МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Комплексный подход к воспитанию и обучению глухих детей

    язык способствует преодолению последствий глухоты, развитию социальных и

    биологических параметров личности глухого, максимально полной интеграции и

    адаптации его в среде слышащих в качестве равноправного труженика общества.

    Таким образом, при комплексном подходе к личности глухого в специально

    организованном учебно-воспитательном процессе возможно достижение высших

    форм компенсации, выражающихся в создании возможности всестороннего

    развития учащихся. Оно предполагает овладение на основе языка слов знаниями

    основ наук, формирование научного мировоззрения, выработку умения применять

    знания на практике, готовность и способность к систематизированному труду,

    развитие высоких социально ценных и нравственных качеств личности.

    Комплекс третий - воспитание как вид деятельности субъекта воспитания.

    В современной общеобразовательной спецшколе-интернате для глухих детей

    осуществляется социальное воспитание учащихся. По своим целям и задачам

    воспитание глухих школьников в основном совпадает с общими принципами

    педагогики. цель социального воспитания глухих детей включает в себя

    всестороннее развитие личности на основе мобилизации компенсаторных

    возможностей, полное преодоление последствий глухонемоты для здорового

    умственного и физического развития; овладения научными и техническими

    знаниями на основе формирования языка слов как средства мышления и

    познания; изучение основ производства и привитие ребенку трудовых умений и

    навыков в избранной специальности; формирование качеств общечеловеческой

    нравственности и навыков культурного поведения в коллективе. Эта цель

    предусматривает подготовку из глухонемых детей активных участников

    общественного развития, умеющих преодолевать трудности и способных наравне

    со слышащими людьми участвовать в создании общественных и личных благ.

    Высокая цель социального воспитания глухих детей, ее достижение в

    реальном процессе воспитания предполагают высокое качество воспитания. Еще

    Л.С. Выготский горячо отстаивал необходимость социального специального

    воспитания аномальных детей, указывал на то, что специальное воспитание

    аномальных детей требует “специальной педагогической техники, особенных

    методов и приемов”, а также на то, что “только высшее научное знание этой

    техники может создать настоящего педагога в этой области”. Он подчеркивал,

    что “нельзя забывать и того, что надо воспитывать не слепого, но ребенка

    прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого, значит воспитывать слепоту

    и глухоту, и из педагогики детской дефективности превратить ее в

    дефективную педагогику”. В этих глубочайшего смысла мыслях Л.С. Выготского

    заключена квинтэссенция специально организованного воспитания глухих детей.

    Воспитатель должен быть дефектологом-сурдопедагогом с высшим

    суродопедагогическим образованием. На основании глубоких знаний общей и

    специальной педагогики и психологии он должен, ориентируясь на реальные

    возможности глухого, в соответствии с целью социального воспитания,

    спланировать работу. Суродопедагог должен действовать со знанием дела,

    применяя правильные, эффективные методы воспитательной работы. Он должен

    видеть в глухом воспитаннике прежде всего личность. Личность глухого

    воспитуемого должна стать своеобразным геометрическим местом точек

    специально организованного воспитания и обучения. Воспитатель как субъект

    воспитания в своей работе постоянно сталкивается с комплексом чувств,

    настроений, переживаний воспитанников и своих собственных. Глухота,

    естественно, вызывает чувства жалости и сострадания. Великий гуманист, Л.С.

    Выготский, высшее проявление гуманизма видел не в том, чтобы воспитатель,

    педагог проявляли снисхождения и уступки, ориентируясь в своей работе на

    дефект, а наоборот в том, чтобы они создавали в разумных пределах трудности

    для глухих детей в процессе их воспитания и обучения, учили преодолевать

    эти трудности, и тем самым развивали личность, ее здоровые силы. Говоря о

    специальном воспитании он подчеркивал: “Здесь нужны закаляющие и

    мужественные идеи. Наш идеал - не обкладывать больное место ватой и беречь

    его всеми мерами от ушибов, а открывать преодолению дефекта, его

    сверхкомпенсации широчайший путь. Для этого нам нужно усвоить социальную

    направленность этих процессов”.

