МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблемы семейного воспитания в истории педагогики

    бездумье в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети, и родители

    надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной

    цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и результаты будут

    всегда случайны, и часто такие родители потом удивляются, почему это у них

    выросли плохие дети. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно,

    чего хотят достигнуть.9

    2.2. И. Г. Песталоцци о материнской любви

    Просвещенная и рассудительная мать живет для ребенка, служа его любви, а

    не его капризам и его по-животному "возбуждаемому и поддерживаемому

    эгоизму.

    Природосообразная заботливость, с которой мать охраняет покой ребенка,

    неспособна раздражать его чувственность, она может лишь удовлетворить его

    физические потребности. Эта Природосообразная материнская заботливость,

    хотя она и живет в матери в виде инстинкта, все же находится в гармонии с

    запросами ее ума и сердца. Она опирается на ум и сердце и лишь вызвана к

    жизни в виде инстинкта, следовательно, ни в коем случае не является

    результатом подчинения наиболее благородных, самых высоких задатков матери

    чувственным вожделениям ее плоти и крови, а есть результат устремлений ее

    ума и сердца.

    Воздействуя таким путем, материнская сила и материнская преданность

    природосообразно развивают в младенце ростки любви и веры. Эта сила и эта

    преданность призваны подготовить и заложить основы благотворного влияния

    отцовской силы, братского и сестринского чувства и таким образом постепенно

    распространить дух любви и доверия на весь круг семейной жизни. Физическая

    любовь к матери и чувственная вера в нее вырастают таким путем до

    человеческой любви и человеческой веры. Исходя из любви к матери, этот дух

    любви и доверия находит себе выражение в любви к отцу, братьям и сестрам и

    в доверии к ним. Круг человеческой любви и человеческой веры ребенка все

    более расширяется. Кого любит мать, того любит и ее дитя. Кому доверяет

    мать, тому доверяет и дитя. Даже если мать скажет о чужом человеке,

    которого ребенок еще никогда не видел: «Он любит тебя, ты должен ему

    доверять, он хороший человек, подай ему ручку», то ребенок улыбнется ему и

    охотно протянет свою невинную ручонку. И если мать скажет ему: «Далеко-

    далеко отсюда у тебя есть дедушка, и он тебя любит», то ребенок этому

    поверит, охотно станет говорить с матерью о нем, поверит в то, что дедушка

    его любит.10

    2.3. В.А. Сухомлинский о том «как воспитать настоящего человека»

    Отец и мать как бы взаимно дополняют друг друга; ребенок по-настоящему

    видит своего отца, если у него есть хорошая дружба с матерью... Но все же

    первые истоки, первые тончайшие корни нравственного развития ребенка — в

    разуме, чувствах, душевных порывах матери. Человек в своем нравственном

    развитии становится таким, какова у него мать, точнее, какова гармония

    любви и воли в ее духовном мире. Мудрость материнской любви заключается в

    том, как воля управляет любовью и подлинная человеческая любовь

    одухотворяет главный стимул воли — чувство ответственности за будущее

    человека.

    Утверждение культа матери в духовной жизни детей, культа, в котором

    уважение проникнуто глубоким пониманием и понимание вдохновляет уважение,

    почитание, любовь, благоговение, требует от педагога умно, мудро,

    возвышенно говорить с детьми о высокой материнской миссии...

    Я твердо убежден, что мать — со своим богатым духовным миром, своей

    образованностью, своими широкими общественными интересами, своим чувством

    собственного достоинства, своей преданностью и вместе с тем высокой

    требовательностью в любви к мужу, своей строгостью и несгибаемостью, своей

    непримиримостью и нетерпимостью к злу — мать, женщина должна быть

    нравственным, духовным властелином и повелителем в семье. Вся

    воспитательная работа, направленная на воспитание благородного отношения к.

    матери,— это краеугольные камни, утверждающие авторитет отца. Подлинная

    гармония воли и любви... достигается в тех семьях, где свет разума,

    мудрости, изумляющий детей каждодневными открытиями человеческой красоты,

    исходит от матери, где духовную красоту, благородство, преданность мужа

    жене и семье дети видят только благодаря этому свету -—исходящему от умной,

    тонко чувствующей человеческие достоинства is пороки матери. От материнской

    мудрости исходит духовная сила, морально дисциплинирующая отца,

    утверждающая в нем чувство благородной человеческой ответственности за

    семью. В хорошей семье — а хорошей я называю семью, у духовных истоков

    которой стоит умная, духовно богатая, гордая, умеющая дорожить своим

    достоинством мать, все это осуществляется тонко, изящно, незаметно. И это

    одно из важнейших условий так называемой отцовской власти, или твердой руки

    отца.

