МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование личности в среднем школьном возрасте

    Формирование личности в среднем школьном возрасте

    Московский Педагогический Университет им. Крупской

    Факультет Технологии и Предпринимательства

    Реферат по коррекционной педагогике на тему:

    «Формирование личности в среднем школьном возрасте»

    Выполнил:

    Кудрин Е.Е .

    42 группа

    Москва 2001

    Формирование характера и его недостатков. Многие психологи, педагоги,

    общественные деятели утверждают, что воспитание ребенка, намеренное или

    ненамеренное, начинается с его рождения. Младенец уже с первых своих дней

    восприимчив ко всяким привычкам, как хорошим, так и дурным. По мнению

    большинства лиц, внимательно изучавших • маленьких детей, характер ребенка

    образуется между двумя и четырьмя годами, в это время родителям еще легко

    утвердить свое влияние и создать необходимые условия для образования

    твердого характера. И если родители и это время смотрят на свою задачу

    сквозь пальцы, то больших трудностей стоит затем исправить эту подчас

    роковую ошибку. Таким образом, воспитание способствует формированию

    характера, а уже из этого вытекает как следствие, что каждый человек, если

    захочет, может более или менее глубоко изменить свое поведение, свой

    характер, свою личность.

    Дефекты характера также складываются в раннем возрасте. Одни—по незнанию и

    неопытности в деле воспитания родителей, другие—в силу родительского

    пристрастия или, наоборот, грубого и жестокого к нему отношения, наконец,

    третья категория родителей создает в ребенке трудный характер вследствие

    глубокого безразличия к формированию его личности.

    Чем достигается исправление характера? Всеми мерами, которые делают

    поведение ребенка нормальным и выправляют его в социальном отношении. Такие

    меры могут быть социальными, педагогическими, психоневрологическими,

    физического оздоровления или же могут представлять их комбинацию. В

    большинстве случаев требуется воздействие на таких детей при помоши двух

    или более из упомянутых мероприятии.

    В задачу предлежащей работы не входит изложение всех указанных видов

    корректирующего воспитания. Мы подробно остановимся только на методах и

    приемах педагогического лечения и психонервного лечения (психотерапии).

    Объединение усилий врача и педагога. Лечебно-педагогическое воздействие на

    детей с недостатками характера возможно тогда, когда, с одной стороны,

    медицина тесно сливается с педагогикой, а с другой—когда психонервные

    отклонения у таких детей устраняются при помощи педагогических методов и

    приемов. Действительно, успех здесь возможен только при взаимном и глубоком

    проникновении одной области в другую, при дружном содействии врача и

    педагога. Одно лечение так же, как и одно воспитание, будет

    безрезультатным. Подобного рода взаимное проникновение деятельности

    педагога н врача обеспечивается особенно большие достижения, если они оба

    имеют специальную подготовку: грач—в педагогических дисциплинах и лечебной

    педагогике, педагог же—в психоневрологии детского возраста и также в

    лечебной педагогике.

    1.Усвоение знаний и формирование у подростков познавательного отношения к

    окружающему. Остановимся более подробно на характеристике особенностей

    процесса усвоения знаний в средних классах школы, так как это имеет

    значение не только для развития мышления подростков и их познавательных

    интересов, но и для формирования их личности в целом. Обучение в школе

    всегда происходит на основе уже имеющихся у ребенка знаний, которые он

    приобрел в процессе своего жизненного опыта. При этом знания ребенка,

    полученные им до обучения, не являются простой суммой впечатлений, образов,

    представлений и понятий. Они составляют некоторое содержательное целое,

    внутренне связанное с характерными для данного возраста способами мышления

    ребенка, с особенностями его отношения к действительности, с его личностью

    в целом. .

    Из всего сказанного следует, что усвоение знаний в школе не .сводится к

    количественному накоплению, расширению и углублению того, что ребенок знал

    до обучения. Новые знания не просто заменяют собой старые, они их изменяют

    и перестраивают; перестраивают они также и прежние способы детского

    мышления. В результате у детей появляются новые особенности личности,

    выражающиеся в новой мотивации, новом отношении к действительности, к

    практике и к самим знаниям.

    Скрупулезное экспериментальное изучение процесса усвоения знаний позволяет

    проследить, как же именно и при каких условиях школьные знания, как бы

    прорастая в сознание ученика, изменяют весь строй его мышления и личности.

    Схематически этот процесс может быть представлен как путь от восприятия и

    понимания учебного материала к активной его переработке в сознании учащихся

    и к превращению усвоенных знаний в личное достояние ученика, т. е. в его

    убеждения. Отсюда ясно, что подлинное усвоение знаний завершается лишь

    тогда, когда знания ученика превращаются в факт его мировоззрения, т. е.

    изменяют взгляды ученика на окружающую действительность и отношение к ней.

