МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Образовательная программа школы: назначение, содержание, участие учителей и учащихся в ее разработке

    реальной опоры в самой действительности. Только будучи детерминированной,

    через конкретное средство в процессе Целеполагания, цель приобретает

    законченную форму, и становиться действенным фактором в развитии

    учреждения. Поиск связи названных факторов исключительно сложен, требует

    ответственности, творческого отношения и инициативы.

    К сожалению, у большинства педагогов недостаточен опыт целеполагания,

    поскольку традиционно в нашей стране цели задавались извне системы

    образования и субъектам образовательного процесса не приходилось

    самостоятельно заниматься целеполаганием.

    При формировании цели самим субъектом важен выход за рамки сложившихся

    представлений, нешаблонный подход, обеспечивающийся творчеством субъекта.

    Государственные образовательные стандарты (федеральные и региональные

    компоненты) для образовательного учреждения являются заданными извне

    целями, они выступают в виде требований или задач, поставленных

    образовательному учреждению государством.

    Цели самого образовательного учреждения вырабатываются и определяются

    ими в результате внутреннего развития, активности его коллектива.

    Конкретная цель представляет собой идеальный образ предмета

    непосредственной деятельности. Абстрактная цель даёт общее представление о

    некотором идеале, ради достижения которого, в конечном счете,

    осуществляется процесс образования. Очевидно, что чем более высоко в

    иерархии системы образования задаётся цель, тем более абстрактна она будет.

    И наоборот, наиболее конкретные цели задаются образовательным программам

    конкретных школ и учебными планами и программами конкретных учителей.

    Таким образом, становится понятным, почему государственные стандарты

    федерального и регионального уровня всегда будут содержать некоторый

    инструмент абстрагирования целей.

    Итак, в технологии разработки образовательной программы

    общеобразовательного учреждения в условиях вариативности и дифференциации

    содержания образования цель выступает как организующее, определяющее начало

    в процессе созданий оптимальных условий для развития школьников и повышения

    качества образования.

    9. Легитимизация образовательной программы.

    Легитимизация образовательной программы – это процедура общественного

    признания, обоснования, объяснения и оправдания законности управленческих

    решений, предусмотренных в образовательной программе. Легитимизация есть не

    только продукт, но и субъект взаимоотношений различных социальных групп

    образовательного процесса. Она впитывает в специфической форме социальное

    влияние, роли, убеждения, призвана способствовать согласию субъектов

    образовательного процесса, укреплению авторитета администрации

    образовательного учреждения.

    Легитимизация образовательной программы, где интересы людей имеют

    доминирующее значение, непременно распространяется на цели и средства,

    принимаемых администрациями школ решений, на способы их осуществления.

    Таким образом, учитывается демократическая социальная необходимость править

    с согласия и одобрения народа. Причём, в процессе правления принимает

    участие не только педагогический коллектив школы, но и ученики, их

    родители.

    Современная процедура легитимизации образовательной программы школы

    представляет собой обращение администрации образовательного учреждения к

    ценностям и интересам детей, родителей, работодателей, их общностей и так

    далее, с точки зрения действительного улучшения качества образовательных

    услуг.

    10. Реализация образовательной программы

    Реализация образовательной программы рассматривается как включение

    социальных регуляторов, направленных на смену определённых школьных явлений

    или отношений. В соответствии со структурой образовательной сферы можно

    вычленить следующие типы реализации образовательной программы:

    1. Формирование и развитие социальных общностей в образовательном процессе,

    усиление или ослабление взаимосвязей в них, т.е. процессы интеграции или

    дезинтеграции;

    2. Изменение характера взаимоотношений между общностями в образовательном

    процессе;

    3. Изменение различных социальных качеств, характеристик общностей в

    образовательном процессе и охватываемых ими индивидов, рост или снижение

    образовательного и культурного уровней, общественной ответственности и

    активности.

    4. Изменения в условиях педагогического коллектива образовательного

    учреждения (улучшения, ухудшения или иные преобразования в них).

    5. Изменение социальных потребностей и интересов участников

    образовательного процесса, даже их образа жизни;

    6. Возникновение, развитие, исчезновение, преобразование социально –

    организационных структур в общеобразовательном учреждении, усиление

    степени их организованности или дезорганизации, функциональности или

    дисфункциональности;

    7. Улучшение или ухудшение социально – психологического климата в тех или

    иных социально – групповых и социально – организационных общностях

    участников образовательного процесса;

    8. Возникновение, изменение, исчезновение микросоциальных норм конкретного

    образовательного учреждения;

    9. Возникновение, развитие, усиление, ослабление, изменение, исчезновение

    микросоциальных движений конкретного образовательного учреждения;

    10. Изменение в системе отношений между общностями образовательного

    процесса и отдельными личностями, усиления или ослабления школьного

    контроля, помощи или защиты со стороны образовательного учреждения

    конкретно каждому школьнику;

    11. Изменение социального статуса участников образовательного процесса в

    школе;

    12. Изменение в общественном мнении, в оценках образовательного учреждения

    и результатов его деятельности.

