МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства

    Наконец, третий учебный предмет художественного цикла в школе —

    «Изобразительное искусство». Следует иметь ввиду, что этот предмет знакомит

    учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими

    группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным

    искусством. Среди существующих искусств пять перечисленных занимают особое

    место. «Произведения изо, декоративного искусства, архитектуры зримы,

    вещны, они создают эстетическую среду, окружающую человека дома, на работе,

    в общественных местах. Это городские архитектурные ансамбли, парки,

    интерьеры, монументальные произведения живописи и скульптуры, предметы

    декоративного искусства, технические сооружения, которые воздействуют на

    человека повседневно, независимо от наличия у него эстетических

    потребностей» (28; 146).

    В содержание предмета «Изобразительное искусство» вводится

    одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства,

    освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к

    действительности и детское художественное творчество.

    Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть,

    наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические

    явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение

    любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они

    делают человека художником.

    Изобразительное искусство дает детям развитие психических свойств,

    умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.

    Программа формулирует следующие задачи преподавания изобразительного

    искусства: развитие понимания явлений окружающей действительности;

    формирование практических навыков художественной деятельности;

    систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства

    цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии,

    зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых

    образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание

    активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения

    практически применять художественные способности в процессе трудовой,

    учебной и общественной деятельности (9).

    Таким образом, главная цель изобразительного искусства в школе -

    духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность

    произведения искусства.

    Между тем, урок - это не единственная форма знакомства детей с

    искусством. Именно внеклассная и внешкольная работа дают детям реальную

    возможность познакомиться с искусством шире. Там же они знакомятся и с

    такими видами искусства как кино и театр.

    Особенность этих видов искусства заключается в эмоциональном

    воздействии на ребенка. Зритель непосредственно испытывает радость

    сопереживания, невольно чувствует себя соучастником событий и конфликтов,

    происходящих на сцене. «Своеобразие эстетического воздействия театра, -

    отмечает А.И. Буров, - обусловлено коллективным характером восприятия» (28;

    225). Н.В. Гоголь писал: «В театре толпа ни в чем несходная между собой,

    разбитая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать

    одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом» (5; 113).

    Театр – синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое.

    Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием

    актера, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным

    оформлением сцены. А сопереживание зрительного зала и сцены, сопереживания

    зрителей между собой только усиливает эмоциональное воздействие

    театрального зрелища. В совокупности всех своих средств театр обладает

    мощным механизмом воздействия на любую личность, в том числе и ребенка,

    развивая его нравственно, духовно и, конечно, эстетически.

    Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то,

    что именно программы по предметам художественного цикла ставят перед собой

    задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках

    школьной программы искусство является основным средством эстетического

    воспитания. Эта мысль также отмечается в работах Б.М. Неменского, Б.Т.

    Лихачева, А.И. Бурова и других педагогов по эстетическому воспитанию.

    Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших

    школьников средствами искусства.

    Выводом теоретической части работы стало положение о том, что

    искусство является основным средством эстетического воспитания. В данной

    главе мы представим исследование, проведенное нами с целью выявления

    возможностей искусства в эстетическом воспитании младших школьников на

    практике.

    При разработке методики исследования были определены его гипотеза,

    задачи, методы и приемы.

    Педагогический эксперимент проводился в 3 «Г» классе средней школы №

    45 г. Архангельска. В эксперименте участвовало 26 человек.

    Выявление возможностей искусства, как основного средства эстетического

    воспитания младших школьников явилось предметом настоящего исследования.

    Основным методом исследовательской работы был эксперимент. Кроме того,

    использовались и другие методы:

    - изучение и анализ теоретических работ по психологии, педагогике,

    искусствоведению;

    - изучение и анализ методической литературы;

    - наблюдение за детьми;

    - анкетирование;

    - беседа.

    В ходе работы над теоретической частью была сформулирована следующая

    гипотеза: эстетическое восприятие художественных произведений различных

    видов искусства (музыки, живописи, архитектуры и др.) позволит сформировать

    у детей эстетическое отношение к искусству и жизни, будет способствовать не

    только эстетическому, но и интеллектуальному, творческому, духовному

    развитию ребенка.

    Исходя из гипотезы, мы выдвинули следующие задачи исследования:

    выявить интерес младших школьников к искусству и проверить эффективность

    урока по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

    Экспериментальная работа проходила в два этапа, первый из которых был

    подготовительный.

    В ходе подготовительного этапа экспериментальной работы было сделано

    следующее:

    1. Проанализированы учебные программы по курсам «Музыка»,

    «Изобразительное искусство и художественный труд».

    2. Проанализирована работа учителей предметов художественного цикла,

    которая была выявлена в ходе беседы.

    3. Разработаны и подготовлены вопросы для анкеты.

    4. Подобран наглядный материал, разработан и подготовлен урок по

    знакомству младших школьников с искусством.

    Эта работа привела к следующим результатам.

