МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Государственное регулирование инвестиционных процессов: социальный аспект

    p> Структура инвестиций характеризовалась преобладанием промышленности и сельского хозяйства, а валовые инвестиции в нематериальную сферу составляли не более 10% всех народно-хозяйственных инвестиций.[44]

    Несмотря на высокий и стабильный уровень инвестиционной активности, темпы роста экономики, а, следовательно, отдача от новых инвестиций, были невысокими - порядка 3-4% за все 80-е гг.[45] При этом темпы роста имели тенденцию к снижению. Такое сочетание низких темпов роста и высоких инвестиционных расходов означало лишь одно: эффективность использования капитальных ресурсов неуклонно снижалась.

    Наиболее наглядно снижение отдачи от инвестиционных ресурсов проявилось в показателе эффективности вновь вводимых основных фондов. Этот показатель - предельная эффективность инвестиций - рассчитывается как соотношение темпов прироста ВВП и доли инвестиций в ВВП. Он определяет, на сколько процентов возрастет ВВП при использовании 1% ВВП на инвестиции. Как видно из таблицы 4, предельная отдача от 1 единицы капиталовложений в СССР была существенно ниже, чем в несоциалистическом мире (в среднем по 100 странам).

    Таблица 4 . Предельная эффективность накопления.[46]

    | |СССР |Прочие страны |
    |1960-1989 |0,12 |0,19 |
    |1974-1989 |0,07 |0,14 |
    |1980-1989 |0,06 |0,13 |

    Одним из показателей неэффективности инвестиционного процесса являлось также постоянно растущее расхождение между вводом в действие новых производственных фондов и затратами на капитальные вложения. Снижение этого показателя свидетельствует о росте незавершенного строительства и накоплении неустановленного оборудования. Если в 1985 году это соотношение равнялось 96%, то к 1990 г. оно снизилось до 84%.[47]

    Централизация ключевых решений об инвестициях создавала почву для серьезных ошибок в использовании инвестиций. Инициатива, опирающаяся на знание технологических или местных особенностей, часто игнорировалась.
    Предприятия часто рассматривали инвестиции как навязанные сверху и обязательные к исполнению решения и были заинтересованы лишь в их
    «освоении», а не в экономической отдаче от инвестиционных проектов.
    Ответственность центра за неверно принятые решения была минимальной, что в условиях политизации всей хозяйственной жизни способствовало к инвестиционным авантюрам.

    Инвестиционный кризис начинает явно проявляется в период инвестиционного бума 1988-90-е гг. Он был вызван принятием Закона о госпредприятиях (1987). Предприятия получили большие права в распоряжении амортизационными отчислениями и прибылью, однако одновременно с этим резко сократилась доля централизованных источников финансирования инвестиций.
    Ожидалось, что предприятия будут более осмотрительно тратить средства из своих собственных источников, и более эффективно использовать финансовые ресурсы, направляемые на капитальные вложения.

    Однако основная форма собственности и хозяйственного управления не изменилась и хозяйственная самостоятельность обернулась тем, что выгоды получал коллектив предприятия, а за ошибки приходилось расплачиваться обществу в целом. В течение двух-трех лет предприятия начали реализовывать целый ряд инвестиционных проектов, не задумываясь об их финансировании, тем самым, приблизив макроэкономический кризис периода перестройки.
    Неудивительно, что либерализация экономики в начале 90-х годов немедленно привела к резкому спаду уровня инвестиций и изменению их структуры.

