МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Общение и обучение

    предполагает восприятие общающихся друг друга.

    Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны:

    - коммуникативную (передача информации);

    - интерактивную (взаимодействие);

    - перцептивную (взаимопринятие).

    Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как

    способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в

    нее людей.

    I.2.3. Взаимосвязь общения и обучения.

    За последние десятилетия проблема общения на междисциплинарном уровне

    интенсивно изучается, в ней вскрываются все новые аспекты ее влияния на

    формирование личности, жизнь и деятельность различных коллективов, на

    продуктивность их деятельности, человеческие взаимоотношения.

    Для процессов обучения и воспитания в школе общение имеет

    познавательную ценность: позволяет всматриваться в другого человека и при

    помощи этого оценивать собственные мотивы, стремления, человеческие

    качества. Иными словами, общение побуждает и к самопознанию.

    В условиях учебной деятельности следует различать общение учителя с

    учащимися, в котором проявляется стиль деятельности учителя, отношение

    учащихся к учителю и общение между участниками учебной деятельности, в

    значительной мере определяющее тонус учебной работы, интерес к совместной

    деятельности, коллективные устремления. Данные специальных исследований и

    опыт учителей доказывают, что общение в учебно-воспитательном процессе,

    предваряющее деятельность, сопутствующее ей и следующее за деятельностью,

    сопутствующее ей и следующее за деятельностью, является источником сложных

    взаимоотношений школьников и источником их самопознания и саморегуляции.

    Исследования А.В.Мудрика показало действенное влияние на формирование

    коллектива и личности школьника, на его самопознание, самосознание,

    самооценку, моральные установки, стиль жизни. Можно утверждать, что общение

    представляет собой очень важный вид деятельности, ставящий цели и влияющий

    на изменение окружающей среды. Участник общения выступает в двойной,

    субъектно-объектной позиции: он одновременно и воздействует на другого

    человека, и воспринимает в своем сознании его идеи, суждения, чувства,

    вырабатывая одновременно и свое к ним отношение.

    Эмпирические наблюдения и специальные исследования показывают, что по

    характеру общения на уроке, по отклику на требования и деятельность учителя

    можно судить и о характере отношения школьников к учению, и о позиции

    учащихся в учебно-познавательной деятельности.

    Глава 3. Обучение – особый случай общения.

    I.3.1. Общение учителя с учащимися или

    основы педагогического общения.

    Эффективность труда педагога неразрывно связана с искусством общения.

    В основе педагогического общения лежат такие умения, как умение оценить

    ситуацию, установить контакт с классом, правильно понять ученика и т.д. Все

    это является составной частью профессионального мастерства и обеспечивает

    успех педагогической деятельности.

    Профессиональное общение – это профессиональное общение учителя с

    учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание

    условий для всестороннего развития личности, позволяет управлять социально-

    психологическими процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный

    психологический климат.

    Педагогическое общение необходимо рассматривать в двух аспектах:

    - как коммуникативную деятельность педагога, направленную на организацию

    своих отношений с учащимися;

    - как управление общением детей в школьном коллективе.

    В профессиональном общении педагога различают три стиля:

    - демократический – члены коллектива участвуют в обсуждении задач стоящих

    перед коллективом, решения принимаются совместно;

    - авторитарный – в отношениях руководителя с подчиненными преобладает

    строгость, жесткие методы руководства, подчиненные выступают лишь в роли

    исполнителей, не участвующих в принятии решений;

    - либеральный – руководитель ограничивается убеждением, уговариванием, при

    этом отсутствует единая линия и должная требовательность. Каждый в

    работе предоставлен сам себе.

    Исследования показывают, что наиболее оптимальным оказывается

    демократический стиль, при котором повышается творческая активность,

    инициативность членов коллектива и их ответственность за принятые решения.

    Педагогическое общение определяется многими факторами. Среди них

    важнейшими являются:

    - индивидуальный стиль общения педагога;

    - установка преподавателя на отдельных учеников;

    - учет личностных особенностей учащихся;

    - уровень развития коллектива;

    - наличие умений профессионального общения.

    I.3.2. Общение в обучении.

    В настоящий момент говорят об интерактивном обучении – обучении,

    погруженном в процесс общения. Как мы уже упоминали ранее, чтобы процесс

    обучения был эффективным в нем должны присутствовать все три стороны

    общения:

    - информативная ( передача и сохранение информации )

    - интерактивная (организация взаимодействия в совместной деятельности)

    - перцептивная ( восприятие и понимание человека человеком ).

