МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Отбор детей в классы и группы с задержкой психического развития

    эмоционально-волевой сферы или познавательной деятельности, Т. А. Власова,

    и К. С. Лебединская выделили четыре основных клинических типа задержки

    психического развития:

    * ЗПР конституционального происхождения;

    * ЗПР соматогенного происхождения;

    * ЗПР психогенного генеза;

    * ЗПР церебрально-органического генеза.

    Кроме детей с ЗПР, в классах КРО обучаются дети с высокой степенью

    педагогической запущенности, отказывающиеся посещать общеобразовательные

    учреждения, дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также

    пострадавшие от стихийных бедствий, техногенных катастроф и др.

    Говоря о составе классов КРО, мы подчеркиваем, что к категории

    детей с трудностями в обучении и адаптации к школе мы относим все

    варианты задержки психического развития детей, а кроме того, сюда

    входят дети с парциальными нарушениями в развитии и с педагоги

    ческой запущенностью.

    Именно поэтому вторым важнейшим положением системы КРО является

    вариативность учебных планов и программ. И здесь необходимо обсудить вопрос

    о продолжительности пребывания ребенка в системе КРО.

    Прогноз в каждом конкретном случае в значительной мере зависит от

    характера нарушений.

    Все эти дети, если им не будут обеспечены адекватные их образовательным

    потребностям педагогические условия, могут оказаться в «группах риска». По

    данным исследователей (Лебединская К. С, Грибанова Г. В.), среди трудных

    подростков — неуспевающих в общеобразовательной школе значительное число

    (60-70%) составляют дети с задержкой психического развития.

    Следовательно, образовательные учреждения в вопросах преодоления

    трудностей в обучении детей должны взаимодействовать с дошкольными

    учреждениями и с параллельными службами (ПМПК, диагностические центры,

    центры психолого-социальной службы). Объединение усилий специалистов и

    создание условий для согласованности действий различных ведомств, структур

    и организаций региона, города, округа (района) позволят не только решить

    вопросы диагностики, т. е. квалификации состояний, трудностей, проблем,

    имеющихся у ребенка, но и проблемы оказания реальной помощи логопедом,

    психологом, дефектологом, социальным педагогом независимо от того, работают

    указанные специалисты в образовательном учреждении (в рамках школьного

    консилиума), или в Центре психолого-социальной помощи, или в ПМПК

    (постоянно действующей межведомственной психолого-медико-педагогической

    комиссии).

    Те из руководителей, кто не развивает консультативно-диагностическую

    службу в городе, округе, в учреждениях и старается нивелировать

    индивидуальные различия между детьми классов КРО и традиционных классов,

    загоняют в тупик развертываемую систему помощи таким детям. Не получая

    своевременной дифференцированной помощи от психологов, логопедов,

    дефектологов, врачей, учащиеся оказываются в гомогенной среде и при

    снижении требований к ним учителей-предметников не достигают серьезных

    результатов ни по успешности обучения, ни по уровню сохранности знаний и

    обученности. В этих случаях ребенок не использует всех своих резервов и

    зачастую остается в классе КРО до 9-го класса, хотя и имеет достаточные

    потенциальные возможности для обучения по традиционной системе.

    Методами дифференциальной диагностики в достаточной мере владеют

    специалисты ПМПК, прошедшие специальную подготовку. В отдельных случаях

    даже специалисты ПМПК ставят диагноз задержки психического развития только

    в том случае, если обнаруживается церебрально-органическая природа

    нарушения. Все другие формы задержки психического развития (соматогенная,

    психогенная, конституциональная) квалифицируются как «группа риска»

    («соматическая ослабленность» - часто болеющие дети, соматически

    ослабленные дети) или «педагогическая запущенность» —«педагогически и

    социально запущенный ребенок.

    В тех случаях, когда ЗПР неосложненная, если ее основанием служат

    неблагоприятные условия воспитания или задержка в развитии связана с

    соматогенией, прогноз преодоления задержки психического развития весьма

    благоприятный. Через 1—2 года дети, обучавшиеся по III варианту учебного

    плана, и в 50-60% случаев после 4-го класса дети, обучавшиеся по I варианту

    учебного плана (2—4-е кл.), переводятся в традиционные классы и успешно в

    них обучаются.