    Идеи Л.С.Выготского о путях развития специального воспитания и

    обучения глухих детей получили дальнейшее развитие в теории и практике

    отечественной сурдопедагоики (Н.Д.Ярмаченко, Р.М. Боскис, А.И. Дьячков,

    Н.Ф. Засенко С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичева, Е.Н. Марциновская,

    И.В.Колтуненко, Л.П.Носкова, М.И. Никитина, Ж.И. Шиф и т.д.). Вопрос о

    выборе правильных путей, соответствующего содержания эффективных форм и

    методов воспитательной работы в школе глухих является одной из центральных

    проблем комплексного подхода к воспитанию.

    Комплекс четвертый - воспитание как наука. Социальное воспитание

    должно представлять собой строго научную систему. Фундаментом,

    методологической основой ее является диалектическая, научная философия.

    Общественное воспитание глухих детей является подлинно гуманистической

    системой. В нашем современном обществе впервые в истории человечества

    господствующая общегосударственная система специального воспитания ставит

    своей целью всестороннее и гармоническое развитие граждан, лишенных слуха.

    Благодаря единству объективных и субъективных факторов социальное

    воспитание действует как единая целостная комплексная система воспитания

    глухих детей. Это способствует максимально полной компенсации глухоты и

    всесторонней подготовке выпускников спецшколы глухих к полноценной

    самостоятельной жизни в обществе. Как единая комплексная система -

    социальное воспитание управляется обществом с учетом его нужд и

    потребностей, в соответствии с его заказом на необходимый ему в конкретной

    исторической обстановке тип личности.

    Межпредметные связи теории воспитания глухих детей

    Как наука общественное воспитание имеет свой предмет, свое содержание.

    Она изучает законы, принципы, категории, направления воспитания, систему

    общечеловеческих и конкретных гуманистических ценностей, ценностные

    ориентации личности. Перечисленные категории составляют особый раздел науки

    -теорию социального воспитания.

    Теория социального воспитания глухих детей опирается на диалектический

    и исторический материализм как на общую методологию. Теория воспитания

    глухих детей тесно связана с общей и специальной педагогикой и психологией,

    с медико-педагогическими основами дефектологии (общая невропатология,

    психопатология, анатомия, физиология и патология органов слуха и речи).

    Отдельные аспекты воспитания глухих детей рассматриваются в

    сурдопедагогике, в сурдопсихологии в частных спецметодиках. Однако общие

    вопросы (методология, законы, принципы, содержание и т. д.) воспитания

    составляют предмет теории воспитания. В центре предмета науки воспитания

    стоит целостная личность глухого школьника. Она (личность глухого) служит

    центральной точкой, связывающей воедино комплекс сведений о себе, о

    перечисленных выше науках. Это обстоятельство и определяет комплексность

    науки и воспитании.

    Воспитание — это не только наука, но и искусство. Если воспитание как

    наука дает нам ответы на вопросы — что? то на вопросы — как? каким образом?

    дает нам ответы методика воспитания, т. е. искусство воспитывать. Методика

    воспитания изучает разнообразие путей, форм, способов, методов,

    методических приемов, средств практического осуществления воспитательной

    работы. В раздел методики воспитания входят поиски оптимизации, повышение

    эффективности воспитания, а также планирование и управление воспитательным

    процессом. Теория и методика воспитания тесно связаны между собой, образуя

    единый комплекс — науку воспитания.

    Рассмотрением выделенных нами четырех системообразующих единств,

    связей (комплексов) комплексного подхода к специально организованному

    воспитанию глухих детей далеко не исчерпывается его сущность. В специальной

    педагогике этот вопрос еще не рассматривался, а в общей педагогике, как

    правило, до недавнего времени преобладало одностороннее содержательное

    толкование сути комплексного подхода к воспитанию в духе широко известного

    тезиса XXV съезда КПСС как обеспечения тесного единства идейно-

    политического, трудового и нравственного воспитания. Не вызывает сомнения и

    сегодня актуальность и продуктивность самого подхода к комплексности в

    воспитании как к единству отмеченных выше основных направлений социального

    воспитания. Это тем более важно сегодня, в наши дни переустройства и

    становления экономических, политических, духовных сфер общества в период

    гуманизации, демократизации, гласности общественной жизни.

