МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учение Платона о государстве и законах

    7. Платоновская демократия — это не иное, как анархия; недостатки олигархии, замеченные Платоном, актуальны до сих пор, лучшие формы правления — это монархия и аристократия, а самая худшая — это тирания.

    8. Исходными формами правления, из которых произошли все другие, являются монархия и демократия, элементы которых должны присутствовать в каждом государстве[96].

    Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная личность и даже не класс, а все общество, все государство в целом. Платон приносит в жертву своему государству человека, его счастье, его свободу и моральное совершенство. И прав был Гегель, указав, что в «Государстве» Платона «все стороны, в которых утверждает себя единичность как таковая, растворяются во всеобщем, — все признаются лишь как всеобщие люди»[97].

    Начертанный проект наилучшей организации государства и общества философ считает осуществимым только для греков: для других народов он неприменим в силу их будто бы полной неспособности к устройству разумного общественного порядка. Более того, с течением времени Платон и сам охладевает к своей модели идеального государства после неудачной попытки реализовать ее на практике[98].

    3. ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА
    «ЗАКОНЫ»

    Платон на склоне своих лет, где-то на протяжении 360-350 гг. до н.э., в «Законах»1 изложил второй проект наилучшего государственного устройства, уже гораздо более связанного с действительностью[100].

    «Законы» — это огромное произведение в двенадцати книгах, по объему превышающее любой диалог Платона.

    «Законы» — детище престарелого, умудренного жизнью и во многих отношениях разочарованного в ней Платона, — представляют собою неторопливую беседу трех стариков, текущую медленно, с повторами, возвратами к прежним мыслям, с углублением и оттачиванием тонкостей законодательства того общества, которому было дано теоретическое обоснование в «Государстве».

    "Законы" обширны и охватывают самые разнообразные проявления человеческого общежития. «Внимательное рассмотрение этого трактата показывает, что Платон, создавая свою теорию государственного устройства, во многом отталкивался от реальности, и это обстоятельство в определенной степени придает труду философа характер исторического источника»[101] Как бы разочаровавшись в возможности осуществления на практике идеала, изображенного в «Государстве», Платон в "Законах" отступает в ряде существенных положений от требований, выдвинутых в первом произведении. Это была попытка философа путем различного рода уступок приблизить свой идеал к действительности[102]

    3.1. Учение о смешанной форме государства

    «Создание утопического государства в «Законах» мыслится как реальный процесс основания города и его социально-политического организма. Платон даже стремится придать своему трактату в како-то степени реальный характер, указывая, что он сделан по случаю предстоящего основания критской колонии Магнезии»[103].

    Для основания города прежде всего необходимо выбрать подходящую местность, причем наиболее удобными для этого являются внутренние части суши, удаленные от моря.[104] Количество «народонаселения» должно быть достаточно для защиты и не настолько велико, чтобы затруднить сохранение порядка. Контингент колонистов устанавливается в 5040 человек; это, по мнению Платона, наиболее подходящее число граждан для нормального функционирования города.(737С-735А). Установленное количество граждан должно всегда оставаться неизменным. Так, правители принимают меры, чтобы это количество никогда не увеличивалось и не уменьшалось, поощряя или воздерживая деторождение; в случае избытка населения, лишние выселяются в колонии.

    Наделение граждан землей предполагается таким образом, что участки должны быть по возможности равными, поэтому там, где почва хуже, они должны быть большими, а где лучше - меньшими. Общее число наделов — 5040 — должно соответствовать числу граждан, разделенных на 12 фил (737С-Е; 745В-С). Каждый гражданин получает по жребию участок земли, разделенный на две части: одна ближе к городу, другая на окраине государства, для того, чтобы каждый имел живейший интерес в защите границ. В городе колонисты получали ойкопедон — участок под дом и гэпидон — прилегающую площадь под хозяйственные пристройки, а также приусадебный участок (741С; ср. 739 Е)[105] Также распределялись дома: один в центре города, другой на краю. В государстве частная собственность стесняется всеми мерами. Так, участки должны считаться принадлежащими государству; отчуждение их не допускается (740В; 741В).

    Каждый участок составляет переходящий по наследству надел. Между детьми участок не делится, а целиком переходит к одному из них, другим же детям отдаются участки бездетных семей.

    Дочери вовсе не получают приданого, и если они остаются единственными наследницами отцовского участка, то выдаются замуж за бедных, ограничивая таким образом недвижимое имущество граждан.

