МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психология и педагогика

    Психология и педагогика

    1. ПП как научная дисциплина. Методы ПП.

    2. Методы психолого-педагогического исследования, их классификация,

    сравнительная хар-ка.

    3. Понятие о личности в психологии.

    4. Основные модели психологической стр-ры личности.

    5. Активность личности, источники активности.

    6. Направленность личности и ее психологические проявления.

    7. Мотивы и потребности, функции и виды мотивов.

    8. Самосознание и самооценка личности, понятие об ур-не притязаний.

    9. Понятие о социализации личности.

    10. Роль биологического и соц-го фактора в развитии и формировании

    личности.

    11. Механизмы социализации личности.

    12. Воспитание и обучение как факторы социализации.

    13. Темперамент и сис-ма его проявлений. Соотношение типов высшей

    деятельности и темпераментов.

    14. Типы темпераментов.

    15. Проявление осн свойств темперамента в общении и деятельности.

    16. Понятие о характере, характер и темперамент.

    17. Формирование и воспитание характера.

    18. Характер и личность, возможные акцентуации характера.

    19. Понятие о способностях и задатках, способности и деятельности.

    20. Виды способностей.

    21. Проблема происхождения способностей.

    22. Роль воспитания и обучения в развитии способностей.

    23. Понятие об эмоциях и чувствах.

    24. Общ понятие о деятельности, ее психологическая структура.

    25. Общее понятие о воле, волевых качествах личности.

    26. Сравнительная хар-ка видов человеческой деятельности.

    27. Виды и психологическая структура общения. Общение и деятельность.

    28. Сущность и природа ощущений, их классификация.

    29. Восприятие и его основные свойства.

    30. Сущность, функции, основные виды внимания.

    31. Общее понятие о памяти и ее основных видах.

    32. Мышление как высшая форма познания.

    33. Понятие о воображении, его функциях и видах.

    1. ПП как научная дисциплина. Методы ПП.

    При изучении психологии могут возникать следующие парадоксы:

    - психологию с одной стороны знают все, а с другой стороны знают немногие

    - психология одновременно наука и древняя, и молодая (первые труды

    относятся к 1-му тысячелетию до н.э.)

    Трактат Аристотеля (384 – 322 гг.) «О душе»: систематизировал предыдущие

    идеи и выдвинул ряд важных предположений.

    Душа — особый орган, посредством которого тело чувствует, мыслит; сущность

    живого тела, т.е. то, что позволяет телу существовать как живому; умирает

    вместе с телом, но погибает лишь часть, а другая часть — абстрактное

    теоретическое мышление — остается бессмертной.

    7Научная психология была рождена в 1879 г., когда в Лейпциге была открыта

    1-ая экспериментальная психологическая лаборатория, основатель Вильгельм

    Вунд.

    У психологии короткая история, но длинная предыстория. Психология была

    долгое время отростком философии, существовала в рамках этой науки, но в

    последнее время она отделилась.

    Психология (греч) — наука о душе.

    Понятие «душа» по содержанию в научной психологии обычно соответствует

    понятию «психика».

    Психика — особая форма отражения мира, присущая высокоорганизованным

    существам.

    Предметом психологии является психика.

    Психика — субъективное отражение объективного мира.

    Предметом педагогики является процесс направленного развития и

    формирования личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.

    Педагогика отвечает на вопрос «чему учить», а психология — «как, почему и

    зачем учить».

    Треугольник Кедрова А. — внутри – психология, справа – технич науки, слева

    обществ (в т.ч. гуманитарные), внизу естественные.

    2. Методы психолого-педагогического исследования, их классификация,

    сравнительная хар-ка.

    Методы исследования — способы, посредством которых познается предмет

    науки.

    Методы:

    1-ая группа — организационные методы

    - сравнительный метод (сопоставляются группы по различному качеству) и т.д.

    2-ая группа — эмпирические методы

    - наблюдение

    - эксперимент

    - тесты

    - анкеты

    - опросники и т.д.