    Для более полной характеристики комплексного подхода к воспитанию

    глухих школьников необходимо учитывать тот факт, что глухой ученик в

    реальном воспитательном процессе одновременно является и объектом и

    субъектом воспитания. Надо откровенно признать, что глубокое научное

    рассмотрение этого аспекта комплексного подхода к воспитанию глухих

    отсутствует. Трудность заключается в слабой научно-теоретической

    разработанности в сурдопсихологии того глубоко внутреннего сложнейшего

    психологического образования, именуемого направленностью личности. А это

    еще один комплекс, который, в конечном счете, является решающим для

    научного понимания процесса самовоспитания и самообразования личности

    глухого школьника.

    Таким образом, в представленном нами анализа сущности комплексного

    подхода к специально организованному процессу воспитания и обучения глухих

    детей представлены следующие виды единств, связей (комплексов): 1) единство

    и взаимосвязь объективных обстоятельств воспитания; 2) структура личности

    глухого школьника; 3) воспитание как вид деятельности субъекта воспитания;

    4) воспитание как наука и искусство. Рассматриваемый анализ комплексного

    подхода к воспитанию показывает исключительную важность этого пути

    повышения эффективности социального воспитания и степень его сложности как

    педагогического явления со всеми его связями и зависимостями. В комплексном

    подходе находит свое максимальное выражение совокупность организационных,

    содержательных и методических единств целостного специального процесса

    воспитания и обучения глухих школьников.

    Организационно-методические условия обеспечения комплексного

    подхода к социализации личности глухого школьника

    Воспитательная работа в школе для глухих детей требует серьезного

    переосмысления. Наряду с оказанием педагогической помощи учащимся в

    выполнении домашних задании важно наполнить содержание работы таких

    специальных школ-интернатов занятиями по интересам, создавать атмосферу

    заботливого отношения к детям, приближенную к домашним условиям. Успешное

    решение поставленных задач требует в свою очередь усовершенствования

    организационно-методической работы воспитателей.

    Изучение состояния воспитательной работы в ряде специальных

    общеобразовательных школ-интернатов для глухих детей Украины позволило

    выявить ряд недостатков в работе воспитателей, среди которых наиболее

    типичными являются следующий:

    — недостаточная осведомленность воспитателей с принципами организации

    ученического самоуправления и формирования у школьников гражданской

    зрелости;

    — слабая взаимосвязь воспитателей и учителей в деле обеспечения

    единства учебно-воспитательной работы;

    — слабое знание, а нередко и полное незнание специфических психолого-

    педагогических основ обучения и воспитания глухих детей, индивидуальных

    особенностей глухих воспитанников и учета их в учебно-воспитательной

    работе;

    — отдельные тенденции формализма в воспитательной работе: механический

    перенос опыта воспитательной работы из общеобразовательной школы в школу

    для глухих детей, увлечение массовыми воспитательными мероприятиями,

    недооценка индивидуальной работы и т. д.

    Сказанное свидетельствует о необходимости целесообразного планирования

    методической работы с целью максимального устранения отмеченных выше

    недостатков. Между тем вопросы, выносимые на обсуждение заседаний

    методических объединений воспитателей ряда спецшкол не всегда подчиняются

    конкретным задачам учебно-воспитательного процесса; в отдельных школах в

    методической работе с воспитанниками преобладает освещение теоретических

    вопросов без связи с практической жизнью общешкольного коллектива;

    недостаточное внимание уделяется проведению практических занятий, решению

    конкретных педагогических ситуаций, возникающих в работе воспитателей,

    анализу и самоанализу воспитательных мероприятий, внедрению в практику

    достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического

    опыта; не стало органической частью методической работы самообразование

    воспитателей.

