МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Северный международный университет

    поощрение и наказание

    в воспитании младших школьников.

    курсовая работа по педагогике

    студентки 4 курса ОЗО Факультета

    «Педагогика и Методика

    начального обучения»

    Мишиной О. Н.

    Преподаватель:

    Якимчук А. .

    Магадан

    2000

    Содержание.

    1. Введение_____________________________________________3

    2. История проблемы поощрения и наказания в воспитании

    детей________________________________________________4

    3. Поощрения и наказания как средства педагогической

    коррекции____________________________________________8

    4. Физическое наказание_________________________________16

    5. Виды и формы поощрения и наказания___________________18

    6. Наказание и прощение_________________________________24

    7. Заключение _________________________________________27

    8. Литература__________________________________________28

    ВВЕДЕНИЕ.

    Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью

    поощрений и наказаний воспитателю добивается дисциплинированного,

    ответственного поведения ребенка. В наши дни среди педагогов и широкой

    общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и

    наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще

    наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще

    использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что

    следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто

    убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни

    было поощрений и наказаний.

    Значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий

    весьма локально, они не принадлежат к числу воспитательных средств, которые

    нужны повседневно и на каждом шагу. Вполне возможно, например, в течение

    дня, а иногда и целой недели работать с классом, не используя поощрений и

    наказаний. В семье же, где сложились правильные взаимоотношения между

    взрослыми и детьми, можно обходиться без поощрений и наказаний значительно

    больше. Наверное, отсюда и появляется убеждение, что в принципе, в идеале

    поощрения и наказания не нужны вообще. [9, стр. 3-4].

    История проблемы поощрения и наказания

    в воспитании детей.

    Слепое рабское повиновение — вот высшая цель средневековой школы и её

    главного воспитательного орудия —телесных наказаний. Для буржуазной школы,

    шедшей ей на смену, этого арсенала было уже недостаточно. Капиталистическом

    обществе, где все строится на власти денежного мешка, на основе «свободной»

    купли-продажи стимулы повиновения должны были стать более тонкими и

    гибкими. Это нашло свое проявление, в частности, в известном видоизменении

    системы наказаний в буржуазной школе и в дополнении ее своего рода

    уравновешивающим началом — развитой системой поощрений. Педагогика палки в

    чистом виде сменяется педагогикой «кнута и пряника».

    Наряду с постепенно отходящими на задний план, но не снимаемыми вовсе с

    вооружения физическими наказаниями, буржуазная школа унаследовала от старой

    школы и разного рода «мягкокарательные» меры, унижающие личное достоинство

    ребенка. «С ослаблением страха телесных наказаний, — писал П. Ф. Каптерев,

    — вследствие постепенного изгнания последних, многие признавали совершенно

    необходимым возбуждать в детях страх более тонкий и деликатный — страх

    духовных страданий, страх мучений уязвленного самолюбия, неудовлетворенного

    честолюбия и тщеславия, мук соперничества, борьбы, поражений. В школах были

    введены, с одной стороны, целый ряд позорящих наказаний, задевающих

    самолюбие, а с другой — множество наград...

    Позорящие наказания были довольно разнообразны и состояли в лишении

    какой-либо части костюма (например, передника в женских школах), в костюме

    другого цвета, более грубом, чем обыкновенный, в ослиных масках, дурацки

    колпаках, в написании совершенного поступка на костюме и вождение виновного

    по всей школе, в сажании за последнюю парту или стол, в постановке дурных

    отметок, в записывании в черную книгу, в нетрудных работах по школе взамен

    служителей или служительниц и т. п.» [11, стр. 8]

    В буржуазной педагогике не раз предпринимались попытки провести грани,

    отделяющие педагогические представления о наказании и поощрении от

    правовых. «Награждение, с точки зрения педагогики, не есть воздаяние за

    заслуги». [27, стр. 83] «Наказание педагогическое не есть средство

    устрашения. Воспитание не может избрать одного воспитанника для того, чтобы

    на его примере учить других». [27, стр. 92] «Главная цель юридических

    наказаний — возмездие (или воздаяние), а главная цель педагогических

    наказаний — исправление». [22, стр. 322] Подобных высказываний из старых

    пособий и учебников педагогики можно привести немало. Но они были призваны

    играть роль лишь декларации, никак не подтверждавшихся практикой. В

    условиях воспитания в буржуазном обществе поощрения и наказания никогда не

    были и не могли быть не чем иным, как средствами «устрашения», «воздаяния»,

    «кары», «платы за услуги» и т. п.

    Идею о том, что «истинное» воспитание — это воспитание без наказаний и

    наград, это своего рода идеальна гармония взаимоотношений учителя и

    ученика, в едином порыве стремящихся к познанию добра и красоты,

    высказывала многие выдающиеся педагоги прошлого. Такова была точка зрения

    великого русского педагога К. Д. Ушинского писавшего: «если мы до сих пор

    применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего

    искусств воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и

    наказания станут ненужными». [26, стр. 151]

    Так утверждал и А. И. Герцен, писавший, что воспитатель мстит детям

    наказаниями за свою неспособность [4, стр. 334], и Н. А. Добролюбов, и Л.

