МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Подготовка школьников к общению

    Подготовка школьников к общению

    Реферат по педагогике

    студентки III курса МГЛУ

    304 а/в факультета ГПН

    Яншиной Марии

    Подготовка школьников

    к общению

    Подготовка школьников к общению понимается как формирование у

    школьников интеллектуальной, психической и социальной готовности к

    эффективному участию в общении и освоение способов практической реализации

    этой готовности.

    Оптимальным временем подготовки человека к общению является детство

    и школьные годы. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к обучению,

    как правило, легко и наиболее устойчиво усваивает установки, умения,

    стереотипы в сфере общения.

    В том или ином аспекте вопросы подготовки и обучения общению

    затрагивают различные дисциплины: этику, психологию, театральную

    педагогику, психотерапию, теорию управления и др. В силу специфики этих

    предметов их данные не могут быть прямо перенесены в сферу воспитания

    школьников, но могут быть использованы в ней в модифицированном виде.

    Подготовка к общению предполагает определенную дифференциацию

    учащихся по полу и возрасту, по мере успешности их общения, по

    характерологическим свойствам. Работа по подготовке школьников к общению

    должна вестись в расчете на всех учащихся и на тех из них, кто испытывает

    особые трудности в общении. И в том и в другом случае эта работа имеет

    специфическое содержание, а иногда и формы, в зависимости от возраста и

    пола ребят.

    Обучение школьников общению включает в себя сообщение им необходимых

    теоретических знаний в соответствии с возрастными возможностями учащихся и

    организацию практики общения в жизнедеятельности коллектива. Сообщение

    теоретических знаний может осуществляться в форме специальных бесед, в

    процессе инструктажа школьников, которым предваряется введение в жизнь

    коллектива новых форм общения учащихся, а также в процессе анализа

    проведенных мероприятий и жизни коллектива.

    Обучение общению школьников, испытывающих особые трудности в этой

    сфере, осуществляется с помощью более глубокого ознакомления их с теорией

    общения, анализа трудностей в общении и выявления их причин (на

    психологически доступном уровне).

    В опорных школах для этих ребят организовывались специальные

    групповые занятия по обучению приемам общения, им старались обеспечить

    особую позицию в процессе жизнедеятельности коллектива, в которой они могли

    приобрести соответствующий опыт.

    Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько

    аспектов: развитие определенных особенностей мышления и речи учащихся,

    формирование у них определенных социальных установок и коммуникативных

    умений.

    Согласно взглядам психологов, за стадией решения проблем следует

    стадия, характеризующаяся способностью находить и ставить проблемы.

    Свойства этой ступени развития интеллекта – нестандартный подход к уже

    известным проблемам: умение включать частные проблемы в более общие и т.д.

    Однако этой стадии в развитии интеллекта достигают не все старшеклассники.

    Поэтому важным аспектом подготовки школьников к общению является развитие

    определенных способностей мышления учащихся, которые, по данным психологов,

    играют важную роль в сфере общения личности: открытости (дивергентности),

    гибкости (флексибильности), нестандартности ассоциативного ряда,

    внутреннего плана действий. Все эти свойства непосредственно связаны с

    умением человека видеть проблемы.

    Названные особенности мышления проявляются, развиваются и важны не

    только для функционирования личности в сфере общения, но и в других сферах

    ее жизнедеятельности. Развиваются эти особенности мышления в процессе всей

    жизнедеятельности личности и являются продуктом постановки всего учебно-

    воспитательного процесса.

    Вторым важным аспектом подготовки к общению является развитие у

    школьников свободного владения речью, что предполагает наличие большого

    запаса слов, образность и правильность речи, точное восприятие устного

    слова и точную передачу идей партнеров своими словами, подготовленность к

    выделению из услышанного существа дела, корректную постановку вопросов,

    краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров, логичность

    построения и изложения высказывания, определенный уровень речевой

    антиципации (предвосхищения).

    Развитие свободного владения речью реализуется согласно учебным

    программам во всех классах в процессе обучения.

    Важнейшим аспектом подготовки учащихся к общению является

    формирование у них социально ценных установок в сфере общения: отношения к

    каждому партнеру по общению как к цели, а не как к средству; интерес к

    самому процессу общения, а не только к его результату; отношение к общению

    как к диалогу, а не монологу; терпимость к мелким недостаткам партнеров;

    терпимость к идеям партнера; ориентация на то, чтобы в процессе общения не

    только получать самому, но и как можно больше отдавать партнерам.

    Формирование социальных установок в сфере общения становится

    реальным тогда, когда оно осуществляется в процессе всей учебно-

    воспитательной работы школы и непосредственно связано с теми установками,

    которые реализуют педагоги в своем общении с учащимися.

