МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Византийско-Итальянские отношения 11-13 в.в.

    Папа Лев IХ  (1049-1054 г.г.) собрал в 1050 году церковный Собор в Сипонто и Салерно для того, чтобы остановить беспорядки в епархиях, где соприкасаются латинская и греческая Церковь. На нем рассматривались  жалобы от служителей церквей и монастырей о притеснениях и хищениях церковных земель со стороны норманнов. Ко Льву IХ явились «… послы из всех областей, занятыми норманнами, с горькими жалобами, что их предоставили в полную волю их яростным врагам и что их положение стало еще хуже… . Даже укрепление города не доставляют защиты, наглость и бесстыдство норманнов возрастают с прибытием к ним новых подкреплений. Они грабят церковные имущества, захватывают усадьбы и поля, уводят женщин и позволяют себе всякие ужасы и злодейства. Зато и население платило норманнам глубокой ненавистью и враждой.»[5]. В 1051 году папа Лев IХ начинает задумываться над организацией лиги для борьбы с норманнами  или, по крайней мере, для защиты от них княжества Беневентского, вступившего в ленную зависимость от св. престола.

    Прибывший в Апулию Аргир в качестве дуки Италии предложил папе Льву IХ начать совместные военные действия против норманнов. И уже в начале 1053 года папа Лев IХ направился в Южную Италию для того, чтобы там объединится с греческим войском, которое должно находится близ Сипонто со своим стратегом Аргиром. Но норманны, нанеся поражение  союзнику папы Аргиру и овладев Северной Апулией, уже ожидали папу с его войском состоявшим из нескольких тысяч наемников. Перед сражением обе стороны провели переговоры, в ходе которых норманны соглашались дать ленную присягу на те земли, которыми они уже владели, но протестовали против союза с Аргиром. После поражения папа Лев IХ сдался норманнам и вместе с тем даровал им прощение. О теме переговоров между Львом IХ и норманнами остается только предполагать.  Скорее всего, речь шла о передаче норманнам церковных владений в Апулии и Калабрии и об отказе папы от союза с Византией. Победа норманнов при Чивителла  имела большое значение для них, т.к. способствовала их укреплению в Южной Италии. «Папа прежде всего должен был отказаться от усвоенной Римским престолом политики – относится к норманнам как к чуждому в Италии элементу, против которого бы позволительно было искать союза с греками. В пользу норманнов складывались и другие обстоятельства: разрыв между Восточной и Западной Церковью и новые враги, начинавшие угрожать Византийской империи с востока».[6]  

    В это время, в Византии после смерти царицы Феодоры (31 августа 1056 года) престол занимает Михаил Стратиотик. Но в основном империей управлял племянник Константина Мономаха и руководитель влиятельной партии при дворе царицы Феодоры Лев Стравоспондил. Он и убедил царицу Феодору назначить своим приемником М. Стратиотика. В это время отодвигается на задний план значение военных кругов,  раньше они были во главе управления.

    Прибывшие в 1057 году в Константинополь высшие военные чины, стоявшие во главе азиатских фем: магистр Исаак Комнин, магистр Катакалон Кекавмен, вестарх Михаил Вурца, Константин и Иоанн Дуки  сговорились о свержении М. Стратиотика. К этому заговору присоединились знатные и богатые члены родов: Никифор Вриенний, Роман Склир, Никифор Вотаниат. Уже летом 1057 г. в Кастомане заговорщики провозгласили Исаака Комнина императором. И.Комнин с значительными военными силами двинулся к столице и занял укрепленное положение в Никее. В лагерь И. Комнина стали перебегать в больших количествах жители столицы. Авторитет М. Стратиотика падал. После поражения Стратиотик вступил в длительные переговоры с И. Комнином. Он направил к нему послов, это были представители сената: Константин Лихуда, Феодор Алопа и ипат философской школы Константин Пселл, произведения которого дошли до наших дней и в которых мы можем увидеть историю этой переходной эпохи. Царь М. Стратиотик предлагал И. Комнину сложить оружие и в награду за это обещал «усыновление» и достоинство кесаря. 31 августа 1057 г. в Константинополе у храма св. Софии собралась толпа народа с частью сенаторов. Они обратились к патриарху Михаилу Кируларию с требованием вытребовать у царя документ, по которому сенат и народ под клятвой обязались не признавать царем Исаака Комнина. Патриарх принял решение освободить народ от клятвы, и в тот же день М. Кируларий  отправил к Исааку Комнину письмо, в котором говорилось о происшедшем в столице, и приглашал его в столицу. А к царю М. Стратиотику были направлены высшие церковные сановники, с предложением оставить дворец и искать убежище в храме св. Софии. 1 сентября 1057 года состоялся торжественный въезд в Константинополь Исаака Комнина, а на другой день - коронование.

