МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Государственное регулирование инвестиционных процессов: социальный аспект

    p> При крайнем дефиците финансовых ресурсов государства и неизбежном в этих условиях лоббировании, при общей неотлаженности механизмов контроля на всех уровнях целесообразно ограничиться созданием одного государственного банка развития (или инвестиционного банка). Это будет способствовать концентрации средств и повысит возможность контроля за выбором направлений кредитования и реальным использованием кредитов. В последующем сеть таких банков с особыми задачами может быть расширена до нескольких - по отдельным важнейшим направлениям инвестиционной политики, в том числе территориальных
    - для обслуживания инвестиционных нужд крупных экономических регионов.

    Наиболее сложным является формирование финансовых ресурсов подобного банка. Возможно использование инвестиционных статей бюджета для рефинансирования учреждений (банков) развития будет более перспективно, чем отечественная практика долевой поддержки проектов, отобранных по критерию коммерческого эффекта. Об этом опять-таки свидетельствует мировая практика.
    Как правило, первоначально весь капитал (или значительная часть) рассматриваемых учреждений финансирования развития обеспечивается государством, а в последующем проводится политика по уменьшению этой доли.

    Помимо первоначально полученных сумм и бюджетных ассигнований, ресурсы таких учреждений могут формироваться также за счет средств, аккумулируемых сетью государственных сберегательных, пенсионных и страховых учреждений.[24] Важным источником рефинансирования банков развития может стать и выпуск ими ценных бумаг, гарантированных государством. Это, однако, потребует пересмотра сложившейся политики, в рамках которой роль государства на рынке ценных бумаг ограничивается исключительно ориентацией на финансирование текущего бюджетного дефицита.

    Не следует умалять и возможности привлечения к формированию ресурсов банков развития иностранных правительственных кредитов, использование которых в настоящее время крайне распылено. Максимально возможная концентрация этих кредитов в государственных банках финансирования развития и использование для реализации активной государственной структурной политики создадут основу для устойчивого роста отечественного производства, обеспечивая таким образом и базу для погашения внешней задолженности.

    Наконец, в России государство фактически отказывается от использования такого масштабного потенциального источника кредитных ресурсов для инвестирования в производство, как сбережения населения, хотя основная масса населения больше доверяет именно государственным кредитным и другим финансовым структурам.

    Денежные сбережения населения как фактор экономического роста.
    Сбережения населения во всем мире считаются одним из основных источников для инвестирования. В последние годы предпринимаются многочисленные и разносторонние попытки привлечь сбережения российских граждан для целей инвестирования реального сектора экономики. При этом некоторые иллюзорно полагают, что достаточно заинтересовать население в хранении денег в банке, который вложит их в производство, и все изменится - начнется экономический рост.

    На практике все сложнее. Возьмем, например, сбережения населения, которые аккумулируются Сбербанком, - в значительной мере они расходуются на финансирование дефицита государственного бюджета, меньшая часть поступает в банковскую систему для краткосрочных вложений, т.е. не используется на цели накопления.

    Напротив, опыт ведущих стран, в частности США, отличается высоким инвестиционным значением сбережений населения. В США оно владеет примерно
    70% всех финансовых активов. Их доля почти в 5 раз больше, чем доля государства, а также доля коммерческих банков (табл. 2).

    В Японии население тоже контролирует огромные финансовые активы. В
    1995 г. отношение суммы активов, принадлежащих населению, к его годовому доходу составило 161%, т.е. сбережения превышали доход за полтора года.[25]
    Так же как и в США, сбережения почти полностью инвестировались, причем значительная доля вкладывалась в пенсионные фонды.

    Таблица 2. Структура финансовых активов США (в % к итогу). [26]

    | | | | | |
    | |1980 |1990 |1992 |1996 |
    |Все секторы |100 |100 |100 |100 |
    |Население |48,2 |42,4 |42,2 |39,1 |
    |Нефинансовые корпорации |10.3 |8,5 |7,9 |10,2 |
    |Государство |7,2 |9,1 |9,9 |7,7 |
    |Коммерческие банки |11,2 |10,3 |9,5 |8,1 |
    |Другие финансовые |19,6 |24,6 |26,3 |27,9 |
    |корпорации | | | | |
    |Остальной мир |3,5 |5,1 |5,2 |7,0 |

    Данная форма стимулирования частных инвестиций достаточно привлекательна, она нацеливает на отбор наиболее эффективных инвестиционных проектов.

