Профессиональное самоопределение старшеклассников
Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением,
расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами
профориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как ее
компонент.
Б) Предпосылки профессионального самоопределения.
Личностные предпосылки самоопределения.
Структурные элементы личности, как ближайшие психологические
предпосылки профессионального самоопределения, различны по характеру их
функций. Всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения
можно свести к двум основным группам [7]:
1) особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения
проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого
процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая
черта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого
трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека.
2) Эту группу психологических предпосылок самоопределения образуют
различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс
профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность
реагирования. [7]. Сюда относится потребность в профессиональном
самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и
склонности убеждения и установки, ценности и идеалы, и представления о
жизненных ценностях.
Компоненты второй группы благодаря своей связи с познавательными
потребностями обладают функцией обусловливания сферы деятельности,
привлекательной для человека.
2. «Восемь углов выбора профессии».
По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии.
Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об
особенностях различных профессий, но и массу другой информации. [6].
1) Позиция старших членов семьи.
Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они
несут ответственность за то, как складывается его жизнь.
Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора,
требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы.
Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая
пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще
маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей,
которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той
деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется,
что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от
родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…
Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с
выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-
либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать
по данной специальности придется им, а не их родителям. [6].
О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь
предполагать.
2) Позиция товарищей, подруг (сверстников).
Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на
выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального
будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может
стать решающим в профессиональном самоопределении.
3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.
Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной
деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений
человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей,
помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель
знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.
4) Личные профессиональные планы.
В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном
будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ,
мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера,
опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и
средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они
зависит от человека. [6].
5) Способности.
Способности, таланты учащегося старших классов необходимо
рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно
ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая
профессиональная пригодность.
6) Уровень притязаний на общественное признание.
Реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень
профессиональной подготовки [6].
7) Информированность – важная, неискаженная информация – важный фактор
выбора профессии.
8) Склонности проявляются и формируются в Деятельности. Сознательно
включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения,
а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как до
фессиональные увлечения – путь к будущему. [6].
. Управление выбором профессии.
В целях правильного выбора профессии необходимо управление данным
процессом, которое осуществляется учителем.
Управление выбором профессии – одна из составных частей проблемы
научного управления обществом. [8]. В более узком плане применительно к
проблеме выбора профессии учащимися учителю крайне важно знать объективные
и субъективные факторы, составляющие содержание управления. К объективным
факторам относятся:
- система объективно действующих закономерностей, условия жизни
субъекта, среда, воспитание, экономическое окружение и другие.
К субъектным факторам относятся:
- возможности субъекта, склонности, интересы, способности, намерения,
мотивы, характер, темперамент, задатки и другие стороны личности.
Чтобы управление выбором профессии было действительно эффективным,
крайне важно разобраться в сущности указанных выше двух слагаемых сторон
предмета управления. [8]. Управление выбором профессии немыслимо без знания
личности, ее структуры.
Человеческая личность чрезвычайно сложна. Она обладает как
приобретенными при жизни качествами, так и биологическими свойствами,
характеризующимися относительным постоянством (задатки, тип нервной системы
и т.д.).
Управление профориентацией только тогда научно, когда строится с
учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, базируется на
знании динамической функциональной структуры личности. [8].
Требование изучать каждого школьника общепризнано. Однако в практике
нередки случаи, когда учитель может подробно охарактеризовать одного -двух
своих воспитанников, всем остальным он в состоянии дать лишь самую общую
характеристику.
Бывает, что учитель неплохо знает ученика, но дать целостную
характеристику направленности его личности (выделить склонности, интересы,
способности, мотивы поведения, черты характера) затрудняется. Какое место
занимает ученик в коллективе, каков его престиж среди одноклассников, как
оценивают его товарищи, учителя, как сам он себя оценивает – такие вопросы
часто и вовсе не ставятся отдельными педагогами.
Объясняется это целым рядом причин:
- отсутствием установки на изучение учащихся в целях профориентации;
- слабая психолого-педагогическая подготовка учителей;
- нежелание затруднять себя дополнительной работой;
- неимение доступных метод и методик изучения учащихся. [8].
Современному выпускнику школы нужна характеристика, в которой оценки
личностных качеств должны быть полными и точными. В характеристике
необходимо указывать перспективу развития личности, прогнозировать ее
будущее. Нельзя ограничиваться в характеристике учащегося указанием на его
дисциплину, учебные оценки и общую активность. [12].
Особое внимание нужно обращать на динамику интересов учащихся, на их
склонности в процессе учебы. При этом крайне важно проектировать
возможности развития способностей в процессе обучения. Если учитель заметит
определенную направленность профессиональных интересов учащегося,
настойчивость и упорство, проявляемое им, то он обязан отразить это в
характеристике и убедить воспитанника, что даже при небольших способностях
он может достичь успеха. Хотя не всегда просто помочь юноше или девушке
определить свое призвание, тем не менее, нельзя признать нормальным, когда
после окончания школы ученик не знает, способен ли он к чему-нибудь, где
найти занятие по душе. Разглядеть индивидуальность, помочь раскрыться
способностям и склонностям ученика под силу учителю, классному
руководителю. [8]. Изучение учащихся – одно из необходимых условий
выявления индивидуально психологических особенностей в целях правильного
профессионального самоопределения.
