МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению

    легко входят в новый коллектив, находят правильный тон в отношениях с

    окружающими, умеют считаться с общественным мнением, доброжелательно

    относятся к товарищам, стремятся придти на помощь. Вхождение в новый

    коллектив иногда является одним из решающих факторов успешного учения

    ребенка в первом классе. Поэтому большое значение в подготовке детей к

    школе имеет воспитание в них “качеств общественности”, умения жить и

    трудится в коллективе.

    Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений

    является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении.

    Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. “С самых

    ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил,

    работал, играл, делил радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы

    совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче.” Принято считать,

    что труднее всего адаптируются к школе дети “домашние”, не посещавшие ранее

    детский сад, мало общавшиеся со сверстниками. Практика, однако, показывает,

    что это не всегда соответствует действительности.

    Значительные трудности в адаптации могут испытывать и дети, посещавшие

    ранее детский сад, но не регулярно. Следовательно, мы можем сделать вывод,

    что общение детей — необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить

    наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.

    Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе

    особое место занимает проблема взаимоотношений воспитателя и детей.

    Многих воспитателей волнует вопрос, как построить взаимоотношения с

    детьми, чтобы добиться высоких результатов своих педагогических

    воздействий. [3, с. 6].

    Прежде всего, воспитателю в своей работе необходимо учитывать

    индивидуальные особенности психики каждого ребенка. Одни дети не могут

    сосредоточиться на выполнении заданий, они несдержаны, нетерпеливы,

    суетливы. Другие медлительны, не сразу включаются в занятия, игру.

    Возбудившись, с трудом успокаиваются. В первом случае дети нуждаются в

    особо строгом соблюдении режима, правильном чередовании отдыха и работы,

    требующей сосредоточенности, внимания. На таких детей отрицательно

    действует обилие впечатлений.

    В общении с ними всегда необходим спокойный, уравновешенный тон.

    Медлительным, вялым детям чаще дают поручения, требующие проявления

    активности, включающие их в коллективный труд. Тон общения с такими детьми

    должен быть жизнерадостным. Таким образом, воспитание — двусторонний

    процесс, диалог, который ведут между собой взрослый и ребенок. Цель его —

    объединить общие усилия, вызвать у дошкольников встречное желание учиться,

    добиваться новых успехов. Сотрудничество — условие при котором создается

    наиболее благоприятная обстановка для подготовки к школе. Большое значение

    при этом играет преемственность стиля общения с ребенком воспитателя и

    учителя. Процесс общения развивается в большей мере во время проведения

    занятий в детском саду.

    Главной задачей любого занятия является формирование у ребенка

    определенных знаний и умений на основе включения его в активную учебную

    деятельность. В процессе решения этой задачи педагог использует

    разнообразные методы и приемы: объяснение, показ, вопросы и др. Следует

    подчеркнуть, что только правильное их использование позволяет эффективно

    решать задачи обучения и воспитания одновременно.

    Дошкольник проявляет живой интерес лишь к тому, что его в какой-то мере

    занимает, доставляет удовольствие, действует на воображение и чувства.

    Желание ребенка узнавать новое, приобретать различные умения, является

    главным условием формирования нравственно-волевых качеств. Таким образом,

    перед дошкольником выдвигается задача приложения волевых усилий. Педагог

    конкретизирует способы ее реализации при планировании содержания занятий,

    делает предметом совместного с детьми обсуждения. Индивидуальный подход в

    формировании нравственно-волевых качеств осуществляется в процессе всего

    воспитательного процесса и методика его в различных видах деятельности

    имеет много общего. Однако, определяется некоторая специфика путей

    индивидуального подхода к детым в быту, игре, труде, учебной деятельности.

    Например, на занятиях по конструированию дети должны осознать, что для

    того чтобы игрушка была красивой, аккуратной, нужно постараться очень точно

    складывать бумагу, ровно смазывать сгибы клеем. На занятиях по родному

    языку, также опираясь на его программное содержание, воспитатель находит

    другие убедительные доводы побуждающие детей к напряжению мысли, активной

    деятельности, преодолению трудностей.

