МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психолого-педагогические основы контроля и оценки деятельности учащихся на уроках русского языка

    орфографического правила и предполагают работу как с отдельными словами так

    и со связными текстами.

    1. Орфограммы безударных гласных в корне слова.

    а) Прочитайте слова. Написание каких букв надо проверять?

    Почему?

    Река, весной, большой, вечерний, мясной, ледяной, закричали.

    б) Послушайте слова. Что нужно проверять при их написании?

    Вяжу, скрипел, вечерний, озеро, почернели.

    в) Прочитайте текст. Написание каких слов надо проверять?

    Сосна

    Митя посадил маленькую сосенку. Мальчик часто поливал ее водой. Возле

    сосны зеленела трава. По утрам на траве блестела роса (14 орфограмм)

    г) Послушайте рассказ. Написание каких слов нужно проверять?

    Катя и Маша

    Пошла Катя за грибами. Она взяла Машу. Маша была мала. На пути

    была речка. Катя взяла Машу к себе на спину. Сняла чулки и пошла

    по воде. Катя несла Машу. (9 орфограмм) (По Л. Н. Толстому)

    2. Орфограммы парных звонких и глухих согласных

    а) Прочитайте слова. Написание каких букв нужно проверять?

    Мед, шалаш, сторож, указка, краска, бумажка.

    б) Послушайте слова. Что нужно проверять при их написании?

    Клюв, лебедь, коляска, пирожки, шкаф.

    в) Прочитайте текст. Написание каких слов нужно проверять?

    Поход

    Ребята пошли в поход. У костра готовили обед. Дежурные достали ложки.

    Ели вкусный суп. После обеда сидели на травке. Глеб рассказал интересную

    сказку. Потом друг другу загадывали загадки (9 орфограмм).

    г) Послушайте рассказ. Написание каких слов нужно проверять?

    Зимой

    Наступила зима. Утром бывает сильный мороз. Часто падает снег.

    У дома большой сугроб, снег занес все дорожки. Дети надели теплые

    шубки и шапки. Они весело играют в снежки (8 орфограмм).

    Неумение школьников обнаружить в слове орфограмму как «точку»

    применения специального правила является реальной предпосылкой

    орфографической ошибки. Не зная, что следует проверять ученик привыкает

    писать по произношению. Обусловлено это явление прежде всего недоработками

    методики. Явление прежде всего недоработками методики. Во-первых, очевидна

    зависимость усвоения орфографии от степени овладения учеником, минимумом

    фонетических знаний и умений (постановка ударения, распознавание ударных и

    безударных гласных и т.п.) Во-вторых, в неполных учебниках недостаточно

    представлены упражнения на нахождение объектов орфографических правил.

    Действительно, наиболее распространенное упражнение – списать, вставляя

    пропущенные буквы, где орфограмма уже задана авторами учебников. В –

    третьих, наблюдения уроков русского языка и выборочный анализ поурочных

    планов у разных учителей показывают, что в угоду увеличения количества

    написанных за урок слов в повседневной практике почти полностью отсутствует

    указанная работа.

    В этой связи для обучения нахождению объекта орфографического правила

    как наиболее эффективные можно рекомендовать следующие упражнения:

    а) Объясните, почему в текстах упражнений пропущены определенные

    буквы.

    б) Прослушайте текст. Посчитайте сколько слов нуждаются в проверке.

    Объясните, какие и почему.

    в) Спишите текст, пропуская буквы, нуждающиеся в проверке.

    г) Запишите текст. В сомнительных для себя случаях вместо букв

    оставляйте пробел (Письмо С «дырками»)

    Действие по орфографическому правилу

    Когда говорят о действиях по орфографическому правилу, имеют в виду

    прежде всего алгоритмы – отработку языковых операций в определенном

    порядке. Однако основные трудности владения правилами состоят не столько в

    последовательности действий, сколько в их содержательной стороне. Как

    установлено Л. И. Айдаровой. Орфографические трудности рождаются главным

    образом в плоскости семантических отношений между проверяемым и

    проверочными словами, они определены отсутствием связи между

    грамматическими значениями и выражением их отдельными морфемами слова.

