МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Ознакомление дошкольников с природой по произведениям В. Бианки

    Ознакомление дошкольников с природой по произведениям В. Бианки

    Знакомство детей старшего дошкольного возраста с птицами по

    произведениям Виталия Бианки

    Волгоград 2004

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………….3

    Особенности знакомства детей с птицами по произведениям В. Бианки…4

    Заключение…………………………………………………………………….9

    Список использованной литературы………………………………………..10

    Приложение 1…………………………………………………………………11

    Приложение 2…………………………………………………………………16

    Приложение 3…………………………………………………………………19

    Введение

    Актуальность. Экологическое воспитание — это новое направление

    дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с

    природой. В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего

    к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и

    животных). Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром

    противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка как

    в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием

    дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно

    формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы

    отношения к ней. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии

    тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и

    животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома.

    Экологическое воспитание дошкольника — это и есть познание живого, которое

    рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой

    основе правильных форм взаимодействия с ним.

    Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей

    любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно

    распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру.

    Литература представляет богатый материал, на основе которого можно

    воспитывать подрастающее поколение. Произведения Виталия Бианки отличаются

    яркой экологической направленностью. На основе его сказок и рассказов можно

    воспитывать любовь и уважение к природе, учить понимать природу, ее законы

    и особенности.

    На занятиях по ознакомлению с художественной литературой основным

    источником обогащения речи становится текст художественного произведения,

    который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительно остается

    речь воспитателя и иллюстрации книги. Поэтому прежде всего подбирала книги

    с яркими иллюстрациями, где бы можно было почувствовать красоту, дать

    элементарные знания о природе, воспитать бережное отношение к ней.

    Цель изучение знакомства детей старшего дошкольного возраста с птицами

    по произведениям Виталия Бианки.

    Задачи:

    1. Раскрыть особенности знакомства детей с птицами на примере

    произведений В. Бианки

    2. Разработать план мероприятий знакомства детей старшего дошкольного

    возраста с птицами по произведениям В. Бианки

    3. Разработать тематический план

    Особенности знакомства детей с птицами

    по произведениям В. Бианки

    Основные занятия о птицах и сведения об уходе за ними дети получают

    во время занятий и на прогулке. Однако не следует процесс ознакомления с

    птицами сводить только к занятиям. Воспитатель побуждает детей к наблюдению

    за птицами в течение дня, в конце каждого занятия дает детям задания по

    наблюдению. Работа на занятиях по наблюдению за птицами усиливает интерес

    детей к живым существам; важно поддержать настрой ребят, руководя

    длительными наблюдениями[1].

    Знания о птицах дети получают и на прогулке, во время систематических

    наблюдений за птицами у кормушки. Под руководством воспитателя они отмечают

    самые характерные, немногие признаки внешнего вида и повадок птиц,

    сравнивают контрастных птиц, узнают их названия. Малыши видят, что старшие

    дети и воспитатель систематически подкармливают птиц, заботятся о них

    (особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма), это укрепляет

    положительное отношение детей к живым существам и вызывает желание самим

    заботиться о них.

    Бывают случаи, когда из гнезда выпадает грачонок. Его можно взять и

    выкормить кусочками мяса, булкой, размоченной в молоке, земляными червями.

    Такой грачонок может вырасти, привыкнуть и даже осенью не улететь. Особенно

    часто это случается с грачом, у которого были повреждены крылья. Помещение

    для него можно сделать, отгородив в конце коридора или в другом месте

    проволочной сеткой небольшое пространство. В не морозную зиму ему можно

    устроить жилье и на дворе. Летом он будет жить на участке. Грач быстро

    становится ручным и ходит за детьми, доставляя им большое удовольствие.

    Дети знакомятся с повадками и жизнью птиц.

    Для того чтобы отвечать на бесконечные детские вопросы, надо самому

    знать об окружающем мире достаточно. Но что знаем мы, затерянные в

    городских лабиринтах, с трудом отличающие ясень от клена, а из птиц

    способные "узнать в лицо" разве что ворону, голубя и воробья? И здесь как

    нельзя, кстати, придутся произведения Виталия Валентиновича Бианки. Во-

    первых, потому что они составляют целую, хотя и компактную, энциклопедию

    лесного мира.

