МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экологическое образование младших школьников в курсе природоведения

    Экологические задачи:

    1. Один гектар хвойного леса отфильтровывает в год 30–35 тонн пыли,

    лиственного леса – 50–70 тонн пыли. Каких деревьев нужно сажать

    больше и их оберегать?

    2. Семья больших синиц за лето «обслуживает» 40 яблонь, поедая опасных

    для сада насекомых, а дятел за день съедает до 750–900 короедов.

    Какая птица съедает больше вредителей?

    3. Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 сантиметр

    требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с полей смыло в

    половодье 10 сантиметров почвы. Сколько лет потребуется для

    восстановления этого слоя?

    4. В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10

    лет создано ещё 50 новых заповедников. Сколько стало заповедников?

    5. Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое

    получатся из 3-х хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев

    требуется нашему классу?

    6. Задача в стихах:

    О комарах. (И. Демьянова)

    Над болотцем тихо, тихо…

    В тёплом воздухе парят

    Сам Комар да Комариха,

    С ними – туча комарят!

    Комариха с Комаром говорят:

    - Сосчитай-ка, Комар, комарят.

    - Как же счесть, Комариха, комарят?

    Не поставишь комарят наших в ряд.

    Насчитала Комариха сорок пар.

    А продолжил этот счёт сам Комар.

    Комарят Комар до вечера считал.

    Насчитал тринадцать тысяч и устал…

    А теперь считайте сами, вы друзья:

    Велика ли комариная семья? (13 082).

    Учитель: Вот сколько задач, проблем и ситуаций мы с вами решили. Но

    это только капля в море экологических проблем планеты. Наше занятие я хочу

    закончить строками из стихотворения Я. Акима:

    Есть одна планета-сад

    В этом космосе холодном.

    Только здесь леса шумят,

    Птиц скликая перелётных.

    Лишь на ней одной увидишь

    Ландыши в траве зелёной.

    И стрекозы только тут

    В речку смотрят удивлённо.

    Береги свою планету,

    Ведь другой на свете нету!

    Берегите эту Землю, эту воду.

    Даже малую былиночку любя,

    Берегите всех зверей внутри природы,

    Убивайте лишь зверей внутри себя!

    Детям вручаются эмблемы с изображением птиц, животных растений из

    Красной книги.

    Внеклассная работа по природоведению открывает большие возможности для

    познавательной деятельности младших школьников. Она позволяет углублять и

    применять на практике знания, предусмотренные программой, воспитывать у

    младших школьников трудолюбие, настойчивость, формировать бережное

    отношение к природе, чувство ответственности за порученное дело.

    Роль межпредметных связей

    в экологическом образовании младших школьников

    В содержании экологического образования различают два компонента:

    связанные с формированием мировоззренческих и нравственных качеств;

    конкретные экологические знания и умения.

    Интегральный характер содержания экологического образования

    обуславливает сложный состав знаний, имеющих мировоззренческое значение.

    Экология вносит свой вклад в раскрытие целостного представления о мире

    и человеке. Это предполагает разработку гибких форм экологизации

    образования на международной основе. Из этого следует вариативность формы

    включения экологического материала в учебные планы и предметы. Возможны три

    модели: однопредметная, многопредметная и смешанная (рис. 12).

    Чётко выраженная экологическая направленность курса природоведения,

    который в наши дни именуется традиционным, создала определённую установку

    на его место в экологическом образовании, на достижение его цели в

    однопредметной модели. Но, как показала практика, однопредметная модель

    оказалась малоэффективной. Основная причина этого в том, что конечная цель

    экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде –

    сложное комплексное образование, и в связи с этим, один учебный предмет,

    формирующий в основном естественнонаучные знания, справиться с

    формированием многогранных отношений младших школьников с природой и

    социальной средой не может.