    Консервативным является ныне лозунг “Дайте ребенку детство” при полном

    невмешательстве в интеллектуальную сферу его деятельности. Дети будут

    полноценными, если взрослые позаботятся найти ключ к познавательной

    деятельности детей, активизировать ее. [48, с. ]

    Анализ практики обучения детей на занятиях в детском саду показывает,

    что к сожалению, далеко не всегда воспитатели поддерживают необходимую

    познавательную активность детей. Многие занятия проводятся при сниженном

    эмоционально-познавательном фоне, нередко по одной и той же схеме.

    Активность детей носит в основном репродуктивный, воспроизводящий характер.

    Воспитатель показал, объяснил — ребенок повторил. Дети почти не задают

    воспитателю встречных вопросов. А если и задают, то некоторые воспитатели

    не поддерживают их, считая что они нарушают данную логику занятия. В

    результате такого неконструктивного подхода познавательные интересы и

    активность детей постепенно снижаются. После занятий дошкольники не

    пытаются продолжить разговор на данную тему, не используют полученные

    знания и умения в практической деятельности.

    Показателем активной мыслительной деятельности дошкольника на занятиях

    является:

    наличие интереса к учебной задаче и процессу ее решения;

    умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, проводить при

    этом разнообразные мыслительные операции: анализировать, сравнивать и т.

    д.;

    умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы;

    умение замечать ошибки у себя и сверстников и исправлять их;

    умение выдвигать новую познавательную задачу;

    способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно

    применять найденные способы ее решения в практической деятельности. [38, с.

    42]

    Активизация мышления детей на занятии достигается путем отбора

    соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной

    деятельности. Задача воспитателя — вызвать у детей интерес к занятию,

    создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить

    усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков.

    Опыт показывает, что интерес к занятию связан с тем, понимает ли

    дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их

    применить. Поэтому воспитатель должен заинтересовать детей содержанием

    занятия, связать его с практической деятельностью. [3, с. 53]

    Организуя интеллектуально-практическую деятельность, воспитатель должен

    помнить, что знания и умения усвоенные без желания и интереса, обычно не

    становятся активным достоянием ребенка, а развивают мыслительную активность

    детей ситуации поиска и исправления ошибок, выбор правильного решения из

    нескольких вариантов, доказательства, дискуссии, чаще всего это происходит

    во время сюжетно-ролевой игры, дидактической игры.

    Значение этих игр в подготовке к школе трудно переоценить. Сюжетно-

    ролевые игры оказывают широкое общеразвивающее влияние на личность будущего

    школьника, а игры с правилами, дидактические, непосредственно связаны с

    предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх происходит

    своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в

    значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. Т. е. в

    игре происходит непосредственная подготовка ребенка к переходу на новую

    ступень обучения — поступлению в школу. [3, с. 56].

    Ведущий вид деятельности школьника — учебная деятельность.

    Систематическое усвоение детьми знаний на занятиях в детском саду

    составляет основу овладения некоторыми элементами учебной деятельности. В

    подготовительной группе детей учат центральную линию при изображении

    симметричных форм. Идет подготовка к тому, чтобы в 1-м классе дети легко

    овладели на уроке изобразительного искусства при построении рисунка

    применять вспомогательные линии: вертикаль, горизонталь, наклонную

    касательную, оси симметрии, прорисовывать невидимую часть предметов.

    Занятия по рисованию, лепке, аппликации способствуют подготовке к урокам

    ИЗО, математики, труда. При письме и рисовании вырабатывается навык

    правильного положения корпуса, рук, умения держать ручку, карандаш. Задачи

    эстетического воспитания в детском саду разнообразны. Они включают

    формирование у ребенка представлений о мире искусства, воспитание

    эстетических чувств и отношений, а также разнообразных навыков

    художественной деятельности. На занятиях ИЗО осуществляется задача

    всестороннего развития личности, формируются и закрепляются умения, навыки,

    необходимые в учебной деятельности: дошкольники овладевают умениями

    слушать, запоминать и последовательно выполнять задания; подчинять свои

    действия правилам, определяющим способ их выполнения; укладываться во

    времени; оценивать свою работу; находить и исправлять ошибки, доводить

    работу до конца; держать в порядке рабочее место, инструменты, материалы.

