МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Западники и славянофилы о путях развития России

    Бывшие республики Союза, ныне суверенные государства, не испытывают ни малейшей благодарности к правительству, стране, обеспечившей их новорожденный суверенитет. Соседство с ними не укрепляет безопасности России, по меньшей мере, исходя из трех обстоятельств:

    - отсутствие исторически легитимных, географически выверенных границ;

    - отсутствие двуязычия во всех четырнадцати странах - бывших республиках Союза: если на Западе таким двуязычием

    - нестабильность во всех четырнадцати новых государствах; своей независимости[77]

    Не лучше положение на огромных старых границах России, Видя ослабление северного соседа, не смягчили своих территориальных претензий два великих тихоокеанских соседа России - Япония и Китай.

    Итак, если прежняя угроза безопасности России заключалась в эскалации противоборства с Западом в развивающихся странах (лобовое столкновение со второй половины 50-х годов было немыслимо), то нынешние угрозы проистекают из потенциальной нестабильности сопредельных государств, из попыток возрождения на западных границах санитарного кордона, загоняющего Россию в леса и степи самой безлюдной части Евразии.

    За нейтрализацию ядерного противостояния Россия заплатила немалую цену. Между тем на Западе зреет и укрепляется та точка зрения, что эта цена еще недостаточна.

    Постоянный спор внутри России о перспективах армии не имеет доктринального характера. Забыта доктрина брежневского периода о стратегическом балансе, горбачевского периода о разумной достаточности, подготовка новой военной доктрины мыслится как детальная формулировка российских интересов.

    Что чрезвычайно настораживает, нынешнее снижение Россией уровня своею военного потенциала, имеет скорее стихийный, неуправляемый (или частично управляемый) характер

    Нынешняя военная политика российского правительства далека от совершенства. Прежде всего, это, собственно, не политика, а сумма акций в ответ на возникающие проблемы.

    Нет также четкой линии (и, очевидно, внутреннего единства) по следующим проблемам: возможности большой войны, применения ядерного оружия и т.п. Складывается впечатление, что подходы российского руководства разрабатываются во многом под влиянием Запада. Наконец, региональные конфликты в СНГ убедительно показали, сколь неожиданной является эта проблема для российского руководства. В текущей ситуации в этой сфере у России две главные проблемы:

    Проблема 1 - может ли Россия выработать единую военную политику.

    Проблема 2 - может ли она "продать" эту политику Западу.[78]

    История ныне ставит вопрос, сумеет ли Россия достаточно быстро преодолеть свой системный кризис и выработать убедительную для российского населения и одновременно приемлемую для остального мира (Запада в первую очередь) систему геополитических координат. В конечном счете геополитическое влияние России будет определяться не количеством танков, а тем, станет ли Россия геополитическим "хартлендом" Евразии или, потерпев экономический крах, превратится в евразийский "медвежий угол".

    Обладает ли Россия потенциалом и структурами, достаточными для нейтрализации указанных угроз?

    Здесь есть три подхода. Первый предполагает все пустить на самотек;

    Второй вариант действий предполагает возобладание во всей стране - и шире - психологии "второго Сталинграда", создание той атмосферы, когда ни одна жертва не кажется чрезмерной, когда каждый человек в стране является мобилизованным, а разница между "тылом и фронтом" растворяется. России не привыкать к очередной мобилизации, она делала это в текущем веке неоднократно.

    Что касается третьего подхода, то он должен сочетать как интересы Запада (безопасность), так и интересы России (модернизация экономики и общества). Для реализации этого сценария необходимы реализм и компетентность.

    Дело не только в, том, что новая Россия  - это лишь половина прежнего Советского Союза. Не менее значимо то, что эта Россия вступила в полосу кризиса - экономического, морального, общественного.

    Но самая главная проблема в том, что содружество государств не создало надежных механизмов взаимодействия своих частей, не удалось обеспечить сохранения хотя бы самых необходимых экономических и этнических связей.

    С западной же стороны именно самоограничение России становится сейчас критерием в проверке ее готовности жить "неимперским образом", цивилизованно отпуская прежние республики и не драматизируя факт наличия двадцатипятимиллионной диаспоры.

    Стороны все более переходят в разные весовые категории, Ньютоновская инерция еще действует с обеих сторон, но уже посуровели американцы, и менее уверены в себе русские. Обе стороны еще какое-то время могут действовать, словно подобие биполярного мира еще сохранилось. Но долго инерционный момент не продержится. Помешает, как учит физика, трение.

