МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение

    нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и

    того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство

    удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него

    прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие,

    сопровождается высокой старательностью и результативностью. В то же время

    поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию,

    ожиданию награды за малейший успех.

    Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения –

    принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка

    общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей

    воспитанника.

    Наказание – один из самых старейших методов воспитания. Наказание

    корректирует поведения воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем

    он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда,

    дискомфорта. Наказание – это самоутверждение наоборот, которое порождает

    потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей

    деятельности – чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных

    чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ни морального

    унижения, ни физического страдания. Главное чувство наказанного

    воспитанника – чувство переживания, отчужденности, отстраненности от других

    воспитанников, от коллектива.

    2.4. Нравственно-психологические отношения поколений

    2.4.1 Отношения родителей и детей как психолого-

    педагогическая проблема

    В отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная,

    парадоксальная проблема. Сложность ее – в скрытом, интимном характере

    человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А

    парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители и педагоги

    обычно ее не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-

    педагогической информации.

    Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные

    типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такие

    варианты начинают существовать как реальности отношений. Причем их можно

    представить в определенной структуре – последовательных стадиях развития.

    Типы отношений возникают постепенно. Родители же обращаются к педагогу,

    психологу, как правило, по поводу возникшей «вчера», «неделю назад»

    тревожной конфликтной ситуации. То есть они видят не процесс развития

    отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный,

    необъяснимый, удивительный случай.

    Конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает

    случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности

    родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности

    друг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром – проблема их

    общения и отношений. Конфликт – жестокое столкновение, эмоциональная

    агрессия, болевой синдром отношений. А боль в организме, как известно, -

    сигнал бедствия, физиологический крик о помощи. Она возникает в ходе

    развития заболевания.

    В здоровых семьях родители и дети связаны с естественными

    повседневными контактами. Слово «контакт» в педагогическом смысле может

    означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные,

    деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в

    результате которого возникает душевное единение, согласованность основных,

    жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений

    составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые

    проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к

    родителям.

    Изучение множества разнообразных документов позволило выявить

    некоторые основные тенденции отношений родителей и детей в семье. В основу

    анализа положено видоизменение потребности в общении – одна из

    фундаментальных характеристик межличностных отношений. Под конфликтом

    понимается возникшая ситуация неразрешенного противоречия, в которой

    родители и дети испытывают острый психологический дискомфорт и пытаются

    решить возникшую проблему односторонне, бескомпромиссными путями и

    методами.

    Существуют следующие стадии отношений родителей и детей:

    - родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении;

    - родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними;

    - чем скорее родители вникают в интересы и заботы детей, тем скорее дети

    испытывают желание делиться с родителями;

    - поведение детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы родители;

    - поведение детей вызывает в семье конфликты, и при этом правы дети;

    - конфликты возникают по причинам обоюдной неправоты;

    - полное взаимное отчуждение и враждебность.

    2.4.2 Рациональные условия отношений родителей и детей

    Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь

    платонических пожеланий и стремлений родителей. Для этого должны быть

    созданы психолого-педагогические предпосылки.

    Первая и главная из них – разумная организация семьи. Общие

    перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности,

    традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений

    служат благодатной почвой для произрастания и развития ростков внутренних

    взаимосвязей родителей и детей.

    В коллективной жизни семьи можно наиболее успешно создавать

    обстоятельства воспитательного процесса, подкрепляющие словесные

    требования. Нужные педагогические обстоятельства отнюдь не всегда совпадают

    с жизненными. И их нередко приходится создавать вопреки жизненным

    обстоятельствам.

    Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их

    внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей.

    Возрастные особенности – это характерные для того или иного возрастного

    периода анатомо-физиологические и психологические особенности. А под

    индивидуальностью человека имеется в виду существенное своеобразие его

    основных свойств и качеств.

    Учет возрастных особенностей детей требует постепенного изменения

    воспитательных влияний на различных ступенях становления личности.

    Подход к детям требует от родителей педагогического такта, учета

    жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и

    неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к

    внутреннему миру человека. Общение, совместные дела, единые стремления

    становятся наиболее естественным процессом воспитания.

    Важная сторона обоюдных контактов – участие в занятиях и интересах

    детей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих

    детей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного

    воздействия.