    Между государством и частными инвестициями может установиться положительная и отрицательная связь. При отрицательной связи, государственные инвестиции просто подменяют собой частные, то есть увеличение государственных капитальных расходов на один доллар ведет к снижению частных расходов на доллар (эффект вытеснения).

    По разным оценкам сбережения населения в России в 1999 году составили
    77,8% к соответствующему периоду 1998 года, в том числе реальная заработная плата - 67,6%.[27] Отставание ее динамики обусловлено тем, что медленно восстанавливается уровень жизни групп населения с фиксированными доходами.
    В результате продолжается рост социально-экономической дифференциации в обществе. В целом за 1999 год реальные располагаемые денежные доходы составляют около 83% уровня 1998 года.[28]

    В создавшейся в России ситуации пока нет реальной возможности привлечь сбережения населения в качестве инвестиции в производство в размерах, достаточных для возобновления устойчивого экономического роста. Вместе с тем объективно существует ряд значимых в макроэкономическом плане обстоятельств, способных позитивно повлиять на ситуацию. Не прямые государственные инвестиции, а меры по поднятию благосостояния населения и привлечению его средств для нужд экономического роста могли бы позволить добиться желаемого эффекта, т.е. начала устойчивого экономического роста, поскольку это повысило бы ответственность предприятий за эффективное ведение производства, их активность и конкуренцию по привлечению инвестиций.

    Меры, направленные на поддержание жизненного уровня населения, должны сопровождаться мерами, поддерживающими банки и другие финансово-кредитные учреждения, работающие со сбережениями населения. Такая поддержка со стороны государства могла бы быть осуществлена в виде предоставления ряда налоговых льгот и государственных гарантий финансовым учреждениям, работающим с индивидуальными вкладчиками.

    В условиях низкого уровня жизни именно пенсионные и страховые накопления являются практически единственными привлекательными и в то же время доступными для широких групп населения формами долговременных сбережений.

    Другой, не менее действенной мерой, должна стать организация реальной системы страхования частных вкладов, возможно, под государственным контролем. Государственная поддержка позволила бы восстановить доверие населения к финансовым учреждениям, аккумулировать свободные средства и направить их на инвестиции в реальный сектор.

    Механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности кредитно-финансовых учреждений, работающих со средствами населения, должен быть более жестким, чем используемый к другим финансовым институтам, так как их банкротство приводит к острейшим социальным последствиям и подрыву доверия ко всей кредитно-финансовой системы страны.

    Микроэкономические инструменты.

    Амортизационная политика.

    Для увеличения финансово-инвестиционных возможностей предприятий необходимо, прежде всего, значительно повысить роль собственных источников финансирования (амортизации и прибыли) инвестиционных проектов предприятий: по опыту государств рыночной ориентации в фазе кризиса - до75%.[29]

    В условиях кризисной стагнации и высокой инфляции, ограничивающих возможности доступа к кредитным ресурсам, как свидетельствует практика развитых стран, на нераспределенную прибыль и амортизацию корпорации приходится основная нагрузка в финансировании ими своих инвестиционных проектов.

    В этих странах доля амортизации в валовых инвестициях в период 50-60-х годов не падал ниже уровня 50-60% .[30]

    С начала вступления российской экономики в активную фазу кризиса доля амортизации после принудительного обесценения последней в начале 1992 года в ходе отпуска цен не поднималась выше 10-12%.[31]

    Амортизация основного капитала - это процесс его физического и морального износа, старения.

    Амортизация предполагает замену устаревших вещественных элементов основного капитала: машин, оборудования, приборов, транспортных средств, зданий, сооружений - на новые, иначе окажется невозможным простое воспроизводство.

    Финансовым отражением старения и износа основного капитала является ежегодное списание части его стоимости в амортизационный фонд, не облагаемый налогами, так как этот фонд создается не из прибылей, а из издержек производства. Этот фонд служить исключительно для того, чтобы поддержать в работоспособном состоянии хозяйственный объект.

    Предоставляя компаниям право списывать значительную часть стоимости основного капитала в течение первых лет его службы, государство, таким образом, практически повышает эффективность частных капиталовложений за счет отсрочки уплаты части налогов.

    По сути дела, амортизационный отчисления представляют собой скидку с налога на прибыль корпораций. Поэтому, чем большую сумму прибыли фирма может списать на амортизацию, тем меньше налогов она платит и тем самым тем больше средств остается у нее для финансирования инвестиционных проектов.