    3-ья группа — методы обработки данных

    - метод количественной обработки (связан со статистикой)

    - метод качественной обработки

    4-ая группа — коррекционные методы

    - аутотренинг

    - групповой тренинг и т.д.

    В психологии различают основные и вспомогательные методы. К основным

    относят метод наблюдения и метод эксперимента, к вспомогательным — все

    остальные методы: метод экспертных оценок, анализ продуктов деятельности,

    методы опроса (беседа, анкетирование, интервью), метод самонаблюдения,

    метод тестов и т.д.

    3. Понятие о личности в психологии.

    Наиболее общим в психологии является понятие человек — некое биологическое

    существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью

    создавать орудия труда и пользоваться ими, и т.д.

    Развитие человека невозможно без активной передачи новым поколениям

    человеческой культуры.

    Индивид — отдельный представитель человеческого рода имеет в психологии

    подобное название.

    Индивид является биологическим организмом, носителем общих гипотетических

    наследственных свойств данного биологического вида.

    В ряду этих понятий личность является понятием более узким и подчеркивает

    социальную сущность человека.

    Личность в психологии —- системное социальное качество, приобретаемое

    индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и

    качество представленности общественных отношений в индивиде.

    Сенситивные периоды — наиболее благоприятные для развития тех или иных

    функций.

    Леонтьев А.Н.: 1-ое рождение личности в 3 года, 2-ое рождение личности

    происходит в подростковый период (с 12 лет) – возникает необходимость

    удовлетворения своих новых потребностей.

    Понятия личность и индивидуальность близки по значению. Индивидуальность –

    одна из сторон личности.

    Индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека,

    составляющих его своеобразие и его отличие от других людей.

    Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках,

    в качестве познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении и

    т.д.).

    Критерии определения личности:

    - это человек с определенным достаточно высоким уровнем психического

    развития

    - способность преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то

    другого, социально значимого

    - способность сознательно управлять собственным поведением

    - способность оценивать последствия принятого решения и способность

    отвечать за них перед собой и обществом, в котором он живет

    - способность господствовать над случайностями и изменять обстоятельства

    жизни в соответствии со своими целями и задачами

    - способность к самосовершенству

    4. Основные модели психологической стр-ры личности.

    Направленности личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих

    деятельность личности, и относительно независимых от наличной ситуации.

    Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением

    потребностей.

    Потребность — состояние нужды в чем-либо.

    |Социально |Биологически |

    |обусловленные |обусловленные |

    |компоненты |компоненты |

    Структура личности по Фрейду имеет 3 составляющие: «оно», «я», «сверх-я».

    Оно – это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы

    и потребности, я – сознание, а сверх-я – представлено как на сознательном,

    так и на подсознательном уровнях. Оно действует в соответствии с так

    называемым принципом удовольствия, я ориентируется на принцип реальности, а

    сверх-я руководствуется идеальными представлениями – принятыми в обществе

    нормами морали и ценностями. Оно унаследовано от животных, я –

    самосознание, восприятие и оценка человеком самого себя и своего поведения,

    сверх-я – итог воздействия общества на сознание и подсознание человека,

    приятие им норм и ценностей общественной морали.

    Пирамида потребностей по А. Маслоу.

    1. физиологические потребности (голод, жажда)

    2. потребности в безопасности (защита от боли, страха и т.д.)

    3. потребность в социальных контактах (любовь, нежность, общение)

    4. потребность в самооценке (в признании, одобрении)

    5. потребность в самоактуализации (реализации своих способностей)

    Уровни 1-2 — низшие потребности, 3-5 — высшие.

    Высшие потребности возникают в том случае, если полностью и в течении

    долгого времени удовлетворяются низшие.

    5. Активность личности, источники активности.

    Активность — способность человека производить общественно значимые

    преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной

    деятельности, творчестве; способность человека преобразовывать окружающий

    мир.

