МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблема школьной неуспеваемости

    бумагой, импульсивно выкрикивает. В отличие от кратковременных эпизодов

    неправильного поведения здоровых школьников, у детей с органическим

    поражением головного мозга вышеперечисленные особенности сочетаются,

    выражаются ярко, массивно.

    Недостатки семейного воспитания.

    Немаловажное значение имеет и влияние семьи. В литературе посвященной

    причинам неуспеваемости, влияние семьи изучено довольно глубоко. Отмечаются

    такие частые причины неуспеваемости и отсева, как разлад в семье или ее

    распад, грубость отношении, алкоголизм антиобщественное поведение

    родителей. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и к их

    образованию ошибки в воспитании, неумелая помощь детям.

    Выяснено, что для отстающих детей в отношении к ним родителей важна

    поддержка внимание, ласка, для способных же главное—положительное отношение

    родителей к образованию. Наблюдения за учащимися в школе, беседы с ними,

    учителями и родителями привели к выводу, что среди недостатков семейного

    воспитания, отрицательно влияющих на успешность учения школьников,

    неправильное стимулирование учения детей — немаловажный момент. Родители в

    большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят в

    основном за отметками. Сущность образованности и ценность школьных знаний и

    умений для становления ребенка как человека, как активного члена общества,

    как-то отходит на задний план, детей не спрашивают, что было интересного в

    школе, что нового они узнали, каких успехов достигли, не спрашивают о том,

    довольны ли они своей работой и довольны ли ими учителя. От того, что

    родители не вникают в содержание деятельности детей, они не могут,

    естественно, судить о ее качестве (видят только количество—много или мало

    сидит ребенок за уроками, хорошие или плохие отметки получает), поэтому они

    не только не содействуют воспитанию у детей адекватной самооценки, но часто

    и мешают этому. Одни родители мешают тем, что вольно или невольно создают у

    детей заниженную или завышенную самооценку, сами вступают в конфликты со

    школой на этой почве. Заниженную оценку создают те родители, которые, желая

    в душе, чтобы их дети были самыми лучшими, самыми способными, и, видя

    отдельные неудачи детей, попрекают их:

    «Ну вот, опять ты хуже всех, опять не сумел на «пятерку» написать

    работу»,«Ничего из тебя не выйдет, тупой ты у меня, не то, что другие дети»

    и т. п. Другие, поддерживая завышенную самооценку сына или дочери, всегда

    готовы согласиться с тем, что в школе его (её) не оценили по достоинству.

    Не разобрав сути дела, такие родители приходят в школу, только чтобы

    предъявить претензии учителям.

    Рассеянность ребенка, неумение сосредоточиться на учебном процессе могут

    быть вызваны не только несформированностью процессов произвольной регуляции

    в силу мозговых дисфункций или недостаточной учебной мотивацией, но и тем,

    что значимые члены семьи ведут себя именно так: слабо реагируют на новую

    информацию, не проявляя к ней особого интереса. Ребенок, особенно в младшей

    школе, идентифицируя себя со взрослыми, усваивает их манеру поведения или

    общения и ведет себя подобным образом. Взаимоотношения в семье, где родные

    люди относятся друг к другу с пониманием и заботой, учитывают взаимные

    интересы, часто являются одним из важных гарантов успешной учебы ребенка.

    4. Пути устранения неуспеваемости

    Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости

    предлагает следующие:

    1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем,

    в том числе применение активных методов и форм обучения, новых

    педагогических технологий, проблемного и программированного обучения,

    информатизация педагогической деятельности. Ю.Бабанским для такой

    профилактики была предложена концепция оптимизации учебно - воспитательного

    процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации,

    психологизации обучения.

    2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка

    результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого

    применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным

    учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ

    результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

    Ю.Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу

    и решению дидактических проблем отстающих учеников.

    3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В

    отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы

    выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по

    результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных

    средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий

    обязательно.

    4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего

    с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись

    индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу

    с семьей школьника.

    Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ

    разнообразных практических мер позволил выявить некоторые принципиальные

    положения.

    На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются

    воспитательные и развививающие педагогические воздействия. Целью работы с

    неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной

    подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности.

    Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в

    дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к

    неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.

    Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение

    отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов).

    При разработке путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, как

    правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для

    неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные меры,

    распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения

    условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения

    к улучшению учёта и контроля, рекомендации о том, как активизировать

    познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать

    творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. Плодотворными

    представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых

    педагогических и психологических работах: поставить перед учеником такие

    доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже

    самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению

    к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность,

    приобщают неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими

    учениками младших классов. В данном случае педагогическая деятельность

    заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим

    занятиям в школе.

    Обращено внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников.

    Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски,

    помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос

    слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой

    других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести

    индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими

    вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания

    для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более

    подробно, чем других учеников, инструктировать их.

    Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя

    на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы

    учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы

    подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную

    нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока

    организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют

    задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым

    учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной

    самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в

    практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер,

    переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится

    учителем с учетом успешности учения каждого ученика.

    Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос

    относительно мало разработан, но имеются интересные соображения, которые

    хотелось бы отметить: о полезности программированных пособий для домашних

    заданий отстающим, об эффективности создания проблемной ситуации и

    индивидуализации домашних заданий.

    В практике школы широко используют разного рода дополнительные занятия с

    отстающими. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо критикуют

    за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что она

    увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ

    оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференцировать

    работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.

    Еще один важный вопрос относится к организации обучения второгодников.

    В литературе справедливо отмечается, что повторный курс наносит большой

    ущерб школе, травмирует учащихся и малоэффективен. В связи с этим возникла

    идея и имеется довольно широкая практика создания специальных классов (и

    школ) как для неуспевающих учащихся с замедленным темпом развития, так и

    для переростков, второгодников и оставшихся на третий год в том же классе.

