МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Половое воспитание

    замешательство. Четырехлетки, как правило, имеют весьма расплывчатое

    представление о поле, иногда вкладывая в это понятие некий магический

    смысл. Многие верят, что "детей приносит аист" и не продолжают расспросы.

    Другие же, получив более точное объяснение фактов, касающихся репродукции,

    интерпретируют их самым неожиданным образом. К примеру, четырехлетние дети

    обычно представляют себе, что материнское яйцо, из которого вырастает

    ребенок, ничем не отличается от тех, что десятками продаются в магазине.

    Когда таким детям говорят, что "папа сеет семячко в живот мамы", пытаясь

    объяснить, как происходит зачатие и наступает беременность, они убеждены,

    что в животе матери имеется кусочек земли, который надо периодически

    поливать и пропалывать, чтобы росли дети. Такой взгляд на половые явления

    отражает конкретный, буквальный образ мыслей четырехлеток относительно

    окружающего мира в целом.

    |АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ |

    |Реакция ребенка на наготу родителей и сон в их постели |

    |Многие специалисты высказывали предположения о возможных негативных |

    |последствиях обнажения родителей в присутствии ребенка и/или его сна в |

    |одной с ними постели, однако до последнего времени эти предположения |

    |основывались главным образом не на фактах, а на умозаключениях. Новейшие|

    |исследования, направленные на выяснение роли такого опыта в формировании|

    |сексуальности взрослого человека, проливают свет на этот вопрос. |

    |В 1988 г. Льюис и Джанда (Lewis, Janda, 1988) провели письменный опрос, |

    |касающийся проявлений детской сексуальности среди 77 мужчин и 133 женщин|

    |- студентов психологических факультетов. В результате была получена |

    |информация: 1) о частоте сна вместе с родителями в возрасте от 0 до 5 |

    |лет и между 6 и 11 годами, 2) о случаях наблюдения обнаженных родителей |

    |или других взрослых в возрасте от 0 до 5 лет и от 6 до 11 лет, 3) об |

    |отношении родителей к проявлениям сексуальности детей, 4) о том, |

    |насколько свободно опрашиваемые чувствовали себя при разговорах о сексе |

    |с родителями, 5) их мнение о степени дискомфорта родителей при |

    |обсуждении с ними половых вопросов. Опрашиваемые должны были также |

    |ответить на вопросы относительно их текущих сексуальных отношений и |

    |поведения. |

    |Исследование не выявило фактов, свидетельствующих об отрицательном |

    |влиянии вида наготы родителей на формирование сексуальности их детей. |

    |Напротив, мальчики, видевшие своих родителей обнаженными, легче |

    |устанавливали физические контакты и привязанности, когда становились |

    |молодыми людьми. Если такой опыт имел место в возрасте от 6 до 11 лет, |

    |единственным последствием была склонность к вступлению в случайные |

    |половые отношения. Маленькие девочки, наблюдавшие своих родителей |

    |обнаженными, становясь взрослыми, характеризовались повышенной |

    |сексуальностью по сравнению со сверстницами; какие-либо трудности при |

    |сексуальном общении у них не возникали. Если девочки видели наготу |

    |родителей в возрасте 6-11 лет, то, как и у мальчиков этого возраста, |

    |единственным следствием была склонность к ранним половым связям, хотя |

    |достоверность этих данных вызывает сомнение. |

    |Мальчики, которые спали в одной постели с родителями в возрасте до 5 |

    |лет, характеризовались по достижении взрослого возраста повышенной |

    |самооценкой, чаще вступали в сексуальные отношения и имели повышенную |

    |склонность к сексуальным контактам по сравнению с другими мужчинами. |

    |Женщины, которые в раннем детстве спали с родителями, испытывали меньший|

    |дискомфорт при физических контактах или установлении близких отношений |

    |по сравнению с другими женщинами. Ни у мужчин, ни у женщин не отмечено |

    |отдаленных отрицательных последствий сна в постели с родителями в |

    |детском возрасте. Таким образом, лица, утверждающие, что совместный сон |

    |детей с родителями может иметь нежелательные последствия, бьют тревогу |

    |совершенно необоснованно. Выводы из исследования Льюиса и Джанды нельзя |

    |считать окончательными, тем более, что данные, полученные при опросах |

    |студентов, могут оказаться неприменимыми к более обширным популяциям. |

    |Однако это исследование открывает возможности для будущего |

    |систематического изучения детской сексуальности, которое так и не |

    |проводится до настоящего времени. |

    Дети, посещающие дошкольные учреждения, нередко оказываются свидетелями или

    участниками сексуально окрашенных ситуаций. Например, четырехлетние Билли и

    Питер постоянно получают замечания, потому что целуются во время игры. В

    той же группе Джерри забавляется тем, что подкрадывается сзади к девочкам и

    задирает им платья ("Так я вижу их трусики" - объсняет он, хихикая). И

    девочки, и мальчики проявляют большой интерес ко всему, что связано с

    туалетом и соблюдением правил гигиены. Кроме того, им нравится использовать

    "грязные" слова, наблюдая за реакцией воспитателей и родителей.

