Общение и обучение
предполагает восприятие общающихся друг друга.
Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны:
- коммуникативную (передача информации);
- интерактивную (взаимодействие);
- перцептивную (взаимопринятие).
Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как
способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в
нее людей.
I.2.3. Взаимосвязь общения и обучения.
За последние десятилетия проблема общения на междисциплинарном уровне
интенсивно изучается, в ней вскрываются все новые аспекты ее влияния на
формирование личности, жизнь и деятельность различных коллективов, на
продуктивность их деятельности, человеческие взаимоотношения.
Для процессов обучения и воспитания в школе общение имеет
познавательную ценность: позволяет всматриваться в другого человека и при
помощи этого оценивать собственные мотивы, стремления, человеческие
качества. Иными словами, общение побуждает и к самопознанию.
В условиях учебной деятельности следует различать общение учителя с
учащимися, в котором проявляется стиль деятельности учителя, отношение
учащихся к учителю и общение между участниками учебной деятельности, в
значительной мере определяющее тонус учебной работы, интерес к совместной
деятельности, коллективные устремления. Данные специальных исследований и
опыт учителей доказывают, что общение в учебно-воспитательном процессе,
предваряющее деятельность, сопутствующее ей и следующее за деятельностью,
сопутствующее ей и следующее за деятельностью, является источником сложных
взаимоотношений школьников и источником их самопознания и саморегуляции.
Исследования А.В.Мудрика показало действенное влияние на формирование
коллектива и личности школьника, на его самопознание, самосознание,
самооценку, моральные установки, стиль жизни. Можно утверждать, что общение
представляет собой очень важный вид деятельности, ставящий цели и влияющий
на изменение окружающей среды. Участник общения выступает в двойной,
субъектно-объектной позиции: он одновременно и воздействует на другого
человека, и воспринимает в своем сознании его идеи, суждения, чувства,
вырабатывая одновременно и свое к ним отношение.
Эмпирические наблюдения и специальные исследования показывают, что по
характеру общения на уроке, по отклику на требования и деятельность учителя
можно судить и о характере отношения школьников к учению, и о позиции
учащихся в учебно-познавательной деятельности.
Глава 3. Обучение – особый случай общения.
I.3.1. Общение учителя с учащимися или
основы педагогического общения.
Эффективность труда педагога неразрывно связана с искусством общения.
В основе педагогического общения лежат такие умения, как умение оценить
ситуацию, установить контакт с классом, правильно понять ученика и т.д. Все
это является составной частью профессионального мастерства и обеспечивает
успех педагогической деятельности.
Профессиональное общение – это профессиональное общение учителя с
учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание
условий для всестороннего развития личности, позволяет управлять социально-
психологическими процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный
психологический климат.
Педагогическое общение необходимо рассматривать в двух аспектах:
- как коммуникативную деятельность педагога, направленную на организацию
своих отношений с учащимися;
- как управление общением детей в школьном коллективе.
В профессиональном общении педагога различают три стиля:
- демократический – члены коллектива участвуют в обсуждении задач стоящих
перед коллективом, решения принимаются совместно;
- авторитарный – в отношениях руководителя с подчиненными преобладает
строгость, жесткие методы руководства, подчиненные выступают лишь в роли
исполнителей, не участвующих в принятии решений;
- либеральный – руководитель ограничивается убеждением, уговариванием, при
этом отсутствует единая линия и должная требовательность. Каждый в
работе предоставлен сам себе.
Исследования показывают, что наиболее оптимальным оказывается
демократический стиль, при котором повышается творческая активность,
инициативность членов коллектива и их ответственность за принятые решения.
Педагогическое общение определяется многими факторами. Среди них
важнейшими являются:
- индивидуальный стиль общения педагога;
- установка преподавателя на отдельных учеников;
- учет личностных особенностей учащихся;
- уровень развития коллектива;
- наличие умений профессионального общения.
I.3.2. Общение в обучении.
В настоящий момент говорят об интерактивном обучении – обучении,
погруженном в процесс общения. Как мы уже упоминали ранее, чтобы процесс
обучения был эффективным в нем должны присутствовать все три стороны
общения:
- информативная ( передача и сохранение информации )
- интерактивная (организация взаимодействия в совместной деятельности)
- перцептивная ( восприятие и понимание человека человеком ).
На деле же образовательная ситуация сильно деформирована: школьник
ориентирован только на получение, сохранение и выдачу информации.
