МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха

    всестороннего воспитания и обучения детей в семье, обеспечивающего высокий

    уровень общего и речевого развития глухих и слабослышащих, Э. И. Леонгард

    считает, что «обучение в массовой школе не является самоцелью», оно

    становится «следствием нормализации жизни детей в семье и в детском саду»

    (1998, с. НО). Воспитание в массовом детском саду и обучение в массовой

    школе детей с нарушенным слухом должны обеспечиваться в результате высокого

    уровня общего развития и речевой подготовки детей, активного участия

    родителей в процессе нормализации их жизни.

    В последнее десятилетие интерес к проблеме интеграции детей с нарушениями

    слуха в массовые дошкольные учреждения возрос благодаря изучению

    зарубежного опыта воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.

    Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха рассматривается во

    многих странах как часть общей интеграции детей с отклонениями в развитии,

    имеющей основной целью социальную адаптацию к условиям жизни в обществе.

    В качестве одного из основных теоретических положений интегративного

    подхода рассматривается право на равные возможности образования для всех,

    провозглашенное рядом международных документов, и прежде всего Конвенцией о

    правах ребенка (1989), а также решениями ряда международных конференций по

    обучению детей со специальными нуждами. Отклонения в развитии

    рассматриваются в рамках интегрированного подхода к обучению как отсутствие

    среды, соответствующей нормализации жизни ребенка с теми или иными

    проблемами. Интегрированное обучение нередко рассматривается не наравне со

    специальным, а в противовес ему. Подчеркивается значимость совместного

    обучения детей с проблемами в развитии для формирования гуманистических

    чувств у нормально развивающихся детей.

    Зарубежными специалистами рассматриваются различные формы интеграции по

    степени взаимосвязи детей, имеющих отклонения, со своими сверстниками (Т.

    Jonsson, 1994). Так называемая физическая интеграция означает присутствие в

    детском саду или школе детей с отклонениями, которые объединены в

    специальную группу или класс и лишь физически присутствуют в массовом саду

    или школе: никакого взаимодействия с нормальными детьми не происходит. При

    функциональной интеграции дети находятся в специальных группах или классах,

    однако дистанция между детьми с отклонениями в развитии и обычными ребятами

    сокращается за счет проведения общих занятий по музыке, физкультуре,

    изобразительной деятельности, организации общих праздников, объединения

    детей во время перемен. Наиболее высокий уровень — социальная интеграция,

    когда дети с отклонениями обучаются в обычных группах и классах, в условиях

    которых формируются спонтанные связи и отношения. При этом важно добиться

    реализации принципа «полное участие и равенство». Ряд специалистов

    подчеркивают, что нахождение ребенка с отклонениями в обычных условиях не

    может быть самоцелью, ибо это лишь первый шаг на пути к полноценной

    реабилитации.

    В последние годы в некоторых странах развиваются теоретические основы и

    практические мероприятия по реализации «инклюзивного» обучения (inclusive

    education)1, при котором ребенок с отклонениями, в том числе и с

    нарушениями слуха, обучается в школе по месту жительства. В такой школе

    должны быть созданы все условия для его обучения: использование

    индивидуализированных методов обучения, адаптированных программ,

    специальных обучающих средств и материалов. При данном подходе ребенок

    включен во все элементы жизни детей в классе. Ответственность за обучение

    ребенка полностью несет школа, в штатном расписании которой должен быть

    педагог, специально подготовленный к работе с детьми, имеющими отклонения в

    развитии. В задачи педагога входит помощь учителю, в классе которого могут

    находиться дети с разными нарушениями, в том числе и с недостатками слуха.

    Предполагается обеспечение ребенка слуховыми аппаратами, привлечение к

    работе родителей, адаптация программ, повышение уровня подготовки

    педагогов, создание позитивного климата в школе, консультирование ребенка

    специалистами и контроль за его развитием, создание служб медицинской,

    психологической и социальной поддержки.

