МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование временных представлений младших школьников

    Формирование временных представлений младших школьников

    ВВЕДЕНИЕ

    С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Вся

    жизнь человека тесно связана с временем, с умением измерять, распределять и

    ценить время. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни

    одна деятельность не проходит без восприятия времени.

    Восприятие времени - это отражения деятельности и последовательности

    явлений и событий. Наше восприятие времени несовершенно: нам кажется, что

    время течет то быстрее, то медленнее в зависимости от того, чем заполнен

    тот или ной промежуток времени. [1, 302]

    Точность оценки временных интервалов определяется динамикой процессов

    возбуждения и торможения. Дифференцировка временных интервалов является

    результатом условных рефлексов на время.

    Особенности времени как объективной реальности затрудняют его

    восприятие нормально развивающимися детьми. Временные представления

    развиваются медленно, в процессе длительных наблюдений, накопления

    жизненного опыта, изучения других величин.

    У детей интеллектуального развития замедленная, ограниченная

    восприимчивость, недифференцированность ощущений и восприятий еще больше

    затрудняет формирование временных представлений.

    Дефектное развитие ощущений и восприятий у детей с нарушением

    интеллекта оказываются ядерными симптомами отсталости, которые затрудняют

    формирование представления о времени, тормозят развития психических

    процессов, в частности, мышления.

    Первые представления о времени дети получают в дошкольный период. Смен

    дня и ночи, смена времени года, повторяемость режимных моментов в жизни

    ребенка- все это формирует временные представления. Однако, как временная

    последовательность событий, так и особенно понятие о продолжительности

    событий усваивается детьми с большим трудом. Данное исследование

    обусловлено необходимостью изучения процесса формирования временных

    представлений у детей младшего школьного возраста и интеллектуальной

    недостаточностью и у нормально развивающихся детей. Важность этой проблемы

    для практики воспитания и обучения младших школьников определяет

    актуальность данной работы.

    Цель исследования состояла в разработке системы формирования временных

    представлений в процессе изучения математики у детей младшего школьного

    возраста и у детей с нарушениями интеллекта.

    Поставленная цель реализуется решением следующих задач:

    . Изучить проблему обучения детей и формирования у них представления о

    времени в психолого-педагогической и методической литературе

    . Выявить особенности временных представлений у детей младшего школьного

    возраста и у детей с нарушениями интеллекта.

    . Разработать систему формирования временных представлений у детей

    младшего школьного возраста в процессе изучения математики.

    Гипотеза состояла в предположении: в процессе специального обучения

    возможно сформировать у детей с интеллектуальной недостаточностью временные

    представления и ориентировки, необходимые для последующего обучения и

    социальной адаптации.

    Объект исследования: процесс овладения детьми временными

    представлениями.

    Предмет: педагогические условия формирования представлений о времени у

    младших школьников и детей с нарушениями интеллекта.

    Новизна состоит в том, что выявлены особенности временных

    представлений у детей с нарушением интеллекта и разработана система

    формирования представления о времени.

    Разработка действенных средств индивидуализации важна для всех звеньев

    школы, но особенно актуальна она для системы начального обучения, где

    закладывается фундамент школьной успеваемости, формируются основные

    стереотипы учебной деятельности.

    Действенная забота о здоровье и гармоничном развитии детей

    предполагает создание адекватных условий обучения для каждого

    переступившего школьный порог ребенка. Создание таких условий, учитывающих

    индивидуальные особенности, общие и специальные способности школьников,-

    важнейший аспект программы охраны детства, обязательная предпосылка

    фактической реализации права каждого человека на полноценное образование.

    В системе народного образования утвердилась разветвленная сеть

    специальных школ: вспомогательных школ и школ- интернатов для умственно

    отсталых детей.

    Учитывая особенности детей группы риска, планирование учебной работы в

    классах коррекции приобретает иной характер, учитывая то, что в этих

    классах реализуется типовая программа.

    Трудность обучения состоит в том, что учителям нелегко

    дифференцировать материал из учебников. Для детей класса коррекции

    материала мало.