    Поколение Комнинов ведет начало от Мануила Эротика, у него было два сына Исаак и Иоанн Комнины. Исаак Комнин, старший сын, сделал свою карьеру в воинах с турками-сельджуками на Востоке еще при царе Василии II.

    Исааку не удалось создать благополучное царство. Недовольства ходили во всех кругах общества: от сельского населения до духовенства. Более ярко это выражалось в отношениях между царем и патриархом. Когда их отношения дошли до крайней степени, царь решил отделится от патриарха. Он воспользовался празднечным днем в честь архангела Михаила (в этот день патриарх выезжал, на некоторое время,  за город в монастырь). Исаак Комнин приказал взять под стражу Патриарха Кирулария. После смерти патриарха в 1058 году его приемником был назначен Константин Лихуд, который, по-видимому, дал обещание царю не препятствовать его планам насчет ограничения монастырей в их земельных владениях.

    В 1059 году Исаак Комнин отправился в Малую Азию и на охоте около Ефеса схватил простуду. Будучи больным он прибыл в Константинополь и во Влахернском дворце постригся в монахи. Своим приемником он назначил в декабре этого же года своего товарища по боевой службе Константина Дуку (по официальной версии Пссела и Вриенния, которая возможно скрывает имеющие действительность факты). Пренебрегая военным делом, сократив  выдачи военному ведомству, тем самым ослабив границы Византии и предоставив их к разорению со стороны соседей (турок-сельджуков на востоке и норманнов в Южной Италии и Сицилии), он сосредоточил свое внимание на правосудии и реформах в налоговой системе. Константин Дука правил до 1067 года. Его правление принесло не малый вред Византии.

    Надо сказать, что визан­тийский престол после смерти Василия II (1025) занимали слабые государи, притом беспрерывно сменявшиеся. Слабость верховной власти оказа­лась тем более опасной для Византии, что как раз в это время восточной империи стала грозить серьезная опасность и в Европе, и в Азии. В Восточной Азии сельджукские турки совершали свое наступательное движение на Запад, привед­шее к усилению и опасному сосредоточению сил ислама. Между 1070 и 1081 сельджуки отняли у египетских Фатимидов Сирию и Палестину (Иерусалим - в 1071-73, Дамаск в 1076), а Су-Лейман отнял к 1081 году у византийцев всю Малую Азию; Никея стала его столицей. «Вступление на престол Алексея I Комнина (1081-1118 г.г.) означало победу землевладельческой феодальной знати над чиновной аристократией. Положение империи было крайне тяжелым. … Норманны, завоевав последние владения империи в Италии, высадились в 1081 году на Адриатическом побережье и захватили важный стратегический пункт - Диррахий (Драч). Они разграбили Эпир, Македонию и Фессалию. В борьбе с норманнами Алексей Комнин терпел поражения. Лишь в 1085 году призвав на помощь Венецию, за что венецианское купечество получило большие торговые привилегии, император добился ухода норманнов с Балканского полуострова»[7]. Особенно тяжелым был для импе­рии 1091 год: турки готовили нападение на Константинополь с моря, а пече­нежская орда стояла на суше под самой столицей. Император Алексей I Комнин не мог надеяться на успех, ведя борьбу одними своими войсками: его силы были в значительной степени исчерпаны за по­следние годы в войне с итальянскими норманна­ми, пытавшимися утвердиться и на Балканском полуострове.

