МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Великая французская революция

    30 июля округа избрали по 2 депутата и послали их в ратушу с поручением взять в свои руки муниципальную власть под именем представителей Парижской коммуны. К концу года число представителей было доведено до 360, а их собрание переименовано в Генеральный совет Парижской коммуны. Этот совет временно исполнял функции законодательной власти Парижской коммуны, а власть административная находилась в руках муниципалитета, состоявшая из 60 администраторов, не считая мэра и командующего Национальной гвардией.

    Так, ещё до того, как Учредительное собрание приступило к разработке муниципального закона для всей страны,  в Париже был создан новый орган муниципальной власти - Парижская коммуна, которая служила образцом для создания аналогичных органов местного самоуправления во всех других городах.  

    Парижское народное восстание 12-14 июля 1789 года, кульминационным моментом которого является взятие Бастилии, послужило началом первой французской революции, в корни изменившей облик страны.          

    Буржуазия приступила к созданию своих вооружённых сил. Был объявлен набор в национальную гвардию -  территориальное ополчение. Каждый национальный гвардеец должен был за свой счёт приобрести дорогостоящее вооружение и снаряжение - условие, которое закрывало доступ в национальную гвардию всем неимущим гражданам. Крупная буржуазия финансировала приобретение пушек, обучение и т.д. Она добивалась выдвижения своих людей на командные посты в национальной гвардии.

    Падение Бастилии пробудило французскую деревню. Помещичья собственность насильственным путём переходила в руки крестьянства. Крестьяне сжигали дворянские замки, уничтожали налоговые документы. Против восставших была брошена армия, пленных вешали без суда, но агрессию подавить не удалось.

    Не только буржуазии, но и дворянам становилось ясно, что одними лишь репрессиями невозможно остановить крестьянское движение, что надо идти на уступки крестьянам.

    Около 6 часов вечера 4 августа началось знаменитое «ночное» заседание Учредительного собрания (оно продолжалось почти до 2 часов ночи). Перелом в обсуждении крестьянского вопроса внесли выступления  виконта Ноайля, шурина Лафайета  и герцога Эгийона. После этого лишь некоторые депутаты возражали против уступок крестьянству. В течение ночи с 4 на 5 августа были одобрены многие уступки крестьянам, которые оформились  декретом 5-11 августа относительно уничтожения привилегий. 1 статья этого декрета гласила: «Национальное собрание полностью уничтожает феодальный порядок». Отменялись все феодальные повинности, вытекающие из личной зависимости крестьянина, упразднялись серваж и мэнморт, отменялась церковная десятина и плата за требы, дворянское право охоты и рыбной ловли, упразднялись сеньёриальные суды. Но все цензы и шампвры и связанные с ними платежи и повинности, вытекавшие из первоначальной уступки земли крестьянам, подлежали выкупу. Декрет 5-11 августа не был только аграрным. Он провозглашал равенство всех граждан перед законом и в налогах, равный доступ к гражданским и военным должностям,  отмену особых привилегий провинций и городов. В либеральной литературе решения, принятые в ночь с 4 на 5 августа были оглашены как «акт великодушия». Декрет 5-11 августа положил начало ликвидации как феодальных отношений, так и всей социальной и юридической структуры «старого порядка». 

    10 августа Собрание приняло декрет о «Восстановлении общественного порядка», в котором заявлялось, что «все мятежные сборища, будь то в городе или в деревне, будут немедленно рассеяны национальной милицией…, арестованные лица будут немедленно допрошены и подвергнуты суду». Король отказался утвердить решение Собрания, принятые в ночь с 4 по 5 августа, но репрессивные меры против взбунтовавшихся крестьян он одобрил, подписав 14 августа ордонанс об участии войск в подавлении восстаний. 

    Декларация прав человека и гражданина.

    В том же 1789 году Учредительное собрание приняло Декларацию прав и свобод человека и гражданина. Черниловский писал: «Декларация заключала в себя круг идей, выражавших скорее осуждение старого порядка, чем действительную программу действий. Но изложены эти идеи в виде политико-юридической основы будущего конституционного строя. И в этом была главная неправда»1. Тем не менее этот документ был принят 26 августа 1789 года и составляет большую историческую важность. Большое воздействие на  содержание Декларации оказали французские просветители и Декларация независимости США. Законодатель изложил в Декларации естественные, неотъемлемые и священные права человека.

