МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников

    10 баллов – очень высокий;

    8 – 9 баллов – высокий;

    4 – 7 баллов – средний;

    2 – 3 балла – низкий;

    0 – 1 балл – очень низкий.

    Как видно из таблицы 2 ребенка имеют высокий уровень развития наглядно-

    образного мышления, 6 детей – средний уровень развития и 2 ребенка –

    низкий уровень развития.

    Методика 3. "Лабиринт (А. Л. Венгера).

    Целью данной методики является определение уровня развития наглядно-

    образного мышления детей младшего школьного возраста.

    Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других,

    неверных, путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные

    указания – мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он

    пройдет. ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме.

    отражающей последовательность этапов пути. Одновременно методику "Лабиринт"

    целесообразно использовать в качестве упражнений для развития наглядно-

    образного и наглядно-действенного мышления (см. Приложение №2).

    Оценка результата:

    Количество баллов, получаемых ребенком, устанавливается по шкале

    оценок (см. Приложение №2).

    После проведения методики получили следующие результаты:

    2 ребенка имеют высокий уровень развития наглядно-образного мышления;

    6 детей – средний уровень развития;

    2 ребенка – низкий уровень развития.

    Таким образом, при проведении предварительного эксперимента группа

    учащихся (10 человек) показала следующие результаты:

    60% детей имеет средний уровень развития наглядно-действенного и

    наглядно-образного мышления;

    20% - высокий уровень развития и

    20% - низкий уровень развития.

    Результаты диагностики можно представить в виде диаграммы:

    3.2. Особенности использования интегрированных уроков по математике и

    трудовому обучению при развитии наглядно-действенного и наглядно-

    образного мышления младших школьников.

    На основе предварительного эксперимента мы определили, что у детей

    недостаточно развито наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. для

    более высокого уровня развития этих видов мышления были проведены

    интегрированные уроки математики и трудового обучения. уроки проводились по

    программе "Математика и конструирование", авторами которой являются С. И.

    Волкова и О. Л. Пчелкина. (см. Приложение №3).

    Приведем фрагменты уроков, которые способствовали развитию наглядно-

    действенного и наглядно-образного мышления.

    Тема: Знакомство с треугольником. Построение треугольников. Виды

    треугольников.

    Этот урок направлен на развитие умения анализировать, творческого

    воображения, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; научить в

    результате практических упражнений строить треугольник.

    Фрагмент 1.

    Соедините точку 1 с точкой 2, точку 2 с точкой , точку 3 с точкой 1.

    - Что это такое? – спросил Циркуль.

    - Да это же ломаная линия! – воскликнула точка.

    - А сколько в ней отрезков, ребята?

    - А углов?

    - Ну, вот это и есть треугольник.

    После знакомства детей с видами треугольника (остроугольный,

    прямоугольный, тупоугольный) были заданы следующие задания:

    Обведите вершину прямого угла треугольника красным карандашом, тупого угла

    – синим, острого – зеленым. Закрась прямоугольный треугольник.

    Закрась остроугольные треугольники.

    Найдите и отметьте прямые углы. Посчитайте и запишите сколько прямоугольных

    треугольников изображено на чертеже.

    Тема: Знакомство с четырехугольником. Виды четырехугольников.

    Построение четырехугольников.

    Этот урок направлен на развитие всех видов мышления, пространственное

    воображение.

    Приведу примеры заданий на развитие наглядно-действенного и наглядно-

    образного мышления.

    Фрагмент 2.

    I. Повторение.

    а) повторение об углах.

    Возьмите лист бумаги. Произвольно согните его. разверните. получили

    прямую линию. Теперь согните лист по-другому. Посмотрите на углы, которые

    получили без линейки и карандаша. Назовите их.

    Согните из проволоки:

    После знакомства с четырехугольником и его видами, были предложены

    следующие задания:

    1)

    Сколько квадратов?

    2) Сосчитайте прямоугольники.

    Найдите 9 квадратов.

    Фрагмент 3.

    Для выполнения практической работы было предложено такое задание:

    Скопируйте данный четырехугольник, вырежи его, проведи диагонали.

    Разрежьте четырехугольник на два треугольника по той диагонали, которая

    длиннее и выложи из полученных треугольников такие фигуры, как показаны

    ниже.

    Тема: Повторение знаний о квадрате. Знакомство с игрой "Танграм",

    конструирование из его частей.