    На деле же образовательная ситуация сильно деформирована: школьник

    ориентирован только на получение, сохранение и выдачу информации.

    Технология традиционного обучения практически не формирует навыков

    совместной деятельности ( взаимодействия ). Учебная деятельность построена

    на связи '' Учитель – Ученик '' : это касается и индивидуальной и

    фронтальной работы. К тому же и содержание изучаемого материала, особенно

    физики, математики и др. точных наук, не способствует развитию

    эмоциональной сферы, не содержит основы для сопереживания.

    Можем ли мы изменить эту ситуацию? Да! Интерактивное обучение в

    настоящее время может осуществляться по двум направлениям:

    а) введение специальных учебных курсов '' Культура общения '', '' Риторика

    '', '' Мы живем среди людей '' и т.д.

    б) максимальное использование учебных ситуаций, создании ''поля общения''

    для учащихся.

    Первый вариант обычно ложится на плечи одного учителя и как показывает

    практика не приносит ощутимых результатов в общем культурном фоне школы.

    Второй путь предполагает ежедневную работу всего педагогического

    коллектива, включая и членов школьной администрации. Но эта работа приносит

    гораздо больше результатов, т.к. у учащихся вырабатывается активная позиция

    по отношению к обучению.

    Какие же методы и приемы организации учебного диалога используются в

    интерактивном обучении.

    Приемы интерактивного обучения

    Невербальные

    Вербальные

    - визуальные -

    умение задавать открытые вопросы

    - акустические -

    определение учителем собственной

    позиции

    - тактильные -

    готовность учителя к анализу и

    самоанализу занятия

    - ведение заметок, способствующих

    отслеживать течение занятия, его

    кульминацию, результативность

    Их можно подразделить на вербальные и невербальные. К невербальным

    относят:

    1) Визуальные : выражение лица ( заинтересованное, равнодушное и т.д.),

    позы и движения (располагающие к общению, угрожающие и пр. ), контакт

    глаз ( взгляд на собеседника, избегание прямого взгляда и т.п.);

    2) Акустические: интонация ( громкость, тембр, темп речи, высота звука),

    речевые паузы;

    3) Тактильные: расстояние ( далекое – близкое, т.е. способствующее или

    препятствующее контакту ), прикосновения ( одобряющие -агрессивные ) и

    пр.

    Среди вербальных приемов интерактивного обучения выделяют:

    1) Умение задавать вопросы с '' открытым концом '' ( т.е. такие, которые

    заранее ориентированы не на единый – '' правильный '' – ответ, а на

    высказывание различных точек зрения по проблеме );

    2) Определение учителем собственной позиции не как определяющей во

    взаимодействии, но как нейтральной, что дает возможность учащимся во

    время занятия высказывать и ''правильные'' и ''неправильные'' точки

    зрения без боязни, что их одернут, остановят и т.д.;

    3) Готовность к анализу и самоанализу занятия, помогающих пониманию, что,

    как и почему происходило на занятии; где взаимодействие ''зависало'', с

    чем это было связано, как этого избежать в дальнейшем и т.д.;

    4) Ведение заметок, способствующих отслеживанию течения занятия, его

    кульминации, результативности…

    Все это необходимо учитывать. Обычно учитель в классе вынужден

    стоять, таким образом, возвышаясь над учащимися, которые воспринимают эту

    ситуацию по-разному: одни – спокойно, другие – как угрожающую. Часто можно

    увидеть как ученик, к которому учитель наклонился помочь, замыкается,

    отмалчивается, в итоге взаимодействие не состоялось. А могло бы быть иначе,

    если бы учитель начал общение с учащимся, зрительно находясь с ним на одном

    уровне ( присел к нему за парту ).

    Далее, классная аудитория достаточно большая, поэтому учитель

    повышает голос, чтобы его услышали все ученики. Но если у ребенка ведущим

    является аудиальный канал восприятия, то содержание материала он понимает

    значительно хуже. Психологи отмечают, что низкая тональность, спокойные

    интонации оказываются более действенными, в то время как напряженный,

    резкий голос вызывает отчуждение. На неприятную жизненную ситуацию можно

    повлиять: в той или иной мере уйти от конфликта, ответить насмешкой и т.д.

    Но для школьника ситуация обучения является обязательной: он вынужден

    вступать в совместную деятельность (с педагогом, другими учащимися) вне

    зависимости от того, нравится ему это или нет. К тому же, если учитель не

    удовлетворен результатами учебного взаимодействия, он может высказать свое

    мнение (отметка, оценка, устное порицание и т.д.). Учащийся же в силу

    детерминированности ситуации оказывается только в ''страдательной'' роли.