    Из такого понимания процесса усвоения школьных знаний следует, что это

    усвоение есть не только процесс образования, но и сложный процесс

    воспитания, непосредственно связанный с формированием личности школьника.

    Вот почему так важно понять специфику усвоения знаний в средних классах

    школы, для того чтобы выяснить то влияние, которое оно оказывает на

    формирование личности подростка.

    В средних классах учащиеся вплотную приступают к усвоению отдельных

    учебных предметов, т. е. к усвоению системы научных понятий, системы

    причинно-следственных зависимостей, составляющих содержание

    соответствующего учебного предмета. Правда, и в конце младшего школьного

    возраста в учебную программу уже вводятся такие предметы, как

    естествознание, география, история. Но на этой стадии обучения указанные

    предметы носят еще очень конкретный, описательный характер. В V—VIII

    классах эти же предметы приобретают гораздо более отвлеченное содержание,

    но, что самое главное, в учебную программу 'начинают входить совсем новые

    учебные предметы, предъявляющие к усвоению знаний учащимися принципиально

    иные требования. К таким предметам относятся физика, химия, алгебра,

    геометрия и пр.

    Указанные учебные предметы выступают перед учащимися как особая область

    теоретических знаний, часто не имеющих непосредственной наглядной опоры ни

    в жизненных представлениях ребенка, ни в тех знаниях, которые он приобрел в

    начальных классах школы. Более того, иногда эти новые знания вступают даже

    в противоречия и с его чувственным опытом и с теми представлениями, которые

    он приобрел до обучения в средних классах. Например, ребенок должен понять

    и осмыслить, что при делении дроби на дробь число увеличивается, а при

    умножении — уменьшается, хотя в начальных классах, имея в виду целые числа,

    он привык думать как раз обратное. Причем это обратное представление (а

    именно то, что при делении число уменьшается, а при умножении

    увеличивается) полностью соответствует и его повседневному практическому

    опыту.

    Следовательно, в отличие от начальных классов, знания, приобретаемые в

    средней школе, часто выступают для учащихся как находящиеся в противоречии

    с непосредственно воспринимаемой ими действительностью. Поэтому доведение

    до сознания школьников связи получаемых ими знаний с действительностью при

    обучении основам наук должно стать специальной задачей. Школьник должен

    научиться видеть в понятии обобщенную в нем действительность. За системой

    школьных знаний он должен увидеть мир во всем его конкретном многообразии.

    А это последнее осложняется тем, что многочисленные понятия и законы,

    усваиваемые в средних классах школы, могут быть отнесены к действительности

    только опосредствованно, через систему других понятий. Это в свою очередь

    требует от школьников того, чтобы они научились в процессе своего мышления

    следовать .це только от конкретных предметов (или их представлений) к

    понятиям и обратно, но и от одного абстрактного понятия к другому. Иначе

    говоря, это требует, чтобы школьники-подростки научились рассуждать в чисто

    теоретическом плане.

    Кроме того, отсутствие прямой связи между житейской практикой школьника и

    содержанием тех знаний, которые он усваивает в системе .новых учебных

    предметов, не позволяет при обучении в V—VIII классах целиком опираться на

    тот непосредственный интерес к явлениям и фактам действительности, к их

    причинам и следствиям, который был основой обучения в младших классах

    школы. Учащиеся, прекрасно владеющие родным языком, не могут испытывать

    непосредственной потребности в том, чтобы узнать, что слово «стол»

    относится к именам существительным, а слово «ах» — к междометиям. Школьник

    и без знания закона Архимеда и правил плавания тел может в пределах своего

    ограниченного личного опыта определить, какая вещь будет плавать, а какая

    потонет; он может прекрасно пользоваться палкой как рычагом, не зная о том,

    что такое рычаг и какие физические законы определяют силу его действия.

    В уже цитированном исследовании М. Ф. Морозова было показано, что у

    отдельных учащихся к концу младшего школьного возраста появляется

    избирательный интерес к отдельным учебным предметам. Ему удалось путем

    изучения этих учащихся установить некоторые особенности такого интереса и

    условий его возникновения. Предпосылкой возникновения особого интереса к

    тому или иному учебному предмету, согласно данным М. Ф. Морозова, является

    выделение учеником специфического содержания данного предмета (отличного от

    содержания других учебных .предметов) и тех связей, которые существуют

    между понятиями и законами внутри самого этого .предмета. Сравнивая

    характер познавательных интересов, типичных для младшего школьного

    возраста, с теми интересами, которые появляются у отдельных детей на пороге

    их перехода в средние классы.

    М. Ф. Морозов пишет, что в интересах учащихся младшего школьного возраста

    еще нет ничего специфического для данного учебного предмета. Во всех

    учебных предметах их привлекает одно и то же: овладение конкретными

    умениями и навыками, знакомство с новым содержанием учебного материала,

    преодоление трудностей, удовольствие от интеллектуального напряжения.

