МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Элементы художественного творчества на уроках развития речи в начальной школе

    Анализ детских работ как и на констатирующем этапе исследования

    проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений.

    Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям:

    «высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на

    отличном или хорошем уровне);

    «средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано

    частично);

    «низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);

    Общее количество всех работ (17) было принято за 100%.

    Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно.

    Результаты анализа работ были занесены в таблицу:

    Результаты формирующего эксперимента.

    |Умения |Умение |Умение |Умение |Умение |

    | |строить |раскры- |отбирать |использовать|

    |\ |описание |вать тему и |материал в |прилагательн|

    | | |основную |соответствии|ые в |

    |Уровни | |мысль в |с темой |описательном|

    |развития | |сочинении |сочинения |тексте |

    |умений | | | | |

    | | | | | |

    |Высокий |88% |88% |94% |94% |

    | | | | | |

    |Средний |12% |12% |6% |6% |

    | | | | | |

    |Низкий |0% |0% |0% |0% |

    Среднее количество использованных прилагательных в каждом сочинении -

    7 слов. Минимальное количество прилагательных в сочинении -4, максимальное

    - 14.

    Результаты анализа уровня развития речевых умений после формирующего

    эксперимента получились высокие. Умеют строить описание (последовательно и

    связно описывать) и раскрывать тему и основную мысль в сочинении - 88%

    класса, отбирать материал в соответствии с темой сочинения и использовать

    прилагательные в описательном тексте - 94%.

    Таким образом, у большинства учащихся класса все рассматриваемые

    умения сформированы на высоком уровне. Низкого уровня развития умений после

    обучения нет ни у кого.

    Примеры детских сочинений:

    Коренной Витя.

    « Моя любимая игрушка - тигр.

    У меня есть любимая игрушка. Это игрушечный тигр. Мне его подарили на

    Новый год.

    Он оранжевого цвета с чёрными полосками. У него маленький чёрный

    носик. У него маленькие лапки, и хвостик тоже маленький. У него большие

    чёрные глаза. На носу у него усы.

    Он мне очень нравится!»

    Голубева Лиза.

    « Моя любимая игрушка - кукла Роза.

    У меня есть кукла. Её зовут Роза.

    У неё голубые глаза, белые волосы, губы красного цвета, кожа такого

    коричневого оттенка. Щёки - розовые. Волосы у неё очень длинные. Я всегда

    заплетаю их в косы.

    Мне нравится с ней играть.»

    Корнилова Оля.

    « Моя любимая игрушка - попугай Кеша.

    Мне купили игрушку - попугая Кешу, как из мультфильма. Мне он очень

    нравится.

    Он маленький, зелёного цвета. Глаза у него чёрные, клюв жёлтый, лапки

    коричневые, хохолок у него светло-зелёный.

    Я люблю свою игрушку так, как другой не любил бы.»

    Кудряшева Диана.

    « Моя любимая игрушка - обезьянка Тотошка.

    На 8 марта мне подарили небольшую обезьянку. Сначала я думала, что это

    обычная обезьяна. Когда я начала с ней играть, мне она понравилась.

    Я назвала его Тотоша. Он очень маленький, но у него весёлая улыбка. У

    него большие чёрные глазки и маленький носик. На нём одета шляпа из соломы

    и красно-зелёный свитер.

    Теперь он - моя любимая игрушка. Я очень люблю с ним играть.»

    По этим сочинениям видно, что те речевые умения, которые развивались в

    процессе эксперимента, сформированы на высоком уровне. Ученики

    последовательно и связно описали свои игрушки, хорошо раскрыли тему и

    основную мысль в сочинении, правильно отбирали материал в соответствии с

    темой, часто использовали прилагательные (они выделены курсивом).

    Выводы.

    Уровень развития речевых умения детей при использовании на уроках

    развития речи взаимосвязи с изобразительным искусством значительно

    повысился.

