МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Профессиональная компетентность и культура педагога

    богатство личности, уровень развития се духовных потребностей и

    способностей, а во-вторых, уровень интенсивности их проявления в

    созидательной практической деятельности. По самой глубокой своей сущности

    гуманитарная культура выражает гуманистические ценностные ориентации

    личности. Другими словами, гуманитарная культура — это прежде всего

    гармония культуры знания, культуры чувств, общения и творческого действия.

    Будущий век представляется Д.С. Лихачеву как век развития гуманитарной

    культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора

    профессии и применения творческих сил.

    Гуманитарная культура педагога - оптимальная совокупность

    общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических

    ориентации и качеств личности, универсальных способов познания и

    гуманистической технологии педагогической деятельности. Именно наличие

    такой культуры позволяет ему изучать и диагностировать уровень развития

    учащихся, понимать их, вводить в мир духовной культуры, организовывать

    духовно насыщенную деятельность, формировать социально-ценностные

    ориентации.

    В процессе наших исследований была установлена тесная корреляция

    (соответствие) между эрудицией студентов педвуза в вопросах искусства

    (музыки, живописи, литературы) и уровнем развития их профессиональной

    компетентности. "Эрудиты" проводят глубокий психологический анализ

    педагогических ситуаций, пытаются определить причины поступков учеников и

    действий педагога. Высокий уровень профессионализма педагога, его

    педагогической культуры, следовательно, не возможен без освоения фонда

    культурной информации.

    Специфика педагогического образования поэтому в том и состоит, что оно

    должно быть направлено прежде всего на широкую общекультурную подготовку.

    Последняя предполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин в

    контексте общечеловеческой культуры и углубленное изучение в этом контексте

    конкретной области знания, соответствующей их профессиональной

    специализации. Таким образом будущий педагог будет погружен в контекст

    общечеловеческой культуры, различных языков, видов искусства, способов

    деятельности во всем их своеобразии.

    Теоретическая готовность к педагогической деятельности

    Теоретическая готовность педагога в структуре его профессиональной

    компетентности нередко понимается лишь как определенная совокупность

    психолого-педагогических и специальных знаний. Но формирование знаний, как

    уже отмечалось, не самоцель. Знания, лежащие в структуре опыта педагога

    мертвым грузом, не будучи к тому же сведенными в систему, остаются никому

    неведомым достоянием. Вот почему необходимо обращение к формам проявления

    теоретической готовности. Таковой является теоретическая деятельность, в

    свою очередь, проявляющаяся в обобщенном умении педагогически мыслить или,

    по другому, в конструктивных и гностических умениях, которые относятся к

    группе внутренних (идеальных) умений.

    Конструктивная и гностическая деятельность могут быть осуществлены при

    наличии у педагога аналитических, прогностических и проективных умений.

    Гностическая деятельность требует также рефлексивных умений.

    Аналитические умения. Сформированность аналитических умений - один из

    критериев профессиональной компетентности педагога. С их помощью

    извлекаются знания из практики. Они лежат в основе обобщенного умения

    педагогически мыслить, которое при решении педагогической задачи

    складывается из следующих частных умений:

    - расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия,

    причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.);

    -осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми

    компонентами педагогического процесса;

    -находить в психолого-педагогический теории идеи, выводы

    закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;

    — правильно диагностировать педагогическое явление;

    — вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и определять

    способы ее. оптимального решения.

    При этом творческий педагог осуществляет теоретический анализ

    педагогических фактов и явлений, который включает в себя: вычленение факта

    или явления и его обособление от других; установление состава элементов

    данного факта или явления, раскрытие содержания и выделение роли каждого из

    элементов; демонстрация связи данного элемента с другими элементами;

    проникновение в процесс развития целостного явления; определение места

    данного явления в образовательном процессе.

    Под педагогическим фактом понимается тот или иной тип педагогического

    взаимодействия, а под педагогическим явлением - результат этого

    взаимодействия.

    Прогностические умения. Управление социальными процессами, каким

    является и образовательный, всегда предполагает ориентацию на четко

    представленный в сознании субъекта управления конечный результат

    (предвосхищенная цель). Основу для целеполагання и последующего перебора

    вариантов возможных путей решения педагогической задачи дает анализ

    педагогической ситуации. Поэтому успех целеполагания зависит не только от

    результатов аналитической деятельное. Во многом он предопределяется

    способностью к антиципатии, т.е. к предвидению появления результата

    действий еще до того, как они будут реально осуществлены. Наличие этой

    профессионально значимой способности всегда отличало творческих педагогов.

