МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Индивидуализация и внутриклассная дифференциация

    Индивидуализация и внутриклассная дифференциация

    МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

    ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ДЕПАРТАМЕНТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА

    КАФЕДРА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДОВАНИЯ

    В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

    Индивидуализация и внутриклассная дифференциация

    процесса ознакомления с окружающим миром

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

    Выполнила: Буторина Г.В.

    Студентка 4 курса заочного отделения

    Научный руководитель:

    О.Н. Лазарева, к.х.н., доц.

    Каф. ЕиМП;

    ЕКАТЕРИНБУРГ 2000

    СОДЕРЖАНИЕ

    Стр.

    Введение

    Глава I Психолого-педогогические основы индивидуализации

    обучения

    1. Понятия “индивидуализация и дифференциация”

    обучения

    2. Цели индивидуализации в обучении

    3. Направления и методики изучения индивидуальных

    особенностей учащихся

    4. Внутриклассная индивидуализация учебной работы

    Глава II Практические вопросы изучения проблемы индивидуализации и

    внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим

    миром младших школьников

    2.1 Характеристика когнитивных и аффективных качеств

    учащихся на констатирующем этапе эксперимента

    2.2 Технология внутриклассной индивидуализированной

    самостоятельной работы учащихся

    2.3 Характеристика когнитивных и аффективных качеств

    учащихся на завершающем этапе эксперимента

    Заключение

    Список литературы

    Приложение

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования:

    Обновление всех сфер общественной жизни со всей определённостью

    выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего

    поколения. Они становятся более демократическими, появляется возможность

    широкого выбора. В условиях гибкой, вариативной социальной практики

    повышается значимость индивидуального подхода в обучении как способа

    освоения личностью произвольных высших форм индивидуального обучения, при

    которых человек является активным субъектом социального выбора. Возрастает

    социальная потребность в как можно более раннем приобщении каждого нового

    члена общества к сложной практике индивидуального обучения в педагогической

    системе.

    Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного

    обучения давно волнует учителей и учёных и является не только социально-

    психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.

    За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса

    обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э.Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф.

    Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов.

    Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы

    учёных-методистов А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина

    и др.

    В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы,

    предложены пути и средства её реализации.

    Однако имеющиеся статьи и пособия не исчерпывают проблемы организации

    внутриклассной дифференциации процесса обучения младших школьников

    ознакомлению с окружающим миром.

    Не уделяется достаточно внимания тому, насколько целесообразно и как

    включать внутриклассную дифференцированную самостоятельную работу в

    процессе усвоения учащимися знаний, какова степень эффективности такой

    работы.

    Необходимо также отметить, что возможности урока в развитии

    самостоятельности детей используется в практике работы многих учителей

    начальных классов совершенно недостаточно.

    Таким образом, налицо противоречие между необходимостью

    индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации процесса

    ознакомления с окружающим миром, с одной стороны, и отсутствием

    теоретического и опытно – экспериментального обоснования реализации этой

    возможности – с другой.

    В связи с выше изложенным проблема исследования заключается в изучении

    возможности индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации в

    процессе ознакомления с окружающим миром и определении условий его

    реализации в педагогическом процессе. Рассматривая проблему мы ограничились

    учебно – познавательной деятельностью на уроках ознакомления с окружающим

    миром.

    Решение данной проблемы определило цель исследования: творчески

    обосновать и экспериментально проверить эффективность технологий

    индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации процесса

    ознакомления с окружающим миром.

    Объект исследования: процесс обучения младших школьников.

    Предмет исследования: методические основы ознакомления младших

    школьников с окружающим миром в условиях внутриклассной дифференциации.

    Гипотеза исследования: решение проблемы индивидуального подхода и

    внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром

    будет наиболее успешным если развивать познавательные способности учащихся

    посредством практической деятельности; разработать комплекс разноуровневых

    заданий для уроков ознакомления с окружающим миром; целенаправленно,

    педагогически обоснованно осуществлять индивидуальный подход; внедрить в

    практику технологию внутриклассной индивидуальной самостоятельной работы.