    Огромная роль, которую играют в психологическом развитии шестилеток

    “дошкольные” виды деятельности, определяют собой основной характер системы

    их воспитания и обучения. Это та система, которая сложилась в

    подготовительной группе детского сада. Вместе с тем значительные

    возможности усвоения знаний и навыков, имеющихся у детей шестого года

    жизни, все более учитываются путем усиления элементов специализированного

    обучения в рамках общего режима и уклада детского сада. Это относится

    прежде всего к обучению математике и грамоте. Следует, однако, подчеркнуть,

    что обучение дошкольников существенно отличается от школьного обучения как

    по основной цели, так и по методам его проведения. Основной целью является

    не само усвоение соответствующих знаний и навыков, а развитие у детей

    психологических предпосылок перехода в школу, методы обучения опираются на

    специфику характерных для дошкольников видов деятельности и форм мышления.

    С момента поступления в школу интересы ребенка существенно изменяются,— они

    становятся более устойчивыми и разносторонними. Познавательные интересы

    смыкаются с учебными. Возникает довольно сложный и опосредованный интерес к

    учению.

    Психологические предпосылки включения ребенка в коллектив класса и

    школы складываются у старших дошкольников в результате их участия в

    совместной деятельности со сверстниками в группе детского сада.

    К моменту поступления в школу ребенок должен уметь самостоятельно

    организовывать не только свои действия, но и выбрать совместную с

    товарищами игру или работу, спланировать ее ход, уметь разрешить конфликт,

    распределить роли, довести начатое дело до конца.

    Формирование организационных умений во многом зависит от указаний,

    которые дает детям воспитатель. Они должны быть четкими, правильными,

    понятными, постоянными. В освоенных действиях используют направляющие

    указания. Они побуждают ребенка к самостоятельному решению вопросов в

    разнообразных ситуациях, возникающих в процессе деятельности.

    Эффективность обучения в школе во многом определяется уровнем

    подготовки. Готовность же определяется системой требований, которые

    предъявляет школа к ребенку.

    Современная школа (технология обучения по системе Л. В. Занкова в том

    числе) требует от детей поступающих в первый класс не только каких-либо

    специальных знаний и умений, сколько более сложных форм умственной

    деятельности, более высокого уровня развития нравственно-волевых качеств,

    способности к управлению своим поведением, большей работоспособности, т. е.

    психологической готовности к обучению.

    Важнейшими задачами психологической подготовки являются:

    15. динамическое развитие психических процессов (восприятие, память,

    мышление, воображение), совершенствование основных видов деятельности

    (труд, игра, учение);

    16. обучение детей приемам “обработки” материала познания: отнесение

    предметов, явлений по признакам сходства, различия;

    17. развитие умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстракции,

    конкретизации, обобщения, классификации, самостоятельных суждений и др.;

    18. обучение детей способам обследования с целью рационального познания

    окружающей действительности;

    19. формирование познавательных способностей: точности и расчлененности

    восприятия, умения легко схватывать отличительные способности предметов,

    умения разбираться в сложных ситуациях, выделять в них главное,

    планировать свои действия, решать задачи, требующие сообразительности,

    смекалки;

    20. формирование предпосылок учебной деятельности и ее характерных черт:

    умения слушать и слышать взрослых, работать по их указанию; способность

    отделять свои действия от действий других детей; развивать самоконтроль

    за своими действиями и словами и др.;

    21. формирование отношения детей с окружающими с целью удовлетворения

    любознательности ребенка, его потребности в личностном общении и

    совместной деятельности со взрослыми, широты социальных контактов и др.

    Помимо психологической готовности ребенку, поступающему в первый класс,

    необходим известный запас сведений об окружающем мире — о предметах и их

    свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде, о том,

    что такое “хорошо” и “плохо”, т. е. о моральных нормах поведения.

    Следовательно, детям, идущим в школу, необходимо иметь достаточно высокий

    уровень интеллектуального развития. Особое место при работе с детьми в

    детском саду занимает сообщение им знаний и формирование навыков,

    традиционно относящимся собственно к школьным — грамоте и математике.

    Овладение детьми грамоте и математике происходит в процессе специальных

    занятий, основной целью которых и является формирование у детей предпосылок

    к обучению письму и счету.

    Письмо является базовым навыком, на котором строится практически все

    дальнейшее обучение. Письменная речь в отличие от устной формируется только

    в условиях целенаправленного обучения.

    Овладение грамотой — это сложная умственная деятельность, которая

    требует определенной зрелости многих психических функций ребенка. Сам

    процесс письма психологически и физиологически очень сложен; поэтому

    процесс овладения навыками письма имеет многокомпонентную

    психофизиологическую структуру. Чтобы записать слово, ребенку нужно

    выполнить множество действий, таким образом, к письму ребенка следует

    готовить задолго до того, как он начинает осуществлять все функции письма.

