МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование познавательной деятельности младших школьников

    своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и

    достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс

    человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

    Память можно определить как способность к получению, хранению и

    воспроизведению жизненного опыта.[14] Разнообразные инстинкты, врожденные и

    приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный,

    передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной

    жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в

    подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим

    быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм

    просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он

    приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно

    утрачивалось.

    Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего

    развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями,

    какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У

    человека, в отличие от животных, есть речь как мощное средство

    запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода

    технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои

    органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти

    и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его

    руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно,

    не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида

    памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная,

    логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем

    запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — с использованием

    разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде

    предметов материальной и духовной культуры.

    Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно

    определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в

    жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти

    функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей

    структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей

    развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но

    зато неплохо воспроизводят и довольно долге хранят в памяти запомненный ими

    материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди,

    которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что

    когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды

    памяти.

    Образы тех предметов и явлений, которые в данный момент не

    воспринимаются, но которые были восприняты ранее, называются

    представлениями памяти.

    Представление – итог всех прошлых восприятий данного предмета или

    явления. Образ вашей матери – итог всех пошлых восприятий её. Представление

    может быть обобщенным образом не только единичного предмета, но и целого

    класса аналогичных предметов.

    Можно представить пирамиду, треугольник, кокой-то вид животного. Это

    будет обобщенный образ целой группы однородных предметов. Обобщенные

    представления играют чрезвычайно важную роль в формировании понятий –

    важных элементов мыслительной деятельности.

    Представления могут быть зрительными, слуховыми, двигательными,

    осязательными и др.

    На основе разных представлений, накапливаемых опытом человеческой

    деятельности, у человека формируется воображение.

    Воображение

    Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от

    остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное

    положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы

    психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно

    только для человека и странным образом связано с деятельностью организма,

    будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических

    процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме

    воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно

    предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить

    привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и

    продолжает его стимулировать в наши дни.[14]

    Что же касается загадочности этого феномена, то она состоит в том, что

    до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в

    том числе о его анатомо-физиологической основе.

    Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою

    деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная

    культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое

    значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования

    вида «гомо сапиенс», мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит

    человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о

    прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может

    «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое

    существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно

    воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

    Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего

    человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного

    вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех

    случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены,

    или просто нецелесообразны (нежелательны).

    От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда

    соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.[14]

    Внимание

    Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении

    сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов

    до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже

    много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса

    внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент

    любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие

    полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое

    состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои

    особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

    В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения

    указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого

    рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически

    относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование

    остальных познавательных процессов.

    Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает

    особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы,

    выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и

    изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания

    мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных

    процессов и особенности различных психических состояний человека. Всякий

    раз, когда мы пытаемся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего

    остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает.

    Однако нельзя не видеть и особенностей внимания, красной нитью

    проходящих через все другие психические явления, где оно проявляется, не

    сводимых к моментам различных видов деятельности, в которые включен

    человек. Это — наличие в нем некоторых динамических, наблюдаемых и

    измеримых характеристик, таких как объем, концентрация, переключаемость и

    ряд других, непосредственно к познавательным процессам типа ощущений,

    восприятия, памяти и мышления не относящихся.

    Одной из характернейших особенностей нашей духовной жизни, писал

    известный американский психолог Э. Титченер, является тот факт, что,

    находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем

    и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних

    впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в

    виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений. [14]

    Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние,

    характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они

    выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или

    внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся

    осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы

    человека в течение определенного периода времени.

    Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент

    времени на каком-либо реальном или идеальном объекте – предмете, событии,

    образе, рассуждении. [19]

    Внимание — это процесс сознательного или бессознательного

    (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы

    чувств, и игнорирования другой.[14]

    Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью,

    сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим

    каждое из них.

    Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного

    времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете

    деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания

    может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными

    физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его

    нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие

    характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и

    т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к

    предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые — с

    внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

    Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно

    быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень

    хорошо чувствует себя физически, также, как правило, характеризуется

    неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому

    отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет

    внимание в повышенном состоянии в течение длительного периода времени. При

    обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих

    моментов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества

    сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится недостаточно

    устойчивым. В жизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего

    определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.

    Сосредоточенность внимания (противоположное качество — рассеянность)

    проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности

    внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру,

    может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги,

    на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что

    происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на

    определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или

    слове, а также более или менее распределено по всему тексту.

    Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия

    рассматриваются как синонимы.[14]

    Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на

    другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика

    человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может

    переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод

    может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид

    невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно

    заинтересовало, а во втором — сознательно, усилием воли заставляет себя

    сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе

    объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной

    основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую

    неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное

    качество. Она нередко способствует временному отдыху организма,

    анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы

    и организма в целом.[14]

    С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных

    процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как

    человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем;

    второй — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

    Все три обсуждаемые характеристики внимания связаны, помимо прочего, со

    специальными свойствами нервной системы человека, такими, как лабильность,

    возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системы

    непосредственно определяют качества внимания, особенно непроизвольного, и

    поэтому их следует рассматривать в основном как природно обусловленные.

    Распределение внимания — его следующая характеристика. Она состоит в

    способности рассредоточить внимание на значительном пространстве,

    параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько

    различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания

    между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в

    буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и

    подобное впечатление создается за счет способности человека быстро

    переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к

    продолжению прерванного до того, как наступит забывание.[14]

    Известно, что память на прерванные, действия способна сохраняться в

    течение определенного времени. В течение этого периода человек может без

    труда возвратиться к продолжению прерванной деятельности. Так именно и

    происходит чаще всего в случаях распределения внимания между несколькими

    одновременно выполняемыми делами.

    Распределение внимания зависит от психологического и физиологического

    состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов

    деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его

    распределения обычно сужается.[14]

    Объем внимания — это такая его характеристика, которая определяется

    количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере

    повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего

    объема внимания людей — 5—7 единиц информации. Она обычно устанавливается

    посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время

    предъявляется большое количество информации. То, что он за это время

    успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку

    экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным

    запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной

    памяти.[14]

    Мышление

    «У здравого смысла прекрасный нюх, но зато старчески тупые зубы» — так

    охарактеризовал значение мышления один из его наиболее интересных

    исследователей К.Дункер, очевидным образом противопоставляя его здравому

    смыслу. С этим трудно не согласиться, имея в виду, что мышление в его

    высших творческих человеческих формах не сводится ни к интуиции, ни к

    жизненному опыту, составляющим основу так называемого «здравого смысла».

    Что же такое мышление? Каковы его отличия от других способов познания

    человеком действительности?

    Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно

    представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого

    отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает

    такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на

    данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно

    имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний,

    творческое преобразование имеющихся представлений.

    Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в

    том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи,

    которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача

    задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно

    данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной

    информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно

    отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и

    определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего

    непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и

    явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде

    законов, сущностей.

    На практике мышление как отдельный психический процесс не существует,

    оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в

    восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих

    процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих

    познавательных процессах определяет их уровень развития.

    Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.