МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Биржевые сделки

    p>В Украине принятый и действует ряд нормативных актов, которые заложили основу для функционирования ценных бумаг. Одним из главных нормативных актов, которые регулируют взаимоотношения между всеми участниками, есть
    Закон Украины " О ценных бумагах и фондовой бирже". Соответственно этому
    Закону фондовая биржа создается лишь как акционерное общество. Ее основателями могут быть лишь торговцы ценными бумагами и их должно быть не меньше 20. Основатели должны внести в уставный фонд биржи определенную сумму.
    Акционерами фондовой биржи в нашей стране могут стать как предприниматели, большие банки, так и любой гражданин, который вложил свои сбережения в акции.


    Фондовая биржа Украины гарантируется на бесприбыльных основах и должна действовать на принципах ликвидности, то есть свободного преобразования ценных бумаг в деньги без финансовых потерь для собственника, стабильность рынка, широкой гласности и доверия. Это разрешит ей выполнять роль: средства привлечения денежных сумм для инвестиций в производственную и социальную сферы; перераспределения капиталов между разными областями и предприятиями; средства централизации капиталов, стабилизации сбережений представителей разных пластов население , создания условий для развития в стране предпринимательской деятельности. [10]
    Организацию украинского рынка ценных бумаг и создание необходимых условий для его функционирования приняла на себя Украинская фондовая биржа (УФБ).
    Среди ее акционеров (всего их около 30) такие большие республиканские банки, как Укринбанк, Агропромбанк, УКРСОЦБАНК, Агропромбанк "Украина",
    Сберегательный банк Украины, региональные банки в Одессе, Днепропетровску,
    Харькове, Донецку, Ужгороде, Крыма .
    Исходя из важной регулирующей роли фондовой биржи в экономической жизни страны установлено, что она есть субъектом особой государственной регистрации. Ее регистрирует Кабинет Министров Украины, тогда как товарную
    - исполком местного Совета (как и всех субъектов предпринимательской деятельности на общих основах). Особенностью государственного регулирования работы биржи есть то, что министерство Финансов назначает своих представителей, уполномоченных следить за соблюдением положений устава и правил фондовой биржи, которые имеют право принимать участие в работе ее руководящих органов. Такая практика имеет место в странах с развитой экономикой: например, в Англии, США функционируют государственные комиссии по надзору за фондовыми биржами. Правительство намеревается идти на признание правопреемства в отношении ценных бумаг и осуществлять компенсацию потерь от их обесценивания.
    Закон предусматривает также особые условия прекращения деятельности фондовой биржи. Одним из них есть возникновения ситуации, когда в бирже остается 10 членов и на протяжении 6 месяцев в ее состав не будут принятые новые члены. Таким образом законодатель старается не допустить возникновения монополистов в сфере фондового рынка.
    На УФБ соответственно действующему законодательству могут выпускаться и находиться в обращении как государственные, так и негосударственные ценные бумаги, складываются кассовые соглашения и соглашения на определенный срок.

    Первые торги на УФБ состоялись 6 февраля 1992 г. В данное время, кроме основной биржи, функционируют 25 его филиалов по всей Украине. 13 декабря
    1993 г. состоялись первые электронные торги.
    Практика функционирования фондового рынка показывает, что рынок негосударственных ценных бумаг развивается более высокими темпами. На 1 июля 1993 г. в Украине были зарегистрированы 218 негосударственных эмитентов, которыми было выпущено ценных бумаг на общую сумму 41,1 млрд. гривен. Большинство этих ценных бумаг - акции. Их выпущен на сумму 40,9 млрд. гривен а облигаций - только на 2,2 млрд. гривен. В то же время имеющаяся тенденция роста объемов соглашений по реализации кредитных ресурсов в сравнении с продажей акций и других ценных бумаг. На бирже делаются и такие операции, как реализация экспортных квот, валютные торги и т.д. Это говорит о том, что биржа находится на "голодному пайке" (в стране не созданный рынок ценных бумаг на первичном уровне), нет товара фондовой биржи - ценных бумаг, а жить все, кто там работает, нужно.
    Операции, осуществляемые на украинском фондовом рынке, показывают, с одной стороны, то, что его зарождения состоялось , а из другого, - что он может и законсервироваться, не стать тем институтом, который есть ядром современного рыночного отношения, если не состоится действительное разгосударствление и приватизация, не будут созданные акционерные общества, самостоятельные предприятия, не появятся ценные бумаги, которые будут отображать реальный капитал - средства производства, землю, товар. Лишь в этом случае можно надеяться на создание условий для рыночной среды, перемещения капитала от инвестора к производителю, перелива его с одной области к другому.