    К группе риска относятся дети, развитие которых осложнено

    неблагоприятными факторами генетического, биологического и социального

    свойства. Эти дети не принадлежат к категории больных и дефективных.

    Однако, в силу указанных обстоятельств, находятся в пограничной ситуации

    между нормой и патологией, имеют при сохраненном интеллекте худшие, чем у

    сверстников, адаптационные возможности. Для таких детей характерен низкий

    уровень выполнения учебных и неучебных заданий, обусловленный сниженной

    учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов. При этом

    наблюдается повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. Все

    это обусловлено неярко выраженными теми или иными отклонениями в их

    развитии. В группу риска входят дети с ЗРП (задержкой психического

    развития).

    ЗРП бывает 3- х видов:

    1) конституционная,

    2) самоточенная,

    3) психогенная.

    Все эти виды задержек являются показательными для зачисления детей в

    классы коррекции.

    ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ

    ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И У ДЕТЕЙ С

    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.

    ' 1.1. Теоретические основы формирования временных представлений у

    детей младшего школьного возраста.

    Математические понятия выражают сложные отношения и формы действенного

    мира: количественные, пространственные, временные представления,

    представления о форме и величине.

    Абстрактность объектов математики, с одной стороны, конкретность

    наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления младших

    школьников, с другой стороны, создают объективные трудности в отборе

    содержания знаний, методов и способов их представления для обучения.

    В связи с этим можно определить содержание знаний, с которыми дети

    должны поступать в школу:

    . Количественные представления (счет, счетные операции, решение

    арифметических задач).

    Сюда входит прямой и обратный счет, знание последовательности чисел,

    счет с помощью различных анализаторов (зрительного, слухового,

    тактильного), счет групп предметов, деление целого на части, упражнения в

    запоминании чисел, сопоставление совокупности предметов, независимость

    числа предметов от их размера и формы расположения, порядковый счет, цифры,

    решение текстовых арифметических задач, представления о множестве и

    подмножестве,

    . Представления о величине предметов и ее измерении (высота, ширина,

    толщина и прочее),

    . Представления о геометрических фигурах и форме предметов,

    . Представления о времени (времена года, дни недели, части суток),

    . Представления о пространстве (ориентировка в окружающей

    действительности, в схеме собственного тела, на противоположном

    объекте, на плоскости листа бумаги).

    В ходе непосредственного общения с окружающим миром, изучая и

    осваивая впечатления о нем, человечество выработало ряд основных понятий,

    на которых строится вся наша система знаний. Одним из них является понятие

    времени.

    Эта категория появилась в процессе осознания человеком смены событий:

    сон сменяется бодрствованием, день - ночью и т. д. и их круговорота. Это

    привело к мысли о длительности времени.

    В истории философии проводился диалектический анализ времени, в

    результате которого установлено, что основными моментами являются

    длительность и мгновение. Мгновение - чистое «когда», лишенное

    длительности. Длительность- продолжительность существования объектов или

    его элементов, сохранение их существования.

    Между длительностями различных явлений имеются временные отношения

    одновременности и последовательности. Порядок « прошлое- настоящее-

    будущее» характеризует временное отношение последовательности.

    Временная определенность явлений складывается из временной

    определенности его элементов. В то же время в силу существования между

    элементами отношений одновременности и последовательности в объекте имеется

    хронологическая структура. Поэтому временная определенность реального

    явления есть органическое единство его длительности и хронологической

    структуры.

    С понятием длительности связывается также одномерность, необратимость,

    равномерность течения.

    Время существует объективно, вне и независимо от нашего сознания.

    Восприятие же и познание его - это лишь отражение в нашем сознании реально

    существующего времени.

    Можно выразить три основные особенности времени:

    1) текучесть, время связано с движением,

    2) необратимость,

    3) отсутствие наглядных форм, «его не видно и не слышно». [5, 52]

    Само слово «время» происходит от древнерусского «веремя», что означает

    «вращение». Прошедшее, настоящее и будущее связаны между собой таким

    образом, что они не могут поменяться местами. Свойство необратимости

    времени, протекание времени в одном направлении есть выражение вечного

    развития природы и общества по восходящей линии, от старого к новому.

