МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности невербального общения в деятельности учителя

    А.А.Брудного, Л.А.Карпенко, выделяющих следующих набор основных функций

    общения.

    Согласно точки зрения Б.Ф.Ломова (26, с.266) в общении можно выделить

    такие стороны, или функции, как «информационно-коммуникативная,

    охватывающая процессы приема-передачи информации; регуляционно-

    коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при

    осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная,

    относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в

    изменении своего эмоционального состояния».(44, С.244). Таким образом,

    первый класс функций общения, информационно-коммуникативный, охватывает все

    те процессы, которые описываются как «прием-передача информации». Второй

    класс функций общения, регуляционно-коммуникативный, относится к регуляции

    поведения. В процессе общения индивид может воздействовать на мотив, цель,

    программу, принятие решения, на выполнение отдельных действий и их

    контроль, то есть на все «составляющие» деятельности своего партнера. В

    этом процессе осуществляется также взаимная стимуляция и взаимная коррекция

    поведения.

    Третий класс функций общения, аффективно-коммуникативный, относится к

    эмоциональной сфере человека. Как считает Б.Ф.Ломов, общение – важнейшая

    детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически

    человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей.

    Известно, например, что потребность в общении у человека часто возникает в

    связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние. Б.Ф.Ломов

    указывает при этом, что функции общения как многомерного процесса можно

    классифицировать и по другой системе оснований, однако в своей работе (26)

    соответствующих оснований не излагает.

    А.А.Брудный, в свою очередь, расширяет понимание функций общения и

    «выделяет в качестве основной рабочей функции инструментальную функцию,

    которая необходима для обмена информацией в процессе управления и

    совместного труда; синдикативную функцию, которая находит свое выражение в

    сплочении малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения,

    передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию

    самовыражения, ориентирующую на поиск и достижение взаимного понимания»(5,

    С.244).

    Однако наиболее полной классификацией, на наш взгляд, является

    классификация Л.А.Карпенко (44, С.245), согласно которой выделяется восемь

    функций по критерию «цель общения»:

    1. контактная, цель которой установление контакта как состояния

    обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания

    взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

    2. информационная, цель которой - обмен сообщениями, то есть прием-

    передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен

    мнениями, замыслами, решениями и пр.;

    3. побудительная, цель которой – стимуляция активности партнера по

    общению на выполнение тех или иных действий;

    4. координационная, цель которой – взаимное ориентирование и

    согласование действий при организации совместной деятельности;

    5. понимания, цель которой – не только адекватное восприятие и

    понимания смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их

    намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);

    6. эмотивная, цель которой – возбуждение в партнере нужных

    эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с

    его помощью собственных переживаний и состояний;

    7. установления отношений, цель которой – осознание и фиксирование

    своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и

    прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;

    8. оказания влияния, цель которой – изменение состояния, поведения,

    личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений,

    установок, мнений, решений, потребностей, действий, активности и

    т.д.

    Мы убеждены в том, что рассмотренные классификации функций общения не

    исключают ни друг друга, ни возможности представить и иные варианты. Вместе

    с тем подчеркнем еще раз важность тезиса о том, что общение является

    процессом, характеризующимся высоким уровнем полифункциональности.

    В заключении можно сделать вывод, что, являясь насущной потребностью

    человека, общение может существовать и как самостоятельная форма

    активности. Однако, в большинстве ситуаций оно включено в практическую

    деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без

    интенсивного и разностороннего общения. Развитие человека, его

    существование и связь с окружающим миром немыслимы вне общения.

    По этой причине проблема общения – одна из самых актуальных в

    современной психолого-педагогической литературе. В настоящей работе мы

    также придерживаемся трактовки общения как одного из видов деятельности

    человека, склоняясь к утверждению о том, что межличностное общение является

    не только необходимым компонентом деятельности людей, но и обязательным

    условием нормального функционирования общностей, социума. Особое место

    занимает общение в системе профессиональной деятельности педагога, где оно

    является одним из важнейших компонентов.