    Действительно младший школьник зачастую не осознает слова садовник и сад

    однокоренными(сад – это деревья, а садовник – это человек). В начальной

    школе традиционно отрабатываются два способа проверки: изменение того же

    слова и подбор однокоренного слова. И хотя практическим умением

    образовывать новые формы и слова учащиеся владеют, они не умеют делать это

    произвольно по специальному заданию».

    В процессе экспериментальной работы Н,С, Рождественский доказал

    большое значение выделения и составления групп однокоренных слов. Он

    рекомендует как можно раньше развивать у школьников элементарное осознание

    родства между словами.

    «Важно подбирать роды однокоренных слов так, чтобы каждый ряд

    начинался с опорного слова (затем оно будет осознаваться как проверочное,

    контрольное) опираясь на которое ученики могли бы правильно писать все

    слова данного ряда или группы». Подробную работу следует начинать уже с

    периода обучения грамоте.

    Не менее важно чтобы дети сознательно действовали, выбирая способы

    проверки и соблюдая все необходимые и достаточные условия проверки –

    смысловые и фонетические (гласный становится ударным; после согласного

    гласный или сонорный).

    Задание 1. Цель: Проверить умение различать способы проверки.

    а) Спишите. Слова, которые являются изменением данных слов,

    подчеркните одной чертой, а однокоренные – двумя чертами.

    Морозы – мороз, морозный,

    Мост – мосты, мостить,

    Лыжа – лыжня, лыжи

    Мягкий – мягкий, мягок

    б) Сначала измените данное слово, а затем припишите к нему

    однокоренное.

    Образец: огород – огороды, огородник,

    Плот -…, гриб - …, столб - …, дуб - …, арбуз - …, молод - …, мост –

    Задание 2. Цель: Проверить сформированность умения соблюдать все

    необходимые и достаточные условия проверки.

    1. Выбор проверочного слова для безударных гласных корня.

    a) Написанные на карточках слова разложите в два столбика. В первый

    столбик положите слова, в которых гласную в корне надо проверять

    во второй – те, с помощью которых эту гласную можно проверять.

    Коса, косилка, косить, косы, косьба.

    Повар, варка, варенье, заварка, варил, навар.

    б) Из двух однокоренных слов выберите проверочное,

    стеклышко, застеклили – ст. кло

    следом, следы – насл… дил,

    посоли, соль – с..леный,

    наливное, наливка- нал…вал,

    наряд, редкий – нар…дить,

    водный, водит – в…дитель.

    2. Выбор проверочного слова для парных звонких и глухих согласных.

    а) Написанные на карточках однокоренные слова разложите в два

    столбика.

    В первый столбик положите слов, в которых парную согласную надо

    проверять во второй – те, с помощью которых эту согласную надо

    проверять.

    Морозец, морозный, морозцы, мороз, морозы, морозит.

    Сказка, сказывать, рассказ, сказочный, сказительница

    б) Из двух однокоренных слов выберите проверочное.

    Ходить- поход – похо..ка.

    Сторожить, сорожка – сторо…

    Косить, косилка – ко..ьба

    Представленные задания позволяют оценивать полноту усвоения правил

    правописания безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне

    слова, обоснованно подходить к выбору тренировочных упражнения,

    корректировать работу в соответствии с особенностями усвоения материала в

    каждом конкретном классе.

    Тематический учет приобретает итоговый характер, когда изучены, по

    крайней мере, две орфографические темы. Его основные задачи: установить

    степень владения умением находить слова на изученные правила и способы

    применения правил в практике письма как в специальных орфографических

    упражнениях, так и в упражнениях творческого характера. Традиционные приемы

    работы – различные виды диктантов, изложения и сочинения. Однако прежде

    всего важно установить, насколько четко учащиеся различают правила,

    исходные и отличительные признаки.