    Уже в середине семидесятых годов на повестку дня встал вопрос о

    привлечении других школьных предметов в процессе школьников. Возникла идея

    многопредметной или межпредметной модели, в которой каждый учебный предмет

    раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой

    (Симонова, 1998). Но заманчивость такой модели, актуальность которой

    сохраняется, разбивается о сложности при конструировании единого содержания

    и реализации его на практике: каждый учебный предмет строится в логике

    своей науки, отличной от цели экообразования. Пока же использование

    межпредметного содержания и форм обучения носит фрагментарный характер, что

    во многом определяет качество обучения и воспитания младших школьников.

    Современные тенденции развития экологического образования в

    отечественной и зарубежной практике показывают, что оптимальные возможности

    для становления экологической культуры младших школьников представляет

    смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои

    специфические учебно-воспитательные цели, а координирующую роль возьмёт на

    себя один из альтернативных интегрированных современных курсов

    экологической направленности, в содержании которых в органичной связи

    представлены естественнонаучные и социальные компоненты содержания. Роль

    других предметов, специфика образовательных и воспитательных целей которых

    многообразна, – вспомогательная. Таким образом, типология моделей в русле

    экологизации прошла определённый путь становления: от однопредметной – к

    многопредметной и смешанной. Но поиск в этом направлении продолжается до

    сих пор.

    Междисциплинарный подход (или реализация межпредметных связей) в

    области экологического образования предполагает взаимное согласование

    содержания и методов раскрытия способов, принципов и законов оптимального

    взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний,

    которые включают различные учебные предметы.

    В настоящее время в нашей стране и за рубежом существуют попытки

    создать интегрированные курсы, направленные на экологическое образование

    школьников. Так, в современные учебные планы начальной школы уже включен

    предмет «Окружающий мир», составляющий базу для дальнейшего развития знаний

    учащихся о природе и обществе. Это говорит о том, что идея интеграции в

    экологическом образовании признана на современном этапе важным средством

    формирования ответственного отношения школьников к среде своей

    жизнедеятельности (Тарасова, 2000).

    Для решения задач экологического образования в начальных классах на

    межпредметном уровне необходимо: формирование целостного представления о

    природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

    развитие учения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и

    познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе

    фактов и явлений окружающей действительности; обучение младших школьников

    методом познания окружающего мира; воспитание эстетического и нравственного

    отношения к среде жизнедеятельности человека.

    Выполнению этих требований способствует максимальная координация

    функций каждого предмета в общей системе экологического образования,

    выделение межпредметных связей и обеспечение межпредметных подходов.

    Учитывая возрастные особенности младших школьников (их эмоциональную

    восприимчивость, чуткость, стремление к яркому и необычному), учитель имеет

    возможность осуществлять взаимосвязь уроков природоведения, чтения и

    русского языка, так как изучение материала о жизни природы на уроках чтения

    и русского языка, образность описания природы поэтами и прозаиками вызывают

    и стимулируют у детей интерес к наблюдениям за природными объектами и

    явлениями, желание сравнивать свои впечатления с впечатлениями литераторов.

    Это способствует более глубокому и тонкому пониманию явлений природы,

    формированию образной картины мира, бережному отношению к его неповторимой

    красоте и разнообразию.

    Программа начальной школы даёт возможность осуществлять связь уроков

    природоведения, изобразительного искусства и музыки, обогащая содержания и

    методы преподавания каждого из них, так что воспитательное воздействие,

    осуществляемое на одном из уроков, может быть продолжено на следующих.

    Таким образом, взаимосвязь этих предметов позволяет эффективно осуществлять

    воспитание экологической культуры младших школьников.

    Процесс преподавания предметов естественно-математического цикла

    (природоведение, математика, трудовое обучение) помогает раскрыть следующие

    экологические знания: природа – объект целесообразной трудовой деятельности

    человека, направленная на её рациональное использование, улучшение,

    восстановление, охрану; характер трудовой деятельности людей зависит от

    состояния природы и наоборот, состояние природы находится в тесной

    зависимости от трудовой и хозяйственной деятельности человека.