    Прогнозирование деятельности педагога как процесс получения опережающей

    информации о результатах действий строится на основе знания сущности и

    логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и

    индивидуального развития учащихся. 'Это позволяет предвидеть, что учащимися

    может быть неправильно понято, какой смысл они могут вложить в те или иные

    педагогические действия; какие могут быть ошибки при восприятии материала в

    связи с имеющимися у школьников житейскими представлениями и, напротив,

    какой их опыт будет способствовать более глубоком) проникновению в сущность

    изучаемого. Педагогическое прогнозирование предполагает также видение тех

    качеств учащихся и особенностей коллектива, которые могут быть сформированы

    за тот или иной промежуток времени. Без прогностических умении не обойтись

    и в том случае, если педагог обращается к проблеме выдвижения близких,

    средних и далеких перспектив развития коллектива и личности. Здесь

    проявляется взаимосвязь процессов прогнозирования и целеполагания.

    Состав прогностических умений можно представить следующим образом:

    выдвижение педагогических целей и задач; отбор способов достижения

    педагогических целей; предвидение результата, возможных отклонений и

    нежелательных явлений; определение этапов (или стадий) педагогического

    процесса; распределение времени; планировать совместно с учащимися

    жизнедеятельности.

    В зависимости от направленности педагогической задачи прогностические

    умения можно объединить в три группы:

    - умения прогнозировать развитие коллектива; динамику его структуры,

    развитие системы взаимоотношений, изменение положения актива и отдельных

    учащихся в системе взаимоотношений и т.п.;

    - умения прогнозировать развитие личности: ее качеств. Чувств, воли и

    поведения, возможных отклонений в развитии, трудностей в установлении

    взаимоотношений со сверстниками и т.п.;

    - умения прогнозировать ход педагогического процесса:

    Образовательные, воспитательные и развивающие возможности учебного

    материала; затруднения учащихся в учении и других видах деятельности;

    результаты применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и

    воспитания и т.п.

    Умения педагогического прогнозирования требуют от педагога овладения

    такими методами интеллектуальной деятельности, как моделирование,

    выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполирование и др.

    Проективные умения. Триада "анализ — прогноз — проект" предполагает

    выделение и специальной группы умений, проявляющихся в материализации

    результатов педагогического прогнозирования в конкретных планах обучения и

    воспитания. Разработка проекта педагогической деятельности означает прежде

    всего перевод на педагогический язык целей обучения и воспитания, их

    максимальную конкретизацию и обоснование способов их поэтапной реализации.

    Следующим шагом является определение содержания и видов деятельности,

    осуществление которых обеспечит развитие прогнозируемых качеств и состояний

    учащихся. При этом важно предусмотреть сочетание различных видов

    деятельности и проведение специальных мероприятий в соответствии с

    поставленными задачами.

    Планы обучения и воспитания как проекты деятельности педагога могут

    быть перспективными и оперативными. К последним относятся планы уроков и

    воспитательных мероприятий. Логика разработки проекта педагогической

    деятельности диктует и соответствующий состав проективных умений:

    — переводить цели и содержание образования в конкретные педагогические

    задачи;

    — учитывать при определении педагогических задач и отборе содержания

    деятельности учащихся их потребности и интересы, возможности материальной

    базы, свой опыт и личностно-деловые качества;

    — определять комплекс доминирующих и подчиненных задач для каждого

    этапа педагогического процесса;

    — отбирать виды деятельности, адекватные поставленным задачам и

    планировать систему совместных творческих дел;

    — планировать индивидуальную работу с учащимися с лью преодоления

    имеющихся недостатков и развития их способностей, творческих сил и

    дарований;

    — отбирать содержание, выбирать формы, методы и средства

    педагогического процесса в их оптимальном сочетании;

    — планировать систему приемов стимулирования активности школьников и

    сдерживания негативных проявлений в их поведении;

    — планировать способы создания личностно развивающей среды и

    поддержания связей с родителями и общественностью.

    Понятно, что оперативное планирование требует от педагога владения

    целым рядом конкретных узко методических умений, приводящих к

    материализации проекта проведения беседы, урока или экскурсии в плане,

    плане-конспекте или конспекте в зависимости от опыта педагога.

    Рефлексивные умения. Они имеют место при осуществлении педагогом

    контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Ее обычно

    связывают лишь, с завершающим этапом решения педагогической задачи, понимая

    как своеобразную процедуру по подведению итогов педагогической

    деятельности.

    Между тем следует выделить такие виды контроля, как контроль на основе

    соотнесения полученных результатов с заданными образцами; контроль на

    основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном

    плане; контроль на основе анализа готовых результатов фактически

    выполненных действий. Все они в равной мере имеют место в педагогической

    деятельности, хотя и рассредоточены по этапам решения педагогической

    задачи. Бесспорно, особого внимания заслуживает контроль на основе анализа

    уже полученных результатов и, в первую очередь, применительно к

    деятельности учителя предметника. Для эффективного осуществления этого вида

    контроля педагог должен быть способен к рефлексии, позволяющей разумно и

    объективно анализировать спои суждения, поступки и, в конечном итоге,

    Деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям.