    Здесь надо остановиться на одном нелепом предрассудке, утвердившемся в

    сознании части педагогов и родителей. Кое-кто считает, что «отцовская

    власть», «твердая рука» отца — это некие волшебные палочки, действующие уже

    в силу того, что с ребенком соприкасается существо мужского рода. Нельзя

    противопоставлять женское — материнское влияние мужскому — отцовскому

    влиянию. Это просто несуразица — считать, что от мужчины якобы исходит

    более сильное волевое влияние, и в этом заключается мужественность

    воспитательной силы мужчины-отца, а от женщины-матери — более нежное,

    тонкое, благородное влияние, чуть ли не расслабляющее человека. Настоящая

    женщина-мать нежна, как лепесток только что раскрывающегося цветка, и

    тверда, мужественна, несгибаема, непримирима к злу и беспощадна, как

    справедливый меч.

    Вместе с тем нельзя отрицать особенной роли и особенного места мужчины-

    отца в воспитании детей, в том сложном оркестре, который называется

    духовными взаимоотношениями отца-матери как единой силы, повелевающей' и

    властвующей над молодым поколением. Роль мужчины-отца определяется его

    ответственностью. Отец, умеющий быть ответственным, умеющий

    долженствовать,— настоящий мужчина; его воля становится силой, способной

    дисциплинировать мысли, чувства, желания, порывы детей.

    Мужественность Мужчины, Мужа, Отца заключается в умении защищать,

    оберегать детей и жену. Нравственный долг, нравственная ответственность

    мужчины требует от него быть главным кормильцем детей и матери:

    обстоятельства могут складываться так, что в определенные периоды труд

    матери заключается только в воспитании 'детей.

    С этого начинается миссия Мужчины, Мужа, Отца. Если мы говорим о

    гражданском облике отца, о его способности быть образцом для детей, то

    гражданственность мужчины определяется прежде всего его способностью быть

    долженствующим. Ответственность за человека, рожденного тобой,— это твоя

    школа гражданского служения Отечеству. Тропинка к служению Отечеству для

    настоящего мужчины проходит через семью, через долженствование в сфере

    отношений с женой и детьми, через ответственность за человека. Только идя

    этой тропинкой, мужчина-отец способен подняться на вершину патриотического

    служения Родине.11

    2.4. П. Ф. Лесгафт о воспитании правдивости в семье.

    Последовательность в отношении слова к делу при обращении с ребенком

    составляет очень существенное требование при семейном его воспитании.

    Необходимо помнить, что ребенок появляется на свет только с известною

    степенью энергии организма. Органы активной его деятельности только

    намечены и далеко еще не развиты, они должны постепенно развиваться по мере

    их возбуждения к работе. Проявления ребенка первоначально исключительно

    имитационные; вместе с этим он при посредстве своих вопросов узнает

    условное значение произносимых им звуков, а также условность тех ощущений,

    которые у него являются и при посредстве которых он приучается отличать

    влияние на него внешнего мира и то, что происходит в его собственном

    организме. Из них у ребенка слагаются представления, разъединением и

    сравнением которых он уже вырабатывает себе критерий для своих действий.

    Если ребенок подмечает, что никакой последовательности у взрослых нет, то

    он не в состоянии усвоить себе этого критерия, его действия будут случайны,

    шатки, никаким серьезным основанием не будут руководимы и направляемы. Если

    ребенку говорят о чем-либо, как об уже исполненном, а он на деле видит, что

    это не так, что это не исполнено, то он предполагает, что можно сказать

    одно, а сделать другое, не соответствующее слову. Если в присутствии

    ребенка потребовать, чтобы пришедшему сказали что нас нет дома, то он

    первоначально изумленно посмотрит и сейчас же выскажет свое сомнение.

