МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности невербального общения в деятельности учителя

    - модуляции общения, то есть реакции говорящего и слушателей на

    изменение условий общения.

    В.А.Лабунская в своей работе рассматривает структуру невербального

    поведения, которое, на наш взгляд, судя по определению, является синонимом

    термина «невербальное общение» - «… социально или биологически

    обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств

    общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму

    действий и поступков» (22, С.6.).

    Классификация средств невербального поведения (общения) по

    В.А.Лабунской построена на базе основных атрибутов бытия, материи, всеобщих

    формах ее существования – движении, времени, пространстве (схема). Согласно

    данной схеме, в структуру невербального общения входят практически все

    перечисленные в других классификациях подструктуры невербального поведения,

    в основу которых положены основные характеристики невербальных средств,

    системы их отражения и восприятия (оптическая, акустическая, тактильная,

    ольфакторная), а также элементы данных систем и их взаимосвязь.

    1

    2

    3

    5

    4

    Краткая характеристика основных средств невербального общения.

    Мимика (от греч. mimikos - подражательный) – внешнее выражение

    психических состояний, в первую очередь эмоциональных, проявляющееся в

    совокупности координированных движений лицевых мышц (20, С.109).

    В.П.Трусов склоняется к мнению, что лицо как канал невербальной

    коммуникации, является ведущим и весьма сложным средством общения. Оно

    способно передавать эмоциональный и содержательный подтекст речевых

    сообщений и служить регулятором процедуры общения партнеров.

    Общеизвестно, что эффективное общение неосуществимо без адекватной

    оценки тех чувств, которые испытывает собеседник, партнер и которые

    выражаются на его лице. Такая оценка является необходимой обратной связью

    при обращении, вносящей коррекцию в дальнейший ход взаимодействия.

    Адекватное восприятие и понимание партнеров общения невозможно без учета

    всех невербальных показателей реагирования других, а лицо представляет

    собой самое доступное и информативное средство дополнения и уточнения

    содержательной стороны сообщений, передаваемых с помощью речи. Известно,

    что сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой

    сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой

    возбудимости от внешних раздражителей. Малоподвижная мимика в целом

    указывает на постоянство душевных процессов. Подобная мимика ассоциируется

    со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью. Монотонность

    и редкая смена форм указывают на слабую импульсивность партнера по общению.

    Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях

    скуки, печали, равнодушии.

    Таким образом, можно сделать вывод, что мимическая сторона общения

    крайне важна для полноценного общения индивидов, выражая, прежде всего,

    эмоциональное их состояние во время взаимодействия.

    Жесты – движения, имеющие сигнальное значение (20, С.49); это

    выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают в

    процессе общения. Как отмечают исследователи, жесты в процессе общения не

    только сопровождают речь. На основе жестов можно сделать заключение об

    отношении человека к какому-либо событию, лицу, предмету. Жест также может

    сказать о желании человека, его внутреннем душевном состоянии. Особенности

    жестикуляции человека могут служить основанием для вывода о каком-либо

    качестве воспринимаемого человека. Именно поэтому жесты относят к

    выразительным движениям (В.А.Лабунская).

    В литературе встречаются классификации жестов по различным

    основаниям. Приведем некоторые из них.

    По физической природе жесты можно разделить на две большие группы:

    головные и мануальные (ручные). Вторая группа, в свою очередь, включает

    подгруппы жестов, выполняемых одной рукой или обеими руками, и жестов,

    различающихся по активно используемой части рук: пальцевых, кистевых,

    локтевых, плечевых или смешанных.

    По характеру воздействия на воспринимающего можно выделить визуальные,

    визуально-акустические, визуально-тактильные жесты (40, С.21).

    Некоторые специалисты (22, С.23, 8, С.25) предлагают классифицировать

    жесты следующим образом (при этом отметим, что ими не приводятся

    основания/критерии данной классификации):

    - коммуникативные, выразительные движения, заменяющие в речи элементы

    языка;

    - описательно-изобразительные, подчеркивающие, сопровождающие речь и

    вне речевого контекста теряющие смысл;

    - модальные, выражающие оценку, отношение к предметам, явлениям

    окружающей среды.

    Аллан Пиз в одной из своих работ (42) различает указательные,

    подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты.

    Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью

    обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для подкрепления

    высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки.

    Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов

    хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны

    партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.

    Различают также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными

    являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно.

    Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в

    непроизвольные жесты. Непроизвольными являются движения, совершаемые

    бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Как

    правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или

    приобретенными.

    Для выделения жестов служат в основном пальцы. Собственно, свое

    значение жест приобретает только после принятия пальцами того или иного

    положения.

    Значимость жестов в ходе общения существенно возрастает, когда мы

    знакомимся с данными работы Т.П.Усольцевой и Т.Г.Григорьевой (8), в которой

    говорится о том, что посредством жестов можно передать до 40% информации.

