МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основополагающие принципы андрагогической модели обучения: Оптимальные условия их применения

    Основополагающие принципы андрагогической модели обучения: Оптимальные условия их применения

    “Основополагающие

    принципы

    андрагогической

    модели обучения:

    Оптимальные условия

    их применения”

    (Реферат)

    Выполнила:

    Михалкина Татьяна,

    группа №301 веч/фр

    Московский Государственный Лингвистический

    Университет

    Факультет французского языка

    Москва

    2002

    План:

    I. ВВЕДЕНИЕ

    II. Андрагогическая модель обучения. Ее основные принципы.

    III. Оптимальные условия применения андрагогической модели обучения.

    IV. Заключение

    Возрастающая значимость образования взрослых - общепризнанный факт. В мире

    нет страны, которая не была бы в той или иной мере обязана ему своим

    технологическим, социально-экономическим, культурным прогрессом. Равно как

    и нет страны, которая бы не связывала свое будущее с его дальнейшим

    развитием. В текущем столетии образованию взрослых социологи отводят

    исключительно важную роль. Характерная тенденция исторических изменений в

    образовании взрослых - его усиливающееся содержательное и организационное

    обособление, выраженное в расширении сети учреждений, предназначенных

    исключительно для взрослого населения, в увеличивающемся многообразии

    предлагаемых ими программ. Как следствие этого глобального процесса,

    возникает и ширится круг реалий, которых нет в детском и юношеском

    образовании.

    По материалам ЮНЕСКО, приоритетная задача образования взрослых -

    обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной

    творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично

    развивающемся обществе. Речь идет о постоянном, непрекращающемся развитии

    человека как работника, гражданина, личности, индивидуальности в течение

    всей его жизни. К настоящему времени сложилась определенная общность

    взглядов на роль образования взрослых в достижении согласованного прогресса

    личности и общества и на подходы к осмыслению путей его обновления.

    Задачей номер один, по выражению одного из крупнейших теоретиков и

    практиков образования взрослых, американского ученого М.Ш.Ноулза, стало

    "производство компетентных людей — таких людей, которые были бы способны

    применять свои знания в изменяющихся условиях, и... чья основная

    компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на

    протяжении всей своей жизни". Дело обучения, res studiorum, всегда бывшее

    многотрудным занятием, ныне становится еще более сложным, напряженным и

    тяжелым. Где путеводная нить Ариадны современного человека, стремящегося

    преодолеть свои проблемы при помощи обучения? Этой нитью является

    андрагогика ( от греч. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж — + ago

    — веду) — наука об обучении взрослых.

    Возникновение андрагогики как самостоятельной науки обусловлено рядом

    причин различного характера. Создавая основы новой науки, ученые прежде

    всего учитывали объективные условия, вызвавшие потребность в развитии

    андрагогики.

    Во-первых, сам ход развития образования вел к завоеванию обучающимся

    ведущей роли в процессе своего обучения. Педагогика же исходила из

    принципиальной позиции, что обучаемый занимает подчиненное положение в

    процессе обучения.

    Во-вторых, эволюция идей философской и психологической наук привела к

    осознанию ведущей роли человека во всех социальных процессах, в том числе и

    в образовании.

    В-третьих, достижения в области информационных технологий позволили по-

    новому организовать учебный процесс, что существенно видоизменило роли

    обучающегося и обучающего в процессе обучения.

    В-четвертых, эволюция педагогических концепций также вела к осознанию

    необходимости предоставления большей свободы обучаемому в процессе

    обучения.

    Наконец, физиология и психология доказали, что люди способны успешно

    обучаться практически на протяжении всей сознательной жизни.

    Окончательное формирование основ андрагогики было осуществлено в 1970-е

    годы в работах американского ученого М.Ш.Ноулса, англичанина П. Джарвиса,

    американца Р.М.Смита и группы молодых ученых из Ноттингемского

    университета. В 1970 г. Малколм Шеппард Ноулс издал фундаментальный труд по

    андрагогике "Современная практика образования взрослых. Андрагогика против

    педагогики".

    Из чего же исходили вышеперечисленные ученые?

    Учитывая перечисленные выше объективные изменения образовательной сферы

    и достижения различных наук в понимании роли человека в своей

    жизнедеятельности, они исходили из основополагающего факта — принципиальных

    различий между взрослым и невзрослым человеком вообще и в процессе обучения

    в частности.

    1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения

    (потому он не обучаемый).

    2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, самостоятельности,

    к самоуправлению и осознает себя таковым.

    3. Взрослый обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным)

    опытом, который может быть использован в качестве важного источника

    обучения как его самого, так и его коллег.

    4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и

    достижения конкретной цели.

    5. Взрослый рассчитывает на безотлагательное применение полученных в

    ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств.

    6. Учебная деятельность обучающегося в значительной степени

    детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными,

    социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют

    процессу обучения.

    7. Процесс обучения взрослого организован в виде совместной

    деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: диагностики,

    планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции.

    Учитывая все вышесказанное, андрагогику необходимо определить как науку

    об обучении взрослых, обосновывающую деятельность обучающихся и обучающих

    по организации и реализации процесса обучения.

