МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Овладение детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения способами словообразования посредствам дидактических игр

    самостоятельно познающий мир и язык, как средство познания мира.

    Роль взрослого – интенсивный партнер.

    2. В речевом развитии ведущим является когнитивное развитие,

    создающее основу для формирования семантического звена речи.

    Речевой онтогенез представляется не просто как освоение

    ребенком арсенала языковых, в частности словообразовательных

    средств, а как процесс глубокого освоения систем языка. Побочным

    продуктом когнитивного развития являются инновации в

    словообразовании – словотворчество.

    О. С. Ушакова выделяла 3 основных принципа образования дошкольниками

    новых слов:

    1. часть слова (осколки) используются как слова («прыг» - прыжок);

    2. к корню одного слова прибавляется суффикс другого (пурга + инк =

    пургинки);

    3. одно слово состоит из двух (ворунишки = врунишки + вор) [5, с. 40-

    42].

    Основополагающее значение для понимания грамматического строя и

    словообразования в частности имеют работы А. Н. Гводева, С. А.

    Рубинштейна, Д. Б. Эльконина.

    В исследованиях известного лингвиста Александра Николаевича Гвоздева

    собран уникальный фактический материал. По данным ученого, морфологические

    элементы начинают выделятся ребенком с сохраненным интеллектом рано (1год,

    11 месяцев). Причем сначала усваиваются категории с конкретными значениями

    (число, существительное, так как в этом случае разница в значении

    ухватывается ребенком), а затем сложные (приставочная форма).

    Морфологические элементы умственно отсталый ребенок начинает выделять

    гораздо позднее (в зависимости от степени нарушения интеллекта).

    Овладение способами словообразования – одна из сторон речевого

    развития детей. Термином «словообразование» обозначается сам процесс

    образования слов в русском языке. В современном словообразовании

    господствующее положение занимает морфологический способ, имеющий несколько

    разновидностей. В основе его лежит сочетание различных морфем: кричать –

    крик, путь – путник, грузовой – грузов-ик; слабый – слаб-ость; бежать – в-

    бежать, вы-бежать, при-бежать.

    За последнее десятилетие русском словообразовании активизируется

    морфолого-синтаксический способ. Образование новых лов происходит в

    результате сложения слов (двух, трех: лед колоть – ледокол, книги любить -

    книголюб).

    На основе проведенного исследования А. Г. Тамбовцева (Арушанова)

    приходит к выводу, что усвоение способов словообразования происходит

    поэтапно. Начальные стадии характеризуются накоплением первичного словаря

    мотивированной лексики и предпосылок словообразования в виде ориентировки

    на существительные для номинации предмета и языковые отношения. Наиболее

    интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет 6

    месяцев – 4 лет до 5 лет 6 месяцев – 6 лет. В этот период формируется

    словопроизводство, обобщенные представления о нормах и правилах

    словообразования.

    К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с

    нормативными, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.

    Для методики обучения важен вывод о необходимости особого внимания к

    формированию в среднем и старшем дошкольном возрасте средств и способов

    словообразования.

    В словообразовании детей подводят к образованию одного слова на базе

    другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т. е. из которого

    оно выводится по смыслу и форме. Образование слов осуществляется с помощью

    аффиксов (окончание, приставки, суффиксы).

    Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный

    (учить - учитель), префиксальный (писать - переписывать), смешанный

    (застольный, разбежаться).

    Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирают

    словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик,

    подснежник).

    Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам

    правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок),

    предметов посуды (сахарница, конфетница, хлебница), направление движения

    (ехал – поехал - выехал).

    Системой словообразования дети начинают овладевать в среднем

    дошкольном возрасте. В средней и старшей группах процесс формирования

    словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В

    подготовительной и школе группе начинает складываться знание норм

    словообразования.

    Дидактические игры – эффективный способ овладения детьми различных

    способов словообразования. Так как благодаря динамичности, эмоциональности

    проведения и заинтересованности детей, они дают возможность много раз

    упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут

    проводится как с игрушками, предметами, картинками, так и без наглядного

    материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях

    играющих.

    В каждой дидактической игре четко определяются программное содержание.

    Например, в игре «Кто ушел, кто пришел» закрепляется правильное

    употребление наименование животных и их детенышей в именительном падеже

    единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической

    задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно

    легко проводить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую

    форму.

    Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком

    детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль.

    Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет

    названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ними

    совершить.

    Для самостоятельного словообразования важно чтобы дети хорошо понимать

    услышанное, поэтому необходим о развивать речевой слух, обогащать детей

    знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем,

    прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также

    словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических

    средств.

