МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии

    деятельности ребенка, так и в общении со взрослыми происходят существенные

    сдвиги. Прежде всего значительно дифференцируются отношения ребенка к

    окружающим людям и вещам. Одни отношения возникают на основе удовлетворения

    основных потребностей ребенка ( еда, сон, одевание) . Другие отношения

    возникают в связи с самостоятельной деятельностью ребенка с различными

    предметами – игрушками и предметами обихода; третьи – на почве ориентировки

    ребенка в мире вещей, еще недоступных ему непосредственно, но уже

    заинтересовавших его. Однако, при всем многообразии возникающих в этом

    возрасте отношений, все они могут быть реализованы лишь в совместной

    деятельности со взрослыми (Д.Б.Эльконин) [55].

    Все основные новообразования связаны с развитием основного типа

    деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи. Благодаря отделению

    действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием

    взрослого: ребенок называет себя другими именами. Как только ребенок

    увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Я сам».

    Л.С. Выготский [9] назвал это новообразование «внешнее Я сам». Его

    возникновение приводит к полному распаду прежней социальной ситуации, что

    проявляется в кризисе 3-х лет.

    Кризис 3-х лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые

    существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста

    возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой

    то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом

    действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как

    носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам»

    означает возникновение не только внешне заметной самостоятельности, но и

    одновременно отделение ребенка от взрослого человека.

    В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире

    детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами,

    превращается в мир взрослых людей.

    Из новообращенных кризиса 3 лет возникает тенденция к самостоятельной

    деятельности, в тоже время похожей на деятельность взрослого – ведь

    взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать как

    они. Тенденция жить общей жизнью со взрослым проходит через все детство;

    ребенок отделяясь от взрослого, устанавливает с ним более глубокие

    отношения, подчеркивал Д.Б,Эльконин [55].

    Такая перестройка побуждений ребенка, соединение их представлений,

    является одной из предпосылок для возникновения и широкого развития именно

    в дошкольном возрасте новых видов деятельности: ролевой игры,

    изобразительной и конструктивной деятельности, элементарных форм трудовой

    деятельности почти все исследователи развития детей дошкольного возраста

    подчеркивают, что для него существенно наличие спокойной эмоциональности,

    лишенной аффективных вспышек и конфликтов. Этот особый характер протекания

    эмоциональной жизни детей тесно связан с появлением у них представлений.

    Благодаря возрастной самостоятельности ребенка условия его жизни

    существенно изменяются . Воспитывающие ребенка взрослые выводят его в

    широкий мир человеческой деятельности. Открытие нового мира серьезной

    человеческой деятельности побуждает у ребенка активное желание участвовать

    в этой жизни. В связи с этим жизнь ребенка-дошкольника характеризуется, во-

    первых, относительным отделением его деятельности от взрослых, во-вторых,

    расширением условий жизни, в-третьих, открытием общественных функций людей

    и их отношений друг к другу, в-четвертых, активным желанием ребенка

    участвовать в жизни взрослых.

    Установление своего места в системе отношений со взрослыми,

    самооценка, т.е осознание своих умений и некоторых качеств, открытие для

    себя своих переживаний - все это и составляет начальную форму осознания

    ребенком самого себя, которое проявляется к концу дошкольного возраста и

    является основным образованием этого важнейшего периода. Значительно

    расширяется и круг жизненных отношений. Изменение образа жизни ребенка,

    формирование новых отношений со взрослым и новых видов деятельности

    приводит к дифференциации функций и форм речи.

    Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому

    своих впечатлений, переживаний, замыслов.

    Общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер:

    ребенок дошкольник в своих высказываниях всегда имеет в виду определенного,

    в большинстве случаев близкого человека.

    Таким образом, в дошкольном возрасте происходит овладение основными

    средствами языка, и это создает возможность для осуществления общения,

    опирающегося на собственно языковые средства.