    Во-вторых, написана эта энциклопедия так, что не грех поучиться, как,

    собственно, следует беседовать с детьми, чтобы им все было интересно и

    ясно, и при этом ни на миллиметр не отступало бы от научной истины.

    Конечно, малышам вместе с родителями следует начинать не со знаменитой

    "Лесной газеты", а с небольших сказок-несказок В.Бианки (так сам автор

    называл свои произведения).

    Произведения Виталия Бианки представляют богатый материал, на основе

    которого можно проводить систематическое знакомство детей с птицами.

    Бианки Виталий Валентинович (1894 – 1959) - русский писатель.

    Родился 30 января (11 февраля) 1894 в С.-Петербурге в семье ученого-

    орнитолога, с детства писал стихи. Отец Бианки, которого писатель называл

    своим первым и главным «лесным учителем», приобщал его к биологической

    науке – водил в Зоологический музей, поручал ведение натуралистических

    заметок.

    Еще мальчишкой он проводил в лесу все свободное время, с жадностью

    прислушивался к рассказам старых охотников. Он пытался понять, о чем

    «разговаривают» птицы, почему ноги цапли и лапы крота так не похожи, почему

    одни животные строят домишки на деревьях, другие — на воде или под водой.

    Первый опубликованный детский рассказ Бианки – Чей нос лучше? (1923).

    Герои рассказа птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. напоминали

    сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных

    наблюдений и юмора.

    Окончив университет, Виталий Бианки побывал с экспедициями во многих

    уголках Советского Союза. В своих лесных былях и сказках он ответил детям

    на множество вопросов, а ребятам постарше посвятил увлекательную «Лесную

    газету» — календарь природы нашей страны. «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?»,

    «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Одинец» — в основе всех лесных сказок,

    рассказов и повестей Бианки лежат его собственные научные наблюдения над

    жизнью леса и его обитателей. Создавая их, он стремился и ребят приучить к

    самостоятельным наблюдениям над родной природой. Нельзя не полюбить милых

    мохнатых и пернатых героев Бианки, когда он рассказывает об их повадках, о

    ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться.

    Герои Бианки — это не только животные, птицы и насекомые, но и их

    друзья — ребята. Сергейка из рассказа «Кузя двухвостый» мечтает поймать

    какую-нибудь птичку.

    На основе произведений Бианки можно не только воспитывать моральные,

    этические и нравственные качества, но давать знания о строении, повадках,

    среде обитания птиц.

    Наверное, все помнят детскую сказку Виталия Бианки «Чей клюв лучше», где

    разные птицы убеждали друг друга в преимуществах своего клюва, пока

    неожиданно появившийся ястреб не прервал этот спор весьма прозаическим

    образом, скушав несчастного мухолова — зачинателя спора. На основе этой

    сказки можно познакомить детей среднего дошкольного возраста со строением

    птицы.

    Прежде всего педагогу необходимо знать, что клюв — важнейшая

    характеристика птиц как особого класса позвоночных животных (класс Aves),

    причем именно разнообразие клювов (их костной основы и связанных с ней

    роговых и мягких структур) ложится в основу систематического подразделения

    птиц на отряды, семейства и роды. Более того, выделение двух подклассов

    современных птиц — древненебных (страусы и их родственники) и новонебных

    (все остальные) также основано на внутреннем строении клюва, а именно на

    характере сочленения костей, слагающих твердое небо. Размеры клюва нередко

    являются важными характеристиками и мелких систематических подразделений —

    видов и подвидов[2].

    Клюв определяет не только положение птицы в системе, но и ее «профессию».

    Клюв прямым образом связан с условиями и способами питания и даже со

    способом проглатывания добычи.

    Один вид клюва позволяет нам сразу же сказать, какой корм, где и каким

    образом добывает счастливая обладательница данного «оружия» и

    «инструмента». И оружия и инструмента одновременно, поскольку клювом птица

    захватывает добычу и умерщвляет ее, а также может совершать им

    разнообразные манипуляции — от сбора веток и травинок и почесывания перьев

    на голове партнера до тонких движений по вплетению травинок в стенку

    гнезда. Клюв — и орудие нападения, и орудие защиты при нападении врагов.