    В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены

    следующие задачи:

    1. Исследовать основные тенденции развития теории и практики решения

    проблемы индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

    2. Определить условия эффективности индивидуализации и внутриклассной

    дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром.

    3. Разработать технологии индивидуализации и внутриклассной

    дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром.

    4. Разработать систему дидактических заданий для уроков ознакомления с

    окружающим миром, ориентированных на реализацию в условиях

    внутриклассной дифференциации.

    5. Изучить особенность воздействия разработанной системы на

    индивидуальное развитие учащихся.

    База исследования: 1 «В» класс средней школы №23 г. Сысерти.

    Этапы исследования:

    1. Анализ психолого-педагогической литературы, разработка программы

    исследования. Отбор методик для диагностики индивидуальных

    особенностей младших школьников; проведение диагностического

    исследования.

    2. Разработка технологии внутриклассной дифференциации в процессе

    обучения младших школьников ознакомлению с окружающим миром и

    внедрение в учебно-воспитательный процесс.

    3. Изучение диагностической картины развития индивидуальных особенностей

    младших школьников. Обобщение результатов.

    Методологической основой исследования является концепции педагогов,

    психологов разрабатывающих проблемы теории познания; педагогического

    процесса, развития личности, индивидуализации обучения.

    Методы исследования: изучение литературных источников, наблюдения за

    работой учащихся, индивидуальные и коллективные беседы с ними; ведущим

    методом явился эксперимент.

    Новизна и практическая значимость:

    1. Систематизирован и скорректирован понятийный аппарат теории

    индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

    2. Определён и систематизирован круг проблем диагностики индивидуальных

    особенностей младших школьников как составного компонента

    индивидуализации дифференциации учебного процесса.

    3. Определены, охарактеризованы основные направления и этапы диагностики

    индивидуальных особенностей младших школьников.

    4. Разработана система заданий и технология, ориентированные на

    индивидуализацию и внутриклассную дифференциацию учебного процесса

    применительно к урокам ознакомления с окружающим миром.

    На защиту выносится:

    1. Концептуальные основы индивидуализации и внутриклассной дифференциации

    процесса ознакомления с окружающим миром.

    2. Технология организации ознакомления с окружающим миром в 1 классе на

    основе внутриклассной дифференциации.

    3. Система дифференцированных заданий.

    4. Диагностическая картина развития индивидуальных особенностей учащихся

    в процессе ознакомления с окружающим миром.

    Объём и содержание работы.

    Объём работы составляет страниц. Дипломный проект включает

    введение, 2 главы, заключение, библиографический список и приложение.

    ГЛАВА I

    Психолого-педагогические основы индивидуализации обучения

    1. Понятия “индивидуализация” и “дифференциация” обучения

    Требования учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе очень

    давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным

    показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование

    находит отражение в педагогической теории по названием принципа

    индивидуального подхода.

    Индивидуальный подход обеспечивает:

    . устранение трудностей в учении отдельных школьников.

    . возможность развития всех сил и способностей учащихся. [32]

    Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в

    обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Спокойный

    тон обращения к ребёнку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ,

    красиво написанную строчку дают больший результат, чем грубое замечание,

    окрик. Ученик , особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель

    заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение,

    радуется вместе с ним.

    Конечно, такая позиция не снижает требовательности к ученику. Эти общие

    положения особенно важны при индивидуальном подходе к ребёнку,

    индивидуализации обучения.

    Следующая важная предпосылка осуществления индивидуального подхода к

    ученику – направленность обучения на формирование личности ученика, которая

    предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой

    индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, необходимо воспитывать у

    детей интерес к занятиям, учебному труду и ответственного отношения к

    учению. Интерес, как пишет психолог А.Г. Морозова, характеризуется тремя

    обязательными моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности;

    наличием позновательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем

    радостью познавания и познания; наличием непосредственного мотива,

    идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и

    побуждает ученика заниматься независимого от других побуждений. [22]

    Для того чтобы пробудить интерес, необходим и коллективный и подход:

    поставить перед классом цель, познавательную задачу, создать поисковую

    ситуацию, раскрыть важность поиска и помочь каждому включиться в учебный

    труд. Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять

    интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность.

    Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже

    знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить

    внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего

    урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться

    общеклассные задания. [33]

    Реализация индивидуального подхода в обучении школьников не разовое

    “мероприятие”, это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и

    изменением ребёнка, уровень его знаний, сформированности умений и навыков,

    развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии с чем

    изменяются цели, содержание, приёмы подхода к ребёнку. Поэтому важно видеть

    перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними.

    Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно

    связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на

    новом уровне:

    . систематическое изучение каждого ученика;

    . постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;

    . выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к

    ученику;

    . фиксация и анализ полученных результатов;

    . постановка новых педагогических задач.

    Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно

    каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования

    гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности

    как неповторимой индивидуальности.

    Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального

    подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных

    особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для

    реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация

    обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной

    деятельности, который задают программы и реальные возможности каждого

    ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных

    целей обучения и формирования индивидуальности. [14]

    При использовании понятия “индивидуализация обучения” необходимо иметь в

    виду, что при его практическом исследовании речь идёт не об абсолютной, а

    об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике

    индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: 1) обычно

    учитываются индивидуальные особенности не каждого ученика, а в группе

    учеников, обладающих примерно сходными особенностями; 2) учитываются лишь

    известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с

    точки зрения учения (например, общие умственные способности); наряду с этим

    может выступать ряд особенностей, учёт которых в конкретной форме

    индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например,

    различные свойства характера или темперамента); 3) иногда происходит учёт

    некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно

    для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области,

    расстройство здоровья); 4) индивидуализация реализуется не во всём объёме

    учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и

    интегрирована с неиндивидуализированной работой. [5]

    Необходимость учёта индивидуальных особенностей учащихся влечёт за собой

    вопрос: как всё это осуществить организационно? В современной школе, где

    один учитель одновременно занимается с большой группой учащихся, это и

    является узловой проблемой индивидуализации обучения.

    Для организации индивидуализации учебной работы как у нас так и за

    рубежом на практике использовались многие варианты. Один из вариантов –

    дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных

    особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько

    различным учебным планом и (или) программам. Так создаются относительно

    гомогенные классы (группы, школы).

    В общеобразовательной школе у нас в стране до сих пор распространено

    два типа сравнительного гомогенных классов (школ):

    1) созданные в основном на базе специальных способностей, интересов и

    профессиональных намерений;

    2) сформированные на базе уровня общего умственного развития и состояния

    здоровья.

    Первые из них, в свою очередь, можно разделить на два вида:

    1) сформированные уже в начальных классах (изобразительное и прикладное

    искусство, музыка, хореография, иностранные языки);

    2) созданные в 10 классе.

    Классы с углублённым изучением отдельных предметов на низкой степени

    обучения создаются в основном по тем предметам, специальные способности по

    которым могут проявляться уже в раннем возрасте и упражнения в которых с

    раннего возраста особенно необходимо. По художественным дисциплинам для

    части детей в начальных классах начинается профессиональная подготовка.

    Несколько особая обстановка царит в этих классах в области обучения

    иностранным языкам. Здесь в основе приёма лежат не особые способности

    ребёнка к языкам, и тем более не его интересы, а скорее всего, более высока

    общая школьная зрелость. Последняя необходимо, чтобы дети были в состоянии

    заниматься по учебным планам требующим большого умственного напряжения.

    Приём в такие классы по конкурсу приводит к тому, что такие классы

    оказываются гомогенными, в основном и за отсутствия слабых учеников – они

    отсеиваются уже при вступительных экзаменах.

    Классы и школы, созданные на основании дефектов в общем умственном

    развитии и состоянии здоровья, рассчитаны на детей с отстающими и

    аномальным развитием. [14]

    Л.В. Занков и его сотрудники считали неправильным собирать детей в

    гомогенные классы и утверждали, опираясь на результаты изучения

    индивидуальных вариантов развития ребёнка, что возможности развития крайне

    индивидуальны и что для полного развития ребёнка необходимо обучение в

    таком классе который состоял бы из различных индивидуальностей. [10]

    Вопрос, какая форма индивидуализации учебной работы целесообразнее –

    гомогенизация или гетерогенизация класса, вызывает дискуссии во всём мире.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.