    В возрасте пяти лет, когда большинство детей начинают посещать детский сад,

    необходимость строить отношения со сверстниками в структурированной среде

    вырабатывает скромность и приводит к снижению частоты сексуально-окрашенных

    игр (Martinson, 1980). В этом возрасте дети с увлечением узнают названия

    сексуальных органов, о которых они раньше ничего не слышали. Среди них

    начинают распространяться шутки о назначении гениталий и на другие половые

    темы, которые они сначала слышат от старших товарищей, а потом повторяют.

    Пятилетка может и не понимать шутки, но громко смеется (иногда невпопад),

    чтобы скрыть это.

    По замечанию Мани (Money, 1980), если ребенку недоступна простая,

    откровенная информация о поле, основным источником полового образования

    становятся соответствующие анекдоты. Поскольку даже самый маленький ребенок

    быстро узнает разницу между "чистой" и "грязной" шуткой, это ведет к

    выработке представления о сексе как о чем-то "непристойном".

    В этом же возрасте дети начинают формулировать представления о сексуальных

    отношениях, исходя из собственных наблюдений за взрослыми. Видя как мать с

    отцом обнимаются и целуются, ясно получая при этом удовольствие, ребенок

    постепенно начинает понимать, что физическая и эмоциональная близость

    позволяет получать приятные ощущения. С другой стороны, если ребенок

    постоянно видит как родители ссорятся между собой или слышит восклицания

    "не трогай меня", у него может развиться совершенно противоположный взгляд

    на близкие отношения.

    Секс в школьном возрасте

    Шести- и семилетние дети обычно уже очень хорошо знают о главных

    анатомических отличиях людей разного пола и, как правило, понимают

    неуместность обнажения тела на людях. Несомненно, самосознание ребенка

    формируется под влиянием родителей и повседневной практики общения в

    домашних условиях, однако и здесь природное любопытство детей проявляется в

    играх "и больницу" или в "дом", которые допускают сексуальное общение. Оно

    может проходить в форме взаимного осмотра наружных половых органов,

    прикосновения к ним, поцелуев или введения посторонних предметов во

    влагалище или прямую кишку.

    Сексуальное экспериментирование может иметь место среди детей одного или

    разных полов. Цель такого поведения — приобретение знаний: "Как я отличаюсь

    от других, похожих на меня людей?" или "Чем представители противоположного

    пола отличаются от меня?". Другая цель - испытать запретное и посмотреть,

    что из этого выйдет: кто обнаружит проступок, как прореагирует, как я выйду

    из этого положения и т.д. Обе цели взаимно дополняют одна другую, поскольку

    запретное знание обычно кажется более привлекательным, чем легко доступное.

    Участие детей в таких играх является, по-видимому, универсальным явлением,

    хотя имеющиеся исследования (основанные главным образом на анализе

    воспоминаний) не подтверждают его столь широкой распространенности. Так,

    например, Кинзи утверждает, что только 45% взрослых женщин и 57% мужчин

    вспоминают об участии в тех или иных сексуальных играх в примерно

    двенадцатилетнем возрасте (Kinsey, Pomeroy, Martin, 1948; Kinsey et al.,

    1953). Согласно более позднему исследованию, 61% опрошенных студентов

    колледжей сообщили о наличии того или иного опыта сексуальных отношений с

    другими детьми до тринадцатилетнего возраста (Greenwald, Leitenberg, 1989).

    Детские сексуальные игры в обычных условиях психологически неопасны и с

    точки зрения развития ребенка могут, вероятно, считаться полезными для

    формирования навыков психо-социального общения (Jensen, 1979, Money, 1980,

    Renshaw, 1988). Психологическую опасность может представлять резкая реакция

    родителей. Ребенок, застигнутый во время сексуальной игры в одиночку или в

    компании с другими детьми, легко улавливает отрицательную реакцию

    родителей, но ему трудно понять ее. С точки зрения ребенка игра есть игра,

    тогда как родители, обнаружившие, что их ребенок мастурбирует или вовлечен

    в сексуальную игру с другими детьми, видят в этой сцене только ярко горящее

    слово СЕКС, написанное крупными буквами. Родительские угрозы или зловещие

    предсказания, что такое "дурное" поведение будет иметь ужасные последствия,

    пугают ребенка. Слова матери или отца о том, что "это грязно", могут быть

    истолкованы слишком буквально, и в душу ребенка будут брошены семена, из

    которых вырастет его отрицательное отношение к сексу в будущем.

