Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939 годов: материалы газеты "Правда" в социально-психолог...
дискуссию обратимся к мнению другого
специалиста. Lasswell H. определяет пропаганду как попытку повлиять на
установку большого числа людей по противоречивым вопросам. По мнению
американского политолога , нейтральное распространение взглядов не является
пропагандой. Такой же точки зрения придерживается Davies I. Однако правомерно
поставить вопрос , какое распространение взглядов можно считать нейтральными
, чтобы почувствовать абстрактность такого подхода.(20)
Французские исследователи Haratonic P.L. и
Moran T.P. понимают пропаганду не как распространение конкретной
"ортодокссии" , а как совокупность определенных структур ,
абстрактных символов , влияющих на человеческое восприятие , мышление и
поведение. Иначе говоря , пропаганда сводится к символическому отражению
мира. Не подлежит сомнению тот факт , что средства массовой информации
пользуются разработанной символикой. Однако это вовсе не означает будто
пропаганда вообще лишена идеологического и теоретического содержания - пишет
Гуревич.(21)
Разумеется, в этих определениях
фиксируются определенные грани пропагандистского процесса , но вместе с тем
содержится конкретная тенденция: замаскировать политические цели пропаганды ,
свести ее к абстрактному просвещению , коммуникации или к акту символизации.
При этом пропаганда нередко понимается настолько расширительно , что включает
в себя фактически всю общественную жизнь. Так , английский историк Thomson O.,
полемизируя с Lasswell'ом , предлагает следующее определение: " К
пропаганде относятся любые средства внедрения и передачи образов , идей или
информации , которые влияют на человеческое поведение , взятое с его активной
или пассивной стороны. Сюда входят почти все аспекты искусства и коммуникации
".(22) Таким образом , для зарубежных специалистов характерны две
основные точки зрения: во-первых , представление о пропаганде как о влиянии
на установку большого числа людей по " спорным вопросам ", при
этом не считается пропагандой распространение нейтральных взглядов , вторая
позиция заключается в представлении пропаганды в виде любых средств внедрения
и передачи информации , влияющей на человеческое поведение.
Но наиболее приемлемым определением , с
моей точки зрения , является формула В.Соковнина , который в 1968 году
писал:"...Одной из форм общения , специально служащей для
распространения идеологических взглядов , является пропаганда."(23) Без
всякого сомнения пропаганда - это форма общения , и подтверждение мы находим в
работе другого советского исследователя. Б.П.Базылёв пишет:"...Одна из
основных функций пропаганды состоит в оказании идеологического и социально -
психологического воздействия , которое предпологает общение в
специализированной форме социального взаимодействия тех , кто создает
пропагандистские тексты , с теми , кто их воспринимает."(24) Примем же на
веру данное утверждение и попытаемся впоследствии проследить это общение на
примере "Правды".
Само собой , возникает вопрос - почему
именно печать является объектом нашего исследования ? Ответ состоит в том ,
что печатная пропаганда являлась наиболее эффективным средством
пропагандистского воздействия в 30-е годы. После признания несостоятельности
кружкового и индивидуального методов в 1939 году , ЦК в лице тов. Сталина
рекомендовал "...сосредоточить внимание партии на пропаганде в печати и
организации лекционной системы пропаганды..."(25) Эти два вида
пропаганды и стали основными на многие годы , но предпочтение всегда
отдавалось печатной пропаганде , поскольку за ней было чисто психологическое
преимущество. По наблюдениям психологов , человек способен внимательно
прочитать в нормальных условиях 25 тысяч слов , а выслушать лишь 9 тысяч.(26)
Сие и предопределило главенствующие позиции печати в деле пропагандирования.
Кроме того , метод печатной пропаганды дает возможность использовать прием
нейтрального информирования , дающий прекрасные результаты. Таковы основные
критерии выбора печати , как объекта исследования , а
сейчас необходимо разрешить еще одну важную
проблему терминологического плана - проблему соотношения пропаганды и
агитации в печати.
Хорошо разработан этот момент в работе
В.А.Шандры , который различает понятия пропаганды и агитации. Он
пишет:"... для пропаганды характерен акцент на просвещение , имеющее целью
вооружить трудящихся системой политических знаний..." Агитация же
"...Опирается преимущественно на разъяснение. В агитации также
присутствует элемент просвещения , но он не определяет ее сущности."(27)
Кроме того , автор обращает внимание на то , что "... предметом
печатной партийной пропаганды являются актуальные аспекты социальных теорий и
общественно-исторической практики."(28) А агитация
"...обеспечивает идеологически решение ближайших , тактических задач
партии и народа."(29) Таким образом , мы можем говорить о разделении
пропаганды и агитации по характеру задач: пропаганда ведает стратегией в
распространении идеологии , агитация занимается тактикой. Но чего же больше в
советской прессе 30-х годов ? В этом мы постараемся разобраться в III главе.