    Платон не допускает и чрезмерного увеличения движимого. Золото и серебро изгоняются из  государства, с целью устранения побуждений к тяжбам и неправедному стяжанию. «Должна существовать государственная ходячая монета, но не будет дозволено ни ростовщичество, ни накопление частной собственности, что одинаково предупредит крайние степени богатства и бедности.[106] Низшею нормой служит доставшийся по жребию участок земли, который должен быть у всякого, даже у бездетного. Высшая же норма определяется вчетверо против первоначального участка. И затем излишки отбираются в пользу государства.

    В связи с различным имущественным положением граждане делятся на четыре класса, причем подати и почести распределяются как можно более ровным образом внутри тех или иных классов; при этом допускается из низшего класса в высший и наоборот согласно достатку. Имущественный ценз для классов устанавливается соответственно в 4, 3, 2 и 1 мины (744 Б-С, 754 Д-С).

    В число граждан (5040) не входят рабы и иностранцы, которые занимаются земледелием, ремеслами и торговлей. Наличие рабства является одной из предпосылок платоновской конструкции второго по совершенству государства. Платон отмечает, что «граждане будут снабжены достаточным по мере сил количеством рабов» (778).

    Платон в «Законах» выступает за потребительское равенство всех сословий и подчеркивает, что «часть, предназначенная для господ, ничем не должна быть больше остальных двух частей, предназначенных для рабов, а равным образом и для чужеземцев. Надо произвести разделение так, чтобы все части были вполне равны и в отношении качества» (848).

     Политическим правами обладают только граждане, основным делом которых является поддержание и соблюдение общегосударственного устройства. Граждане являются равноправными, но принципы равенства трактуется Платоном аристократически. «Ибо для неравных, - отмечает Платон, - равное стало бы неравным, если бы не соблюдалась надлежащая мера». Полноправные граждане не занимаются ни земледелием, ни торговлей, ни ремеслами.

    Лица, занятые физическим трудом, исключаются из числа граждан[107] Ремесла совершенно воспрещаются не только гражданам, но даже их слугам.[108] Граждане должны посвящать себя государственной жизни. Ремесленники сохраняют личную свободу, но прав гражданства не имеют; правительство распределяет  их по стране в соответствии с потребностями в их труде. Земледельческий труд осуществляется рабами. Таким образом, граждане живут за счет труда рабов и ремесленников.[109]

    Торговля подвергнута серьезным ограничениям. Между гражданами не должно быть ни одного мелочного торговца. Это унизительное занятие должно было предоставляться метекам (гражданам других греческих государств) и иностранцам. Частным людям воспрещается и внешняя торговля: «только правители могут ввозить из-за границы вещи, нужные для государства».[110] При этом из-за границы ввозятся только предметы, совершенно необходимые для государства и граждан. А. Клеванов подчеркивает, что: «Торговля и взаимные отношения между людьми, должны подлежать тщательному надзору правительства; обман всякого рода должен быть строго наказан.[111] Путешествия за границу дозволены лишь людям зрелого возраста с целью их собственного образования  или для государственных целей. По возвращению домой граждане должны подвергаться испытанию, чтобы проверить: не принесли ли они с собою вредных убеждений.

    Все граждане в «Законах» Платона составляют одно целое, «а воспитание для них указано то, которое в трактате «Государство» назначено для второго сословия - воинов. Воспитание граждан остается главнейшей задачей государства, которую оно преследует путем особых учреждений, и в этом воспитании значительную роль играет нравственное образование характера, упражнение воли[112]. Забота государства о воспитании из детей будущих граждан начинается почти от самого их рождения; и дети, как только позволяет их возраст, определяются в школы. Средства первоначального образования заключаются в музыке и гимнастике, с присоединением самых необходимых познаний из арифметики, геометрии и астрономии.

    Женщины должны принимать участие в воспитании мужчин, и даже в военных упражнениях.

    Быт государства в «Законах» пронизан стремлением повсюду насаждать единомыслие и коллективистские начала. Хотя  индивидуальная семья и признается, однако все дело воспитания регламентировано законами и находится в руках многочисленных должностных лиц. Женщины равноправны с мужчинами, но на высшие должности в государстве они не допускаются. «Им отводится особые отрасли управления - воспитание, обучение, наблюдение за браками и т.д.»[113].