     В первой же статье говорится, что все люди рождаются с равными, естественными правами, которые принадлежат им от рождения. В ст. 2 декларации провозглашаются естественные и неотчуждаемые права человека и гражданина: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Но крупная французская буржуазия не решалась последовать примеру Декларации независимости Соединенных Штатов Америки 1776 года и провозгласить право народа на восстание. 5-я статья провозглашает известный в современности принцип, что человек свободен делать всё, что не запрещено, а свобода, в соответствии со ст. 4 это то, что не приносит вред другому лицу, но что включает этот «вред» устанавливает законодатель. Помимо свободы действия ст. 10 и 11 разрешают и свободу слова, совести, религии, если это не нарушает общественного порядка. В ст. 6 закон определяется как выражение общей воли народа, хотя в буржуазном государстве закон не выражает общей воли народа.

     В ст. 8 выражается идея французских просветителей и одного из передовых теоретиков уголовного права того времени итальянца Беккариа. Закон может устанавливать наказания, лишь строго и бесспорно необходимые; никто не может быть наказан иначе как в силу закона, надлежащее примененного и обнародованного до совершения преступления. 8 и 9 статьи отражают очень прогрессивные принципы современной законности - закон обратной силы не имеет и провозглашена презумпция невиновности. 13 статья устанавливает одинаковые налоги для всех граждан в соответствии с их доходами. В ст. 16 идея Монтескье о необходимости разделения властей выражена в следующей форме: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Теория разделения властей даже в том умеренном виде, в каком она была разработана Монтескье, стала оружием идеологической борьбы с абсолютизмом, так как соединение законодательной, судебной и исполнительной власти в одном органе или лице благоприятствовало произволу и деспотизму.  Характер этой декларации ясно обнаруживается в том, что частная собственность объявляется одним из естественных и неотъемлемых прав человека, правом священным и неприкосновенным. Никто не может быть лишен собственности, если законом не установлена несомненная общественная необходимость такого акта и то при условии «справедливого и предварительного возмещения» (ст. 17).

    Все эти демократические и прогрессивные принципы декларации выражали интересы большинства народа Франции, так как они были направлены против феодальных привилегий, неравенства перед законом, неопределенности права, необеспеченности личности и собственности, произвола властей, бесконтрольности бюрократии.

    Декларация 1789 года имела огромное значение не только для Франции, но и для всего мира, т.к. она закрепляла основы передового для своей эпохи общественного и государственного строя, определяла устои нового порядка. Сами её создатели полагали, что составили документ «для всех народов и на все времена».  Однако, стоит отметить, что  далеко не все статьи Декларации действовали, поскольку она была лишь исходным документом революционной власти, стремившейся установить конституционный строй.

    Декларация прав провозгласила лишь политические свободы и политические права, ишь формальное равенство перед законом, а не свободу от нужды, от голода, от эксплуатации. Провозгласив право неприкосновенности на землю законодатель лишь закрепил имущественное неравенство.

    Людовик 16, которому Учредительное собрание присвоило титул «восстановителя французской свободы» отказался признать Декларацию прав и свобод, в результате чего отношения между королём и Собранием стали критическими. Ситуация усложнялась и тем, что в самом Учредительном собрании была внутренняя борьба между правыми и левыми. К правым относились роялисты, выступавшие за власть короля. Они делились на «крайних роялистов», боровшихся за неограниченную власть короля, и «умеренных», выступавших за сохранение двухпалатного парламента, но чтобы король обладал неограниченным правом вето. К «левым» принадлежало большинство депутатов. Они также выступали за конституционную монархию, с однопалатным парламентом и лишь приостанавливающим вето короля. Также существовали «крайне левые», численность которых была очень мала: к ним относились Робеспьер и ещё 5-6 депутатов.

    Приняв Декларацию прав и свобод Собрание приступило к обсуждению самой Конституции. Было предложено наряду с палатой народных представителей  ещё и верхнюю палату (сенат) и предоставить королю право абсолютного вето на решения обоих палат. 30 и 31 августа было задумано устроить протест в Версале против «происков аристократов». Коммуна Парижа и Национальная гвардия не допустила этого, но сама идея похода сохранилась.

    10 сентября Собрание большим перевесом(849 голосов против 89, 122 воздержавшихся) отвергли идею о создании верхней палаты, а на следующий день проголосовало за предоставление королю приостанавливающего вето, с помощью которого он мог задержать принятие закона в течение двух парламентских сессий, т.е. минимум на четыре года. 