    Визуальное взаимодействие (контакт глаз) – исключительно важный

    компонент процесса коммуникации. Около 80% чувственных впечатлений человек

    получает через органы зрения. Глаза являются также важным выразительным

    органом. Согласно современным данным, взгляд выполняет роль управляющего

    воздействия, обеспечивая обратную связь о поведении партнера и степени его

    вовлеченности в коммуникацию. Велика роль взгляда и в обмене репликами, где

    он выполняет сигнальную функцию; принимает участие в выражении интимности и

    регулировании дистанции (40, С.13).

    Некоторые исследователи (22) отмечают следующие функции взгляда в

    общении:

    - информационный поиск (в ходе взаимодействия говорящий смотрит на

    слушающего в конце каждой реплики и в опорных пунктах внутри

    реплики, а слушающий – на говорящего, для получения информации

    обратной связи);

    - оповещение об освобождении канала связи;

    - стремление скрывать или выставлять свое «Я»;

    - установление и поддержание социального взаимодействия.

    Язык глаз, по мнению психологов, очень важен для самоощущения в

    процессе общения.

    Интонация. Интонация определяется В.А.Лабунской как совокупность

    звуковых средств языка, организующих речь. Это ритмико-мелодическая сторона

    речи. Основными ее элементами являются мелодия речи, ее ритм,

    интенсивность, темп, тембр, а также фразовое и логическое ударения.

    Интонация практически позволяет выражать свои мысли и чувства, волевые

    устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и

    вопреки ему.

    Помимо функций дополнения, замещения, предвосхищения речевого

    высказывания, а также регулирования речевого потока, акцентирования

    внимания на ту или иную часть вербального сообщения, интонация (как в целом

    просодика и экстралингвистика по В.А.Лабунской) выполняет оригинальную

    функцию – функцию экономии речевого высказывания.

    Пространственная организация также в значительной степени сказывается

    на процессе взаимодействия людей. Отметим, что исследования этого

    компонента коммуникации известным американским ученым Э.Холлом привели к

    образованию новой научной области – проксемики, которую сам автор называет

    пространственной психологией (по данным работы Е.А.Петровой). Проксемика

    изучает, в частности, влияние на общение пространств с фиксированными

    отношениями (архитектуры), с полуфиксированными отношениями (расстановка

    мебели) и динамических пространств (расположение собеседников в

    пространстве в процессе коммуникации).

    Выбор дистанции общения по В.А.Лабунской, определяется социальным

    престижем общающихся, национально-этническими признаками, полом, возрастом

    коммуникантов, характером взаимоотношений партнеров.

    В литературе (42, 40, 8) описаны 4 категории пространственной

    коммуникации (обратим внимание при этом на то, что данные пространства с

    субъектом общения в центре в свое время были описаны Э.Холлом):

    - интимная зона (15-46 см.): из всех зон является главной, поскольку

    строго охраняется человеком. Допуск в эту зону разрешен только тем

    лицам, которые находятся в тесном эмоциональном контакте с ним. В

    данной категории имеется также подзона радиусом в 15 см., в которую

    можно проникнуть только посредством физического контакта – это

    сверхинтимная зона;

    - личная зона (46 см. – 1,2 м.): это расстояние, разделяющее партнеров

    по общению, знакомых друг другу;

    - социальная зона (1,2 м. – 3,6 м.): такая дистанция разделяет

    посторонних людей при взаимодействии;

    - общественная (публичная) зона (более 3,6 м.): на данном удалении

    человек находится, адресуясь к большой группе людей (в ходе лекций,

    например).

    Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается партнерами

    негативно, и они пытаются ее изменить. Таким образом, человек в различных

    ситуациях общения активно изменяет свое пространство, устанавливает

    оптимально соответствующую объективным и субъективным переменным дистанцию

    взаимодействия.

    Организация и угол общения также являются важными проксемическими

    компонентами невербальной системы. Исследователи(8) определяет ориентацию

    как расположение общающихся по отношению друг к другу, которое может

    варьироваться от положения «лицом к лицу» до расстояния «спиной к спине».

    При беседах за столом ориентация партнеров определяет зачастую характер

    общения.

    Известно, в частности, что размещение за столом рядом способствует

    нормальной совместной работе, сотрудничеству; размещение по диагонали

    создает ощущение непринужденности, определенной степени свободы; позиция

    лицом к лицу (напротив) может усилить напряженность и контроль друг за

    другом, вызывать на конфликт. Таким образом, верно выбранная дистанция и

    расположение коммуникантов относительно друг друга в пространстве, по

    нашему мнению, значимы исходя из тех позиций, что они задают тон

    дальнейшему общению.

    В заключение можно сделать вывод о том, что невербальная коммуникация

    в целом играет огромную роль в человеческом взаимодействии, преимущественно

    «работая» на подсознательном уровне психики. Оно является одним из основных

    средств передачи обратной связи партнеру по общению.