    Политико-экономические и цивилизационные трения неизбежны, а в условиях потери взаимопонимания и материальных тягот отчуждение рискует прийти достаточно быстро.

    в) Резюме

    Подводя итоги этой главы, посвящённой рассмотрению реального положения дел, хочется сказать

    Будущее невозможно выстроить в одной плоскости, слишком сложен наш мир. В целях прояснения перспектив есть смысл выделить крайние точки, зафиксировать экстремальные тенденции.

    Первый вариант развития отношений между Россией и Западом, возглавляемым Соединенными Штатами, видится как торжество западной, прежде всего американской, русофобии и российского западничества. Россия никак не реагирует, не предпринимает специальных инициатив, соглашается на все действия мирового региона-лидера, передоверяет фактически свою безопасность другим, этот путь соответствует идеализму многих западников, он не требует дополнительных усилий и лишних затрат. Возможно он соответствует менталитету части общества.

    Второй вариант развития российско-американских, российско-западных отношений предполагает отторжение России в северную и северо-восточную Евразию. НАТО, таможенные барьеры и визовые запреты встали на пути России в западный мир и ей приходится устраивать свою судьбу собственными усилиями, как мобилизуя оставшееся влияние в рамках СНГ, так и за счет поиска союзников вне элитного западного клуба - прежде всего в Азии, в мусульманском, индуистском и буддийско-конфуцианском мире.

    Отторгнутая Западом Россия укрепит связи с жаждущими военного сотрудничества Ираном, Ираком и Ливией, но глобально будет строить союз с Китаем, допуская товары китайской легкой промышленности на российский рынок, модернизируя тяжелую и военную промышленность своего крупнейшего соседа, чей ВНП через пятнадцать лет превзойдет американский. Такое сближение "второго" и "третьего" миров создаст новую схему мировой поляризации при том, что больше половины мировой продукции будет производиться не в зоне Северной Атлантики, а на берегах Тихого океана, где ожесточенная Россия попытается создать из Приморского края свою Калифорнию.

    Главная цель этих недвусмысленных усилий по расширению НАТО заключается в том, чтобы показать серьезность обеспокоенности страны, на чей суверенитет многократно посягали в ее истории, в том числе и в XX веке. "Расширители" НАТО должны будут подумать о негативных последствиях пренебрегающего интересами России шага. Шага неспровоцированного, вызывающего. Шага, который Запад жестко делает, вопреки ясно выраженной озабоченности России, не принимая многочисленных компромиссных предложений Москвы, не щадя ее национальную гордость, заведомо отсекая российские аргументы как незрелые. Пусть Запад взвесит плюсы и минусы введения в свое лоно трех-четырех держав, которые уже и без того находятся в западной зоне влияния. Если, скажем, Франция не считает свое членство в Североатлантическом союзе достаточной гарантией своей безопасности и параллельно развивает ядерные силы, то почему Россия, двукратная спасительница Франции в нашем веке, должна положиться на судьбу, не раз ее подводившую?

    Отторгнутая Западом Россия укрепит связи с жаждущими военного сотрудничества Ираном, Ираком и Ливией, но глобально будет строить союз с Китаем, допуская товары китайской легкой промышленности на российский рынок, модернизируя тяжелую и военную промышленность своего крупнейшего соседа, чей ВНП через пятнадцать лет превзойдет американский. Такое сближение "второго" и "третьего" миров создаст новую схему мировой поляризации при том, что больше половины мировой продукции будет производиться не в зоне Северной Атлантики, а на берегах Тихого океана, где ожесточенная Россия попытается создать из Приморского края свою Калифорнию.

    Реализм диктует, что драма "или-или" - довольно редкое явление в истории. Третий вариант менее экзотичен и более реалистичен. Сценарий компромисса базируется на идее договоренности с Североатлантическим Союзом, обеспечивающей определенные смягчающие условия его распространения на восток. Обязательной задачей российской дипломатии становится изучение возможностей заключения между Россией и НАТО особого соглашения или договора, предваряющего, обусловливающего или, в крайнем случае, дополняющего расширение альянса на Восток.

    Задача российской дипломатии состоит в том, чтобы реализовать идею создания такой системы европейской безопасности, в которой взаимозависимыми элементами могли бы стать Россия-НАТО-европейские институты. [79]

    Усеченная, замиренная Россия в границах 1992 года будет постепенно терять рынки в соседних странах, международное влияние и даже исконную любовь 25 миллионов зарубежных русских, отверженных в странах своего проживания. Россия перестанет быть одним из бастионов мировой науки, она станет бедным потребителем второсортных товаров из Европейского Союза, превращаясь постепенно из субъекта в объект мировой политики. Скорее всего, очевидцы не ощутят драмы: погружение будет медленным и смягченным западной благотворительностью. Но определенно закроется петровская глава русской истории. Не Амстердам, а Манила станет ее аллегорическим будущим.