    Дети с нарушениями слуха, принятые в массовые дошкольные и школьные

    учреждения, рассматриваются дифференцированно с точки зрения используемых

    средств обучения. Для слабослышащих детей с речью рекомендуются

    использование слуховых аппаратов, при необходимости — использование

    стационарной звукоусиливающей аппаратуры, контроль за развитием ребенка, а

    при необходимости — консультативные занятия сурдопедагога диагностического

    центра. При интеграции глухих детей, не владеющих словесной речью и

    пользующихся жестовой, ставится задача обучения жестовой речи нормально

    слышащих детей, привлечение к работе с ребенком сурдопереводчика, который

    помогает ему в восприятии и понимании материала уроков или занятий.

    Модели интеграции, развиваемые в настоящее время в ряде стран, имеют ряд

    позитивных сторон, и прежде всего направленность на социальное развитие

    детей с отклонениями, формирование уверенности в себе и в своих

    возможностях полноценной жизни в обществе.

    Условия и формы интеграции

    Идеи интегрированного обучения, развиваемые в нашей стране, всегда

    основывались на необходимости достижения ребенком с нарушенным слухом

    равного со слышащими детьми уровня развития, участия на равноправных

    началах во всех видах деятельности в детском саду и школе.

    В настоящее время изучаются возможности интеграции глухих и слабослышащих

    детей дошкольного и школьного возраста, разрабатываются различные формы

    пребывания детей в массовых дошкольных учреждениях и школах (И. М. Гилевич,

    Л. И. Тигранова; Э. И. Леонгард; Э. В. Миронова, Н. Д. Шматко). Среди

    различных форм интегрированного воспитания дошкольников называются группы

    для дошкольников с нарушенным слухом при массовых детских садах,

    интегрированные дошкольные группы, в которых плохослышащие дети

    воспитываются вместе со слышащими, интеграция отдельных детей в группы

    массового детского сада. Создание специальных групп для дошкольников с

    нарушениями слуха в массовых дошкольных учреждениях рассматривается как

    один из наиболее распространенных вариантов, удобных для развития плохо-

    слышащих детей.

    Э. В. Миронова и Н. Д. Шматко (1995) рассматривают несколько моделей

    интегрированного обучения, ориентированных на наличие специальных групп при

    массовых дошкольных учреждениях.

    Временная интеграция предполагает участие детей с нарушениями слуха вместе

    со слышащими в прогулках, праздниках, некоторых занятиях. Особое значение

    при такой форме интеграции должно придаваться подготовительной работе,

    которую проводят педагоги, как специальной группы, так и массовой. Она

    заключается в подготовке к встрече детей двух групп и связана с

    изготовлением игр, дидактических пособий. Неслышащие и слышащие дети

    участвуют в общих занятиях по интересной для них тематике, в инсценировании

    сказок, спектаклях кукольного театра. Для упрочения связей целесообразно,

    чтобы специальная группа была связана с обычной группой и связи между ними

    носили систематический характер.

    Частичная, или фрагментарная, интеграция ориентирована на пребывание

    ребенка со сниженным слухом в первой половине дня в специальной группе, где

    проводятся фронтальные и индивидуальные занятия, а во второй половине дня —

    в группе слышащих детей. При такой форме интеграции желательно иметь в

    обычной группе не более двух детей. Сурдопедагог специальной группы

    проводит работу с воспитателями обычной группы, выявляет трудности ребенка

    с нарушенным слухом, дает рекомендации воспитателям, в процессе занятий

    отрабатывает сложный для ребенка речевой материал.

    Комбинированная форма интеграции рекомендуется для детей с хорошим уровнем

    речевого развития: владеющих фразовой речью, понимающих обращенную речь.

    При этой форме интеграции ребенок в течение всего дня посещает группу

    слышащих детей, сурдопедагог проводит с ним индивидуальные занятия по

    развитию речи, развитию слухового восприятия, коррекции произносительных

    навыков.

    Полная интеграция предполагает постоянное пребывание ребенка в массовом

    детском саду, где к нему предъявляются общие требования, без скидок на его

    плохой слух. В настоящее время это наиболее распространенная форма

    интеграции, особенно в тех регионах, где нет специальных дошкольных

    учреждений. С глухими и слабослышащими детьми, интегрированными с нормально

    слышащими детьми, как правило, занимаются родители дома, а контроль за их

    развитием осуществляют сурдопедагоги сурдологических кабинетов и центров.

    Без систематической помощи родителей дети, даже имеющие небольшое снижение

    слуха, могут испытывать трудности в массовом детском саду, отставать от

    сверстников в речевом и познавательном развитии.

