МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экологическое образование младших школьников в курсе природоведения

    природы; раскрывается роль природы в жизни человека; систематизируются

    представления о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям этот материал

    становится доступнее для младших школьников.

    В своей практике провожу экскурсии, в основном, во внеурочное время.

    Также проводятся экскурсии на станцию юннатов, поездки в город-герой

    Новороссийск, дельфинарий на мыс Большой Утриш, наблюдения за растениями и

    животными в парках и скверах города Краснодара. На уроках труда дети

    изготовляют кормушки для птиц. В время осенней экскурсии развешивают их, а

    в зимнее время – подкармливают птиц.

    Например, в ходе экскурсии «Природа вокруг нас» по экологической

    тропе, проходящей вблизи реки Кубань в микрорайоне Гидростроителей города

    Краснодара, где находится школа. Приведём пример экскурсии:

    Тема экскурсии: «Природа вокруг нас».

    Цель экскурсии: Изучение природы ближайшего окружения; распознавание

    деревьев, кустарников, травянистых растений по

    характерным признакам; выяснение влияния близости

    города на лесной массив и реку Кубань; определение

    правил экологически грамотного поведения.

    План экскурсии.

    Главные остановки во время экскурсии:

    6. «Стражи ворот» (ива, клён, ясень).

    7. «Травянистые растения».

    8. «Памятник природы» (три сосны, сросшиеся стволами; дети дают им названия

    «Три сестры», «Неразлучницы», «Змей Горыныч Трёхголовый»).

    9. «Старожил» (липа).

    10. «Смешанный лес» (сосна, берёза, рябина обыкновенная и другие).

    Дети делают остановки у разных природных объектов, с помощью атласа-

    определителя сами узнают названия растений и насекомых. Затем в игровой

    форме упражняются в запоминании деревьев, кустарников, травянистых

    растений, учатся различать их по листьям, веточкам, коре. Задачей экскурсии

    является не только запоминание растений и встреченных животных, но и

    выяснение, как на лесной массив влияет близость города, людей. Обращается

    внимание детей на негативные последствия, вызванные пребыванием здесь

    большого числа людей: сломанные деревья, вытоптанные дорожки и полянки,

    мусор, выжженные места от разведения костров. Устанавливаются

    соответствующие причинно-следственные связи, определяются правила

    экологически грамотного поведения. После проведённой экскурсии дети

    описывают свои впечатления от увиденного в сочинениях, сопровождая их

    рисунками.

    С учётом того, что у младших школьников ведущим видом деятельности

    является игровая, для лучшего усвоения экологических понятий проводятся

    дидактические игры во время экскурсий (Мойснер, 1999).

    Дидактическая игра «Деревья и кусты».

    В начале игры вспоминают, как по величине можно отличить деревья и

    кусты (дерево высокое, а куст низкий). Сообщается условие игры: когда

    называют дерево, руки нужно поднимать вверх, а когда куст – опустить вниз.

    Учащиеся делятся на две команды, выбирают ведущего, который называет

    сначала дерево (поднимает руки вверх), а потом куст (опускает руки вниз).

    Все учащиеся повторяют эти движения осмысленно. Ведущий может назвать

    дерево, а руки при этом опустить, или назвать куст, а руки поднять.

    Учащиеся должны внимательно прислушиваться и не ошибиться. Тот, кто ошибся

    выбывает из игры. Выигрывает та команда, в которой останется больше

    участников.

    Дидактическая игра «Кто раньше пройдёт».

    В игре могут участвовать 5-6 учеников, остальные – наблюдают.

    Участники игры становятся вдоль стартовой линии. Ведущий предлагает каждому

    припомнить как можно больше названий деревьев и кустарников.

    Содержание игры: каждый из участников, идя (по очереди) вперёд от

    линии старта, должен громко произносить при каждом шаге название дерева или

    кустарника. Останавливаться нельзя. Если участник игры, сделав шаг не

    назовёт дерева или кустарника, он должен остановиться и присесть. В игру

    вступает другой участник. Выигрывает тот, кто пройдёт дальше. Игра

    тренирует память, помогает запомнить названия деревьев и кустарников,

    которые видели во время экскурсии.

    Одним из важнейших условий формирования экологических понятий в

    начальной школе являются непосредственно наблюдения детей за объектами и

    явлениями природы. Наблюдения проводятся под девизом «Познай природу»

    (Климцова, 2000). Это достигается благодаря экскурсиям. Программные

    экскурсии дополняются экологическими вопросами. В ходе экскурсий решаются

    некоторые экономические задачи: научить вести экологические наблюдения в

    природе, глубже узнать свой край, отработать правила личного

    природоохранного поведения, применить теоретические знания на практике.