    В первом полугодии жизни ведущим мотивом общения детей с взрослыми

    является личностный мотив ( Н.Н.Авреева [2], Г.Х. Мазитова [37],

    А.Г.Рузская) [41], со второго полугодия жизни до 2-х лет ведущим становится

    деловой мотив общения (М.И.Лисина) [33]. В первой же половине дошкольного

    детства ведущим становится познавательный, а во второй его половине - снова

    личностный мотив (Х.Т.Бедельбаева [4], З.М. Богуславская [3], А.Г. Рузская

    [42]).

    Смена ведущего мотива определяется изменением ведущей деятельности

    ребенка и положением общения в системе общей жизнедеятельности детей.

    Необходимо упомянуть и об индивидуальных различиях в общении ребенка

    со взрослыми, которые могуч выражаться : в различной степени активности, в

    общении со взрослыми; в большей или меньшей склонности ребенка к деловым,

    познавательным или личностным контактам (З.М.Богуславская [3]).

    В конце раннего возраста дети ищут в сверстнике участника

    эмоционального практического взаимодействия, обмена радостными эмоциями и

    сходными действиями, в которых они демонстрируют свои физические

    возможности.

    У младших школьников, как и у

    дошкольников среднего возраста, преобладает деловой мотив общения:

    сверстник-партнер по сюжетно-ролевым и

    соревновательным играм.

    В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) по- прежнему на первом месте

    остаются мотивы делового сотрудничества, но одновременно повышается

    значение познавательных мотивов и за рамками сотрудничества.

    Дошкольникам 6-7 лет также наиболее присущи мотивы

    делового сотрудничества, еще стремительнее

    увеличивается роль познавательных; дети обсуждают с

    ровесниками серьезные жизненные вопросы,

    вырабатывают общие решения.

    Общение осуществляется с помощью разнообразных средств.

    Выделяют три основные категории средств общения:

    1. экспрессивно - мимические средства общения (взгляд, мимика,

    выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);

    2. предметно - действенные средства общения (локомоторные и предметные

    движения; позы, используемые для целей общения; приближения, удаления,

    вручения предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к

    себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание

    уклониться от контактов с взрослыми или стремление приближаться к нему,

    быть взятым на руки);

    3. речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы,

    реплики). Эти категории средств общения появляются у ребенка

    в том порядке, в котором перечислены, и составляют

    основные коммуникативные операции в дошкольном детстве.

    В общении с окружающими людьми дети используют средства общения

    всех категорий, которыми уже овладели, в совокупности,

    выдвигая на передний план те или иные из них в зависимости от решаемой в

    данный момент задачи и своих индивидуальных особенностей. Из

    мнения отдельных аспектов, характеризующих развитие разных

    структурных компонентов общения - потребностей, мотивов, операций и

    т.п., в совокупности порождают интегральные, целостные

    образования, представляющие собой уровни развития

    коммуникативной деятельности. Эти качественно специфические образования,

    являющиеся этапами онтогенеза общения были названы формами общения

    (А.В.Запорожец [20], М.И.Лисина [31]).

    Одновременное изменение потребностей, мотивов и средств общения детей

    ведет к изменению форм коммуникативного развития.

    В современных исследованиях выделяются 4 формы общения детей со

    взрослыми (М.И.Лисина [29] и др):

    1. ситуативно-личностная (непосредственно эмоциональная);

    2. ситуативно- деловая ( предметно-действенная);

    3. внеситуативно-познавательная;

    4. внеситуативно-личностная.

    Ситуативно-личностная форма общения в онтогенезе первой примерно в 0-2

    месяца имеет самое короткое время существования в самостоятельном виде - до

    6 месяцев. Ведущим мотивом в этот период жизни детей является личностный

    мотив.

    Общение малышей с взрослыми выступает как самостоятельные эпизоды

    обмена выражениями нежности и ласки. Это общение непосредственное, что и

    отражено в прежнем названии ситуативно-личностного общения "непосредственно-

    эмоциональное".

