МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Профессиональное самоопределение старшеклассников

    Профессиональное самоопределение старшеклассников

    Костромской Государственный Университет

    им. Н.А. Некрасова

    Курсовая работа

    на тему:

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАСНИКОВ

    Выполнила: студентка

    3-го курса – 3 гр. ИПА

    Соколова Е.Н.

    Научный руководитель:

    Подобина О.Б.

    Кострома 2002 г.

    ПЛАН

    Введение

    I. Выбор Профессии – как самоопределение личности.

    1. Понятие профессии и ее истоки.

    2. Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии.

    Жизненный план.

    3. Отношение подростка к будущей профессии.

    II. Профессиональное самоопределение.

    1. Профессиональное самоопределение как процесс:

    А) предпосылки профессионального самоопределения

    - с точки зрения детерминизма;

    - с позиции деятельности.

    2. «Восемь углов выбора профессии»

    - управление выбором профессии.

    III. 1) Роль

    - самопознания;

    - самосознания;

    - самооценки в профессиональном самоопределении.

    2) Профессиональное самоопределение и профессиональная консультация.

    IV. Поиск смысловых опор личности на переломах профессионального

    выбора.

    1) Стадии профессионального становления.

    2) Кризисы профессионального становления.

    3) Методы работы в переломные периоды профессионального выбора.

    V. Выявление профессиональных установок подростков на этапе выбора

    профессии.

    VI. Эмпирическая часть.

    Заключение.

    Введение

    На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов,

    работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни

    развития все меньше. Почему это происходит? Даже несмотря на то, что в

    нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и

    качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их

    компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего.

    Анализируя факты современной действительности, невольно задумывается:

    в чем причина этих неудач, разочарований молодых людей?

    Возможно, одной из причин является неверный выбор профессии в юности.

    Известно, что юность (14-18 лет) – возраст самоопределения. Кем быть? Каким

    быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед старшими

    школьниками.

    Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных

    интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед

    выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в

    профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий.

    Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас

    противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми,

    управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем –

    острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком

    разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

    Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном

    самоопределении – задача не из простых и не из легких.

    Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь

    от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная

    ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой,

    физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

    Общество расширяет возможности жизненного самоопределения молодежи.

    Перед ней возможности для приложения своих сил и способностей в самых

    различных областях деятельности на благо общества.

    Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой

    предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих

    многое в жизни современного человека.

    Огромное преимущество человека заключается в его возможности выбора.

    Объект: старшеклассники (ученики 11 «А» класса).

    Предмет: профессиональное самоопределение старшеклассников.

    Цель: определить уровень профессионального выбора старшеклассников в I-

    м учебном полугодии, изучить мотивы выбора профессии школьниками и раскрыть

    переломы профессионального выбора.

    Задачи:

    1) выявить характерные черты ранней юности и определить актуальность

    выбора профессии для данного возрастного периода;

    2) рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс;

    3) определить факторы, влияющие на выбор профессии;

    4) раскрыть роль самооценки в правильном выборе профессии;

    5) описать переломы профессионального выбора;

    6) проверить на практике поставленные гипотезы.

    Гипотезы:

    1) степень сформированности профессионального плана низкая в I-м

    полугодии;

    2) сознательный выбор профессии происходит в 11 классе;

    3) старшеклассники не определили пути овладения выбранной профессией в

    I-м полугодии учебного процесса;

    4) старшеклассники отдают предпочтение не одной профессии, а

    нескольким в конце I-го учебного полугодия.

    1. Выбор профессии как самоопределение личности.

    1). Профессия – (лат. PROFESSIO – официально указанное занятие,

    специальность, от PROFITEOR – объявляю своим делом), род трудовой

    деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных

    теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате

    специальной подготовки, опыта работы [10].

    Разнообразие человеческих профессий велико, и большинством из них, по

    мнению психологов и педагогов, может овладеть каждый. Но равно верно и то,

    что в один момент времени человек может делать что-то одно. А так как жизнь

    ограничена, он может сделать лишь несколько отдельных дел. Чтобы «стать

    действующим» человек должен расстаться с бесконечностью, которой он обладал

    лишь в возможности, так как реально он может не все, а лишь что-то. Так

    возникает проблема выбора будущей профессии. [4].

    Согласно, И. Конц, профессиональное самоопределение человека

    начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на

    себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение.

    Если внимательно присмотреться к этим играм, то нетрудно заметить, что дети

    в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных

    атрибутов профессиональной деятельности. (Например: стул – «прилавок»,

    бумага – «деньги»). Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней

    юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю

    дальнейшую жизнь человека.

    2) Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии.

    Жизненный план.

    Общие мировоззренческие поиски заземляются и конкретизируются в

    жизненных планах. [16]. Жизненный план – понятие широкое. Он охватывает всю

    сферу личного самоопределения – моральный облик, стиль жизни, уровень

    притязаний.

    Самым важным, неотложным и трудным делом становится для

    старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и

    склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша

    внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной,

    ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая

    одновременно манит и пугает его. [16].

    Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, преде всего,

    зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы

    легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии – его главная

    и постоянная забота.

    В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный

    облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные

    особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.

    Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по

    темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям,

    стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные

    особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность – это возраст,

    когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации,

    установки [1]. По сути, это период, когда осуществляется переход от детства

    к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности,

    самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в

    своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем,

    профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится

    вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и

    индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального

    становления.