    В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов

    малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им

    пользоваться.

    Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи

    суффиксов (учитель - учительница) или приставок (ехал – уехал – переехал -

    выехал); сформулировать навыки образования слов по аналогии. На первом

    этапе обучения дети усваивают способы словообразования существительных с

    суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды; некоторые способы

    образования глаголов с приставками. Рассматривая, например, парные картинки

    (кошка и котенок, мышь и мышонок, лошадь и жеребенок и др.), воспитатель

    учит детей образованию названий детенышей с помощью суффиксов -онок,

    -ёнок, формирует представление о том, что у кошки детеныш называется

    котенок, у мышки – мышонок, у утки – утенок, у медведицы – медвежонок, у

    лисы – лисенок.

    Можно поиграть в игру с картинками. Воспитатель показывает картинку и

    говорит «У меня котенок. А у тебя кто?». Ребенок отвечает: «А у меня

    котята».

    В игре «Кто пришел» детей учат образовывать уменьшительно-ласкательные

    названия детенышей животных, употреблять их наименования в единственном и

    множественном числе.

    В игре «Кто у кого» (у лисы – лисята, у ежа - ежата) детей учат

    употреблять названия животных и их детенышей в именительном единственного и

    множительного числа, в игре «Кого не стало» - употреблять названия

    животных в родительном падеже единственного и множественного числа (не

    стало ежат, лисят, цыплят).

    Обучение образованию названий посуды при помощи суффиксов проводится в

    дидактических играх (сахар – в сахарнице, хлеб – в хлебнице и т.д.).

    На первом этапе детей также учат образованию глаголов разными

    способами.

    Образование глаголов от звукоподражательных слов:

    -кря -кря –кря! Кто сказал? Уточка! Что она делает? Крякает!

    -ква –ква –ква! Кто сказал? Лягушка! Что она делает? Квакает!

    -хрю –хрю –хрю! Кто сказал? Свмнка! Что она делает? Хрюкает!

    Образование глаголов при помощи приставок:

    Ходить – заходить – уходить – приходить;

    Вошел – вышел, пришел – ушел.

    Знакомство детей со способами образования глаголов осуществляется в

    дидактических играх («Что делают на музыкальных инструментах?», «Кто что

    делает?», «добавь слово»).

    В употреблении частей речи у детей с интеллектуальной

    недостаточностью можно отметить целый ряд особенностей:

    - неправильное употребление рода существительных (один яблок);

    - дети рано усваивают число существительных, различают

    существительные по числу, поэтому от существительных, имеющих

    только единственное число, они образуют множественное число

    (много карандашов, много ежов).

    Это происходит потому, что собирательные и вещественные

    существительные осознаются детьми как нечто, состоящее из отдельных

    предметов (ежи – определенное количество животных).

    - умственно отсталые дети часто делают ошибки, образуя форму

    множественного числа (теленки, поросенки, цыпленки, ягненки,

    числы и др.).

    - много ошибок делают в образовании родительного падежа и

    винительного падежа множественного числа существительных (без

    обоих глазов, много мышов, книгов, куклов).

    - Дети легко вычленяют значимые части слова (приставку, суффикс,

    корень), но, не зная еще закономерностей словообразования,

    неправильно образуют с ними слова. Особенно много ошибок с

    суффиксами (собачата, светлота, деревище).

    А. Н. Гвоздев замечает, что самый интенсивный процесс словотворчества

    – от 2 до 5 лет.

    Так как словарный запас ребенка невелик и, не находя нужного слова, он

    придумывает его сам. Ребенок играет со словами как с кубиками, создавая

    различные причудливые конструкции.

    Вопросом об особенностях словообразования занимался и В. К. Лотарев.

    Он считает, что воспитатель должен направлять ребенка на путь интуитивного

    понимания форм словообразования речи. Иначе умственно отсталый ребенок

    вообще не будет усваивать грамматические нормы языка, ее смысла и

    назначения.

    Дети, как правило, не используют причастия и деепричастия в своей

    речи, так как редко слышат их в речи взрослых. Взрослые же, в свою очередь,

    не употребляют их в разговоре с детьми, боясь, что дети их не поймут [7, с.

    76-79].

    Итак, мы выявили, в исследованиях авторов много общего:

    - оба они говорят о словообразовании и словотворчестве по

    аналогии;

    - оба детально исследуют схемы детского словотворчества;

    - как и в работе Гвоздева, так и в работе Лотарева есть

    теоретическое обоснование приема, добытые ценой длительных

    наблюдений.