    Вот поэтому успех учебного взаимодействия зависит именно от педагога, от

    его умения создать условия для интерактивного процесса получения и освоения

    знаний.

    Часть II. Методы интерактивного обучения.

    А теперь давайте рассмотрим, какие же методы относятся к интерактивному

    обучению, способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и

    переработки знаний.

    МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

    Работа в группах Игрово0е моделирование

    ''Дебаты''

    Учебная дискуссия

    ''Круглый стол''

    ''Сократические

    диалоги'' ''

    Мозговой штурм''

    К ним относятся работа в группах, учебная дискуссия, учебный диалог,

    игровое моделирование, ''круглый стол'', ''заседание экспертной группы'',

    ''дебаты'', ''судебное заседание'', ''сократические диалоги'', ''мозговой

    штурм''…

    Мы рассмотрим лишь некоторые из них.

    Работа в группах или так называемый '' Междусобойчик ''.

    Класс разбивается на микрогруппы по 4 человека. Каждая группа находит свое

    особое место в аудитории.

    1 этап. Индивидуальная работа. Педагог предлагает задание ( достаточно

    большое по объему ): изучить и составить конспект 3-4 параграфов учебника;

    продумать вопросы к дискуссии по актуальной теме и т.д. На подготовку и

    выполнение данного задания дается 15-20 минут. Важно, чтобы к концу

    контрольного времени каждый член группы имел свой вариант выполненного

    задания.

    2 этап. Работа в парах. Предположим, что каждый член группы имеет условное

    обозначение: четыре человека – четыре буквенных знака: А,Б,В,Г. На втором

    этапе каждый участник выбирает себе партнера: напр., А-Г, В-Б. Задание по

    содержанию остается прежним. Но цель данного этапа заключается в нахождении

    общего решения между групповыми парами. Важно, чтобы найденное решение

    выражало общее мнение двух участников. Время –10 мин.

    3 этап. Продолжение работы в парах. В четверках снова меняются пары.

    Содержание прежнее. Представители предыдущих пар сообщают новым партнерам

    свой путь решения и вновь ищут возможность обновления проблемы. Время – 10

    мин. Таким образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать

    чужое мнение, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать

    найденное решение.

    4 этап. Принятие группового решения. Каждая четверка собирается вместе.

    Поскольку все члены уже осведомлены о возможных способах решения, цель

    данного этапа заключается в выработке общих положений, при этом большое

    внимание уделяется не только содержательной части, но и форме ее исполнения

    ( группы могут предложить решение в виде конспекта, рисунка, схемы,

    стихов…). Время на поиск – 10 мин.

    Эта форма работы помимо активного усвоения информации позволяет выработать

    навыки совместной деятельности. Особенно она помогает застенчивым детям,

    благотворно влияет на самооценку школьников. Но как и у всякого метода и у

    него есть свои недостатки. И один из них это замыкание на одной микрогруппе

    поэтому когда ''Междусобойчики'' будут освоены, можно переходить к

    следующей форме взаимодействия – ''Мозаика''. Смысл этой методики

    заключается в поиске совместного решения не столько для одной микрогруппы,

    сколько для выработки общего мнения целого коллектива. Содержание

    (проблема, тема и т.д.) аналогично в предыдущей методике. Однако суть

    заключается в поиске решения проблемы не внутри, но за пределами

    микрогруппы.

    1 этап. Внутри круга. Название говорит само за себя: прежде всего

    проблема решается внутри микрогруппы из 4 человек. Каждый участник к концу

    обсуждения (время – 15-20 минут) должен иметь общий для данной группы план

    решений.

    2 этап. В людях. Вновь название подсказывает дальнейшие действия.

    Первоначальные группы временно распадаются, но появляются новые,

    сформированные по принципу ''буквенного единства'': А-А-А-А и т.д. Каждый

    из участников новой группы привносит свой путь решения проблемы и

    знакомится с вариантами других групп. Выбирается общее или лучшее решение.

    3 этап. Поиск нового решения. Восстанавливаются и объединяются

    первоначальные группы. Но участники приходят с обогащенным видением

    проблемы и пониманием многозначности ее решений. В таком совместном поиске

    находится более объективное решение по сравнению с работой одной

    изолированной группы. Время 15-20 минут.

    При таком взаимодействии решение каждой отдельной группы оказывается

    приближенным к единому решению всего коллектива.