    Н. Толстой, и многие замечательные умы России и Западной Европы. А.

    Дистервег, например, считал, что меры наказания «большей частью и

    бесполезны, и не нужны там, где обучение ведется правильно, то есть

    согласно природе ребенка и природе самого предмета обучения... Наказание

    вообще должно ставить себе целью устранение наказаний». [10, стр. 212]

    Утопичность этих и подобных высказываний становилась очевидной при

    первом столкновении с грубой действительностью. Но сам факт отрицания этой

    действительности с ее поркой, карцером, с одной стороны, и наградами за

    успехи и благонравие — с другой, с ее насилием я лицемерной ложью о

    справедливом «воздаянии» каждому по его заслугам был, бесспорно,

    прогрессивным явлением.

    В противоположность сторонникам наград и наказаний, понимаемых как

    средства «искусственного подстрекания», с одной стороны, честолюбия детей,

    а с другой — их страха, в буржуазной педагогике получили развитие идеи так

    называемых «естественных» поощрений и наказаний. Родоначальником этих

    воззрении был великий Французский просветитель Ж.-Ж. Руссо. К примеру,

    ученик не приготовил домашнего задания, то «естественным следствием» этого

    проступка явится наказание его путем оставления в школе без обеда для

    выполнения этого задания и т. п. Примерно такой же мыслилась и логика

    поощрения: скажем, мальчик бережно обращается с книгами — в награду за это

    родители дарят ему новые книги. [3, стр. 264]

    Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиально

    новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть

    «механизм» действия этих воспитательных средств в системе организации

    воспитательного процесса, был А. С. Макаренко.

    Главный смысл наказания А. С. Макаренко видел в том, что оно должно

    «разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых

    конфликтов». С таким пониманием тёсно связана его идея о необходимости

    индивидуализации наказания и недопустимости, каких бы то ни было

    регламентированных «шкалой» мер воздействия. Вместе с тем Антон Семенович

    отстаивал необходимость выработки в коллективе определенных традиций,

    связанных с поощрением и наказанием. Борясь против «шкалы», по которой

    можно было бы поощрять и наказывать без анализа причин поступков детей и

    учета их индивидуальных особенностей, А. С. Макаренко вместе с тем считал,

    что педагог должен располагать достаточно богатым арсеналом средств

    поощрения и наказания. [19]

    Поощрения и наказания в школе должны строиться на точном и всестороннем

    учете индивидуальных и возрастных особенностей детей, тщательном анализе

    причин и мотивов их поступков и конкретных ситуаций, в которых эти поступки

    совершаются. Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом

    конкретном случае вытекает не из какой-то «шкалы» пороков и добродетелей,

    за которые следует строго отмеренная доза карательных мер и наград, а из

    реально проявляющейся в данной педагогической ситуация потребности в

    коррекции поведения детей. [9, стр. 52]

    ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

    КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.

    Понятия поощрения и наказания воспринимаются обычно как антиподы. Между

    тем смысловая, семантическая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Если,

    например, сравнивать коренные значения слов «поощрение» «наказание» лишь в

    некоторых европейских языках (русском, украинском, немецком, французском,

    английском), т нетрудно заметить, что одни из этих значений сильно

    расходятся, другие же, напротив, весьма сближаются.

    Так, например, «поощрение» означает «одобрение», «приохочивание»,

    «содействие», «ускорение», «придали храбрости», «стимулирование» и т. п.

    «Наказание», в свою очередь, означает «наставление», «выговор»,

    «обременение> «кару», «требование», «штраф», «стимулирование» и пр. В

    этимологии этих понятий есть и общее значение стимулирования, что помогает,

    на наш взгляд, видеть их единство в воспитательном процессе. [9, стр. 53]

    В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения,

    согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и тому

    подобное педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование

    положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением. С другой

    стороны, к наказаниям часто относя любое осуждение, угрозу, порицание. Их

    назначение — коррекция поведения детей в определенных сложных ситуациях.

    [25, стр. 86-91]

    Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что

    и положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие,

    одобрение), и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение)

    используются воспитателями и детским коллективом буквально на каждом шагу,

    в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости как-то выделить

    того или иного ученика из общей массы.

    Хорошо пишешь, стараешься, — говорит учительница, проходя во время урока по

    классу и останавливаясь на минутку у одной из парт. Через минуту

    аналогичное замечание раздается уже возле другой парты, но вот в голосе

    учительницы слышится нотка осуждения:

    Сегодня ты очень невнимателен. Смотри-ка, в простом упражнении допустил

    несколько грубых ошибок... Требование-одобрение, использованное здесь

    педагогом, не является поощрением в собственном смысле слова равно как и

    требование-осуждение еще не есть наказание. Между требованиями такого рода,

    с одной стороны, и поощрением и наказанием как средствами педагогической

    коррекции — с другой, имеется известная качественная грань. Она заключается

    в том, что в ситуации поощрения-наказания педагог или детский коллектив

    принимает определенное решение, которое известным образом выделяет одного

    воспитанника (или группу) из общей массы, производит какое-то изменение в

    их правах и обязанностях, во взаимоотношениях коллектива с ними. [12, стр.

