МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование экологических понятий на уроках русского языка

    причем обязательным, как изучение письма или арифметики. Воспитание

    подрастающего поколения экологически грамотным, является одним из факторов,

    определяющих сохранение жизни на нашей планете. Основой экологической

    подготовки должны быть, конечно, прочные биологические знания, знание

    законов живой природы и на основе этого, понимание того, как необходимо

    жить, чтобы не нарушать гармонии природы. Поэтому перед педагогами должна

    стоять точная цель: воспитывать высокую экологическую культуру школьника.

    Для этого необходимо формировать экологическое мировоззрение, экологическое

    сознание, следует находить более совершенные формы и методы экологического

    воспитания, используя, в том числе и нестандартные уроки, и игровые приемы

    обучения.

    В настоящее время вышли в свет книги, учебники, методические пособия

    по экологии. Кандидат химических наук Т.В. Шопотова при участии Л.П. Старых

    создала экспериментальную программу под названием «Игровая экология» - это

    32 урока для всех времен года, проникнутых любовью к природе, это множество

    интереснейших сведений о животных и растениях, о человеке и его месте во

    Вселенной.

    Интересна книга «Экология для начальной школы. Игры и проекты»

    кандидата педагогических наук Цветковой И.В. Книга содержит более 50

    экологических проектов для младших школьников, и может рассматриваться как

    методическое пособие-путеводитель для педагога и его воспитанников в

    процессе взаимодействия с окружающей природой и социальной средой,

    практической творческой деятельности по преобразованию окружающего мира.

    Получила одобрение новая программа по природоведению З.А. Клепининой,

    эта программа разработана как единая для трехлетней и четырехлетней

    начальной школы. Программа дополнена новой информацией, автор привнес тот

    материал, который обеспечил бы более полную реализацию принципа

    экологической направленности: материал о разнообразии природы, о

    многогранной значимости природы для человека, о положительном и

    отрицательном влиянии человека на природу, о взаимосвязях в природе.

    О.Г. Завьялова – заведующая кафедрой ИПКРО, кандидат педагогических

    наук, доцент, разработала «Азбуку экологии» - это экспериментальное учебное

    пособие для младших школьников по экологическому образованию. Из книги дети

    узнают, по каким законам живет окружающий нас мир, как хороша, и

    разнообразна зауральская природа, какие опасности ей угрожают, и как дети

    могут помочь взрослым навести порядок в природном доме. Это пособие широко

    используется учителями города Куртамыша, что дает определенные результаты.

    Карелова Н.А. – заслуженный учитель учебно-воспитательного комплекса

    «Начальная школа – детский сад» и Потапова С.А. – учитель начальных классов

    школы №2 ведут факультативный курс «Экология для младших школьников»,

    который позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал

    природоведческих знаний, обеспечивает более надежные основы экологической

    ответственности младших школьников.

    Работая с материалами печати, мы обратили внимание на то, что есть в

    нашей стране педагоги-воспитатели, которые еще в младшем школьном возрасте

    начинают воспитывать у детей бережное отношение к природе. Большими

    возможностями для проведения нравственно-экологического воспитания обладают

    уроки природоведения. Изучение мира растений, животных, природных явлений,

    составляет базу для систематического проведения воспитательной работы на

    этих уроках. Так, С.Б. Сергеева из города Красноярска, работая по учебнику

    З.А. Клепининой, использует нестандартные формы, приемы, повышающие интерес

    к предмету, воспитывающие любовь к природе, желание беречь и охранять ее,

    чтобы уроки носили познавательный характер, проводит практические работы.

    А.А. Гаврикова из города Перми, предлагает на уроках природоведения

    использовать кроссворды, которые повышают любознательность детей,

    познавательный интерес к природе.

    Однако сформировать нравственно-экологическое сознание школьников,

    ограничившись рамками одного учебного предмета, невозможно, поскольку у

    детей будет создаваться неполное представление о сложной системе

    взаимодействий, характеризующих вопросы охраны природы. Поэтому необходима

    интеграция научного знания: привлечение к этому процессу других учебных

    дисциплин, то есть, включая экологической материал в ткань разных

    предметов, учителя активизируют у детей мыслительную деятельность и

    развивают интерес к природе. На таких уроках дети лучше усваивают изученный

    материал, у них развивается любознательность, вырабатываются умения делать

    выводы, обобщения, а знания приобретают систематичность.

    Так старшие учителя школы №1119 города Москвы И.П. Подосенова, Л.В.

    Соколова считают, что необходимо в каждый урок математики вводить хотя бы

    одну задачу, знакомящую с элементами природы или рассказывающую об охране

    природы, приобщают детей составлять задачи, используя знания, полученные на

    уроках, и наблюдения, накопленные во время общения с природой (21,24).

    Например: Отгадайте загадку.

    Возле елок из иголок

    Летним днем построен дом,

    За травой не виден он,

    А жильцов в нем миллион.