    Основной целью общеобразовательного учреждения с классами КРО является

    осуществление индивидуально-ориентированной педагогической,

    психологической, социальной, медицинской и специальной педагогической

    помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ.

    Основными задачами деятельности учреждения являются:

    1.Психолого-диагностическое изучение обучающихся в классах КРО:

    —диагностика интеллектуальной готовности (развитие наглядных

    и словесно-логических форм мышления, внимания, памяти, воображения и т.

    д.);

    * диагностика социальной готовности на различных возрастных

    этапах развития;

    * эмоционально-волевая готовность (умение ответственно выполнять работу,

    подчиняться требованиям учителя, выполнение заданий по образцу и

    словесному указанию педагога).

    2. Специальное педагогическое изучение (логопедическое и дефектологическое)

    обучающихся в классах КРО.

    3. Изучение педагогом класса обучающихся (выявление и анализ

    типичных затруднений в усвоении ЗУН на основе контрольных

    срезов и итоговых работ учащихся в течение учебного года).

    4. Разработка форм взаимодействия коллектива специалистов психолого-медико-

    педагогического консилиума (психолога — воспитателя — учителя; психолога

    — дефектолога; дефектолога —

    учителя; логопеда — учителя; психолога — дефектолога — логопеда).

    5. Разработка индивидуальных коррекционных программ педагогом, психологом,

    дефектологом и логопедом, их согласование с

    учебными программами.

    6. Анализ успешности усвоения учебного материала, формирование знаний,

    умений и навыков при соблюдении предельной нагрузки учащихся.

    7. Создание оптимальной системы подготовки домашних заданий с одновременным

    изучением затрат времени на их выполнение каждой возрастной группой

    учащихся.

    8. Динамическое психолого-педагогическое изучение учащихся.

    Диагностика ОУУН (общеучебных умений и навыков) учащихся.

    9. Отслеживание и анализ полученных результатов работы по интеграции

    учащихся в традиционные формы обучения.

    10. Создание благоприятных условий и психологического микроклимата в

    классах КРО и вокруг них, выбор главных направлений в воспитательной

    работе на основе изучения личности каждого ребенка, семей, особенностей

    класса в целом. Включение родителей в решение коррекционно-воспитательных

    задач.

    Учебный план для классов коррекционно-развивающего обучения

    общеобразовательных учреждений построен с учетом программных, методических

    и дидактических разработок Института коррекционной Педагогики для

    фронтальной работы учащихся этих классов, а также необходимости

    допрофессиональной подготовки детей, имеющих трудности в обучении, что

    отражено в региональном «Положении о классах коррекционно-развивающего

    обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы».

    Особое место в организации системы КРО занимает начальная школа.

    Начальная школа — это оптимальный по времени отрезок Школьного пути

    ребенка, когда интенсивно формируются общие, способности к учению, когда

    достаточно легко восполнить недостатки дошкольного развития ребенка, когда

    возможна коррекция негативных тенденций в его развитии, когда еще не

    упущена возможность повысить успешность обучения каждого ученика.

    Организацию коррекционно-развивающего обучения в начальной школе следует

    рассматривать с двух позиций преемственности:

    * между начальной школьной и дошкольной ступенями;

    * между начальной и основной ступенями образования.

    Это предполагает организацию системы раннего выявления (начиная с

    младшего дошкольного возраста) и отслеживания динамики раз

    вития и адаптации ребенка при переходе от одной ступени обучения к

    другой, что поможет выявить «предвестников школьной и социальной

    неуспешности» в более ранние сроки и организовать профилактику

    (предупреждение) школьных трудностей сначала на I, а затем и

    на II, основной, ступени обучения.