    Уровни активности:

    - низкий – человек реагирует на все импульсивно (пассивная позиция)

    - приспособленческий – у человека есть собственные взгляды, потребности,

    интересы, но, в случае столкновения с трудностями, он их не

    преодолевает, а обходит (конформист)

    - нормативная активность – человек имеет собственные взгляды, интересы,

    убеждения, и если на пути достижения цели встречаются препятствия, он

    ищет пути их преодоления (может планировать свою деятельность,

    осуществить свой план – помогает занимать активную жизненную позицию)

    - сверхнормативная активность – человек сам идет навстречу социальным

    ожиданиям, сам создает себе трудности и сам их преодолевает

    Источником активности по Фрейду являются инстинктивные побуждения,

    унаследованные у животных (инстинкт самосохранения, власти, продолжения

    рода).

    Представители гуманистической психологии находят главным источником

    активности устремленность человека к будущему.

    В отечественной психологии источником активности являются высшие духовные

    потребности.

    6. Направленность личности и ее психологические проявления.

    Направленности личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих

    деятельность личности, и относительно независимых от наличной ситуации.

    Направленность личности — это ее интегральное и генерализированное

    свойство. Направленность выражается в гармоничности и непротиворечивости

    знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности.

    Это свойство проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и

    практических действиях человека. В структуре направленности большая роль

    принадлежит идейной убежденности, отражающей не только знания объективной

    действительности, но и признание их правильными и субъективно важными для

    личности. Идейная убежденность – это синтез знаний, интеллектуальных,

    эмоциональных и волевых проявлений личности, основа единства идей и

    действий.

    Экстраверсия и интроверсия характеризуют личность с точки зрения

    направленности на внешний мир.

    7. Мотивы и потребности, функции и виды мотивов.

    Потребность — испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и

    развития.

    Мотивы — связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения

    к деятельности, отвечающие на вопрос «ради чего она совершается». Мотив

    предполагает знание о тех материальных или иных идеальных объектах, которые

    способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны

    привести к ее удовлетворению.

    8. Самосознание и самооценка личности, понятие об ур-не притязаний.

    Сознание — высшая форма проявления психики, присущая только человеку.

    Сознание:

    - совокупность знаний об окружающем мире

    - дает возможность человеку ставить жизненные цели и задачи

    - отношение человека к самому себе, к другим людям и окружающему миру

    - самосознание

    Самосознание — осознание своего собственного «Я» во всем многообразии

    индивидуальных способностей и выделение себя из окружающего мира,

    представление о себе в сопоставлении с другими людьми.

    Главные функции самосознания:

    - познание себя

    - усовершенствование себя

    - поиск смысла жизни

    Компоненты самосознания:

    - самопознание

    - самооценка

    - самовоспитание

    Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей,

    способностей, качеств, места среди других людей.

    Адекватный уровень самооценки — представление человека о самом себе

    совпадает с его реальными возможностями.

    Неадекватный уровень самооценки — представление человека о самом себе не

    совпадает с его реальными возможностями. Заниженная самооценка – когда

    человек занижает свои реальные возможности. Завышенная самооценка – когда

    человек завышает свои реальные возможности.

    Источники самооценки:

    - оценка человека другими людьми (необъективность воспитания, влияние

    родителей)

    - актуальное сравнение себя с другими людьми

    Уровень притязаний — стремление человека к достижению целей той сложности,

    на которую он считает себя способным.

    9. Понятие о социализации личности.

    Социализация — процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом

    общественного опыта, в результате которого он становиться личностью и

    приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е.

    способность общаться и взаимодействовать с ними в ходе решения тех или иных

    задач.

    Социализация в самом общем ее определении — это многогранный процесс

    усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного

    существа в общественное, из индивида в личность. Социализация включает в

    себя освоение человеком культуры человеческих отношений, социальных норм,

    необходимых для эффективного взаимодействия с разными людьми, ролей, видов

    деятельности, форм общения. Она также включает активное познание человеком

    окружающей его социальной действительности, овладение им навыками

    индивидуальной и групповой работы, развитие у него необходимых для этого

    способностей.