    Отношение родителей к участию ребенка-школьника в сексуальных играх нередко

    строится, исходя из двойного стандарта. Девочек обычно строго предупреждают

    о необходимости воздерживаться от таких игр, особенно с мальчиками. В то же

    время мальчики часто получают от родителей наставления смешанного

    характера: с одной стороны, их предостерегают и даже наказывают за участие

    в таких играх, но, с другой стороны, в этих наставлениях проскальзывает

    снисходительное отношение и чувство гордости: "мальчики должны быть

    мальчиками". Один отец, рассказывая о сексуальных эскападах своего

    семилетнего сына и его одноклассницы, заметил: "Слава богу, он рано начал".

    Молчаливое разрешение мальчикам удовлетворять свое сексуальное любопытство

    (исключая гомосексуальные ситуации, на которые родители всегда реагируют

    отрицательно) в американском обществе редко распространяется на девочек. С

    наступлением пубертатного периода двойной стандарт в отношении родителей к

    проявлениям сексуального поведения мальчиков и девочек становится еще более

    заметным.

    Представление Фрейда о периоде скрытой сексуальности в позднем периоде

    детства — времени, когда сексуальные интересы и импульсы сменяются

    несексуальным поведением и интересами — в настоящее время не разделяется

    многими сексологами. По мнению Мани (Money, 1980) - это просто период

    сексуальной стыдливости и осмотрительности, когда сексуальным играм дети

    предаются тайком. Перекрестные культурологические исследования однозначно

    показывают, что в обществе, допускающем сексуальные упражнения детей, такие

    игры продолжаются и нередко становятся более частыми именно в

    предподростковом возрасте (Ford, Beach, 1951; Marshall, Suggs, 1971;

    Carrier, 1981). Данные Кинзи также свидетельствуют о том, что в

    рассматриваемый период сексуальные игры не только не прекращаются, но даже

    не становятся реже (Kinsey, Pomeroy, Martin, 1948; Kinsey et al., 1953).

    Подробное исследование детской сексуальности, включавшее опросы 800 детей в

    возрасте 5 лет и старше из Австралии, Северной Америки, Великобритании и

    Швеции, также не подтвердило наличия в процессе общего развития ребенка

    стадии, на которой задерживается сексуальное развитие (Goidman, Goidman,

    1982). Согласно этим авторам: "Вопреки фрейдовской теории латентного

    периода, подавляющее большинство имеющихся данных показывает, что дети в

    возрасте от 5 до 15 лет проявляют повышенный интерес к половым вопросам,

    причем этот интерес прогрессивно усиливается с возрастом" (Goidman,

    Goidman, 1982). Накопленные наблюдения, возможно, лучше всего суммированы в

    следующем фрагменте:

    "Процесс психосексуального развития детей протекает в условиях их полного

    неведения о предстоящем периоде скрытой сексуальности. Единственная

    уступка, которую они делают, идя навстречу ожиданиям теоретиков, состоит в

    том, что они начинают играть по правилам взрослых." (Gadpaille, 1975).

    Сексуальный опыт детей более старшего возраста может быть неупорядоченным и

    не столь существенным, как другие события их жизни, но может тем не менее

    вбирать в себя весь набор возможных сексуальных действий, вплоть до попыток

    полового сношения, иногда успешных. Дети занимаются мастурбацией в одиночку

    или в гетеросек-суальных и гомосексуальных парах и группах, отмечены

    сексуальные игры с животными и предметами, а также случаи орального и

    анального секса (Gadpaille, 1975; Martinson, 1976, 1980, 1981). Нет

    сомнения, что к восьми- или девятилетнему возрасту дети уже осведомлены об

    эротическом элементе таких форм поведения, поэтому неправильно

    рассматривать их только как "игру". Половое возбуждение есть нечто большее,

    чем побочный продукт такого целенаправленного поведения. Это не случайное

    явление — дети настойчиво стремятся достигнуть эротического возбуждения,

    которое может сопровождаться сексуальными фантазиями или привести к

    влюбленности (Gadpaille, 1975: Tennov, 1979; Money, 1980). Все это учит

    детей, как строить свои отношения с окружающими, что имеет важные

    последствия для развития способности к психосексуальной адаптации в зрелом

    возрасте (Broderick, 1968; Gadpaille, 1975; Martinson. 1976; Money, 1980).