    Основной задачей подготовки к письму является:

    развитие фонематичекого слуха и умение проанализировать звуковой состав

    слова;

    развитие мускульной памяти, что предполагает развитие мелких мышц пальцев и

    кисти руки;

    развитие внутренней и внешней речи, начальных этапов словесно-логического

    мышления;

    развития памяти;

    развития умения свободно держать пишущий инструмент (ручку, карандаш, кисть

    и т. д.);

    формирование пространственной ориентации на листе бумаги.

    Интегрированные занятия в детском саду призваны помочь ребенку,

    готовясь к письму, овладеть:

    1) быстротой реакции, осмыслением услышанного (игры с мячом — “Поймай

    вопрос, пришли ответ”, “Съедобное — несъедобное”, “Вспомни сказки” и

    др.);

    2) звуковым анализом слова, их написанием с помощью моделей;

    конструированием отдельных букв (из пластилина, палочек, бумаги и др.;

    3) пространственной ориентацией на листе бумаги (упражнения “Графический

    диктант”, “Нарисуй предмет по точкам” и др.);

    4) синхронным говорением и движением кистей рук (пальчиковая имитация, игры

    с мячом и т. д.);

    5) зрительным контролем за движением руки (упражнения типа “Продолжи узор

    по правилам”, “Заштрихуй рисунок” и т. д.);

    6) умением держать правильно пишущий предмет.

    Подготовка ребенка к письму осуществляется как на интегрированных

    уроках, так и на специальных, путем систематических упражнений, тренировок,

    игр. Наряду с тренировкой руки ребенка к письму ставится задача по

    формированию навыков учебной деятельности: умения внимательно слушать

    взрослого, действовать по его указанию, самостоятельно выполнять

    поставленную умственную задачу, контролировать свои действия и др.

    Подготовка к обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе

    детского сада имеет следующие задачи:

    1) формирование умения, связанного с пониманием и передачей содержания

    увиденного, услышанного, прочувствованного.

    2) формирование умения логически строить высказывания: строить план,

    определять, с чего начать высказывание, чем его закончить,

    осуществлять последовательный переход от одной мысли к другой;

    3) осуществлять работу над словарем детей (усвоение новых слов и

    значений, усвоение синонимов, антонимов, знакомство с

    изобразительными средствами и языком художественных произведений);

    4) развивать звуковую сторону речи: чистоту звукопроизношения, регуляцию

    темпа и силы голоса, выразительность, фонематический слух;

    5) научить детей из устной и схематической письменной ребенкечи выделять

    предложения, составлять предложения из заданного количества слов,

    членить слова на слоги; знакомить детей со звуковым строением слов.

    Ведущей задачей при формировании математических понятий является:

    1. Наблюдение (изменение, моделирование, построение) объектов с целью

    выявления их свойств;

    2. Сравнение объектов и их свойств:

    анализ свойств, в ходе которого надо определить, какие из них являются

    общими, отличительными, существенными, а какие несущественными;

    установление и использование аналогий;

    обобщение, формулировка суждений об общих существенных признаках объектов;

    классификаций — разбивка множества изучаемых понятий на классы и виды и т.

    п. — т. е. на задания, которые формируют умственную деятельность ребенка и

    развивают мыслительные операции.

    3. Развитие умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных

    математических связях, отношениях, зависимостях (поровну, больше, меньше,

    целое, часть, зависимость между величинами и др.);

    4. Обучение овладением способами установления разного рода математических

    связей, отношений; понятия, что самыми очными способами установления

    количественных отношений является счет предметов и измерение величин.

    5. Формирование ориентировочных понятий в пространстве и времени.

    Воспитатель, работая с детьми но занятиях должен опираться на лучший

    опыт семейного воспитания, учитывать своеобразие каждой семьи, тактичными

    советами, педагогическим просвещением родителей, привлечение их к участию в

    мероприятиях, проводимых в детском саду, добиться взаимопонимания,

    единства, взаимосочетаемости педагогических воздействий, направленных на

    подготовку ребенка к школе. Важна также связь со школой, ориентировка на ее

    программу и требования, которые она предъявляет к ученикам. Не менее

    интересно и полезно знать учителю своих будущих учеников, что они имеют,

    как ведут себя в коллективе, кто из них может быть опорой при организации

    внеклассной работы.

