Индивидуализация и внутриклассная дифференциация
Индивидуализация и внутриклассная дифференциация
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ДЕПАРТАМЕНТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА
КАФЕДРА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДОВАНИЯ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Индивидуализация и внутриклассная дифференциация
процесса ознакомления с окружающим миром
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Выполнила: Буторина Г.В.
Студентка 4 курса заочного отделения
Научный руководитель:
О.Н. Лазарева, к.х.н., доц.
Каф. ЕиМП;
ЕКАТЕРИНБУРГ 2000
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение
Глава I Психолого-педогогические основы индивидуализации
обучения
1. Понятия “индивидуализация и дифференциация”
обучения
2. Цели индивидуализации в обучении
3. Направления и методики изучения индивидуальных
особенностей учащихся
4. Внутриклассная индивидуализация учебной работы
Глава II Практические вопросы изучения проблемы индивидуализации и
внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим
миром младших школьников
2.1 Характеристика когнитивных и аффективных качеств
учащихся на констатирующем этапе эксперимента
2.2 Технология внутриклассной индивидуализированной
самостоятельной работы учащихся
2.3 Характеристика когнитивных и аффективных качеств
учащихся на завершающем этапе эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования:
Обновление всех сфер общественной жизни со всей определённостью
выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего
поколения. Они становятся более демократическими, появляется возможность
широкого выбора. В условиях гибкой, вариативной социальной практики
повышается значимость индивидуального подхода в обучении как способа
освоения личностью произвольных высших форм индивидуального обучения, при
которых человек является активным субъектом социального выбора. Возрастает
социальная потребность в как можно более раннем приобщении каждого нового
члена общества к сложной практике индивидуального обучения в педагогической
системе.
Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного
обучения давно волнует учителей и учёных и является не только социально-
психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.
За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса
обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э.Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф.
Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов.
Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы
учёных-методистов А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина
и др.
В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы,
предложены пути и средства её реализации.
Однако имеющиеся статьи и пособия не исчерпывают проблемы организации
внутриклассной дифференциации процесса обучения младших школьников
ознакомлению с окружающим миром.
Не уделяется достаточно внимания тому, насколько целесообразно и как
включать внутриклассную дифференцированную самостоятельную работу в
процессе усвоения учащимися знаний, какова степень эффективности такой
работы.
Необходимо также отметить, что возможности урока в развитии
самостоятельности детей используется в практике работы многих учителей
начальных классов совершенно недостаточно.
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью
индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации процесса
ознакомления с окружающим миром, с одной стороны, и отсутствием
теоретического и опытно – экспериментального обоснования реализации этой
возможности – с другой.
В связи с выше изложенным проблема исследования заключается в изучении
возможности индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации в
процессе ознакомления с окружающим миром и определении условий его
реализации в педагогическом процессе. Рассматривая проблему мы ограничились
учебно – познавательной деятельностью на уроках ознакомления с окружающим
миром.
Решение данной проблемы определило цель исследования: творчески
обосновать и экспериментально проверить эффективность технологий
индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации процесса
ознакомления с окружающим миром.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: методические основы ознакомления младших
школьников с окружающим миром в условиях внутриклассной дифференциации.
Гипотеза исследования: решение проблемы индивидуального подхода и
внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром
будет наиболее успешным если развивать познавательные способности учащихся
посредством практической деятельности; разработать комплекс разноуровневых
заданий для уроков ознакомления с окружающим миром; целенаправленно,
педагогически обоснованно осуществлять индивидуальный подход; внедрить в
практику технологию внутриклассной индивидуальной самостоятельной работы.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены
следующие задачи:
1. Исследовать основные тенденции развития теории и практики решения
проблемы индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
2. Определить условия эффективности индивидуализации и внутриклассной
дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром.
3. Разработать технологии индивидуализации и внутриклассной
дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром.
4. Разработать систему дидактических заданий для уроков ознакомления с
окружающим миром, ориентированных на реализацию в условиях
внутриклассной дифференциации.
5. Изучить особенность воздействия разработанной системы на
индивидуальное развитие учащихся.
База исследования: 1 «В» класс средней школы №23 г. Сысерти.
Этапы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы, разработка программы
исследования. Отбор методик для диагностики индивидуальных
особенностей младших школьников; проведение диагностического
исследования.
2. Разработка технологии внутриклассной дифференциации в процессе
обучения младших школьников ознакомлению с окружающим миром и
внедрение в учебно-воспитательный процесс.
3. Изучение диагностической картины развития индивидуальных особенностей
младших школьников. Обобщение результатов.
Методологической основой исследования является концепции педагогов,
психологов разрабатывающих проблемы теории познания; педагогического
процесса, развития личности, индивидуализации обучения.
Методы исследования: изучение литературных источников, наблюдения за
работой учащихся, индивидуальные и коллективные беседы с ними; ведущим
методом явился эксперимент.
Новизна и практическая значимость:
1. Систематизирован и скорректирован понятийный аппарат теории
индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
2. Определён и систематизирован круг проблем диагностики индивидуальных
особенностей младших школьников как составного компонента
индивидуализации дифференциации учебного процесса.
3. Определены, охарактеризованы основные направления и этапы диагностики
индивидуальных особенностей младших школьников.
4. Разработана система заданий и технология, ориентированные на
индивидуализацию и внутриклассную дифференциацию учебного процесса
применительно к урокам ознакомления с окружающим миром.
На защиту выносится:
1. Концептуальные основы индивидуализации и внутриклассной дифференциации
процесса ознакомления с окружающим миром.
2. Технология организации ознакомления с окружающим миром в 1 классе на
основе внутриклассной дифференциации.
3. Система дифференцированных заданий.