    Многие родители не знают, что гомосексуальные игры детей (так же как и

    гетеросексуальные) служат нормальным элементом их развития. Гомосексуальные

    игры отнюдь не всегда приводят к гомосексуальности после взросления, что не

    мешает многим родителям без всякого основания беспокоиться, наблюдая их.

    Теория обучения и половое развитие

    В противовес воззрениям Фрейда, полагавшего, что ключевой силой,

    мотивирующей поведение человека, является половое влечение, исследователи

    более позднего времени стали придавать большое значение обучению и

    накоплению опыта, которые происходят в процессе взаимодействия человека с

    окружающей его средой.

    Начало современной теории обучения было положено на рубеже нынешнего века,

    когда русский физиолог Иван Павлов (1849-1936) выяснил механизм условного

    рефлекса. Изучая пищевые реакции собак, Павлов обнаружил, что условные

    рефлексы (например, выделение слюны в ответ на предъявление пищи) можно

    вызвать не связанными с ними раздражителями, например звуковым сигналом,

    при условии, что данный сигнал регулярно повторяется перед кормлением.

    После того как между двумя этими событиями устанавливается связь, собака

    привыкает воспринимать звук как сигнал кормления, и уже один этот сигнал

    (условный раздражитель) может вызывать слюноотделение (условный ответ),

    даже без предъявления корма.

    Павловская модель классического условного рефлекса непосредственно не

    объясняет половое поведение человека. У человека можно выработать "условный

    рефлекс" в павловском смысле слова, так чтобы он реагировал половым

    возбуждением на запах духов или лосьона для бритья, которым пользуется

    его(ее) половой партнер, или на звуки музыки, которую они обычно включают

    во время полового акта. Однако такая связь между раздражителем и реакцией

    на него в большинстве случаев недостаточно сильна, чтобы нейтрализовать

    другие воздействия на половое поведение: настроение, озабоченность и т.д.

    Усилиями ряда американских физиологов, в том числе Э. Торндайка, Дж.

    Уотсона и Б. Скиннера, рамки теории обучения были значительно расширены.

    Эти исследователи показали важность положительного или отрицательного опыта

    в формировании последующего поведения. Согласно принципу формирования

    оперантных условных рефлексов, поведение, сопровождающееся поощрением,

    приятным ощущением или устранением неприятного раздражителя, будет

    повторяться, тогда как поведение, сопровождающееся неприятными

    последствиями или прекращением вознаграждения, скорее всего станет менее

    частым.

    Положительное подкрепление оказывает хорошо выраженное непосредственное

    воздействие на характер полового поведения. Так, например, ребенок,

    узнавший что потирание наружных гениталий сопровождается приятным

    ощущением, по всей вероятности, будет прибегать к нему снова и снова.

    Наказание также влияет на половое поведение. Возьмем, например, человека,

    испытывающего боль при половом акте. Если такое ощущение повторяется

    достаточно часто, человек устанавливает зависимость между коитусом и

    болезненным чувством, что заставляет его избегать половых контактов или

    сократить их частоту. Наказание используют для лечения лиц, совершающих

    преступления на почве полового влечения к детям. Процесс лечения,

    называемый аверсионной терапией, включает демонстрацию таким лицам

    фотографии детей и воздействие электрическим током, если при этом у них

    возникает половое возбуждение (Barlow, 1973). Лечение проводится в

    несколько сеансов, до полного исчезновения нежелательной реакции (полового

    возбуждения при виде ребенка). Отрицательные факторы обычно оказывают

    меньшее влияние на половое поведение, чем положительные. Наказание иногда

    не столько устраняет нежелательное поведение, сколько приводит к попыткам

    скрыть его. Это случается особенно часто в ситуациях, когда имеет место

    одновременное воздействие положительных и отрицательных подкрепляющих

    факторов (конфликтытипа приближение-избегание). В некоторых случаях угроза

    наказания только усиливает наслаждение: запретное волнует и возбуждает, а

    угроза становится элементом положительного подкрепления.

    Еще в более широком контексте теорию обучения использовал Альберт Бандура

    (родился в 1925 г.), который предложил модель, названную социальной теорией

    обучения. По мнению этого исследователя, люди моделируют свое социальное

    поведение, наблюдая за поведением окружающих. Характер усваиваемой

    информации частично зависит от авторитетности человека, избранного в

    качестве примера для подражания. Так, пятилетний ребенок скорее будет

    имитировать поведение семилетнего брата или сестры, чем младших по возрасту

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.