    (муравейник)

    - Кто видел муравьев?

    - Почему нельзя разорять муравейники?

    Решим задачу про них.

    4 муравья тащат соломинку, а 3 спешат им на помощь. Сколько всего

    муравьев будет тащить соломинку?

    - Можно ли муравьев назвать трудолюбивыми, дружными?

    Интегрированные уроки – природоведение и математика, чтение и

    природоведение – реальный шаг в направлении «экологизации» растущего

    человека. «Природа и люди – одно целое», «Природа в опасности», «Природа

    ждет моей помощи» - вот те важнейшие выводы, которые должен делать каждый

    ребенок.

    Внимание таким урокам уделяет Н.А. Кудряшова, она предлагает следующие

    уроки, которые могут проводиться в 3 классе (1-3), 4 классе (1-4) по темам:

    Природоведение Русский язык

    1. О чем рассказывает 1. Сочинение «Какой я представляю

    Глобус себе нашу планету, глядя на

    глобус»

    2. Лес и человек 2. Составление и запись памятки

    «Как вести себя

    в лесу?»

    3. Водоем - природное 3. Составление и запись памятки

    сообщество «Как вести себя у водоема?»

    Многие педагоги экологическое образование и воспитание осуществляют и

    в процессе внеклассных занятий, экскурсий, кружков, факультативов. Е.А.

    Гринева из города Ульяновска во внеклассной работе использует рассказы В.А.

    Сухомлинского, экологические сказки, чтобы научить ребенка видеть вокруг

    себя, пагубное влияние человека на природу. Интересный прием в процессе

    экологического воспитания и образования использует В.С. Долгачева – кадидат

    биологических наук, на внеклассных занятиях она знакомит детей с

    лекарственными растениями, с их биологическими особенностями, с основами

    охраны, с лекарственными свойствами и их значением для жизни человека.

    (8,36)

    Учитель Л.М. Хафизова на экскурсиях обращает внимание детей на

    разнообразие объектов и явлений природы, учит выделять из многообразия

    отдельные объекты, находить их отличительные признаки, для повышения

    познавательной активности учащихся использует дидактические игры, например

    «Угадай дерево по листу» или «Что изменилось?» (31,33).

    Л.П. Симанова считает, что учитель должен включать в уроки и во

    внеклассную работу задания по экологии, в зависимости от темы и времени

    года, и задания в первую очередь должны быть направлены на систематизацию,

    обобщение знаний детей о природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека

    с природой, на открытие ребенком этих связей и зависимостей.

    Например: Задание 1

    Хоровод дружбы.

    Многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой,

    например:

    Дружат пчелка и цветок,

    Дружат лист и лепесток,

    Дружат реки и леса,

    Дружат в хоре голоса.

    (В. Викторов)

    Продолжи это стихотворение своими примерами, раскрывающими дружеские

    связи различных живых существ и условий их существования.

    Дружат ели и клесты,

    Итак, анализ литературы, опыт школы по данной проблеме показывает, что

    в нашей стране немало учителей, понимающих, что воспитание подрастающего

    поколения экологически грамотным, является одним из факторов, определяющим

    сохранение жизни на нашей планете.

    1.3. Кроме уроков, внеклассных занятий, используемых учителями,

    немаловажную роль в экологическом образовании и воспитании играют и уроки

    русского языка. Анализ программ, учебников по русскому языку показывает,

    что данный предмет обладает нравственно-экологическим потенциалом, но не в

    большей степени, однако для систематического осуществления экологической

    работы следует включать дополнительный материал, используя интегрированные

    уроки, диктанты, сочинения, стихотворения экологического характера,

    словарные слова, загадки, кроссворды, задания на экологическую тему.

    Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального,

    изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их

    взаимосвязанному, комплексному изучению.

    С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации

    интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его

    многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи,

    что способствует эмоциональному развитию его творческого мышления.

    Интеграция позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана

    с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами

    других дисциплин учебного плана начальной школы, то есть в изученной теме

    могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи

    одновременно. Так, например, тема «Весна» изучается в природоведении,

    чтении, музыке, изобразительном искусстве, русском языке, трудовом

    обучении. (16,74)

    Интегрированные уроки – это реальный шаг в направлении «экологизации»

    растущего человека. Интеграция – это объединение, слияние в известных

    пределах в одном учебном предмете обобщенных знаний той или иной области.

    Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения

    межпредметных связей, сказывается на его результативности: знания

    приобретают качества системности, умения становятся обобщенными,

    комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных

    интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и

    достигается всестороннее развитие личности. Именно на интегрированных

    уроках у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются

    эстетические чувства, любовь к природе, что немало важно для экологического

    образования. Следуя этому, я разработала интегрированные уроки с

    экологической направленностью (см. в приложении).