    На Западе к концу 11 в. целый ряд причин благоприятствовал созданию настроения и обстановки для призыва на борьбу с неверными, с которым и обратился император Алексей I. В это время чрезвычайно усилились религиозные чувства и развилось аске­тическое настроение, находившее выраже­ние во всякого рода духовных подвигах и в многочисленных паломничествах.

                                        

    ГЛАВА 2.

     

    ОБОСТРЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ИТАЛИЕЙ И ВИЗАНТИЕЙ 

     

    ЧАСТЬ 1.              Первый крестовый поход


    Причины, которые объясняют начало первого крестового похода, кроются, скорее всего, в том, что к концу XI века сложились такие обстоятельства:

    - сильное развитие папской власти, мечтавшей в конце XI века  обратить греков к послушанию Римской Церкви;

    - глубокое влияние духовенства, подвинувшего западные народы к исполнению воли Римского первосвященника;

    -  отношение Византии к мусульманскому миру;

    - тяжкое экономическое и социальное положение народа. (В крестовые походы было вовлечено множество людей из ни­зших слоев общества. В некоторых странах Запа­да в XI в. положение народных масс стало еще более невы­носимым вследствие целого ряда стихийных бед­ствий);

    -  привычка к войне и жажда приключений.

    Богатые торговые города Италии были готовы поддерживать крестоносные предприятия в надежде на значительные торговые выгоды от утверждения христиан на Востоке. Папство только, что усилившее аскетической реформой свой нравственный авторитет на всем Западе и усвоившее себе идею единого царства Божья на земле, не могло не откликнуться на призыв, обращенный к нему из Константинополя, в на­дежде стать во главе движения и, может быть, получить духовную власть на Востоке. Наконец, западные христиане давно были настроены про­тив мусульман борьбой с ними в Испании, Ита­лии и Сицилии: для всей южной Европы мусуль­мане были хорошо знакомым, наследственным врагом. Все это способствовало успеху обращения Алексея Комнина, который уже около 1089 г. нахо­дился в доверительных отношениях с папой Урбаном II и готов был, по-видимому, положить конец церковному раздору, чтобы получить помощь от латинского Запада. Зашла речь о соборе в Константинополе для этой цели; папа освободил Алексея I от отлу­чения, до тех пор лежавшего на нем как на схизматике. Когда в 1091 г. папа находился в Кампании, при нем были послы Алексея I Комнина.

    Решительным и последним побуждением было обращение Алексея I Комнина к папе Урбану II в 1094 г. с просьбой о помощи против турок-сельджуков.  В марте 1095 г. папа еще раз выслушал послов Алексея (на Соборе в Пьяченце), а осенью того же года был созван Собор в Клермоне (во Франции, в Оверни). Мысль о помощи Византии благодаря папе Урбану II приняла ту форму, которая особенно должна была прийтись по душе массам. В речи, которую он произнес в Клермоне, политический элемент был отодвинут на задний план перед элементом религиозным: Урбан II проповедовал поход для освобождения от неверных Святой Земли и Гроба Господня. Речь папы от 24 ноября 1095 г. на Соборе в Клермоне имела громадный успех: многие тут же дали обет идти против неверных и нашили себе на плечо кресты, отчего и получили назва­ние «крестоносцев», а походы - «крестовых». Так дан был толчок движению, которому суждено было остановиться лишь два столетия спустя. Именно с речи Урбана II  начинают историю первого крестового похода.