    Сроки индивидуальных и групповых коррекционных занятий, кратковременного

    пребывания в группах зависят от индивидуальных недостатков развития и могут

    ограничиваться 56 занятиями и продолжаться до 120 занятий (2,5—6 месяцев)

    при ежедневном посещении одного занятия длительностью 25-30 минут. Группы

    Подготовки детей к школе могут функционировать в ДОУ и в

    общеобразовательной школе.

    При ранжировании критериев отбора детей в классы КРО учителя и

    администрация школ поставили:

    * на 1-е место — психофизическое развитие ребенка;

    * на 2-е—способности к обучению (особенности познавательной

    деятельности);

    * на 3-е — уровень общего развития и соматическое здоровье;

    —на 4-е—неуспеваемость.

    Поведение учащихся и социальная среда не являются, по мнению администрации

    и учителей школы, показателем для вывода ребенка в класс КРО.

    ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИЕМУ ДЕТЕЙ

    В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ

    (ШКОЛЫ С ПРОДЛЕННЫМ ДНЕМ)

    ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО

    РАЗВИТИЯ, УТВЕРЖДЕННАЯ ПРИКАЗОМ

    МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР

    ОТ03.07.1981Г.№103

    1. Приему в специальные школы-интернаты, школы с продленным

    днем для детей с задержкой психического развития подлежат дети 7—

    9 лет (старше 9 — в порядке исключения), у которых имеются специфические

    нарушения в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы.

    Отклонения в познавательной сфере проявляются в несформированности

    умственной деятельности, ограниченности запаса знаний и представлений,

    необходимых для усвоения школьных предметов, в низкой интеллектуальной

    зависимости.

    Эмоционально-волевая сфера характеризуется недостаточной

    сформированностью учебных интересов, выраженностью игровой мотивации,

    недостаточной целенаправленностью деятельности. Вме-' сте с тем отмечается

    неравномерность в развитии познавательной деятельности: при выраженных

    затруднениях в решении словесно-логических задач дети относительно хорошо

    справляются с задачами наглядно-образного и наглядно-действенного

    характера, с обобщением на наглядном уровне. Они хорошо используют помощь,

    осуществляют перенос усвоенных заданий и навыков на новый материал.

    2. В специальные школы-интернаты (школы) для детей с задержкой

    психического развития принимаются дети, как обучающиеся в I-II классах

    общеобразовательной школы и испытывающие стойкие затруднения в усвоении

    школьной программы, так и дети, впервые поступающие в школу, но ввиду

    указанных нарушений психического развития не подготовленные к усвоению

    школьной программы.

    3. Основным медицинским показанием к приему в специальные школы-

    интернаты для детей с задержкой психического развития является наличие

    задержки интеллектуального развития церебрально-органического генеза (как

    правило, резидуального характера в виде остаточных явлений инфекций, травм

    и интоксикаций нервной системы, реже — при генетических пороках развития),

    при которой нарушения познавательной деятельности связаны преимущественно с

    недостаточностью памяти, внимания, темпа психических процессов, повышенной

    истощаемостыо, низкой работоспособностью, негрубой степенью недоразвития

    отдельных корковых функций. Задержка интеллектуального развития выступает

    либо в чистом виде, либо в сочетании с явлениями эмоционально-волевой

    незрелости по типу органического инфальтилизма, с церебрастеническим,

    неврозоподобным синдромами, психомоторной расторможенностью, задержкой

    физического развития либо общей соматической ослабленностью негрубой

    степени выраженности.

    В порядке исключения в специальные школы-интернаты (школы) для детей с

    задержкой психического развития направляются дети со следующими

    клиническими вариантами задержки психического развития:

    а) задержка психического развития по типу конституционального

    (гармонического) психического и психофизического инфантилизма;

    б) задержка психического развития соматогенного происхождения

    с явлениями стойкой соматической астении, соматогенной инфантилизацией;

    в) задержка психического развития психогенного происхождения при

    патологическом развитии личности по невротическому типу с явлениями

    психической тормозимости, психогенной инфантилизацией.