    Рассмотрим условия, необходимые для полноценного воспитания ребенка с

    нарушенным слухом в массовом детском саду.

    1. Интегрированное обучение в дошкольном учреждении может быть

    рекомендовано глухим и слабослышащим детям с высоким уровнем общего и

    речевого развития. Эта форма воспитания так же может быть целесообразна для

    слабослышащих детей с легкой степенью тугоухости, владеющих речью. Эти

    дошкольники в зависимости от уровня общего и речевого развития чаще или

    реже посещают консультативные занятия и находятся под контролем

    сурдопедагога. Посещение массовых детских садов может быть рекомендовано и

    позднооглохшим детям, т. е. потерявшим слух в возрасте трех-четырех лет,

    когда их речь уже была сформирована. Их устная речь первоначально ничем не

    отличается от речи слышащих детей, однако они испытывают значительные

    затруднения в восприятии и понимании речи окружающих. С этими детьми сразу

    же после потери ими слуха сурдопедагог должен проводить специальную работу.

    Независимо от степени снижения слуха определять ребенка в массовое

    дошкольное учреждение можно при наличии у него речи, обеспечивающей общение

    с детьми и педагогами. Ребенок должен уметь участвовать в диалоге: отвечать

    на вопросы, выражать свои просьбы, желания, задавать вопросы, а в случае

    непонимания собеседника уметь переспросить его, попросить уточнить

    сказанное. Его устная речь должна быть достаточно разборчивой и понятной

    окружающим детям и взрослым.

    Ребенок должен уметь пользоваться слуховыми аппаратами, понимать речь

    окружающих, воспринимая ее на слухо-зрительной основе. Глухой или

    слабослышащий ребенок в возрасте четырех-пяти лет может уметь читать и

    понимать короткие, близкие по тематике тексты рассказов, сказок, стихов.

    Определение ребенка в массовое дошкольное учреждение зависит также от

    уровня физического развития и состояния здоровья, познавательного развития.

    Большое значение имеют личностные свойства ребенка, особенно такие, как

    активность, самостоятельность, инициативность, которые положительно влияют

    на развитие общения с другими детьми и педагогами.

    2. Готовность массового дошкольного учреждения к работе с ребенком,

    имеющим нарушения слуха. Наличие в группе массового дошкольного учреждения

    ребенка с нарушенным слухом требует внимания к нему со стороны

    воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за

    его воспитание и обучение, подготовку к школе. Самое главное —

    психологическая готовность воспитателя группы к работе с ребенком, желание

    помочь ему и его родителям, сделать пребывание плохослышащего ребенка в

    группе полезным и интересным для него. До определения ребенка в группу

    необходима предварительная беседа с родителями, знакомство и общение с

    ребенком. Педагогу необходимо получить максимальную информацию о ребенке: о

    степени его общего развития, особенностях речи, состоянии слуха, личностных

    особенностях. Важно иметь информацию не только о проблемах, испытываемых

    ребенком в связи со снижением слуха и нарушениями речи, но и о его игровых

    интересах, любимых занятиях и т. д.

    Можно условно выделить несколько направлений деятельности воспитателя, в

    группе которого находится ребенок с нарушенным слухом. Это, во-первых,

    работа со слышащими детьми группы и их родителями; во-вторых, создание

    условий для ребенка со сниженным слухом; в-третьих, обеспечение активного

    участия плохослышащего ребенка во всех видах деятельности и общении с

    детьми; в-четвертых, работа с родителями ребенка, имеющего нарушения слуха.

    Степень комфортности ребенка в детском саду зависит в значительной степени

    от отношения к нему других детей, взаимоотношений, складывающихся между

    ними. Воспитатель должен помочь плохослышащему ребенку освоиться в

    коллективе слышащих детей, организовывать и поддерживать их совместную

    деятельность.

    Слышащим детям нужно объяснить, что ребенок плохо слышит, что у него есть

    слуховой аппарат, который помогает ему слушать. Целесообразно предупредить

    детей о том, что надо разговаривать нормальным голосом, не кричать, не

    шептать, а говорить так, чтобы ребенок, который плохо слышит, видел лицо.