1) Соковнин В.
Человеческое общение и идеология./ Идеология и общественная психология.-
Фрунзе, 1968.-С.97.
2) Цит. по: Власов Ю.М. Пропаганда за
фасадом новостей. -М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.22.
3) Там же, с.27.
4) Цит. по: Политическая информация.
Некоторые вопросы теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.9.
5) Там же, с.10.
6) Политическая информация.-М.: Политиздат,
1973.-С.10.
7) Там же, с.9.
8) Политическая информация. Некоторые
вопросы теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.40.
9) Там же, с.66.
10) Там же, с.24.
11) Там же.
12) Якобсон П.М. Эмоциональный фактор в
пропагандистском воздействии./ Проблемы социальной психологии и
пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.63.
13) Политическая информация. Некоторые
вопросы теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.18.
14) Гуревич П.С. Пропаганда в
идеологической борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.110-111.
15) Правоторов В.Ф. Пропаганда.//
Философский энциклопедический словарь.-М.: Политиздат, 1983.С.539.
16) Там же.
17) Гуревич П.С. Пропаганда в
идеологической борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.100.
18) Там же, с.101.
19) Там же.
20) Там же, с.102.
21) Там же.
22) Там же.
23) Соковнин В. Человеческое общение и
идеология. / Идеология и прсихология.- Фрунзе.: Илим, 1968.-С.97.
24) Базылев Б.П. О специфике употребления
слова в системе буржуазной пропаганды./ Язык и стиль буржуазной
пропаганды.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-С.49.
25) Цит. по: Большевистская печать.-М.:
Политиздат, 1940.- С.359.
26) См. Проблемы социальной психологии и
пропаганда.-М : Политиздат, 1971.
27) Шандра В.А. Газета, пропаганда, жизнь:
вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.-С.29
28) Там же, с.25.
29) Там же, с.30.
Глава
II. Партия и пропаганда.
В период своего правления сталинское
правительство хорошо помня слова Ленина о том , что " ...Мало ведь
назвать себя " авангардом ", передовым отрядом, надо и действовать
так , чтобы все остальные отряды видели и вынуждены были признать ,
что мы идем впереди,"(1)- основательно
занималось проблемой пропаганды и агитации , поскольку от того , что увидят
" остальные отряды " и признают ли движение вперед, значительно
зависела устойчивость позиций административно-командной системы.
Без пропагандистского
воздействия на массы трудно удержать в устойчивом положении гигантский
колосс с совершенно парадоксальной структурой управления , противоречивой
социально-экономической политикой, а при его использовании это не так уж и
трудно , поскольку "...Пропагандистское воздействие создает ситуации , в
которых наличная потребность удовлетворяется предоставлением людям информации
, затрагивающей их интересы и ценности и помогающей им выявить связи между
собой и социальной действительностью,"(2) - свидетельствует Н.Л.Элива.
И это прекрасно подходит режиму , так как информация , как мы уже говорили
полностью находилась под контролем государства и может затрагивать интересы людей
, используя их в собственных целях.
И.В. Сталин на XVIII съезде в 1939 году
отмечал: " Есть еще одна область партийной работы , очень важная и
очень ответственная , по линии которой осуществлялось за отчетный период
укрепление партии и ее руководящих органов,- это партийная пропаганда и
агитация , устная и печатная , работа по воспитанию членов партии и кадров
партии в духе марксизма - ленинизма."(3) Эти слова были директивой к
действию для всех уровней власти. Отмеченная вождем " важная и очень
ответственная " работа должна была проводиться во всех направлениях
внутренней политики , будь то образование , производство или социальная
сфера. При этом необходимо действовать истинно по-ленински - "...
пропагандировать , и организовывать , и агитировать наиболее доступно, наиболее
понятно , наиболее ясно и живо..."(4)
Но для того , чтобы проводить работу
наиболее эффективно необходимо создание системы по-настоящему массовой
пропаганды , которая "... обращается не только к жизненным убеждениям
человека , к его взглядам и представлениям. Она учитывает также всю гамму
человеческих чувств и переживаний во всем богатстве их неповторимых конкретных
и в то же время типичных проявлений. Поведение одного человека , агента группы
или представителя того или иного класса не может быть описано через
характеристику тех идей , носителем которых выступает данная личность. Людям
присущи определенные интересы и потребности , ожидания и идеалы, настроения и
перживания , иллюзии и устремления. Внутренний мир человека сложен. Личность
не только познает , она переживает , анализирует , вырабатывает жизненную
позицию. Понять эти процессы можно только на базе изучения психологических
механизмов. Без их учета пропаганда и контрпропаганда теряют не только
адресность , но и присущие им многослойность , конкретность,"(5)-
выражаясь словами Гуревича. Правда сталинская пропаганда вряд ли заботилась о
переживаниях советских граждан , но по поводу настроений , ожиданий ,
иллюзий и устремлений можно сказать практически со стопроцентной уверенностью
уж они то находились под постоянным наблюдением.
