведены
интегрированные уроки математики и трудового обучения. уроки проводились по
программе "Математика и конструирование", авторами которой являются С. И.
Волкова и О. Л. Пчелкина. (см. Приложение №3).
Приведем фрагменты уроков, которые способствовали развитию наглядно-
действенного и наглядно-образного мышления.
Тема: Знакомство с треугольником. Построение треугольников. Виды
треугольников.
Этот урок направлен на развитие умения анализировать, творческого
воображения, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; научить в
результате практических упражнений строить треугольник.
Фрагмент 1.
Соедините точку 1 с точкой 2, точку 2 с точкой , точку 3 с точкой 1.
- Что это такое? – спросил Циркуль.
- Да это же ломаная линия! – воскликнула точка.
- А сколько в ней отрезков, ребята?
- А углов?
- Ну, вот это и есть треугольник.
После знакомства детей с видами треугольника (остроугольный,
прямоугольный, тупоугольный) были заданы следующие задания:
Обведите вершину прямого угла треугольника красным карандашом, тупого угла
– синим, острого – зеленым. Закрась прямоугольный треугольник.
Закрась остроугольные треугольники.
Найдите и отметьте прямые углы. Посчитайте и запишите сколько прямоугольных
треугольников изображено на чертеже.
Тема: Знакомство с четырехугольником. Виды четырехугольников.
Построение четырехугольников.
Этот урок направлен на развитие всех видов мышления, пространственное
воображение.
Приведу примеры заданий на развитие наглядно-действенного и наглядно-
образного мышления.
Фрагмент 2.
I. Повторение.
а) повторение об углах.
Возьмите лист бумаги. Произвольно согните его. разверните. получили
прямую линию. Теперь согните лист по-другому. Посмотрите на углы, которые
получили без линейки и карандаша. Назовите их.
Согните из проволоки:
После знакомства с четырехугольником и его видами, были предложены
следующие задания:
1)
Сколько квадратов?
2) Сосчитайте прямоугольники.
Найдите 9 квадратов.
Фрагмент 3.
Для выполнения практической работы было предложено такое задание:
Скопируйте данный четырехугольник, вырежи его, проведи диагонали.
Разрежьте четырехугольник на два треугольника по той диагонали, которая
длиннее и выложи из полученных треугольников такие фигуры, как показаны
ниже.
Тема: Повторение знаний о квадрате. Знакомство с игрой "Танграм",
конструирование из его частей.
Этот урок направлен на активацию познавательной деятельности через
решение логических задач, развитие наглядно-образного и наглядно-
действенного мышления, внимания, воображения, стимулирование активного
творческого труда.
Фрагмент 4.
II. Устный счет.
- Урок начнем с небольшой экскурсии в "геометрический лес".
Дети, мы с вами попали в необычный лес. Чтобы в нем не заблудиться,
надо назвать геометрические фигуры, которые "спрятались" в этом лесу.
Назовите геометрические фигуры, какие вы здесь видите.
Задание на повторение понятия прямоугольника.
- Найдите соответствующие пары, чтобы при их сложении получалось три
прямоугольника.
На этом уроке использовалась игра "Танграм" – математический
конструктор. она способствует развитию рассматриваемых нами видов мышления,
творческой инициативы, смекалки (см. приложение №4).
Для составления плоскостных фигур по образу необходимо не только
знание названия геометрических фигур, их свойств и отличительных признаков,
но и умение представить, вообразить, что получится в результате соединения
нескольких фигур, зрительно расчленить образец, представленный контуром или
силуэтом, на составляющие его части.
Обучение детей игре "Танграм" проводилось в четыре этапа.
1 этап. Ознакомление детей с игрой: сообщение названия, рассматривание
отдельных частей, уточнение их названия, соотношение частей по размерам,
усвоение способов соединения их между собой.
2 этап. Составление сюжетных фигур по элементарному изображению
предмета.
Составление предметных фигур по элементарному изображению состоит в
механическом подборе, копировании способа расположения частей игры.
Необходимо внимательно рассмотреть образец, назвать составные части, их
расположение и соединение.
3 этап. Составление сюжетных фигур по частичному элементарному
изображению.
Детям предлагаются образцы, на которых указано место расположения
одной – двух составных частей, остальные они должны расположить
самостоятельно.
4 этап. Составление сюжетных фигур по контурному, или силуэтному,
образцу.
На этом уроке было знакомство с игрой "Танграм"
Фрагмент 5.
- Это древняя китайская игра. В целом это квадрат, разделенный на 7
частей. (показ схемы)
- Из этих частей вы должны сконструировать изображение свечи. (показ
схемы)
Тема: Круг, окружность, их элементы; циркуль, его использование,
построение окружности с помощью циркуля. "Волшебный круг",
составление различных фигур из "волшебного круга".
Этот урок послужил развитию умения анализировать, сравнивать,
логического мышления, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления,
воображения.
Примеры заданий на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного
мышления.
Фрагмент 6.