    Следует вызвать у детей желание общаться с глухим или слабослышащим

    ребенком, помогать ему, если он что-то не понял.

    Целесообразно проинформировать родителей слышащих детей о наличии в группе

    ребенка со сниженным слухом, потому что они опосредованно влияют на

    отношения своих детей с этим ребенком.

    Воспитателю группы массового сада также надо учесть ряд моментов.

    Необходимо подумать о том, где будет сидеть ребенок со сниженным слухом,

    чтобы он мог хорошо видеть лица педагога и других детей. Во время занятий,

    игр, развлечений нужно следить за тем, чтобы ребенок со сниженным слухом не

    оказывался за спинами других детей, хорошо видел происходящее. Воспитатель

    должен помнить о требованиях, предъявляемых к его речи: пользоваться

    голосом нормальной громкости, говорить естественно, в нормальном темпе.

    Воспитатель обязан знать основные правила пользования слуховым аппаратом:

    как помочь ребенку надеть аппарат, включить, выключить, поменять батарейку.

    Родители должны проинформировать воспитателя, на каком расстоянии ребенок

    слышит речь с аппаратом и без аппарата, чтобы воспитатель мог учитывать это

    в общении с ребенком.

    В массовом детском саду важно обеспечивать участие ребенка со сниженным

    слухом в занятиях и всех видах деятельности. Воспитателю необходимо следить

    за участием плохослышащего ребенка в общении: начинать общение с детьми,

    убедившись, что ребенок со сниженным слухом смотрит на ребят, воспринимает

    их речь. Для того чтобы убедиться, что он хорошо понимает вопросы и

    задания, иногда нужно попросить повторить задание или вопрос, пересказать

    его другому ребенку. В ходе занятий важно привлекать ребенка к выполнению

    работы в паре со своим сверстником, в группе из нескольких человек —

    следить, чтобы ребенок не работал молча, а участвовал в диалоге наравне с

    другими детьми. В играх нужно стараться поручать ему разные роли, в том

    числе главные.

    Воспитатель проводит работу с плохослышащим ребенком в тесном контакте с

    его родителями. Он информирует родителей о поведении ребенка в группе,

    участии в занятиях, играх и другой деятельности; характеризует продвижение

    в развитии, сообщает о возникших трудностях. В некоторых случаях

    воспитатель просит родителей заранее ознакомить ребенка с некоторыми

    текстами, которые могут быть малопонятны из-за незнакомой ребенку лексики.

    После занятий воспитатель записывает слова, фразы, вызвавшие затруднения,

    просит родителей уточнить их значение. Если какое-то задание вызывает

    трудности, то родители также помогают малышу выполнить его дома.

    Воспитатель должен стремиться привлекать родителей к участию в общей для

    родителей всех детей деятельности (собраниях, лекториях, праздниках,

    выставках), не ставя их в обособленное положение.

    3. Интеграция ребенка со сниженным слухом в массовое дошкольное

    учреждение невозможна без активного участия родителей. Им принадлежит

    ведущая роль в организации ежедневных занятий дома, постоянная работа по

    развитию речевого общения в быту, контроль за усвоением программного

    материала в детском саду. Как правило, родители проводят общеразвивающую и

    коррекционную работу в семье по заданиям сурдопедагога. Само по себе

    посещение массового детского сада не может обеспечить все направления

    работы, в которой нуждается глухой или слабослышащий ребенок. Поэтому, как

    правило, родители проводят с детьми занятия в вечерний период времени,

    увеличивают их число в выходные дни. Эти занятия включают работу по

    развитию устной и письменной речи, развитию слухового восприятия,

    ознакомлению с окружающим миром, развитию познавательной деятельности и др.

    Содержание занятий заранее обсуждается и планируется с сурдопедагогом. В

    содержание занятий включаются и те задания, которые рекомендует воспитатель

    массового детского сада. Организуя обширную работу с ребенком, родителям

    необходимо помнить и о том, что нагрузка для ребенка может оказаться очень

    большой, он лишится многих любимых развлечений и занятий: просмотра

    мультфильмов, катания на горке, свободных игр. От родителей требуется

    большая гибкость, чтобы посещение массового детского сада, проведение

    занятий дома, свободная деятельность и игры ребенка естественно сочетались,

    не вызывали у ребенка усталости и перегрузки.