    Показатель высокого уровня развития умения строить описание

    (последовательно и связно описывать) у учащихся класса после формирующего

    этапа эксперимента вырос на 29%; умения раскрывать тему и основную

    мысль в сочинении - на 35%; умения отбирать материал в соответствии

    с темой сочинения -на 41%; а умения использовать прилагательные в

    описательном тексте - на 52%.

    Рассматриваемые речевые умения в данном классе после обучения

    сформированы на высоком уровне примерно у 9/10 учащихся класса; на среднем

    уровне - у 1/10 класса. Умение использовать прилагательные в описании,

    которое хуже всего было развито у детей, теперь хорошо сформировано у 94%

    детей.

    Анкета.

    С целью определения особенностей восприятия детьми интеграции уроков

    развития речи с изобразительным искусством, после проведения формирующего

    эксперимента ученикам была предложена анкета . В анкетировании принимало

    участие 17 человек.

    Вопросы анкеты:

    1. Понравилось ли тебе рисовать рисунки к сочинениям?

    2. Часто ли ты смотрел(а) на твои рисунки на уроках - сочинениях?

    3. Помогли ли тебе твои рисунки описывать предметы, людей в

    сочинениях? Как именно они тебе помогли?

    4. Было ли тебе проще описывать, когда на парте лежал твой рисунок?

    5. Как ты думаешь, сочинения, к которым ты рисовал(а) рисунки,

    получились лучше, чем другие? Чем они были лучше?

    6. Хочешь ли ты, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок?

    Анализ ответов.

    По результатам анкеты была составлена таблица.

    |№ | | | | | | |

    |вопроса |№1 |№2 |№3 |№4 |№5 |№6 |

    |/ | | | | | | |

    |Ответы | | | | | | |

    | | | | | | | |

    |Да |94% |76% |100% |94% |70% |82% |

    | | | | | | | |

    |Нет |6% |6% |0% |6% |30% |18% |

    | | | | | | | |

    |Не очень|0% |18% |0% |0% |0% |0% |

    Рисовать рисунки к сочинениям понравилось почти всем (94%), и многие

    часто пользовались своими рисунками, когда описывали (76%). Рисунки помогли

    описывать предметы и людей всему классу (100%), т.к. было намного проще

    (так считают 94% класса).

    На вопрос «Как именно тебе помогли твои рисунки?» ответы были

    следующие:

    - было легче вспоминать подробности, детали («ничего не забудешь») -

    41%;

    - легче, удобнее описывать - 35%;

    - описание получается более точным и подробным - 24%.

    70% класса думают, что сочинения, к которым рисовались рисунки,

    получились лучше, чем другие, и лишь 30% уверены, что они ничем не

    отличались от остальных. На вопрос «Чем они были лучше?» ученики ответили,

    что они были более подробными и точными.

    82% учащихся хотят, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать

    рисунок.

    Выводы.

    Детям понравились уроки развития речи с использованием их

    изобразительного творчества. Данный тип интеграции помог школьникам при

    работе над сочинениями-описаниями. Им было легче и удобнее описывать, т.к.

    они не забывали детали и их работы получались более подробными и точными.

    2/3 детей считают, что при написании сочинений с использованием рисунков,

    их описания получились лучше.

    Таким образом, ученики очень хорошо отнеслись к данному типу

    интеграции и отметили его высокую эффективность.

    Заключение

    1. Эффективным условием для развития речевых умений при помощи

    реализации взаимосвязи с изобразительным искусством является использование

    изобразительного творчества детей.

    2. Эффективными методом и приёмом реализации интегрированного подхода

    на уроках развития речи были беседа, наблюдение над языковым материалом и

    использование тематических рисунков при работе над сочинениями-описаниями.

    3. Уровень развития речевых умений у младших школьников после обучения

    составлять описание при использовании на уроках развития речи взаимосвязи с

    изобразительным искусством значительно повысился.

