МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психолого-педагогические основы контроля и оценки деятельности учащихся на уроках русского языка

    безразличное отношение к оцениванию (“Зачем искать у себя ошибки, если

    учитель все равно снизит отметку?” ). Противоречие, образующееся при такой

    ситуации, отрицательно отражается на всем учебно-воспитательном процессе,

    так как вносит дискомфорт в отношении между обучаемым и обучающим, между

    одноклассниками, детьми и родителями.

    В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для

    формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом

    положительного отношения к учению. Это касается прежде всего умения и

    желания осуществлять самоконтроль, Сюда относятся: умение сравнивать

    результат своей деятельности с эталоном; умение анализировать правильность

    (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели;

    поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей

    исправления.

    Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором

    отношений школьника и учебной среды. ученик превращается в равноправного

    участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке

    своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит

    преодолеть.

    Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное

    суждение.

    Характеристика цифровой отметки и словесной оценки

    Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и

    итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем

    следует обратить внимание на ее существенные недостатки: недооценку

    оценочных суждений учителя, увлечение “процентоманией”, субъективность

    выставляемых отметок.

    Следует не допускать тенденции формального “накопления” отметок,

    ориентировку на “среднюю” отметку, выведенную путем арифметических

    подсчетов. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим

    данным по текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня

    подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом

    ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокие

    баллы и повысить свою успеваемость. Например, школьник получил за диктант

    по русскому языку “2”, так как допустил грубые ошибки при применении

    пройденных правил орфографии. Но в последующей своей работе он усвоил эти

    правила и в следующем диктанте их не нарушил. Такое положение означает, что

    первая “2’ недействительна, исправлена и не учитывается при выведении

    итоговой отметки.

    Таким образом, следует бороться с фетишизацией отметки как

    единственного “орудия” формирования прилежания и мотивов учения и поощрять

    отказ от формализма “процентомании”. Необходимо совершенствовать прежде

    всего методику текущего контроля, усиливать значение воспитательной

    функции.

    Еще одной важной проблемой деятельности оценивания являются разные

    подходы к использованию отметки в первом классе. Необходимо отказаться от

    выставления отметок учащимся первого класса в течение всего первого года.

    Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда,

    когда школьники знают основные характеристики разных отметок (в каком

    случае ставиться “5”, в каких случаях отметка снижается). До введения

    отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания –

    звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. Учитель должен знать, что в

    данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и

    отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке.

    Отметкой оценивается результат определенного этапа обучения. Пока дети

    только начинают познавать азы чтения, письма, счета, пока не достигнуты

    сколько-нибудь определенные результаты обучения, отметка больше оценивает

    процесс учения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи,

    фиксирует не устоявшиеся умения и неосознанные знания, Исходя из этого

    оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно.

    С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной

    школе вводится четырех балльная система цифровых оценок (отметок).

    Отменяется оценка “очень плохо” (отметка 1). Это связано с тем, что

    единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка

    “плохо’Отменяется оценка “посредственно” и вводится оценка

    “удовлетворительно”.

    Формирование контроля и самооценки

    Дело в том, что обычно ребята, поступающие в 1 класс, достаточно

    хорошо могут контролировать свое внешнее поведение, но еще не умеют толком

    держать под контролем свою умственную деятельность. И причина этого не

    столько в легкой переключаемости детей (то, что взрослые иногда называют

    «скачкой мыслей»).сколько в непонимании ими задач контроля и самооценки.

    Обычная в этом смысле ошибка, допускаемая школьниками, заключается в

    следующем. Для того чтобы выучить, скажем, правило, ребенок садится и

    пытается запомнить его в ходе многократного прочитывания. Он не замечает

    пропущенного или измененного им слова, хотя при этом нередко искажается

    смысл самого правила. Прочитав материал 5-6 раз ребенок откладывает книгу и

    заявляет: «Выучил». При этом ребенок не пользуется активным

    воспроизведением материала ни как средством запоминания, ни как средством

    контроля, он не пытается сам повторить нужное правило, чтобы убедиться,

    знает он его или нет. Он говорит: «Выучил», когда чувствует близость того,

    что он запомнил, к оригиналу. То, что при этом могло выпасть какое-то слово

    и измениться смысл правила он самостоятельно обнаружить не в состоянии.