    Примечание. Дети, страдающие задержкой психического развития,

    варианты которой перечислены в пунктах За, б, в, направляются в

    специальную школу для детей с задержкой психического развития лишь в

    случае выраженного отставания в умственном развитии, чаще всего

    связанного с неблагоприятными условиями воспитания и препятствующего

    обучению в общеобразовательной массовой школе.

    4. Противопоказания к приему в специальные школы-интернаты (школы) для

    детей с задержкой психического развития является наличие следующих

    клинических форм и состояний:

    а) олигофрения;

    б) органическое слабоумие;

    в) эпилептическое слабоумие;

    г) шизофреническое слабоумие;

    д) выраженное нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного

    аппарата;

    е) шизофрения без явления слабоумия;

    ж) психопатия и психопатоподобные состояния различной природы;

    з) судорожные пароксизмы как дневные, так и ночные;

    и) энурез (дневной и стойкий ночной), энкопрез;

    к) различные нервно-психические расстройства, сопровождающиеся

    нарушениями познавательной деятельности и школьной неуспеваемостью;

    л) хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов

    дыхания, органов пищеварения и др. в стадии обострения и при

    декомпенсации.

    Примечание. Дети, страдающие заболеваниями и расстройствами в пункте

    4 а-д подлежат обучению в соответствующем типе специальных школ для

    детей с дефектами физического или умственного развития либо

    направлению на лечение; дети, страдающие заболеваниями и

    патологическими состояниями, названными в пункте 4е—к, подлежат

    обучению в общеобразовательной школе (по указаниям — по программе

    общеобразовательной школы на дому) либо направлению в учреждения

    системы здравоохранения. Дети с задержкой психического развития,

    имеющие очаги хронической инфекции типа хронических тонзиллитов,

    гайморитов, аденоидов, кариеса зубов, принимаются в специальные школы-

    интернаты для детей с задержкой психического развития только после

    санации указанных болезненных очагов.

    5. Не подлежат направлению в специальные школы-интернаты для

    детей с задержкой психического развития дети с явлениями педагогической

    запущенности, не сочетающейся с нарушениями познавательной деятельности,

    обусловленными недостаточностью нервной системы.

    Примечание. Эти дети подлежат обучению в массовой школе.

    6. Направление в специальную школу-интернат (школу) для детей

    с задержкой психического развития производится на основании заключения

    медико-педагогической комиссии.

    Перевод в специальную школу другого типа осуществляется медико-

    педагогической комиссией. Школа предоставляет на комиссию документы и

    данные клинико-педагогического обследования ребенка в процессе обучения,

    доказывающие целесообразность перевода.

    ОБ

    УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В

    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

    Приказ Министерства образования РФ от 8 сентября 1992 года № 333

    В целях практической реализации принципа гуманизации общеобразовательного

    процесса приказываю:

    1. Утвердить Примерное положение о классах компенсирующего

    обучения в общеобразовательных учреждениях.

    2. Главному управлению реабилитационной службы (Макаров Г. Б.),

    Главному управлению содержания общего среднего образования

    (Леонтьева М. Р.) организовать подготовку учебно-методического

    обеспечения для функционирования классов компенсирующего обучения.

    Первый заместитель Министра В. Б. НОВИЧКОВ

    Приложение к Приказу Министерства образования Российской Федерации

    от 08.09.92 №333

    Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в

    общеобразовательных учреждениях

    I. Общие положения

    Класс (классы) компенсирующего обучения (далее компенсирующие классы)

    создаются в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом

    Российской Федерации «Об образовании», принципами гуманизации

    образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения.

    Цель организации компенсирующих классов — создание для детей,

    испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ,

    адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих!

    предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения.

    В компенсирующие классы принимаются дети, которые не имеют выраженных

    отклонений в развитии (задержки психического развития, умственной

    отсталости, недостатков физического развития, в том числе выраженных

    речевых нарушений и др.).