    2. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕВЕРБАЛЬНЫХ

    КОМПОНЕНТОВ ОБЩЕНИЯ

    Как пишет А.Пиз: «Кажется почти невероятным, что более чем за миллион

    лет эволюции человека невербальные аспекты коммуникации начали серьезно

    изучаться только с начала 60-х гг., а обществу стало известно об их

    существовании только после того, как Дж.Фаст опубликовал свою книгу в 1970

    г.» (41, С.16).

    Эта книга обобщала исследования о невербальных аспектах общения,

    проведенные учеными-бихевиористами до 1970 г. Однако даже сегодня

    большинство людей все еще не знают о существовании языка телодвижений,

    несмотря на его важность в жизни.

    Вместе с тем, проблема восприятия и психологической интерпретации

    невербального поведения относится к проблемам с многовековой историей, о

    чем свидетельствуют данные, опубликованные в работах Е.А.Петровой,

    В.В.Мироненко, М.Битяновой.

    Анализ перечисленных источников позволяет сделать вывод, что к

    проблеме невербального общения в различное время обращались философы,

    психологи, медики, лингвисты, искусствоведы. На протяжении тысячелетий, по

    замечанию В.В.Мироненко, данная проблема обрастала научными и

    псевдонаучными фактами. Знания о невербальном поведении и его связях с

    внутренним миром человека регистрировались сначала в памятниках

    характерологического жанра – литературе афоризмов, моральных наставлений,

    позднее – в работах философов.

    Аристотель, например, считается одним из пионеров физиогномики.

    Сторонники его школы полагали, что по общему выражению и некоторым чертам

    лица можно распознать характер человека, оценить уровень его способностей.

    М.Битянова утверждает, что по данным некоторых историков (конкретные

    фамилии не указаны), до Аристотеля физиогномикой занимался Пифагор.

    Последовательными проводниками его идей в рассматриваемой области были

    видные античные ученые, выдающиеся врачи Цельс и Гален. А крупнейший

    римский мыслитель и оратор Цицерон учил ораторов правильно жестикулировать.

    Первый же словарь жестов, видимо, принадлежал римскому ритору Квинтилиану

    (I век до н.э.).

    В средние века отдельные взгляды физиогномистов разделяли и в той или

    иной степени совершенствовали Ибн Сина и ряд ведущих алхимиков. В эпоху

    Возрождения – Иоанн Дунс Скот и Леонардо да Винчи, в XVI-XVIII столетиях –

    Френсис Бэкон и непревзойденный физиогномист, швейцарский священник, поэт и

    художник Иоганн Гаспар Лафатер. В своем сочинении «Искусство познавать

    людей по физиогномиям» он совершил практически первую научную попытку

    систематически исследовать выразительные движения.

    В XVI в. выдающийся немецкий врач-хирург Парацельс также пользовался в

    своей практической деятельности мимическими критериями, хотя его идеи не

    получили сколько-нибудь широкого распространения.

    В 1664 году Джон Баливер выпустил две книги, посвященные языку жестов

    человека: «Хирология, или Естественный язык жестов» и «Хирономия, или

    Искусство риторики рук». В этих книгах были составлены первые из известных

    в Европейских странах таблицы с систематизацией знаков выразительной

    жестикуляции (30, С.135).

    Классическим примером осмысления роли и значения жестов, мимики,

    интонации в жизни людей можно считать труд Жан-Батиста Дюбо – французского

    философа-просветителя XVIII века «Критические размышления о поэзии и

    живописи», где автор приходит к мысли о том, что издавна существует наука

    «нема», которая, не размыкая уст, говорит руками и некоторыми

    телодвижениями. Наиболее влиятельной работой, по данным А.Пиза (42, С.17) к

    началу ХХ в. была работа Ч.Дарвина «Выражение эмоций у людей и животных»,

    опубликованная в 1872 г. Она стимулировала современные исследования в

    области «языка тела», а многие идеи Ч.Дарвина и его наблюдения признаны

    сегодня исследователями всего мира.