    Следование по следам интересов и увлечения детей предполагает также и

    привлечение детей к собственным занятиям и увлечениям. В некоторых семьях

    существует правило: вещи необходимые человеку для жизни, он должен уметь

    делать сам. В каждой семье может сложиться многообразная система

    установления и укрепления тесных связей родителей и детей: от родителей к

    детям, от детей к родителям.

    Инстинкт родственности, «голос крови» интенсивно проявляется тогда,

    когда родители и дети по-человечески близки друг другу, связаны узами не

    только родственной, но и духовной близости. Это важная предпосылка

    успешного воспитательного процесса в семье, проникновения во внутренний мир

    детей и успешного воздействия на них. У детей возникает и развивается

    потребность советоваться с родителями, мысленно ставить их на свое место в

    трудных жизненных ситуациях, равняться на них, следовать их наставлениям.

    Тот или иной отрицательный вариант отношений в семье вовсе не

    является непреодолимой фатальной доминантой. Если родители смогут

    психологически и педагогически грамотно разобраться в сложившейся стадии

    отношений, то преодоление отрицательных факторов возможно.

    Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное

    состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносит

    радостное чувство удовлетворения.

    2.5 Межличностные отношения в коллективе

    Коллективом называется разновидность социальной общности и

    совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с

    другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его

    членами с точки зрения других. В отличие от других социальных общностей

    коллектив характеризуется следующими основными чертами: 1) устойчивым

    взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его

    существования в пространстве и времени; 2) отчетливо выраженной

    однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу; 3)

    относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов,

    установок членов коллектива; 4) структурированности – определенной степенью

    четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей,

    ответственностью между членами коллектива; 5) организованностью,

    подчиненностью коллектива определенному порядку выполнения совместной

    коллективной жизнедеятельности; 6) открытостью, то есть готовностью к

    принятию новых членов.

    Качественные и количественные показатели всех этих основных черт

    соединяются понятием социально-психологический климат коллектива. Понятие

    социально-психологический климат коллектива отражает характер

    взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в

    коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем

    и уровнем управления и другими факторами. Социально-психологический климат

    коллектива связан с определенной эмоциональной окраской психологических

    связей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения

    характеров, интересов и склонностей.

    Ученые отмечают двойственную природу социально-психологического

    климата коллектива. С одной стороны, он представляет собой некоторое

    субъективное отражение в групповом сознании всей совокупности элементов

    социальной обстановки, всей окружающей среды. С другой стороны, возникнув

    как результат непосредственного и опосредованного воздействия на групповое

    сознание объективных и субъективных факторов, социально-психологический

    климат приобретает относительную самостоятельность, становится объективной

    характеристикой коллектива и начинает оказывать обратное влияние на

    коллективную деятельность и отдельные личности.

    Одним из важных показателей социально-психологического климата в

    коллективе являются конфликтные ситуации. Конфликтность или социально-

    психологическая напряженность в коллективе негативно отражается на всех

    сторонах его жизнедеятельности. Время послеконфликтных эмоциональных

    переживаний, расстройств, разлаженности человеческих отношений, нарушение

    делового контакта, во много раз способно превосходить время самого

    конфликта.

    В основе конфликта лежат столкновения людей, их мнений, позиций,

    взглядов, характеров, интересов с точки зрения психического состояния

    противоборствующих сторон, конфликт выступает одновременно и как защитная

    реакция и как ответная эмоционально окрашенная реакция.

    Большинство конфликтов назревает постепенно и вначале находятся в

    скрытом состоянии, при котором конфликтующие стороны выражают скрыто свои

    претензии. При этом предпринимаются попытки удовлетворения этих претензий

    «мирным» путем. Если такой способ не вызывает позитивной реакции,

    игнорируется или наталкивается на отказ, конфликт переходит в открытую

    форму. Эта стадия развития конфликта называется конфликтным поведением.

    Конфликтное поведение – это пик развития конфликта. Оно не может

    длиться вечно и в конце концов, конфликтующие стороны должны будут выбирать

    одну из программ поведения: 1) снизить уровень напряженности, но сохранить

    саму конфликтную ситуацию, переводя ее в скрытую форму за счет частичных

    уступок противоположной стороне; 2) искать способы полного разрешения

    конфликта.

    Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной

    ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, то есть

    изменение субъективного образа ситуации, который сложился у враждующих

    сторон.