    Глубина инвестиционного кризиса в переходных экономиках объясняется рядом причин. В условиях децентрализации принятия ключевых хозяйственных решений и спада производства экономические агенты ориентируются на собственное выживание, а не на какие-то долгосрочные стратегические цели.
    Поэтому совершенно естественно снизилась инвестиционная активность и сократилась доля инвестиций в ВВП. (см. табл. №5)

    Таблица 5. Динамика ВВП и капитальных вложений в 1992-1995 гг. ( в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году).[48]

    | |1992 |1993 |1994 |1995 |
    |Объем ВВП |-14 |- 9 |- 13 |- 4 |
    |Объем капительных вложений за |- 40 |- 12 |- 24 |- 13 |
    |счет всех источников | | | | |
    |финансирования | | | | |

    Но только лишь этой общей закономерностью невозможно объяснить масштабы спада накоплений. Действовали дополнительные, специфические факторы, причем острота кризиса была тем больше, чем острее ощущалось действие этих присущих переходной экономике процессов. Наиболее серьезным фактором, ставящим под сомнение какое-либо долгосрочное вложение средств в производственную сферу, было резкое и неравномерное изменение цен, происходящее в обстановке высокой инфляции. Планирование будущих поступлений, спроса и издержек инвестиционного проекта просто оказывалось невозможным. Высокая инфляция привела к непредсказуемым изменениям реальной процентной ставки - ключевого критерия для принятия решения об инвестициях, а также к ускоренному росту цен на капитальные товары. В результате большинство инвесторов отложило осуществление инвестиционных проектов на будущее.

    Существовали и другие факторы, серьезно затруднявшие осуществление крупномасштабных инвестиций: неопределенность прав собственности, высокие и часто изменяющиеся налоговые ставки, неустойчивость внешнеторгового режима, и, наконец, произвол и коррупция, поразившие часть государственного аппарата.

    По данным Госкомстата РФ и Центробанка России за 1992-1995гг. объем капитальных вложений сократился значительно больше по сравнению с производством. При снижении промышленного производства в 1995 году на 5,5% вложения в реальный сектор экономики уменьшились на 17% по сравнению с соответствующим периодом 1994 года, достигнув 30% объема инвестиций
    1991года.[49] В январе-мае 1996 г. реальные инвестиции по сравнению с соответствующим периодом 1995 г. снизились на 11%. Если в 1991 г. удельный вес чистых инвестиций составил 28%, то к началу 1996г. он сократился вдвое.
    В 1996г. при снижении валового внутреннего продукта на 6% объем инвестиций в национальную экономику сократился на 18%.[50] Улучшение инвестиционного климата в 1997 г., по мнению некоторых специалистов, также не произошло. А финансовый кризис 1998 года вообще разрушил все надежды на возможное оживление инвестиционной деятельности, отодвинув экономический подъем в лучшем случае на 1999-2000 г.

    Высокие темпы инфляции тормозили темпы привлечения инвестиций в производство. Они постоянно опережали увеличение инвестиций в основной капитал в текущих ценах. В сопоставимых же ценах их объем существенно сокращался. (См. таблицу 6).

    Таблица 6. Валовые инвестиции.[51]

    | |Инвестиции |в том числе |Инвестиции в |в том числе|
    | |в основной |производственн|основной |производств|
    | |капитал, в |ого |капитал, в |енного |
    | |текущих |назначения, |сопоставимых |назначения |
    | |ценах, |млрд. руб. |иенах (1995 |(1995=100) |
    | |млрд. руб. | |=100) | |
    |1990 |- |- |325,8 |450,9 |
    |1991 |0,21 |0,14 |276,9 |369,7 |
    |1992 |2,7 |1,7 |166,1 |207,7 |
    |1993 |27,1 |16,3 |146,2 |167,7 |
    |1994 |108,8 |60,9 |111,1 |112,4 |
    |1995 |267,0 |157,2 |100,0 |100,0 |
    |1996 |375,9 |232,5 |81,9 |85,4 |
    |1997 |408,8 |263,5 |77,8 |84,5 |
    |1998 |402,4 |- |72,6 |- |
    |01.199|22,5 |12,2 |76,5 |71,3 |
    |7 | | | | |
    |01.199|22,1 |- |72,9 |- |
    |8 | | | | |

    Как видно из таблицы, начиная с 1991 года, инвестиционная ситуация развивается весьма неблагоприятно. Это видно не только по траектории падения реального ВВП. Страна потеряла почти половину своего общего экономического потенциала, индикатором которого является произведенный ВВП, в том числе - больше половины объемов производства в промышленности.

