МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Элементы художественного творчества на уроках развития речи в начальной школе

    1. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

    Задачей констатирующего этапа исследования было выявить эффективные

    условия для развития речевых умений у младших школьников при работе над

    сочинениями-описаниями на уроках развития речи при использовании

    художественного творчества детей.

    На данном этапе исследования был проведён урок развития речи:

    сочинение «Моя любимая игрушка» во 2 «А» классе 4 школы г. Ейска.

    Этот урок проводился с целью выявления уровня развития следующих

    речевых умений:

    - умение строить описание (последовательно и связно описывать);

    - умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении;

    - умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения;

    - умение использовать прилагательные в описательном тексте.

    Методика проведения урока была взята из книги Галины Сергеевны

    Щёголевой «Уроки развития связной речи в начальной школе»1.

    Конспект урока.

    Сочинение-описание. «Моя любимая игрушка».

    Цель: ознакомление с особенностями описательного текста.

    Ход урока.

    1. Наблюдение над особенностями описательного текста.

    На доске:

    Моя любимая игрушка - заяц.

    На день рождения мне подарили зайчика.

    Зайчик маленький и очень пушистый. Он белого цвета с карими глазками и

    маленьким розовым носиком. Мой зайчик может сидеть и лежать.

    Я очень люблю играть с ним. Это моя самая любимая игрушка!

    - О чём вы узнали из этого текста?

    - Можно ли представить игрушку, которая описывается в тексте?

    - На какой вопрос отвечает этот текст? (Какой заяц).

    - Как называется такой текст? (Описание).

    - Какие признаки, названные в тексте, помогают представить игрушку?

    - Приходилось ли вам в своих сочинениях использовать описания?

    - Послушайте ещё два описания и скажите, зачем они нужны. Автор

    первого- ученица 2 класса.

    «На восьмое марта мне подарили леопарда.

    Мой леопард маленький, красивый, смешной. Он коричневый, с чёрными

    пятнами и белым животиком. У него очень смешная мордочка и чёрные усы.

    Хвост у леопарда не как у всех кошек длинный, а короткий.

    Он очень мне нравится.»

    -Второе описание я взяла из произведения В.Ф. Одоевского «Городок в

    табакерке»1 :

    «Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке

    то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, - и счесть нельзя, и

    все мал мала меньше, и все золотые, а деревья то так же золотые, а листики

    на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи

    расходятся по всему небу.»

    - Какова же роль описаний в тексте?

    2. Постановка учебной задачи.

    - Сегодня мы будем учиться описывать игрушку.

    3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения.

    - Что значит описать игрушку? На какой вопрос вы должны ответить в

    сочинении?(Какая игрушка?)

    - Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Игрушка любимая).

    4. Обсуждение структуры текста.

    - С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в введении? (Как

    игрушка появилась, когда).

    - О чём будет основная часть? (Подробное описание внешности: цвет,

    размеры…).

    -Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение: «Я люблю свою

    игрушку, потому что...», «Играть с моей игрушкой - одно удовольствие!»,

    «Мне нравится моя игрушка»...).

    5. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания

    сочинения в индивидуальном порядке.

    6. Сочинение.

    7. Проверка.

    - Проверь, можно ли по твоему описанию представить игрушку.

    - Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к игрушке.

    - Проверь, грамотно ли написано сочинение.

    Анализ результатов.

    Анализ детских работ проводился с целью выявления уровня развития

    некоторых речевых умений. Уровень развития каждого умения оценивался по

    следующим критериям, которые имеют качественный аспект:

    «высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на

    отличном или хорошем уровне);

    «средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано

    частично);

    «низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);

    Общее количество всех работ (17) было принято за 100%.

    Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно.