    Идея быть вместе с Западом или против него - заглавная тема нашей истории. Наши предки испытали оба пути, они так или иначе делали свой выбор. Теперь этот выбор предстоит сделать нам, и, похоже, что это будет последний выбор. Ибо скорость научно-технической революции такова, что, опоздав к экспрессам "Североатлантический" и "Восточноазиатский", мы рискуем в лучшем случае стать Бразилией, а в худшем Индией. Обе эти страны имеют право на уважение, но обе они смотрят в хвост улетающим в будущее экспрессам, и не они будут определять судьбу грядущих поколений.

    7) Заключение

    Подводя итоги можно сказать, что ранних славянофилов отличали: во-первых, идеализация в той или иной мере древнерусского быта и связанная с ней патриархально-утопическая теория общества, исходящая из того, что оно должно строиться по типу семейных отношений, ибо его истинной основой является семья. Во-вторых, вытекающая из данной идеализации вера в то, что спасение России заключается в возвращении, к ее исконным началам, сохранившемся в народных воззрениях и в быту простого народа; кроме того, также мысль о том, что все проблемы и недостатки современного славянофилам российского общества в большей или меньшей степени обязаны своим происхождением прозападным петровским реформам. В-третьих, учению славянофилов была присуща определенная система религиозных воззрений, тесно связанных с социально-политическими. Славянофилы были сторонниками самодержавия как своеобразной и характерной черты русского общества, противостоящего западному абсолютизму.

    Что касается западников, то вопреки широко распространенным предрассудкам, родоначальники «западничества» были ничуть не меньшими патриотами, чем «славянофилы» («русофилы»). Просто они были «другого рода» патриотами. В 1864 году Герцен так отвечал славянофилу Ю. Самарину на обвинения в не патриотизме: «Любовь наша (к народу русскому) — не только физиологическое чувство племенного родства, основанное исключительно на случайности месторождения, она, сверх того, тесно соединена с нашими стремлениями и идеалами, она оправдана верою, разумом, а потому она нам легка и совпадает с деятельностью всей жизни».

    Относительно неославянофилов можно сказать, что в целом их общая концепция не изменилась, хотя и приняла современные формы. А вот про неозападников такое сказать нельзя, по замечаниям современников, Неозападники не имеют ничего общего с «теми западниками, которые были истинными патриотами России».

    Что касается остальных тем рассмотренных в данной работе, то все основные выводы уже были сделаны ранее.

    На последок, хочется отметить, что изучая данную тему, я заметил некоторую странную закономерность, а именно большинство авторов (как мне показалось), придерживаются большей частью славянофильской точки зрения. Что касается славянофилов и западников XIX века, то тут можно увидеть довольно объективную оценку, как тех, так и других. А вот что касается текущего времени, то даже ища материал о неославянофилах, я большей частью наталкивался на критические статьи. Хочется сказать, что такая тенденция в русском обществе довольно опасна, т. к. в отсутствие хорошей оппозиции страна может легко сделать неправильный выбор.

    Что касается XIX века, то там оппозиция была, и в принципе, как утверждают многие авторы, на всех направлениях победили западники. Западники же победили и в конце истории Советского Союза, но как мы видим ничем хорошим не во внешней не во внутренней политики Россия сейчас похвастаться не может. Поэтому становится понятной столь насыщенная «славянофильственность» в современных взглядах. Единственное, что хочется от себя заметить, так это то, что ничего хорошего мы точно не добьёмся, если будем кидаться из стороны в сторону.

    Что касается моих собственных взглядов, то в отношении духовности они более близки к славянофилам. А в отношении  внешней политики я могу сказать лишь то, что я сторонних решительных мер, потому что если мы и дальше будем питаться только нефтедолларами мы не только задеревенеем, но и сгниём. Относительно культуры я считаю, что стоит прекратить столь интенсивное вливание западной культуры (которая ни что иное, как порнография) в Россию.

    Заканчивая скажу, что я надеюсь, что наш выбор будет правильным, что я искренне верю и надеюсь в будущее могущество и силу великой Руси.

    8) Список литературы

    1. Барабаш Ю.Я. Гоголь. Загадка «Прощальной повести» М. 1987 г.

    2. Белинский В. Г., Статьи и рецензии, т. I, М 1984 г.