    Изучение закономерностей функционирования коллективов показывает, что

    даже в самых малых, неорганизованных коллективах возникает распределение

    власти между членами. Коллектив делится на рядовых членов и лидеров.

    Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельных индивидов и

    коллектив в целом, направлять их усилия на достижение каких-либо целей.

    Различают формальных и неформальных лидеров. Неформальный лидер – это

    член коллектива, добровольно принявший на себя значительно большую

    ответственность, чем это требуют формальные предписания и нормы. Формальный

    лидер – это носитель административной власти. Его задача состоит в

    организации совместного взаимодействия и отношений членов коллектива для

    достижения его целей. Для этого руководитель должен обладать

    психофизиологическими характеристиками, а также знаниями, навыками,

    умениями и качествами.

    К психофизическим качествам руководителя как личности относятся:

    волевые данные, профессиональное воспитание, обостренное внимание, объемная

    и точная память, эмоциональная устойчивость, компетентность и другие.

    Особое значение имеют волевые качества руководителя. Волевого руководителя,

    как правило, характеризуют разумная настойчивость, решительность,

    энергичность, упрямство в достижении цели, высокая самодисциплина,

    целеустремленность.

    Немаловажное значение для руководителя имеет контактность –

    общительность, интерес к людям, способность располагать к себе людей,

    выслушивать, понимать и убеждать их, способность взглянуть на проблему

    «глазами другого».

    В совокупности неотъемлемых психологических качеств руководителя

    выделяется доминантность, которую следует понимать как свойство властности,

    честолюбия.

    Среди деловых качеств выделяются знания и умения. Так, например, для

    руководителя предприятия важны знания в области техники и технологии,

    организации производства, экономики и права, психологии и педагогики,

    менеджмента. В качестве наиболее важных навыков отмечаются: умение видеть

    перспективу, найти главное звено в работе, изучать, подбирать и расставлять

    кадры, пойти на оправданный риск, своевременно принимать решения и

    проводить их в жизнь, делегировать полномочия, пробуждать людей к труду,

    организовывать свою работу, отстаивать интересы своего коллектива.

    К деловым качествам и умениям тесно примыкают также профессионально-

    организаторские черты, поскольку одной из основных задач руководителя

    является создание команды единомышленников, то есть формирование условий

    для оптимизации процесса самоорганизации трудового коллектива, с этой точки

    зрения важными качествами руководителя также являются такие, как

    предприимчивость и деловитость, научный системный подход к решению проблем.

    Не менее важна для руководителя коммуникабельность: способность

    срабатываться с людьми, налаживать взаимоотношения с людьми всех рангов –

    вышестоящими руководителями и подчиненными, способность сплачивать,

    объединять разных людей, налаживать их совместную работу.

    Важное значение для социально-психологического климата коллектива

    имеют также особенности стиля руководителя коллективом. Под стилем

    руководителя понимается комплекс приемов, методов и способов воздействия

    руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения

    управленческих функций. Определение стиля руководства коллективами

    осуществляется по основным функциям управления: принятие решений,

    организация выполнения решений, осуществление контроля исполнения, способы

    пробуждения исполнителей к деятельности, использование системы

    стимулирования деятельности исполнителей.

    3. Заключение

    Педагогика востребована везде, где осуществляется образование,

    воспитание, обучение, развитие граждан (в специализированных педагогических

    учреждениях и в процессе труда, досуга, семейной жизни) независимо от их

    возраста и социального положения, где обнаруживаются проявления их

    результатов (положительные и негативные), а также влияние на эти процессы и

    результаты факторов иной природы (политики, экономики, права, культуры,

    искусства, досуга, труда). Везде, где это есть, педагогика в состоянии

    принять конструктивное участие в совершенствовании дела и улучшить его по

    вопросам своей компетенции.

    Изучение педагогики в системе высшего образования призвано вооружить

    студентов знаниями, умениями и способностью использовать ее данные в жизни

    и профессиональной деятельности, а также сформировать понимание

    необходимости и желание делать это постоянно, лично совершенствоваться

    педагогически. Педагогика – одна из самых практичных наук.

    Педагогика располагает рекомендациями, интенсивными педагогическими

    технологиями, богатым педагогическим опытом, которые нужны практически

    всем.

    4. Список литературы

    1. Радугин А.А. Психология и педагогика – Москва, 2000 г.

    2. Столяренко А.М. Психология и педагогика – Москва, 2001 г.

    3. Харламов И.Ф. Педагогика – Москва, 1994 г.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.