    Основным показателем отбора детей в классы компенсирующего обучения

    является недостаточная степень готовности к обучению в образовательных

    учреждениях, выражающаяся в низком уровне сформированное™ психологических

    (включая общую личностную незрелость) и психофизиологических предпосылок

    образовательной деятельности, в основе которых определяются, прежде всего,

    признаки социально-педагогической запущенности, а также слабо выраженные

    симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности

    (повышенная истощаемость, несформированность произвольных форм

    деятельности, негрубые нарушения внимания и целенаправленности и т. п.).

    Работа компенсирующих классов направлена на компенсацию недостатков

    дошкольного образования, семейного воспитания детей, устранение нарушений

    их работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрану и

    укрепление физического и нервно-психического здоровья указанной категории

    обучающихся.

    II. Организация и функционирование компенсирующих классов

    1. Компенсирующие классы могут быть организованы во всех видах

    общеобразовательных учреждений, располагающих необходимыми для работы

    кадрами, и открываются общеобразовательным учреждением по предложению

    совета этого учреждения.

    2. В компенсирующие классы направляются или переводятся с согласия

    родителей (лиц, их заменяющих) дети, не имеющие по результатам проводимой

    перед поступлением в общеобразовательное учреждение диспансеризации

    противопоказаний к обучению по основным общеобразовательным программам, но

    обнаруживающие низкий уровень готовности к обучению или испытывающие

    затруднения в их освоении.

    Показания к отбору детей в указанные классы определены Рекомендациями по

    отбору детей в, классы компенсирующего обучения (приложение к Примерному

    положению о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных

    учреждениях).

    2.3.Компенсирующие классы создаются, как правило, для обучающихся на

    ступени начального общего образования. Целесообразно, чтобы компенсирующие

    классы работали в режиме продленного дня. Сроки для освоения программ по

    общеобразовательным предметам в

    компенсирующих классах соответствуют срокам, предусмотренным

    для освоения программ начального общего образования.

    2.4. Отбор детей компенсирующие классы на основе психолого-

    педагогического диагностирования осуществляется психолого-педагогическим

    консилиумом и оформляется его решением. Психолого-педагогический консилиум

    создается в образовательном учреждении приказом директора. В состав

    психолого-педагогического консилиума входят заместитель; директора по

    учебно-воспитательной работе, учителя компенсирующих классов, другие

    опытные педагоги, педиатр, учитель-логопед, психолог и другие специалисты.

    Специалисты, не. являющиеся работниками данного учреждения, привлекаются

    для работы в психолого-педагогическом консилиуме на договорной основе.

    Психолого-педагогический консилиум определяет направления компенсирующе-

    развивающей работы с обучающимися.

    При наличии соответствующих условий функции психолого-педагогических

    консилиумов могут осуществляться районными (городскими) психологическими

    службами, реалибилитационными центрами для детей и подростков, психолого-

    медико-педагогическими консультациями.

    2.5. Психолого-педагогическое диагностирование детей проводится в

    следующем порядке:

    а) организация сбора информации о поступающих в школу детях,

    анализ этой информации и выявление детей с низким уровнем готовности к

    обучению;

    б) специальное диагностирование детей с низким уровнем готовности к

    обучению, ориентированное на определение степени и структуры школьной

    незрелости и ее вероятных причин;

    в) проведение при необходимости сбора дополнительной диагностической

    информации о детях в период их первичной адаптации в образовательном

    учреждении (в течение первого полугодия) на основе углубленного

    экспериментально-психологического исследования,

    проводимого психологом.

    Наполняемость классов компенсирующего обучения составляет

    9-12 человек. Наполняемость классов компенсирующего обучения в

    малокомплектных сельских и национальных общеобразовательных

    учреждениях устанавливается с учетом условий их работы.

    7. Распорядок дня для обучающихся в компенсирующих классах

    устанавливается с учетом их повышенной утомляемости. Целесообразны

    организация дневного сна, двухразовое питание, необходимые лечебные и

    оздоровительные мероприятия. Обучающиеся, освоившие программы

    общеобразовательных предметов в компенсирующих классах, по решению

    психолого-педагогического консилиума переводятся в соответствующий класс

    общеобразовательного учреждения, работающий по основным общеобразовательным

    программам.