    3 Внеклассная работа и её роль

    в формировании экологических понятий

    Внеклассная работа – форма разнообразной организации добровольческой

    работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и

    проявления их познавательных интересов и творческой самостоятельности

    (Пакулова, Кузнецова, 1990). Внеклассное изучение природы способствует

    выявлению простейших закономерностей её жизнедеятельности, включает в себя

    ряд мероприятий по охране природы: подкормка птиц зимой, изготовление и

    развешивание скворечников, уборка территории школьного участка и его

    озеленение, борьба с вредителями растений, сбор лекарственных растений и

    так далее. По своему содержанию, формам организации и методам проведения

    внеклассная работа по природоведению очень разнообразна. Выделяют

    индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассной работы.

    Реализация идеи экологического образования осуществляется также и во

    внеклассной работе. Программные экскурсии по природоведению дополняются

    экологическими вопросами. В ходе экскурсии решаются некоторые экологические

    задачи: научить вести экологические наблюдения в природе, глубже узнать

    свой край, отработать правила личного природоохранного поведения, применить

    теоретические знания на практике. Система программных практических работ на

    местности позволяет сформировать у учащихся систему экологических знаний,

    показать пути и возможности практического применения. При этом важно

    отметить, что работа охватывает всех учащихся.

    Углубить свои знания, дополнительно потренироваться в их творческом

    применении ребята могут в ходе внеурочной и внеклассной работы. В систему

    внеурочной работы, направленную на развитие экологических знаний, входят

    школьные олимпиады, предметные недели, праздники, кружки и экологические

    факультативы. В программу предметных недель обычно включают: конкурс газет

    по экологической тематике, КВН по экологическому краеведению, школьные

    олимпиады (Ривкин, 1993). Вопросы школьной олимпиады составляются с учётом

    следующих требований: соответствие заданий возрасту и степени обученности,

    практической значимости вопросов, вопросов экологического характера, опоры

    на краеведческий материал, использование проблемных заданий.

    Особое место среди всех видов массовых внеклассных мероприятий по

    природоведению занимают натуралистические кампании: «Неделя леса», «Неделя

    сада», «Праздник русской берёзки», «Праздник цветов», «Праздник урожая»,

    «День птиц» и другие. Проведение этих мероприятий связано с длительной

    подготовкой, заключающейся в разнообразной работе школьников: наблюдения в

    природе, постановка простейших опытов, сбор природного материала для

    выставок, участие в озеленительных работах на территории школы. Вся

    подготовительная работа должна заканчиваться организацией праздника, на

    котором подводятся итоги проделанной работы школьников.

    Работа кружков и факультативов позволяет углубленно изучать вопросы,

    выйти на практическое применение экологических знаний. Внеклассная работа

    по предмету открывает большие возможности для реализации идеи экологизации

    школьного образования.

    Факультативный курс «Экология для младших школьников» разработан как

    дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Он предназначен для

    третьего класса четырёхлетней начальной школы и рассчитан на 34 занятия (1

    час в неделю), изучается параллельно курсу природоведения и подготовлен с

    учётом программы и учебника по данному предмету (автора А.А. Плешакова).

    Курс призван решать следующие задачи:

    . расширение экологических представлений младших школьников, формируемых

    в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом

    ярких, доступных примеров;

    . углубление теоретических знаний учащихся в области экологии,

    формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих

    адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез»

    экологии как науки;

    . обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках

    основного курса практической деятельности учащихся по изучению и охране

    окружающей среды.

    Рассмотрим программу факультативного курса «Экология для младших

    школьников» в соответствии с программно-методическими материалами (1999)

    (Таблица 2).

    Таблица 2

    Программа факультативного курса «Экология для младших школьников»

    А.А. Плешакова (1995).