    В природе регулярно повторяется смена времен года, дня и ночи. Эти

    явления связаны с суточным вращением земного шара, движением Луны вокруг

    Солнца. На этой основе и возникли основные единицы измерения времени -

    сутки, неделя, месяц, год. Деление суток на четыре части (утро, день,

    вечер, ночь) связано с изменениями, происходящими в окружающей среде в

    связи с различным положением Солнца и Луны и сменой видов деятельности

    людей в различные части суток. Эта смена принята условно, так как

    продолжительность каждой части суток различна. [44, 35]

    Человечество прошло длительный путь осознания и определения времени.

    В Древней Греции длительность суток определялась по времени,

    прошедшему между рассветом и закатом. Ночные часы попросту не учитывались,

    однако, уже древние римляне стали считать время так же, как и мы: от

    полуночи до полуночи.

    Прежде чем были изобретены часы, день и ночь разбивали на двенадцать

    равных промежутков. Однако такая система была неудобной, так как

    продолжительность дня и ночи в разное время года непостоянна. Первыми, кто

    разделил все сутки целиком на 24 части, равные одному часу, были римляне.

    Египтяне первыми определили продолжительность года. Жрецы заметили,

    что ежегодно, примерно одновременно с началом разлива Нила, перед восходом

    Солнца на небосклоне появлялась яркая звезда. Таких дней между событиями

    оказалось 365.

    Древние египтяне создали первый лунный (месячный) календарь, но он

    оказался неточным, и римляне видоизменили его. Этот календарь утвердил Юлий

    Цезарь. Названия месяцев в этом календаре определялись по именам цезарей и

    других известных людей. Некоторые из них мы используем и в нашем календаре.

    Поэтому дети с таким трудом запоминают названия месяцев, потому что они не

    несут смысловой нагрузки для детского восприятия. Например, «июль» назван в

    честь Юлия Цезаря. [42, 8]

    Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего

    Вавилона и был связан с их изменением фаз Луны.

    Число «семь» считалось исключительным, священным. В свое время

    древние вавилонские астрономы обнаружили, что кроме неподвижных звезд, на

    небе видны семь блуждающих светил, которые были названы планетами. Древне-

    вавилонские астрономы считали, что каждый час суток находится под

    покровительством определенной планеты.

    Дни недели получили свое название от имени богов. Затем эти названия

    перешли к римлянам, а потом и в календари многих народов Западной Европы.

    Понедельник считался днем Луны, вторник - днем Марса, среда - днем

    Меркурия, четверг - днем Юпитера, пятница - днем Венеры, суббота - днем

    Сатурна, воскресенье - днем Солнца. Названиями планет пользуются для

    обозначения дней недели и многие азиатские народы.

    На Руси неделю называли седмицей. Воскресенье называлось неделей (нет

    дел, день отдыха), понедельник-день после недели, вторник-второй, среда-

    середина седмицы, четверг-четвертый, пятница-пятый день, суббота - от слова

    «сабат» или « шабаш»- конец всяких дел, последний трудовой день

    недели.[42, 9]

    Система счисления продолжительных промежутков времени - календарь.

    Потребность измерять время возникла у людей уже в глубокой древности.

    Первые календари появились много тысяч лет назад, на заре человеческой

    цивилизации. Сегодня все народы мира пользуются солнечным календарем,

    унаследованным от древних римлян.

    Календарем принято называть определенную систему счета больших

    промежутков времени. Слово «календарь» произошло от латинских слов «калео»

    (провозглашать) и «календариум» (долговая книга). В Древнем Риме начало

    каждого месяца провозглашалось особо, и первого числа каждого месяца там

    было принято уплачивать проценты по долгам. Современные календари мы

    унаследовали от древних римлян.

    Неотделимость пространства и времени от материи и самой материи от

    этих основных форм существования - одно из важнейших положений

    диалектического материализма, постоянно подтверждаемое и обогащаемое

    прогрессом естествознания.

    Познание пространственно-временных отношений непосредственно связано с

    отражением явлений материального мира и определяется им. Эта закономерность

    достаточно ясно проявляется в области непосредственно чувственного

    отражения, то есть, в области ощущений и восприятий.