    Иногда у школьника возникает убеждение, что он»понял» и «знает» на том

    основании, что в классе после объяснения учителя он смог привести верный

    пример и заслужил одобрение.

    Очень часто – особенно в старших классах – ощущение понятности,

    возникающее при первом знакомстве с материалом, смешивается учащимися с

    эффектом усвоения.

    А дело заключается в том, что прочитав один раз материал, ученик

    закрыл учебник и больше к этому предмету не возвращался, не попытался сам

    убедиться, запомнил он заданный урок или нет.

    Но ведь само по себе понимание еще не гарантирует успешного

    воспроизведения. Иначе установка на запоминание, о которой шла речь выше,

    была бы просто излишней. Школьник, который не понимает этого, естественно и

    не пытается убедиться, запомнил ли он то, что учил.

    Все эти случаи характерны одним и тем же моментом – отсутствием

    контроля за результативностью своего труда. По существу дела учащийся не

    знает, выучил он урок или нет. Он может сказать, что он прочитал его

    столько – то разно когда пытается оценить, каков же результат этого чтения,

    здесь его оценки сплошь да рядом бывают ошибочны.

    Несформированность контроля приводит еще и к неумению оценить, в чем

    заключаются встреченные им трудности в учебе. Ученик может только

    констатировать факт: «Я не умею решать задач», «Я плохо выучиваю

    стихотворения» – и не понимать, что же именно вызывает трудность, что

    мешает решить задачу или выучить стихотворение. Если начать их

    расспрашивать, дети называют причины, подчас очень далекие от

    действительности, ссылаясь на плохую память, на собственную неспособность.

    Иногда в этих случаях они воспроизводят ответы, невольно подсказанные

    взрослыми. Например, простого вопроса: «Ты, что, торопишься, что ли?» –

    бывает достаточно, чтобы ребенок все свои неудачи начал объяснять излишней

    торопливостью, хотя на самом деле он вовсе не склонен к поспешной работе.

    Необходимость сформировать у ребят – школьников контроль и самооценку

    не вызывает никаких сомнений. Помощь родителей в этом деле может быть

    просто неоценимой. С чего здесь следует начинать? Речь идет о начальных

    классах и прежде всего необходимо довести до сознания ребенка со всей

    ясностью одну простую истину: только повторяя урок самому себе, товарищам,

    родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет. Иначе говоря, показать

    контролирующую функцию повторения. Необходимо приучить ребенка все

    время (и в процессе работы и по ее окончании) сравнивать свою работу с

    каким-то образцом: если это стихи, то с текстом, напечатанным в книге; если

    «письмо», то с прописями и т.д. Нередко случается так, что в классе ребенок

    действует совершенно правильно, потому что учитель постоянно напоминает об

    этом. Но, готовя домашние уроки, словно забывает о необходимости сравнения

    выполняемой работы с образцом. В качестве образца для сравнения может

    выступать не только то, что демонстрировал учитель в классе, но и ответы

    лучших учеников.

    Учителя в школе специально обучают ребят приемам самоконтроля.

    Самостоятельная проверка своих действий и сверка результата с ответом при

    всем их различии выполняют одну и ту же функцию – функцию контроля. Но тут

    важно подчеркнуть, что первый навык самоконтроля может быть использован

    только по прямому назначению, а второй иногда используется ребятами для

    бессистемных манипуляций данными.

    Вообще, чем раньше поймет школьник необходимость постоянно

    самоконтроля, тем лучше. Учитель должен предупредить родителей, что очень

    большую ошибку делают те из них, которые берут функцию контроля на себя и

    стремятся как можно дольше удержать ее за собой. Они заставляют ребенка

    отвечать им устные уроки; просматривают его тетради с домашними заданиями

    беспокоятся, все ли он взял с собой, когда уходит в школу и собирают ему

    портфель ; следят за тем, чтобы он вовремя сел за уроки и выучил все, что

    задано, и т.д.