    Эффективным путем формирования социальных установок учащихся в сфере

    общения является такая распространенная форма организации жизнедеятельности

    ученических коллективов, как собрание (которое в этих целях в массовой

    практике не используется). Всякое собрание выполняет функцию коммуникации,

    т.е. обмена информацией между его участниками. В связи с этим особое

    внимание должно уделяться тому, чтобы школьники учились слушать и

    уважительно относиться к высказываемым на собрании суждениям, ясно и четко

    излагать собственные точки зрения. Второй функцией собрания можно считать

    переработку информации, что требует от учащихся умения обсуждать проблему,

    подбирать и излагать аргументы “за” и “против”. Третья – функция поведения

    – требует от учеников умения тактично по содержанию и сдержанно по стилю и

    тону излагать свои взгляды; терпимо относиться к идеям оппонентов;

    определенной степени эмоциональной вовлеченности в процесс решения

    проблемы, стоящей перед собранием.

    Эффективным способом формирования и (что особенно важно) изменения

    социальных установок учащихся в сфере общения является групповая дискуссия.

    Суть ее состоит в том, что с группой школьников организуется обсуждение тех

    или иных конкретных проблем, возникающих в процессе общения, конфликтов

    между партнерами с целью поисков решений. Процесс групповой дискуссии

    выглядит следующим образом: 1) определение и формулировка проблемы; 2)

    рассмотрение фактов, из которых она вытекает; 3) подбор критериев для

    оценки решения; 4) рассмотрение и оценка решений; 5) рассмотрение шагов,

    которые нужно предпринять для реализации найденного решения.

    Эффективность групповой дискуссии во многом зависит от умения

    педагога вызвать учащихся на дискуссию и руководить ею, т.е. ставить

    стимулирующие вопросы, обеспечивать своевременную поддержку участникам,

    формулировать выводы дискуссии. Педагог при этом выступает и в роли

    участника дискуссии, т.е. сам вносит в дискуссию конструктивный вклад.

    Метод групповой дискуссии дает большой эффект, ибо позволяет учащимся

    проявить собственную точку зрения, обогатиться информацией, получить опыт

    участия в поиске решения проблемы в группе. Кроме того, ход дискуссии дает

    возможность школьникам как бы взглянуть на себя со стороны, примерить к

    своему поведению эталоны и нормы, внести некоторые коррективы в свои

    представления о себе и своем поведении в процессе общения.

    Формирование социальных установок должно основываться на специфике

    возрастных типов общения школьников. Однако в процессе исследования

    обнаружилась необходимость двойного учета этой специфики – актуального и

    предвосхищающего. С одной стороны, у школьников каждой возрастной группы

    надо формировать установки в сфере общения, исходя из специфики их

    возрастного типа общения. С другой – у каждой возрастной группы надо

    формировать установки, которые характерны для последующих возрастных типов.

    Особым разделом работы по подготовке школьников к общению является

    развитие и формирование у них коммуникативных умений: а) умения переносить

    известные школьнику знания и навыки, варианты решения, приемы общения в

    условия новой ситуации, трансформируя их в соответствии со спецификой ее

    конкретных условий; б) умения находить решения коммуникативной ситуации из

    комбинации уже известных школьнику идей, знаний, навыков, приемов; в)

    умения создавать новые способы и конструировать новые приемы для решения

    конкретной коммуникативной ситуации. Эти основные умения конкретизировались

    в процессе опытно-экспериментальной работы. Были выделены несколько групп

    коммуникативных умений:

    1. Умение ориентироваться в партнерах, т.е. определять характер

    человека, его настроение; читать экспрессию поведения партнеров, верно ее

    истолковывать. Безусловно, по отношению к школьникам речь идет о доступной

    каждому возрасту мере овладения этими умениями.

    2. Умение ориентироваться в отношениях в возможными партнерами и

    между ними, т.е. в соотношении своего и их половозрастного и ролевого

    статусов – в степени близости и в мере доверительности.

    3. Умение ориентироваться в ситуации общения. Важность этого умения

    определяется главным образом тем, что правила общения диктуются той

    конкретной ситуацией, в которой оно происходит. И хотя любая ситуация

    уникальна для партнеров, тем не менее все они могут быть сведены к

    некоторым большим группам, каждая из которых регулируется зафиксированными

    в общественной практике символическими системами.

    Умение ориентироваться в ситуации предполагает в первую очередь

    обучение школьников установлению контактов в имеющейся ситуации с

    желательными или необходимыми с деловой точки зрения партнерами; умение

    создавать ситуацию общения с конкретными партнерами; входить в

    наличествующую ситуацию общения; находить темы для общения в каждом из

    названных случаев. Школьник должен уметь различать виды общения

    (межролевое, межличностное), формы общения (в группе, в коллективе) и уметь

    выбрать адекватный способ взаимодействия с партнерами.

    Литература.

    Куписевич. Основы общей дидактики. М., 1986.

    Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980

    Дидактика средней школы. Под ред. Скаткина М.Н. 2-е изд. М., 1982


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.