МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Российские торговые системы, организаторы биржевой и внебиржевой торговли на рынке ценных бумаг и государственное регулирование их деятельности

    p> Требования, предъявляемые к членам биржи, устанавливаются как законодательством, так и самими биржами. При этом обычно в законах устанавливаются лишь общие требования к членству на бирже, а внутрибиржевые нормативные документы предъявляют дополнительные требования. Например, биржа может определить необходимость содержания в уставах организаций, претендующих на членство, статей, декларирующих право проведения операций с ценными бумагами, а также обязательность наличия квалификационных аттестатов у физических лиц, представляющих их на бирже. Биржа дает возможность своим членам:
    . участвовать в общих собраниях биржи и управлении ее делами;
    . избирать и быть избранными в органы управления и контроля;
    . пользоваться имуществом биржи, имеющейся информацией и любыми услугами, которые она оказывает;
    . торговать в зале биржи как от своего имени и за свой счет (исполняя функции дилера), так и от имени и за счет клиента (исполнять функции брокера):
    . участвовать в разделе и получении оставшегося после ликвидации биржи имущества.[5]
    Вместе с тем биржа определяет и обязанности членов биржи. Они должны:
    . соблюдать устав биржи и другие внутрибиржевые нормативные документы;
    . вносить вклады и дополнительные взносы в порядке, размере и способами, предусмотренными уставом и нормативными документами;
    . оказывать бирже содействие в осуществлении ее деятельности.[6]

    Чтобы фондовая биржа могла выполнять поставленные перед ней задачи, она должна иметь эффективную организационную структуру, которая могла бы обеспечить не только более низкие издержки, связанные с торговлей ценными бумагами, но и ликвидность рынка, достаточное число продавцов и покупателей, возможность получения участниками торгов необходимой и точной информации как о прошлых ценах и объемах заключенных сделок, так и текущих ценах продавца и покупателя, представленных объемах и видах ценных бумаг.
    Организационная структура биржи должна также обеспечить доверие к ней со стороны ее членов, т. е. она должна иметь демократически избранные органы управления.

    Поэтому биржа рассматривается как саморегулируемая организация, действующая на принципах биржевого самоуправления. Это проявляется в том, что в рамках действующего законодательства биржа сама принимает решение об организации своего управления, что находит отражение в ее уставе.

    В соответствии с российскими законодательными документами фондовые биржи создаются в форме некоммерческого партнерства.[7] Поэтому ее органы управления делятся на общественную и стационарную структуры.

    Общественная структура может быть представлена в виде следующей схемы:[8]

    Общее собрание членов биржи является ее высшим законодательным органом управления. Собрания членов биржи бывают годовыми, созываемыми в обязательном порядке раз в год с интервалом между ними не более 15 месяцев, и чрезвычайными (внеочередными). Последние созываются биржевым комитетом
    (советом), ревизионной комиссией или членами биржи, обладающими не менее
    10% голосов.

    Согласно ныне действующего законодательства к исключительной компетенции общего собрания относятся:[9]

    . осуществление общего руководства биржей и биржевой торговлей;

    . определение целей и задач биржи, стратегии ее развития;

    . утверждение и внесение изменений во внутрибиржевые нормативные документы;

    . формирование выборных органов;

    . рассмотрение и утверждение бюджета биржи, годового баланса,

    . счета прибылей и убытков, распределение прибыли;

    . прием новых членов биржи;

    . утверждение сметы расходов на содержание комитета (совета) и персонала биржи, в том числе определение условий оплаты труда должностных лиц биржи, ее филиалов и представительств;

    . принятие решения о прекращении деятельности биржи, назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса.

    Так как собрание членов биржи собирается один раз в год, для оперативного управления биржей выбирается биржевой совет. Он является контрольно-распорядительным органом текущего управления биржей и решает все вопросы ее деятельности, кроме тех, которые могут решаться только на общем собрании членов биржи. Как правило, на биржевой совет возлагаются:

    . заслушивание и оценка отчетов правления;

    . внесение изменений в правила торговли на бирже;

    . подготовка решений общего собрания членов биржи;

    . установление размеров всех взносов, выплат, денежных и комиссионных сборов;

    . подготовка решения о приеме или исключении членов биржи;

    . руководство биржевыми торгами;

    . распоряжение имуществом биржи;

    . наем и увольнение персонала биржи и т.д. Из состава совета формируется правление, которое осуществляет оперативное руководство биржей и представляет ее интересы в организациях и учреждениях.[10]

    Порядок действия биржевого совета и правления определяется уставом и может иметь различия на разных биржах.

    Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью биржи осуществляет ревизионная комиссия, которая избирается общим собранием членов биржи одновременно с биржевым советом.

    Ревизионная комиссия вправе оценить правомочность решений, принимаемых органами управления биржи. К общему собранию членов биржи ревизионная комиссия проводит документальную проверку финансово-хозяйственной деятельности биржи (сплошную или выборочную), ее торговых, расчетных, валютных и других операций. Кроме того, ревизионная комиссия проверяет:

    . финансово-хозяйственную деятельность биржи, состояние ее счетов и достоверность бухгалтерской документации;

    . постановку и правильность оперативного, бухгалтерского и статистического учета и отчетности;

    . выполнение установленных смет, нормативов и лимитов;

    . своевременность и правильность платежей в бюджет;

    . своевременность и правильность отчислений и выплат;

    . соблюдение биржей и ее органами законодательных актов и инструкций, а также решений общих собраний членов биржи;

    . состояние кассы и фондов биржи.

    Ревизионная комиссия ведет проверки по:

    . поручению общего собрания членов биржи:

    . собственной инициативе;

    . требованию биржевого комитета и участников биржи, обладающих в совокупности более 10% голосов.

    Ревизии проводятся не реже одного раза в год. Члены ревизионной комиссии вправе требовать от должностных лиц биржи представления всех необходимых документов и личных объяснений.

    Результаты проверок направляются общему собранию членов биржи. При отсутствии аудиторов ревизионная комиссия составляет заключение по годовым отчетам и балансам, на основании которого общее собрание членов биржи может его утверждать. Члены ревизионной комиссии обязаны потребовать созыва чрезвычайного собрания членов биржи, если возникла серьезная угроза интересам биржи.

    Стационарная структура фондовой биржи может быть представлена следующей схемой:[11]

    Стационарная структура биржи необходима для ведения хозяйственной биржевой деятельности. От того, как осуществляют свою работу подразделения, составляющие стационарную структуру, во многом зависит эффективность работы биржи.

    Стационарная структура делится на исполнительные (функциональные) подразделения и специализированные.

    Исполнительные (функциональные) подразделения — это аппарат биржи, который готовит и проводит биржевой торг. Они весьма разнообразны и зависят от объема биржевых сделок, количества членов и брокеров, которые работают на бирже. Однако обязательны такие подразделения, как информационный отдел, отдел листинга, регистрационное бюро, бюро по программному обеспечению, отдел по организации торгов.

    Специализированные подразделения делятся на коммерческие организации, такие, как расчетная палата, депозитарий и комиссии, наиболее важными из которых являются: арбитражная, котировальная, по приему в члены биржи, по правилам биржевой торговли и биржевой этике.

    1.1.2. Внебиржевой рынок ценных бумаг: организованный и неорганизованный рынок.

    Торговля ценными бумагами может быть организована самым различным образом, а встречи продавцов и покупателей для заключения сделок купли- продажи могут происходить на различных торговых площадках.

    При изучении составных частей инфраструктуры рынка следует обратить внимание на различия между двумя основными схемами организации торговли - биржевой (order-driven) и внебиржевой (dealer-driven). На взгляд автора данной работы, основное отличие этих схем состоит в принципе выбора участников сделки и гарантированности исполнения сделок.

    В электронной биржевой системе предполагается, что сделка заключается между участниками на принципах анонимности, и биржа в этом случае выступает в качестве посредника и в этом смысле гаранта исполнения сделки.

    Во внебиржевой схеме торговая система ни в коей мере не является участником сделки, а служит лишь как место, где фиксируется по определенным правилам факт совершения сделки между двумя участниками, и торговая система выступает не как участник, а в определенном смысле как независимый арбитр при совершении этой сделки.

    Центральную роль в структуре организации внебиржевого рынка играет система правил торговли, контроля за их выполнением и меры дисциплинарного воздействия, осуществляемые организатором внебиржевой торговли..

    Организация фондового рынка прошла путь от так называемого «уличного»
    (дикого) неорганизованного рынка ценных бумаг до фондовой биржи и современных электронных систем торговли ценными бумагами. Фондовая биржа является одной из наиболее развитых форм организации торговли ценными бумагами. Напомним, что биржевой рынок представляет собой особый институционально организованный рынок, на котором обращаются ценные бумаги наиболее высокого качества и операции на котором совершают профессиональные участники рынка ценных бумаг. Отличительными признаками биржевого рынка являются:
    . определенное время и место проведения торговли;
    . определенный круг участников (профессионалов фондового рынка);
    . определенные правила торгов и подчинение участников этим пра-вилам;
    . организатором торгов является определенное учреждение (организация, имеющая соответствующую лицензию).