    Этот урок направлен на активацию познавательной деятельности через

    решение логических задач, развитие наглядно-образного и наглядно-

    действенного мышления, внимания, воображения, стимулирование активного

    творческого труда.

    Фрагмент 4.

    II. Устный счет.

    - Урок начнем с небольшой экскурсии в "геометрический лес".

    Дети, мы с вами попали в необычный лес. Чтобы в нем не заблудиться,

    надо назвать геометрические фигуры, которые "спрятались" в этом лесу.

    Назовите геометрические фигуры, какие вы здесь видите.

    Задание на повторение понятия прямоугольника.

    - Найдите соответствующие пары, чтобы при их сложении получалось три

    прямоугольника.

    На этом уроке использовалась игра "Танграм" – математический

    конструктор. она способствует развитию рассматриваемых нами видов мышления,

    творческой инициативы, смекалки (см. приложение №4).

    Для составления плоскостных фигур по образу необходимо не только

    знание названия геометрических фигур, их свойств и отличительных признаков,

    но и умение представить, вообразить, что получится в результате соединения

    нескольких фигур, зрительно расчленить образец, представленный контуром или

    силуэтом, на составляющие его части.

    Обучение детей игре "Танграм" проводилось в четыре этапа.

    1 этап. Ознакомление детей с игрой: сообщение названия, рассматривание

    отдельных частей, уточнение их названия, соотношение частей по размерам,

    усвоение способов соединения их между собой.

    2 этап. Составление сюжетных фигур по элементарному изображению

    предмета.

    Составление предметных фигур по элементарному изображению состоит в

    механическом подборе, копировании способа расположения частей игры.

    Необходимо внимательно рассмотреть образец, назвать составные части, их

    расположение и соединение.

    3 этап. Составление сюжетных фигур по частичному элементарному

    изображению.

    Детям предлагаются образцы, на которых указано место расположения

    одной – двух составных частей, остальные они должны расположить

    самостоятельно.

    4 этап. Составление сюжетных фигур по контурному, или силуэтному,

    образцу.

    На этом уроке было знакомство с игрой "Танграм"

    Фрагмент 5.

    - Это древняя китайская игра. В целом это квадрат, разделенный на 7

    частей. (показ схемы)

    - Из этих частей вы должны сконструировать изображение свечи. (показ

    схемы)

    Тема: Круг, окружность, их элементы; циркуль, его использование,

    построение окружности с помощью циркуля. "Волшебный круг",

    составление различных фигур из "волшебного круга".

    Этот урок послужил развитию умения анализировать, сравнивать,

    логического мышления, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления,

    воображения.

    Примеры заданий на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного

    мышления.

    Фрагмент 6.

    (после разъяснения и показа учителя, как начертить окружность с

    помощью циркуля, дети выполняют такую же работу).

    - Ребята, у вас на столах лежит картон. Начертите на картоне

    окружность радиусом 4 см.

    Затем, на листах красного цвета учащиеся чертят окружность, вырезают

    круги, с помощью карандаша и линейки делят круги на 4 равные части.

    Одну часть отделяют от круга (заготовка для шляпки гриба).

    Изготавливают ножку для гриба, склеивают все части.

    Составление предметных картинок из геометрических фигур.

    - В "Стране круглых фигур" жители придумали свои игры, в которых

    используются круги, разделенные на различные фигуры. Одна из таких игр

    называется "Волшебный круг". С помощь. этой игры можно выложить различных

    человечков из геометрических фигур, составляющих круг. А человечки эти

    необходимы для того, чтобы собирать грибы, изготовленные вами сегодня на

    уроке. У вас на столах лежат круги, разделенные линиями на фигуры. Возьмите

    ножницы и разрежьте круг по намеченным линиям.

    Затем учащиеся выкладывают человечков.

    3.3. Обработка и анализ материалов эксперимента.

    После проведения интегрированных уроков по математике и трудовому

    обучению мы провели констатирующее исследование.

    Участвовала та же группа учащихся, использовались задания

    предварительного эксперимента с целью выявления, на сколько процентов

    повысился уровень развития мышления младшего школьника после проведения

    интегрированных уроков математики и трудового обучения. После проведения

    всего эксперимента вычерчивается диаграмма, из которой можно увидеть, на

    сколько процентов повысился уровень развития наглядно-действенного и

    наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста. Делается

    соответствующий вывод.