    Как правило, в специальных школах-интернатах для глухих детей штат

    воспитателей довольно многочисленный. В отдельных школах-интернатах

    количество воспитателей от 40 до 60 человек

    Вполне понятно, что идти по пути создания одного методобъединения при

    столь большом количестве воспитателей, нецелесообразно. Практически всю эту

    массу педагогов объединяет лишь должность, которую они занимают

    “воспитатель”. Это воспитатели дошкольных групп, при наличии дошкольного

    отделения при школе, подготовительных, 1—4, 5—7, 8—12 классов. И цели, и

    задачи, и содержание, и организационные формы, и методы воспитательной

    работы с каждой из названных возрастных групп глухих детей во многом

    глубоко своеобразны и специфичны. В целях лучшей организации методической

    работы с воспитателями в спецшколах для глухих детей создают несколько

    методических объединений воспитателей. На наш взгляд, наиболее

    целесообразным соединением воспитателей в методические объединения может

    быть таким: а) дошкольные группы, 0—3 классы — одно метообъединение; б) 4—7

    классы — второе методобъединение; в) 8—12 классы — третье методобъединение.

    Содержание работы методических объединений определяется задачами, стоящими

    перед методическим и педагогическим коллективом с учетом состояния учебно-

    воспитательной работы в данной школе.

    Планы работы школьных методических объединений воспитателей

    составляются в соответствии с проблемной темой, над которой работает

    школьный коллектив в учебном году. Исходными положениями к планированию

    могут быть:

    — задачи, определенные правительственными постановлениями о школе,

    директивными документами и инструктивно-методическими письмами Министерства

    просвещения Украины, органов народного образования;

    — результаты учебно-воспитательной” работы за предшествующие годы;

    — проблемные вопросы, над решением которых работает пед-коллектив

    школы.

    Руководитель методобъединения, как правило, один из самых опытных

    воспитателей с высшим дефектологическим образованием, исходя из проблемных

    вопросов, стоящих перед коллективом школы, определяет главные направления

    воспитательной работы и планирует конкретные мероприятия для их реализации.

    К первоочередным задачам методических объединений воспитателей школы

    относятся:

    — изучение методических основ обучения и социального воспитания,

    документов правительства о школе;

    — изучение и внедрение в практику работы достижений об- щей и

    специальной педагогики и психологии .передового педагогического опыта;

    — овладение новыми методами и приемами воспитания, умениями и навыками

    организации внеклассной работы;

    — систематическое изучение и. анализ методических разработок,

    инструкций, рекомендаций, касающихся содержания, форм и методов проведения

    внеклассной работы;

    — методика изучения воспитанности учащихся для целесообразного

    воспитательного влияния на них и повышения эффективности воспитательного

    процесса в целом.

    Решение данных задач прежде всего зависит от уровня организации и

    содержания работы методических объединений воспитателей школы глухих.

    В большинстве школ для глухих детей воспитателями работают лица,

    имеющие общепедагогичсеское образование и познающие психолого-

    педагогические особенности глухого учащегося чисто практически. Данное

    обстоятельство диктует руководителю методобъединения воспитателей

    необходимость глубоко изучить качественный состав воспитателей:

    образование, стаж работы (общепедагогический и специальный), приобретенный

    практический опыт и т. д.

    Перед планированием работы методического объединения руководителю

    необходимо провести с каждые членом объединения собеседование, суть

    которого сводится примерно к следующему:

    1. Выяснить объективные данные (образование, предшествующая работа,

    планы на будущее и т. д.) пополнивших педколлектив школы;

    2. Какие трудности испытываете в работе? В какой помощи нуждаетесь?

    3. Что полезного Вы почерпнули для себя от работы методобъединения в

    прошлом учебном году?

    4. Каким опытом можете поделиться с коллегами в вопросах

    воспитательной” работы с учащимися?

    5. Какие вопросы желаете обсудить на заседаниях методобъединения.

    6. Ваши пожелания по улучшению работы методического объединения.

    Полученные данные анализируются и учитываются при определении

    содержания работы методобъединения При этом учитываются также направления

    методической работы района, города. Только при соблюдении вышеизложенного

    составление плана работы методического объединения воспитателей будет

    максимально приближено к творческому процессу, конечной целью направленному

    на решение задач, стоящих перед коллективом школы в современных условиях.

    Библиографический список

    Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

    Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2

    Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 1986.

    Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988.

    Смирнов С.Д. Курс «Гуманистические традиции образования». М., 1996.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.