    Можно сколько угодно вспоминать о неэффективности капиталовложений при плановом хозяйстве, однако понятно, что если инвестиции в экономику за последние семь лет уменьшаются в 5 раз, то экономика депрессивная. При таком положении у нее нет реальных шансов обеспечить динамичное развитие экономики.

    После 1997 г. прекращен статистический учет производственных и непроизводственных капиталовложений. А их динамика весьма различна.
    Формально производственные вложения упали более чем в 5 раз (18,6%), но если разделит последние на вложения в развитие топливно-энергетического комплекса и проч., то инвестиционная активность в отраслях производства, не производящих углеводороды, ослабла на порядок, и, прежде всего в производстве средств производства. Пока отечественное машиностроение дезорганизовано, восстановление расширенного воспроизводства остается недостижимым.

    В 1999 году появилась устойчивая тенденция к постепенному восстановлению инвестиций в основной капитал. В январе- сентябре их объем за счет всех источников финансирования к соответствующему периоду предыдущего года составил 100,1%, тогда как в январе - сентябре 1998 года спад инвестиций достиг 5,9%.[52] Сказывается, прежде всего, улучшение финансового состояния предприятий реального сектора экономики.

    Вместе с тем, инвестиционная активность все еще остается низкой и не соответствует потребностям народного хозяйства.

    Структура инвестиций по направлениям также претерпела существенные изменения.

    Так, если в начале 80-х годов соотношения между вложениями в объекты производственного и непроизводственного назначения было примерно 3:1, то в последние годы - 56:44 (1:1). Резко сокращается доля инвестиций в химико- лесной и машиностроительный комплекс при росте в топливно-энергетический
    (см. таблицу 7).

    Анализ динамики отраслевой структуры инвестиций в основной капитал за последние годы выявил устойчивую тенденцию к сокращению объема инвестирования в отрасли ТЕКа и увеличению доли таких производственных комплексов, как металлургия, строительство, транспорт и связь.

    Снижение мировых цен на энергоресурсы, особенно на нефть, систематический рост неплатежей покупателей, снизили доходную базу топливных отраслей и обусловили сокращение собственных средств на инвестиционные цели.

    Таблица 7. Структура капитальных вложений по направлениям использования, в %.[53]

    | |1981-198|1985 |1990 |1994 |1995 |
    | |5 гг. |г. |г. |г. |г. |
    |Всего кап. Вложении |100 |100 |100 |100 |100 |
    |В том числе по объектам: | | | | | |
    |Производственного назначения|72,8 |72,6 |70,9 |56,1 |55,5 |
    |Непроизводственного |27,2 |27,4 |29,1 |43,9 |44,5 |
    |назначения | | | | | |
    |По направлениям | | | | | |
    |использования: | | | | | |
    |ТЭК |13,7 |15,4 |14,0 |18,8 |25,2 |
    |Химико-лесной комплекс |4,1 |3,8 |3,6 |1,8 |2,6 |
    |Машиностроительный комплекс |8,3 |8,3 |8,3 |2,1 |2,0 |

    Перечень отраслей, которые можно считать благополучными достаточно короток. Ориентированные в основном на экспорт именно они представляют спрос на инвестиции. Остальные отрасли, а их большинство, самостоятельно привлечь инвестиции не могут и без помощи государства обречены на отсталость. Вероятно, эта помощь могла бы проявиться не только в форме бюджетного финансирования, но и в облегчении налогового пресса, а также путем государственных заказов, проведения разумной протекционисткои внешней политики, принятия мер по восстановлению уровня благосостояния населения и их платежеспособного спроса на отечественную продукцию. Это дало бы мультипликативный эффект и позволило бы искать предприятию инвестиции, оплачивать их, расплачиваться с кредиторами и государством, развивать производство. Поощрение инвестиций должно привести к их общему удешевлению и, таким образом, сделать их доступными.