(после разъяснения и показа учителя, как начертить окружность с
помощью циркуля, дети выполняют такую же работу).
- Ребята, у вас на столах лежит картон. Начертите на картоне
окружность радиусом 4 см.
Затем, на листах красного цвета учащиеся чертят окружность, вырезают
круги, с помощью карандаша и линейки делят круги на 4 равные части.
Одну часть отделяют от круга (заготовка для шляпки гриба).
Изготавливают ножку для гриба, склеивают все части.
Составление предметных картинок из геометрических фигур.
- В "Стране круглых фигур" жители придумали свои игры, в которых
используются круги, разделенные на различные фигуры. Одна из таких игр
называется "Волшебный круг". С помощь. этой игры можно выложить различных
человечков из геометрических фигур, составляющих круг. А человечки эти
необходимы для того, чтобы собирать грибы, изготовленные вами сегодня на
уроке. У вас на столах лежат круги, разделенные линиями на фигуры. Возьмите
ножницы и разрежьте круг по намеченным линиям.
Затем учащиеся выкладывают человечков.
3.3. Обработка и анализ материалов эксперимента.
После проведения интегрированных уроков по математике и трудовому
обучению мы провели констатирующее исследование.
Участвовала та же группа учащихся, использовались задания
предварительного эксперимента с целью выявления, на сколько процентов
повысился уровень развития мышления младшего школьника после проведения
интегрированных уроков математики и трудового обучения. После проведения
всего эксперимента вычерчивается диаграмма, из которой можно увидеть, на
сколько процентов повысился уровень развития наглядно-действенного и
наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста. Делается
соответствующий вывод.
Методика 1. "Кубик Рубика"
После проведенния этой методики были получены следующие результаты:
|№ |Ф. И. учащегося|Задание |Общий |Уровень |
|п\п | | |резуль|развития |
| | | |тат |наглядно-дей |
| | | |(балл)|ст-венного |
| | | | |мыш- ления |
| | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | | |
|1 |Кушнерев |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |8 |высокий |
| |Александр | | | | | | | | | | | |
|2 |Данилина Дарья |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |6,3 |высокий |
|3 |Кирпичев |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |- |3,5 |средний |
| |Алексей | | | | | | | | | | | |
|4 |Мирошников |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |4,8 |высокий |
| |Валерий | | | | | | | | | | | |
|5 |Еременко Марина|+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |- |3,5 |средний |
|6 |Сулейманов |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |10 |очень высокий|
| |Ренат | | | | | | | | | | | |
|7 |Тихонов Денис |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |6,3 |высокий |
|8 |Черкашин Сергей|+ |+ |+ |- |- |- |- |- |- |1,5 |средний |
|9 |Тенизбаев |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |10 |очень высокий|
| |Никита | | | | | | | | | | | |
|10 |Питимко Артем |+ |+ |+ |- |- |- |- |- |- |1,5 |средний |
Из таблицы видно, что 2 ребенка имеют очень высокий уровень развития
наглядно-действенного мышления, 4 ребенка – высокий уровень развития, 4
ребенка – средний уровень развития.
Методика 2. "Матрица Равена"
Результаты этой методики такие (см. Приложение №1):
2 человека имеют очень высокий уровень развития наглядно-образного
мышления, 4 человека – высокий уровень развития, 3 человека – средний
уровень развития и 1 человек – низкий уровень.
Методика 3. "Лабиринт"
После проведения методики были получены следующие результаты (см.
Приложение 2):
1 ребенок – очень высокий уровень развития;
5 детей – высокий уровень развития;
3 ребенка – средний уровень развития;
1 ребенок – низкий уровень развития;
Составляя результаты диагностической работы с результатами методик, мы
получили, что 60% испытуемых имеют высокий и очень высокий уровень
развития, 30% - средний уровень и 10% - низкий уровень.
Динамика развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления
учащихся представлена на диаграмме:
Итак, мы видим, что результаты стали намного выше, уровень развития
наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младшего школьника
значительно повысился, это говорит о том, что проведенные нами
интегрированные уроки математики и трудового обучения существенно улучшили
процесс развития этих видов мышления второклассников, что явилось
основанием доказательства правильности выдвинутой нами гипотезы.
Заключение.
Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при
проведении интегрированных уроков математики и трудового обучения, как
показало наше исследование, является очень важной и актуальной проблемой.
Исследуя эту проблему, мы подобрали методы диагностики наглядно-
действенного и наглядно-образного мышления применительно к младшему
школьному возрасту.
Для улучшения геометрических знаний и развития рассматриваемых видов
мышления нами были разработаны и проведены интегрированные уроки математики
и трудового обучения, на которых детям понадобились не только
математические знания, но и трудовые умения и навыки.
Интеграция в начальной школе, как правило, имеет количественный
характер – "немного обо всем". Это значит, что дети получают все новые и
новые представления о понятиях, систематические дополняя и расширяя круг
уже имеющихся знаний (двигаясь в познании по спирали). В начальной школе
интеграцию целесообразно строить на объединении достаточно близких областей
знаний.