    Невербальные средства являются важнейшим дополнением речевой

    коммуникации, естественно вплетаясь в ткань межличностного общения. Их роль

    определяется не только тем, что они усиливают речевое влияние на

    коммуникатора, но и в том, что они помогают участникам общения выявить

    намерения друг друга и делают процесс коммуникации более открытым.

    ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

    Одной из важнейших проблем, рассматриваемых на станицах современной

    психолого-педагогической литературы, является проблема общения, и, в

    частности, проблема общения в деятельности педагога. Данный факт

    объясняется существенностью роли общения в жизнедеятельности людей в целом.

    Потребность в общении является фундаментальной для человека. Общение

    выступает неотъемлемым элементом бытия людей, является важнейшим условием

    полноценного формирования и развития личности.

    Исследователями предлагаются различные трактовки понятия «общение». В

    частности, некоторые ученые рассматривают общение как один из видов

    человеческой деятельности, другие – как фон, на котором разворачивается

    деятельность, ее условие. Встречается характеристика общения как

    коммуникативного вида деятельности. На наш взгляд, общение следует

    рассматривать как особый вид деятельности человека.

    Система невербального общения занимает важное место в общей структуре

    общения.

    Проблема восприятия и психологической интерпретации невербального

    поведения разрабатывалась в течение многих веков. Однако, до настоящего

    времени данный вопрос остается освещенным лишь в незначительной степени.

    Литература предоставляет отрывочные сведения по его истории, поскольку

    детально разработку вопроса стали осуществлять сравнительно недавно

    (последние 40 лет).

    Несмотря на это, в литературе можно встретить различные классификации

    невербальных средств общения, их характеристику, функции.

    Невербальные средства являются существенным дополнением речевой

    коммуникации, делая этот процесс более открытым, так как известно, что, по

    некоторым данным, до 90% различной информации, в основном эмоционального

    характера, передается именно с помощью неречевых средств. По этой причине

    трудно переоценить роль невербалики в человеческом взаимодействии.

    ГЛАВА II. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

    (ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

    2.1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

    В нашей работе неоднократно отмечалось, что потребность в общении,

    являясь фундаментальной для человека, имеет первостепенное значение в

    процессе воспитания и обучения человека. Так, без него в принципе

    невозможен процесс передачи социального опыта от одного поколения другому.

    В школьном возрасте стремление юного человека приблизиться к внутреннему

    миру другого, увидеть окружающее его глазами, быть услышанным и понятым

    другими приобретает особую важность. Школа привлекает учеников не только

    новыми знаниями, сколько возможностью удовлетворить актуальные потребности

    в общении, самоутверждении, творчестве, открытии лучших сторон своего «Я».

    В связи с этим, непременным и важнейшим условием результативности

    педагогического труда учителя является, по мнению ученых, его умение

    организовать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их

    деятельностью (в частности, данное утверждение находим в работах В.А.Кан-

    Калика (13, 15).

    В психолого-педагогической литературе (13, 23) чаще всего говорят о

    коммуникативных способностях учителя, необходимых для осуществления

    плодотворной педагогической деятельности. Опыт показывает, что для

    успешного взаимодействия с детьми недостаточно только знания учителем основ

    наук и методики учебно-воспитательной работы. Все его знания и практические

    умения могут передаваться учащимся только через систему живого и

    непосредственного общения. Нам представляется, что предельно важным

    элементом педагогической деятельности является именно установление

    психологического контакта педагога с ребенком, взаимопонимания, то есть

    общение. Отсутствие или утрата взаимопонимания обособляют ребенка и

    взрослого, затрудняют и без того сложный процесс воспитания и обучения,

    трансляцию взрослым сложившегося социального опыта и создание ребенком

    нового индивидуального опыта. Процесс общения педагога с детьми выступает,

    таким образом, как важное непременное условие и содержание профессиональной

    педагогической деятельности. При этом, как отмечает В.А.Кан-Калик, в силу

    специфики педагогической деятельности, общение из фактора, сопровождающего

    деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию профессионально

    значимую, лежащую в природе профессии. Поэтому в данном случае общение

    выступает не как обыденная форма человеческого взаимодействия, а как

    категория функциональная (11, С.3).

    Обращаясь к вопросу о специфике педагогического общения сравнительно с

    другими видами и формами общения людей, отметим, что особенность общения и

    сотрудничества (взаимодействия) учителя и ученика состоит в ведущей роли

    сотрудника-учителя, особенно в тех областях деятельности, которые для

    ученика составляют зону его ближайшего развития.

    Как отмечают В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров, общение выступает как

    инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь

    дополнительную нагрузку (15, С.82)

    Опыт показывает, что в системе обыденного взаимодействия общение

    протекает как бы само собой, в то время, как в целенаправленной

    воспитательной деятельности оно становится специальной задачей. Педагог

    должен знать законы педагогического общения, обладать коммуникативными

    способностями и коммуникативной культурой. Задача осуществления

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.