    Экономические и социальные реформы в нашей стране находятся в прямой зависимости от формирования эффективной модели фондового рынка. В связи с этим заслуживают внимания те предложения по корректированию рынка капиталов в Украине, которые содержатся в Концепции, разработанной Украинской фонд
    УФБ считает необходимое создание централизованного фондового рынка Украины, что должный состоять из трех главных элементов: единой национальной фондовой биржи, единого клирингового банки, единого Центрального депозитария. [11]
    Первый институт - фондовая биржа есть местом котування, осуществления операций с ценными бумагами и заключения соглашений. Фондовая биржа оказывает содействие установлению единой цены на ценные бумаги, поскольку их стоимость определяется рыночным путем в процессе торгов. Это дает возможность противодействовать спекуляциям ценными бумагами вследствие создания их искусственного курса в разных регионах, а также делает невозможная продажа фиктивных бумаг.
    Другой институт - клиринговый банк специализируется на расчетах по операциям с ценными бумагами. В Франции например, его функции выполняет
    Французский Национальный банк. Требует решения вопроса, кто будет заниматься этим в нашей стране.
    Третий институт - Центральный депозитарий, который уже создан при УФБ, занимается сохранением, учетом и перемещением ценных бумаг. Такая структура оказывает содействие введению единой сквозной нумерации ценных бумаг, унификации правил осуществления операций по проведению платежей и доставке ценных бумаг.
    Однако в развитых странах применяется более прогрессивная форма обращения ценных бумаг - в виде компьютерных записей на счет. Безбумажная форма ценных бумаг гарантирует высокий уровень их безопасности - невозможность подделки, похищения и противозаконных операций, экономит значительные затраты на их выпуск и доставку (транспортирования ), а также гарантирует, что количество ценных бумаг на руках у инвесторов равняется количества выпущенных ценных бумаг.
    УФБ считает, что к учету (сохранению ) в Центральном депозитарии ценные бумаги могут приниматься лишь в дематериализованной форме на предъявителе
    Такая форма будет упрощать заключение соглашений, а также корпоративные действия .[12]
    Развитие украинского рынка ценных бумаг требует решения ряда важных, в том числе и законодательных вопросов. К ним, прежде всего, относятся: определения концепции рынка ценных бумаг и фондовой биржи, разработка методики оценки имущества всех объектов народного хозяйства. Осуществления этого вместе с другими рыночными мероприятиями обеспечит не только появление достаточного количества ценных бумаг, но и внедрения системы допуска этих бумаг. Это будет оказывать содействие организационному упорядочению национального рынка ценных бумаг - на УФБ будут поступать лишь те из них , что прошли оценку основных фондов и анализ всей хозяйственной деятельности в Министерстве финансов Украины. В то же время повысит гарантии для инвестора, разрешит формировать биржевой реестр и биржевые бюллетени, которые отображают обращение ценных бумаг на фондовом рынке.


    1.2 Источники правового регулирования биржевых сделок.

    Фондовые биржи занимают достойное место в рыночной экономике, как в сравнении с другими рыночными институтами, так и в отношении других видов биржевых рынков
    Проблема правового регулирования биржевых сделок фондового рынка не была предметом специального правового исследования. Она требует дальнейшего законодательного разрешения и нуждается в проработке на уровне локального биржевого нормотворчества. Познание сущности биржевых сделок фондового рынка неизбежно связано, во-первых, с изучением подходов к биржевым сделкам в историко-правовом аспекте, во-вторых, с выявлением специфики деятельности фондовых бирж по заключению и исполнению биржевых сделок, в-третьих, с определением природы биржевых сделок и раскрытием механизма их правового регулирования и, в-четвертых, с анализом особенностей отдельных видов биржевых сделок.
    Необходимо включить в ГК Украины норму, содержащую понятие биржевых сделок, указывающую на их цивилистический характер и отражающую их характерные черты. Тем самым будет обеспечен единообразный подход в вопросах применения к биржевым сделкам общих положений гражданского права, а также норм, регулирующих отдельные виды обязательств, прежде всего купли - продажи. Об этом свидетельствует опыт использования ст.29
    Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, в настоящее время утратившей силу
    Правовое регулирование биржевых сделок осуществляется комплексом общих и специальных норм, находящихся в определенной зависимости. Основным актом общей регламентации является новый ГК Украины ,принятый 16.01.2003 г.