    Проанализировав выше изложенное, мы видим, что основной особенностью

    умственно отсталых дошкольников первого года обучения является большое

    количество ошибок в употреблении суффиксов, окончаний и приставок. Процесс

    развития словообразования для таких детей очень сложен.

    Осветив особенности усвоения детьми с нарушениями интеллекта первого

    года обучения словообразовательных норм русского языка, определив их в

    качестве предмета исследования, мы посчитали необходимым конкретизировать

    данный аспект. В современном словообразовании господствующее положение

    занимает морфологический способ словообразования, имеющий несколько

    разновидностей. В основе его лежит сочетание различных по значению морфем

    (кричать – крик, путь – путник, под одеялом - пододеяльник).

    Умственно отсталые дошкольники, в основном, используют этот способ и

    он же порождает большинство грамматических ошибок в речи детей. Для

    использования в речи морфологического способа словообразования, умственно

    отсталые дети первого года обучения осваивают словообразование модели,

    лексическое значение слов, смысл значимых частей слова (приставка, корень,

    суффикс, окончание).

    В психологической и психолингвистической литературе словообразование

    складывается с детским словотворчеством. Самостоятельное словообразование,

    словотворчество у детей рассматривается Д. Б. Элькониным «как симптом

    овладения ребенком языковой действительности». Явление словоизменение и

    словообразование – одно-порядковые. По существу они представляют собой

    результат той работы, которую проводит ребенок по овладению языком как

    реальной предметной действительностью, и той реальной практикой, входе

    которой проходит это отражение.

    Следовательно, можно сделать вывод о том, что овладение

    морфологическим способом словообразования идет наиболее эффективно через

    словотворчество детей, через самостоятельное «искание» нужных форм слов.

    В этой главе мы разобрали понятие «грамматического строя речи» и его

    основные периоды формирования. В процессе изучения вопроса акцент был

    сделан на особенности овладения детьми с нарушениями интеллекта

    словообразовательными нормами русского языка, на типичные грамматические

    ошибки умственно отсталых детей и область их появления.

    Далее мы более углубимся в предмет исследования, а именно разберем

    какую же роль оказывает дидактическая игра в формировании способа

    словообразования.

    | |1.3 дидактическая игра, ее роль в |

    | |развитии и совершенствовании |

    | |словообразовательных умений |

    | |дошкольников с нарушениями |

    | |интеллекта первого года обучения. |

    | | |

    Дидактические игры – эффективное средство закрепления

    грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности

    проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз

    упражнять ребенка имеющего интеллектуальные недостатки в повторении нужных

    словоформ. Дидактические игры могут проводится как с игрушками, предметами

    и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр,

    построенных на словах и действиях играющих.

    В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание.

    Например, в игре «Кто ушел и кто пришел» закрепляется правильное

    употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже

    единственного числа и множительного числа. В соответствии с дидактической

    задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно

    легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую

    форму.

    Рассмотрим этот вопрос более подробно.

    Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное

    педагогическое явление. Она является и игровым методом и формой обучения

    умственно отсталых детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой

    деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка.

    Дидактическая игра как игровой метод обучения. С помощью игровых

    занятий воспитатель передает определенные знания, формирует представления,

    учит умственно отсталых детей играть. Дидактическая игра используется для

    обучения детей математики, родному языку, ознакомления с природой и

    окружающим миром, развития сенсорной культуры.

    Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала:

    1. учебное (познавательное);

    2. игровое (занимательное).

    Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он

    учит и играет, а дети, играя, учатся.

    Возможность обучать умственно отсталых детей на первом году обучения

    посредством активной интенсивной для них деятельности – отличительная

    особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и

    умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом

    деятельности, поскольку главный интерес для детей первого года обучения

    представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), игровые

    действия. [16, с. 332].

    Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана

    на осознанности этого процесса. Она осуществляется лишь в том случае, если

    дети с нарушениям интеллекта проявляют интерес к игре, ее правилам и

    действиям, если эти правила ими усвоены.

    Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития

    личности ребенка:

    1. Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует

    у детей правильное отношение к явлениям жизни, к природе,

    предметам окружающего мира; систематизируют и углубляют знания

    о Родине, людях разных профессий и национальностей,

    представление о трудовой деятельности. С помощью дидактических

    игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить,

    использовать полученные знания в разных условиях в

    соответствии с поставленной задачей.

    Многие дидактические игры ставят перед умственно отсталыми детьми

    задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных

    операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.