Наблюдения за поведением народа ,
проводившееся в подвалах НКВД , особистами на промпредприятиях и в армии ,
стукачами по месту жительства позволяли выявить психологические установки ,
стереотипы и общую психологическую готовность к пропагандистскому воздействию.
Но об это мы будем говорить ниже , а пока вернемся к отношению пропаганды и
государства.
Все ,что необходимо
, для массового пропагандирования труд но осуществить без мощного центрального
органа , занимавшегося бы пропагандистской и агитационной работой.
Централизация и объединение в единую структуру таких ранее созданных учреждений
, как Институт массового заочного обучения, политотделы на предприятиях
произошло в 1939 году , когда было создано управление пропаганды и агитации при
ЦК ВКП(б).
В докладе 18 марта 1939 года А.А. Жданов
говорил:" Для того , чтобы успешно руководить делом марксистско -
ленинской пропаганды в партии и государстве , для того , чтобы успешно
решать задачи ликвидации теоретического и политического отставания партийных
кадров , ЦК должен иметь мощный аппарат пропаганды и агитации в виде
Управления пропаганды и агитации , сосредотачивающего всю работу по печатной
и устной пропаганде и агитации."(6)
Оно должно было , по словам Сталина:
"...сосредоточить в одном месте дело партийной пропаганды и агитации и
объединить отделы пропаганды и агитации и отделы печати в едином Управлении...с
организацией соответствующего отдела пропаганды и агитации в составе каждой
республики , краевой и областной парторганизации."(7) Эта мера должна
была решить основную задачу партийной пропаганды , которая "...
состоит в том , чтобы помочь нашим кадрам всех отраслей работы овладеть
марксистско - ленинской наукой о законах развития общества."(8) Наука о
законах развития общества , в то же время , претерпела коренные изменения и
мало походила теперь на истинно - ленинскую науку. Но этого уже никто не
замечал , поскольку та самая пропаганда , несшая науку в кадры , влияла
и на членов ВКП(б) , которые должны были распространять ее ( науку ) в массы.
Даже директивы высших чинов во властных структурах , направленные вниз
превращались в своего рода метод пропагандистского воздействия , ибо
информация , подававшаяся в них была неоспорима и абсолютно правильна.
Сомневающихся же довольно быстро убеждали в ее правильности , используя весьма
практичные методы , например аресты , пытки , осуждения и казни. Была , правда
, и мягкая мера - исключение из партии , которая впрочем приводила к тому же.
В конце концов , для верхушки
тоталитарного режима , хоть и с хорошо поставленной пропагандистской
работой в массах , особую опасность представляет прослойка мелких
управленцев , которые весьма желают стать управленцами покрупнее. Но Сталину
удалось пресечь эти тенденции , используя превосходное средство - террор.
Мелкие и средние управленческие слои время от времени подвергались чисткам ,
которые , правда , иногда затрагивали и высших чиновников , а также рядовых
членов партии. Это была необходимая профилактика страховка , и сегодня можно
достаточно уверенно говорить о высокой эффективности таких мер , поскольку есть
возможность сравнивать правление Сталина , продержавшегося у руля с три
десятка лет и период властвования Никиты Хрущева , смещенного со своего поста.
Так или иначе , партия как и "...
социалистическая пропаганда осуществляет развернутую программу политического просвещения
масс , призванную развивать их общественное сознание и активизировать их
историческую деятельность."(9) Политическое просвещение , одновременно
с развитием общественного сознания и активизацией исторической деятельности
создает своеобразную " массовую культуру " , имеющую большинство
признаков того явления , которое советские политологи 70-х обнаружили на
Западе. Психозы на почве этой самой " культуры " можно обнаружить
и в СССР. Правда , " массовая культура , советского пошиба отличается
большей абстрактностью , отсутствием бытового момента , мы строили коммунизм и
было некогда думать о себе , но она так же "... эксплуатирует
психологические механизмы людей , их потребности в галлюцинаторном воплощении
своей мечты , в реализации возмездия за крушение собственных иллюзий. Но
действительная пружина этой псевдо-культуры лежит в совсем другой плоскости -
в стремлении скрыть кричащие противоречия между официальной идеологией и
реальностью,"(10)- выражаясь словами Гуревича.