    Методика 1. "Кубик Рубика"

    После проведенния этой методики были получены следующие результаты:

    |№ |Ф. И. учащегося|Задание |Общий |Уровень |

    |п\п | | |резуль|развития |

    | | | |тат |наглядно-дей |

    | | | |(балл)|ст-венного |

    | | | | |мыш- ления |

    | | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | | |

    |1 |Кушнерев |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |8 |высокий |

    | |Александр | | | | | | | | | | | |

    |2 |Данилина Дарья |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |6,3 |высокий |

    |3 |Кирпичев |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |- |3,5 |средний |

    | |Алексей | | | | | | | | | | | |

    |4 |Мирошников |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |4,8 |высокий |

    | |Валерий | | | | | | | | | | | |

    |5 |Еременко Марина|+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |- |3,5 |средний |

    |6 |Сулейманов |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |10 |очень высокий|

    | |Ренат | | | | | | | | | | | |

    |7 |Тихонов Денис |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |6,3 |высокий |

    |8 |Черкашин Сергей|+ |+ |+ |- |- |- |- |- |- |1,5 |средний |

    |9 |Тенизбаев |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |10 |очень высокий|

    | |Никита | | | | | | | | | | | |

    |10 |Питимко Артем |+ |+ |+ |- |- |- |- |- |- |1,5 |средний |

    Из таблицы видно, что 2 ребенка имеют очень высокий уровень развития

    наглядно-действенного мышления, 4 ребенка – высокий уровень развития, 4

    ребенка – средний уровень развития.

    Методика 2. "Матрица Равена"

    Результаты этой методики такие (см. Приложение №1):

    2 человека имеют очень высокий уровень развития наглядно-образного

    мышления, 4 человека – высокий уровень развития, 3 человека – средний

    уровень развития и 1 человек – низкий уровень.

    Методика 3. "Лабиринт"

    После проведения методики были получены следующие результаты (см.

    Приложение 2):

    1 ребенок – очень высокий уровень развития;

    5 детей – высокий уровень развития;

    3 ребенка – средний уровень развития;

    1 ребенок – низкий уровень развития;

    Составляя результаты диагностической работы с результатами методик, мы

    получили, что 60% испытуемых имеют высокий и очень высокий уровень

    развития, 30% - средний уровень и 10% - низкий уровень.

    Динамика развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

    учащихся представлена на диаграмме:

    Итак, мы видим, что результаты стали намного выше, уровень развития

    наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младшего школьника

    значительно повысился, это говорит о том, что проведенные нами

    интегрированные уроки математики и трудового обучения существенно улучшили

    процесс развития этих видов мышления второклассников, что явилось

    основанием доказательства правильности выдвинутой нами гипотезы.

    Заключение.

    Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при

    проведении интегрированных уроков математики и трудового обучения, как

    показало наше исследование, является очень важной и актуальной проблемой.

    Исследуя эту проблему, мы подобрали методы диагностики наглядно-

    действенного и наглядно-образного мышления применительно к младшему

    школьному возрасту.

    Для улучшения геометрических знаний и развития рассматриваемых видов

    мышления нами были разработаны и проведены интегрированные уроки математики

    и трудового обучения, на которых детям понадобились не только

    математические знания, но и трудовые умения и навыки.

    Интеграция в начальной школе, как правило, имеет количественный

    характер – "немного обо всем". Это значит, что дети получают все новые и

    новые представления о понятиях, систематические дополняя и расширяя круг

    уже имеющихся знаний (двигаясь в познании по спирали). В начальной школе

    интеграцию целесообразно строить на объединении достаточно близких областей

    знаний.

    В наших уроках мы попытались объединить два разноплановых по способу

    овладения ими учебных предмета: математику, изучение которой носит

    теоретический характер, и трудовое обучение, формирование умений и навыков

    в котором носит практический характер.

    В практической части работы мы провели изучение уровня развития

    наглядно-действенного и наглядно-образного мышления до проведения

    интегрированных уроков математики и трудового обучения. Результаты

    первичного исследования показали, что уровень развития этих видов мышления

    носит слабый характер.

    После проведения интегрированных уроков было проведено контрольное

    исследование с помощью той же диагностики. Сравнивая полученные результаты

    с выявленными ранее, мы установили, что эти уроки оказались эффективны для

    развития рассматриваемых видов мышления.

    Таким образом, можно сделать вывод, что интегрированные уроки

    математики и трудового обучения способствуют развитию наглядно-действенного

    и наглядно-образного мышления.