    Искусство как средство эстетического воспитания в начальной школе

    реализуется на уроках художественного цикла (музыке, изобразительном

    искусстве, литературе или чтении). В ходе анализа работы учителей была

    выявлена следующая особенность. На уроках изобразительного искусства

    предпочтение отдается, прежде всего, преподаванию изобразительной грамоты,

    то есть рисованию; на музыке – хоровому пению; на чтении – выразительному

    чтению, то есть совершенствованию практических навыков. Совсем не уделяется

    внимание познанию самих художественных произведений, а если это и

    происходит, то лишь на поверхностном уровне. В теоретической части мы

    отмечали, как важно правильно подходить к восприятию художественного

    произведения. Мнения педагогов и искусствоведов по этому вопросу нам

    известны: «Потенциальные возможности художественного произведения

    необозримы… В результате длительного общения с произведениями искусства

    развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в

    первую очередь образно- эмоциональным содержанием произведения искусства –

    эстетические чувства, потребности, отношения, вкус, но и формируется весь

    строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение,

    складывается ее нравственный и эстетический идеал» (17; 5).

    Кроме того, отсутствие на уроке художественного цикла теоретического

    материала об искусстве, его видах, представителях, художественных

    произведениях является, на наш взгляд, главным его недостатком.

    Таким образом, получив начальные посылки в ходе подготовительной

    работы, мы начали экспериментальную часть исследования.

    Детям была предложена следующая система вопросов.

    Анкета

    1. Сколько раз в этом учебном году ты был в театре, музее, на выставке, на

    концерте?

    2. Считаешь ли ты, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком?

    3. Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки, концерты?

    4. Хотел бы ты бывать там чаще?

    5. Что ты знаешь об искусстве?

    6. Хотел бы ты больше узнать об искусстве?

    7. Нравятся ли тебе книги, передачи об искусстве?

    8. Хотел бы ты, чтобы в школе ввели новый урок, где бы рассказывали об

    искусстве?

    Результаты были следующие. В данном классе дети за пределами школы, то

    есть самостоятельно, довольно часто посещают культурные учреждения

    (Приложение 1). Они с удовольствием ходят туда. На вопрос «Нравится ли тебе

    посещать театры, музеи выставки, концерты?» «да» ответило 23 человека, «не

    очень» - 3 человека (Приложение 2). 14 человек считают, что этого

    достаточно, чтобы быть культурным человеком, и, между тем, 24 человека

    хотели бы бывать там чаще.

    Несмотря на такой неподдельный интерес младших школьников к различным

    видам искусства, у них все же наблюдается ограниченность в знаниях

    непосредственно о самом искусстве. Так на вопрос «Что ты знаешь об

    искусстве?» честно признались «не знаю» или «не помню» 13 человек, «много»

    ответили 5 человек, не распространяя свой ответ, и лишь 8 человек

    попытались дать развернутый ответ, более или менее правильными из которых

    были только три: Искусство - это когда человек творит картины, рисует их»,

    «В искусстве есть несколько жанров», «Искусство – это умение что-нибудь

    делать». Понимая свою ограниченность в знаниях этой области, лишь 4

    человека из класса не хотели бы обогатить свои знания в области искусства.

    На вопрос «Хотел бы ты больше узнать об искусстве?» они ответили

    отрицательно. Однако, на вопрос «Нравятся ли тебе книги, передачи об

    искусстве?» «да» ответило лишь 11 человек – меньше половины класса. Мы

    можем объяснить это тем, что, несмотря на обилие разнообразной литературы

    для детей в наше время, книг по искусству адаптированных для младшего

    школьного возраста мало. В основном такие книги рассчитаны на более старшую

    аудиторию. Об этом говорит и ответ Олеси Козловой, в котором она пишет, что

    таких книг она просто не видела (Приложение 4).

    На вопрос о введении нового урока искусства мнения класса разделились.

    Положительно отреагировала лишь половина класса

    (14 человек), 2 человека написали «не очень» и «нет» – 10 человек.

    В ходе беседы с учениками ответившими «нет» выяснилось, что в основном

    они считают, что такой новый урок искусства будет скорее скучным и поэтому

    они не хотели бы его введения. Примечательно, что из 10 человек ответивших

    «нет» девять – мальчики, причем в учебе стоящие не на первом месте. И, как

    нам кажется, они были не против введения именно предмета искусства, а

    вообще против введения еще одного нового урока. В этом ответе проявилось их

    отношение к учебе в целом.

    Таким образом, проведя анкетирование, мы выяснили, что интерес младших

    школьников к искусству довольно высок. Им нравиться не только ходить в

    театр на представления, посещать различные выставки или цирк, но они также

    хотели бы больше узнать о самом искусстве. К сожалению, книги на данную

    тему и образовательные передачи по телевидению, как источник информации для

    младшего школьника сегодня не доступны. В этом мы так же убедились, побывав

    в детских библиотеках города. Литература по искусству предназначена для

    более старшего возраста. Возникает противоречие между потребностью в

    знаниях у младших школьников с одной стороны и невозможностью их получения

    – с другой. Один из выходов в данной ситуации мы видим в введении элементов

    искусствоведения в уроки художественного цикла: музыку, изобразительное

    искусство, литературу. Этому посвящена следующая часть работы.