Именно стремление скрыть кричащие
противоречия между идеологией и реальностью привело к использованию максимально
эффективных средств создания " массовой культуры ". По сему , для
скорейшего достижения заданной цели , все шире используются средства
массовой информации и пропаганды , главной особенностью которых является
всеохватность (11)." Средства массовой информации и пропаганды не знают
себе равных по масштабу охвата и как канал обратной связи."(12) Это
прекрасно понимал и Ленин , писавший "...Газета может и должна быть
идейным руководителем партии , развивать теоретические истины , тактическое
положения , общие организационные идеи , общие задачи всей партии в тот или
другой момент."(13) Без всякого сомнения , помимо печатной пропаганды
существует необходимость и в других видах , но именно печать должна была стать
лидером среди средств массовой информации в деле пропагандирования населения ,
поскольку она является наиболее действенным и эффективным средством. Один тот
лишь факт , что человек в нормальном состоянии способен прочитать 25 тысяч
слов, а выслушать только 9 тысяч , говорит о многом. Да ко всему прочему
практически неограниченные возможности воздействия как временные , так и
пространственные привели к широкому распространению печатной продукции.
Как докладывал А.А.Жданов на XVIII съезде ВКП(б) 18 марта 1939
года:"...Расширяется печатная пропаганда , имеющая решающее значение в
постановке пропагандистской работы."(14)
Л.М.Каганович , выступая 14 сентября
1938 года в газете "Гудок", говорил:"...Больше должно быть
системы и равномерности в распределении материалов на страницах газет. Иначе
может получиться как бы флюс - второстепенные , малозначительные вопросы
получают в газете непомерно много места, а важные наоборот - остаются в
тени. Чтобы избежать этого , следует ввести в газетах определенные разделы
, в которых мог бы на привычном месте найти интересующие его статьи и
заметки."(15) Какая трогательная забота о читателе , не иначе как у товарища
Кагановича существует какой-то интерес к газетной информации , к размещению
оной на страницах ( об этом мы поговорим несколько позже). Да здесь еще и
советы по информированию:"... Газета должна выделять главный вопрос и
бить в одну точку, пока не будут получены положительные результаты,"(16)-
сообщает он , выявляя недюжие способности пропагандиста. В 1982 году
В.А.Шандра определит одним из свойств пропаганды то , что нарком сказал в
1938: "...Действенность , эффективность пропаганды во многом определяется
актуальностью ее содержания."(17) Но это не единственный фактор
повышения отдачи после пропагандирования замеченный Кагановичем. "Вопросы
нужно ставить острее. И дело здесь не в количестве фактов , а в качестве.
Голые факты мало о чем говорят. надо объяснять суть дела, устанавливать связь
цепи событий, анализировать положение, делать практические выводы,"-
(18)говорит он.
Таким образом , мы могли увидеть
некоторые существенные стороны проблемы. Налицо и заинтересованность режима в массовом
пропагандировании , и прямое участие высших должностных лиц в этом процессе
, а также хорошо виден процесс централизации в структурах пропаганды и
агитации.
1) Ленин В.И. Что делать
? / ПСС.Т.6.с.83-84.
2) Элива Н.Л. Исследование мышления в
советской психологии.-М.: Наука, 1966.-с.40.
3) Сталин И.В. Отчетный доклад на XVIII
съезде о работе ЦК ВКП(б) 10 марта 1939г./ Большевистская печать.-М.:
Политиздат, 1940.-с.358.
4) Ленин В.И. / ПСС.Т.41.с.95.
5) Гуревич П.С. Пропаганда в
идеологической борьбе.-М: Высшая школа, 1987.-с.234.
6) Цит. по: Большевистская
печать.-М.: Политиздат, 1940.-с.361.
7) Сталин И.В. Указ. соч.,с.359.
8) Там же.
9) Гуревич П.С. Указ. соч.,с.235.
10) Там же: с.252.
11) Средства массовой информации и
пропаганды.-М.: Политиздат, 1984.-с.65.
12) Там же: с.66.
13) Ленин В.И. Письмо к товарищу о наших
организационных задачах./ ПСС.Т.7.с.8.
14) Цит. по: Большевистская печать.-М.:
Политиздат, 1940.-с.361.
15) Там же: с.355.
16) Там же.
17) Шандра В.А. Газета , пропаганда ,
жизнь: вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.-с.18.
Страницы: 1, 2, 3
|