    При проведении тематических бесед на уроках трудового обучения,

    работая с различными природными материалами, младшие школьники приходят к

    более глубокому пониманию значения природы в хозяйственной и творческой

    деятельности человека, осознают необходимость бережного, экономного

    использования природных богатств.

    Большие возможности для осуществления экологического образования на

    межпредметной основе имеют экскурсии по различным предметам: чтению,

    изобразительному искусству, трудовому обучению, математике, необходимость

    проведения которых заложена в учебных программах. Такие экскурсии позволяют

    более детально изучать отдельные объекты природы, их влияние друг на друга,

    взаимозависимость, выявить последствия влияния деятельности человека на

    состояние природного окружения и так далее.

    В своей практической деятельности учителя начальной школы

    разрабатывают интегрированные курсы. Например, группой учителей средней

    школы № 70 города Краснодара разработан интегрированный курс

    «Природоведение – развитие речи». Приведём пример урока этого курса по теме

    «Грибы – особое царство природы».

    Тема: Грибы – особое царство природы.

    Цель: Познакомить с видами грибов, как одним из представителей «сообщества

    леса»; научить различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;

    познакомить с исчезающими грибами Кубани; упражнять детей в

    письменной речи.

    Оборудование: таблица «Съедобные и несъедобные грибы»; муляжи "Грибы";

    образцы гриба.

    Ход урока.

    I. Организация урока.

    II. Сообщение темы урока:

    Тему нашего урока мы узнаем отгадав загадку: «Шапочка да ножка – вот и

    весь Ермошка» (гриб). Правильно, сегодня мы будем говорить о грибах.

    III. Работа над новой темой.

    Где вы собирали грибы? (Значит грибы – представители природного

    сообщества «лес»). Какие вы знаете грибы, как их различаете? Какие грибы

    называются съедобными, несъедобными, ядовитыми? Какими ядовитыми грибами

    лечатся животные? (мухоморами лечатся сороки и лоси). Какой гриб страшнее

    кобры? (бледная поганка). Противоядие от бледной поганки – не трогать её и

    не брать в руки! Как вы понимаете пословицу, применительно к грибам: «Пока

    змее на хвост не наступишь, она тебя не укусит»?

    Записать названия съедобных и несъедобных грибов в тетрадь.

    Дети, а как вы думаете, гриб – это растение или нет? Какие органы

    растения вам известны? (корень, стебель, ветки, лист, цветок, плод и

    семена). Попытайтесь найти их у грибов.

    Строение гриба (рассматривается по таблице).

    Грибы не растения, они составляют особое царство природы. Грибы в

    отличие от своих зелёных собратьев не содержат чудодейственного хлорофилла

    и поэтому не могут добывать из воздуха питательные. углеводы. Они вынуждены

    приспосабливаться к существованию уже готовых органических веществ. В

    лесном сообществе они тесно связаны с деревьями. Под их корнями или у

    старых пней разрастаются грибницы. Какова же роль грибов в лесном природном

    сообществе? (Они способствуют круговороту веществ в природе).

    Работа с муляжами грибов.

    Грибы бывают трубчатые и пластинчатые. Рассмотрите внимательно муляжи

    и скажите отличаются ли внутренняя поверхность шляпок у белого гриба и у

    лисички? Чем? (дети сами делают выводы). Как вы думаете, где расположены

    семена (споры) у трубчатых и у пластинчатых грибов? Назовите теперь

    известные вам трубчатые грибы (белый гриб, подберёзовик, маслята,

    подосиновики, моховики). Назовите известные вам пластинчатые грибы (грузди,

    рыжики, волнушки, лисички, опята и так далее). Какую пользу приносят грибы?

