МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экологическое образование младших школьников в курсе природоведения

    значение в природе и жизни человека, охрана данного природного компонента.

    Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в

    природе: внутри живой природы (между растениями и животными, между

    различными животными и другие), а также между природой и человеком.

    При изучении темы «Будем беречь здоровье формируется представление о

    человеке, как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего

    организма и о влиянии на неё окружающей среды.

    В конце года изучается тема «Что такое экология?», в которой даётся

    понятие науки экологии, конкретизируются основные экологические понятия:

    экологические связи, окружающая среда, прямые и косвенные связи в природе,

    экологические цепочки, цепь питания (пищевая цепь), экологическая пирамида,

    экологическая катастрофа, экологические прогнозы. Экологические понятия у

    младших школьников формируются с опорой на присущие младшим школьникам

    эмоциональную отзывчивость, любознательность и, вместе с тем, способностью

    овладевать определёнными теоретическими знаниями.

    В четвёртом (третьем) классе курс открывается темой «Мы – жители

    Земли». Дети на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами

    планеты, возможными путями их решения. Продолжается изучение природоведения

    темой «Сбережём природу России», которая знакомит учащихся с природными

    зонами нашей федерации, основными экологическими проблемами этих зон,

    природоохранной работой в них. При изучении темы «Сохраним природу своего

    края» изучаются поверхность, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные

    сообщества, охрана природы края. Экологические знания детей расширяются,

    углубляются, детализируются.

    Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется

    с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую

    направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не

    только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и

    практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и

    социальной природной среде. в результате этого учащиеся чаще будут

    вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия

    поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими

    умениями, участвовать в творческой деятельности.

    На этапе начального обучения преобладающую роль играю задания,

    отражающие экологические взаимодействия в природной среде

    (приспособленность к среде обитания, пищевые, информационные связи и так

    далее) (рис. 2), природа и отношения с ней – приоритетный и важный предмет

    изучения в начальной школе.

    Задания по экологии направлены на систематизацию, обобщение знаний о

    природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой (рис. 3), на

    открытии ребёнком этих связей и зависимостей.

    Системное построение заданий позволяет ребёнку увидеть конкретные

    среды обитания живых организмов – их дома и квартиры, многосторонние связи

    со средой обитания и между собой, что позволяет ребёнку открывать для себя

    многие экологические закономерности.

    На уроках природоведения детям часто приходится делать выводы,

    устанавливать взаимосвязи. Например, сделать вывод о том, что без своей

    среды обитания – своего дома живые организмы жить не смогут, что они в

    таком случае обречены на гибель.

    Конечно, можно предложить данный вариант экологической связи в готовом

    виде. Но такие знания будут носить поверхностный характер, мало

    способствующий воспитанию эмоциональных отношений ребёнка. Но если школьник

    шаг за шагом исследует проблему «Могут ли белка и крот поменяться

    квартирами?», «Дупла – квартиры лесных обитателей» (рис. 4, 5) и сделают

    соответствующий вывод – результат будет иным. Дети наверняка усвоят в

    процессе урока, что брать живые организмы из их среды обитания, а тем более

    разрушать эту среду – нельзя, так как это грозит гибелью данным организмам

    (Симонова, 1998).

    Большая роль на уроках природоведения принадлежит игровым моментам,

    которые выполняют познавательные функции, соответственно возрасту и

    особенностям учащихся младшего школьного возраста. Младший школьник

    испытывает острую потребность в игре. Особую ценность в этом плане

    приобретают учебные задания типа дидактических игр, кроссвордов,

    отгадывания загадок, направленных на формирование потребностей в новых

    знаниях (рис.6).

    Часть уроков проводится в виде заочных путешествий (Колесникова,

    1998). Дети выступают в роли путешественников, врачей, геологов. Класс

    делится на группы-команды: «Берёзка», «Родничок», «Скворушка». Во время

    путешествий проводятся игры: «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Поле

    чудес», «Устами младенца», «Почемучка».

    На итоговых уроках дети пишут сочинения о свеём отношении к уроку

    экологии и прочитанным рассказам. В помощь детям предлагаются незаконченные

    предложения типа:

    На итоговых уроках дети пишут сочинения о своём отношении к уроку

    экологии и прочитанным рассказам. В помощь детям предлагаются незаконченные

    предложения типа:

    На уроках экологии мы читали рассказы о…

    Экология – это…

    Больше всего мне понравились рассказы о…

    В них говорится…

    В природе всё связанно и, если…

    Я думаю, что когда я вырасту…

    Очень интересны и показательны эти маленькие письма-сочинения. Вот

    примеры нескольких из них:

    «Мы читали рассказы о природе. Мне больше всего понравились рассказы о

    воде и воздухе. Их загрязняют нефть, отходы, кислотные дожди. Человеку

    приносит пользу природа. Я думаю, что когда вырасту, то буду охранять

    природу» (Юля С.).