    Заявление о том, что это не его дело, чтобы он молчал и не рассуждал, ему

    дела не объясняет, он только сбит с толку, и полагает, что может поступать,

    как придется или как хочет. При прочиx условиях ребенок не усваивает себе

    критерия правды, у него нет оснований для нравственных его проявлений, он

    будет руководствоваться только своим ощущением, то, что ему приятно, он

    будет делать, что неприятно — он будет избегать, т. е. будет

    руководствоваться тем, чем руководствуется каждое животное. Ребенок, таким

    образом, будет сбит в основаниях нравственных проявлений человека.

    Правдивость не дана человеку готовой, она должна быть приобретена и

    усваивается первоначально только наблюдением над жизнью окружающих, так же

    как и речь ребенка.12

    2.5. Ф. Э. Дзержинский о телесных наказаниях.

    Теперь я хочу написать немного о детках ваших. Они так милы, как все

    дети; они невинны, когда совершают зло или добро; они поступают согласно

    своим желаниям, поступают так, как любят, как чувствуют,— в них нет еще

    фальши. Розга, чрезмерная строгость и слепая дисциплина — это проклятые

    учителя для детей. Розга и чрезмерная строгость учат их лицемерию и фальши,

    учат чувствовать и желать одно, а говорить и делать другое _ из-за страха.

    Розга может только причинить им боль, и если душа их нежна, если боль эта

    будет заставлять их поступать иначе, чем они хотят, то розга превратит их

    со временем в рабов своей собственной слабости, ляжет на них тяжким камнем,

    который вечно будет давить на них и сделает из них людей бездушных, с

    продажной совестью, неспособных перенести никакие страдания. И будущая их

    жизнь, полная гораздо более тяжких страданий, чем боль от розги, неизбежно

    превратится в постоянную борьбу между совестью и страданием, и совесть

    должна будет уступать...

    Розга, чрезмерная строгость и телесные наказания никогда не могут

    желательным образом затронуть сердце и совесть ребенка, ибо для детских

    умов они всегда останутся насилием со стороны более сильного и привьют либо

    упрямство, даже тогда, когда ребенок осознает, что он поступил плохо, либо

    убийственную трусость и фальшь...

    Исправить может только такое средство, которое заставит виновного

    осознать, что он поступил плохо, что надо жить и поступать иначе. Тогда он

    постарается не совершать больше зла; розга же действует лишь короткие

    время; когда дети подрастают и перестают бояться ее, вместе с ней исчезает

    и совесть, и дети становятся испорченными, лжецами, которых каждый

    встречный может толкнуть на путь испорченности, разврата, ибо розги,

    физического наказания они боятся, не будут, а совесть их будет молчать.

    Розги и телесное наказание для ребят — это проклятие для человечества.

    Запугиванием можно вырастить в ребенке только низость, испорченность,

    лицемерие, подлую трусость, карьеризм. Страх не научит детей отличать добро

    от зла; кто боится боли, тот всегда поддастся злу...

    Не бейте своих ребят. Пусть вас удержит от этого ваша любовь к ним, и

    помните, что хотя с розгой меньше забот при воспитании детей, когда они еще

    маленькие и беззащитные, но когда они подрастут, вы не дождетесь от них

    радости, любви, так как телесными наказаниями и чрезмерной строгостью вы

    искалечите их души. Ни разу нельзя их ударить, ибо ум и сердце ребенка

    настолько впечатлительны и восприимчивы, что даже всякая мелочь оставляет в

    них след. А если когда-нибудь случится, что из своего нетерпения, которое

    не сумеешь сдержать, из-за забот со столькими детьми или из-за раздражения

    ты накажешь их, крикнешь на них, ударишь, то непременно извинись потом

    перед ними, приласкай их, покажи им сейчас же, дай почувствовать их

    сердечкам твою материнскую любовь к ним, согрей их, дай им сама утешение в

    их боли н стыде, чтобы стереть все следы твоего раздражения, убийственного

    для них.13

    2.6. А. С. Макаренко о важности воспитания дисциплины у ребенка.

    ...Один режим должен быть в большой семье, где много детей, и совершенно

    иной в такой семье, где один ребенок. Режим, полезный по отношению к малым

    детям, может принести большой вред, если его применять к более взрослым

    детям. Точно так же свои особенности имеет режим для девочек, в особенности

    в старшем возрасте.

    Таким образом, под режимом нельзя понимать что-то постоянное, неизменное.

    В некоторых семьях часто делают такую ошибку, свято верят в целебность раз

    принятого режима, берегут его неприкосновенность в ущерб интересам детей и

    своим собственным. Такой неподвижный режим скоро становится мертвым

    приспособлением, которое не может принести пользы, а приносит только вред.