Технология традиционного обучения практически не формирует навыков
совместной деятельности ( взаимодействия ). Учебная деятельность построена
на связи '' Учитель – Ученик '' : это касается и индивидуальной и
фронтальной работы. К тому же и содержание изучаемого материала, особенно
физики, математики и др. точных наук, не способствует развитию
эмоциональной сферы, не содержит основы для сопереживания.
Можем ли мы изменить эту ситуацию? Да! Интерактивное обучение в
настоящее время может осуществляться по двум направлениям:
а) введение специальных учебных курсов '' Культура общения '', '' Риторика
'', '' Мы живем среди людей '' и т.д.
б) максимальное использование учебных ситуаций, создании ''поля общения''
для учащихся.
Первый вариант обычно ложится на плечи одного учителя и как показывает
практика не приносит ощутимых результатов в общем культурном фоне школы.
Второй путь предполагает ежедневную работу всего педагогического
коллектива, включая и членов школьной администрации. Но эта работа приносит
гораздо больше результатов, т.к. у учащихся вырабатывается активная позиция
по отношению к обучению.
Какие же методы и приемы организации учебного диалога используются в
интерактивном обучении.
Приемы интерактивного обучения
Невербальные
Вербальные
- визуальные -
умение задавать открытые вопросы
- акустические -
определение учителем собственной
позиции
- тактильные -
готовность учителя к анализу и
самоанализу занятия
- ведение заметок, способствующих
отслеживать течение занятия, его
кульминацию, результативность
Их можно подразделить на вербальные и невербальные. К невербальным
относят:
1) Визуальные : выражение лица ( заинтересованное, равнодушное и т.д.),
позы и движения (располагающие к общению, угрожающие и пр. ), контакт
глаз ( взгляд на собеседника, избегание прямого взгляда и т.п.);
2) Акустические: интонация ( громкость, тембр, темп речи, высота звука),
речевые паузы;
3) Тактильные: расстояние ( далекое – близкое, т.е. способствующее или
препятствующее контакту ), прикосновения ( одобряющие -агрессивные ) и
пр.
Среди вербальных приемов интерактивного обучения выделяют:
1) Умение задавать вопросы с '' открытым концом '' ( т.е. такие, которые
заранее ориентированы не на единый – '' правильный '' – ответ, а на
высказывание различных точек зрения по проблеме );
2) Определение учителем собственной позиции не как определяющей во
взаимодействии, но как нейтральной, что дает возможность учащимся во
время занятия высказывать и ''правильные'' и ''неправильные'' точки
зрения без боязни, что их одернут, остановят и т.д.;
3) Готовность к анализу и самоанализу занятия, помогающих пониманию, что,
как и почему происходило на занятии; где взаимодействие ''зависало'', с
чем это было связано, как этого избежать в дальнейшем и т.д.;
4) Ведение заметок, способствующих отслеживанию течения занятия, его
кульминации, результативности…
Все это необходимо учитывать. Обычно учитель в классе вынужден
стоять, таким образом, возвышаясь над учащимися, которые воспринимают эту
ситуацию по-разному: одни – спокойно, другие – как угрожающую. Часто можно
увидеть как ученик, к которому учитель наклонился помочь, замыкается,
отмалчивается, в итоге взаимодействие не состоялось. А могло бы быть иначе,
если бы учитель начал общение с учащимся, зрительно находясь с ним на одном
уровне ( присел к нему за парту ).
Далее, классная аудитория достаточно большая, поэтому учитель
повышает голос, чтобы его услышали все ученики. Но если у ребенка ведущим
является аудиальный канал восприятия, то содержание материала он понимает
значительно хуже. Психологи отмечают, что низкая тональность, спокойные
интонации оказываются более действенными, в то время как напряженный,
резкий голос вызывает отчуждение. На неприятную жизненную ситуацию можно
повлиять: в той или иной мере уйти от конфликта, ответить насмешкой и т.д.
Но для школьника ситуация обучения является обязательной: он вынужден
вступать в совместную деятельность (с педагогом, другими учащимися) вне
зависимости от того, нравится ему это или нет. К тому же, если учитель не
удовлетворен результатами учебного взаимодействия, он может высказать свое
мнение (отметка, оценка, устное порицание и т.д.). Учащийся же в силу
детерминированности ситуации оказывается только в ''страдательной'' роли.