    Совсем иные черты характеризуют интерес, возникающий у подростков по

    отношению к определенному учебному предмету. Учащиеся, обнаруживающие такой

    интерес, давая объяснения, что же конкретно их интересует в данном учебном

    предмете, указывают именно на то его содержание, которое характеризует

    соответствующую область научных знаний со стороны имеющихся в ней

    собственных внутренних связей и отношений. Так, например, учащиеся,

    интересующиеся арифметикой, говорят, что их привлекает точность

    арифметических действий, строгая их последовательность («где от одного

    действия зависят остальные»). Они начинают замечать логическую

    последовательность рассуждений, «взаимозависимость и закономерность

    арифметических действий».

    В этом возрасте познавательный интерес начинает отличаться и еще одной

    качественно новой особенностью, а именно он часто приобретает личностный

    характер. В младшем школьном возрасте познавательные интересы детей, как

    правило, являются эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации,

    чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают,

    как только урок закончился или когда ребенок получил сведения,

    удовлетворившие этот его эпизодический интерес. В подростковом возрасте

    интерес часто получает стойкий, постоянный характер. Он уже не связан

    непосредственно с ситуацией и, как правило, ею и не порождается. Такой

    интерес возникает постепенно, по мере накопления знаний и опирается на

    внутреннюю логику этого знания. Поэтому личностный интерес активен и, можно

    сказать, неисчерпаем. Напротив, чем больше узнает школьник об интересующем

    его предмете, тем больший интерес к этому предмету у него возникает '.

    Формирование такого рода относительно стойких личностных интересов в

    среднем школьном возрасте создает особый облик подростков: они живо

    откликаются на новые открытия, изобретения, широко интересуются техникой,

    начинают посещать различные учебные кружки, читать научно-популярную,

    техническую литературу, начинают сами производить какие-то опыты, мастерить

    модели, собирать и разбирать радиоприемники и т. п. При этом следует

    подчеркнуть, что такого рода интерес необходим при усвоении учебных

    предметов в средних классах школы и что его отсутствие, как это будет видно

    из дальнейшего изложения, приводит к неполноценному усвоению знаний и к

    неправильному формированию личности подростка.

    2. Развитие моральной стороны личности и формирование нравственных

    идеалов в среднем школьном возрасте.

    Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их

    взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит в

    среднем школьном возрасте к формированию нравственных идеалов, воплощенных

    в духовном облике человека. Нравственно-психологический идеал у

    подростка—это не только знаемая им объективная этическая категория,

    это—эмоционально окрашенный, внутренне принятый подростком образ, который

    становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки

    поведения других людей.

    Воспринятый или созданный ребенком идеал человека, которому он хочет

    подражать и черты которого ребенок стремится в себе воспитать, означает

    вместе с тем и наличие у него постоянно действующего нравственного мотива.

    А это в свете данных, полученных в наших исследованиях, в частности и в

    только что изложенном исследовании Е. С. Махлах, является важнейшим

    условием формирования моральной устойчивости личности подростка.

    Наблюдения и психологический анализ воспитательного процесса показывают,

    что возникновение у подростка положительных нравственных идеалов является

    необходимым, а может быть даже и решающим условием воспитания вообще. И,

    наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезные

    препятствия воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут

    приниматься подростками, 'поскольку они расходятся с его собственными

    требованиями к себе, основанными на имеющемся у него идеале.

    Несмотря на такое большое значение идеалов в развитии личности школьника,

    вопросу их активного формирования в педагогике не придается, как нам

    кажется, должного значения. Недостаточно исследуется процесс формирования

    идеалов и в психологии. Тем не менее за последние годы появилось несколько

    психологических работ, которые позволяют не только уточнить значение

    идеала, но и понять некоторые возрастные особенности усвоения идеала и его

    функции в психическом развитии ребенка.

    Идеалы школьника среднего возраста, так же как и младшего, представлены,

    как правило, в облике конкретного человека. Однако, в отличие от младших

    школьников, подростки редко находят воплощение своих идеалов в окружающих

    людях (учителя, родители, товарищи), в основном их привлекают героические

    образы художественных произведений, герои Великой Отечественной войны и

    другие люди, совершившие подвиги, требующие мужества и самообладания.

    3. Формирование у детей подросткового возраста нового уровня

    самосознания.

    Формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки подростком

    объективных особенностей своего поведения и деятельности, в которых

    раскрываются качества его личности. Следовательно, проблема самосознания не

    сводится к проблеме интроспекции, как было принято думать в традиционной

    психологии. Формирование самосознания подростка, как показывают данные

    многочисленных исследований, заключается в том, что он постепенно начинает

    выделять те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков,

    обобщать их и осмысливать сначала как особенности своего поведения, а затем

    и как относительно устойчивые качества своей личности. Для того чтобы мог

    осуществиться весь сложный процесс самосознания, 'необходимо, чтобы ребенок

    достиг того уровня жизненного опыта и психического развития, при котором

    становится возможным познание и оценка такой сложной деятельности, какой

    является нравственно-психологический облик человека. Особенно большое

    значение приобретает при этом развитие у подростков мышления в понятиях, на

    чем мы уже подробно останавливались выше, и появление качественно более

    высоких особенностей речи. Важнейшая из них заключается в том, что в связи

    с изучением грамматических понятий 'подросток делает предметом своего

    сознания язык, что приводит его к сознательному и произвольному отношению к

    своей собственной речи. Делая же предметом сознания свою речь, он тем самым

    становится способным сделать предметом сознания ,и свою собственную мысль.

    Для того чтобы бы выделить определенное качество и определить к нему свое

    отношение, необходимо обозначить его словом и ввести в систему нравственно-

    психологических понятий.

    4. Развитие самооценки и ее роль в формировании личности подростка.

    Только наличие положительной оценки создает у детей переживание

    эмоционального благополучия, что является необходимым условием для

    нормального формирования личности.

    Понятно, почему эти явления у подростков выражаются особенно интенсивно,

    эти переживания связаны с целым комплексом особенностей, характерных именно

    для этого возраста: с интенсивным развитием самооценки, уровнем притязаний,

    наличием стремления к самоутверждению; а это и есть те компоненты, которые

    порождают аффективный конфликт и описанный нами аффект неадекватности.

    Значение и роль самооценки в подростковом возрасте усиливаются еще и тем

    фактором, что острые аффективные переживания решающим образом влияют на

    формирование характера. Исследования обнаруживают, что дети с аффективными

    'переживаниями, возникшими на основе конфликта между самооценкой ребенка и

    его притязаниями, вместе с тем обладают ч соответствующими аффективными

    формами поведения.

    Они склонны к преувеличенным и неадекватным реакциям, они обидчивы,

    агрессивны, недоверчивы, подозрительны, упрямы и т. д. Это портит их

    взаимоотношения с окружающими, делают их неуживчивыми и труднопереносимыми

    в коллективе. Длительное же сохранение такого рода поведения и таких

    взаимоотношений с людьми приводит к тому, что указанные аффективные формы

    поведения закрепляются и могут стать устойчивыми чертами характера.

    Следовательно, отрицательные черты возникают у ребенка реактивно как форма

    его защиты от труднопереносимых переживаний, и начало формирования таких

    черт часто относится именно к подростковому возрасту.

    До сих пор мы касались вопросов формирования у детей 'подросткового

    возраста отрицательных черт характера, возникающих на основе аффекта

    неадекватности, связанного с неблагополучным соотношением между

    притязаниями подростка и его возможностями. Но ведь это особые случаи,

    которые стали предметом нашего исследования и рассмотрения лишь потому, что

    на них легче обнаружить влияния самооценки на эмоциональное самочувствие

    подростка и на его развитие (кроме того, формирование отрицательных черт

    'поведения личности требуют безотлагательного практического вмешательства).

    Однако описанные случаи антагонистического противоречия между самооценкой и

    уровнем притязаний ребенка, с одной стороны, и его возможностями — с

    другой, вовсе не являются типичными для формирования личности даже в

    подростковом возрасте. Напротив, появление устойчивой самооценки, так же

    как и устойчивых идеалов, в которых воплощаются 'притязания школьников, в

    отношении моральной сферы и качеств своей личности становятся важнейшими

    факторами их развития к концу подросткового возраста. А это значит, что в

    указанный период начинают приобретать все большее и большее значение

    внутренние факторы развития, определяющие собой новый тип взаимоотношений

    между ребенком и средой:

    подросток уже становится способным к самостоятельному развитию через

    самовоспитание и самосовершенствование. Установление этого типа развития

    подготавливает переход подростка к новой возрастной ступени, к старшему

    школьному возрасту, где внутренние факторы развития становятся

    доминирующими.

    План.

    Формирование характера и его недостатков.

    Объединение усилий врача и педагога.

    1.Усвоение знаний и формирование у подростков познавательного отношения к

    окружающему.

    2. Развитие моральной стороны личности и формирование нравственных идеалов

    в среднем школьном возрасте.

    3. Формирование у детей подросткового возраста нового уровня самосознания.

    4. Развитие самооценки и ее роль в формировании личности подростка.

    Список используемой литературы:

    1.Педагогическая коррекция.

    Кащенко Всеволод Петрович

    2. Лидия Ильинична Божович

    ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ.

    3. ПЕДАГОГИКА

    Под редакцией С. П. Баранова, Т. В. Воликовой, В. А, Сластенина


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.