    а) Грибы употребляются в пищу животными, птицами и людьми;

    б) Превращают пни и корни деревьев в трухлявые гнилушки и удобряют

    почву питательными веществами.

    Какой вред приносят грибы? Как приспосабливаются грибы? (цвет, окраска

    шляпок). Грибы не всегда имеют привычный, известный вам вид. Есть грибы,

    как плесень на продуктах, на гниющих деревьях. Рассмотрите этот гриб. Где

    вы его встречали? Правильно, на деревьях. А как они туда попали, кто

    догадался? Правильно, споры этих грибов-паразитов переносятся ветром, они

    попадают в дыры на стволах. Там они разбухают, разрастаются внутри дерева.

    Дерево обречено на гибель. Таким образом грибы-паразиты приносят вред. Но

    оказывается из грибов добывают вещества стимулирующие рост растений. Всегда

    ли грибы приносят пользу? Грибы способны впитывать в большом количестве

    тяжелые металлы, ядохимикаты, компоненты сточных вод и выхлопных газов

    автомобилей. Человек, животные, употребляющие такие грибы в пишу, могут

    отравиться или заболеть. Не собирайте грибы вблизи садов и полей,

    обрабатываемых ядохимикатами, и не собирайте вблизи дорог на расстоянии не

    менее 300 метров.

    IV. Итак, мы с вами познакомились, с удивительным населением живой

    природы – грибами. К сожалению некоторые виды исчезают и скоро, если

    человек не будет их оберегать, они совсем исчезнут. Так в Красную книгу

    Кубани внесены такие грибы: грифола зонтичная, цезарский гриб, решеточник

    красный, каштановый гриб, гриб-баран и другие.

    Сообщения детей о грибах.

    Записать названия грибов, занесённых в Красную книгу.

    V. Подведение итога беседы:

    Какие виды грибов вам известны? Какой вред приносят грибы? Какую

    пользу приносят грибы? Как приспосабливаются грибы в лесном сообществе?

    VI. Работа по развитию речи.

    Чтение текста на доске. Запись по памяти.

    После дождя пахнет в лесу грибами. В траве прячутся крепкие боровики,

    розовеют сыроежки, краснеют мухоморы. Между стволами берез разросся молодой

    ельник. Тут прячутся душистые грузди, подосиновики. А на лесных полянах

    показались первые рыжики, желтеют золотистые лисички.

    VII. Итог урока.

    Домашнее задание: Записать пословицы и приметы грибников. Прочитать

    дополнительную литературу о грибах.

    Помимо разработки интегрированных курсов, проводятся и отдельные

    интегрированные уроки: природоведение и русский язык, природоведение и

    чтение, природоведение и математика, природоведение и трудовое обучение и

    другие. В результате проведения таких уроков у младших школьников процессы

    формирования и восприятия экологических понятий происходит намного

    активнее.

    Учителя начальных классов недостаточно обеспечены методической

    литературой по вопросам осуществления экологического образования на

    межпредметной основе. Имеющиеся пособия и методические рекомендации в

    основном ориентируют учителя на проведение этой работы при изучении курса

    природоведения. Весь комплекс задач по экологическому образованию и

    воспитанию младших школьников можно разрешить лишь на уроках природоведения

    не представляется возможным. Да, и, уроки природоведения не занимают в

    сетке учебных часов такого количества времени, чтобы можно было говорить о

    систематически ведущейся работе по экологическому воспитанию. Вот почему в

    современных условиях ставится вопрос о разработке межпредметного подхода к

    данной проблеме.

    Заключение

    В настоящей дипломной работе проанализированы различные курсы

    природоведения. Наиболее полно отвечают целям экологического образования и

    воспитания младших школьников система курсов «Зелёный мир» автора А.А.

    Плешакова. Эта система является традиционной обновлённой.

    Система экологических знаний младших школьников включает в себя два

    блока:

    1.Блок опорных экологических знаний (предметах и явлениях в природе,

    их свойствах и многообразии и связях между ними);

    2.Экологические знания о биологических системах (взаимоотношениях

    организмов со средой обитания).