    |Темы занятий |Кол-во |Содержание занятий |

    | |часов | |

    |1 |2 |3 |

    |Выясняем, что такое экология.| |Организм и окружающая среда, |

    | |2 |простейшая классификация |

    |История с комарами и кошками.| |экологических связей, разъяснение |

    | | |сущности и значения экологии |

    |Что такое экология. | | |

    |Учимся распознавать растения | |Экскурсии, практические работы по |

    |и животных ближайшего | |распознаванию встречающихся в данной|

    |природного окружения. | |местности растений и животных, |

    |Природа вокруг нас. |3 |выявление наиболее характерных |

    |Природа вокруг нас. | |отличительных признаков схожих |

    |Природа вокруг нас. | |видов. |

    |Знакомимся с живыми | |Представители редких организмов |

    |существами, которым угрожает | |(грибов, растений, животных), |

    |исчезновение. |1 |причины сокращения численности этих |

    |Они могут исчезнуть. | |живых существ, необходимые меры по |

    | | |их охране. |

    |Изучаем способы охраны | |Охраняемые природные территории: |

    |природы. |2 |заповедники, заказники, |

    |Как охраняют природу. | |микрозаказники, национальные парки. |

    |По заповедным тропинкам. | |Памятники природы, ботанические сады|

    | | |и зоопарки, питомники. Мысленное |

    | | |путешествие по заповедникам нашей |

    | | |страны и мира. |

    |Выясняем роль неживой природы| |Солнце как источник тепла и света |

    |в жизни живого. |3 |для живых существ, приспособления |

    |Тепло, свет и жизнь. | |животных к сезонным изменениям |

    |Воздух и жизнь. | |температуры. Роль света в жизни |

    |Вода и жизнь. | |животных. Воздух и жизнь. Вода и |

    | | |жизнь. |

    Продолжение таблицы 2

    |1 |2 |3 |

    |Открываем жизнь в почве. |1 |Разнообразие живых обитателей почвы,|

    |Живое в почве. | |особенности их строения и образа |

    | | |жизни, роль в поддержании почвенного|

    | | |плодородия. |

    |Пополняем наши знания о | |Многообразие растений: знакомство с |

    |разнообразии живой природы. | |интересными представителями |

    |Вот какие растения! |4 |(водоросли, мхи, папоротники, |

    |Это всё животные! | |хвойные, цветковые), а также с |

    |По грибы без лукошка. | |хвощами и плаунами. Многообразие |

    |Полюбуйтесь: лишайники! | |животных: черви, моллюски, |

    | | |ракообразные, паукообразные. Грибы и|

    | | |лишайники как особые группы живых |

    | | |существ, их разнообразие. |

    |Изучаем экологические связи в| |Экологические связи в живой природе |

    |живой природе. |4 |на примере дубового леса. Понятия |

    |Дуб и все вокруг него. | |«прямые связи», «косвенные связи». |

    |Невидимая сеть. | |Сеть питания, или пищевая сеть, |

    |Невидимая пирамида. | |экологическая пирамида. Значение |

    |Кто как защищается. | |знаний о пищевой сети и |

    | | |экологической пирамиде для охраны |

    | | |природы. Защитные приспособления у |

    | | |растений и животных как проявление |

    | | |тесной связи организмов с окружающей|

    | | |их средой. |

    |Знакомство с охраняемыми | |Охраняемые растения, особенности их |

    |растениями и животными. |5 |распространения. Лекарственные |

    |Растения просят о помощи. | |растения, их охрана. Охраняемые |

    |«Зелёная аптека» может | |животные, причины сокращения их |

    |закрыться? | |численности и меры охраны. История |

    |Животные должны жить. | |спасения бобра, соболя, стерха – |

    |Операция «Стерх». | |примеры активных действий человека |

    |По ботаническим садам и | |по охране животного мира. Мысленное |

    |зоопаркам. | |путешествие по ботаническим садам и |

    | | |зоопаркам. |

    |Мастерим домики для птиц. | |Практическая работа по изготовлению |

    |Прилетайте, птицы! |1 |искусственных гнездовий для птиц. |

    Продолжение таблицы 2

    |1 |2 |3 |

    |Учимся передавать свои знания| |Изготовление школьниками условных |

    |другим ребятам. |3 |знаков к правилам поведения в |

    |Хотим сказать всем. | |природе и экологических памяток для |

    |Хотим сказать всем. | |своих младших товарищей и взрослых. |

    |Хотим сказать всем. | |Подготовка к проведению школьных |

    | | |бесед, утренников, КВН |

    | | |экологического содержания. |

    |Выявляем связь между | |Влияние загрязнения окружающей среды|

    |состоянием природы и | |на здоровье человека, пути попадания|

    |здоровьем человека. |2 |вредных веществ в организм человека.|

    |Экология и здоровье. | |Меры, направленные на снижение |

    |Экология и здоровье. | |вредного влияния загрязнений на |

    | | |здоровье. |

    |Обсуждаем примеры | |Загрязнение моря нефтью при аварии |

    |экологических катастроф. |2 |нефтеналивного танкера, влияние |

    |Экологическая катастрофа. | |нефти на обитателей моря и |

    |Что будет, если … | |побережья, долговременные |

    | | |последствия аварии. Представление о |

    | | |радиоактивном загрязнении среды |

    | | |(авария на Чернобыльской АЭС). |

    | | |Экологические прогнозы, их сущность,|

    | | |примеры, значение для предупреждения|

    | | |отрицательного воздействия человека |

    | | |на природу. |

    |Подводим итоги нашей работы | |Обобщение основных теоретических |

    |за год. |1 |знаний и подытоживание практических |

    | | |дел по факультативному курсу. |

    В программе выделено 14 учебных тем, названия которых даны в виде

    формулировок определённых познавательных, практических задач. Первые четыре

    темы («Выясняем, что такое экология», «Учимся распознавать растения и

    животных ближайшего природного окружения», «Знакомимся с живыми существами,

    которые могут исчезнуть», «Изучаем способы охраны природы») являются

    дополнением к теме «Природа и мы» основного курса природоведения. Следующие

    две темы («Выясняем роль живой природы в жизни живого», «Открываем жизнь в

    почве») изучаются параллельно теме «Сбережём воздух и воду, полезные

    ископаемые и почву» курса природоведения. Пять последующих тем («Пополняем

    наши знания о разнообразии живой природы», «Изучаем экологические связи в

    живой природе», «Знакомимся с охраняемыми растениями и животными»,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.