    Результаты анализа работ были занесены в таблицу:

    Результаты констатирующего эксперимента.

    |Умения |Умение |Умение |Умение |Умение |

    | |строить |раскры- |отбирать |использовать|

    |\ |описание |вать тему и |материал в |прилагательн|

    | | |основную |соответствии|ые в |

    |Уровни | |мысль в |с темой |описательном|

    |развития | |сочинении |сочинения |тексте |

    |умений | | | | |

    | | | | | |

    |Высокий |59% |53% |53% |42% |

    | | | | | |

    |Средний |35% |35% |29% |23% |

    | | | | | |

    |Низкий |6% |12% |18% |35% |

    Среднее количество использованных прилагательных в каждом сочинении -

    3-4 слова. Минимальное количество прилагательных в сочинении -1,

    максимальное - 8.

    Результаты анализа уровня развития речевых умений показали, что умеют

    строить описание (последовательно и связно описывать) 59% класса,

    раскрывать тему и основную мысль в сочинении и отбирать материал в

    соответствии с темой сочинения - 53%, а использовать прилагательные в

    описательном тексте - 42%.

    У 23% - 35% учащихся данные умения сформированы частично, а у 6% - 35%

    - они практически не сформированы. Хуже всего у детей развито умение

    использовать прилагательные в описательном тексте. Низкий уровень развития

    этого умения - у 35% класса.

    Таким образом данные умения сформированы на высоком уровне только в

    половине случаев. По многим работам видно, что эти умения сформированы

    частично или плохо.

    Примеры детских сочинений:

    1. Булина Нина.

    « Моя любимая игрушка - мама-зайчиха.

    Мне подарили зайчиху на Новый год. Она была в сарафане. Сарафан был

    красный, жёлтый, багровый. Был и фартук. Он был похож на радугу. Сарафан,

    фартук, всё хорошо. Но нет чего-то. Я забыла про бант. Он красивый. Я

    полюбила её.»

    Из сочинения видно, что Нина не вполне грамотно строит описание

    игрушки. Её мысли перескакивают с одной детали на другую, и связного текста

    не получается. Материал был отобран правильно, но ученица сконцентрировала

    своё внимание только на описании одежды зайчихи. В тексте были использованы

    4 прилагательных. Девочка попыталась раскрыть основную мысль в последнем

    предложений, но оно практически не связано с предыдущими: «Я полюбила её»,

    - не понятно, кого девочка полюбила.

    2. Кузьминов Денис.

    « Моя любимая игрушка - человек-паук.

    Мне купили человека-паука.

    Он красиво раскрашен, на груди - паук. Одет в красные сапоги.

    Выпускает паутину длиной в 4 метра.

    Мы с братом играем в наших пауков.

    В руках он держит автомат, сзади у него портфель, в портфеле у него

    фонарик, лодка (с мотором), подводное снаряжение, подводная лодка.

    Мне нравится моя игрушка.»

    Денис очень не последовательно строит описание основной части и

    неумело пользуется разделением текста на абзацы. Тема и основная мысль

    раскрыты, материал отобран верно, а прилагательные мальчик практически не

    использует.

    3. Губанов Сергей.

    « Моя любимая игрушка - акулка.

    На 23 февраля мама мне подарила игрушечную акулку. Она очень красиво

    раскрашена в синий цвет.

    Когда ты отодвинешь плавник назад, она откроет рот, а когда отодвинешь

    плавник вперёд, она его закроет. Мне она очень нравится, играть с ней одно

    удовольствие.»

    В сочинении у Серёжи 2 основных недочёта: текст неправильно разделён

    на абзацы и мало используются прилагательные.

    4. Храмова Даша.

    « Моя любимая игрушка - Король лев.

    Мне подарили на 8 марта игрушечного льва. Я его назвала Король лев.

    Львиный рост 8 см. Однажды мы пошли гулять. Была зима. Я построила ему дом

    из снега.

    Я его очень люблю, потому что он коричневый да ещё король.

    Он ещё у меня умеет рисовать своей коричневой кистью. Рисует он

    хорошо. А когда нарисует, улыбается.

    Мы очень дружим.»

    Даша крайне разрозненно строит описание. В её сочинении нет

    целостности. Тема раскрыта плохо, т.к. материал подобран не в соответствии

    с темой (нет описания как такового). В тексте мало прилагательных.

