МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методы воспитания и перевоспитания

    от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для

    высококачественного личностно – ориентированного воспитания. Ценностная

    ориентация, жизненные планы, направление личности, безусловно, связаны с

    возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных

    личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

    Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

    1. постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности

    темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих

    воспитанников.

    2. умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких

    важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы,

    установки, направленность личности, отношение к жизни, труду,

    ценностные ориентации, жизненные планы и др.

    3. постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все

    усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей

    прогрессивное развитие личности.

    4. своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать

    достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и

    устранить – оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от

    новых сложившихся условий и обстоятельств.

    5. максимально опирался на собственную активность личности

    6. сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей,

    методов, форм самовоспитания.

    7. развивал самостоятельность, инициативу, самостоятельность

    воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и

    направлял ведущую к успеху деятельность.

    Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнить о постепенном

    снижении потенциальных возможностей воспитанников при выработке ряда

    качеств из-за уменьшения с возрастом пластичности нервной системы,

    нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и

    необратимости сензитивных периодов.

    Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их

    разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться:

    не только в области своей специальности, но и в области политики,

    искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким

    примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

    Глава 2. Трудновоспитуемость и ее особенности.

    2.1. Отрицательные явления в духовном мире личности.

    Основные внешние причины.

    В педагогике и психологии господствует идея социальной

    обусловленности отрицательных явлений в психике личности, отнюдь не

    связанная с социальной природой. Наоборот, всякое проявление

    безнравственности, правонарушения и преступления есть следствие разрыва

    здоровых связей личности с обществом, искажений, отклонений в ее социальном

    развитии.

    Причины и содержание отрицательных явлений в духовном мире личности

    меняется постоянно.

    Уже в 20 – 30 годы были выделены три группы причин, определяющих

    трудновоспитуемость и отклонения в поведении: социальная испорченность,

    педагогическая запущенность и аномальные болезненные отклонения в

    психическом развитии. Этими причинами в те годы являлось массовое

    сиротство, беспризорность миллионов детей, низкий уровень духовного

    развития родителей, консерватизм учителей, ошибки в школьном и семейном

    воспитании.

    Отрицательные внешние явления, сочетаясь со слабостями и отклонениями в

    психике, создают внутренние причины трудновоспитуемости и аморальности.

    Возникает негативная установка личности к окружающему миру.

    К 60 годам изменяются показатели детских правонарушений и

    преступлений. Четко прослеживается тенденция: если в 20 – 30 годы

    отрицательные явления во внутреннем мире детей были следствием плохих

    жизненных условий, нужды и голода, то в 60-е детскую психику уродуют

    материальные излишества и нездоровый образ жизни (культ удовольствия,

    легкая, красивая жизнь).

    Произошли существенные изменения и в психологии трудновоспитуемых:

    прежде превалировали такие отрицательные качества, как жестокость,

    анархизм, воровство, недоверие к советской власти. У трудных детей 60 годов

    в первую очередь бросались в глаза эгоизм, зависть, лживость, лень, умение

    лавировать, пользоваться слабостями окружающих, чувство безнаказанности.

    Изменились и силы, участвующие в перевоспитании: в 20 – 30 годы

    перевоспитание осуществлялось в специальных учреждениях, а в 60-е –

    усилиями широких слоев населения, общественности, школы, семьи,

    производства, органов милиции и т.п. Больше стало возможностей для

    эффективного решения проблем перевоспитания.

    В настоящее время ведущие место среди внешних причин

    трудновоспитуемости занимают ошибки и недостатки в школьном и семейном

    воспитании. Поскольку семья и школа – общественные ячейки, а воспитание –

    процесс социальный, то причины трудновоспитуемости по-прежнему носят

    социальный характер.

    Социалистическая система ликвидировала коренную причину

    безнравственности, правонарушений и преступлений. Но в сознании людей, еще

    остались пережитки прошлого в виде мещанской психологии, жажды наживы,

    тунеядства и др. Алкоголизм, маскируясь под традиционное гостеприимство,

    сохраняется еще и потому, что повышается материальное благосостояние,

    увеличивается свободное время. В первую очередь от алкоголизма страдают

    люди с низким культурным уровнем, безвольные, опустившиеся. Здесь

    прослеживается важная закономерность: если благоприятные для расцвета

    личности социальные условия не сочетаются с духовным развитием людей,

    ростом их образования и культуры, то проявляются такие пережитки прошлого,

    как жадность, спекуляция, пьянство, протекционизм, мещанство.

    Очередная причина появления отрицательных явлений во внутреннем мире

    людей – недостатки в хозяйственном и культурном строительстве, в

    организации труда на производстве, в сфере обслуживания населения.

    В наше время воспитание нового человека является задачей

    государственной важности. От ее решения зависит в конечном счете темпы и

    уровень перехода к новым общественным отношениям. Между тем школа

    недостаточно полно удовлетворяет резко возросшие запросы детей, не всегда

    обеспечивает квалифицированное руководство эстетическим и техническим

    развитием детей. По данным многочисленных педагогических исследований,

    школьная жизнь не удовлетворяет многих учащихся. Это ведет к отчуждению

    части детей от школы, усложняет руководство их нравственным воспитанием.