    До обучения умели строить описание (последовательно и связно

    описывать) 59%, а после - 88% учащихся класса, раскрывать тему и основную

    мысль в сочинении до - 53%, после - 88%, отбирать материал в соответствии с

    темой сочинения до - 53%, после - 94%, а использовать прилагательные в

    описательном тексте до - 42%, после - 94% учащихся класса.

    До обучения у 23% - 35% учащихся данные умения были сформированы

    частично, а у 6% - 35% - они были практически не сформированы. Хуже всего у

    детей было развито умение использовать прилагательные в описательном

    тексте. Низкий уровень развития этого умения был у 35% класса.

    После обучения у 6% - 12% учащихся данные умения сформированы

    частично, низкого уровня развития данных умений нет ни у кого. Умение

    использовать прилагательные в описательном тексте после обучения было

    сформировано на высоком уровне у 94% класса.

    Уровни развития речевых умений до и после обучения.

    Уровень развития умения строить описание

    (последовательно и связно описывать)

    до (1) и после (2) формирующего эксперимента.

    [pic]

    Уровень развития умения раскрывать тему

    и основную мысль в сочинении

    до (1) и после (2) формирующего эксперимента.

    [pic]

    Высокий уровень -

    Средний уровень -

    Низкий уровень -

    Уровень развития умения отбирать материал

    в соответствии с темой сочинения

    до (1) и после (2) формирующего эксперимента.

    [pic]

    Уровень развития умения использовать

    прилагательные в описательном тексте

    до (1) и после (2) формирующего эксперимента.

    [pic]

    Высокий уровень -

    Средний уровень -

    Низкий уровень -

    До обучения среднее количество использованных прилагательных в каждом

    сочинении было 3-4, а после - 7 слов. Минимальное количество прилагательных

    в сочинении было 1, а стало - 4; максимальное: было - 8, а стало - 14.

    Количество употреблённых в описаниях прилагательных

    до (1) и после (2) формирующего эксперимента.

    [pic]

    Рассматриваемые речевые умения до формирующего этапа эксперимента были

    сформированы на высоком уровне только у 1/2 (52%), а после - у 9/10 (91%)

    учащихся класса; на среднем уровне до - у 1/3 (31%), а после - у 1/10

    (9%) класса, на низком до - примерно у 1/5 (17%) класса, а после- ни у

    кого (0%).

    Средние показатели уровней развития

    рассматриваемых речевых умений

    до(1) и после (2) обучения.

    [pic]

    Высокий уровень -

    Средний уровень -

    Низкий уровень -

    Показатель высокого уровня развития умения строить описание

    (последовательно и связно описывать) у учащихся класса после формирующего

    этапа эксперимента вырос на 29%; умения раскрывать тему и основную мысль в

    сочинении- на 35%; умения отбирать материал в соответствии с темой

    сочинения - на 41%; а умения использовать прилагательные в описательном

    тексте - на 52%.

    Таким образом, уровень развития речевых умений после обучения

    составлять описание при использовании интеграции с изобразительным

    искусством повысился в среднем на 40%.

    4. Детям понравились уроки развития речи с использованием их

    изобразительного творчества. Анализ результатов анкеты показал, что данный

    тип интеграции помог школьникам при работе над сочинениями-описаниями.

    Рисовать рисунки к сочинениям понравилось почти всем, и многие часто

    пользовались своими рисунками, когда описывали. Детям было легче и удобнее

    описывать. Рисунки помогли описывать предметы и людей всему классу, т.к.

    было легче вспоминать детали и описание получалось более подробным.

    2/3 детей считают, что при написании сочинений с использованием

    рисунков, их описания получились лучше: точнее и детальнее.

    Результаты ответов на вопросы анкеты.

    Вопросы анкеты:

    1. Понравилось ли тебе рисовать рисунки к сочинениям?

    2. Часто ли ты смотрел(а) на твои рисунки на уроках - сочинениях?

    3. Помогли ли тебе твои рисунки описывать предметы, людей в

    сочинениях?