    Список использованной литературы:

    |1.|Абдулин О. А. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. |

    |2.|Актуальные вопросы методики преподавания математики.: Сборник трудов. |

    | |–М.:МГПИ, 1981 |

    |3.|Артемов А. С. Курс лекций по психологии. Харьков, 1958. |

    |4.|Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. |

    |5.|Бантева М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в |

    | |начальных классах. – М. Просвещение, 1981 |

    |6.|Баранов С. П. Педагогика. М.: Просвещение, 1987. |

    |7.|Беломестная А. В., Кабанова Н. В. Моделирование в курсе "Математика и |

    | |онст-руирование". // Н. Ш., 1990. - №9 |

    |8.|Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа - 1994 - |

    | |№11 |

    |9.|Брушлинская А. В. Психология мышления и кибернетика. М.: Просвещение, |

    | |1970. |

    |10|Волкова С. И. Математика и конструирование // Начальная школа. - 1993 |

    |. |- №1. |

    |11|Волкова С. И., Алексеенко О. Л. Изучение курса "Математика и |

    |. |конструирова-ние". // Н. Ш. – 1990. - №1 |

    |12|Волкова С. И., Пчелкина О. Л. Альбом по математике и конструированию: |

    |. |2 класс. М.: Просвещение, 1995. |

    |13|Голубева Н. Д., Щеглова Т. М. Формирование геометрических |

    |. |представлений у первоклассников // Начальная школа. - 1996. - №3 |

    |14|Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, |

    |. |1982. |

    |15|Житомирский В. Г., Шеврин Л .Н. Путешествие по стране Геометрии. |

    |. |М.:Педагогика - Пресс, 1994 |

    |16|Зак А. З. Занимательные задачи для развития мышления // Начальная |

    |. |школа. 1985. №5 |

    |17|Истомина Н. Б. Активация учащихся на уроках математики в начальных |

    |. |классах. – М. Просвещение, 1985. |

    |18|Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. М.: |

    |. |Линка-пресс, 1997. |

    |19|Коломинский Я. Л. Человек: психология. М.:1986. |

    |. | |

    |20|Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.:|

    |. |Просвещение, 1968. |

    |21|Кудрякова Л. А. Изучаем геометрию // Начальная школа. - 1996. - №2. |

    |. | |

    |22|Курс общей, возрастной и педагогической психологии: 2/под. Ред. М. В. |

    |. |Гамезо. М.: Просвещение, 1982. |

    |23|Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. М.: |

    |. |Линка-пресс, 1998. |

    |24|Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника: |

    |. |Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1985. |

    |25|Методика начального обучения математике. /Под общ. ред. А. А. Столяра,|

    |. |В. Л. Дроздова – Минск: Высш. школа, 1988. |

    |26|Моро М. И., Пышкало Л. М. Методика обучения математике в 1 – 3 кл. – |

    |. |М.: Просвещение, 1978. |

    |27|Немов Р. С. Психология. М., 1995. |

    |. | |

    |28|О реформе общеобразовательной профессиональной школы. |

    |. | |

    |29|Пазушко Ж. И. Развивающая геометрия в начальной школе // Начальная |

    |. |школа. - 1999. - №1. |

    |30|Программы обучения по системе Л. В. Занкова 1 – 3 классы. – М.: |

    |. |Просвещение, 1993. |

    |31|Программы общеобразовательных учебных заведений в РФ начальных классах|

    |. |(1 – 4 ) – М.: Просвещение, 1992. Программы развивающего обучения. |

    | |(система Д. Б. Эльковнина – В. В. Давыдова) |

    |32|Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. |

    |. | |

    |33|Стойлова Л. П. Математика. Учебное пособие. М.: Академия, 1998. |

    |. | |

    |34|Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. И учеба, и игра: математика. Ярославль:|

    |. |Академия развития, 1997. |

    |35|Фридман Л. М. Задачи на развитие мышления. М.: Просвещение, 1963. |

    |. | |

    |36|Фридман Л. М. Психологический справочник учителю М.: 1991. |

    |. | |

    |37|Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. - М.,1993. |

    |. | |

    |38|Шардаков В. С. Мышление школьников. М.: Просвещение, 1963. |

    |. | |

    |39|Эрдниев П. М. Обучение математике в начальных классах. М.: АО |

    |. |"Столетие", 1995. |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.