    Иностранные инвестиции.

    Немаловажная роль в повышении инвестиционной активности отводится иностранным капиталовложениям. На них возлагаются большие надежды. Хотя, по мнению некоторых специалистов, экономические реалии заставляют отказаться от иностранных капвложений в такой стране, как Россия. По размеру ВВП в долларовом выражении Россия и Китай весьма близки (ВВП в 1994 составлял около 500 млрд. долл. в Китае и около 450 млрд. - в России).[54] Таким образом, для того чтобы иностранные инвестиции сыграли в России столь же существенную роль, как и в Китае, приток иностранного капитала должен составлять не менее 20-30 млрд. долл. в год, то есть не менее 10% всего мирового потока вывоза капитала.[55] По существу это означало бы настоящую революцию в географическом распределении инвестиций и в предпочтениях инвесторов. Как показывает исторический опыт, такие события не происходят в одночасье. Да и сама роль иностранного капитала в Китае хоть и была ключевой в технологическом плане, была далека от решающей в плане обеспечения необходимого уровня инвестиций. Напомним, что уровень внутренних сбережений в Китае в последние десятилетия составлял от 30 до
    40%.[56] Подобная ситуация объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране.

    За все года проводимых экономических реформ в Россию поступило иностранного капитала на сумму, едва превышающую 13 млрд. дол.

    На 1 июля 1996 г. уровень накопленных в России иностранных инвестиций достиг 6 млрд. долл. (сумма в масштабах России ничтожная), тогда как в Венгрии этот показатель составил свыше 11 млрд. долл., а в
    Китае - более 37 млрд.

    Из этой суммы на прямые иностранные инвестиции приходится около 30%.
    В 1996 г. их объем составили чуть больше 2 млрд. долл. (уровень, близкий к
    1995 г.).

    Прямые инвестиции в российскую экономику в настоящее время осуществляют стратегические инвесторы - то есть те, кого привлекает не окупаемость вложений, а желание закрепиться на потенциально перспективном рынке. Именно поэтому вложения оказываются небольшими, не несут собой новых технологий, и ограничиваются часто сферой сбыта и обслуживания.

    Основная форма ввоза капитала в страну - банковские кредиты, в том числе межправительственные (на них пришлось 3,5% млрд. долл. в 1996г.). За последнее время ощутимых размеров достигли и инвестиции в государственные ценные бумаги (ГКО).

    На портфельные инвестиции приходилось ничтожно мало - около 45 млн. долл., причем 40% всех инвестиций приходится на Москву.[57]

    Иностранные инвестиции, несмотря на их незначительные размеры, однако, уже играют положительную роль в экономике России. На них приходится около 0,5 % созданных в России новых рабочих мест, они дают 2,5% валового продукта страны,1% всего объема экспорта и 1,3 % импорта.

    В настоящее время на иностранные инвестиции приходится не более 3,5 % ежегодного объема капитальных вложений.

    Примерами иностранных инвестиций могут служить строительство в Санкт
    Петербурге заводов всеми известных фирм «Gillette», «Wrigley». Самым ярким примером, пожалуй, являются закусочные McDonalds, которые вот уже на протяжении десяти лет пользуются большой популярностью в России. Сейчас уже заканчиваются переговоры с представителями фирмы «General Motors» об осуществлении инвестиционных вложений в Волжский Автозавод. Компания «Flop
    Daniel», занимающаяся нефтепродуктами, вот уже несколько лет функционирует на российском рынке.

    И, несмотря на все эти примеры, наблюдается явная концентрация иностранного капитала отдельными единичными инвесторами в той же топливной промышленности. Дисбаланс вложений иностранных инвестиций наблюдается и в региональном аспекте, когда среди регионов России бессменным лидером по привлечению зарубежных финансовых средств остается Москва, на долю которой приходится более 30% от всех накопленных инвестиций.