    Ведущее место при ситуативно-личностном общении занимают

    экспрессивно-мимические средства общение (улыбка, взгляд, мимика и т.д.).

    Для целей общения в этот период жизни

    первоначально формируется комплекс оживления.

    Ситуативно-личностное общение занимает положение ведущей деятельности в

    первом полугодии жизни (С.Ю. Мещерякова [2]).

    Ситуативно-деловая форма общения со взрослыми появляется в онтогенезе

    второй и существует от 6 месяцев до 3 лет. Но она очень сильно отличается

    от первой генетической формы общения.

    Общение со взрослыми вплетается в новую ведущую деятельность

    ( предметно-манипулятивную), помогая ей и обслуживая ее. На центральное

    место среди других мотивов общения выдвигается деловой мотив, т.к. главные

    поводы для контактов ребенка с

    взрослыми связаны с их общим делом практическим сотрудничеством. Ведущее

    положение при ситуативно - деловой форме общения занимают коммуникативные

    операции предметно-действенного

    вида (локомоторные и предметные движения; позы

    Используемые для целей общения).

    Ситуативно - деловое общение имеет важнейшее значение в жизни детей

    раннего возраста. В это время дети переходят от неспецифических примитивных

    манипуляций с предметами ко все более специфическим, а затем и культурно

    фиксированным действиям с ними. В этом переходе общение играет решающую

    роль (В.В.Ветрова [6], М.Т. Елагина [18], Д.Б. Эльконин [55]).

    В первой половине дошкольного детства у ребенка возникает третья форма

    общения внеситуативно -познавательная. Как и вторая форма общения

    (ситуативно-деловая) она опосредована, но вплетена не в практическое

    сотрудничество с взрослым, а в совместную познавательную деятельность

    ("теоретическое" сотрудничество). Ведущим мотивом становится познавательный

    мотив. Для ситуативно-познавательной формы общения характерно стремление

    ребенка к уважению взрослого.

    Основным средством общения у детей, владеющих внеситуативно-

    познавательной формой общения, являются речевые операции.

    Познавательное общение тесно переплетается с игрой детей, которая

    является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного

    детства. В сочетании оба эти вида активности обеспечивают стремительное

    расширение познаний детей об окружающем мире, углубление их сведений о

    сторонах действительности, не подлежащих чувственному восприятию, "

    конструирование реальности" (Ж.Пиаже), т.е. построение ребенком

    субъективного образа мира.

    К концу дошкольного детства у детей появляется высшая для дошкольников

    форма общения с взрослыми- внеситуативно-личностная. Ведущим в этой форме

    является личностный мотив.

    Еще одной особенностью становления общения в конце дошкольного детства

    является произвольный контекстный характер обучения, который имеет прямое

    отношение к готовности и школьному

    обучению. Потеря непосредственности общении с взрослыми и, соответственно,

    обретение произвольности понимаемой как способность

    подчинять свое поведение определенным задачам и

    соответствующим им правилам и требованиям, выступает существенным

    компонентом психологической готовности к школьному обучению

    (Е.Е.Кравцова [22]).

    Чем выше форма общения с взрослым, тем внимательнее и чувствительнее

    ребенок к оценке взрослого и к его отношению, тем более он сосредоточен на

    материале общения. Поэтому на

    уровне внеситуативно-личностной формы общения дошкольники легче усваивают

    сведения, излагаемые взрослым в ходе игры, в условиях, приближенных к

    занятиям (Е.О.Смирнова [46], Х.Т.Бедельбаева [4]).

    следовательно, сформированость внеситуативно- личностной формы общения к

    школьному возрасту приобретает особое значение и обуславливает

    коммуникативную готовность ребенка к школьному обучению.

    В общении детей со сверстниками выделяют также ряд последовательно

    сменяющих друг друга форм общения (М.И.Лисина):

    1. эмоционально-практическая;

    2. ситуативно-деловая;

    3. внеситуативно-деловая.