    «Экология – это наука о связи живых существ со средой обитания. Мы

    читали рассказы о воздухе. Яд с неба падает потому, что дым фабрик и

    заводов загрязняет воздух. Я думаю, что, для того, чтобы воздух был чистым,

    надо придумать специальные фильтры» (Серёжа К.).

    Таким образом, младший школьник высказывает и своё отношение к

    экологическим изменениям в окружающей среде. описываемых в рассказах и

    наблюдаемых в жизни.

    Изучение природоведения способствует формированию у младших школьников

    убеждения в необходимости в охране природы как в своём крае, так и в

    стране, на всей планете. Учащиеся приобретают также определённые умения,

    позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

    3 Экологические проблемы Кубани, города Краснодара

    и их значение в экологическом образовании

    и воспитании

    Работая над экологическим образованием и воспитанием учащихся, я

    обязательно говорю с ребятами об экологических проблемах города Краснодара

    и Краснодарского края и путях их решения. На уроках природоведения и

    внеклассных мероприятиях, сообщая полученные ранее знания, мы говорим, что

    экологическое состояние города волнует всех жителей Краснодара. Пыль, шум,

    загазованность – всё это пагубно отражается на здоровье граждан. Нужны

    решительные меры в защиту окружающей среды.

    Кубань часто называют жемчужиной России. Положение края на стыке

    умеренного и субтропического поясов, наличие двух морей, обширных равнин и

    высоких гор обуславливает разнообразие природных условий и ресурсов. На

    миллионах гектаров здесь – плодородная чернозёмная почва. Красотой

    природных ландшафтов отличаются горные и приморские районы. Природа не

    обделила наш край, дала всё необходимое для развития экономики, культуры,

    для лечения и отдыха людей.

    Когда в XVIII веке на Кубань прибыли новосёлы из-за Буга и Дона, перед

    ними открывалась необъятная цветистая степь, ещё не тронутая плугом. Тогда-

    то и пошла по России слава о якобы несметных богатствах этого края.

    Началось безудержное разграбление природы. Вырубались леса, хищнически

    истреблялись ценные промысловые звери, птицы, рыбы. Позднее сплошная

    распашка степей полностью изменила кубанские ландшафты.

    Крайне неблагоприятная экологическая обстановка сложилась в

    Краснодарском крае. В «Докладе о состоянии окружающей природной среды

    Краснодарского края в 1999 году» (2000) Государственным комитетом по охране

    окружающей среды Краснодарского края на основе анализа экологического

    состояния приводится перечень экологических проблем, классифицированных по

    уровню риска для здоровья людей и сохранности экосистем (Таблица 1).

    Таблица 1

    Классификация экологических проблем Краснодарского края по уровню

    относительного риска для здоровья населения и сохранности экосистем

    (Доклад …, 2000)