В наших уроках мы попытались объединить два разноплановых по способу
овладения ими учебных предмета: математику, изучение которой носит
теоретический характер, и трудовое обучение, формирование умений и навыков
в котором носит практический характер.
В практической части работы мы провели изучение уровня развития
наглядно-действенного и наглядно-образного мышления до проведения
интегрированных уроков математики и трудового обучения. Результаты
первичного исследования показали, что уровень развития этих видов мышления
носит слабый характер.
После проведения интегрированных уроков было проведено контрольное
исследование с помощью той же диагностики. Сравнивая полученные результаты
с выявленными ранее, мы установили, что эти уроки оказались эффективны для
развития рассматриваемых видов мышления.
Таким образом, можно сделать вывод, что интегрированные уроки
математики и трудового обучения способствуют развитию наглядно-действенного
и наглядно-образного мышления.
Список использованной литературы:
|1.|Абдулин О. А. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. |
|2.|Актуальные вопросы методики преподавания математики.: Сборник трудов. |
| |–М.:МГПИ, 1981 |
|3.|Артемов А. С. Курс лекций по психологии. Харьков, 1958. |
|4.|Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. |
|5.|Бантева М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в |
| |начальных классах. – М. Просвещение, 1981 |
|6.|Баранов С. П. Педагогика. М.: Просвещение, 1987. |
|7.|Беломестная А. В., Кабанова Н. В. Моделирование в курсе "Математика и |
| |онст-руирование". // Н. Ш., 1990. - №9 |
|8.|Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа - 1994 - |
| |№11 |
|9.|Брушлинская А. В. Психология мышления и кибернетика. М.: Просвещение, |
| |1970. |
|10|Волкова С. И. Математика и конструирование // Начальная школа. - 1993 |
|. |- №1. |
|11|Волкова С. И., Алексеенко О. Л. Изучение курса "Математика и |
|. |конструирова-ние". // Н. Ш. – 1990. - №1 |
|12|Волкова С. И., Пчелкина О. Л. Альбом по математике и конструированию: |
|. |2 класс. М.: Просвещение, 1995. |
|13|Голубева Н. Д., Щеглова Т. М. Формирование геометрических |
|. |представлений у первоклассников // Начальная школа. - 1996. - №3 |
|14|Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, |
|. |1982. |
|15|Житомирский В. Г., Шеврин Л .Н. Путешествие по стране Геометрии. |
|. |М.:Педагогика - Пресс, 1994 |
|16|Зак А. З. Занимательные задачи для развития мышления // Начальная |
|. |школа. 1985. №5 |
|17|Истомина Н. Б. Активация учащихся на уроках математики в начальных |
|. |классах. – М. Просвещение, 1985. |
|18|Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. М.: |
|. |Линка-пресс, 1997. |
|19|Коломинский Я. Л. Человек: психология. М.:1986. |
|. | |
|20|Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.:|
|. |Просвещение, 1968. |
|21|Кудрякова Л. А. Изучаем геометрию // Начальная школа. - 1996. - №2. |
|. | |
|22|Курс общей, возрастной и педагогической психологии: 2/под. Ред. М. В. |
|. |Гамезо. М.: Просвещение, 1982. |
|23|Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. М.: |
|. |Линка-пресс, 1998. |
|24|Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника: |
|. |Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1985. |
|25|Методика начального обучения математике. /Под общ. ред. А. А. Столяра,|
|. |В. Л. Дроздова – Минск: Высш. школа, 1988. |
|26|Моро М. И., Пышкало Л. М. Методика обучения математике в 1 – 3 кл. – |
|. |М.: Просвещение, 1978. |
|27|Немов Р. С. Психология. М., 1995. |
|. | |
|28|О реформе общеобразовательной профессиональной школы. |
|. | |
|29|Пазушко Ж. И. Развивающая геометрия в начальной школе // Начальная |
|. |школа. - 1999. - №1. |
|30|Программы обучения по системе Л. В. Занкова 1 – 3 классы. – М.: |
|. |Просвещение, 1993. |
|31|Программы общеобразовательных учебных заведений в РФ начальных классах|
|. |(1 – 4 ) – М.: Просвещение, 1992. Программы развивающего обучения. |
| |(система Д. Б. Эльковнина – В. В. Давыдова) |
|32|Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. |
|. | |
|33|Стойлова Л. П. Математика. Учебное пособие. М.: Академия, 1998. |
|. | |
|34|Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. И учеба, и игра: математика. Ярославль:|
|. |Академия развития, 1997. |
|35|Фридман Л. М. Задачи на развитие мышления. М.: Просвещение, 1963. |
|. | |
|36|Фридман Л. М. Психологический справочник учителю М.: 1991. |
|. | |
|37|Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. - М.,1993. |
|. | |
|38|Шардаков В. С. Мышление школьников. М.: Просвещение, 1963. |
|. | |
|39|Эрдниев П. М. Обучение математике в начальных классах. М.: АО |
|. |"Столетие", 1995. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|