    Браки должны быть строго регулированы, так как цель их произвести благородное и здоровое потомство. Определен возраст, в котором граждане должны вступать в брак; уклонение от брачных уз наказывается штрафом и другими средствами. При заключении брачных уз необходимо обращать преимущественное внимание на то, чтобы характеры супругов служили дополнением друг другу.

    Правительством должно быть обращено особое внимание на то, чтобы соединялись браком граждане, предоставляющие наиболее благоприятные условия для деторождения; для наблюдения за этим должен быть особый сановник. Расторжение браков с разрешения правительства допущено в случае бесплодия, совершенного несходства характеров, и тяжких преступлений против детей. Вступление во вторичный бра дозволяется, если от первого детей не осталось; при наличии таковых, второй брак не дозволяется. Строго наказывается нарушение целомудрия (XI, 930Б-С)[114].

    В «Законах» Платон выступает за смешанный вид государственного строя, в котором сочетаются элементы двух основных форм государства - монархии и демократии. Платон  отмечает, что персы и афиняне довели до крайности начала (подчинение и свободу) лежащие в основе этих форм правления. Правильная организация государства, согласно Платону, должна сочетав себе оба этих начала для достижения умеренности в вопросах политической свободы и подчинения [115].

    Вышеуказанные соображения Платон использует в ряде случаев при формировании органов и должностных лиц, предусматривая сочетание выборов с последующей отсеивающей жеребьевкой. «Выборы, производимые таким образом, - считает Платон, - занимают середину между монархическим и демократическим устройством: государственное устройство вообще должно всегда придерживаться середины» (757).

    Организация государственных властей в «Законах» Платона довольно сложная. Самым высшим органом в государстве являются стражи законов в числе 37 человек. Платон указывает, что первое время их функции будут выполнять мужи - основоположники города - 10 человек во главе с Клинием (702С-Д, 751С) , и лишь по мере смерти и этих законодателей будет оформляться коллегия 37 законодателей[116]. Вышеуказанные правители избираются путем многоступенчатых выборов, которые производятся из всех носящих оружие и удовлетворяющих возрастному цензу 150 лет (755А); по сложной трехступенчатой системе. Сперва граждане выдвигают любых кандидатов, принося в храм  дощечку с именем кандидата. «Вместе с тем каждый избиратель имеет право заявить возражение против каждого из заявленных кандидатов и спор тогда разрешается голосованием всех избирателей»[117]. Из оставшихся кандидатов должностные лица отбирают 300, получивших наибольшее число голосов. Подобным образом из 300 отбираются 100, а из 100 - искомые 37. «После прохождения докимасии, которая вообще значительно строже, чем было в реально существовавших государствах, и имеет отчетливую религиозную акцентировку (751с; 753е; 754с), кандидат вступает  в отправление должности, которая может исполняться 20 лет (755а), что при возрастном цензе в 50 лет означает фактически пожизненное назначение[118].

    Круг деятельности номофилаков (правителей) широк. Прямая их обязанность — охранять законоуложение (754Д), добавлять упущенное законодателями. Причем на восполнение упущенного по представлению соответствующих магистратур отпускается 10 лет, по истечении которых изменения могут быть допущены лишь с согласия всего народа (770А; 772А-Д; 816С;  828В; 835А; 918А).

    Номофилаки надзирают за искусством, решая, к примеру, вопрос о допуске и высылке из страны поэтов вместе с их произведениями (801С, 811Е, 829Д). Они же следят за должным проведением хороводов (771В – 772В), свадебных пиров (775В) гимнов и плясок в честь богов (779В). Номофилаки назначают и помогают в их деятельности разнообразным комиссиям из женщин, следящих за браком или за детьми (784В-С, 794А-В). В их ведении находятся вопросы ввоза и вывоза товаров (847С), причем даже относительно предметов, которые необходимы для войны, вместе со стратегами и гиппархами решение принимают законодатели (847Д).

    Правители руководят выборами стратегов и других военных магистратур (757Е) и руководителей хороводов (765А). С другой стороны, ряд должностей назначается из членов коллегии 37, такие как: попечитель воспитания (766В, 809А); 10, помогающих женщинам, надзирающим за браками (784В-С, 929Е); комиссия 12-ти по ввозу и вывозу (847с); комиссия 15-ти наиболее престарелых номофилаков по делам об опеке сирот и принудительных браках наследниц (924В-С, 926С-Е, 928А); трое самых престарелых наказывают плохо заботящихся о родителях (932В); наконец, 10 старейших входят в Ночное собрание (951Д-С).