    Режим не может быть постоянным по своему характеру именно потому, что

    является только средством воспитания. Каждое воспитание преследует

    определенные цели, причем эти цели всегда изменяются и усложняются. В

    раннем детстве, например, перед родителями стоит серьезная задача —

    приучить детей к чистоте. Стремясь к этой цели, родители устанавливают для

    детей особый режим, т. е. правила умывания, пользования ванной, душем или

    баней, правила уборки, правила соблюдения чистоты комнаты, постели, стола.

    Такой режим должен регулярно поддерживаться, родители никогда не должны

    забывать о нем, следить за его выполнением, помогать детям в тех случаях,

    когда они сами не могут что-либо сделать, требовать от детей хорошего

    качества работы. Если весь этот порядок организован хорошо, он приносит

    большую пользу, и наконец наступает такое время, когда у детей образуются

    привычки к чистоте, когда сам ребенок уже не может сесть за стол с грязными

    руками. Значит, можно уже говорить о том, что цель достигнута. Тот режим,

    который был нужен для достижения этой цели, теперь становится излишним.

    Конечно, это вовсе не значит, что его можно отменить в течение одного дня.

    Постепенно этот режим должен заменяться другим режимом, который преследует

    цель закрепить образовавшуюся привычку к чистоте, а когда эта привычка

    закреплена, перед родителями возникают новые цели, более сложные и более

    важные. Продолжать и в это время возиться только с чистотой будет не только

    излишней тратой родительской энергии, но и вредной тратой...

    Первое, на что мы обращаем внимание родителей,— это следующее: какой бы

    вы ни выбрали режим для вашей семьи, он должен быть, прежде всего,

    целесообразен. Любое правило жизни должно быть введено в семье не потому,

    что кто-то другой его завел у себя, и не потому, что с таким правилом жить

    приятнее, а исключительно потому, что это необходимо для достижения

    поставленной вами разумной цели. Эту цель вы и сами должны хорошо знать, и

    в подавляющем большинстве случаев должны знать ее и дети. Во всяком случае,

    и в ваших глазах, и в глазах детей режим должен иметь характер разумного

    правила. Если вы требуете, чтобы дети в определенный час сходились к обеду

    и садились за стол вместе с другими, то дети должны понимать, что такой

    порядок необходим для того, чтобы облегчить работу матери или домашней

    работницы, а также и для того, чтобы несколько раз в день собраться всей

    семьей, побыть вместе, поделиться своими мыслями или чувствами. Если вы

    требуете, чтобы дети не оставляли недоеденных кусков, то дети должны

    понимать, что это необходимо и из уважения к труду людей, производящих

    пищевые продукты, и из уважения к труду родителей, и из соображений

    семейной экономии. Мы знаем и такой случай, когда родители требовали, чтобы

    дети за столом молчали. Дети, конечно, подчинялись этому требованию, но ни

    они, ни родители не знали, для чего введено такое правило. Когда родителей

    спросили об этом, они объяснили, что если за обедом разговаривать, то можно

    из-за этого подавиться. Такое правило, конечно, бессмысленно: у всех людей

    принято за столом беседовать, и от этого никаких несчастных случаев не

    происходит.

    ...Вторым важным свойством каждого режима является его определенность.

    Если сегодня нужно чистить зубы, то нужно их чистить и завтра; если сегодня

    нужно убрать после себя постель, то нужно это сделать и завтра. Не должно

    быть так, что сегодня мать потребовала уборки постели, а завтра не

    потребовала и сама убрала. Такая неопределенность лишает режим всякого

    значения и обращает его в набор случайных, не связанных между собой

    распоряжений. Правильный режим должен отличаться определенностью, точностью

    и не допускать исключений, кроме таких случаев, когда исключения

    действительно необходимы и вызываются важными обстоятельствами. Как

    правило, же, в каждой семье должен существовать такой порядок, чтобы

    малейшее нарушение режима было обязательно отмечено. Это нужно делать с

    самого малого возраста ребенка, и чем родители строже будут следить за

    выполнением режима, тем все меньше будет нарушений и тем реже впоследствии

    придется прибегать к наказаниям.

    Мы обращаем особенное внимание родителей на это обстоятельство. Многие

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.