    Соответственно, наиболее выгодным для фирм будет режим ускоренного списания стоимости борудования, при котором вернуть затраченные на капиталовложения средства удается еще до того, как выведенные мощности выйдут из строя и потребуют замены.

    Более быстрое списания стоимости основного капитала привело к значительному росту амортизационных фондов американских фирм, (они возросли в ценах 1982 г. с 341,3 млрд. долл. в 1979 г. до 426,7 млрд. долл. в 1985 г.) и их инвестиций в оборудование (с 259 млрд. долл. до 304 млрд. долл. соответственно) в первой половины 80-х годов.[32]

    Списание основных средств в амортизационный амортизация фонд в сроки более короткие, чем действительный период их эксплуатации, называется ускоренным.

    Экономическая суть этого явления заключается в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационных списаний, государственные регулирующие органы определяют часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в; дальнейшем новых капиталовложений. В современных условиях в большинстве развитых и развивающихся стран амортизационные отчисления служат главным источником финансирования капиталовложений. На них в разные годы в разных странах приходится от 50 до 80% валовых инвестиций.[33] Варьирование норм и моделей амортизационного списания основного капитала стало одним из самых главных инструментов ГРЭ.

    Освобождаемые от налогов ежегодные отчисления в амортизационный фонд превышают ежегодную степень изнашиваемости и морального старения основных фондов. Денежные суммы, накапливаемые в амортизационном фонде, используются только для капиталовложений. (Использование их для каких-либо других целей правилами учета строго запрещено; иначе они не будут считаться амортизационными отчислениями и освобождаться от налогов.)

    Таким образом, через механизм ускоренных амортизационных списаний основной капитал воспроизводится в стоимостном отношении быстрее, чем он изнашивается физически и морально. Происходит интенсивное расширенное воспроизводство капитала.

    Однако предписания по порядку расчета амортизации сами по себе не могут быть двигателями накопления. Ускоренное амортизационное списание - это одна из форм капитализации прибылей. Такое превращение прибылей в капитал оказывается наиболее быстрым, удобным и дешевым, так как оно не опосредовано ни привлечением средств с рынка свободного капитала, ни выплатой дивидендов акционерам по проданным им акциям, и, самое главное, оно не сопровождается уплатой налогов в бюджет. Современное ускоренное амортизационное списание основного капитала скорее отражает масштабы государственного регулирования воспроизводства с целью освобождения прибылей от налогов при условии их обязательного инвестирования, чем действительный процесс износа оборудования, зданий, сооружений.

    Специфическая особенность капиталовложений через механизм ускоренной амортизации состоит в том, что значительная часть капитализируемой прибыли вообще не выступает в виде прибыли; она предстает в виде составной части издержек производства товаров и услуг.

    В настоящее время в мире используются следующие виды ускоренных амортизационных списаний: линейное в сокращенные сроки; особое; дополнительное; предварительное; дигрессивное, или списание с балансовой стоимости.

    Ускоренная амортизация основного капитала является мощным средством государственного регулирования экономикой, воздействие которой на масштабы и структуру валовых капиталовложений и оно прогнозировать. Поэтому она применяется практически во всех развитых и развивающихся странах и обеспечивает от 2/3 до 3/4 валовых инвестиций.[34]

    Поддержка малого бизнеса.

    К микроэкономическим инструментам следует также отнести и поддержку государством малого бизнеса.

    Значительные усилия государства в создании благоприятного инвестиционного климата должны быть, несомненно, нацелены на поддержку частного (в том числе малого) бизнеса, способного дать весомый импульс повышению деловой и инвестиционной активности в экономике. Между тем, в настоящее время этот сектор народного хозяйства находится ещё в стадии становления.

    По оценкам специалистов, современная структура рыночной экономики предполагает наличие 10-12 млн. малых предприятий; фактически же у нас насчитывается в 5 раз меньше, причём сосредоточенных преимущественно в сфере распределения и обслуживания. Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.[35]

    В числе главных причин, тормозящих развитие предпринимательства, следует, прежде всего, отметить отсутствие системы весомой государственной поддержки малого бизнеса, позволяющей ему успешно конкурировать на рынке с крупными государственными предприятиями, а также дефицит финансовых средств для формирования первоначального капитала, что ограничивает область инвестиционного развития мелких и средних предприятий, преимущественно некапиталоёмкой сферы посредничества.