    Специальное регулирование осуществляется Законом Украины "О товарной бирже
    ", который является актом прямого действия и вместе с тем устанавливает принципы построения биржевого законодательства, включающего акты
    Правительства Украины и других государственных органов, локальные документы бирж. Общее специальное регулирование деятельности фондовых бирж осуществляется Законом Украины " О ЦЕННЫХ БУМАГАХ И ФОНДОВОЙ БИРЖЕ
    “18.06.91, который, однако, не содержит положений о регулировании биржевых сделок непосредственно на фондовом рынке. Для устранения пробелов в действующем законодательстве, посвященном правовому регулированию биржевых сделок фондового биржевого рынка.
    Для устранения пробелов в действующем законодательстве, посвященном правовому регулированию биржевых сделок фондового биржевого рынка , необходимо, во-первых, обеспечить пересмотр действующих специальных норм, в том числе установленных законодательством о биржах, и привести их в соответствие с кодексом. Во-вторых, следует более четко определить критерии системы специальных актов, в частности подзаконных правительственных и издаваемых биржами в рамках их компетенции.[13]
    Целесообразно принять Закон «о биржах» и закрепить нормы, регламентирующие порядок оформления биржевых сделок, в том числе определяющие статус маклеров, специфику совершения сделок с их участием, правовое значение маклерских записок, придав маклерской записке силу договора, при условии ее подписания лицами, заключающими сделку, и соответствии общим требованиям гражданского законодательства. С учетом опыта зарубежных бирж при оформлении биржевых сделок следует более активно использовать современные электронно-технические средства, разработав необходимый правовой регламент.
    Определяется правовое значение регистрации рассматриваемых сделок как завершающего этапа их оформления и условия для признания сделок биржевыми.
    Сделка, отвечающая общим требованиям гражданского права, но не зарегистрированная биржей, порождает правовой результат, однако биржевой не является. Учитывая, что регистрация позволяет осуществлять контроль за законностью сделок, имеет смысл внести в предлагаемый к принятию.[14] Закон касающийся бирж - правила, устанавливающие единые требования к процедуре регистрации биржевых сделок. В частности, целесообразно возложить на фондовые биржи обязанность по проверке соответствия регистрируемой сделки общим и специальным нормам права, наличия необходимых полномочий у лиц, ее заключающих.
    Для того, чтобы локальные нормы не противоречили общим нормам права следует законодательно закрепить четкие ориентиры и критерии, позволяющие определить круг отношений, которые подлежат локальному регулированию и обеспечить единообразный подход к их регламентации.
    Правительству Украины необходимо рассмотреть и решить ряд вопросов в целях оживления биржевой деятельности в стране.
    Прежде всего, Правительству следует разработать перечень определенных льгот
    (налоговых, торговых, финансовых и др.) действующим и вновь создаваемым биржам в целях поднятия уровня биржевой торговли и выступить с законодательной инициативой об их принятии.
    Во-вторых, поручить соответствующим органам разработать достаточный перечень документов, которые необходимо принять на каждой бирже для регулирования биржевой торговли, а также определить требования, предъявляемые к этим документам.
    В-третьих, Правительству следует разработать и принять порядок атте- стования членов биржи и лиц, претендующих на место члена биржи в соответствии с мировыми стандартами.
    В-четвертых, Правительству следует поручить соответствующим органам составление единого унифицированного сборника биржевых понятий и терминов по образцу «Инкотермс». Термины, содержащиеся в сборнике должны соответствовать общепринятым биржевым стандартам, образцам и обычаям. Такая мера позволит лучше понять сущность того или иного биржевого термина и отличать смежные понятия и термины
    Актуальность выбранной для исследования темы в настоящий момент несомненно высока. Фондовые биржи играют немаловажную роль в становлении украинской рыночной экономики и ее интеграции в мировое экономическое пространство. В связи с этим, исследование проблем их правового регулирования сегодня актуально как никогда. Это послужит развитию и укреплению украинского фондового рынка в соответствии с общепринятыми мировыми стандартами и достижениями в этой области.
    В проведенном исследовании биржевых сделок наиболее значимые и важные моменты темы дипломной работы изложены как в форме теоретических выводов, так и предложений, которые должны, по моему мнению, найти отражение в процессе совершенствования законодательства, регламентирующего биржевые сделки. В частности, на фондовых биржах, поскольку вопрос о правовом регулировании биржевых сделок в законодательстве разрешен недостаточно, что мешает развитию и укреплению биржевой торговли.[15]
    За прошедшее после воссоздания биржевых институтов время изменилась позиция законодателя в отношении биржевых сделок В настоящий момент они не урегулированы нормами общего гражданского законодательства. Законодателю следовало бы закрепить специфические признаки биржевых сделок надлежащим образом в нормах общего гражданского законодательства. При этом следует в более широком объеме закрепить положения о биржевых сделках в Гражданском кодексе Украины. В кодексе следовало бы закрепить целый ряд статей, раскрывающих правовую природу биржевых сделок. В кодексе должно содержаться легальное определение биржевой сделки, которое будет способствовать развитию и укреплению биржевой торговли. Кроме того, как было сказано в предыдущих главах, биржевые сделки регламентируются не только и не столько биржевыми уставами, сколько иными биржевыми документами.