    Значительную трудность представляет несогласованность и противоречивость

    воспитательных влияний, связанная, во-первых, с

    отсутствием единства требований педагогов, во-вторых,

    с несогласованностью действий школы и семьи. Возникает

    неустойчивая воспитательная среда, в котором хозяином положения является

    ребенок, не обладающий ни нравственной достаточной зрелостью, ни жизненным

    опытом.

    Неустойчивость воспитательных влияний и их противоречивость ведут к

    неустойчивости поведения, к непрочности сформированных положительных

    качеств, порождают безволие, легкую внушаемость и чрезмерное самомнение –

    качества, характерные для большинства трудных детей.

    Педагогической наукой установлено, что:

    1. Ни одна отдельно взятая причина не может привести к сложным

    отрицательным изменением в психике. Трудновоспитуемым, правонарушителем,

    преступникам, асоциальной личностью человек становится только под

    воздействием совокупности неблагоприятных причин. Следовательно, система

    перевоспитания должна быть направлена на то, чтобы не дать возможности

    отрицательным различным влияниям и неблагоприятным условиям соединиться,

    действовать в комплексе. В этом случае отдельные личностные недостатки

    вступают в более легкой форме и при активном участии трудовых, учебных

    коллективов, самого воспитуемого успешно устраняются.

    2. Переделка, перестройка, внутреннего мира человека – процесс

    естественный, необходимый по отношению ко всем без исключения людям. В

    его основе лежат единые процессы перестройки сознания и поведения.

    Причем важно, чтобы были определены научные основы перевоспитания как

    органической части системы воспитания.

    Внутренние предпосылки.

    Нередко бывает, что люди живут в идентичных условиях, переживают одни

    и те же события, испытывают одинаковые отрицательные воздействия. Но один

    человек выходит из жизненных испытаний закаленным, другой – духовно

    сломленным, без веры в себя и людей – деградирует. Следовательно,

    неблагоприятные условия, обстоятельства, вредные влияния одним

    воспринимаются и усваиваются, другим отвергаются. Внутренний мир личности

    ил способствует образованию отрицательных качеств, или оказывает острое

    сопротивление злу, активизирует борьбу человека с негативными явлениями.

    В науке предрасположенность к отрицательному и сопротивляемость ему

    объясняются различно. Буржуазные ученые, например, определяли

    предрасположенность к преступности по конституции тела, длине конечностей,

    овалу лица, величине головы и др. Нелепость подобных рассуждений вскоре

    выяснилась, стала очевидной всем. Но до сих пор в буржуазной науке живет

    идея наследственной обусловленности аморального поведения. В отличии от нее

    советская педагогика выделяет четыре основные группы внутренних

    предпосылок, способствующих образованию отрицательных явлений.

    Первая группа – факторы положительного развития личности, искаженные

    в результате неправильного воспитания.

    К ним относятся:

    a) Направленность личности, которая придает устойчивость жизненной

    позиции человека, помогает ему отличать нравственное от

    безнравственного, отметать всякие попытки извне разрушить духовные

    ценности личности, выражающие ее общественную сущность.

    b) Уровень общего развития личности. Исследования показывают, что

    эрудиция, развитость ума и другие показатели общего развития

    помогают воспитанникам отличить действительные нравственные

    ценности от мнимых, правильно осуществить выбор идеала, критически

    отнестись к оценке действий и поступков людей. Общее развитие

    способствует интенсивному росту сознания и самосознания, на базе

    которых формируется объективная самооценка – важный фактор борьбы

    самой личности с имеющимися недостатками.

    c) Диалектика формирования внутреннего мира личности. Сердцевиной

    является процесс развития. Диалектика всякого развития построена

    на возникновении и разрешении внутренних противоречий, борьбе

    старого и нового, положительного и отрицательного. Чтобы

    предотвратить возникновение отрицательных явлений в духовном мире

    личности, необходимо учитывать сложность и противоречивость

    воспитания отдельных качеств их взаимосвязь.

    d) Все возрастающая нетипичность личности. Это явление прогрессивное:

    общество создает предпосылки для все более полного расцвета

    индивидуальности человека, для проявления и развития дарований и

    способностей для личного и социального самоутверждения в различных

    сферах жизни и труда. Нетипичность личности ярко проявляется в

    подростковом возрасте, когда по данным многих исследований, уже

    оформляются устойчивые профессиональные интересы, завершается

    физиологическое созревание, формируются половые особенности,

    индивидуальность становится неповторимой за счет дарований и

    способностей. В целом факторы положительного развития являются

    основой воспитания сопротивляемости личности и преодоления ее

    отрицательных свойств. Но для этого учебно-воспитательный процесс

    должен соответствовать основным принципам и требованиям

    воспитания.