    В первом крестовом походе, прежде всего, выступает на первый план народное движение, оно шло впереди и, по всей вероятности, вызывало движение высших классов. Большинство участников этих событий не возвышались до политических целей и соображений и действовали только под влиянием фанатического чувства: насилия и убийства, совершенные ими в тех странах, через которые они проходили, стремясь к своей цели, - Венгрия, Болгария, Константинополь,- казались им вполне благочестивыми подвигами, прямо относившимися к делу. Во главе движения встала цер­ковь: папа назначил своим легатом при кресто­носном войске епископа Адемара де Пюи, кото­рый одним из первых принял в Клермоне крест. Принявшие крест, брались церковью под покровительство. Уже зи­мой с 1095 г. на 1096 г. собрались большие массы плохо или почти вовсе не вооруженных кресто­носцев из беднейших классов. Во главе их встали Петр Пустынник и Вальтер Голяк. Часть этой толпы достигла Константинополя, но многие по­гибли раньше. Греки переправили крестоносцев в Азию, где они почти все были истреблены сельджуками.

    В апреле 1097 г. крестоносцы перешли Босфор. Вскоре византийцам сдалась Никея, а 1 июля крестоносцы разбили при Дорилее султана Килидж-Арслана и этим проложили себе путь через Малую Азию.

    Французские крестоносцы, избравшие путь через Италию, не успели все переправится в Византию до наступления зимы, и зимовали в Италии. Благодаря этому обстоятельству в 1097 году в Южной Италии зарождается новое движение предводителем которого становится Боемунд Таренский, сын Роберта Гвискара. Князь таренский   Боемунд владел маленьким княжеством, что задевало его честолюбие. Он вошел в переговоры с оставшимися в Италии крестоносцами, убедил их примкнуть к нему и под его предводительством начать поход. К нему присоединился его племянник Танкред, «…замечательнейшее лицо первого похода. Южноитальянские норманны, самые опасные враги Византии, не один раз уже считавшиеся с ней из-за обладания Далмацией, вносили, в лице своих предводителей Боемунда и Танкреда, новый элемент в крестоносное движение – политические счеты и вражду к Византии»[8].  Зимой 1096 года князь Боемунд стал во главе южноитальянских и сицилийских норманнов. В Константинополь стали доходить сведения о движении князей, о  численности их войска и о их направлении. Первоначально   Алексей  I Комнин решил не допустить, чтобы все отряды  одновременно собрались возле Константинополя. Алексей I Комнин вступил с некоторыми из вождей в хорошие отношения и завязал дружбу. Тогда появилась возможность поставить вопрос о том, что все завоеванное у турок крестоносцами переходило к византийскому императору и чтобы вожди предварительно дали присягу на это.

    Первым, кто дал вассально-ленную присягу византийскому императору, был Гуго граф Вермандуа. За Гуго следили и доносили императору обо всем, что он делал, из-за чего на Западе распространился слух, что Гуго находится в плену и, что император вынудил его дать ленную присягу. Герцог нижнелотарингский Готфрид был уже на византийской земле когда до него дошли эти слухи. Он отправил посольство в Константинополь с требованием освободить Гуго, после чего начал опустошать область, по которой проходило его войско. Под Рождество Готфрид уже стоял возле Константинополя, где решил дождаться других вождей. Можно только догадываться, в каком тревожном состоянии было византийское правительство, когда Готфрид не подавал надежды на примирение, а Боемунд приближался к столице.  3 апреля 1097 года Алексей I Комнин решил силой заставить герцога Готфрида пойти на уступки. Герцог Готфрид поднял весь лагерь и прорвался к стенам города. Узнай Боемунд о раздоре между императором и герцогом, соединились бы тогда норманны и лотарингцы. Алексей I Комнин решил провести переговоры с герцогом Готфридом при помощи графа Гуго. Но переговоры не были успешными. Тогда император приказал вновь теснить крестоносцев. Крестоносцы терпели поражения. На руку Алексею I Комнину было то, что ни герцог Готфрид не узнал о приближении норманнов, ни Боемунд – о затруднительном положении лотарингцев. Герцог согласился явится во дворец византийского императора, где Готфрид дал за себя и своих рыцарей ленную присягу, обещая возвратить императору все города, которые удастся отвоевать у турок.

