МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экологическое воспитание в этнопедагогике

    Экологическое воспитание в этнопедагогике

    Московский городской педагогический университет.

    Факультет начальных классов.

    Кафедра педагогики и психологии.

    Реферат по этнопедагогике.

    Экологическое воспитание в этнопедагогике.

    Исполнитель: студентка 5 курса очно-

    заочной формы обучения Ратникова А.

    А.

    Руководитель: Белозёров Г. Д.

    Москва

    2004

    Оглавление.

    Введение. 3

    Природа как фактор народного воспитания. 4

    Педагогические воззрения на экологическое воспитание различных народностей.

    6

    Экологическое воспитание бурятского народа. 6

    Экологическое воспитание русского народа 7

    Экологическое воспитание чувашского народа. 8

    Экологическое воспитание в Литве. 8

    Экологическое воспитание в Германии. 9

    Заключение. 10

    Литература……………………………………………………………………….12

    Введение.

    В настоящее время требования экологической образованности и культуры

    становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше

    внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического

    сознания, экологической культуры.

    Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен

    тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также

    поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление

    настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее

    по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому

    формирование экологического сознания, экологической культуры и

    мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей

    экологического образования и воспитания. Большую роль в этом процессе

    играет менталитет общества. Вместе с тем в разных регионах страны

    экологическое воспитание обретает свою специфику под влиянием национальных

    традиций, особенностей народов, проживающих на данной территории, отношения

    к природе родного края, реально сложившейся ситуации. Рассмотрим специфику

    этих национальных традиций.

    Природа как фактор народного воспитания.

    Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она – не

    только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родины имеет

    неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной

    педагогике порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне

    правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества –

    экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии

    этнических образований. И самых маленьких в том числе. Русские говорят о

    природе человека, о природном уме, и в этом немало смысла, причём, это

    согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной

    педагогики – с естественностью народностью воспитания.

    Природа – это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое

    космическое пространство. Даже звёзды на небе родины – родные. Достаточно

    вспомнить их народные названия: «Медведица» (Большая и Малая), «Млечный

    путь». По звёздам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода,

    по их расположению находится дорога к одному дому.

    Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Её

    разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого

    этноса. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности

    человека. Говоря «на лоне природы», русский народ очень легко определил

    роль природы в жизни человека. Народ и природа, народность и естественность

    неразделимы. В их единстве – высшая гармония жизни на земле. Поэтому

    учащихся, несомненно, нужно знакомить с народными экологическими

    традициями. Однако, что нужно сделать, Чтобы они не воспринимали их как

    нечто устаревшее, а как личностно-значимое, как ориентиры в повседневном

    отношении к природе?

    Необходим поиск такой системы методических подходов, приёмов, средств

    и форм работы, которая способствовала бы формированию эколого-гуманитарной

    культуры молодых людей, включающей бесценный опыт народных традиций.

    К таким методическим подходам следовало бы отнести:

    . изучение богатства содержания экологических традиций разных

    народов;

    . систематическое, целенаправленное обращение к содержанию

    народных традиций;

    . раскрытие содержания нравственных понятий через народные

    экологические традиции;

    . интериоризацию учащимися экологических ценностей своего народа;

    . индивидуальную и коллективную природоохранную деятельность и др.

    Приведём пример использования традиций народной педагогики для

    воспитания экологической культуры у учащихся.

    Педагогические воззрения на экологическое воспитание различных

    народностей.

    Экологическое воспитание бурятского народа.

    С древних времён буряты учили своих детей жить в согласии с природой,

    тому, что естественная среда обитания человека – это дом, в котором всё

    находится в соподчинении и взаимодействии. Считалось, что природа выше

    всего. Она обожествлялась, так как человек каждый, стар и млад, без неё не

    может существовать. Действительно, без чистого воздуха, воды, диких

    животных, даров природы и т. д. человек обречён.

    Воспитание уважительного отношения к окружающей среде проводилось изо

    дня в день. Древняя культура бурятского народа, как материальная, так и

    духовная, способствовали возникновению определённых требований (табу),

    рекомендаций по формированию у ребёнка «щадящих», «дружественных»

    определённых отношений с окружающей природой. Значение таких табу огромно.

    Благодаря им сохранились многие виды растений и животных

    Экологическое воспитание русского народа

    Патриотизм – это, прежде всего, любовь к родной природе. Эта любовь не

    требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм – дело

    тихое и интимное. Настоящее чувство не бывает напоказ, оно сокровенно, т.

    е. задушевно, свято хранимо. Прекрасный рассказ на эту тему написал Виталий

    Бианки. Как-то сороку спросили, любит ли она свободу. Она замахала крыльями

    и сказала: «Конечно! Солнце, воздух, простор, как это прекрасно!» И

    спросили у волка, а он говорит: «Я что-то об этом не думал». Посадили их в

    клетки, пришли через год, снова спрашивают. Спросили у сороки – она опять

    говорит: «Конечно!» Подошли к волку, а он умер…

    Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины,

    родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черёмуха в девичьем

    наряде, родник – «журавлиный глаз…»

    Замечательный ответ на вечный вопрос – что такое Родина, что значит в

    жизни ребёнка родная природа – рассказ К. Д, Ушинского «Четыре желания»:

    «Уж как весело зимой! Что за прелесть эта весна!.. Я бы желал, чтобы лету

    конца не было! Осень – лучше всех времён года!» В то же время этот рассказ

    – одно из лучших во всём мире творений оптимистической, гуманистической

    педагогики, опирающейся на народность. К. Д. Ушинский является одним из

    основателей принципа природосообразности. Природосообразный подход в

    воспитании обеспечивает гармоничный, комплексный подход к формированию

    личности, поскольку природа оказывает комбинированное воздействие на

    чувства, сознание, поведение человека. Принцип природосообразности

    обязательно должен учитываться при составлении учебных программ, при

    написании учебников. Сегодня, к сожалению, это осуществляется не в полной

    мере, что особенно заметно в преподавании в школе предмета

    «Природоведение».