    |№ |Экологические проблемы |Уровень риска по |Территория |

    |п/п| |отношению к: | |

    | | |здоровью населения | |

    | | |сохранности экосистем | |

    |1 |2 |3 |4 |

    | |Загрязнение окружающей среды|высокий |Зона рисосеяния |

    | |пестицидами |высокий | |

    | |Загрязнение окружающей среды|средне-высокий |Все крупные |

    | |токсичными промышленными |средне-высокий |города |

    | |отходами | | |

    | |Выбросы токсичных веществ в |высокий |Все крупные |

    | |атмосферу от передвижных |средне-высокий |города |

    | |источников | | |

    | |Аварийные выбросы (сбросы) и|высокий |Трассы |

    | |утечки химических веществ |высокий |нефтепроводов, |

    | | | |Новороссийский и|

    | | | |Туапсинский |

    | | | |порты |

    | |Сбросы городских и |высокий |Все крупные |

    | |промышленных сточных вод, |средне-высокий |Города |

    | |содержащих токсичные | | |

    | |вещества | | |

    | |Свалки твердых бытовых |средне-высокий |Все крупные |

    | |отходов |высокий |города |

    | |Выбросы в атмосферу оксидов |средне-высокий |гг. Краснодар, |

    | |углерода, серы, азота и |средне-высокий |Новороссийск, |

    | |ванадия | |Белореченск и |

    | | | |др. |

    | |Сжигание растительных |средне-высокий |Вся территория |

    | |остатков |средне-высокий |края |

    | |Загрязнение окружающей среды|средне-низкий |Основные |

    | |свинцом, ртутью |( |автомагистрали |

    Продолжение таблицы 1

    |1 |2 |3 |4 |

    | |Загрязнение окружающей среды|высокий |Вся территория |

    | |нефтью и нефтепродуктами |средне-высокий |края |

    | |Деградация почв | ( _ |Вся территория |

    | | |высокий |края |

    | |Истощение рыбных запасов | ( _ |р. Кубань, |

    | | |высокий |Азовское море |

    | |Деградация водных объектов | ( _ |реки Приазовья |

    | | |высокий | |

    | |Нелокальные источники |средне-высокий |Крупные города, |

    | |сбросов загрязняющих веществ|( |сельхозугодья |

    | |в водоемы | | |

    | |Радиация |низкий |Крымский район |

    | | |средне-низкий | |

    | |Физическая деградация | ( _ |Черноморское |

    | |экосистем курортных районов |средне-высокий |побережье |

    | |Деградация растительного | ( _ |Горные леса |

    | |мира |средне-высокий | |

    | |Загрязнение воздуха |средне-низкий |гг.Новороссийск,|

    | |взвешенными веществами, |( |Туапсе |

    | |углеводородами | | |

    | |Эрозия берегов | ( _ |Морское |

    | | |низкий |побережье, |

    | | | |горные реки |

    | |Физическая деградация среды |низкий |Крупные города |

    | |обитания (электромагнитное |( | |

    | |излучение) | | |

    | |Загрязнение подземных вод, |средне-высокий |Вся территория |

    | |используемых для питья |средне-высокий |края |

    | |Деградация особо важных | ( _ |Сочинский |

    | |природных объектов |низкий |государственный |

    | | | |природный |

    | | | |национальный |

    | | | |парк, заказники,|

    | | | |Черноморское |

    | | | |побережье |

    Результатом негативного воздействия на компоненты ландшафтов явилось

    формирование территорий с разной экологической обстановкой (рис. 7).

    Наиболее сложное экологическое состояние характеризует территории, приле

    Карта «Экологическая ситуация Краснодарского края» (Литвинская, 1996)

    Экологическая ситуация

    острокризисная

    кризисная

    среднекризисная

    Кавказский государственный биосферный заповедник

    Рис. 7

    гающие к крупным городам, транспортным магистралям. Острокризисная

    экологическая ситуация сложилась в бассейне раки Кубани, на Черноморском и

    Азовском побережье. В критическом состоянии находятся малые реки края.

    Горная часть края находится в состоянии среднекризисной ситуации. Остальная

    территория края и прибрежные районы морей – в кризисной экрологической

    ситуации. В верховьях рек Белая, Лаба, Сочи действует Кавказский

    государственный биосферный заповедник, включённый в международную систему

    биосферных заповедников, и 18 государственных заказников республиканского и

    краевого подчинения.

    Наш край – это край плодородных земель. Кубанские чернозёмы славятся

    своим плодородием, но в настоящее время необходимо вести работу по

    сохранению, и даже восстановлению, плодородия. Появился термин –

    реанимационное поле. Значит поле, словно безнадёжного больного нужно

    спасать от гибели. Эти проблемы изучаются в теме «Почва». Земля загрязнена

    минеральными удобрениями, пестицидами и другими веществами. Сбросные воды с

    рисовых систем, содержащие пестициды, особенно опасны для рыбохозяйственных

    водоёмов. Создание многочисленных коммерческих структур затрудняет

    осуществление контроля за поступлением в край пестицидов и их применением,

    особенно в водоохранных зонах и зонах санитарной охраны курортов и

    источников питьевого водоснабжения (Доклад …, 2000).

    Нерешённой остаётся проблема сброса токсичных загрязняющих веществ со

    сточными водами промышленных предприятий из-за отсутствия или неэффективной

    работы очистных сооружений. Низкими темпами осуществляется строительство

    водоохранных объектов.

    Особую актуальность приобретает проблема загрязнения воздушного

    бассейна автомобильным транспортом, на долю которого приходится свыше 90%

    общего объёма всех выбросов загрязняющих веществ. В городе Краснодаре в

    районах крупных автомагистралей наблюдается превышение предельно допустимых

    концентраций углеводородов, оксида углерода, диоксида азота. Такое

    положение создалось в связи с перегрузкой автомагистралей, эксплуатацией

    автомобилей с превышением норм токсичности и дымности отработавших газов,

    недостаточным обеспечением края неэтилированными бензинами и другими

    причинами. В крае участились случаи различных аварий, катастроф и других

    ситуаций, приводящих к тяжёлым последствиям для окружающей среды. Основной

    объём загрязняющих веществ, попадающих в окружающую среду в результате

    чрезвычайных ситуаций, составляют нефтепродукты.

    Острейшей проблемой в крае остаётся обезвреживание и утилизация

    отходов, которые размещаются на открытых площадках (свалках) и в

    накопителях. Из имеющихся 707 свалок, в том числе 340 несанкционированных,

    практически все они не отвечают требованиям природоохранного

    законодательства (Доклад …, 2000). Отсутствие отлаженной системы сбора и

    переработки отходов в крае в повторный хозяйственный оборот привлекло их к

    накоплению на территориях предприятий, свалок, полигонах.

    Работа крупных объектов теплоэнергетики сопровождается значительным

    загрязнением атмосферы оксидами углерода, серы, азота и ванадия. Эти

    проблемы освещаются в теме «Воздух». С целью уменьшения вредных выбросов в

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.