    Законодатели обладают широкими судейскими полномочиями (754Д-С, 855С, 864Е, 867Д-С, 871С, 877Д, 878С, 910С-Д, 916С, 926С-Д, 960А). И правом надзора над некоторыми судебными органами (767Е, 855В), а также отдельными культовыми правами (871С, 910С-Д, 916С). В случае принятия номофилаком явно несправедливых решений, последний может быть отстранен от должности через суд (928Д). Однако этим его подотчетность и ограничивается, в связи с тем, что правильного и регулярного контроля за его деятельностью нет.

    Вторым органом должен быть совет из 360 членов, избираемых по классам. Из каждого класса граждан намечаются прежде всего кандидаты, в чем могут участвовать граждане всех четырех классов совместно. Для выбора кандидатов от первых двух классов общее участие граждан обязательно; для выбора кандидатов от третьего класса, обязательно участие граждан только  первых трех классов; для кандидатов четвертого - только двух первых. Из списка намеченных кандидатов граждане избирают для каждого класса по 180 человек, и затем жребием решается, какой половине из них быть членами совета.

    Совет Эвномополиса играет не слишком заметную роль в жизни страны. Его члены рассматривают совместно с Народным собранием прошения иностранцев и метеков остаться в стране пожизненно (850С), назначают суд по государственным делам, избирают и составляют высший суд для частных лиц (767Д – 768А). Однако, оговаривается отстранение их от избрания  попечителем воспитания (766Б), сто, вероятно, обусловлено многочисленностью Совета и сугубой важности роли указанного должностного лица в общей философской концепции Платона[119]. Пританы (члены Совета) должны предупреждать внутренние волнения, с этой целью они облекаются властью созывать Народное собрание не  только, «установленные законами», но и в экстренных случаях (758Д). Кроме того, они осуществляют надзор за городом (760А-В) и заботятся о приеме официальных посланце других государств (953В-С).

    Помимо вышеуказанных органов, имеется также Ночное собрание. Оно состоит из получивших знаки отличия жрецов, десяти старейших законодателей и попечителей воспитания и лиц, путешествовавших, «с целью розыска, нет ли где чего-нибудь подходящего для охраны законов» и предварительно проверенных магистратами. Каждому из них предлагается привести наиболее достойного молодого человека (от 30 до 40 лет). Собирается этот орган до восхода солнца, отчего и получил свое название (951Д-952В, 961А-С). Функции Ночного собрания сводятся к тому, что, выслушивая иностранных гостей и собственных феоров, они обсуждают свои и чужие законы, причем полезное старейшины вводят, а младшие изучают (952А-Д).

    Неоднократно подчеркивается, что Ночное собрание представляет собой охранительный орган государства, сосредотачивая все полезное и спасая все желательное (961С, 962С-Д, 968А). Платон замечает, что в чем именно оно будет полномочно, надо решать впоследствии, когда все устроится (968С), таким образом, сам он еще не задается вопросом, каким же в детально должно быть это собрание, каковы на деле его функции[120].

    Существующее в «Законах» Народное собрание может посещать каждый желающий. Причем граждане первого и второго имущественных кланов всегда обязаны его посещать (под страхом наказания), а низшие классы - лишь в случаях, специально объявленных должностными лицами (764А).

    Народному собранию представлены довольно значительные полномочия. Ему принадлежит возбуждение и окончательное решение судебных дел по процессам государственной важности (767Е-786А), оно может заменить несправедливого законохранителя (928Д), совместно с Советом рассматривает заявления иностранцев, желающих пожизненно остаться в стране (850С),  избирает законохранителей, евфинов, стратегов и гиппархов (753В-Д, 755С-756В, 945Е-946С). Правда, инициативу при выборах последних, имеют законохранители, но оговаривается, что любой, желающий предложить другую кандидатуру, может это сделать (755С-Е). Однако, упоминание о Народном собрании слишком резки, чтобы предполагать, что по замыслу Платона оно могло пользоваться в полной мере всеми указанными правами.

    Кроме вышеуказанных высших органов власти, предполагается избрание множества подчиненных гражданских и военных должностных лиц: агорономов (блюстители порядка на рынках), астеномов (блюстителей порядка в городах), агрономов, евфинов (осуществляют проверки), стратегов и др.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.