4. Диагностическая картина развития индивидуальных особенностей учащихся
в процессе ознакомления с окружающим миром.
Объём и содержание работы.
Объём работы составляет страниц. Дипломный проект включает
введение, 2 главы, заключение, библиографический список и приложение.
ГЛАВА I
Психолого-педагогические основы индивидуализации обучения
1. Понятия “индивидуализация” и “дифференциация” обучения
Требования учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе очень
давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным
показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование
находит отражение в педагогической теории по названием принципа
индивидуального подхода.
Индивидуальный подход обеспечивает:
. устранение трудностей в учении отдельных школьников.
. возможность развития всех сил и способностей учащихся. [32]
Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в
обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Спокойный
тон обращения к ребёнку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ,
красиво написанную строчку дают больший результат, чем грубое замечание,
окрик. Ученик , особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель
заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение,
радуется вместе с ним.
Конечно, такая позиция не снижает требовательности к ученику. Эти общие
положения особенно важны при индивидуальном подходе к ребёнку,
индивидуализации обучения.
Следующая важная предпосылка осуществления индивидуального подхода к
ученику – направленность обучения на формирование личности ученика, которая
предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой
индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, необходимо воспитывать у
детей интерес к занятиям, учебному труду и ответственного отношения к
учению. Интерес, как пишет психолог А.Г. Морозова, характеризуется тремя
обязательными моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности;
наличием позновательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем
радостью познавания и познания; наличием непосредственного мотива,
идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и
побуждает ученика заниматься независимого от других побуждений. [22]
Для того чтобы пробудить интерес, необходим и коллективный и подход:
поставить перед классом цель, познавательную задачу, создать поисковую
ситуацию, раскрыть важность поиска и помочь каждому включиться в учебный
труд. Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять
интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность.
Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже
знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить
внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего
урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться
общеклассные задания. [33]
Реализация индивидуального подхода в обучении школьников не разовое
“мероприятие”, это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и
изменением ребёнка, уровень его знаний, сформированности умений и навыков,
развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии с чем
изменяются цели, содержание, приёмы подхода к ребёнку. Поэтому важно видеть
перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними.
Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно
связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на
новом уровне:
. систематическое изучение каждого ученика;
. постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
. выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к
ученику;
. фиксация и анализ полученных результатов;
. постановка новых педагогических задач.
Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно
каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования
гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности
как неповторимой индивидуальности.
Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального
подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных
особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для
реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация
обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной
деятельности, который задают программы и реальные возможности каждого
ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных
целей обучения и формирования индивидуальности. [14]
При использовании понятия “индивидуализация обучения” необходимо иметь в
виду, что при его практическом исследовании речь идёт не об абсолютной, а
об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике
индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: 1) обычно
учитываются индивидуальные особенности не каждого ученика, а в группе
учеников, обладающих примерно сходными особенностями; 2) учитываются лишь
известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с
точки зрения учения (например, общие умственные способности); наряду с этим
может выступать ряд особенностей, учёт которых в конкретной форме
индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например,
различные свойства характера или темперамента); 3) иногда происходит учёт
некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно
для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области,
расстройство здоровья); 4) индивидуализация реализуется не во всём объёме
учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и
интегрирована с неиндивидуализированной работой. [5]
Необходимость учёта индивидуальных особенностей учащихся влечёт за собой
вопрос: как всё это осуществить организационно? В современной школе, где
один учитель одновременно занимается с большой группой учащихся, это и
является узловой проблемой индивидуализации обучения.
Для организации индивидуализации учебной работы как у нас так и за
рубежом на практике использовались многие варианты. Один из вариантов –
дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных
особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько
различным учебным планом и (или) программам. Так создаются относительно
гомогенные классы (группы, школы).
В общеобразовательной школе у нас в стране до сих пор распространено
два типа сравнительного гомогенных классов (школ):
1) созданные в основном на базе специальных способностей, интересов и
профессиональных намерений;
2) сформированные на базе уровня общего умственного развития и состояния
здоровья.
Первые из них, в свою очередь, можно разделить на два вида:
1) сформированные уже в начальных классах (изобразительное и прикладное
искусство, музыка, хореография, иностранные языки);
2) созданные в 10 классе.
Классы с углублённым изучением отдельных предметов на низкой степени
обучения создаются в основном по тем предметам, специальные способности по
которым могут проявляться уже в раннем возрасте и упражнения в которых с
раннего возраста особенно необходимо. По художественным дисциплинам для
части детей в начальных классах начинается профессиональная подготовка.
Несколько особая обстановка царит в этих классах в области обучения
иностранным языкам. Здесь в основе приёма лежат не особые способности
ребёнка к языкам, и тем более не его интересы, а скорее всего, более высока
общая школьная зрелость. Последняя необходимо, чтобы дети были в состоянии
заниматься по учебным планам требующим большого умственного напряжения.
Приём в такие классы по конкурсу приводит к тому, что такие классы
оказываются гомогенными, в основном и за отсутствия слабых учеников – они
отсеиваются уже при вступительных экзаменах.
Классы и школы, созданные на основании дефектов в общем умственном
развитии и состоянии здоровья, рассчитаны на детей с отстающими и
аномальным развитием. [14]
Л.В. Занков и его сотрудники считали неправильным собирать детей в
гомогенные классы и утверждали, опираясь на результаты изучения
индивидуальных вариантов развития ребёнка, что возможности развития крайне
индивидуальны и что для полного развития ребёнка необходимо обучение в
таком классе который состоял бы из различных индивидуальностей. [10]
Вопрос, какая форма индивидуализации учебной работы целесообразнее –
гомогенизация или гетерогенизация класса, вызывает дискуссии во всём мире.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|