    Сравнение сферы действий правил правописания парных звонких и глухих

    согласных и безударных гласных в корнях слов осуществляется по следующим

    аспектам:

    1) нахождение сомнительных случаев написания;

    2) правила, регулирующие написание корней (их три: парные звонкие и

    глухие согласные; безударные гласные; непроизносимые согласные);

    3) способы проверки: изменение слова (по числам, по падежам), подбор

    однокоренных слов (подбор слов, относящихся к различным частям

    речи);

    4) соблюдение условий проверки: семантических, фонетических,

    морфологических.

    Задание 1. Цель: проверить умение учащихся различать слова с

    орфограммами без орфограмм.

    Запишите слова в два столбика: в первый – те, написание которых

    проверять не надо, во второй – те, написание которых нужно проверить.

    а) спишите с доски: рак, карась, сом, ерш, окунь.

    б) под диктовку: слон, шкаф, грач, ров, скрип.

    Задание 2. Цель: проверить умение учащихся находить орфограммы разных

    видов.

    а) Послушайте слова. Какие правила будете применять при их написании?

    Объясните.

    Весна, деревья, дорожка, узкая, молодые, лед, ледок.

    б) Разложите карточки в две группы в соответствии с правилами, по

    которым нужно произвести проверку написания этих слов.

    Звонок, гроза, желудь, цветок, пернатые, гладкий, мягкий, шубка,

    голубь, летучий.

    в) Прочитайте рассказ. Что непонятно? Написание каких слов надо

    проверять?

    Вот и весна наступила. Деревья оделись молодыми листочками. Вернулись

    домой птицы. Грачи поселились в роще. Скворцы заняли старые скворечники. За

    душистым медом полетели пчелы.

    Задание 3. Цель: Проверить умение различать условия проверки при

    работе с орфограммами разных видов.

    Беглый, беговой – б…гут,

    Рукавчик, рукава – рука…,

    Лесистый, перелесок – л…сник,

    Побелка, беляк- б…лила,

    Соседи, соседка – сосе…ский

    Предложенный подход обеспечивает оценку различных компонентов

    орфографических знаний и умений, позволяет своевременно выявлять пробелы в

    обучении правописанию, целенаправленно планировать систему упражнений выбор

    методов и приемов работы. В конечном итоге устраняется разрыв между знанием

    правил и применением их в практике письма.

    Итоговый контроль

    Итоговая проверка и оценка знаний, навыков, умений учащихся

    проводится в конце каждой четверти и учебного года. Ее цель – определить

    объем и глубину усвоенных знаний и умений, их прочность и осознанность.

    Итоги проверки служат основанием для оценки успеваемости учащихся, которая

    характеризует степень овладения учащимися знаниями, навыками и умениями в

    соответствии с требованиями учебной программы. В современных программах

    выделены специальные разделы «Основные требования к знаниям и умениям

    учащихся».

    Итоговая оценка отражает результаты работы учащихся за четверть или

    учебный год. Однако она не представляет собой среднее арифметическое всех

    оценок, полученных учеников за год. Учитель должен хорошо представлять

    процесс овладения каждым учащимся знаниями и умениями, видеть успехи и

    неудачи, отношение к ним учащихся. Только при соблюдении всех этих условий

    учитель может объективно оценить работу учащихся.

    При итоговой оценке успеваемости учащихся, если задачей оценке

    ставится чисто контрольная функция (например, экзамены, четвертные или

    другие контрольные работы, разовые проверочные опросы и работы, срезы), то

    объективные отметки за них выставляются всем ученикам без исключения.

    Очень важно, чтобы ученики видели бы в классе нормы оценок (хотя бы

    на плакате «Проверь себя»), и понимали, за что они получили тот или иной

    балл, а также осознавали, что в нужных случаях или хотят помочь и помогают

    преодолевать возникающие в учении трудности.

    Одной из типичных ошибок в работе неопытных учителей является

    выставление отметки ученику не за знания и умения, а за частые случаи

    нарушений школьной дисциплины. Другая распространенная ошибка – завышение

    или занижение оценок. Неправильное выставление отметок плодит конфликты в

    школьном коллективе и наносит ущерб нравственному и трудовому воспитанию

    учащихся.