    194-230]

    Использование поощрений и наказаний как средств педагогической

    коррекции должно отвечать наличие определенной ситуации, оно

    характеризуется известным решением педагога или коллектива, связанным с

    выделением одного из воспитанников (или группы) из общей массы, однако, как

    правило, без резкого противопоставления их изменением их прав и

    обязанностей в коллективе, взаимоотношений педагога и коллектива с ними.

    Совокупность этих признаков и обеспечивает корректирующее действие. [9,

    стр. 56]

    Ситуации поощрения и наказания представляют собой особые, типичные

    случаи сложных психолого-педагогических ситуаций, характеризующиеся

    необходимостью регулировки отношений, внесения в них определенных точно

    дозированных изменений, иными словами — их педагогической коррекции.

    Возникновение и педагогически целесообразное использование таких ситуаций

    обусловлено необходимостью формирования новых, более значимых в нравственно-

    воспитательном смысле этого слова потребностей личности и коллектива.

    Ситуацию поощрения мы условно назовем соревновательно-творческой.

    Поощрение, как правило, связано с тем или иным, официальным или

    неофициальным проявлением соревнования в детском коллективе. Творческое

    отношение ребенка к решению стоящих перед коллективом задач, инициатива и

    трудовые усилия, проявляемые им в борьбе за успех общего дела, с одной

    стороны, и необходимость поддержать этот порыв, помочь формирующемуся

    человеку утвердиться в своей внутренней позиции, с другой, — вот что

    составляет основу подобной психолого-педагогической ситуации. [9, стр. 121]

    Необходимость использовать поощрение в самых различных видах

    деятельности детей отмечал и В. Е. Гмурман. «Избежать захваливания

    отдельных учащихся и отдельных классов можно... путем поощрения самых

    различных достижений в различных областях деятельности», — писал он. Дело

    здесь не только в преодолении опасности захваливания, но еще и в том, что

    использование поощрения в различных областях деятельности школьников дает

    возможность стимулировать, способности и склонности не только в области

    учения, но и в разнообразной внеурочной деятельности. [5, стр. 170]

    На первых порах работы с коллективом педагог, естественно, поощряет

    отдельные действия своих воспитанников: это может быть и образцово убранный

    класс, и организованно проведенный поход, воскресник и т. п. Однако по мере

    формирования здорового общественного мнения коллектива предметом поощрения

    все более становится устойчивое проявление тех или иных моральных качеств:

    ответственности, организованности, принципиальности, взаимопомощи.

    Поощрение в связи с выполнением тех или иных повседневных общеобязательных

    дел коллективного характера в возрастающей степени связывается с

    проявлением инициативы, самостоятельности, готовности и умения принести

    своему коллективу как можно больше пользы. [19, стр. 111]

    От поощрений за отдельные положительные поступки и добросовестное

    выполнение своих обязанностей к поощрениям за устойчивое положительное

    поведение, проявление инициативной заботы о коллективе, товарищах, общем

    успехе — такова основная линия развития в вопросе — за что поощрять.

    Ситуация наказания — это конфликтная ситуация. На мой взгляд,

    неправильно сводить причины всех возникающих в воспитательном процессе

    конфликтов к ошибкам воспитателей — педагогов, родителей. Практика

    убедительно свидетельствует о том, что противоречия между требованиями

    педагогов, коллектива и поведением отдельных детей между коллективными и

    личными (иногда групповыми) перспективами нередко могут становиться

    источников конфликтов не только в коллективе, находящемся на начальной

    стадии своего развития, но и в развитом, сформировавшемся коллективе,

    обладающим сильным общественным мнением и социально значимыми традициями.

    Напротив, ситуацию, в которой источником конфликта является педагогическая

    ошибка, отсутствие у воспитателя должного опыта работы и такта в отношениях

    с детьми, мы склонны считать псевдоконфликтной, не отражающей позитивной

    логики использования наказаний.

    Конкретный пример. Во время урока ученик 3 класса достал из кармана

    зеркальце и пытался навести солнечный «зайчик» на сидевшего в другом конце

    класса приятеля. Учительница, заметившая это, потребовала, чтобы он отдал

    ей зеркальце. Когда же ребенок заупрямился и отказался выполнить требование

    учительницы, она удалила его из класса, затем последовала запись в

    дневнике, вызов родителей в школу и ряд других стандартных мер, приведших к

    ненужному обострению взаимоотношений учительницы с учеником. Это, на наш

    взгляд, типичная псевдоконфликтная ситуация, так как только от более

    искусных в педагогическом отношении действий учительницы целиком зависело

    не допустить возникновения конфликта. [12, стр. 271-275]

    В практике известны случаи, когда педагог, что называется, ищет, за что

    бы поощрить ученика, значительная часть отношений которого приобрела

    отрицательную эмоциональную направленность. В этих случаях даже

    незначительный частный повод, чтобы высказать тем или иным действиям

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.