МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

    второй степени обобщенности (например, окунь, карась, щука - это рыбы), а

    это понятие, в свою очередь, вместе с другими понятиями того же рода может

    быть включено в поняти еще более широкого объема – в понятие третьей

    степени обобщенности (например, рыбы, птици, звери - животные) и т.д.

    Существуют и другие правила проведения классификации, но обучать им

    желательно в более старшем возрасте.

    ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМУ «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ»

    Систематизировать - значит приводить в систему, располагать объекты в

    определенном порядке, устанавливать между ними определенную

    последовательность. Для овладения приемом систематизации ребенок должен

    прежде всего уметь выделять различные признаки объектов, а также

    сопоставлять по этим признакам разные объекты. Иначе говоря, он должен

    уметь выполнять элементарные действия сравнения.

    Основные логические действия, которые требуются при выполнении

    истематизации, состоят в сериации и классификации объектов.

    Сериация – это упорядочивание объектов по степени интенсивности одного

    или нескольких признаков. Каждый элемент, включенный в сериационный ряд,

    находится в определенных отношениях с соседними элементами: выраженность в

    нем варьируемого признака одновременно больше, чем в одном из них, и

    меньше, чем в другом. Наряду с простой классификацией и сериациеи выделяют

    мультипликативные классификацию и сериацию, состоящие в одновременном учете

    при построении классификационных групп и сериационных рядов двух и более

    признаков объекта.

    В старшем дошкольном возрасте ребенок может овладеть следующими умениями,

    необходимыми для осуществления систематизации:

    1. Находить закономерность расположения объекта, упорядоченных по одному

    признаку и размещенных в одном ряду.

    Дпя развития этого умения обычно используются задания, в которых к уже

    упорядоченным объектам необходимо добавить еще один, но такой, который не

    нарушил бы закономерности их расположения. Решить задачу можно только в

    том случае, если найти эту закономерность. А что бы найти ее, ребенок

    должен внимательно проанализировать каждый объект, включенный в ряд, и

    найти признак (принцип), по которому каждый следующий объект отличается от

    предыдущего. На начальном этапе тренировки этого умения в заданиях данного

    типа следует использовать только наглядные признаки, т.е. признаки,

    которые ребенок может обнаружить визуально. Такими признаками могут быть

    изменение количества элементов объекта изменение его формы, Цвета и т.п

    2. Упорячивать объекты ряда, расположенные случайнным образом. В этом

    случае используютея более сложные задания. В них объекты предлагаются в

    неупорядоченном виде. Такого рода задания могут быть двух типов. Первый тип

    задания предпологает развитие умения самостоятельно находить приризнак

    (представленный наглядно), по которому иужно упорядочивать обекты. Здесь

    важно, чтобы ребенок научился на основе анализа обьектов находить наиболее

    существенный признак, присущий каждому из них, но меняющийся от объекта к

    объекту.

    Второй тип заданий направлен на развитие умения оперировать абстрактными

    признаками (в отличие от наглядных). Такими признаками могут быть качество

    выполнения тех или иных действий, степень выраженности личных

    свойств(например, каждый следующий малыш "поет лучше предидущего" или "

    является аккуратнее предидущего")и другие. И задаваться они должны

    вербально (словесно), что бы ребенок не имел возможности воспользоваться

    какой-нибудь внешней опорой. Тогда упорядочивание объектов он должен

    производить полностью в уме. Такие задания являются очень полезными не

    только для развития логического мышления, но и для развития способности

    действовать в уме и оперативной памяти.

    Детям дошкольного возраста выполнять задания второго типа без

    специальной тренировки обычно очень трудно.

    3. Находить закономерность расположения объектов, упорядоченных на основе

    двух и более признаков и размещенных в матрице.

    При развитии этого умения, главное – обучить ребенка учитывать при

    поиске закономерности одновременно несколько признаков. С этой целью

    используется матрица, в которой необходимо учитывать отношения между

    объектами не только по горизонтали, но и по вертикали. При этом начинать

    нужно с простой матрицы (2х2) и одного-двух признаков. Такими признаками

    могут быть изменение формы, цвета или пространственного расположения

    объекта, изменение количества объектов, прибавление или вычитание частей

    объекта. Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у

    детей умение обобщать признаки объектов одного ряда и сопоставлять эти

    признаки с обобщенными признаками объектов второго ряда. В процессе

    выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи.