    И еще одна форма работы о которой хотелось бы сегодня поговорить, это

    ''Дебаты''. Класс делится на три подгруппы. Выбирается тема для обсуждения,

    например ''Агрессия: это хорошо или плохо''. Первая группа будет

    доказывать, что ''Силой можно добиться всего'', вторая группа – ''Силой

    ничего не добьешься'', а третья – выступает в роли экспертов (в роли

    эксперта так же может выступать и сам учитель), пока первая и вторая группа

    готовятся эксперты вырабатывают систему оценок. В течение 15-20 минут

    игроки первой и второй групп обсуждают проблему. Затем в каждой группе

    выбираются три спикера и таймбрейкер. Первый спикер излагает аргументы

    своей команды, второй спикер (второй спикер должен быть наиболее умным и

    умеющим быстро мыслить) противоположной команды выкладывает свои

    контраргументы, затем выступает первый спикер второй команды и второй

    спикер первой. В третьи спикеры выбираются учащиеся наиболее эмоциональные,

    артистичные, которые при помощи своего обаяния пытаются привлечь на свою

    сторону экспертов, т.е. они должны так изложить свою позицию, чтобы

    ''поразить'' экспертов и заставить их дать дополнительное очко.

    Первому и второму спикеру для выступления дается 1,5 минуты, а третьим

    спикерам по 3 минуты. За временем следят таймбрейкеры.

    На первых порах учитель должен подходить к каждой команде и помогать в

    выработке аргументов.

    Подобные занятия, позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, а

    не просто быть наблюдателями. Они создают потенциально более высокую

    возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в

    реальную, позволяют ''сжимать'' время, и являются психологически

    привлекательными для учащихся.

    Заключение.

    Взаимодействия сопровождают человека всю жизнь. Но одни взаимодействия

    происходят словно бы сами собой, без осмысления и участия человека, а

    другие как бы лежат на поверхности, и поэтому осознаются личностью. Но даже

    при осознании тех сложных взаимосвязей, что происходят вокруг, одни

    взаимодействия для человека являются управляемыми, т.е. такими, в которых

    он может стать полноправным и активным участником, а другие –

    неуправляемыми, в которых изначально ему как объекту отведена пассивная

    роль зрителя. Но и активную позицию в человеческих взаимодействиях нельзя

    безоговорочно назвать только благом. Как реализуется эта активность – за

    счет внутренних резервов человека или за счет подавления окружающих людей?

    Есть ситуации, когда пассивная роль приносит больше пользы, чем активность,

    переходящая в агрессию…

    На сегодняшний день общепризнанно, что педагогическая наука переживает

    переходный этап, связанный с обновлением как содержания, так и форм

    образовательного процесса. Известный психолог А.Г. Асмолов назвал этот этап

    «непройденным путем: от культуры полезности – к культуре достоинства».

    Следовательно, человек культурный – это личность не только образованная, но

    и достойная уважения со стороны окружающих и самоуважение. Поэтому проблема

    осознания собственной взаимосвязи себя с другими, умение строить

    взаимоотношение и взаимодействие с миром, людьми и самим собой – одна из

    важнейших задач современности.

    Чем раньше начат процесс формирования готовности к сотрудничеству, тем

    скорее происходит осознание личностью своих возможностей, роли, посильной

    помощи в ситуациях взаимодействия. Поэтому человека практически с рождения

    можно и нужно ориентировать на осознание и установление гуманных

    взаимодействий с окружающим миром и людьми. С этой точки зрения значение

    интерактивного обучения трудно переоценить.

    Литература

    1. Баранов С.П., Болотина Л.Р. и др. Педагогика, М.: Просв., 1981 г.

    2. Бодалев А.А. Личность и общение, М.: Педагогика, 1983 г.

    3. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо, М.:

    Просв., 1984 г.

    4. Грехнев В.С. Культура педагогического общения, М.: Просв., 1990

    5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, М.:

    Просвещение, 1987 г.

    6. Ильин Е.Н. Искусство общения, М.: Педагогика, 1982 г.

    7. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины, М: Генезис,

    1997 г.

    8. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного

    взаимодействия с подростками, М: Генезис, 1997

    9. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение, М.:

    «КСП», 1997 г.

    10. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников, М.: Педагогика,

    1984 г.

    11. Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г.М.

    Андреевой, Я. Яноушека, М.: МГУ, 1987 г.

    12. Пути повышения эффективности обучения / сост. Г.А. Победоносцев, М.:

    Просв., 1973 г.

    13. Подласый И.П. Педагогика, М.: Просв., 1996 г.

    14. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика

    обучения: пер. с англ., М.: Педагогика, 1984 г.

    15. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных

    интересов учащихся, М.: Педагогика, 1988 г.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.