    Экологическое воспитание чувашского народа.

    Природа у чувашей называется «светлая погода», что означает средний

    мир, ибо есть ещё верхний, где обитают боги и души святых, и потусторонний,

    нижний, тёмный.

    Опыт чувашского учителя русского языка Аркадия Айдака, почти тридцать

    лет возглавлявшего лучший в стране колхоз, представляется уникальным именно

    из-за особой его приверженности к народной педагогике: в его хозяйстве

    оберегаются языческие храмы природы – вековые дубы, которым поклонялись

    предки; восстановлены священные родники, десятки озёр и прудов; созданы в

    соответствии с тысячелетними народными традициями заповедные леса и рощи,

    определены зоны тишины и покоя. На родину возвратились журавли…

    Председатель, народный педагог-новатор, с авторитетной всесоюзной трибуны

    заявил, что родной язык спас селения, люди не разбежались по земле, не

    стали кочевниками, бродягами, бомжами, родные обычаи спасли их – они не

    бездельниками, бессовестными… Всё в сёлах и деревнях колхоза организовано

    на народно-педагогической, народно-этической основ. Школы тоже делают

    основную ставку на традиционную культуру воспитания.

    Экологическое воспитание в Литве.

    Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем

    незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-

    разному используют природу как фактор воздействия на личность. Вот,

    например, советы истинно народного литовского врача, педагога, психолога К.

    В. Динейки: «Бодро встаньте на коврик лучезарной природы. Устремитесь

    мысленно ввысь! Наслаждайтесь гармонией звёздных миров, пребывающих в

    вечном движении!

    Поклонитесь низко предкам! Выпрямитесь со светлыми мыслями о будущем!

    Насыщайте мозг и весь организм живительной струёй кислорода!

    Выдохните неприязнь и озабоченность! Будьте веселее и активнее!

    Уберите с лица пыль уныния! Улыбнитесь всепобеждающей жизни и матери-

    родине!

    А теперь идите, шагайте смело, радостно и стремительно».

    Школьной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики

    народной, в том числе и в приучении детей к духовному общению с природой.

    Успехи школы Ромульдаса Ленгвинаса в Дотнуве (Литва) во многом объясняются

    близостью его педагогической системы к природе, народным педагогическим

    традициям. Без своего – чужого не поймёшь.

    Экологическое воспитание в Германии.

    В лесном ресторанчике «Монашеский дворик» недалеко от Эльгерсбурга в

    Германии в левом переднем углу можно прочесть сокровенные слова –

    посетители читают их про себя и потом повторяют как молитву: «Человек

    нуждается в каком-либо своём, родном местечке. Это место может быть очень

    маленьким, но о нём человек может сказать: смотрите вокруг, всё это моё.

    Здесь я живу, здесь я люблю. Здесь я нахожу отдохновение. Здесь моя родина.

    Здесь я дома». Надо специально подбирать подобные тексты на разных языках

    для оформления школьных и классных помещений. Они – как диалоги, как мысли

    и голоса веков.

    Заключение.

    Итак, экологическое воспитание в этнопедагогике имеет гораздо большее

    значение, чем было принято считать до сих пор в школьной педагогике.

    Последняя могла бы многое заимствовать из народного опыта, причём не только

    в преподавании природоведения в начальной школе.

    Народная экология содержит в себе большой потенциал для развития

    познавательных процессов детей, их трудового и физического воспитания.

    Народ, относя себя к компонентам природы, вследствие тесного и частого

    контакта владел массой тонких наблюдений над природными явлениями и

    закономерностями, постигал их сущность.

    Рассмотрение потенциальных возможностей экологических традиций народов

    в воспитании учащихся показывает, что они являются действенным фактором

    разностороннего развития детей.

    Литература.

    1. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших

    педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,

    1999. – 168 с.

    2. Николаева Е. К. Использование народных экологических традиций как один

    из аспектов формирования эколого-гуманитарной

    культуры.//Этнопедагогика – педагогика жизни: Сборник материалов

    международной конференции, посвящённой 75-летию профессора, доктора

    педагогических наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации

    Мукаевой Очир Джогаевны – Элиста: АПП Джангар, 2001. – С. 248-250.

    3. Цыремпилон А. Б. Экологические традиции бурятского народа как фактор

    разностороннего воспитания учащихся.//Этнопедагогика – педагогика

    жизни: Сборник материалов международной конференции, посвящённой 75-

    летию профессора, доктора педагогических наук, заслуженного деятеля

    науки Российской Федерации Мукаевой Очир Джогаевны – Элиста: АПП

    Джангар, 2001. – С.250-252.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.