    Внебиржевой и «уличный» рынок ценных бумаг — не тождественные понятия, поскольку внебиржевой рынок можно подразделить на организованный и неорганизованный. «Уличный» (дикий) рынок может быть охарактеризован как внебиржевой неорганизованный рынок. Внебиржевой неорганизованный рынок подробно будет рассмотрен в данной работе позднее.

    Значение биржевых и внебиржевых рынков в организации торговли ценными бумагами, их соотношение в различных странах неодинаково. В одних государствах торговля вне бирж не играет существенной роли, а в других — даже запрещена. В то же время в ряде стран во внебиржевом обращении находится значительная масса ценных бумаг.

    Хотя в странах с развитой рыночной экономикой фондовые биржи все еще играют достаточно большую роль в организации обращения ценных бумаг тем не менее значение биржи и биржевых механизмов купли-продажи фондовых ценностей постоянно снижается. По сути дела, биржа при наличии высокоэффективных средств связи не столь уж необходима, и на Западе биржа как место, где ведется торговля финансовыми активами, постепенно утрачивает свои позиции.
    Основными ее конкурентами выступают коммерческие и инвестиционные банки, все более превращающиеся в расчетные центры и центры торговли фондовыми ценностями. Все более решительно заявляют о себе новые формы организации внебиржевого оборота с использованием компьютерной техники и каналов связи.[12]

    Наибольшее развитие внебиржевой рынок получил в США, где преобладающее большинство торговых сделок с государственными ценными бумагами производится через компьютерные экраны или с помощью телефонов, телексов и без биржевых посредников.

    Значительная часть государственных ценных бумаг в этой стране существует только в форме записей в книгах или хранится в банках данных федеральной резервной системы. Когда эти бумаги продаются, Федеральный резервный банк осуществляет передачу прав собственности посредством телеграфной или телексной связи.[13] Еще одной альтернативой биржевому рынку в США является NASDAQ (National Association Of Securities Dealers
    Automated Quote) - Система автоматической котировки Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам — НАСДАК, которая образовалась как междилерский рынок зарегистрированных, но не котирующихся на бирже ценных бумаг. Под эгидой этой ассоциации в США с 1971 г. функционирует своеобразная электронная биржа.[14] Аналогичные процессы протекают и в других высокоразвитых странах Запада. Конкуренцию бирже составляют новые организационные формы (механизмы и технологии) торговли ценными бумагами.

    Закономерностью развития организационных форм фондового рынка является постепенное стирание различий между биржевой и внебиржевой формами организации торговли ценными бумагами, появление различных переходных форм.
    Примером могут служить так называемые «вторые», «третьи», «параллельные» рынки, создаваемые фондовыми биржами и находящиеся под их регулирующим воздействием. Такого рода рынки функционируют с 80-х годов в важнейших европейских центрах торговли ценными бумагами. Их возникновение было обусловлено стремлением участников фондового рынка расширить границы рынка, желанием создать упорядоченный регулируемый рынок ценных бумаг для финансирования небольших и средних компаний, являющихся носителями наиболее современных технологий.

    Поэтому эти рынки имеют в сравнении с биржевым более низкие требования к качеству ценных бумаг, включают в себя акции малых и средних компаний, но при этом поддерживают регулярность торговли, котировки, единство правил и т. д.

    В то же время из внебиржевого оборота возникают системы торговли ценными бумагами, основывающиеся на современных средствах коммуникации и компьютерных технологиях. Эти системы представляют собой подобие территориально распределенной электронной биржи. Они имеют свои правила организации торговли, допуска ценных бумаг на рынок (листинг), отбора участников и т. д.

    В качестве примера организованных компьютерных рынков внебиржевой торговли служат:
    . Система автоматической котировки национальной ассоциации инвестиционных дилеров НАСДАК (NASDAQ — National Associatiin of Securities Dealers

    Automated Security);
    . Канадская система внебиржевой автоматической торговли (СОАТС — Canadian

    Over-the-counter Automated);
    . Система автоматической котировки и дилинга при Сингапурской фондовой бирже (SESDAQ — Singapore Stock Exchang Dealing And Automated Quotation

    System).[15]

    Фондовые биржи, возникшие в России за 1991—1992 гг., не заняли лидирующие позиции на отечественном рынке ценных бумаг. Большинство из этих бирж «тихо скончалось» уже в 1994—1995 гг. Фондовая биржа образца 90-х годов не превратилась в торговое, профессиональное и технологическое ядро российского рынка ценных бумаг. Суждено ли занять этому институту финансового рынка в России подобающее ему место, покажет время.