3. Самопознание в выборе профессии.
Самопознание – одно из необходимых условий осуществления личностного
подхода к выбору профессии. [10].
Познание самого себя идет через сравнение себя с другими людьми, путем
осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и
достижениями окружающих людей. Познавая себя, мы одновременно познаем
другого человека. Знание других людей помогает самопознанию. Процесс
сравнения – основа не только познания мира, но и познания самого себя.
Познавая через сравнения качества другого человека, мы получаем материал,
необходимый для выработки собственной оценки.
Для лучшего познания мира и самого себя, человек должен прилагать
активные усилия. Совершенствование самого себя начинается с процесса
самопознания. Нельзя стать лучше, не зная, какие качества характера надо
воспитать, а какие - изжить. [8]. Без самопознания нельзя правильно
наметить программу самовоспитания и саморазвития, трудно выбрать работу по
душе.
Требования человека к себе, самовоспитание, зависят от требований и
перспектив общества, в котором он живет. Требования общества – одно из
важнейших побуждений самопознания и самовоспитания. Возникновение
потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и
размышлений о себе является характерной особенностью повзрослевших детей.
Роль самооценки в профессиональном самоопределении.
В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания.
Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я» [3].
Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил,
возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в
должной мере.
Само слово «самооценка» помогает нам понять его значение. В
профессиональном самоопределении личности самооценка – оценка, которую
человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или не
соответствующим специфике профессии.
Еще К. Маркс в работе «Размышления юноши при выборе профессии» обращал
внимание молодежи на умение дать оценку собственным способностям:
«заблуждение относительно наших способностей к определенной профессии… -
это ошибка, которая мстит за себя и … причиняет нам страшные муки…» [4].
Самооценка, как и любое психическое образование, формируется
прижизненно, и рассматривать ее нужно в возрастном аспекте. [8].
Исследования показывают, что старшеклассники стремятся выбрать тот вид
деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных
возможностей. [8]. Поскольку зачастую понимание собственных возможностей у
школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи.
Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В
самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя,
другие наоборот. Поэтому не правы те, кто считает, что старшеклассники
только переоценивают себя, а также те, кто помогает, что они себя
недооценивают. Им свойственно и первое, и второе.
Старшеклассники в отличие от подростков ощущают потребность в
самооценке, хотя объективно к ней не готовы. Внутренняя потребность в
самооценке – залог успешного ее формирования при соответствующих условиях.
У старшеклассников самооценка служит двум целям:
. Самовоспитанию;
. Прогнозированию будущей профессии. [3]
Выбирая профессию старшие школьники в большинстве случаев
ориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-
волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств.
Подростки же слабо апеллируют к самооценке, то есть они не осознают
должным образом ее роли в выборе профессии. Большинство из них выбирает
профессию, не прибегая к самооценке, а если и делает это, то весьма
поверхностно. Представления подростков о самих себе неглубоки,
приблизительны, планы и намерения динамичны. Сама проблема выбора профессии
серьезно их не волнует.
Для старшеклассников – выпускников выбор профессии – серьезный шаг. Но
проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах
профессионального самоопределения, прежде всего, психологических.
Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности,
им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах
характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских,
бытовых суждений. Все это дает право утверждать, что психологическое
образование как условие формирования объективной самооценки, как условие
правильного выбора профессии очень нужно нашим старшеклассникам. [8].
Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В
основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При
переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на
такой основе выбор профессии в конце концов приводит к разочарованию.
Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии
и на развитии личности.
Можно выделить 3 уровня адекватности самооценки [3]:
. Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов,
способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой
учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с
достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий.
. Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся
частично переоценивают или недооценивают свои возможности по
сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на
основе познавательного интереса к школьным предметам без учета
своей пригодности.
. Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая
переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных
качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей. По существу,
выбор профессии на данном уровне самооценки совершается
необоснованно. [8].
Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она
формируется в процессе развития личности и имеет разную степень
объективности и полноты. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности
– одна из задач профессиональной ориентации.
В 9-11 классах предметом внимания учащихся должны быть профессионально
значимые качества. Необходимо практиковать в школе активные формы и методы
работы, которые повысили бы уровень знаний и представлений учащихся о
психологии личности, о том, что такое способности, интересы, потребности,
темперамент, черты характера.
Вооружение учащихся необходимым объемом профориентационных знаний,
активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда,
самопознанию и проверке своих возможностей – все это будет способствовать
формированию объективной самооценки.
Список использованных источников
1. Большая советская энциклопедия, 1975
2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.
М.: Просвещение, 1973
3. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988
4. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск:
Народная асвета, 1978
5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991
6. Климов Е.А. Школа …а дальше? Лениздат, 1971
7. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982
8. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и
прикладной психологии. СПб.: Питер, 2002
9. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1999
10. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997
11. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.:
Просвещение, 1987
12. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под
ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978
13. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс,
2000
14. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988
15. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности.
М.: Педагогика, 1981
16. Шибутани Т. Социальная психология. Москва – Ростов-на-Дону: Феникс,
1999
Страницы: 1, 2
|