    Природа – первооснова всякой красоты и величия. Начиная с VI в. до

    н.э. античными философами создавались целостные теории прекрасного в

    природе. Эстетическое познание мира многосложно и оно предполагает

    возможность учиться и учить красоте.

    В.А. Сухомлинский считал, что открытия детей, в том числе и родной

    природы, начинаются со знакомства с различными жанрами народного

    творчества. Большой интерес у детей своей иносказательностью изображения

    реального мира вызывают загадки. Как не вспомнить великого педагога К.Д.

    Ушинского, который смотрел на загадку как на «картинное описание предмета»,

    веря, что живая и интересная она прочно заляжет в памяти ребенка, увлекая

    за собой все привязанные к ней объяснения. (30,39) Как показали наблюдения,

    загадки оказывают сильное воздействие на психику основной массы детей.

    Памятуя об этой психико-физиологической особенности детского организма,

    учитель должен вводить в учебный процесс загадки, обостряющие

    чувствительность сенсорной системы, способствующие воспитанию чуткой

    эмоционально богатой личности и использовать загадки не только на уроках

    природоведения, но и на других уроках, в том числе и на уроках русского

    языка. (см. в приложении)

    В начальной школе можно и нужно учить детей понимать экологические

    тесты, что приводит к прочному усвоению знаний и к повышению познавательной

    активности младших школьников, их экологической грамотности. Для понимания

    информации экологического характера на уроках русского языка можно

    использовать тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных, это могут

    быть как диктанты, так и изложения, сочинения, так как главная цель учителя

    – не только проверить знания учащихся, но и пробудить их чувства, мысли,

    побудить их задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства

    всего созданного на планете.

    Большое значение для формирования экологических понятий имеют игры

    экологического характера, задания по экологии. Цель игр – познакомить детей

    с основными проблемами охраны природы и путями их решения. (см. в

    приложении)

    Задания по экологии должны быть направлены, в первую очередь, на

    систематизацию, обобщение знаний детей о природных взаимосвязях и

    взаимоотношениях человека с природой, на открытие ребенком этих связей и

    зависимостей. Задания по экологии помогут учителю управлять деятельностью

    младших школьников по изучению и охране природной и социоприродной среды.

    Основная их функция – развитие интереса детей к природе, к людям и

    поведению, к изучению и осмыслению связей между ними. (см. в приложении)

    Мы высветили экологические проблемы, которые могут решаться на уроках

    русского языка, при использовании определенных заданий.

    Проблемы:

    1. Охрана природной среды – условие существования человечества,

    при решении данной проблемы следует исходить, прежде всего,

    из того, что взаимоотношения между обществом и природой

    носят противоречивый характер, который выражается в

    следующем: с одной стороны люди должны обеспечивать

    сохранение природной среды для своего существования, а с

    другой – они не могут сохранить природу нетронутой,

    поскольку постоянно с нею взаимодействуют. Поэтому встает

    проблема, каким образом и что надо сделать, чтобы вторжение

    людей в ход природных процессов не нарушало природного

    равновесия, не приводило к ухудшению их жизненных условий.

    2. Закономерная взаимосвязь природы и общества. Природу мы не

    можем считать только как условие существования человечества.

    Природу следует рассматривать как систему, включающую

    общество в качестве своего элемента. При этом условии

    взаимосвязь природы и общества является закономерной.

    3. Влияние деятельности на природу в целом и отдельные ее

    компоненты. Как показывает школьная практика, учащимся в

    процессе обучения даются в основном то есть знания, которые

    характеризуют положительное влияние человека на природу, а

    отрицательное влияние зачастую умалчивается. При таком

    одностороннем подходе, у детей формируется представление о

    том, что деятельность людей приносит только положительные

    результаты, что не соответствует действительности. В

    результате чего, учащиеся становятся психологически

    неподготовленными к критическому осмыслению своих поступков

    по отношению к окружающей природе. Младшим школьникам

    следует давать материал, отражающий двойственный характер

    воздействия человека на природную среду. Что поможет им

    осознать имеющуюся противоречивость последствий.

    4. Оптимизация взаимодействия общества и природы. Для решения

    данной проблемы учащимся следует показать специфику

    экологических знаний, которая проявляется в следующем:

    знания не только отражают сущее, но и показывают должное, то

    есть устремлены в будущее, давая опережающую ориентацию

    действиям людей, использующим природные ресурсы, необходимые

    обществу и для его развития.

    5. Природа как источник духовных сил человека. В природных

    условиях легче создавать обучающие ситуации, в которых

    развивались бы не только навыки и умения, но и волевые

    качества ученика, способность принимать ответственное

    решение при выборе тех или иных действий по отношению к

    природе.

    Выводы по 1 главе.

    Итак, важность экологического воспитания детей в современном мире

    переоценить невозможно. От правильно построенных взаимоотношений человека с

    природой зависит многое, в том числе и благополучия самого человека.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.