    3. Белинский В. Г., Избранные философские сочинения М. 1984 г.

    4. Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1990

    5. Герцен А. И. Собр. соч. В 30-ти тт. М.: Наука, 1954-1960 г., т.2

    6. Философский энциклопедический словарь./Редкол.: С.С. Аверинцев и др. - 2-е изд. - М.: Сов.энциклопедия, 1989 г.

    7. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Учебное пособие для гуманитарных вузов. - М.: Наука, 1995 г..

    8. Володин А. Проблема «Западничества». Как она видится нам сегодня?// Свободная мысль, № 7-8, 1994 г.

    9. Володин А. «Бедная русская мысль»//Свободная мысль, 1992 г., № 5.

    10. Соловьев В. Западники, западничество. «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона. Т. 12 (23). СПб., 1894 г., стр. 244.

    11. Михайловский Н. К. Соч. В 6-ти тт. Т. 3. СПб., 1888 г.

    12. И. В. Кириевский. Полное собрание сочинений, М 1973 г.

    13. Лосский Н. О. Л 79 История русской философии. Пер. с англ. — М.: Советский писатель, 1991

    14. Хомякова статья "О возможности русской художественной школы", 1848 г.

    15. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. М., 1986 г.

    16. Уткин А. И. Вызов Запада и ответ России, РГИУ 2004 г.

    17. Устрялов Н.В. «Политическая доктрина славянофильства», ХАРБИН 1926 г.

    18 Федотов Г. П. Судьба и грехи России.Т.2.М.1992 г.

    19. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991 г.

    20. Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч, М. 1961 г.

    21. Философский энциклопедический словарь./Редкол.: С.С. Аверинцев и др. - 2-е изд. - М.: Сов.энциклопедия, 1989 г.

    22. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. - Т. 2. - М., 1998

    23. Элбакян Е. С. Славянофилы и религия: век минувший и век нынешний.// Кентавр, №  , 1997 г.


    [1] написанные в 1838 году и не предназначавшиеся для печати статьи Хомякова "О старом и новом" и И. В. Киреевского "В ответ А. С. Хомякову"

    [2] Философский энциклопедический словарь./Редкол.: С. С. Аверинцев и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 814 с.

    [3]. Философский энциклопедический словарь./Редкол.: С. С. Аверинцев и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 814 с.

    [4] статья Самарина "О мнениях "Современника" исторических и литературных", 1847

    [5] статья Хомякова "О возможности русской художественной школы", 1848

    [6] Философский энциклопедический словарь./Редкол.: С. С. Аверинцев и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815с.

    [7] А. И. Герцен. Собр. соч. В 30-ти тт. М.: Наука, 1954-1960 г., т. 2, стр. 24

    [8]Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. М., 1986, с.428.

    [9] Уткин А. И. Вызов Запада и ответ России , РГИУ стр. 69

    [10]Федотов Г.П. Судьба и грехи России.Т.2.М.1992,с.175-176.

    [11]Тойнби А. Постижение истории. М., 1991, с.563

    [12]Федотов Г.Л. Судьба и грехи России. Т.1. СПб, 1991, с.129.

    [13] Барабаш Ю.Я. Гоголь. Загадка «Прощальной повести» – М., 1993. – 269 с.

    [14] Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. - Т. 2. - М., 1998. - С. 193.

    [15] Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1990. – С. 132.

    [16] В то же время они понимали, что реформы Петра сопряжены со многими издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного уму деспотизма Герцен видел в кровавом насилии, которым сопровождались Петровские реформы.

    [17] Вестник Европы.- 1871.- Сентябрь.- С. 26.

    [18] Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. - Т. 2. - С. 107-108.

    [19] Чаадаев П.Я. Полн. Собр. соч. – Т. 2. – С. 92.

    [20] Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. – Т. 2. – С. 159.

    [21]Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. – Т. 2. – С. 159.

    [22]И. Аксаков, т. V, стр. 146

    [23]Т. I (нового издания), стр. 392

    [24] Н.В. Устрялов «Политическая доктрина славянофильства», ХАРБИН, 1925

    [25] И. В. Киреевский. Полное собрание сочинений, письмо к Кошелёву, издание Гершензона, Т. I, M., 1911, стр. 5

    [26] И. В. Киреевский, Полное собрание сочинений, т.II, стр. 38

    [27] В. Туркалевский, Философские тенденции в русском обществе XVIII в.