Вот поэтому успех учебного взаимодействия зависит именно от педагога, от
его умения создать условия для интерактивного процесса получения и освоения
знаний.
Часть II. Методы интерактивного обучения.
А теперь давайте рассмотрим, какие же методы относятся к интерактивному
обучению, способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и
переработки знаний.
МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Работа в группах Игрово0е моделирование
''Дебаты''
Учебная дискуссия
''Круглый стол''
''Сократические
диалоги'' ''
Мозговой штурм''
К ним относятся работа в группах, учебная дискуссия, учебный диалог,
игровое моделирование, ''круглый стол'', ''заседание экспертной группы'',
''дебаты'', ''судебное заседание'', ''сократические диалоги'', ''мозговой
штурм''…
Мы рассмотрим лишь некоторые из них.
Работа в группах или так называемый '' Междусобойчик ''.
Класс разбивается на микрогруппы по 4 человека. Каждая группа находит свое
особое место в аудитории.
1 этап. Индивидуальная работа. Педагог предлагает задание ( достаточно
большое по объему ): изучить и составить конспект 3-4 параграфов учебника;
продумать вопросы к дискуссии по актуальной теме и т.д. На подготовку и
выполнение данного задания дается 15-20 минут. Важно, чтобы к концу
контрольного времени каждый член группы имел свой вариант выполненного
задания.
2 этап. Работа в парах. Предположим, что каждый член группы имеет условное
обозначение: четыре человека – четыре буквенных знака: А,Б,В,Г. На втором
этапе каждый участник выбирает себе партнера: напр., А-Г, В-Б. Задание по
содержанию остается прежним. Но цель данного этапа заключается в нахождении
общего решения между групповыми парами. Важно, чтобы найденное решение
выражало общее мнение двух участников. Время –10 мин.
3 этап. Продолжение работы в парах. В четверках снова меняются пары.
Содержание прежнее. Представители предыдущих пар сообщают новым партнерам
свой путь решения и вновь ищут возможность обновления проблемы. Время – 10
мин. Таким образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать
чужое мнение, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать
найденное решение.
4 этап. Принятие группового решения. Каждая четверка собирается вместе.
Поскольку все члены уже осведомлены о возможных способах решения, цель
данного этапа заключается в выработке общих положений, при этом большое
внимание уделяется не только содержательной части, но и форме ее исполнения
( группы могут предложить решение в виде конспекта, рисунка, схемы,
стихов…). Время на поиск – 10 мин.
Эта форма работы помимо активного усвоения информации позволяет выработать
навыки совместной деятельности. Особенно она помогает застенчивым детям,
благотворно влияет на самооценку школьников. Но как и у всякого метода и у
него есть свои недостатки. И один из них это замыкание на одной микрогруппе
поэтому когда ''Междусобойчики'' будут освоены, можно переходить к
следующей форме взаимодействия – ''Мозаика''. Смысл этой методики
заключается в поиске совместного решения не столько для одной микрогруппы,
сколько для выработки общего мнения целого коллектива. Содержание
(проблема, тема и т.д.) аналогично в предыдущей методике. Однако суть
заключается в поиске решения проблемы не внутри, но за пределами
микрогруппы.
1 этап. Внутри круга. Название говорит само за себя: прежде всего
проблема решается внутри микрогруппы из 4 человек. Каждый участник к концу
обсуждения (время – 15-20 минут) должен иметь общий для данной группы план
решений.
2 этап. В людях. Вновь название подсказывает дальнейшие действия.
Первоначальные группы временно распадаются, но появляются новые,
сформированные по принципу ''буквенного единства'': А-А-А-А и т.д. Каждый
из участников новой группы привносит свой путь решения проблемы и
знакомится с вариантами других групп. Выбирается общее или лучшее решение.
3 этап. Поиск нового решения. Восстанавливаются и объединяются
первоначальные группы. Но участники приходят с обогащенным видением
проблемы и пониманием многозначности ее решений. В таком совместном поиске
находится более объективное решение по сравнению с работой одной
изолированной группы. Время 15-20 минут.
При таком взаимодействии решение каждой отдельной группы оказывается
приближенным к единому решению всего коллектива.