    Важно обратить внимание на развитие у ребенка умения обосновывать свое

    решение, доказывать правильность или ошибочность этого решения, выдвигать

    и проверять собстненные предположения (гипотезы), Очень полезным является

    самостоятельное составление ребенком простейших «матричных» задач. Такие

    занятия способствуют развитию не только логического, но и творческого

    мышления.

    ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМУ «СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ»

    Когда ребенок научается соотносить, сравнивать предметы по их внешним

    признакам, например, по форме, цвету, величине, можно переходить к

    обучению и более сложному интеллектуальному действию – соотнесению

    предметов по смыслу.

    Соотнести предметы по смыслу – значит найти какие-то связи между ними,

    лучше, если эти связи основываются на существенных признаках, свойствах

    предметов и явлений. Однако важно уметь опираться и на второстепенные,

    менее значимые свойства и признаки.

    Чтобы находить эти связи, нужно сравнивать предметы между собой, обращая

    внимание на их функции, назначение, другие внутренние свойства или

    признаки. Сравниваемые предметы могут иметь связи, основанные на разных

    типах отношений. Например, это могут быть связи, основанные на отношениях

    типа «часть-целое» (колесо – машина, дом – крыша), на противоположности

    свойств предметов или явлений (например, соль – сахар, ночь – день и т.д.)

    на сходстве или противоположности функций предметов (ручка - карандаш,

    карандаш - резинка), на принадлежности к одному роду или виду (ложка -

    вилка, яблоко - груша) и других типах отношений. Обучение «смысловому

    соотнесению» – это обучение умению быстро схватывать (находить) такие

    отношения.

    Последовательность обучения должна быть следующей:

    1. Смысловое соотнесение двух наглядно представленных предметов

    («картинка – картинка»).

    Сначала малыш должен научиться соотносить по смыслу предметы, которые он

    непосредственно воспринимает. Так ему легче будет анализировать их

    особенности, определять их назначение и функции. Для этого ребенку

    предлагаются либо сами предметы, либо их изображения на картинках.

    2. Соотнесение наглядно представленного предмета с предметом,

    обозначенным словом («картинка – слово»).

    Сопоставление предмета, изображенного на картинке, с предметом,

    представленным в виде слова, является для малыша задачей уже более

    сложной. Ведь здесь, чтобы справиться с заданием, ребенок должен ясно

    представлять себе тот предмет, который задан в словесной форме. Этот этап

    обучения является, как бы переходным к развитию умения находить смысловые

    связи между предметами и явлениями, представленными словесно.

    3. Смысловое соотнесение предметов и явлений, представленных в виде слов

    «слово – слово»).

    Слово может обозначать какой-нибудь предмет, его отдельное свойство,

    явление природы и многое другое. Сначала следует предлагать задания, в

    которых ребенку по двум заданным словам нужно найти смысловую связь между

    конкретными предметами. Затем для сопоставления могут предлагаться все

    более абстрактные понятия, обозначающие свойства предметов, природные

    явления и т.п. При этом важно, чтобы понятия эти были знакомы ребенку.

    КАК ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ?

    Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и

    процесс, и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают у

    них умение выделять существенные признаки предмета или явления, доказывать

    правильность своего решения, а также репродуктивное воображение (в

    частности, способность создавать образ предмета по его словесному

    описанию). Однако, чтобы процесс отгадывания загадки имел развивающий

    эффект, необходимо формировать у ребенка определенные умения.

    Нужно научить ребенка выделять указанные в загадке признаки неизвестного

    объекта и сопоставлять эти признаки между собой. Такое сопоставление и

    приводит постепенно к отгадке.

    Неумение выполнять эти действия затрудняет поиск правильного ответа.

    Так, часто отгадки строятся на основе только какого-нибудь одного

    признака наиболее яркого и понятного. Другие признаки просто игнорируются.

    Или учитываются все признаки, кроме одного, но очень важного. В

    результате загадка остается неразгаданной. Бывает и так, что ребенок

    сознательно отбрасывает один из названных в загадке признаков, если он

    мешает предполагаемой отгадке, или заменяет его своим, соответствующим

    кажущейся отгадке.