    Выводы.

    Рассматриваемые речевые умения в данном классе сформированы на высоком

    уровне у 1/2 учащихся класса; на среднем уровне - у 1/3, а на низком -

    примерно у 1/5 класса. Умение использовать прилагательные в описании

    сформировано всего у 42% учащихся класса. Оно хуже всего развито у детей: у

    35% учащихся низкий уровень развития этого умения.

    Мы предположили, что повысить уровень развития речевых умений будет

    возможно при обучении составлять описание с использованием интеграции с

    изобразительным искусством. Наиболее эффективным условием для развития

    речевых умений у младших школьников при работе над сочинением-описанием на

    уроках развития речи будет использование изобразительного творчества детей,

    а именно - тематических рисунков.

    С целью проверки этого предположения был проведён формирующий этап

    исследования.

    2. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

    Задачи формирующего этапа исследования были следующие:

    1. Выявить уровень развития речевых умения детей при использовании на

    уроках взаимосвязи с изобразительным искусством.

    2. Раскрыть эффективные методы и приемы реализации интегрированного

    подхода на уроках развития речи.

    3. Определить особенности восприятия детьми данного типа интеграции.

    4. Проверить эффективность методики экспериментальной работы.

    Формирующий эксперимент проводился так же во 2 «А» классе 4 школы

    г.Ейска.

    На формирующем этапе исследования было проведено 5 уроков развития

    речи (сочинений-описаний), на которых использовалось изобразительное

    творчество детей. Ученики рисовали предмет описания дома, а рисунки

    приносили на уроки, где с ними проводилась работа.

    Темы экспериментальных уроков:

    1. Моё домашнее животное.

    2. Мой лучший друг.

    3. Моя комната.

    4. Мой класс.

    5. Моя любимая игрушка (2).

    Методика работы

    над сочинениями-описаниями с использованием

    изобразительного творчества детей.

    Ниже приводятся конспекты уроков развития речи, которые проводились на

    формирующем этапе эксперимента. Цели этих уроков одинаковые: сформировать

    речевые умения младших школьников при помощи работы с тематическими

    рисунками. Этапы, методы и приёмы работы - похожи.

    На последнем уроке («моя любимая игрушка (2)») проводился «контрольный

    срез» - завершающий этап формирующего эксперимента. Методика проведения

    этого урока немного отличалась: детям была дана большая самостоятельность

    при подготовке и в написании сочинения.

    Конспект урока.

    Сочинение-описание «Моё домашнее животное».

    Цели:

    1. Повторение особенностей описательного текста, формирование умения

    отличать описание предмета от других видов текста.

    2. Формирование умения строить описание (последовательно и связно

    описывать);

    3. Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении;

    4. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой

    сочинения;

    5. Формирование умения использовать прилагательные в описательном

    тексте.

    Задание на дом перед уроком: Нарисуйте своё домашнее животное так,

    чтобы другому человеку, который не видел его, по рисунку можно было легко

    представить вашего питомца. Принесите на урок ваш рисунок.

    Ход урока.

    1. Повторение особенностей описательного текста.

    - Сейчас я прочту сочинение-описание домашнего животного. Вы

    внимательно послушайте и скажите, что это за текст и почему вы так решили.

    Учитель зачитывает сочинение.

    «На день рождения мне подарили маленького попугая. Я его назвала

    Кешей.

    Кеша всего боялся, пока не привык ко мне. Сначала он был маленький,

    но, со временем, вырос и стал большим. Кеша - разноцветный. На шее у него

    синие пятнышки, животик у него жёлтый, крылья - зелёные, хвост голубовато-

    зелёный, а лапки - красные. Кеша любит сидеть на столе и на моём пальце.

    Ещё он очень красиво поёт.

    Мы с Кешей очень любим друг друга!»

    - О чём вы узнали из этого текста?

    - Можно ли представить домашнее животное, которое описывается в

    тексте?

    - На какой вопрос отвечает этот текст? (Какое домашнее животное).