    Особенностью обучения в специальных классах является их меньшая

    наполняемость, специальные методы обучения и программы, предусматривающие

    ликвидацию пробелов за предыдущие классы. Используется режим школы

    продленного дня; учителя получают повышенную заработную плату.

    Положительные результаты работы таких классов описаны в литературе.

    В педагогической литературе рассматривается вопрос об условиях перевода

    неуспевающих школьников в следующий класс. Весьма своевременными

    представляются попытки модифицировать условия перевода, сделать их более

    гибкими. Суть дела состоит в том, чтобы дать возможность учащимся, которые

    могут и хотят догнать свой класс, будучи условно переведенными в следующий

    класс, в течение I четверти ликвидировать свои пробелы, пройти

    испытательный срок.

    Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих

    отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения,

    усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации

    направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с

    учащимися, так и в работе со всем классом.

    Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их.

    Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться,

    то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Тогда

    родители обращают внимание на состояние ребенка и начинают в срочном

    порядке брать репетиторов. Но, как правило, бывает поздно. У ребенка

    сформировалось уже негативное отношение к процессу обучения, и он не

    понимает большинства дисциплин. Бесконечные «проработки» со стороны

    родителей ухудшают иногда и без того плохой микроклимат в семье.

    Деятельность учителя по предупреждению неуспеваемости требует, чтобы при

    обнаружении отставания оперативно принимались меры к его устранению. В

    литературе выбор мер связывается обычно только с причинами неуспеваемости,

    что, конечно, недостаточно. Такое наложение в теории и практике связано с

    тем, что в понятии «неуспеваемость» не выделены его элементы, не выявлены

    признаки отставания. Между тем это необходимо для правильного выбора мер

    преодоления неуспеваемости и отставаний, для понимания причин этих явлений.

    В практической работе целью является установление причин неуспеваемости

    отдельного ученика в связи с обнаружением неуспеваемости. Учитель мысленно

    обращается к тем обстоятельствам, которые непосредственно предшествовали

    получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его

    успеваемость. В первую очередь обычно бросаются в глаза такие

    обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий,

    невнимательность ученика на уроке. Вдумчивый учитель не останавливает

    анализ на этом, но старается выяснить, какие черты личности ученика и какие

    обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. Причины тут

    могут быть самые различные: и болезнь ученика, и его

    недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и

    его конфликты с учителями и товарищами. Из числа таких самых разнообразных

    причин учитель выбирает те, которые могли сыграть роль в жизни данного

    ученика. Но и эти причины являются следствием других, более общих и более

    глубоких, и они тоже могут быть вскрыты учителем. Опираясь на результаты

    своего анализа, учитель может принимать решение о том, какие воспитательные

    воздействия необходимы.

    Практическая часть.

    В экспериментальной части изучения неуспеваемости был проведен школьный

    тест умственного развития (ШТУР) в 7 классе гимназии №8 города Мурманска.

    Тест исследует уровень сформированности определенных понятий и совершаемых

    с ними некоторых логических действий. ШТУР построен на таком содержании,

    которое подлежит обязательному усвоению. Тест состоит из шести субтестов, в

    каждом из которых от 15 до 25 однородных заданий. Два первых субтеста

    направлены на выявление общей осведомленности. По выполнению заданий этих

    субтестов можно судить, на сколько адекватно использует школьник в своей

    пассивной и активной речи некоторые научно-культурные и общественно-

    политические термины и понятия. Третий субтест направлен на выявление

    умения устанавливать аналогии, четвертый – логические классификации, пятый

    – логические обобщения, шестой – нахождение правил построения числового

    ряда.

    Субтесты «Аналогии», «Классификации» и «Обобщения» включают в себя основные

    понятия их школьного курса физики, математики, литературы, русского языка,

    истории, географии, биологии.

    Достоинством ШТУР являются богатые возможности, которые он предоставляет

    для создания реальной программы коррекции умственного развития учащегося,

    так как ее основой является четкое представление о недостатках вербального

    развития ребенка, соотнесенное с социально-психологическим нормативом.

    Иными словами, зная исходный уровень умственного развития и норматив, к

    которому это развитие направлено по любому из его параметров, можно

    добиться их совпадения, наметив конкретные пути работы с учащимся.

    Трудности учащихся, выявленные с помощью ШТУР были классифицированы

    следующим образом:

    Трудности, связанные со скудностью, ограниченностью вербального опыта

    детей; они обнаруживаются на основе анализа результатов субтестов на общую

    осведомленность (первый и второй субитесты;

    Трудности, в основе которых лежат слабые знания учащихся по отдельным

    школьным предметам; они обнаруживаются путем анализа всех заданий,

    использующих понятия каждой школьной дисциплины (третьем, четвертом, пятом

    субтестах);

    Трудности, связанные с недостаточным владением формально-логическими

    операциями, заложенными в тесте; о них свидетельствуют результаты

    выполнения третьего, четвертого и пятого субтестов.

    В эксперименте принимало участие 23 школьника. По результатам каждого

    субтеста все школьники были разделены на 5 групп по успешности выполнения

    задания. Процентное соотношение выполненных заданий каждой группы по

    каждому субтесту проиллюстрированы графиками.

    Список использованной литературы

    Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избр. Пед. Произв. М., 1961.

    Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К.

    Бабанского. Ростов-на-Дону, 1972

    Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М, 1954.

    Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников.- Минск:

    Народная асвета, 1977.

    Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М. К. Акимова и др; Под

    ред. И.В. Дубровиной.-М.: Просвещение, 1991.

    Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании- М.:

    Владос,1996

    -----------------------

    [pic]

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.