    Как уже говорилось, профессиональное самоопределение начинается в

    детстве, а заканчивается в ранней юности. Экспериментальное изучение

    значимости мотивов учебной деятельности и профессионального выбора

    подростков и юношей. Определяющее значение в учебной деятельности

    приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии –

    мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У

    девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей

    мотивации на профессию. [2].

    Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального

    самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально

    сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом

    имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у

    учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется

    выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

    3) Отношение подростка к будущей профессии.

    Выбор будущей профессии волнует не только одиннадцатиклассников. И в

    девятом классе ребята должны решить: куда идти дальше – в десятый класс,

    ПТУ, техникум?

    Становление планов на будущее составляет важнейшее содержание развития

    социальной взрослости в подростковом периоде. Существенным показателем

    социально-психологической зрелости подростка является именно его отношение

    к своему будущему. Определенность планов многое изменяет в подростке:

    появляется важнейший стержень личности – определенные цели, задачи, мотивы.

    [10].

    В подростковом возрасте детские формы мечты о профессии сменяются

    размышлениями о ней с учетом собственных возможностей и обстоятельств

    жизни, появляется стремление реализовать намерения в практических

    действиях. Однако некоторые подростки полностью живут настоящим, о будущей

    профессии размышляют мало. [1].

    Многое может стимулировать появление интереса к определенной

    профессии: учение, люди, книги, телевидение. Подростки интересуются многим,

    часто ориентируются в нескольких направлениях сразу, посещают различные

    секции и кружки. Очень часто они переоценивают свои возможности в

    привлекающей их профессии. Занятия в кружках помогают подростку осознать

    свои склонности, возможности, недостатки. Проверка себя в деятельности –

    лучший способ и для осуществления мечты, и для предотвращения

    разочарований. Подрезать «крылья мечты» подростка нельзя, но необходимо

    «приземлить» ее, доводить до его сознания мысль, что путь к успеху в любом

    деле устлан трудностями, а не розами. [10].

    Для многих подростков время обучения в 8-9 классах – период

    интенсивных размышлений о будущем. Одни стараются перевести мечтания в

    действия, другие примеривают себя к разным вариантам будущего. Третьи

    думают о соответствии своих возможностей требованиям профессии, четвертые –

    собирают информацию о привлекающей профессии и учебном заведении, где ее

    получают. Подростки интересуются планами одноклассников, обсуждают

    сомнения, колебания, они отказываются от прежних мечтаний как от «детских».

    Многие склонны поддаваться влиянию авторитетных или более взрослых друзей.

    Периодически возникают споры и разногласия относительно разных профессий и

    того, где именно продолжать учение. [10].

    Приближающееся окончание 9 класса стимулирует размышления подростков о

    своем будущем.

    2. Профессиональное самоопределение.

    1) Профессиональное самоопределение как процесс.

    Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональное

    подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование»,

    предполагает 2 пути его получения – самообразование или обучение в

    образовательных учреждениях профессионального образования. [14]. Успех

    профессионального образования определяет такой важный психологический

    момент как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той

    или иной профессии.

    Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа

    внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии,

    является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных

    решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой

    двухаспектное явление [14]:

    1) субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;

    2) объект выбора – то, что выбирают.

    Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии.

    Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают.

    Выбор профессии – это не одномоментальный акт. Выбор профессии состоит

    из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность

    этапов зависит от:

    - внешних условий;

    - индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

    Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь

    период профессиональной деятельности личности: от возникновения

    профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

    Этапы, предшествующие самоопределению.

    Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший

    школьный возраст, но ему предшествуют этапы [14]:

    . Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного

    возраста):

    - малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное

    представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода

    профессий, неустойчивость профессиональных намерений;

    . Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст):

    - возникновение и формирование профессиональных намерений и

    первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

    . Профессиональное обучение:

    - осуществляется после получения школьного образования для освоения

    выбранной профессии;

    . Профессиональная адаптация:

    - формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание

    системы производственных и социальных отношений;

    . Самореализация в труде:

    - выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным

    трудом.

    Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь

    жизненный путь человека.

    А) Предпосылки профессионального самоопределения:

    . Профессиональное самоопределение с позиции принципов детерминизма и

    деятельности. Профессиональное самоопределение – существенная сторона

    общественного процесса развития личности. Выявление особенностей

    проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает

    анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая

    саморегулирующая система, с другой – система общественного ориентирования

    молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. [7]. Данная

    система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи,

    общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора

    профессии. Такая совокупность средств профессиональной ориентации

    призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и

    консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и

    склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении

    трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств

    профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального

    развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели своей

    деятельности.

    Испытываемая человеком потребность в самоопределении сама по себе

    беспредметна [7]. А.Н. Леонтьев отмечал, что «…до своего первого

    удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, так как он еще не

    обнаружен…».

    Взаимосвязь личности и внешней по отношению к ней системы

    профориентационных воздействий возникает только в процессе деятельности.

    Деятельность как форма взаимосвязи субъекта с объектами образует условие

    психического отражения и выступает как механизм детерминирующегося

    воздействия на личность.

    В процессе постоянной связи с внешним миром человек выступает как

    активная сторона взаимодействия. Поэтому, психологическое проявление

    принципа детерминизма может быть понято лишь в рамках проблемы соотношения

    внешних и внутренних условий в детерминации деятельности. В плане анализа

    движущих сил деятельности необходимо исходить из взаимосвязи и

    противопоставленности внутреннего и внешнего.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.