    Боемунд шел в Азию с другими намерениями, чем герцог Лотарингский. Он хотел основать на Востоке независимое владение, в чем он рассчитывал на силы не только норманнов, но и императора. И уже в начале апреля Боемунд дал ленную присягу Алексею I Комнину.

    Остальные вожди прибыли в Константинополь в мае. Роберт Фландрский и Роберт Нормандский дали ленную присягу без особых колебаний.  Все отряды были переправлены на другую сторону Босфора. С конца апреля лотарингцы и норманны направились к Нике.

    Прошло два года, прежде чем крестоносцы достигли Палестины. За это время постепенно изменились стремления и цели предводителей крестового похода.

    Приступ Никеи был запланирован на 18-19 июня 1097 года, которым должны были заправлять Боемунд Тарентский и Раймонд Тулузский. Но утром того же дня ворота города были отварены, и в него вошел византийский отряд. Таким ходом событий были возмущены крестоносцы, т.к. они рассчитывали на богатую добычу, а представитель византийского правительства отнял у них такую возможность. На их возмущение он  напомнил крестоносцам о данной ими ленной присяге императору  Алексею I Комнину, и заявил, что крестоносцы могут требовать удовлетворения от императора и он не откажет им, но они обязаны исполнить обещание, согласно которому все отвоеванное у мусульман города переходят во власть императора Византии, и, следовательно, не должны подвергается грабежу. В последствии император обещал присоединится к крестоносцам, а в ожидании этого крестоносцам сопутствовал византийский уполномоченный Татикий, игравший роль хранителя интересов императора.

    К октябрю 1097 года крестоносцы подошли к Антиохи, где остались до ноября 1098 года.  К осени 1097 г. крестоносцы оказались в затруднительном положении из-за весьма печального положения армии, отсутствие дисциплины, взаимная вражда, бегство из армии, болезни – заметно ослабили крестоносное ополчение. Боемунд заметил, что Антиохия, со своим неприступным и несокрушимыми укреплениями, выгодным положением, представляет весьма удобный пункт для основания здесь своего независимого княжества, к чему он и стремился. Для достижения этой цели ему мешал уполномоченный византийского императора Татикий. Боемунд внушил крестоносцам, что роль императорского уполномоченного заключается в том, чтобы направить мусульман против крестоносцев, что вызвало большую неприязнь к Татикию и ему пришлось бежать. Тем самым крестоносцы нарушили клятву, данную византийскому императору. Боемунд вошел в соглашение с одним из начальников по имени Фируз защищавших стены. Об этом договоре никто из ополчения Боемунда не знал. В ночь с 1 по 2 июня    1098 г. он подвел свой отряд к башне, которую защищал Фируз, и башня была сдана. В городе началась резня.

    Когда крестоносцы овладели Антиохией, религиозный энтузиазм вождей ослаб. Целый год они проводят в бездействии и размолвках за обладание городом. Самая крупная ссора произошла между Боемундом Таренским и Раймондам Тулузским. Боемунд требовал исключительного господства над Антиохией. Раймонд же настаивал на данных византийскому императору  обязательствах, т.е. Антиохия должна быть передана византийскому правительству.

    После продолжительной распри с Раймондам Антиохией завладел Боэмунд, которому удалось еще до ее падения вынудить у остальных кресто­носных вождей согласие на передачу ему этого важного города. Пока шли споры из-за Анти­охии, в войске, недовольном промедлением, про­изошло волнение, которое заставило князей, пре­кратив распри, двинуться далее. То же повторя­лось и потом: в то время как войско рвалось к Иерусалиму, вожди спорили из-за каждого взятого города. Крестоносцы очень много потеряли в спорах из-за Антиохи и Триполи.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.