    Реальные источники средств - кредиты - вследствие высокой процентной ставки и нежелания коммерческих банков вкладывать без надёжных гарантий в рисковые проекты оказываются блокированными.

    Сбережения населения, обесценившиеся в ходе ценовой либерализации, также по существу не работают в инвестиционном плане. Учитывая высокую социальную значимость малого бизнеса и его способность демпфировать негативные экономические процессы, предстоит развернуть в ближайшее время рыночные механизмы поддержки его инвестиционной активности на основе умеренного государственного регулирования, задействовать элементы протекционизма.

    Государство должно стимулировать создание новых малых предприятий путём повышения заинтересованности предпринимателей и населения в инвестировании, а также посредством выделения таких предприятий из крупных на началах демонополизации, разукрупнения и приватизации.

    По мнению некоторых специалистов, для решения задач инвестиционной поддержки малого бизнеса и предпринимательства представляется настоятельной реализация комплекса мер, который мог бы включать, в частности, следующее:

    * Во-первых, - формирование первоначального капитала для развития малого бизнеса на основе льготного кредитования под гарантии государства.

    * Во-вторых, - продажу приватизируемого государственного имущества и производственных ресурсов под осуществление высокоэффективных проектов, обеспечивающих в краткосрочной перспективе не только организацию производства необходимой продукции (услуг), но и создание новых рабочих мест.

    * В-третьих, - развёртывание сети разнообразных инвестиционных и специальных фондов и банков для финансирования малых предприятий, способных аккумулировать средства из различных источников.

    * В-четвёртых, - организацию специальных структур по страхованию кредитов, выдаваемых малым предприятиям.

    * В-пятых, - всемерное поощрение государством развития (в том числе на совместной с частным капиталом основе) лизинговых фирм, сдающих в аренду малым предприятиям необходимое оборудование и технику.

    * В-шестых, - налаживание государственной и муниципальной информационной службы изучения конъюнктуры, спроса на продукцию малых предприятий, в том числе и на мировом рынке.

    Таким образом, создание государством благоприятных условий для функционирования малого бизнеса является еще одним способом повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционной ситуации в стране.

    Кроме того, как известно, ослаблению финансовой напряженности на рынке инвестиций наверняка способствовала бы переориентация ссудных капиталов на осуществление эффективных инвестиционных проектов.[36]

    Имеющиеся инвестиционные ресурсы должны в первую очередь направляться в те сферы экономики, которые располагают высокими технологиями и имеют конкурентные преимущества на мировых рынках. Далее, они должны пойти на поддержку малого бизнеса, где срок окупаемости намного меньше, на увеличение жилищного строительства. Эти так называемые «точки роста» позволяют повысить эффективность инвестиций, создать возрастающий инвестиционный спрос, обновить основной капитал. Тогда срабатывает кумулятивный эффект инвестирования: быстрое увеличение выпуска продукции обновленным производством начнет покрывать возросший платежеспособный спрос; само капитальное строительство начнет создавать финансовые источники для новых инвестиций; расширяющееся производство обеспечит формирование дополнительных доходов, за счет которых можно снизить бюджетный дефицит и увеличить потребление населения.

    В конечном счете, это будет способствовать созданию реальных предпосылок для устойчивого экономического роста.

    Система государственно-коммерческих гарантий.

    Специальным инструментом поощрения частных инвестиций (применяемых чаще всего к иностранным инвестициям) является система государственно- коммерческих гарантий. Сдвиги в государственной поддержке инвестиционного процесса с непосредственного финансирования на предоставление гарантий отвечают как интересам государства, так и частного сектора. При этом решаются следующие основные задачи:

    - значительно возрастает эффективность использования государственной собственности при одновременном росте финансовых ресурсов, привлекаемых в поддерживаемые правительством инвестиционные проекты;

    - ресурсное обеспечение государственных гарантий без изменения формы собственности приносит предпринимательский доход, обеспечивая бюджетные отчисления в результате использования инвестиций;

    - возрастает ответственность предпринимателей за возврат вложенных средств.

    Страхование инвестиционного процесса при поддержке государства дает дополнительные гарантии инвесторам. Развитие этих процессов предусматривает достижение экономической в денежно-финансовой стабилизации, вовлечение в страхование инвестиций крупных финансовых структур, определение приоритетов в области страхования инвестиций, разработку методологической базы для их страхования. Положительную роль может сыграть использование мирового опыта.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.