    Иными словами, картина иностранных инвестиций выглядит следующим образом: мизерные объемы накопленных инвестиций; наличие на российском рынке массы действующих на свой страх и риск (часто в нарушение правовых и этических норм и в ущерб интересам российских партнеров) мелких зарубежных предпринимателей с суммарным объемом вложенных капиталов порядка 10-15% от общего объема иностранных инвестиций; на другом полюсе - десяток-другой транснациональных корпораций и крупных финансовых и промышленных компаний, вкладывающих значительные средства (составляющие до 80-90% от общего объема иностранных инвестиций в российскую экономику) в отдельные проекты и программы развития преимущественно сырьевых отраслей и минимизирующих свои риски правительственными гарантиями и межгосударственными соглашениями.[58]

    Инвестиционный климат в любой стране, в том числе и в России, зависит от факторов, характеризующих политическую и социально-экономическую ситуацию в стране, уровень законодательного и организационно - инфраструктурного обеспечения, а также от наличия или отсутствия обусловленных этими факторами рисков.

    При сохраняющейся все последние годы гипотетической привлекательности для иностранных инвесторов российского рынка в силу его масштабов и слабой освоенности, а также значительных сырьевых возможностей следует однозначно признать, что до сих пор эта привлекательность российской экономики явно уступает сумме имеющихся негативных факторов, сдерживающих и тормозящих приток иностранных капиталов в Россию.

    Более того, сохраняющаяся социально-экономическая и политическая нестабильность, масштабы российских политических рисков вызывают значительную утечку капитала из России, которая существенно превышает приток иностранных инвестиций в Россию.

    Поскольку большая часть таких операций является незаконной и не контролируется властями, существующие оценки неточны. Но даже официальная макроэкономическая статистика позволяет определить масштаб этой утечки, оцениваемой в 9,5 млрд. долл. в год. Специалисты склоняются к тому, что большая часть этой суммы представляет собой помещенный за границу российский капитал.[59] Помимо этого немалая часть экспортной выручки остается на счетах оффшорных компаний. Только по отраженным в платежном балансе операциям утечка капитала составляет почти 14 млрд. - в 7 раз больше, чем прямые иностранные инвестиции. Оценки на 1996 аналогичны и составляют порядка 3% ВВП.[60]

    К факторам, затрудняющим осуществление иностранных инвестиций в
    Россию, можно отнести также следующие:
    . неразвитость системы страхования иностранных инвестиций как от коммерческих, так от политических рисков;
    . существующую в России систему налогов и тарифов, саму концепцию налогообложения, односторонне сориентированную лишь на накопление правительством бюджетных средств. В России 35%-ная ставка налога на прибыль на 15 процентных пунктов ниже, чем в Германии, но, рассчитанная по западной бухгалтерии, она составляет уже от 60 до 150 %. В результате «законопослушные» западные инвесторы иногда вынуждены выплачивать по налогу на прибыль суммы, превышающие то, что в их представлении является прибылью.
    . приватизацию предприятий, расцениваемую иностранными инвесторами и многими экспертами скорее как возможность передачи прав на их владение администрации предприятий и в меньшей мере их работникам, но вовсе не как средство привлечения иностранного капитала;
    . отсутствие необходимой для нормальной организации бизнеса инфраструктуры (транспорт, связь и т.д.);
    . низкую культуру ведения бизнеса со стороны российских партнеров;
    . коррумпированность в системе государственного управления; организованную преступность и т.д.

    Существенно важным моментом является сопоставимость российских законодательных актов с условиями, предлагаемыми другими пост социалистическими государствами Восточной Европы и странами СНГ.

    Весьма существенным юридическим аспектом является тот факт, что изменения в условия инвестиционной деятельности могут вводиться не только путем принятия законов, но и указами Президента. Очевидно, такой подход не сообразуется с нормальным правовым режимом и вызывает негативную реакцию иностранных инвесторов. Однако нельзя не принимать во внимание наличие законодательного вакуума, который диктует необходимость принятия нормативных актов в пожарном порядке.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.