    4. Было ли тебе проще описывать, когда на парте лежал твой рисунок?

    5. Как ты думаешь, сочинения, к которым ты рисовал(а) рисунки,

    получились лучше, чем другие?

    6. Хочешь ли ты, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок?

    [pic]

    «Да» -

    «Нет» -

    «Не очень» -

    Ученики очень хорошо отнеслись к данному типу интеграции и отметили

    его высокую эффективность.

    5. Таким образом, методика экспериментальной работы оказалась

    эффективной. Уровень развития речевых умений у младших школьников после

    обучения составлять описание при использовании художественного творчества

    детей повысился на примерно на 40%.

    Список использованной литературы.

    Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник

    научных трудов. Л-д, 1989.

    Внутрипредметные и межпредметные связи в начальном обучении. Межвузовский

    сборник научных трудов. Л-д, 1981.

    Вопросы теории эстетического воспитания. Под ред. Апресяна Г.З. М., 1970.

    Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании

    школьников. М.,1978.

    Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.,

    1981.

    Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе.

    // Начальная школа №1 1997

    Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими

    школьниками. Книга для учителя. М., 1991.

    Искусство в школе. Под ред. Рубиной Ю.И. М., 1964.

    Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1981.

    Лякишева Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированнй урок по теме «Зима» с

    использованием методов «театра педагогики». // Начальная школа №1 1995

    Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к

    учебным предметам. // Начальная школа №11 1995

    Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении

    раздела «Устное народное творчество». // Начальная школа №8 1993

    Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. //

    Начальная школа №8 1994

    Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества

    обучения младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д,

    1987.

    Методические основы языкового образования и литературного развития младших

    школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. С-Пб, 1998 г.

    Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в

    школе №5-6 1992 г.

    Реализация межпредметных и внутрипредметных связей в обучении и

    воспитании младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д,

    1984.

    Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная

    школа №11 1994

    Система эстетического воспитания школьников. Под ред. Герасимова С.А. М.,

    1983.

    Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и

    красок весны». // Начальная школа №10 1995

    Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути

    развития). М., 1990.

    Художественное воспитание учащихся. XXIX Герценовские чтения. Научные

    доклады. Л-д, 1976.

    Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. М., 1999 г.

    Эстетическое воспитание в школе. Сборник из опыта работы. , 1962.

    Эстетическое воспитание учащихся. XXX Герценовские чтения. Научные

    доклады. Л-д, 1977.

    Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост.

    Лабковская Г.С. М., 1983.

    -----------------------

    1 Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951, стр. 509.

    [1] Павлов И.П. Избранные труды. М., 1950, стр. 143.

    1 Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956, стр. 302-

    303.

    [2] Там же, стр. 303.

    1 Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1962, стр.298.

    1 Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1977, стр. 8.

    2 Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.-Л.,

    1947, стр. 441-442.

    1 Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. М., 1955, стр. 253

    1 Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.— М.,1955, с. 287.

    1 Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения.

    М., 1963, т. II, с. 175.

    2 Ушинский К. Д. Сочинения.—М.; Л., 1948, т. 3, с. 178.

    3 Там же, т. 5, с. 355.

    1 Там же, т. 3, с. 177.

    1 Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. //

    Русский язык в школе №5-6 1992 г.

    1 Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при

    изучении раздела «Устное народное творчеством». // Начальная школа №8 1993

    2 Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное

    искусство. // Начальная школа №8 1994

    3 Учебник для учащихся начальных классов. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/

    Сост.: М.В. Голованова и др.— М., 1993

    1 Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. //

    Начальная школа №11 1994

    1 Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир

    звуков и красок весны». // Начальная школа №10 1995

    2 Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития

    интереса к учебным предметам. // Начальная школа №11 1995

    1 Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в

    начальной школе. // Начальная школа №1 1997

    1 Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе С-Пб

    1998 г. Стр.77

    1 Городок в табакерке. Сказки русских писателей. М…,1989. Стр 292

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.