И еще одна форма работы о которой хотелось бы сегодня поговорить, это
''Дебаты''. Класс делится на три подгруппы. Выбирается тема для обсуждения,
например ''Агрессия: это хорошо или плохо''. Первая группа будет
доказывать, что ''Силой можно добиться всего'', вторая группа – ''Силой
ничего не добьешься'', а третья – выступает в роли экспертов (в роли
эксперта так же может выступать и сам учитель), пока первая и вторая группа
готовятся эксперты вырабатывают систему оценок. В течение 15-20 минут
игроки первой и второй групп обсуждают проблему. Затем в каждой группе
выбираются три спикера и таймбрейкер. Первый спикер излагает аргументы
своей команды, второй спикер (второй спикер должен быть наиболее умным и
умеющим быстро мыслить) противоположной команды выкладывает свои
контраргументы, затем выступает первый спикер второй команды и второй
спикер первой. В третьи спикеры выбираются учащиеся наиболее эмоциональные,
артистичные, которые при помощи своего обаяния пытаются привлечь на свою
сторону экспертов, т.е. они должны так изложить свою позицию, чтобы
''поразить'' экспертов и заставить их дать дополнительное очко.
Первому и второму спикеру для выступления дается 1,5 минуты, а третьим
спикерам по 3 минуты. За временем следят таймбрейкеры.
На первых порах учитель должен подходить к каждой команде и помогать в
выработке аргументов.
Подобные занятия, позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, а
не просто быть наблюдателями. Они создают потенциально более высокую
возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в
реальную, позволяют ''сжимать'' время, и являются психологически
привлекательными для учащихся.
Заключение.
Взаимодействия сопровождают человека всю жизнь. Но одни взаимодействия
происходят словно бы сами собой, без осмысления и участия человека, а
другие как бы лежат на поверхности, и поэтому осознаются личностью. Но даже
при осознании тех сложных взаимосвязей, что происходят вокруг, одни
взаимодействия для человека являются управляемыми, т.е. такими, в которых
он может стать полноправным и активным участником, а другие –
неуправляемыми, в которых изначально ему как объекту отведена пассивная
роль зрителя. Но и активную позицию в человеческих взаимодействиях нельзя
безоговорочно назвать только благом. Как реализуется эта активность – за
счет внутренних резервов человека или за счет подавления окружающих людей?
Есть ситуации, когда пассивная роль приносит больше пользы, чем активность,
переходящая в агрессию…
На сегодняшний день общепризнанно, что педагогическая наука переживает
переходный этап, связанный с обновлением как содержания, так и форм
образовательного процесса. Известный психолог А.Г. Асмолов назвал этот этап
«непройденным путем: от культуры полезности – к культуре достоинства».
Следовательно, человек культурный – это личность не только образованная, но
и достойная уважения со стороны окружающих и самоуважение. Поэтому проблема
осознания собственной взаимосвязи себя с другими, умение строить
взаимоотношение и взаимодействие с миром, людьми и самим собой – одна из
важнейших задач современности.
Чем раньше начат процесс формирования готовности к сотрудничеству, тем
скорее происходит осознание личностью своих возможностей, роли, посильной
помощи в ситуациях взаимодействия. Поэтому человека практически с рождения
можно и нужно ориентировать на осознание и установление гуманных
взаимодействий с окружающим миром и людьми. С этой точки зрения значение
интерактивного обучения трудно переоценить.
Литература
1. Баранов С.П., Болотина Л.Р. и др. Педагогика, М.: Просв., 1981 г.
2. Бодалев А.А. Личность и общение, М.: Педагогика, 1983 г.
3. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо, М.:
Просв., 1984 г.
4. Грехнев В.С. Культура педагогического общения, М.: Просв., 1990
5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, М.:
Просвещение, 1987 г.
6. Ильин Е.Н. Искусство общения, М.: Педагогика, 1982 г.
7. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины, М: Генезис,
1997 г.
8. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного
взаимодействия с подростками, М: Генезис, 1997
9. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение, М.:
«КСП», 1997 г.
10. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников, М.: Педагогика,
1984 г.
11. Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г.М.
Андреевой, Я. Яноушека, М.: МГУ, 1987 г.
12. Пути повышения эффективности обучения / сост. Г.А. Победоносцев, М.:
Просв., 1973 г.
13. Подласый И.П. Педагогика, М.: Просв., 1996 г.
14. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика
обучения: пер. с англ., М.: Педагогика, 1984 г.
15. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных
интересов учащихся, М.: Педагогика, 1988 г.
Страницы: 1, 2
|