    Помимо определения биржевой сделки, которое было приведено в положениях, выносимых на защиту, в Гражданском кодексе следует отразить вопрос о том, какие субъекты имеют право принимать законодательство, которое должно регулировать биржевые сделки фондового рынка. Кроме того, здесь же следует раскрыть компетенцию бирж по самостоятельному регулированию биржевых сделок. Еще одним положением, которое заслуживает закрепления в Гражданском кодексе, является перечень основных видов биржевых сделок и легальное определение каждого из них.
    Заключительным положением, посвященным биржевым сделкам, которые необходимо закрепить в кодексе, является порядок рассмотрения споров, связанных с заключением биржевых сделок и их исполнением. В этой связи можно предложить следующую редакцию: «Споры, возникшие в ходе заключения и исполнения биржевых сделок, рассматриваются судами, арбитражными судами, арбитражными комиссиями бирж либо иными третейскими судами».
    Независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности функции биржи можно разделить на три категории: «обязательные», «произвольно- обязательные» и «произвольные».
    К обязательным относятся функции, установленные законодательством и являющиеся естественными для рыночной инфраструктуры - создание равноправного и справедливого торгового пространства, отражающего интересы фондового рынка и в целом, и в частности.[16]

    Таким образом, следует признать, что биржевые сделки, заключаемые на валютных и фондовых биржах, не урегулированы ни общими нормами гражданского законодательства, ни специальным законодательством о биржах, и они заключаются, оформляются и регистрируются по аналогии с соответствующим порядком, предусмотренным для товарных бирж. А поскольку в такой ситуации может быть применима аналогия, то мы имеем дело с пробелом в законодательстве.
    Поэтому законодателю следует дополнительно разработать и принять законодательные акты, в которых необходимо детально закрепить вопросы регулирования биржевой торговли на фондовых и валютных биржах, в том числе и вопросы регулирования биржевых сделок, заключаемых на этих биржах; другие организационные вопросы. Поэтому наиболее целесообразно принять закон «О фондовых биржах и биржевой торговле», который бы регулировал биржевую деятельность на фондовом рынке, учитывая его особенности. Разрабатывая такого рода акт, законодатель должен в максимальной степени учитывать зарубежный опыт регулирования в данной области, а также тенденцию, связанную с развитием новой техники и технологии. Пробелов в законодательстве по таким существенным вопросам, как регулирование фондового и валютного рынков быть не должно
    Кроме того, анализ ситуации показывает, что украинские реалии снова резко расходятся с мировыми тенденциями. При этом следует подчеркнуть, что все предпосылки складывающихся мировых тенденций в Украине существуют. Речь идет, прежде всего, о компьютеризации и технологизации финансового рынка, превращающих ведущие инфраструктурные элементы рынка, к каковым относятся биржи и иные организаторы торговли, из «закрытых профессиональных клубов»
    -некоммерческих организаций в коммерческие юридические лица, ведущие жесткую конкурентную борьбу за клиента. Происходящий процесс глобализации финансовых рынков приводит к стиранию национальных границ. Таким образом, инфраструктурные институты вынуждены конкурировать не только и не столько в рамках национальных государств, сколько за международные рынки. В этой ситуации национальные органы государственного управления должны помогать национальным инфраструктурным организациям, способным вести конкурентную борьбу на международном рынке, а не заставлять их постоянно перестраиваться под меняющиеся требования законов и ведомственных нормативных актов.
    Представляется целесообразным ограничить круг запретов на совмещение деятельности организаторов торговли на фондовом рынке лишь совмещением с профессиональной брокерской/дилерской деятельностью.
    Торговые, расчетно-клиринговые системы должны иметь право обслуживать максимально широкий спектр финансовых инструментов (валюта, драг-металлы, производные инструменты (фьючерсы, опционы), ценные бумаги и тому подобное.
    Недопустимой представляется практика дробления лицензий на операции с ценными бумагами на лицензии на рынке государственных и негосударственных ценных бумаг. Нельзя не отметить существенного отставания законодательства от других потребностей темпов развития рынка Так. например, вопросы электронного документооборота до сих пор урегулированы в действующем законодательстве ненадлежашим образом.[17]
    Биржа - это классический и неповторимый институт рыночной экономики и правовые особенности этого института необходимо знать каждому юристу.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.