    Слов нет, на первых парах подобная помощи бывает нужна маленькому

    школьнику. Но, оказывая ее взрослые должны все время помнить, что главная

    цель заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого

    ребенка. В противном случае ребенок, как правило, не чувствует

    ответственности за плохо выполненное задание. Ну и что же их того, что

    учительница поставила тройку, - рассуждает первоклассница. – Ведь эту

    работу вчера просмотрела мама и была довольна». Аналогично ученик не

    чувствует вины, если забыл что-то дома: и действительно, при чем тут он,

    если портфель ему собирает бабушка. Если родители задержались на работе и

    вовремя не посадили ребенка за уроки, он считает их виноватыми в плохой

    отметке и заявляет им: «Из-за Вас получил двойку».

    Короче говоря, помогать ребенку с первых дней обучения овладевать

    контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно

    приучить его самого контролировать и оценивать свои действия – вот задача,

    которая встает перед взрослыми.

    Необходимо, далее, предупредить родителей о том, что с течением

    времени, когда ребенок овладеет наиболее простыми формами контроля, им

    необходимо будет проследить, чтобы первичное впечатление понятности урока

    он не начал принимать за свидетельство того, что материал уже усвоен. Вот

    обычные признаки кажущейся понятности задания: заявление ребенка, что он

    может делать упражнения раньше, чем выучит правила; утверждения, что в

    классе было так понятно объяснено, что учить и повторять совершенно не

    требуется; уверения, что плохую отметку в классе он получил случайно, так

    как забыл в момент, когда вызвали, но вообще-то он все знает хорошо и т.к.

    В последнем случае ребенок иногда действительно может после опроса

    припомнить дома забытый материал, а родители легко идут на поводу у своих

    детей и часто готовы спорить с педагогом, доказывая, что их сын или дочь

    знали заданное. Необходимо довести до родителей и самих учащихся ту простую

    психологическую истину, что такое непроизвольное припоминание не может

    служить показателем того, насколько хорошо был в действительности выучен

    урок. Кроме того, нужно, чтобы ребенок понял, что само по себе

    первоначальное понимание еще не обеспечивает уверенного ответа, когда его

    вызывают на уроке. Если этот момент упустить из виду, то может получиться

    парадоксальное явление, которое нередко ставить взрослых в тупик: чем лучше

    объясняет учитель в классе новый материал, тем меньше начинают работать

    ребята дома. А ведь по существу дела ничего странного нет. Это логически

    вытекает из отождествления понимания с усвоением: зачем же учить, если все

    понятно?Такую ситуацию учителю вообще трудно выявить без взаимодействия с

    родителями. Без контакта с ними он вряд ли сможет узнать, что у некоторых

    ребят появилось мнение, что он, учитель, настолько хорошо все объясняет,

    что учить что-либо дома уже излишне.

    По мере того как ученик переходит из класса в класс, меняется и объем

    и качественное содержание изучаемого материала. Соответственно этому

    меняются и приемы умственной работы школьника. Понятно, что и приемы

    контроля должны также измениться. Вначале пересказ материала был

    одновременно и способом заучивания, и способом контроля с течением времени

    пересказ вслух или про себя становится по преимуществу методом разобраться,

    выучил он урок или нет, а что касается самого материала, то решающее

    значение имеют разные виды активной работы над ним.

    Затем полный развернутый контроль начинает постепенно сокращаться и

    ученик все чаще проверяет прочность запоминания, воспроизводя только

    логическую опорную схему материала. Повторять несколько раз заданный урок

    во всей его полноте, как это требуется при ответе в классе, становится

    приемом нерациональным, трудоемким и отнимающим в силу большого объема

    материала очень много времени. Поэтому старшеклассники, овладевшие

    правильными учебными навыками и привыкшие самостоятельно работать над

    рационализацией своего умственного труда, контролируют себя, намечая в уме

    план ответа. Если ученик мысленно представляет себе схему ответа, значит,

    он хорошо помнит содержание.