    Результаты реализации образовательной программы общеобразовательного

    учреждения разделяются на прямые и побочные и совершаются в трёх возможных

    формах:

    . Объективной, т.е. форме последовательного изменения состояния

    образовательного учреждения;

    . Субъективной или деятельностной, т.е. в форме последовательных

    действий администрации образовательного учреждения;

    . Технологической, т.е. в форме соблюдения, осуществления

    определённой технологии, алгоритмизации, процедуры последовательных

    действий всеми участниками образовательного процесса в школе.

    11. Анализ реализации образовательной программы

    Факторный анализ широко используется в социальном управлении, где в

    принимаемых решениях учитываются факторы, деятельность социальных групп,

    коллективов, больших и малых общностей, личности. В качестве факторов

    выступают характер и содержательные условия труда и быта, образовательный и

    квалификационный уровень людей, их социально – демографические

    характеристики, ценностные ориентации и т.п.

    Анализ реализации образовательной программы направлен на оценку

    фактического состояния образовательного учреждения, его состояния, оценку

    конкретной ситуации, проблемной характеристики. Результатом анализа

    реализации образовательной программы является описание образовательного

    учреждения в системе показателей. Необходимое условие – наличие норм,

    нормативов, ориентиров анализируемой сферы образования, служащих основой

    социального измерения используемых показателей. Одним из таковых нормативов

    – ориентиров должны выступать государственные образовательные стандарты, их

    федеральные и национально – региональные компоненты.

    Анализ играет первостепенную роль в формировании и развитии

    образовательной программы школы. Как важный методологический инструмент,

    анализ обогащает администрацию и педагогический коллектив образовательного

    учреждения необходимыми теоретическими и эмпирическими знаниями. В рамках

    анализа необходимо на научной основе изучить общественное мнение о

    состоянии дел в школе, определить рейтинг административных лидеров и

    педагогов, оценить состояние морально – психологического климата в

    образовательном учреждении.

    Источниками информации для анализа выступают формализованные и

    полуформализованные интервью, наблюдения, игровые формы получения

    информации об образовательном учреждении.

    Структура анализа сводиться к трём элементам:

    . Оценка реального состояния образовательного учреждения или режима

    его работы. Она осуществляется на основе заранее определённого

    набора показателей, создающих поле для дальнейшего анализа;

    . Определение эталонного (нормативного) состояния школы или режима её

    работы;

    . Определение меры расхождения эталонного и реального состояния

    образовательного учреждения. На этой основе закладываются

    управленческие решения в новую образовательную программу

    образовательного учреждения.

    Для выявления эталонного состояния школы используют следующие

    подходы:

    > Нормативный – в качестве эталонного состояния образовательного

    учреждения задаётся его нормальное состояние, рассмотренное с точки

    зрения целей образовательной программы;

    > Ситуационный – в качестве эталонного состояния выступает то состояние

    образовательного учреждения, которое адекватно ситуации, в которой

    действует образовательное учреждение, реализуя образовательную

    программу;

    > Ситуационно–нормативный – в качестве эталонного состояния задаётся то

    состояние образовательного учреждения, которое отвечает целям

    деятельности системы образования в целом и соответствует реальной

    ситуации.

    В анализе выделяется ряд этапов. Первый – ознакомление с итогами и

    постановка задач, выделение характера диагностируемых ситуаций, параметров,

    выбор показателей и методик. Второй – измерение и анализ показателей.

    Построение выводов, заключение, основанное на анализе.

    Целесообразно придерживаться ряда условий, с помощью которых

    образовательная программа учреждения будет более эффективно претворяться на

    практике.

    12. Практические рекомендации по работе над созданием образовательной

    программы.

    1. Характеристика свойств:

    . актуальность цели;

    . убедительное обоснование;

    . легкость и гибкость внедрения;

    . теоретическое и методическое обеспечение;

    . профессиональная грамотность и практический опыт;

    . единство объекта и субъекта, процедур и операций.

    2. Признаки:

    . разграничение;

    . разделение;

    . расчленение процессов на поэтапность;

    . координация этапов процесса;

    . однозначность выполнения процедур;

    3. Содержательность:

    . обоснованность степени сложности;

    . наглядность элементов структуры, особенности их строения и

    закономерности функционирования;

    . каждое действие должно иметь свою систему конкретных показателей,

    изучение и диагностика их состояния, управление им.

    Для подготовки программы директор и администрация школы должны создать

    рабочую группу из наиболее компетентных и опытных преподавателей.

    Желательно пригласить в состав рабочей группы преподавателей вузов,

    ученных, с помощью которых программу можно адаптировать под требование

    вузов, предъявляемых абитуриентам. Тем самым можно сократить ту пропасть,

    которая возникла сегодня между предоставляемыми образовательными услугами

    средней школы и требованиями высшей школы.