    Формирование экологических понятий у младших школьников в курсе

    природоведения основывается на расширении уже имеющихся экологических

    представлений и их конкретизации на знакомых местных предметах и явлениях.

    Изучение природоведения в разных классах предполагает поэтапное знакомство

    с экологическими проблемами ближайшего окружения, города, края, страны и

    всей планеты. Через конкретные объекты и явления дети составляют общие

    представления о региональных и глобальных экологических проблемах.

    Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется

    с помощью заданий, имеющих экологическую направленность, и отражающих

    взаимодействие организмов в природной среде и взаимодействие человека с

    окружающей природой. Системные задания позволяют младшему школьнику

    составить общее представление об экосистемах и роли различных факторов в

    формировании экологического состояния данных систем.

    Конкретность мышления младших школьников определяет важность игровых

    моментов в усвоении основных экологических представлений. В связи с этим

    большое внимание в работе уделяется методическим разработкам уроков,

    экскурсий, внеклассных мероприятий, интегрированных уроков. Это лишь

    небольшая часть тех методических разработок, применяемых автором в

    повседневной работе с младшими школьниками.

    В дипломной работе представлены методические разработки:

    Урок по теме «Что такое экология?», на котором формируются у младших

    школьников понятия окружающей среды и экологии как науки на доступных

    примерах.

    Урок-путешествие «Лес и человек» способствует формированию понятия о

    многообразии лесов, живых существ в природном сообществе «лес».

    Экскурсия по теме «Природа вокруг нас», на которой дети непосредственно

    наблюдают за изменениями в природе, которые происходят под воздействием

    человека, взаимосвязи всего живого.

    Внеклассное занятие «Мир вокруг нас» в факультативном курсе «Экология для

    младших школьников, на котором в игровой форме у младших школьников

    закрепляются знания, приобретённые на уроках природоведения.

    Более эффективным методом экологического образования и воспитания

    младших школьников является использование межпредметных связей.

    Экологическая направленность курса природоведения позволяет применять

    многопредметные или межпредметные модели, в которых каждый учебный предмет

    (природоведение, русский язык, математика, чтение, труд, музыка и другие)

    раскрывает проблему взаимодействия человека с окружающей средой.

    Курс природоведения сам по себе уже является интегрированным, так как

    в нём объединены начальные представления таких наук как география, физика,

    химия, биология и других. . но цели экологического образования будут

    достигаться эффективнее при изучении экологических знаний на межпредметном

    уровне. Приведена методическая разработка интегрированного урока «Грибы –

    особое царство природы». На примере этого урока показана межпредметная

    связь между природоведением и развитием речи.

    В результате изучения курса «Природоведение» по системе «Зелёный мир»

    у младших школьников расширяется кругозор, повышается эффективность

    обучения. Дети получают целостную картину окружающего мира, у них

    формируются элементы научного мировоззрения. Этот курс насыщен творческими

    заданиями экологической направленности, представленными в рабочих тетрадях

    и учебниках, что учит детей мыслить широко и разносторонне, искать пути

    решения экологических проблем соответственно возраста.

    Литература

    1. Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического

    образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.

    2. Ахромеев А.М. Формирование экологического мышления в курсах физической

    географии. //География в школе, 1989, №6.

    3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Сто кроссвордов о растениях и животных.

    Ярославль: Академия развития, 1998.

    4. Гужин Г.С., Тюрин В.Н., Нагалевский Ю.Я и другие. Экология Кубани.

    Краснодар, 1995.

    5. Доклад о состоянии окружающей природной среды Краснодарского края в 1999

    году. Краснодар, 2000.

    6. Захлебный А.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во

    внеурочной работе. М., 1984.

    7. Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 1990.