    Со всем этим учителю следует познакомить родителей, чтобы они были в

    состоянии в нужный момент прийти своим детям на помощь. Конечно, многие

    школьники осваивают все эти приемы самостоятельно. Но многим требуется

    помощь взрослых. Причем разная. Иногда достаточно бывает натолкнуть мысль

    школьника на рациональные приемы самоконтроля. Иногда же нужно объяснять

    все подробно тратить время на освоение этих приемов. Наконец, нужно иметь в

    виду, что некоторые из учеников, хорошо овладевшие приемами учебной работы,

    контроля и самооценки, основываясь на своем большом индивидуальном опыте,

    иногда вообще отказываются от контроля как специального действия,

    завершающего работу над материалом. Текущий контроль осуществляемый ими в

    ходе приготовления урока, подчас даже не осознанный, дает им вполне

    надежное представление о том, насколько хорошо выучен сегодняшний урок.

    Как правило, такие ученики без всяких попыток воспроизведения материала

    могут точно сказать, на какую отметку они выучили урок. Полное повторение

    заданного урока самому себе, как будто бы это ответ в классе, становится

    резервным приемом, используемым только в случае возникающих трудностей. К

    сожалению, это момент между школьников и его родителями. Заметив, что сын

    или дочь перестали видимым образом проверять себя, родители решают, что те

    просто обленились и начинают халтурить в учебе. А потому со всей силой

    родительского авторитета начинают требовать, чтобы дети вернулись к

    развернутому действию самоконтроля. По существу своему это требование,

    чтобы школьник вернулся к способу работы, который он давно перерос.

    Естественно, что требования родителей кажутся ему бессмысленными. Учитель и

    здесь должен быть готов прийти на помощь своим грамотным советом,

    убедительно разъяснить родителям, в чес заключается дело.

    И все таки проблема контроля и самооценки постоянно остается на

    повестке дня даже в тех случаях, когда старшеклассники полностью овладели

    этим умением. Только эта проблема несколько меняет свое содержание. Теперь

    важно уже не просто научить школьника контролировать и оценивать себя, а

    добиваться того, чтобы эта оценка отражала действительное положение дел и

    была насколько это возможно, устойчивой. Ведь в подростковом и юношеском

    возрасте внутренний мир человека только формируется, он переменчив и

    противоречив. В этом период очень часто глубокая неуверенность в себе

    причудливым образом сочетается со своеобразным гонором, с непомерно высокой

    оценкой своих достижений. Естественно, что это распространяется и на дела

    связанные со школой. Поэтому и получается, что из всех компонентов учебной

    деятельности контроль и самооценка являются наиболее уязвимыми для всех

    посторонних влияний.

    § 2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки

    различают предварительный, текущий, тематический, итоговый виды проверки.

    По форме проведения эти виды проверки могут быть устными, письменными и

    комбинированными.

    Предварительный контроль

    Некоторые учителя осуществляют предварительную проверку.

    Проводится она в основном с диагностирующей целью перед изучением новой

    темы или в начале года, четверти. Цель ее – ознакомится с общим уровнем

    подготовки учащихся по предмету. В ходе такой проверки определяется уровень

    овладения учащимися исходными категориями предмета (или отдельной темы,

    раздела), устанавливаются объем и уровень знаний учащихся. На основе

    полученных результатов учитель планирует, если необходимо повторение

    (объяснение) материала; учитывает эти результаты в дальнейшей организации

    учебно-познавательной деятельности школьников. Предварительную проверку

    проводят также учителя первых классов, комплектуя учащихся. Задолго для

    учебного года они изучают готовность детей к обучению в школе, знакомят

    родителей с требованиями которые будут предъявлены их детям в 1 классе,

    советуют как лучше подготовить малышей в школе.

    Если ответ или работа учащегося в начале учебного года будет

    заслуживать отличной, хорошей или удовлетворительной оценки (при

    сопоставлении с эталоном) то отметка выставляется и сопровождается

    оценочным суждением, из которого были бы ясно видны достоинства ответа,

    работы ученика или их недостатки. Если же ответ ученика окажется слабым и

    будет заслуживать неудовлетворительной оценки, то целесообразно применить

    метод отсроченной отметки, т.е. неудовлетворительную отметку пока не

    выставлять, чтобы на первых порах не травмировать ученика, а ограничиться

    соответствующим оценочным суждением или тактичным внушением. Такая

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.