    Для правильного, хорошо обоснованного ответа, ребенок должен научиться

    выделять все признаки, названные в загадке. Пока загадка не разгадана,

    нельзя сказать, какой из приведенных признаков является наиболее важным.

    Это можно понять только после того, как загадка отгадана, на основе

    сопоставления указанных признаков. Вот почему при отгадывании нужно

    исходить из того, что все признаки необходимы и одинаково значимы.

    Если ребенок затрудняется найти решение, не нужно сообщать отгадку сразу

    и растолковывать ответ даже в том случае, когда малыш просит об этом.

    Главное – не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден

    правильный ответ как результат правильного умозаключения. Быстрые подсказки

    лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам и

    постепенно теряет интерес к загадкам вообще.

    ПАМЯТЬ

    Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он

    усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами

    поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в

    основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо

    запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе.

    Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей

    яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что

    интересно.

    В памяти различают такие процессы как запоминание, сохранение,

    воспроизведение и забывание. В зависимости от цели деятельности память

    делят на непроизвольную и произвольную.

    Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, в котором

    отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Запоминание и

    воспроизведение осуществляются непосредственно в деятельности и не зависят

    от воли и сознания. Произвольная память — это мнемическая деятельность,

    специально направленная на запоминание какого-нибудь материала,

    предполагающая самостоятельную постановку цели запомнить и вспомнить этот

    материал и связанная с использованием особых приемов и способов

    запоминания.

    В зависимости от особенностей материала, который запоминается и

    воспроизводится, различают также память образную и словесно-логическую.

    Образная память обеспечивает запоминание наглядных образов, цвет предметов,

    звуки, запахи, вкус, лица и т.п. Она бывает зрительной, слуховой,

    осязательной, обонятельной и вкусовой. Словесно - логическая память — это

    память на отдельные слова, понятия, мысли.

    По продолжительности запоминания и сохранения материала память

    подразделяется еще на кратковременную и долговременную. Кроме того,

    выделяют и оперативную память, которая обслуживает непосредственно

    осуществляемую человеком деятельность и использует информацию как

    кратковременной, так и долговременной памяти. Оперативная память имеет

    важное значение при осуществлении любых более или менее сложных действий,

    когда нужно удерживать в уме некоторые промежуточные результаты (например,

    при арифметических вычислениях, при чтении, списывании).

    Считается, что 5-й год жизни является в среднем началом периода более или

    менее удовлетворительного запоминания, поскольку именно с этого года

    впечатления детства носят достаточно систематизированный характер и

    сохраняются на всю жизнь. Более ранние детские воспоминания, как правило,

    отрывочны, разрозненны и немногочисленны.

    К 6 годам жизни в психике ребенка появляется важное новообразование — у

    него развивается произвольная память. К произвольному запоми-нанию и

    воспроизведению малыши обращаются в сравнительно редких случаях, когда

    такая необходимость возникает непосредственно в их деятельности или когда

    этого требуют взрослые. В то же время, именно этому виду памяти предстоит

    сыграть наиболее важную роль в предстоящем обучении в школе, поскольку

    возникающие в процессе такого обучения задачи, как правило, требуют

    постановки специальной цели запомнить. На первоклассника обрушится лавина

    сведений, правил, заданий, большинство из которых вовсе не будут яркими,

    впечатляющими и интересными. Чтобы они могли запомниться непроизвольно, ему

    необходимо будет производить для запоминания сознательные волевые усилия и

    использовать определенные приемы. А этому можно и нужно заранее научиться.

    У ребенка 5—7 лет можно и нужно развивать все виды памяти — образную и

    словесно-логическую, кратковременную, долговременную и оперативную. Однако

    основной акцент следует делать на развитии произвольности процессов

    запоминания и воспроизведения, поскольку развитие этих процессов, как и

    произвольных форм психики вообще, является одной из самых важных

    предпосылок готовности детей к обучению в школе.

    КАК РАЗВИВАТЬ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ?

    Развитие произвольной памяти предполагает следующие этапы:

    1. Обучение умению принимать мнемическую (от греческого «mneme» — память)

    задачу.