    Признание рефлексии как специфической формы теоретической деятельности,

    направленной на осмысление своих собственных действий, позволяет говорить

    об особой группе педагогических умений - рефлексивных. Их выделение

    обусловлено рядом причин. Во-первых, анализ результатов педагогической

    деятельности без тщательного анализа условий их получения не может

    считаться нормой. Известно, что высокие результаты в педагогической

    деятельности могут быть получены как за счет существенного увеличения

    времени на решение педагогических задач, так и за счет перегрузки учащихся

    и учителей. Это так называемые экстенсивные пути повышения эффективности

    деятельности педагога. Во-вторых, отрицательные результаты также могут

    иметь разные причины. Для педагога всегда очень важно установить, в какой

    мере как положительные, так и отрицательные результаты являются следствием

    его деятельности. Отсюда и необходимость в самоанализе собственной

    деятельности. Он обычно идет в соответствии с основными компонентами

    деятельности, а это, требует особых умений анализировать:

    - правильность постановки целей, их "перевода" в конкретные задачи и

    адекватность комплекса решавшихся доминирующих и подчиненных задач исходным

    условиям;

    — соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным

    задачам;

    — эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической

    деятельности;

    — соответствие применявшихся организационных форм возрастным

    особенностям учащихся, содержанию материала и т.п.;

    — причины успехов и неудач, ошибок и затруднении а ходе реализации

    поставленных задач обучения и воспитания;

    — опыт своей деятельности в его целостности и соотнесенности с

    выработанными наукой критериями и рекомендациями.

    Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом педагогической

    деятельности самого себя, но и выяснение того, как другие (учащиеся,

    коллега, родители) знают и понимают "рефлексирующего", его личностные

    особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием)

    представления.

    Практическая готовность к педагогической деятельности.

    Практическая готовность педагога в структуре его профессиональной

    компетентности выражается во внешних (предметных) умениях - умениях

    педагогически действовать. К ним относятся организаторские и

    коммуникативные умения.

    Организаторская деятельность педагога обеспечивает включение учащихся в

    различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива. Особое

    значение организаторская деятельность приобретает в воспитательной работе.

    А.С. Макаренко подчеркивал, что воспитательная работа есть прежде всего

    работа организатора. К организаторским умениям как общепедагогическим А.И.

    Щербаков относит мобилизационные, информационные, развивающие и

    ориентационные. Мобилизационные умения. Они связаны с привлечением внимания

    учащихся и развитием у них устойчивых интересов к учению, труду и другим

    видам деятельности; формированием потребности в знаниях и вооружением

    учащихся навыками учебной работы и основами научной организации учебного

    труда; актуализацией знаний и жизненного опыта воспитанников с целью

    формирования у них творческого отношения к окружающему миру; созданием

    специальных ситуаций для проявления воспитанниками нравственных поступков;

    разумным использованием методов стимулирования, созданием атмосферы

    совместного переживания и т.п. Информационные умения. Обычно их связывают

    только с непосредственным изложением учебной информации, в то время, как

    они имеют место и в способах ее получения. Это умения и навыки работы с

    печатными и компьютерными источниками, умения дидактически ее

    преобразовывать, т.е. интерпретировать и адаптировать информацию к задачам

    обучения и воспитания.

    В процессе непосредственного общения с учащимися информационные умения

    проявляются в способности ясно и четко излагать учебный материал, учитывая

    специфику предмета, уровень подготовленности учащихся, их жизненный опыт и

    возраст; логически правильно строить и вести конкретный рассказ,

    объяснение, беседу, проблемное изложение; органично сочетать использование

    индуктивного и дедуктивного путей изложения материала; формулировать

    вопросы в доступной форме, кратко, четко и выразительно; применять

    технические средства, электронно-вычислительную технику и средства

    наглядности; выражать мысль с помощью графиков, диаграмм, схем, рисунков;

    оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися нового

    материала с использованием разнообразных методов; перестраивать в случае

    необходимости план и ход изложения материала.

    Развивающие умения. Такие умения предполагают определение "зоны

    ближайшего развития" (Л.С. Выготский) отдельных учащихся и класса в целом;

    создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных

    процессов чувств и воли воспитанников; стимулирование познавательной

    самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении

    логических (частного к общему, вида к роду, посылки к следствию,

    конкретного к абстрактному) и функциональных (причины-следствия, цели-

    средства, качества-количества, действия-результата) отношений;

    формулирование и постановку вопросов, требующих применения усвоенных

    знаний, сравнений н самостоятельных умозаключений; создание условий для

    развития индивидуальных особенностей, осуществление в этих целях

    индивидуального подхода к учащимся.

    Ориентационные умения. Они направлены на формирование морально-

    ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, их отношения к

    труду, явлениям природы и общества, идеалов и других мотивов поведения;

    привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и науке, к

    производству и профессиональной деятельности, соответствующей склонностям и

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.