    В последний год пребывания ребенка в детском саду, когда интенсивно

    ведется его подготовка к школе, работа с семьей приобретает особое

    значение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех сторон

    развития и воспитания детей.

    Таким образом, детский сад выполняет задачу всесторонней подготовки

    детей к школе в процессе систематического, целенаправленного

    педагогического воздействия. В задачи воспитателя детского сада входит

    помимо планомерной подготовки к школе, изучение неблагоприятных вариантов

    психического развития ребенка, с целью их коррекции, организует детскую

    деятельность общение и познание с тем, чтобы способствовать развитию

    наиболее важных, с позиции предстоящего школьного обучения, черт личности и

    поведения.

    В разнообразных формах общения с родителями своих воспитанников педагог-

    воспитатель выявляет, какую помощь нужно оказать семьям, в рекомендациях и

    советах каких специалистов они нуждаются. При этом следует учитывать, что с

    частью родителей, чьи дети пришли в подготовительную группу сразу из семьи,

    следует наметить дополнительную работу, рассказать о том, какое большое

    влияние оказывают условия жизни на развитие ребенка, о единстве требований

    к детям детского сада и семьи.

    Таким образом, изучив требования предъявляемые детям, идущим в школу и

    условия подготовки детей к школе, мы пришли к выводу, что наиболее

    оптимальным вариантом формирования у ребенка школьной зрелости является

    тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем

    аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению.

    Предпринятый анализ теории и практики педагогического образования в

    аспекте нашей проблемы позволил сделать вывод, что существует противоречие

    между требованиями современного личностно-ориентированного подхода и

    состоянием исследуемой проблемы подготовки детей к школьному обучению в

    системе педагогических воздействий детского сада и семьи.

    Поэтому эта проблема является в углубленном исследовании. Существует

    большое количество литературы по подготовке детей к школе, однако, роль

    детского сада и семьи освещается слабо, поэтому обобщая сказанное о

    готовности детей к школе в научно-теоретическом плане, мы считаем, что

    оптимальная готовность ребенка к школе может быть при условии наличия в

    этом составе следующих основных компонентов готовности:

    1) правильно сформированное отношение к учению;

    2) сформированность навыков учебной работы;

    3) стремление трудиться, преодолевать трудности;

    4) развитость познавательных и учебных интересов;

    5) сформированность произвольности, умение подчиняться правилам,

    управлять своими эмоциями, поведением.

    Выявленные особенности готовности позволяют нам предположить, что

    большое влияние в формировании готовности оказывает семья и эта роль

    определяется тем, как родители относятся к вопросу подготовки своего

    ребенка к школе, насколько серьезно и ответственно они подходят к решению

    этой проблемы. В семье дополняются знания детей, полученные в детском саду;

    в процессе повседневного общения расширяется кругозор детей, формируются

    нравственные, физические, психологические качества будущего школьника.

    Детский сад, являясь первой ступенью народного образования, выполняет

    множество функций. Среди задач, стоящих перед детским садом, главной

    является задача подготовки ребенка к переходу на следующую ступень

    образования — к поступлению в школу. На занятиях, предусмотренных

    программой обучения и воспитания в детском саду, ребенок получает

    специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков,

    необходимых для всестороннего развития ребенка. В детском саду дети помимо

    специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе

    сверстников. Таким образом, в детском саду в течение всего периода

    дошкольного детства происходит планомерная, целенаправленная, педагогически

    обоснованная всесторонняя подготовка ребенка к поступлению в школу.

    Однако, именно в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

    возможна полноценная подготовка ребенка к школе. Поэтому воспитатель в

    своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать

    свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата

    — правильной и полной подготовки ребенка к школе, которая возможна только в

    единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.

    Для выяснения состояния уровня готовности детей к школе используются

    диагностические методики.

    Задачей II главы является определение школьной зрелости у детей,

    посещавших детский сад в течение всего периода дошкольного детства и детей,

    которые нерегулярно посещали его. Выяснить условия, наиболее благоприятные

    для подготовки ребенка к школе при взаимодействии детского сада и семьи.

    -----------------------

    [1] #A>20 . . -1CG5=85 2 45BA:>< A04C , ., 1970.

    42

    Усова А. П. “Обучение в детском саду”, М., 1970.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.