    Резюмируя изложенное можно сказать, что оценка – исключительно

    сложный педагогический инструмент многостороннего значения. Она выступает и

    как мера стимулирования ученика и как выражение одобрения или неодобрения

    его действий учителем. Ее выставление требует от учителя мастерства

    педагогического воздействия. Для учащегося отметка – главный показатель его

    действительных успехов в учении. В то же время отметки, а точнее динамика

    их изменений, в какой-то степени отражают эффективность работы учителя.

    Поскольку результаты контроля успеваемости выражаются в оценке

    знаний, умений и навыков, то очень важно, чтобы ученики были убеждены, что

    их успеваемость оценивается объективно.

    Правильная оценка и педагогический такт учителя укрепляют веру

    учащихся в справедливость, они воспитывают стремление идти вперед.

    §3. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

    Методы контроля – это способы получения обратной информации о

    содержании, характере и достижении учебно-познавательной деятельности

    учащихся, об эффективности работы учителя. Они призваны определить

    результативность преподавания и учения на всех этапах учебного процесса.

    В практике работы школы применяются такие методы контроля знаний,

    навыков и умений: устный и комбинированный опрос, проверка на основе

    письменных, графических и практических работ, программированный,

    стандартизированный (машинный и безмашинный) контроль, тестовая проверка,

    систематическое наблюдение за работой учеников в обучении.

    Устный опрос требует устного изложения учеником о конкретном объекте

    окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика,

    объяснение, чтение текста, сообщение в наблюдении или опыте.

    Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем

    классом(ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения,

    когда требуются систематизация и уточнение знаний учащихся, проверка того,

    что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного

    времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень

    важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только способность

    учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения,

    способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить

    ответ активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие

    понятия.

    Монологическая форма устного ответа не является для начальной школы

    распространенной. Это связано с тем, что предлагаемый для воспроизведения

    учащимися материал, как правило, небольшой по объему и легко запоминаем,

    поэтому целесообразно для монологических ответов учащихся у доски выбирать

    доступные проблемные вопросы требующие от учащегося творчества,

    самостоятельности, сообразительности, а не повторения выученного текста

    учебника. Например, составление рассказа по картинке и его озаглавливание.

    Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и

    контрольных работ.

    Оценка способствует повышению успеваемости и развитию учащихся, когда

    при составлении классной работы удается правильно увязать объективные

    требования с достигнутым классом уровнем успеваемости. Работа должна

    ставить высокие, но выполнимые требования. У учащихся не должно быть

    ощущения, что требования завышены. Это снизит их отдачу. Классные работы

    используются в основном для контроля и оценки комплексных достижений.

    Ключевые знания и элементарные навыки контролируются в рамках повседневных

    упражнений и коротких проверок. Вот почему классные работы включают в себя

    задания, содержащие от года к году все более возрастающие требования к

    систематизации знаний и все же любая классная контрольная работа должна

    включать в себя также разумную долю простых заданий с помощью которых

    проверялись бы ключевые знания и элементарные умения. Кроме того,

    контрольную строят так, чтобы даже слабый ученик, если он конечно,

    достаточно работал, мог получить по крайней мере тройку.

    Вообще контрольная работа используется при фронтальном текущем и

    итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно

    крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течении года и

    преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения

    и навыки связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками,

    а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и

    письменной речи.

    Содержание работ для письменного опроса может организовывать по

    одноуровневым или по разноуровневым, отличающимся по степени сложности,

    вариантам. Так, для развития самоконтроля и самооценки учащихся

    целесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по

    разноуровневым вариантам. Предлагаемая детям инструкция объясняет им, что

    каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. При этом за

    правильное выполнение варианта А ученик получит отметку не выше «3» за

    вариант Б – не выше«4», а за вариант В – «5». При желании ученик может

    посоветоваться с учителем. Такая форма контроля мало используется в

    начальной школе и требует серьезной предварительной подготовки.

    Самостоятельная работа – небольшая по времени (15-20 мин) письменная

    проверка знаний и умений учащихся по небольшой теме курса, еще не

    пройденной до конца. Одной из главных целей этой работы является проверка

    усвоения учащимися способов решения учебных задач; осознание понятий;

    ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная

    работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.