    Собрание продолжало переговоры с королём, но успешными эти переговоры назвать было нельзя. Приняв Декларацию прав и свобод Собрание приступило к обсуждению самой Конституции. Было предложено наряду с палатой народных представителей  ещё и верхнюю палату (сенат) и предоставить королю право абсолютного вето на решения обоих палат. 30 и 31 августа было задумано устроить протест в Версале против «происков аристократов». Коммуна Парижа и Национальная гвардия не допустила этого, но сама идея похода сохранилась.

    10 сентября Собрание большим перевесом(849 голосов против 89, 122 воздержавшихся) отвергли идею о создании верхней палаты, а на следующий день проголосовало за предоставление королю приостанавливающего вето, с помощью которого он мог задержать принятие закона в течение двух парламентских сессий, т.е. минимум на четыре года. 

    Собрание продолжало переговоры с королём, но успешными эти переговоры назвать было нельзя. Приближённые короля, среди которых была королева Мария-Антуанетта, стали задумываться о перевороте. Свои главные надежды они возлагали на 30-тысячную армию маркиза Буйе, стоявшую в Меце. Задумывалось стянуть войска в Версале и Париже и восстановить старый порядок. Людовик 16 колебался, но в середине сентября отправил в Версаль войска.

    Около полудня 5 октября толпа в 5 или 6 тысяч человек, преимущественно женщины, с ружьями, пиками, пистолетами и двумя пушками двинулись на Версаль. Ещё одна колонна, преимущественно женщины, двинулись на Версаль другой дорогой. Собрание воспользовалось этим и потребовало от короля утвердить Декларацию прав и свобод человека. Требования народа были удовлетворены сразу, когда 17 летняя работница из мастерской изложила требования королю. Насчёт Декларации король долго совещался с министрами, которые давали ему противоречивые советы, около 11 часов вечера король вызвал Мунье (делегата от Собрания) и согласился утвердить Декларацию прав и другие декреты.

    Толпа на этом не успокоилась и начались стычки с лейб-гвардейцами. Король был вынужден отправиться в Париж. Вслед за королём в Париж перебралось и Национальное Собрание. Многие депутаты «правой» в знак протеста сложили с себя полномочия и покинуло Париж. Началась вторая волна эмиграции, на этот раз лиц, которые на первых порах содействовали революции. Вопрос о власти был окончательно решён в пользу Национального собрания. События 5-6 октября явились завершающим моментом начального этапа революции. 


      

     3. Первая Конституция Франции 1791 года. Конституционная монархия



    Другим важным актом первого этапа революции стала конституция 1791 года, которая завершает этот этап и является его итогом. Декларация 1789 года вошла в нее как вводная часть. Конституция состоит из введения и семи разделов, которые делятся на главы
    Во введении торжественно подтверждаются начала «Декларации прав человека и гражданина». Отменяются наследственные и сословные отличия, феодальный порядок, титулы, звания преимущества, проистекавшие из этого порядка, вотчинная юстиция, равно как и продажа и передача по наследству государственных должностей. Упраздняются привилегии какой-либо части нации или индивида, сословные цеховые управы, профессиональные или ремесленные корпорации. Однако конституция так же, как декларация, умалчивает об отмене феодальных повинностей крестьянства.

    Первый раздел Конституции обеспечивает открытый доступ к должностям, сбор налогов, основанный на раскладки между всеми гражданами равномерно, сообразно их состоянию,  одинаковым наказанием для всех правонарушителей, независимо от личных различий. В качестве естественных и гражданских прав и свобод Конституция обеспечивает такие права как свободу передвижения, свободу слова и печати без предварительной цензуры, свободу отправлять обряды того вероисповедания, к которому принадлежит гражданин, свободу собраний в общественных местах под условием сохранения спокойствия, соблюдения законов и без оружия, свободу петиций, но не коллективных, а подписанных отдельными гражданами.

    Законодательная власть не может издавать законов, препятствующих осуществлению этих естественных и гражданских прав. Но она может установить наказание за действия, вредные для общества, т. е. нарушающие общественную безопасность или права других граждан. Конституция обеспечивает неприкосновенность собственности и справедливое предварительное возмещение в том случае «если установленная законом необходимость потребует имущественных жертв». Устанавливается право на образование, общее для всех граждан,  бесплатное в части. Таким образом, в конституции дается более полное и развитое изложение демократических принципов, выраженных в декларации, и открыто провозглашается уничтожение феодального порядка и сословного строя общества.