    - Какие признаки, названные в тексте, помогают представить домашнее

    животное?

    - Какова роль описаний в тексте?

    - А теперь послушайте 2 текста и определите, какой из них является

    описанием животного, а какой - нет.

    «У меня есть котёнок. Его зовут Стёпка.

    Прошлым летом мы ездили на дачу. Там Стёпка очень много гулял. Однажды

    он долго не возвращался со своей прогулки. Мы уже начали его искать, но

    вдруг он появился в траве. В зубах он нёс настоящую мышку. Мы очень

    удивились, что такому маленькому котёнку удалось поймать мышку.

    А теперь Стёпка подрос, и этим летом поймает много мышей!»

    «У меня есть рыбка. Она появилась у меня давно. Когда мне было 4 года,

    её купили на рынке.

    Рыбка очень красивая: небольшая, с маленьким хвостом, оранжевого

    цвета. Она живёт в аквариуме в ракушке. В аквариуме много воды, и у неё

    большое пространство, чтобы плавать. Плавает рыбка быстро.

    Я очень её люблю и забочусь о ней.»

    - Какой текст является описанием животного? (Второй)

    - А первый? (Это описание события).

    2. Постановка учебной задачи.

    - Сегодня вы будете учиться описывать домашнее животное. В этом вам

    помогут ваши рисунки. Достаньте их.

    3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. (Формирование умения

    раскрывать тему и основную мысль в сочинении).

    - Что значит описать домашнее животное? На какой вопрос вы должны

    ответить в своём сочинении? (Какое домашнее животное?)

    - Что мы сейчас определили? (Тему сочинения).

    - Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли они ответить на

    вопрос «Какой мой кот, рыбка, черепаха, собака, хомяк?».

    - Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Что животное

    любимое).

    - А что мы теперь определили? (Основную мысль сочинения).

    - Посмотрите на рисунки. Из них понятно, что вы любите своих питомцев?

    - Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении,

    т. е. отвечать на вопросы какой, какая, какое? и выражать своё отношение,

    вам нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут.

    4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения строить описание

    (последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с

    темой сочинения).

    - Вспомните, из каких частей состоит описание?

    - С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в водной части?

    (Как и когда домашнее животное появилось в доме, как его зовут).

    - Какая будет следующая часть? (Основная).

    - Что должно быть в основной части? (Описание домашнего животного).

    - Посмотрите на свои рисунки, как можно написать про вашего любимца?

    (Можно описать внешность, повадки; написать, что он любит или не любит, где

    спит, где ест, с чем любит играть…).

    - Глядя на рисунки, скажите, как именно вы опишите внешность? (Можно

    написать, какого он цвета, размера, описать части тела…).

    - Какие части тела можно описать? (Голову :глаза, уши, усы, нос;

    туловище, лапы, хвост…).

    - Вспомните, какие повадки у ваших домашних животных? Взгляните на

    рисунки, у кого по рисунку видно, какие повадки, любимые занятия они имеют?

    Как это можно описать? («Мой попугай любит сидеть на столе», «Моя кошка

    любит наблюдать за воронами в окно», «Моя собака любит играть с мячиком»…).

    - Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение).

    - Посмотрите на ваши рисунки. Можно ли по ним определить, как вы

    относитесь к вашим домашним животным?

    - Какими словами это можно выразить? («Я люблю своего кота, потому

    что...», «Мне нравится мой попугай», «Я забочусь о своей собаке. Я гуляю с

    ней и кормлю её»…).

    5. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описании и обсуждение

    речевого оформления сочинения (формирование умения использовать

    прилагательные в описательном тексте).

    - Послушайте 2 описания и скажите, чем они отличаются друг от друга:

    «Мне подарили хомяка на день рождения. Сначала он всего боялся, а

    потом, когда понял, что это его дом, стал крутить колесо. Он много ел.

    Когда он ел у него раздувались щёки. Я люблю своего хомяка.»

    «Однажды папа принёс в дом маленького котёнка. Мы его назвали Ласка,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.