    [28] Лосский Н. О. Л 79 История русской философии. Пер. с англ. — М.: Советский писатель, 1991

    [29] Лосский Н. О. Л 79 История русской философии. Пер. с англ. — М.: Советский писатель, 1991 стр. 32

    [30] Статья «О необходимости и возможности новых начал для философии»

    [31] Лосский Н. О. Л 79 История русской философии. Пер. с англ. — М.: Советский писатель, 1991 стр. 270

    [32] письмо к А. С. Хомякову, 1840

    [33] . Грановский, Н. Станкевич, стр. 112

    [34] письмо к Кошелеву, 1851 г.

    [35] Лосский Н. О. Л 79 История русской философии. Пер. с англ. — М.: Советский писатель, 1991 стр. 270

    [36] В. Туркалевский, Философские тенденции в русском обществе XVIII в.стр. 216

    [37]Е.С.Элбакян Славянофилы и религия: век минувший и век нынешний.// Кентавр, №  , 1997, стр. 120-130

    [38] «Письмо второе», стр. 24

    [39] «Письмо третье», стр. 31

    [40] «Письмо четвертое», стр. 38

    [41] «Письмо третье», стр. 30)

    [42] «Письмо седьмое», стр. 62

    [43] «Письмо восьмое», стр. 44

    [44] («Письмо восьмое», стр. 62)

    [45] Так в кружке Станкевича называли Гегеля.

    [46] Г. Белинский, Письма, т. II, СПБ, 1914, стр. 247

    [47] В. Г. Белинский, Избранные философские сочинения, т. II, 1948, стр. 529

    [48] В. Г. Белинский. Статьи и рецензии, т. III, стр. 710

    [49] В. Г. Белинский. Статьи и рецензии, т. III, стр. 788

    [50] И. В. Киреевский, Полное собрание сочинений, т. II, стр. 38

    [51] письмо к Аксакову от 1 июня 1855 г.

    [52] А. С. Аксаков в его письмах", ч. 2, т. IV

    [53] Н.В. Устрялов «Политическая доктрина славянофильства», ХАРБИН, 1925 стр. 3

    [54] А. С. Хомяков, т. I, стр. 164

    [55] Н. А. Бердяев, "А. С. Хомяков", Москва, 1912, стр. 186

    [56] И. Аксаков, т. IV, стр. 112.

    [57] И. Аксаков, т. IV, стр. 285

    [58] В. Лешков, "Русский народ и государство" стр. 136-141

    [59] В. Устрялов «Политическая доктрина славянофильства», ХАРБИН, 1925 стр. 11

    [60] В. Устрялов «Политическая доктрина славянофильства», ХАРБИН, 1925 стр. 11

    [61] В. Устрялов «Политическая доктрина славянофильства», ХАРБИН, 1925 стр. 12

    [62] Н.К.Михайловский Соч. В 6-ти тт. Т. 3. СПб., 1888, стр. 159

    [63] см. Ю. Самарин. Соч. В 10-ти тт. Т. 1. М., 1890, стр. 63

    [64] К.Д. Кавелин. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989, стр. 289

    [65] Н. Г. Чернышевский. Избранные философские произведения. М., 1950, т. 2, стр. 582—583

    [66] Д. И. Писарев. Соч. В 4-х тт. Т. 2. М., 1955, стр. 62— 63

    [67] А. И. Герцен. Собр. соч. В 30-ти тт. М.: Наука, 1954-1960 г., т.2, стр.24.

    [68] И. Герцен, Избранные философские произведения, т. II., 1948, стр. 102

    [69] Н. О. Лосский История русской философии

    [70] В . Г. Белинский, Статьи и рецензии, т. I, стр. 469

    [71] см. А.А. Алафаев. Русский либерализм на рубеже 70—80-х гг. XIX в. Из истории журнала «Вестник Европы». М., 1991, стр. 108. Цитируется статья В. Модестова «Славянофильская злоба».—«Голос», 28 февраля 1882 года, № 54

    [72] В. Устрялов «Политическая доктрина славянофильства», ХАРБИН, 1925 стр. 19

    [73] Н. О. Лосский История русской философии стр. 12

    [74] Е.С.Элбакян Славянофилы и религия: век минувший и век нынешний.// Кентавр, №  , 1997, стр. 120-130

    [75] Уткин А. И. Вызов Запада и ответ России стр. 300

    [76] Уткин А. И. Вызов Запада и ответ России стр. 302

    [77] Уткин А. И. Вызов Запада и ответ России стр. 308

    [78] Уткин А. И. Вызов Запада и ответ России стр. 311

    [79] Уткин А. И. Вызов Запада и ответ России стр. 311


    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.