    Наиболее оптимальным вариантом является деление рабочей группы на

    подгруппы, каждой из которых поручается определённая часть программы. Далее

    они объединяются в первоначальный проект и дорабатываются уже совместно,

    причём необходимо учитывать все замечания и предложения, высказываемые в

    процессе обсуждения.

    Обсуждение проекта программы необходимо провести на педагогическом

    совете, чтобы каждый педагог мог высказать свои соображения по ней, так как

    реализаторами программы является весь педагогический коллектив. Это может

    послужить повышению мотивации преподавателей, её будущих исполнителей.

    Откорректированную программу необходимо утвердить на расширенном

    заседании педсовета (желательно приглашение представителей родительского

    комитета, учредителей, членов ученического самоуправления и т. д.),

    получить рецензии от компетентных лиц (директоров школ, представителей

    окружного комитета образования и т. д.) и направить на рецензирование

    (заключительную экспертизу). Экспертами могут являться учёные,

    преподаватели вузов, специалисты в области образования – компетентные и

    объективные специалисты.

    Реализация возможностей даже самой идеальной образовательной программы

    будет невозможной без создания организационной структуры и механизма

    управления. Для управления реализацией программы можно, и очень часто

    используется, действующая в школе структура управления (линейно-

    функциональная). Этот вариант является недостаточно удачным, так как наряду

    с выполнением функций по обеспечению учебно-воспитательного процесса

    устанавливаются задания, связанные с реализацией программы развития. Данные

    структуры работают в стабильных условиях с отлаженными горизонтальными

    связями, когда нет проблем с их координацией, но в нестабильных условиях,

    при решении нестандартных задач вся тяжесть выполнения функций координации

    ложиться на руководителя. Более приемлемым вариантом является создание

    специальной (целевой) структуры, действующей параллельно с функционально-

    линейной, но имеющий временный характер.

    Для успешной реализации программы руководители всех уровней целевой

    структуры должны четко определить, какие результаты, и к какому сроку

    необходимо выполнить участникам реализации программы, взяв это не под

    одноразовый, а под постоянный контроль.

    Ход работы по реализации программы контролируется с помощью

    периодических заседаний ответственных исполнителей, целевых руководителей и

    рабочих групп.

    13. Заключение

    Правильно разработанная образовательная программа не является панацеей

    от всех ошибок и сбоев, которые происходят в школах, вставших на путь

    инновационного развития. В связи с тем, что мы живём и работаем в «форс-

    мажорное» время, безошибочно запланировать будущее крайне трудно, но без

    систематизации и плана действий школа уподобиться слепцу, балансирующему на

    канате над пропастью.

    Рассмотренные общие подходы к созданию технологии разработки

    образовательной программы общеобразовательного учреждения отнюдь не

    являются идеальными, это лишь субъективная точка зрения. Образовательная

    программа школы выступает как элемент социальной технологии и представляет

    собой комплекс приёмов достижения социально полезной цели – обеспечения

    эффективного взаимодействия в реализации интересов всех социальных групп

    образовательного процесса (школьники, их родители, педагогический коллектив

    и администрация образовательного учреждения, муниципальные и

    государственные органы власти). Не менее важной целью образовательной

    программы должна служить её ориентированность на требования, предъявляемые

    сегодня вузом. Базисный образовательный стандарт, а не репетитор должны

    связывать школу и институт.

    Смысл и ценность образовательной программы учреждения в том, чтобы

    выразить целенаправленность образовательного процесса в учреждении,

    определить себя как живой единый организм, целостную педагогическую

    систему, где каждый элемент, часть, сохраняя свою особенность, работает

    вместе с другими в слаженном ритме, продолжая и поддерживая друг друга.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1997.

    2. Баранников А.В. Основные направления организации образовательного

    процесса (Информация. Анализ. Предложения.) М., 19993.

    3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. 1989.

    4. Вершловский С.Г. Эффективная школа. СПб., 1995.

    5. Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного образования в

    общеобразовательных учреждениях. М., 1996.

    6. Закон Российской Федерации «Об образовании». Постановление Верховного

    Совета РФ от 10.07 1992.

    7. Карстанье П., Ушаков К. Управление в образовании. Проблемы и подходы.

    М., 1995.

    8. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы.

    М., 1993.

    9. Лебедев О.Е. и др. Петербургская школа. Теория и практика формирования

    многовариативной образовательной системы. СПб.,1998.

    10. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. СПб., 1998.

    11. Разумовский В.Г. Государственный стандарт образования супердержавы мира

    2000г. (Педагогика, 1993.-№3).

    12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М. 1998.

    Приложение №1.

    Программа

    развития средней общеобразовательной «Школы–лаборатории № 351»

    Программа утверждена заслуженным учителем РФ, канд. педагогических

    наук, директором школы-лаборатории №351 Ефремовой Н.Г. и академиков РАПН,

    доктором псих. наук, проф. Нечаевым Н.Н.

    Программа развития средней общеобразовательной "Школы - лаборатории

    №351" разработана в соответствии с Московской региональной программой

    «Столичное образование – 2», Законом «Об образовании РФ», нормативными

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.