    Только хищные птицы и совы сперва хватают добычу лапами; их же используют

    куриные птицы и страусы для расчистки почвы и листвы при поиске червей и

    личинок насекомых (вороны, если вы замечали, делают это клювом). Длинные

    клювы характерны для птиц, выхватывающих пищу из воды или выбирающих ее из

    мягкого субстрата (пеликанов, аистов, цапель, ибисов, куликов). В то же

    время у ныряющих птиц, догоняющих рыбу под водой (пингвинов, чистиковых,

    бакланов), клюв не длинный, зато снабжен роговыми зубчиками или крючком на

    конце, чтобы лучше удерживать скользкое тело жертвы. Удлиненный клюв

    характерен также для птиц-«сосальщиков», питающихся цветочным нектаром

    (колибри, медососы, нектарницы), и птиц, вытаскивающих насекомых из узких

    щелей в стенках скал или коры деревьев (стенолаз, пищухи, удод). Конечно,

    одного клюва здесь мало и большую помощь этим птицам оказывает не менее

    длинный подвижный язык, который действует, как трубочка для насасывания

    сока или липучка наподобие выбрасывающегося языка хамелеона.

    У настоящих хищников (ястребиные птицы, сокола, совы) клюв сильный, но не

    длинный, с мощным крючковатым надклювьем, помогающим разрывать добычу.

    Относительно крючковатый клюв и у воробьиных хищничающих птиц, например у

    сорокопутов. Птицы, охотящиеся на мелких насекомых в воздухе, обычно имеют

    небольшой приплюснутый клюв с широким разрезом рта, уходящим за линию глаз

    и окаймленным твердыми щетинками. Все вместе это действует наподобие сачка.

    Таков клюв у ласточек, стрижей и козодоев. У дятлов, долбящих клювом стволы

    деревьев, «инструмент» крепкий и долотообразный. Соответственно, особым

    образом укреплен череп. Удар происходит по принципу молотка. Дятел

    отклоняется от дерева за счет упора хвоста и лап, затем бьет, используя

    энергию рычага. Клювом дятлы расчищают себе дорогу к пище — спрятанной

    внутри ходов в древесине крупной личинке дровосека, а захватывают ее

    длинным липким языком. У специалистов по вылущиванию семян из шишек,

    каковыми являются клесты, надклювье и подклювье крестообразно скрещены. У

    зерноядных воробьиных птиц, например, дубоносов, вьюрков и овсянок, клюв

    короткий, широкий и высокий, а небо имеет особые борозды и валики для

    раскусывания и перетирания семян. Бывает, что две половинки клюва

    используются его хозяином как разные инструменты.

    Как видим, даже при самом общем рассмотрении вопроса нельзя не увидеть

    соответствия между способом кормления птицы и строением ее клюва. Всем

    известная утка кормится в воде, опуская клюв в воду и совершая частые едва

    заметные движения челюстями. Что она, собственно, делает? Присмотримся к

    плоскому утиному клюву. Вдоль разреза «рта» видны ряды мелких пластинчатых

    зубчиков. Такими же зубчиками усеяны края большого мясистого языка. Зубчики

    надклювья, подклювья и языка образуют единый цедильный аппарат наподобие

    «китового уса». Язык работает как поршень, которым утка засасывает внутрь

    воду, а затем, сомкнув челюсти, выжимает тем же языком воду как бы сквозь

    сито зубчиков. На поверхности «сита» в массе остаются мельчайшие

    планктонные организмы — одноклеточные водоросли, дафнии и прочие крошечные

    рачки и растительные остатки, которые и не видны невооруженным глазом. Так

    утка «из ничего», из, казалось бы, «пустой» воды, добывает пропитание,

    наращивая массу и получая энергию для поддержания жизнедеятельности.