    Это умение выделять (осознавать) цель запоминания и воспроизведения.

    Ребенок осознает мнемические цели лишь тогда, когда он сталкивается с

    такими условиями, которые требуют от него активного воспроизведения и

    запоминания. При этом наиболее эффективными являются условия игровой

    деятельности, когда цели запомнить и вспомнить имеют для ребенка совершенно

    конкретный и актуальный смысл.

    Что значит «уметь выделять» цель запоминания и воспроизведения? Это

    значит:

    — уметь внимательно выслушать задание до конца;

    — стремиться активно запомнить необходимую информацию;

    — пытаться самостоятельно вспомнить в процессе воспроизведения забытую

    информацию.

    В 5—6 лет ребенок уже умеет достаточно внимательно выслушать небольшое

    задание до конца, поэтому какое-либо специальное обучение этому умению не

    требуется.

    Активное запоминание нужной информации предполагает овладение

    элементарной формой повторения, как приема запоминания. Эта форма

    повторения просто сопровождает процесс принятия задания:

    ребенок сразу по ходу сообщения этого задания как бы по инерции повторяет

    за взрослым то, что следует запомнить (например, когда взрослый просит

    малыша запомнить предметы, которые нужно купить в магазине — см. игру «Купи

    в магазине...»). Такое повторение обычно легко осознается детьми и довольно

    быстро усваивается как прием запоминания.

    Активное воспроизведение — это внутренний поиск, мысленный возврат к

    ситуации запоминания. Оно часто сопровождается паузами, отведением в

    сторону взгляда, прищуриванием. При отсутствии стремления вспомнить ребенок

    обычно сразу констатирует, что забыл нужную информацию, и обращается к

    взрослому за помощью. Обучение активному воспроизведению — это обучение

    умению действовать в ситуации воспроизведения самостоятельно, обращаться

    сначала к себе, к своей памяти и «доставать» из нее хоть какую-то забытую

    информацию.

    Овладение умением принимать мнемическую задачу является необходимым

    условием для перехода от непроизвольного запоминания и воспроизведения к

    произвольному.

    2. Овладение мнемическими приемами, направленными на достижение

    осознанной цели запоминания и воспроизведения.

    На этом этапе основное внимание сначала нужно уделить дальнейшему

    развитию приема «повторения», поскольку он легче всего формируется и

    овладение им не требует предварительного обучения каким-либо мыслительным

    действиям. Прием повторения должен приобрести здесь новую функцию — функцию

    воспроизведения. «Воспроизводящее повторение» — это повторение не по ходу

    восприятия задания, а уже после того, как оно получено. Такое повторение

    имеет более активную форму, так как предполагает самостоятельное

    воспроизведение ребенком задания. О том, как обучать приему «повторение» вы

    узнаете в разделе «Как нужно повторять?»

    Когда ребенок хотя бы на элементарном уровне овладеет приемом

    «повторение», можно переходить к обучению более сложным — логическим

    приемам запоминания. Они, как это видно уже из их названия, основаны на тех

    или иных способах логического мышления. К числу таких приемов относятся,

    например, «группировка», «смысловое соотнесение» и «схематизация».

    Овладение ими происходит в два этапа: на первом этапе формируется

    соответствующее умственное действие, а на втором — ребенок

    обучается умению применять это действие с целью запоминания и

    воспроизведения.

    В возрасте 5—7 лет мы рекомендуем делать акцент на развитии мнемических

    приемов «группировка» и «смысловое соотнесение». О том, как обучать этим

    приемам, вы узнаете из соответствующих разделов, представленных ниже. Что

    касается мнемического приема «схематизация», то в этот период он

    формируется сначала только как прием логического мышления (см. «Тренировка

    логического мышления»). Как мнемический прием его целесообразно формировать

    тогда, когда малыш начнет обучение в школе (с 7—8 лет).

    Если ваш ребенок овладеет указанными приемами, его память станет более

    цепкой и прочной.

    3. Развитие умения контролировать результаты выполнения мнемической

    задачи, т.е. осуществлять самопроверку.

    Развитая произвольная память — это не только умение ставить мнемическую

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.