    2.9.При отсутствии положительной динамики развития в условиях

    компенсирующего обучения обучающиеся в установленном порядке

    направляются на медико-педагогическую комиссию (психолого-медико-

    педагогическую консультацию) для решения вопроса о формах их дальнейшего

    обучения. Указанная дифференциация контингента

    обучающихся осуществляется в пределах первого года обучения.

    2.10.Методическую помощь педагогам компенсирующих классов

    оказывают методисты районных (городских) методических кабинетов,

    специалисты институтов повышения квалификации работников образования,

    институтов усовершенствования учителей.

    III. Организация образовательного процесса в компенсирующих классах

    1. Программы по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах

    разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом

    особенностей обучающихся. Составной частью программы в компенсирующих

    классах является программа компенсирующе-развивающей работы, которая

    реализуется как в процессе учебных, так и внеучебных занятий с

    обучающимися.

    2. Работу с обучающимися в компенсирующих классах проводят учитель,

    воспитатель, учитель-логопед, психолог. В обязанности учителя-логопеда

    входит: всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуально-

    групповых и фронтальных занятий с теми из них, которые имеют нередко

    выраженные отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи

    учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка.

    Для логопедических занятий в учебном плане предусматривается 2 часа в

    неделю.

    3. Психолог оказывает помощь на этапе углубленного обследования детей,

    отобранных в компенсирующие классы, выявляет особенности их

    интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит

    групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию

    эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной

    деятельности, а также на исправление возможных нарушений общения и

    поведения; оказывает методическую помощь учителям.

    Для проведения развивающих занятий, в том числе занятий с психологом, в

    учебном плане предусматривается 2 часа в неделю.

    3.4.Текущие и этапные результаты адаптации, продвижения в раз

    витии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной

    деятельности, освоения общеобразовательных программ, показатели

    функционального состояния их здоровья фиксируются в педагогической карте

    обучающегося и классном журнале.

    IV. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение

    компенсирующих классов

    В компенсирующих классах работают учителя и воспитатели

    (при наличии групп продленного дня), имеющие опыт работы в образовательном

    учреждении и прошедшие, как правило, специальную

    подготовку для работы по соответствующим программам.

    Для проведения самоподготовки и индивидуальной работы с

    обучающимися в режиме продленного дня, одновременно с воспитателями, могут

    привлекаться учителя на условиях дополнительной оплаты. Целесообразность

    таких занятий, их формы и продолжительность определяются психолого-

    педагогическим консилиумом.

    В необходимом случае для работы с обучающимися компенсирующих классов

    привлекаются специалисты, не работающие в дан

    ном образовательном учреждении, на договорной основе.

    Для работы компенсирующих классов в режиме продленного

    дня оборудуется помещение, приспособленное для занятий, отдыха и

    дневного сна.

    Дополнительные расходы, связанные с открытием и содержанием компенсирующих

    классов, могут производиться в пределах фонда

    заработной платы (фонда оплаты труда).

    V. Функции руководителей учреждения и учителей компенсирующих классов

    1. Руководитель общеобразовательного учреждения обеспечивает создание

    необходимых условий для работы компенсирующих классов, осуществляет

    контроль за их работой, несет ответственность за комплектование.

    2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу

    психолого-педагогического консилиума, оказывает систематическую

    организационно-методическую помощь учителям и воспитателям в определении

    направлений и планировании работы компенсирующих классов, анализирует

    результаты обучения.

    3. Работающие в компенсирующих классах учителя проводят систематическое

    углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных

    особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют

    динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных

    программ, совместно с психологом заполняют на них педагогические карты.

    Приложение

    к Примерному положению о классах

    компенсирующего обучения

    в общеобразовательных учреждениях

    Рекомендации по отбору детей в классы компенсирующего обучения (разработано

    НИИ дефектологии РАО)

    В классы компенсирующего обучения принимаются или переводятся дети

    «группы риска», не имеющие выраженных отклонений в развитии (задержки

    психического развития церебрально-органического генеза, умственной

    отсталости, выраженных нарушений речи, слуха, зрения, двигательной сферы).