    Значительным шагом в описании жестов стали также работы известного

    французского режиссера Дельсарта. В России начала ХХ века система Дельсарта

    стала широко известной благодаря книге Сергея Волконского «Выразительный

    человек», где рассматривались как законы человеческого движения, так и их

    семиотическая классификация.

    С 1900 по 1979 год на английском языке было издано шесть крупных

    монографий о жестах. Наибольший интерес во всем мире вызвали работы

    Д.Эфрона, М.Кричли, Ч.Морриса. Серьезным исследованием «боди лэнгвиджа» с

    конца 70-х гг. начал заниматься автсралийский ученый Аллан Пиз , который

    является признанным знатоком психологии человеческого общения и автором

    методики обучения основам коммуникации.

    Интерес к невербальным средствам общения в ХХ столетии столь возрос,

    что выделилась особая область исследований – кинесика (от англ. Kinesics,

    греч. - kinesis). Основы изучения этой области психологии заложены в 50-х

    гг. работами шведского ученого Р.Бердвистелла.

    Современные представители данной научной области (Дж.Фаст,

    Дж.Ниренберг) раскрывают закономерности влияния невербальных способов

    общения на установление контактов и взаимопонимания между партнерами.

    Под кинесикой принято понимать зрительно воспринимаемый диапазон

    движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в общении. Кинесика

    – это не только «язык тела» (жесты, мимика, позы, взгляд), но также манера

    одеваться, причесываться. К кинесике помимо названных движений относятся

    также такие движения, которые связаны с использованием предмета: хлопанье

    дверью, поскрипывание стулом, почерк. Как видно, кинесика – понятие,

    использующееся для обозначения различных движений чеоловека, но чаще всего

    при изучении движений рук и лица (22, С.18).

    В нашей стране исследование кинесических средств человеческого общения

    было начато в 60-х гг. в работах Б.А.Успенского и Т.М.Николаевой, позднее

    продолжено О.С.Ахматовой, И.Н.Гореловым, А.А.Капнадзе, Е.В.Красильниковой,

    Г.А.Ковалевой, В.А.Лабунской, А.А.Леонтьевым и другими учеными.

    Таким образом, перечисленные факты свидетельствуют о том, что

    невербальный аспект общения является в определенной степени исследованным,

    хотя и по сей день в нем имеется достаточно много «белых пятен». Серьезным

    исследованием проблем невербального общения ученые реально и систематически

    начали заниматься лишь с 60-х-70-х гг. ХХ века. Литература в основном

    представляет лишь отрывочные данные об истории развития данной проблемы,

    что не дает возможности в определенной мере проследить динамику развития

    научных исследований в области невербалики, выделить основные этапы.

    Со времени опубликования Ч.Дарвиным своей работы «Выражение эмоций у

    людей и животных», учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000

    невербальных знаков (41, С.17).

    С каждым годом все большим становится убеждение ученых в том,

    насколько значимым оказываются невербальные средства в ходе взаимодействия

    людей. Отметим, что данное обстоятельство находит подтверждение в

    экспериментах, проводимых, в основном, психологами .

    В частности, Альберт Мейерабиан установил, что передача инфоормации

    происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых

    средств (включая тон голоса, интонацию) на 38% и за счет невербальных

    средств – на 55%. Профессор Бердвистелл, проделав аналогичные исследования,

    выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут

    в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как

    и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее

    35%, в то время как более 65% информации передается с помощью невербальных

    средств.

    Эти данные красноречиво говорят об определяющем значении невербалики

    для психологии общения и взаимопонимания людей, обращают особое внимание на

    значение жестов и мимики человека.