    Цель этого этапа - выявить возможности средств искусства в

    эстетическом воспитании младших школьников. Для этого был разработан урок

    (Приложение 3) по эстетическому воспитанию, где основным средством

    воспитания были произведения искусства. Разрабатывая урок, мы заметили, что

    в литературе педагоги обращают внимание на некую особенность, которую нужно

    знать учителю при знакомстве детей с искусством. Оказывается, учителю

    самому мало знать сущность искусства. Учитель должен помнить и понимать,

    что он выступает посредником между ребенком и обширным прекрасным миром

    искусства. «Педагогическая задача учителя состоит в такой организации

    процесса познания искусства, которая способствует естественному и

    органическому проявлению собственных духовных сил ребенка» (23; 76). Работа

    учителя по знакомству детей с искусством должна быть системной и правильно

    организованной.

    «Правильная организация урока предполагает: четкую постановку цели

    занятия, пробуждение у школьников интереса к теме урока, использование

    методов, активизирующих логическое и образное мышление, самодеятельность

    учащихся, а также их собственную оценочную деятельность, своевременную

    помощь слабым, благожелательное отношение учителя к ученику, справедливую

    оценку их деятельности» (4; 10). Планируя занятие, мы старались учитывать

    все представленные требования.

    Основной образовательной задачей урока было познакомить детей с

    понятием «искусство» и с видами искусства на конкретных примерах

    художественных произведений. Воспитательной задачей явилось воспитывать

    интерес у младших школьников к искусству. Развивающей – способствовать

    развитию эстетических качеств младшего школьника (Приложение 3).

    Перед уроком детям было предложено подготовить сообщения на заданные

    темы по искусству. Желающих было множество – все темы оказались разобраны.

    Кроме того, мы попросили принести картинки с интересными архитектурными

    сооружениями. Этими заданиями мы обеспечили самостоятельную поисковую

    работу учеников.

    За несколько дней до урока оформили класс. На стены повесили картины и

    открытки, принесенные учениками. Ребята имели возможность заранее их

    рассмотреть.

    Урок проходил в форме «Путешествия в страну Прекрасного», что создало

    дополнительный эмоциональный настрой.

    Деятельность на уроке была весьма разнообразной: дети слушали музыку,

    рассматривали картины, выступали с докладами, слушали друг друга,

    участвовали в обсуждении задаваемых вопросов. Скучать было некогда.

    Урок прошел на высокой эмоциональной ноте. Когда прозвенел звонок

    никто не спешил расходиться, настолько все были увлечены уроком.

    Впоследствии этот настрой сохранился на весь день. А это самый главный

    результат. Как мы уже отмечали выше, именно эмоциональные реакции и

    состояния ребенка являются критерием действенности эстетического

    воспитания. Показатель действенности этого урока был действительно высок.

    Картины и открытки (нашу «экспозицию») мы оставили висеть еще на

    неделю, чтобы ребята, получив о них новую информацию, смогли еще раз

    посмотреть, увидеть уже в знакомых картинах что-то новое. Ребята, как мы и

    рассчитывали подходили и с новым интересом рассматривали картины, приходили

    даже дети из других классов. Результаты этого урока проявили себя и

    позднее. Когда в курсе истории класс проходил тему «Искусство Руси», ребята

    блестяще показали знания, которые усвоили с урока по искусству.

    Результативность этого урока несомненна: средства искусства

    действительно могут оказывать на младшего школьника свое неограниченное

    воздействие. Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, вызывает

    неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Эмоционально насыщенный

    материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем

    станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения,

    переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой

    отпечаток и на отношении к жизни, действительности. С эстетическим

    развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок

    воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к

    искусству и к жизни.

    Таким образом, средства искусства при правильной организации и подаче

    их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному

    и духовному развитию.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в

    отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести

    тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.

    Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе

    учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие

    эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных

    сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных

    представлений, мировоззрения.

    Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных

    факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас

    действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может

    быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также

    является средством эстетического воспитания.

    Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может

    проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную

    роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как

    изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является

    искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что

    искусство является основным средством эстетического воспитания.

    Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших

    школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий

    успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим

    эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное

    или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем

    проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических

    качеств личности.

    Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы,

    подтвердилась. Действительно, средства искусства, используемые в учебно-

    воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического

    воспитания младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны

    посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности:

    вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако, на

    практике мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются искусством в

    целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию

    практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные

    духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие

    личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное

    эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель

    обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в

    себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную

    чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

    Вот те выводы, к которым мы пришли в ходе нашей работы.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.