    Как любая наука андрагогика имеет свою структуру, понятийный и

    терминологический аппарат.

    Поскольку она выявляет общие закономерности обучения взрослых, то в ней

    выделяется теория обучения взрослых. Этот раздел исследует наиболее общие

    категории: особенности взрослого обучающегося, процесса обучения взрослых,

    взаимосвязи андрагогики с различными областями сферы образования,

    закономерности и тенденции развития образования и самой андрагогики.

    Андрагогика изучает и формулирует основные закономерности деятельности

    обучающихся в процессе обучения и потому ее составной частью является

    технология обучения взрослых.

    Каковы основные положения теории обучения взрослых? Их лучше

    рассмотреть, сопоставляя в общем педагогическую и андрагогическую модели

    обучения.

    Когда мы говорим о модели обучения, мы имеем в виду систематизированный

    комплекс основных закономерностей деятельностей обучающегося и обучающего

    при осуществлении обучения. При этом конечно же необходимо учитывать и

    другие компоненты процесса — содержание, источники, средства, формы и

    методы обучения. Но основное в модели — это именно деятельность

    обучающегося и обучающего.

    Закономерности, определенные в модели обучения, характерны для того или

    иного подхода к организации процесса обучения, но они представлены именно в

    комплексе, в наиболее полном виде. В реальной практике они, естественно,

    реализуются в таком объеме далеко не всегда, а практически никогда. Это как

    бы идеальное представление о процессе обучения, которое формируется либо с

    точки зрения педагогики и обучения невзрослых, либо с точки зрения

    андрагогики и обучения взрослых.

    В самом общем виде можно сказать, что в педагогической модели обучения

    доминирующее положение занимает обучающий. Именно он определяет все

    параметры процесса: цели, содержание, формы и методы, средства и источники

    обучения. В силу объективных факторов (несформированности личности,

    зависимого экономического и социального положения, малого жизненного опыта,

    отсутствия серьезных проблем, для решения которых необходимо учиться)

    обучаемый в педагогической модели занимает подчиненное, зависимое положение

    и не имеет возможности серьезно влиять на планирование и оценивание

    процесса обучения. Его участие в реализации обучения в силу тех же причин

    также достаточно пассивно: ведь его основная роль — это восприятие

    социального опыта, передаваемого обучающим.

    В андрагогической модели ведущая роль принадлежит самому

    обучающемуся. Взрослый обучающийся — активный элемент, один из равноправных

    субъектов процесса обучения.

    Основоположник андрагогики М.Ш.Ноулз основные различия между

    андрагогической и педагогической моделями обучения видит в следующем:

    На базе этих основных положений андрагогики и предлагается стоить

    деятельность по обучению взрослых, главными характеристиками которой

    являются активная, ведущая роль обучающегося в построении и осуществлении

    программы обучения, с одной стороны, и совместная деятельность обучающегося

    и обучающего, с другой.

    При этом очень важно достичь того, чтобы атмосфера обучения была

    дружеской, неформальной, основанной на взаимном уважении, совместной

    работе, при поддержке и ответственности всех участников учебной

    деятельности. Определяющим при этом являются взаимоотношения между

    обучающим и обучающимися.

    Другая андрагогическая модель, разработанная группой ученых

    Ноттингемского университета, менее закончена, стройна и подробна, чем

    модель Ноулза. По своей сути ноттингемская группа исходит из тех же

    основных посылок, что и Ноулз: из особенностей (возрастных,

    психологических, социальных) взрослых обучающихся и их деятельности в

    процессе обучения. Главной целью обучения взрослых они считают развитие

    критического, творческого мышления, интегрированного с чувственной сферой

    человеческого существа. Вот главные положения теоретических подходов

    ноттингемской группы к обучению взрослых.

    Человеческие существа – это социальные существа, их надо рассматривать

    во взаимодействии с социально-историческим окружением.

    1. Наиболее адекватным социальным существом является взрослый человек,

    критически мыслящий, способный к обучению

    2. Потенциальные возможности постоянного развития мышления, чувсв и

    «самости» у взрослых выражаются в качественных изменениях мыслительных

    структур, которые и отличают развитие личностных форм компетентного

    мышления у взрослых от подобного мышления детей или подростков.

    3. Наиболее предпочтительно творческое и критическое мышление,

    способствующее полному развитию взрослого человека, в отличие от

    некритического восприятия чужих мыслей.

    4. Комбинирование группового и индивидуального самообучения способствует

    развитию творческого и критического мышления в наибольшей степени.

    5. Одним из основных компонентов успешного обучения взрослых является

    постоянная реинтеграция когнитивной и эмоциональной сфер.

    6. Знание может рассматриваться как открытая или закрытая система. Когда

    оно рассматривается как открытая система, это значит, что обучающийся

    может что-то добавить или изменить в ней посредством критического

    мышления. Но и в том случае, когда оно воспринимается как закрытая

    система, оно может быть использовано обучающимся для решения своих

    проблем или создания новых систем.