    Понятие социализации касается как результата, так и механизма приобретения

    человеком социального опыта. В качестве основных источников социализации

    индивида выступает семья, школа, общественные институты и организации,

    печать, радио, ТВ, система образования. Процесс социализации идет главным

    образом через общение людей друг с другом.

    Стадии социализации:

    - адаптация (маленькие дети)

    - индивидуализация (подростковый период)

    - интеграция (совместный труд, желание найти свое место)

    - трудовая стадия (активное воздействие на общество)

    - послетрудовая

    10. Роль биологического и соц-го фактора в развитии и формировании

    личности.

    Личность начинает формироваться на основе биологических факторов, но затем

    на ее развитие начинают оказывать влияние и социальные факторы.

    Точки зрения:

    - человек каким родился, таким и умрет

    - человек – чистый лист, что общество на нем напишет, таким он и будет.

    С одной стороны, личность это феномен общественного развития человека и

    это сложный процесс развития и формирования личности, и обусловлен он

    единством биологических и социальных факторов. Здесь биологические факторы

    выступают как природные предпосылки.

    С другой стороны, социальные факторы выступают как движущая сила

    психического развития человека и формирования его личности.

    Человек с момента рождения со своими предпосылками оказывается в условиях

    определенной социальной среды.

    Социальная среда — все, что окружает человека в его социальной жизни; это

    конкретное проявление своеобразия общественных отношений. Она будет

    определяться типом общественной экономической формации.

    Соц. среда вначале относит человека к определенному социальному классу,

    национальности, будет отличаться бытовыми особенностями. Это могут быть

    городская, деревенская, элитная, артистическая и пр.

    11. Механизмы социализации личности.

    Существуют различные классификации механизмов социализации личности.

    Целенаправленные (специально организованные):

    - воспитание

    - обучение

    Стихийные (цели не ставят, возникают спонтанно):

    - идентификация

    - подражание

    - внушение

    - конформность

    Идентификация наиболее ярка в раннем периоде. Это отождествление индивида

    с некоторыми людьми, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и

    формы поведения, которые свойственны окружающим. Родители служат основным

    источником идентификации для детей раннего возраста. В дальнейшем к ним

    присоединяются сверстники, дети старшего возраста и другие взрослые.

    Идентификация, начинаясь в детстве, продолжается в течение всей жизни

    человека. Важный вид идентификации – половая типизация – процесс

    приобретения индивидом психологии и поведения, характерных для людей одного

    с ним пола.

    Подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение опыта других

    людей, в частности, их движений, манер, действий и т.д. Механизм подражания

    является врожденным.

    Внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего

    опыта, мыслей, чувств, психических состояний тех людей, с которыми он

    общается.

    Конформность – осознанное расхождение во мнениях с окружающими людьми при

    внешнем согласии с ними. Это своего рода приспособленчество, рассчитанное

    на то, чтобы не создавать себе лишних трудностей в общении и взаимодействии

    с окружающими людьми.

    Воспитание – работа с чувствами, мотивами, эмоциями, потребностями.

    Обучение – работа с умом человека.

    12. Воспитание и обучение как факторы социализации.

    Воспитание — работа с чувствами, мотивами, эмоциями, потребностями.

    Обучение — работа с умом человека.

    Воспитание – одна из сторон социализации личности, приобретение им

    человеческого жизненного опыта. Это деятельность по передаче исторического

    опыта, подготовка к жизни и труду.

    Центр внимания в обучении – становление познавательных процессов человека,

    его способностей, приобретение знаний, умений, навыков.

    Цель воспитания — развитие и формирования человека как личности

    Самовоспитание — необходимо познать себя, познание себя – важный этап в

    процессе самовоспитания, в процессе самосовершенствования надо находить

    хорошие моменты, самонасилие не дает должного эффекта, необходимо ставить

    перед собой миражные цели, чтобы достичь цели надо подкреплять хорошими

    моментами.

    13. Темперамент и сис-ма его проявлений. Соотношение типов высшей

    деятельности и темпераментов.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.