    Временные особенности динамики ощущений оказались неотъемлемыми

    чертами ощущений как элементарных чувственных знаний о внешнем мире. Время

    психических реакций (как простых, так и реакций выбора) стало оцениваться

    как постоянный компонент ощущений и восприятий, связанный с их модальностью

    подобно качеству и интенсивности. Стало общепринятым считать, что все

    модальности без исключения существуют во времени и являются каналом

    информации о временных характеристиках внешних раздражителей.

    С совершенствованием средств отражения пространства и времени

    возрастают возможности более точного и глубокого познания предметной

    действительности.

    Дифференцировка этих отношений влияет на развитие восприятия. В

    процессе обучения детей пространственно-временная ориентировка является

    важным условием усвоения знаний, навыков и умений, развития мышления.[49,

    45]

    В какой бы среде человек не находился, каким бы видом деятельности не

    занимался, для него жизненно необходимым является правильное отражение

    изменений, происходящих в пространстве и времени (Л. Н. Люблинская).

    Различение и обобщение пространственных и временных отношений между

    воспринимаемыми объектами среды является, по существу, двусторонним

    процессом. Одна из сторон является собственно перцептивной, непосредственно

    чувственным отражением определенных связей между объектами. Другая сторона

    связана с мышлением. Это единство чувственного и логического в отражении

    пространственных, временных и количественных отношений определяет

    готовность ребенка к отражению других, более сложных отношений и

    взаимозависимостей между явлениями внешнего мира. Дифференцировка

    пространственных, временных и количественных отношений между объектами

    предшествует образованию знаний о функциональных, структурных и причинно-

    следственных отношений между вещами, составляющих сущность логического

    мышления. Все эти виды отражаемых отношений между объектами тесно связаны в

    чувственном и логическом познании. [39, 15]

    Уже в возрасте нескольких месяцев ребенок стремится активно

    ориентироваться во времени и пространстве. Это необходимо ему для освоения

    и изучения окружающего его мира. Раньше и легче дается человеку ощущение

    пространства. Что такое «здесь» и «там», становится понятным довольно

    скоро. ЗДЕСЬ - это то, что доступно, что можно разглядеть, потрогать,

    попробовать на вкус. ТАМ – непосредственно недоступно, но, если приложить

    усилия, постараться дотянуться или переместиться, то можно превратить ТАМ в

    ЗДЕСЬ. К году или полутора годам ребенок начинает понимать, что такое

    «сейчас» - оно похоже на «здесь». Чуть позднее выясняется и что такое

    «скоро»- оно похоже на «там», «недалеко». К трем годам становится ясным,

    что бывает «сегодня», «завтра», «вчера». Только к 7-8 годам складывается

    наше обычное интуитивное представление о времени: как о равномерно и

    повсеместно текущем потоке мгновений.

    В своем развитии ребенок, вероятно, повторяет - в очень ускоренном

    темпе - тот долгий и давний путь, которым человечество, развиваясь от

    первобытного состояния, пришло к нашему современному понятию времени. Это

    тоже был путь ощущения, восприятия, исследования и освоения мира. На самых

    первых порах источником ощущения и переживания времени было, наверное,

    стремление превратить желаемое в доступное. Как говорил еще сто лет назад

    французский психолог М.Гюйо: « Время закрыло доступ к себе существу,

    которое ничего не желало бы, ни к чему не стремилось…. Будущее- это не то,

    что идет к нам, а то, к чему мы идем.» Цель- действие- достижение. По этому

    образцу в сознании людей возникла цепочка «будущее - скоро - сейчас»,

    которая превратилась потом в представление о последовательности мгновений,

    сменяющих друг друга в общем потоке времени.[48, 35]

    Восприятие времени человеком подготовлено всем ходом развития

    животного мира. Сознательное восприятие времени у человека складывалось в

    процессе социально-производственной практики. Различного рода орудия

    измерения времени, временные понятия и т.д. - это отсутствует у животных,

    для которых восприятие времени - явление чисто биологическое.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.