    Гуси — наиболее травоядные из всех птиц. Они в основном щиплют молодую

    траву, особенно нежные побеги осок по кромке водоемов. У аистов и цапель

    клюв длинный, с особенно сильным подклювьем. Таким длинным клювом в

    сочетании с длинной шеей и ногами, позволяющим вознестись для хорошего

    обозрения над поверхностью кормового субстрата, удобно выхватывать добычу

    как из воды, так и из зарослей травы. Аисты предпочитают медленно бродить

    по мелководью, сырому лугу и даже пашне, разыскивая добычу и схватывая ее

    своим сильным клювом. Добычей может быть мелкая рыбешка, лягушка, ящерица и

    даже мышь. Есть птица, которая использует длинный клюв подобно дротику,

    пронзая им рыбу насквозь. Такова змеешейка. В соответствии с названием, эта

    тропическая птица напоминает баклана с очень длинной гибкой шеей и с

    цаплевым клювом.

    Кулики — это поразительное разнообразие клювов, коротких и длинных,

    загнутых вверх, вниз и даже, как только что упоминалось, вбок. Длинные и

    изогнутые книзу клювы у кроншнепов — самых крупных куликов мира. Еще более

    изогнут, серпом, «инструмент» серпоклювов, гнездящихся по галечниковым

    берегам горных речек Памира. У близких кроншнепам веретенников клювы

    длинные и прямые. Веретенники и кроншнепы живут на моховых болотах,

    временно заливаемых приморских лугах (маршах) и даже в сухой травянистой

    степи. Также длинные и прямые клювы у лесного кулика вальдшнепа и его

    кузенов — бекасов и дупелей, живущих у лесных болот и на влажных лугах. Все

    эти кулики зондируют почву клювом, конец которого, с одной стороны,

    чувствителен к копошащимся в почве личинкам и червям, а с другой — обладает

    некоторой пластичностью и может приоткрываться, чтобы ухватить найденную в

    мягком субстрате добычу. Невелики клювы у зуйков, полюбивших песчаные

    берега рек и морских побережий. Это собиратели, которые не могут проникнуть

    клювом глубоко в песок и более полагаются на свои глаза и ноги — им

    приходится активно передвигаться по субстрату. Некоторые из куликов «шарят»

    своим клювом, переворачивая в поисках червей и рачков камешки на литорали.

    Их так и называют — камнешарками. Небольшие кулики плавунчики — большие

    оригиналы. Они плавают, подобно уткам, и кормятся на воде. Но клювы у них

    не плоские, с «ситом», а тонкие, шиловидные. Степенно процеживать воду они

    не могут, приходится без конца вертеться на воде, чтобы склевывать

    сдуваемых на нее ветром летающих насекомых[3].

    Обо всем этом и многом другом можно узнать из замечательных произведений

    В. Бианки.

    Бианки рассматривал свое творчество как «самоучитель любви к природе».

    Он написал более 30 сказок о природе, в числе которых такие классические

    произведения, как Первая охота (1923), Кто чем поет (1923), Как Муравьишка

    домой спешил (1935), Сказки зверолова (1937) и др. По некоторым из них

    (Оранжевое горлышко (1937, и др.) сняты мультфильмы. Бианки писал также

    повести (Одинец, 1928, Карабаш, 1926, и др.), рассказы (сборник Прятки,

    1945 и др.) и тематические циклы (Мышонок Пик, 1926, Синичкин календарь,

    1945 и др).

    Бианки много путешествовал – маршруты проходили по Центральной России,

    Северу. Для творчества Бианки характерно постоянное обращение к уже

    написанным и изданным произведениям, дополнение их новыми текстами. Так, до

    самой смерти писателя неоднократно дополнялись при переизданиях Лесная

    газета, сборник Лесные были и небылицы (последнее прижизненное изд. 1957),

    ставшие классическими образцами научно-художественных произведений для

    детей.

    В последние годы жизни Бианки тяжело болел – у него были полностью

    парализованы ноги и частично руки. Однако у него по-прежнему собирались

    писатели, считавшие его своим учителем, проходили заседания редколлегии

    «Вести из леса». Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов,

    мультфильмов и диафильмов о природе, в память о своем любимом писателе

    А.Грине мечтал создать клуб «Алые паруса».

    За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300 рассказов, сказок,

    повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические

    заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были

    изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки

    мира. Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг:

    «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были

    доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых,

    сохранивших в душе ребенка».

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.