    8. Информационно-методическое письмо об обновлении курса преподавания

    природоведения в программе естественнонаучного образования «Природа и

    люди». //Начальная школа, 1998, №8.

    9. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и

    минус, 2000, №8.

    10. Квасцова Л.С., Фролова Н. А. О некоторых аспектах экологического

    образования школьников. //Биология в школе, 1998, №3.

    11. Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. М.: Просвещение, 1996.

    12. Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа, 2000, №6.

    13. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками.

    //Начальная школа, 1998, №6.

    14. Красная книга Краснодарского края. /Составитель Нагалевский В.Я.

    Краснодар, 1994.

    15. Кузнецов В.Н. Программы: Экология. М.: Просвещение, 1998.

    16. Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? СПб.: СОЮЗ, 1998.

    17. Лотышев И.П. Путешествие по родному краю: Природоведение. Краснодар:

    ОИПЦ Перспективы образования, 1999.

    18. Литвинская С.А. Экологическая ситуация. //Атлас Краснодарский край.

    Республика Адыгея. Минск: Белгеодезия, 1996.

    19. Мойснер Г.П. Всё начиналось с экологической тропы. //Начальная школа,

    1998, №3.

    20. Молоканов Г.И. Системная экология. Краснодар, 1995.

    21. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших

    школьников. //Начальная школа, 1998, №5.

    22. Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения.

    М.: Просвещение, 1990.

    23. Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей

    мотивации к овладению экологическими знаниями. //Начальная школа, 1998,

    №6.

    24. Плешаков А.А. Природоведение в третьем классе: Методические

    рекомендации к учебнику. М.: Просвещение, 1993.

    25. Плешаков А.А. Природоведение: учебник для 2-го(3) класса. М.:

    Просвещение, 1998.

    26. Плешаков А.А. Природоведение: Учебник для 3-го(4) класса. М.:

    Просвещение, 1998.

    27. Плешаков А.А. Сто заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 2-

    го(3) класса. М.: Вита -Пресс, 1999.

    28. Плешаков А.А. Сто и ещё 14 заданий по природоведению: Рабочая тетрадь

    для 3-го(4) класса. М.: Вита-Пресс, 1999.

    29. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М.: Просвещение, 1995.

    30. Программно-методические материалы. Природоведение. //Начальная школа.

    М.: Дрофа, 1999.

    31. Ривкин Е.Ю. Экологизация школьного географического образования.

    //География в школе, 1993, №3.

    32. Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. //Начальная

    школа, 1998, №2.

    33. Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в

    начальной школе. //Начальная школа, 1998, №6.

    34. Сорокоумова Е.А. Работа с учебным текстом экологического содержания.

    //Начальная школа, 1998, №6.

    35. Суравегина И.Т. Школьная экология: задачи и функции. //Биология в

    школе, 1999, №3.

    36. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение,

    1995.

    37. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1988.

    38. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на

    межпредметной основе. //Начальная школа, 2000, №10

    39. Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты. М.:

    Академия развития, 1997.

    40. Шевчук Н.А. Мир вокруг нас. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.

    41. Экологическое воспитание школьников.//География в школе, 1989, №5.

    -----------------------

    Внутренняя среда

    человека

    Окружающая социальная

    среда

    Окружающая природная

    среда

    Содержание курса экологии в начальной школе (Алексеев, Симонова, 1999)

    Моделирование экологических связей (Плешаков, 1998)

    Рис. 2

    Связь природы и общества (Молоканов, 1995)

    Рис. 3

    Окружающая среда (Плешаков, 1998)

    Рис. 9

    ?

    ?

    ?

    Заяц

    Человек

    Берёза

    Взаимосвязи в природе (Плешаков, 1998)

    Рис. 8

    Природа

    Человек

    Животные

    Растения

    неЖивое

    Живое

    Дом для растений, животных грибов.

    Защитник воздуха, водоёмов и почв.

    Место отдыха человека.