    Вторая группа – факторы отрицательного развития личности, возникшие в

    результате пробелов и отклонений в психическом развитии.

    Дети с отклонениями в психическом развитии обостренно реагируют только

    на отрицательное, слабо замечают и воспринимают положительное в окружающем

    мире. Вялые и апатичные, они не могут напряженно учиться и трудиться.

    Отклонение в психике при правильном лечении и воспитании могут быть

    устранены. Положительные социальные и педагогические влияния в этом случае

    играют решающую роль.

    Пробелы в психическом развитии. В следствии упущений и ошибок в

    воспитании могут возникнуть недостатки в психическом развитии, пробелы и

    искажение являющиеся внутренней предпосылкой отрицательного в духовном мире

    личности. Если психические состояния соединяются с психологическими

    ошибками, неизбежно появление грубости, неуважения к людям вообще. На этой

    основе формируется индивидуализм.

    Нередко вследствие тяжелой семейной атмосферы у ребенка возникают

    неврозы. Истеричность, вспыльчивость ведут к драчливости, скандальности,

    неуживчивости, вообще к недостаткам в развитии воли, а затем и к

    отрицательным волевым качествам.

    Третья группа – уже сформированные отрицательные качества.

    В соответствии с принципом детерминизма, внутреннее изменяется под

    влиянием внешнего, а всякое новое внешнее воздействие преломляется через

    духовный мир личности. И то того, как примет личность эти внешние влияния,

    что усвоит, а что отбросит, зависит результат внешнего воздействия. Уже

    сформированные под воздействием внешнего внутренние образования, уровень

    развития становятся важнейшими факторами дельнейшего изменения духовного

    мира личности, более того, обладают свойством саморазвития. В этом случае

    человек ищет и создает благоприятные условия, чтобы сохранить свой

    внутренний мир, удовлетворить свои потребности, применить свои силы и

    способности.

    Четвертая группа внутренних предпосылок трудновоспитуемости –

    несформированность социально ценного индивидуального опыта. Основой

    формирования положительных качеств является социально ценный жизненный

    опыт. Он создает противодействие отрицательным влияниям. Не случайно там,

    где школа много работает над созданием здорового образа жизни, включением

    детей в общественно полезные дела, где идет обогащение индивидуального

    опыта на основе традиций народа.

    В системе воспитания индивидуальный жизненный опыт должен быть соединен

    с социально ценным опытом коллектива, с традициями и обычаями народа.

    Существующая в школе система воспитательной работы не учитывает

    разнообразия развития определенной категории детей, не дает им

    возможности проявить себя, свои положительные качества. Происходит

    отставание общего и нравственного развития части подростков.

    Перед школой и общественностью стоит важная задача – организовать

    разносторонний практический опыт детей. В противном случае все словесные

    воспитательные воздействия окажутся бесполезными, неэффективными, лишенными

    реальной практической базы.

    Слабости и недостатки положительного опыта ведут к отрицательному:

    обману родителей и учителей, бесцельному время препровождению, хулиганским

    действиям, употреблению спиртных напитков и др. Асоциальный опыт

    деятельности и поведения всегда вытекает из педагогических ошибок,

    недостатков в работе школы: ученику теряет интерес к учению из-за своих

    неудач, неумения учиться, думать и поступать самостоятельно, критически

    относиться к отрицательному опыту некоторых взрослых. Асоциальный опыт

    включает в себя безнадзорное поведение, неподчинение, своеволие, бесцельное

    времяпрепровождение, устойчивую конфликтность с окружающими, нездоровый

    образ жизни.

    В основе асоциального опыта лежит нездоровый образ жизни. Не случайно

    правонарушения в 9 случаях из 10 совершаются подростками тогда, когда они

    не учатся, не заняты общественно полезным трудом. 80% правонарушителей,

    впервые совершивших преступление, находились в нетрезвом состоянии.

    Следовательно, асоциальный жизненный опыт личности является основным

    источником аморальных поступков и действий. Именно при наличии подобного

    опыта в духовном лице личности обретает тенденцию к саморазвитию, к

    дальнейшей духовной деформации. Все предыдущие группы внутренних

    предпосылок образования отрицательных явлений в духовном мире личности, как

    и внешние причины, не действуют изолированно друг от друга. Взаимодействие

    неблагоприятных внутренних факторов осуществляется на почве асоциального

    опыта, Этот опыт есть и следствие других отрицательных явлений в духовном

    мире, и в условиях их дальнейшего усугубления. Первичные же отрицательные

    явления возникают из неудач в деятельности и отношениях вследствие

    неподготовленности, недостаточности развития положительных качеств

    личности.

    2.2. Кто же они – трудные дети?

    До недавнего времени очень модным было утверждение: нет плохих

    школьников, есть плохие учителя, а поскольку это так, то нет и трудных

    детей, их придумали горе- педагоги для того, чтобы как-то объяснить свое

    неумение воспитывать.

    Трудный ребенок – это маленький человек, у которого в силу самых

    разнообразных причин видно ненормальности, какие-то отклонения в умственном

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.