    При нормальном интеллектуальном развитии дети «группы риска» на начальных

    этапах обучения испытывают трудности в усвоении учебных занятий и умений из-

    за низкой работоспособности вследствие соматической ослабленности,

    частичных отставаний в развитии высших психических функций или

    педагогической запущенности, возникающей в неблагоприятных микросоциальных

    условиях воспитания и обучения. У этих детей не обнаруживается нарушений

    памяти, перцептивных и мыслительных процессов, вместе с тем для них

    характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий,

    обусловленный сниженной учебной мотивацией и отсутствием познавательных

    интересов. При этом наблюдается недостаточный самоконтроль, неустойчивость

    и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость,

    импульсивность, гиперактивность.

    Перечисленные особенности, но в сочетании с нарушениями памяти,

    восприятия, мышления характерны для детей с задержкой психического развития

    церебрально-органического генеза или детей с умственной отсталостью, что

    является важным критерием в дифференциально-диагностическом плане при

    решении вопроса о выборе образовательного учреждения для таких детей.

    Ведущим в характеристике детей «группы риска» является сниженная

    работоспособность различной природы: при повышенной утомляемости у

    соматически ослабленных детей и в связи с расстройствами поведения.

    Основными медицинскими показаниями к отбору детей в классы

    компенсирующего обучения являются:

    1. Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью: .

    а) астеническое состояние у соматически ослабленного ребенка (например,

    хронические заболевания внутренних органов, аллергия, хронический

    тонзиллит, постинфекционная астения и др.);

    б) церебрастенические состояния (компенсирования и

    субкомпенсирования, гидроцефалия, церебро-эндокринные состояния,

    постсоматическая и посттравматическая церебрастения) без нарушения

    интеллектуального развития;

    в) астено-невротические состояния соматогенной и церебрально-

    органической природы (нарушения сна, аппетита, вегето-сосудистая

    дистония);

    г) астенические состояния на фоне нередко выраженных сен

    сорных дефектов.

    2. Нарушение работоспособности в связи с расстройствами поведения:

    а) ситуационные реакции с нарушением поведения (патохарак-

    терологические реакции и патохарактерологическое развитие);

    б) невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики,

    легкое заикание, не требующее обучения в условиях речевой

    школы, энурез, энкопрез);

    в) психогенное патологическое формирование личности;

    г) синдром истинной невропатии;

    д) избирательный мутизм на этапе реабилитационных мероприятий;

    е) синдром гармонического психического (психофизического)

    инфантилизма;

    ж)синдром раннего детского аутизма (негрубые проявления,

    нормальный уровень интеллектуального развития);

    з) психопатические синдромы (по типу аффективной возбуди

    мости, неустойчивости, истероидности, психастении);

    и) некоторые психические заболевания в стадии ремиссии (шизофрения,

    эпилепсия);

    к) легкие проявления двигательной патологии церебрально-органической

    природы (без нарушений интеллектуального развития), не требующие

    направления в специальную школу.

    3. Показанием к приему в классы компенсирующего обучения является также

    педагогическая запущенность детей с нормальным интеллектом, обусловленная

    воспитанием в неблагоприятной микросоциальной среде, трудностями адаптации

    в дошкольных учреждениях.

    Противопоказанием для направления детей в классы компенсирующего обучения

    является наличие следующих клинических форм и состояний:

    а) ЗПР церебрально-органического генеза;

    б) олигофрения;

    в) деменция органического, шизофренического и эпилептического генеза;

    г) наличие выраженных нарушений функций слуха, зрения, речи, опорно-

    двигательного аппарата.

    Дети, страдающие различными видами слабоумия, задержкой психического

    развития, могут быть направлены в специальные образовательные учреждения

    (классы, группы) коррекционного характера.

    Список использованной литературы

    Защиринская О. В. Психология детей с ЗПР.- Санкт –Петербург, 2003

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.