    Касаясь особенностей языка телодвижений, отметим также, что его

    проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие

    возможности подделать эти импульсы позволяет доверять этому языку больше,

    чем обычному вербальному каналу общения. «Язык телодвижений более правдив,

    чем язык слов» - справедливо замечает по этому поводу Хорст Рюкле (48,

    С.9).

    Большинство исследователей разделяет мнение, что словесный

    (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как

    невербальный канал применяется для обсуждения межличностных отношений,

    передачи эмоций, а в некоторых случаях используется и вместо словесных

    сообщений. Невербальное общение, по утверждению Н.Н.Обозова (37, С.86), как

    бы наполняет общение живым человеческим содержанием и особенно важно при

    передаче эмоциональных состояний, выступая своеобразной формой обращения

    друг к другу.

    В работе В.А.Лабунской (22) подвергнут обстоятельному обсуждению

    вопрос о функциях невербального общения. Говоря о том, что невербальное

    общение в межличностном взаимодействии многофункционально, автор указывает

    на ряд функций, из которых отметим наиболее существенные на наш взгляд.

    Итак, согласно В.А.Лабунской, невербальное общение:

    - создает образ партнера по общению;

    - выступает в качестве способа регуляции пространственно-временных

    параметров общения;

    - выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений;

    - является индикатором актуальных психических состояний личности;

    - выполняет функцию экономии речевого сообщения;

    - выступает в роли уточнения, изменения в понимании вербального

    сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

    - выполняет функцию разрядки, облегчения, регулирует процесс

    возбуждения.

    Обратимся к вопросу о классификации невербальных элементов

    коммуникации. Следует отметить, что по невербальному каналу информация

    транслируется в самых разнообразных формах, которые в отличие от знаковых,

    всегда многозначны.

    Общепринято классифицировать невербальные средства коммуникации по

    сенсорным канала. Одна из таких классификаций представлена в статье

    М.Битяновой (2, С.2-15). Она, в частности, среди наиболее популярных в

    общении современных людей коммуникативных систем выделяет оптическую и

    акустическую.

    К оптической системе относятся внешний вид и выразительные движения

    человека – жесты, мимика, позы, походка и т.д. . Анализ соответствующей

    литературы позволяет отнести к оптической системе и такую специфическую

    форму невербального человеческого общения, как контакт глаз.

    Акустическая система представляет собой различные качества голоса

    коммуникатора (тембр, высота, громкость), интонации, темп речи, фразовые и

    логические ударения. Не меньшее значение, как отмечает М.Битянова, имеют и

    разнообразные вкрапления в речь – паузы, покашливание, смех и прочее.

    Помимо указанных двух наиболее важных систем, человек использует в

    общении и такую систему, как кинестетическая системе – прикосновения,

    информационная ценность которых связана в основном с такими параметрами,

    как сила, давление.

    Немаловажное место занимает в общении ольфакторная система, включающая

    в себя вкус и обоняние. По мнению специалистов (М.Битянова, В.А.Лабунская),

    они в наименьшей мере задействованы в коммуникативном процессе на уровне

    сознания, однако при этом отмечается, что вкус и обоняние независимо от

    нашей воли, на подсознательном уровне активно участвуют в общении и влияют

    на взаимоотношения людей.

    Совершенно особое место среди невербальных средств коммуникации

    занимают пространственно-временные характеристики ситуации общения.

    А.А.Леонтьев предлагает классифицировать неречевые компоненты общения

    на несколько типов в зависимости от их роли в процессе общения:

    - «поисковые» компоненты, учитываемые говорящим и слушателем при

    ориентировке, предшествующей общению;

    - сигналы, используемые для коррекции уже установившегося общения;

    - регуляторы, разделяемые на сигналы, исходящие от слушателя и

    подтверждающие понимание, и сигналы, идущие от коммуникатора

    (говорящего) и «запрашивающие» слушателей о понимании;

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.