    Изначальное преобладание в России внебиржевого рынка ценных бумаг над биржевым связано с тем, что первичное размещение ценных бумаг осуществляется преимущественно на внебиржевом рынке, что соответствует и мировой практике.

    В 1995 г. российский внебиржевой рынок ценных бумаг был представлен в виде следующих организационных форм и образований:
    . Электронная внебиржевая Российская торговая система (РТС, «Портал»), организованная Профессиональной ассоциацией участников фондового рынка

    (ПАУФОР):
    . торговая сеть Сберегательного банка (основу составляет разветвленная филиальная сеть Сбербанка России);
    . аукционная сеть (центры приватизации Государственного комитета по имуществу РФ, центры кассового союза) осуществляет первичное размещение выпусков акций приватизированных предприятий (ваучерная приватизация):
    . телефонные дилерские рынки, которые получили развитие в процессе приватизации и выхода на рынок значительных объемов акций приватизированных предприятий, а также в процессе первичного размещения акций вновь создаваемых торгово-промышленных АО и акционерных коммерческих банков;
    . стихийные внебиржевые рынки ценных бумаг (примером может служить уличная торговля «ценными бумагами» АО МММ).

    Сейчас в результате длительного процесса превращения российского рынка ценных бумаг в более-менее цивилизованное образование внебиржевый фондовы рынок страны приблизился к моделям подобных рынков в странах с развитой рыночной экономикой. От явлений, подобных торговле суррогатными акциями мифических корпораций, на данном этапе, благодаря усилиям органов государственной власти и профессиональных участников фондового рынка, удалось избавиться. Однако и по сей день остается нерешенной проблема уличной, практически нерегулируемой так называемой скупки акций. Актуальным для сегодняшнего российского рынка ценных бумаг является также проблема в целом организованного, однако никоим образом не упорядоченного и нерегулируемого «телефонного» рынка ценных бумаг, представленного в России дюжиной брокерских площадок. Сущности и проблемам неорганизованного рынка ценных бумаг будет посвящена отдельная глава в третьем разделе данной работы.

    Каждый из вышеназванных видов внебиржевых рынков (каждый сегмент, сектор внебиржевого рынка) характеризуется определенной системой параметров:
    . обращающиеся на данном рынке финансовые инструменты (условия их выпуска — эмиссии и обращения);
    . состав участников (их функции);
    . наличие (отсутствие) определенной обслуживающей инфраструктуры;
    . механизм регулирования данного вида внебиржевого рынка;
    . правила работы с данным финансовым инструментом;
    . правила осуществления торгов.

    Российская торговая система — система внебиржевой торговли ценными бумагами. В качестве ее первоначального варианта — «Портал» — была принята одна из подсистем американской внебиржевой системы торговли NASDAQ.
    Технические средства «Портал» были усовершенствованы российскими специалистами, и система получила свое нынешнее наименование. РТС была создана при финансовом содействии правительства США.

    Основным объектом торговых сделок в РТС являются акции крупнейших российских предприятий, таких, как: РАО ЕЭС, Ростелеком, РАО «Норильский никель», АО «Юганскнефтегаз», НК «Лукойл». Всего в основном листинге РТС более 75 крупных компаний.

    По оценкам брокеров к концу 1995 г. через РТС совершалось не более
    10—15% всех сделок с акциями приватизированных предприятий (у крупных московских брокеров — основателей ПАУФОР через РТС проходило около 50% оборота).

    Однако ряд объективных причин привел к тому, что сейчас РТС является основной торговой площадкой для корпоративных ценных бумаг, через которую проходит около 80-90 % всего общероссийского объема торгуемых акций.[16]

    Подробно деятельность Российской Торговой Системы будет рассмотрена в последней главе данной работы.

    1.2. Развитие рынка ценных бумаг в 1991-1997 гг. в

    России и его современное состояние.

    В результате глубоких институциональных реформ Россия достигла значительного прогресса в формировании экономики рыночного типа и создании основных элементов 3-уровневой системы ее финансирования: бюджетное финансирование, банковские кредиты и прямые инвестиции через механизмы рынка капиталов.

    Результатом экономических реформ стало быстрое перераспределение доходов, ранее поступавших в государственный бюджет, в пользу предприятий, а от предприятий - к населению. Такое перераспределение доходов явилось неизбежным следствием демократизации хозяйственной жизни, но происходило оно в условиях неразвитости адекватной системы стимулов для инвестиций и системы рыночного формирования и распределения инвестиционных ресурсов
    (финансового сектора), хотя доля сбережений в доходах как физических, так и юридических лиц осталась высокой

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.