    Раздел устанавливает новое административное деление. Франция объявляется единым и неделимым королевством. Страна была разделена на 83 департамента, каждый департамент - на дистрикты, а каждый дистрикт - на кантоны.  Городские и сельские общины (коммуны) получили право самостоятельно решать свои местные дела.

    Третий раздел формально закрепляет форму правления и избирательное право. Признается, что суверенитет принадлежит нации и никакое лицо не может присвоить себе его осуществление. Здесь же говорится, что нация, которая является единственным источником власти, может осуществлять ее лишь путем уполномочия. Поэтому французская конституция имеет представительный характер, а представителями нации считаются законодательный корпус и король. Таким образом, во Франции устанавливается конституционная монархия.

     Законодательная власть вручается законодательному собранию (законодательный корпус), избираемому на два года. Он имеет следующие полномочия: законодательную инициативу и установление законов, определение государственных расходов, установление государственных налогов, наблюдение за употреблением всех государственных доходов и требования по ним отчётности, издание постановлений об учреждении и упразднении государственных должностей, ежегодное издание по предложению короля постановлений о численности личного состава и количества судов, образующих сухопутные и морские силы, издание постановлений о порядке заведования национальными имуществами и об их отчуждении, привлечение к ответственности перед верховным национальным судом министров и главных агентов исполнительной власти. Законодательный корпус утверждает мирные, союзные и торговые договора, которые без его ратификации силы не имеет. Важным фактом было то, что заседания законодательного корпуса было публичным, а протоколы его заседания печатались для всеобщего сведения, тем самым в государственные дела, хоть и косвенно, но были допущены широкие массы населения. Законодательный корпус также ратифицировал постановление короля о начале военных действий. 

    Исполнительная власть сосредотачивается в руках короля и назначаемых им министров. Короля - верховный главнокомандующий сухопутными и морскими военными силами, король назначает послов и прочих агентов международных сношений, командующих армией и флотом. Всякий раз, когда король распорядиться отстранить… он ставит об этом в известность законодательный корпус, который может отменить или же подтвердить отстранение от должности.  Причём король мог управлять только по закону, назначенные королём министры могут быть преданны суду по решению Национального собрания, распоряжения короля должно было быть скреплено подписью соответствующего министра, отказ короля принять законопроект был только временный, до подтверждения законопроекта двумя вновь избранными составами Национального Собрания.

    Судебная власть должна осуществляться судьями, избираемыми народом и утверждаемыми королем. Судьи могут быть смещены только за преступления по должности, надлежащее установленные в судебном порядке. Они не могут вмешиваться в осуществление законодательной власти, приостанавливать применение законов или вторгаться в круг деятельности исполнительной власти. Верховный национальный суд, в состав которого входят члены кассационного суда и верховного жюри, разбирает проступки министров и агентов исполнительной власти, а также преступления, угрожающие общей безопасности государства.

    По конституции, избирательным правом пользуются только так называемые активные граждане: французские граждане, которым исполнилось 25 лет от роду, проживающие оседло в городе или кантоне, уплачивающие прямой налог в размере не менее платы за три рабочих дня, не находящиеся в услужении. Из 26 миллионов французов и француженок только 4 с небольшим млн. было «активными» гражданами, т.е. около 15% населения. Требование марки серебра, т.е. уплаты 10-и дневного налога, ограничивало число лиц, могущих быть избранными, несколькими десятками тысячами человек. Таким образом, буржуазия надеялась отстранить народные массы от политической жизни.

     Отдел 3 1-й главы 3-го раздела регламентирует избирательные принципы. Выборы депутатов в законодательный корпус были не прямыми, так как первичные собрания в городах и кантонах должны были избирать выборщиков (один выборщик на каждые сто активных граждан). Для выборщиков устанавливался повышенный ценз. Депутаты избранные по департаментам считались представителями всей нации и пользовались неприкосновенностью. Избиратели не могли давать им ни каких наказов. Избирательное право, установленное конституцией, было откровенным выражением интересов крупной буржуазии и резко расходилось с принципами Декларации прав человека и гражданина, а также основными положениями самой конституции.

    Раздел четвертый содержит постановление о вооруженных силах, в том числе и национальной гвардии. Ни один агент вооруженных сил не может проникать внутрь жилища граждан без приказа полиции или органов правосудия или в случаях, не предусмотренных законом. Если целый департамент охвачен волнениями, король под ответственность министров издает распоряжения, необходимые для восстановления порядка, одновременно уведомляя законодательный корпус или созывая его, когда он распущен.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.