    4. В организации интегрированного обучения дошкольников с нарушениями

    слуха велика роль сурдопедагогов. Именно они могут посоветовать родителям

    посещение ребенком массового детского сада, а в некоторых случаях,

    наоборот, предостеречь их от этого, если ребенок не готов к интеграции в

    коллектив слышащих детей. Чаще всего сурдопедагог, в течение определенного

    периода времени консультирующий родителей, хорошо знающий уровень общего и

    речевого развития ребенка, может направлять работу тех родителей, у которых

    ребенок посещает массовое дошкольное учреждение.

    Дети могут посещать занятия в сурдологическом кабинете, группе

    кратковременного пребывания при специальном дошкольном учреждении, центрах

    помощи родителям при некоторых научных центрах. В зависимости от места

    жительства родителей, возраста ребенка, возможностей родителей заниматься с

    ребенком занятия можно проводить чаще или реже: от еженедельных занятий до

    1—2 консультаций в год.

    В настоящее время в штатные расписания отдельных детских садов, которые

    посещают дети с нарушениями слуха в числе шести-восьми, рекомендуется

    введение должности сурдопедагога (Н. Д. Шматко, 1997). Он возглавляет всю

    работу по организации коррекционных занятий, консультированию воспитателей,

    контролю за развитием детей, обучению родителей.

    Организация коррекционной работы сурдопедагогами сурдологических кабинетов,

    консультативных групп предполагает проведение индивидуальной работы по

    развитию речи, формированию ее произносительной стороны, обучению чтению и

    письму, развитию слухового восприятия. Сурдопедагог также дает подробные

    рекомендации по различным проблемам воспитания ребенка, расширению

    представлений об окружающем, формированию математических представлений и

    обучению счету. Педагоги в процессе проведения занятий знакомятся с

    результатами обучения ребенка за определенный период, подробно комментируют

    их, знакомят родителей с содержанием и методами работы на предстоящий

    период, дают советы и ответы на все возникающие вопросы. Систематическая

    работа сурдопедагогов должна проводиться со всеми глухими и слабослышащими

    детьми, посещающими массовый детский сад. Это относится и к детям с легкой

    степенью тугоухости, потому что их речевое развитие может иметь некоторое

    своеобразие и подготовка к обучению в школе (особенно если речь идет о

    массовой школе) требует проведения специальной работы. Особое значение

    имеет систематическое проведение работы с позднооглохшими детьми, важнейшая

    задача которой — сохранение и развитие имеющейся речи, обучение восприятию

    устной речи на основе новых способов (слухо-зрительного, зрительного),

    обучение чтению и др.

    Важное значение имеет организация взаимодействия сурдопедагогов

    сурдокабинетов, консультативных групп с педагогами и воспитателями массовых

    дошкольных групп, где воспитываются плохослышащие дети. Сурдопедагоги

    консультируют воспитателей по вопросам организации воспитания ребенка с

    нарушенным слухом, знакомят с особенностями развития каждого ребенка.

    Сурдопедагоги объясняют воспитателям характер возможных трудностей, способы

    их преодоления.

    Различные формы интеграции плохослышащих дошкольников со слышащими детьми

    направлены на нормализацию жизни каждого ребенка, включение его в сферу

    нормальных социальных отношений, его всестороннее развитие. Высокий уровень

    развития ребенка может обеспечить хорошую подготовку к школе и стать

    основой для дальнейшего обучения в массовой школе. Однако каждый конкретный

    случай должен тщательно обсуждаться родителями, сурдопедагогами, учителями

    массовой школы.

    Содержание

    Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного

    возраста с нарушениями слуха.

    Воспитание детей с нарушениями слуха в семье.

    Из истории вопроса.

    Ранний возраст.

    Дошкольный возраст

    Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха.

    Образовательные дошкольные учреждения.

    Комплектование групп в дошкольных учреждениях.

    Возможности интеграции дошкольников,

    имеющих нарушения слуха, в детские сады

    общеразвивающего вида.

    Цели и задачи интегрированного обучения.

    Условия и формы интеграции.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение

    дошкольников с нарушением слуха.- М., 2001.

    Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье.- М., 1970.

    Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит…- М., 1995.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.