    Источник ягод, грибов, лекарственных растений.

    ЛЕС

    Источник древесины.

    Рис. 10

    Роль леса в природе (Плешаков, 1998)

    Типология моделей экологического образования (Суравегина, 1999)

    Модели

    экологического образования

    Однопредметная

    ВВОДИТСя ИНТЕГРИРОВАННАя УчЕБНАя ДИСЦИПЛИНА ЭКОЛОГИчЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

    Многопредметная

    ОСУЩЕСТВЛяЕТСя ЭКОЛОГИЗАЦИя ТРАДИЦИОННЫХ УчЕБНЫХ КУРСОВ И ДИСЦИПЛИН.

    Смешанная

    ВВОДИТСя НОВЫЙ КУРС ЭКОЛОГИчЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ОДНОВРЕМЕННОЙ

    ЭКОЛОГИЗАЦИЕЙ ТРАДИЦИОННЫХ УчЕБНЫХ КУРСОВ И ДИСЦИПЛИН.

    Рис. 12

    Дидактическая карточка.

    ДУПЛА – КВАРТИРЫ ЛЕСНЫХ ОБИТАТЕЛЕЙ (СИМОНОВА, 1998)

    ЗАДАНИЕ 1. ОТВЕТЬ НА ВОПРОС, КТО ЖИВёТ В ДУПЛАХ ДЕРЕВЬЕВ?

    Кто ещё из лесных обитаталей может жить в дуплах?

    _________________________________________________

    _________________________________________________

    Задание 2. При санитарной рубке леса вырубили старые дуплистые

    деревья. Лес стал чахнуть. Почему?

    _________________________________________________

    _________________________________________________

    Сделай вывод:

    _________________________________________________

    _________________________________________________

    Рис. 4

    Дидактическая карточка.

    МОГУТ ЛИ КРОТ И БЕЛКА ПОМЕНяТЬСя КВАРТИРАМИ? (СИМОНОВА, 1998)

    ЗАДАНИЕ 1. РАССМОТРИ РИСУНОК, ПОДПИШИ НАЗВАНИя ЖИВОТНЫХ.

    Обрати внимание на места обитания этих животных.

    Задание 2. Прочти текст:

    Люди нередко меняются своими квартирами, преезжая из дома в дом, с

    этажа на этаж. А могут ли поменяться местами жительства (квартирами) лесные

    жители?

    Представь себе, что белка захотела бы поменяться своей квартирой с

    кротом.

    Белка живёт на дереве, крот под землёй. Чтобы перебраться на новую

    квартиру, кроту пришлось бы влезать на дерево, а белке опускаться под

    землю. Смогли бы они это сделать? Почему?

    _________________________________________________

    _________________________________________________

    Задание 3. Объясни, почему животных, перечисленных ниже, называют

    лесными

    волк, лось, дятел, сойка, бурый медведь, клёст.

    _________________________________________________

    _________________________________________________

    Рис. 5

    Дидактическая карточка.

    КРОССВОРД ПО ТЕМЕ «НАСЕКОМЫЕ» (ГАВРИНА, КУТНяХОВА, 1998)

    ВЫПИШИ БУКВЫ ТОЛЬКО ИЗ ТРЕУГОЛЬНИКОВ И ТЫ УЗНАЕШЬ, У КОГО ИЗ НАСЕКОМЫХ

    ГЛАЗА ЗАНИМАЮТ БОЛЬШУЮ чАСТЬ ГОЛОВЫ И СОСТОяТ ИЗ МНОЖЕСТВА МАЛЕНЬКИХ

    ГЛАЗКОВ.

    | | | | | | | | |

    Рис. 6

    с

    ж

    к

    у

    п

    т

    т

    с

    з

    х

    ъ

    м

    о

    р

    с

    к

    у

    г

    ц

    з

    е

    с

    а

    о

    ф

    д

    о

    Рис. 1

    о

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.