    7. Обучение включает в себя мышление, поиск, открытие, критическое

    размышление и творческий ответ.

    8. Образование – это не передача знаний, а скорее отбор, синтез, открытие

    и диалог.

    Основным видом обучения взрослых авторы считают обучение в группе

    коллег. При андрагогическом подходе к обучению взрослых возможны, по мысли

    авторов, различные методы обучения: экспозиционные, когда содержание

    обучения организуется и представляется (экспонируется) обучающемуся

    посторонним источником (преподавателем, лектором, учебником, фильмом и

    т.п); управленческие методы, когда лидеры (ведущие дискуссий, руководители

    игр, авторы учебных программ) организуют и направляют учебный процесс таким

    образом, чтобы обучающиеся достигли заранее определенных целей; поисковые

    методы, когда содержание обучения не определено целиком и полностью

    заранее, поскольку учебный процесс включает в себя и постановку проблем, и

    поиск их решений. В этом случае обучающиеся отбирают и организуют

    информацию, содержание обучения и необходимый опыт с целью изучить проблемы

    и найти их решение. Как результат поиска возникают новые вопросы и

    проблемы. Главной целью данного метода обучения является вовлечение

    обучающихся в мыслительную деятельность. В этом случае восприятие

    содержания обучения, или информации, происходит попутно, в процессе:

    «мышление – изучение проблемы – решение проблемы». Последние методы

    наиболее адекватны задачам андрагогической модели обучения.

    Сравнивая андрагогическую и педагогическую модели обучения, с учетом

    рассмотренных выше моделей Ноулза и ученых ноттингемской группы и развивая

    их положения на основе изучения практики организации обучения взрослых,

    можно сформулировать следующие основные положения.

    В педагогической модели обучающийся полностью зависит от

    преподавателя, который и определяет, что и как должно быть изучено и как

    это изучено (то есть, цели, содержание и результаты обучения). Ощущая себя

    зависимым, несамостоятельным, подчиненным, обучаемый в педагогической

    модели принципиально не может быть активным участником процесса обучения.

    Его роль и деятельность пассивны, направлены на восприятие (рецептивная

    деятельность). Отсюда и основными методами являются передаточные,

    трансляционные.

    С точки зрения андрагогики взрослые обучающиеся (впрочем, как и

    старшие подростки в определенных ситуациях), испытывающие глубокую

    потребность в самостоятельности, в самоуправлении (хотя в определенных

    ситуациях они и могут быть временно зависимы от кого-либо), должны играть

    ведущую, определяющую роль в процессе своего обучения, конкретно, в

    определении всех параметров этого процесса.

    Задача преподавателя сводится в конечном итоге к тому, чтобы поощрять

    и поддерживать развитие взрослого от полной зависимости к возрастающему

    самоуправлению, оказывать помощь обучающемуся в определении параметров

    обучения и поиске информации. Основной характеристикой процесса обучения

    становится процесс самостоятельного определения обучающимся параметров

    обучения и поиска знаний, умений, навыков и качеств (ЗУНКи).

    Значение опыта обучающегося в педагогической модели весьма

    незначительно. Он может быть использован лишь в качестве отправной точки

    обучения. Основное же значение имеет опыт преподавателя либо автора

    учебника. Поэтому основным видом учебной деятельности является деятельность

    по образцам, представляемым обучающим. Соответственно, основнымы видами

    технологии обучения являются передаточные: лекции, рекомендованное чтение,

    телевизионные передачи.

    С точки зрения андрагогической модели обучения человек по мере своего

    роста и развития аккумулирует значительный опыт, который может быть

    использован в качестве источника обучения как самого обучающегося, так и

    других людей. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи

    обучающемуся в выявлении наличного опыта обучающегося. Соответственно,

    основными при этом становятся те формы занятий, которые используют опыт

    обучающихся: лабораторные эксперименты, дискуссии, решение конкретных

    задач, различные виды игровой деятельности и т.п.

    В рамках педагогической модели готовность обучающегося к учению

    определяется в основном внешними причинами: принуждением, давлением

    общества на человека, угрозой его жизненной неудачи в случае отказа от

    обучения и т.д. Обучающиеся согласны и вынуждены учить одни и те же

    предметы, поэтому их обучение можно построить по единому стандарту,

    предусматривающему единообразное постепенное изучение отдельных, не

    связанных друг с другом дисциплин. Главной задачей обучающего в этом случае

    становится создание искусственной мотивации, а также деятельность по

    определению целей обучения, заинтересовывающих обучаемых.

    В андрагогической модели готовность обучающихся учиться определяется

    их потребностью в изучении чего-либо для решения их конкретных жизненных

    проблем. Поэтому сам обучающийся играет ведущую роль в формировании

    мотивации и определении целей обучения. В этом случае задача обучающего

    состоит в том, чтобы создать обучающемуся благоприятные условия для

    обучения, снабдить его необходимыми методами и критериями, которые помогли

    бы ему выяснить свои потребности в обучении. Учебные программы в этом

    случае должны быть построены на основе их возможного применения в жизни, а

    их последовательность и время изучения должны определяться не только

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.