    Эмоционально-практическая форма общения возникает на третьем году

    жизни ребенка. От сверстника ребенок ожидает соучастия в своих

    забавах и само выражениях. Основные средства общения являются экспрессивно-

    мимические.

    Примерно в 4 года возникает вторая форма общения со сверстниками -

    ситуативно-деловая. Роль общения со сверстниками у детей старше 4-х лет

    заметно возрастает среди других видов активности ребенка. Это связано с

    преобразованием ведущей деятельности дошкольников - сюжетно-ролевой игры.

    Основным средством общения становится речь.

    Исследователи изучения соотношения речи и мышления у детей

    (Л.С.Выготский [10], А.Р.Лурия [36]), показали, что все психические

    процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение,

    целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи.

    С другой стороны, известно, что у детей с нарушением речи может

    замедлиться интеллектуальное развитие. Те же исследователи утверждают, что

    речевые нарушения (в том числе и общее недоразвитие речи), у детей с

    задержкой психического развития или с умственной отсталостью встречаются

    гораздо чаще, чем у детей с нормальным интеллектом. Поэтому принято

    рассматривать речевую недостаточность в тесном единстве с особенностями

    психического развития ребенка. В.С.Мухина [39] подчеркивает: «Формирование

    активной речи служит основой для всего психического развития ребенка».

    При помощи речи люди имеют возможность общаться с окружающими, получают

    новую информацию.

    Р.И.Лалаева [25] отмечает, что на раннем этапе развития речи ребенка

    прослеживаются различные истоки мышления и речи. С одной стороны, еще до

    начала формирования речи проявляются зачатки интеллектуальных реакций. С

    другой стороны, наблюдаются доинтеллектуальные корни речи (гуление, лепет).

    У детей первых лет жизни речь оказывает важное влияние на развитие

    ощущений и восприятий, способствует формированию мышления. Благодаря речи

    развиваются представления об окружающем мире, совершенствуется память.

    По мере развития лексико-грамматической стороны речи ребенок

    овладевает такими интеллектуальными операциями, как сравнение, анализ и

    синтез. Становление и развитие речевой деятельности приводит к формированию

    обобщающей функции речи.

    Формирование такой функции речи, как регулирующая, тесно связано с

    развитием целенаправленного поведения, с развитием внутренней речи и

    возможности программированной интеллектуальной деятельности Н.С. Жукова

    [19], Е.М.Мастюкова [19], Т.Р.Филичева [19].

    Большинство авторов обращают внимание на связь между речевой

    недостаточностью и особенностью психического развития ребенка. Е.М.

    Мастюкова утверждает: «У ребенка с общим недоразвитием речи, наряду с

    патологией формирования всех ее сторон, могут отмечаться отклонения в его

    психическом развити, темп его психического развития может замедлиться,

    развитие гностических мыслительных процессов, эмоционально волевой сферы,

    характера, а иногда и личности в целом может проходить аномально».

    Следовательно, речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка.

    «Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления» -

    отмечает М.Ф. Фомичева [50].

    Проблема развития речи у детей глубоко изучена и широко представлена в

    отечественной педагогике и психологии (Л.С.Выгодский [9], Н.С.Жукова [19],

    В.С.Мухина [39] и мн.другие). Отметим лишь некоторые особенности

    формирования речи, присущие детям с нормальным слухом и интеллектом. Речь

    не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно,

    вместе с развитием ребенка, на основе подражания речи окружающих.

    Исследования многих ученых в этой области позволяют утверждать, что

    для становления речи ребенка необходимо нормальное созревание и

    функционирование центральной нервной системы.

    Большое значение для развития речи имеет нормальное состояние высших

    психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), а так же

    физическое состояние ребенка. Однако, даже имея все необходимые

    предпосылки, без речевого окружения ребенок никогда не заговорит.

    На первом году жизни у ребенка происходит интенсивное развитие

    головного мозга, органов речи, а так же слуха (физического и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.