Создание и развитие системы правоохранительных органов Советского государства 1917-1929 гг.
Система
уголовного розыска возникла в октябре 1918 года, после утверждения в составе
Главного управления милиции Центрального управления уголовного розыска на
правах отдела. До этого уг.розыск, безусловно, существовал в крупных городах,
но децентрализовано, и подчинялся местным Советам. Центр розыск разработал план
реорганизации всего розыскного дела в России, хотя речь шла фактически о новом
создании розыскной системы, поскольку старых кадров расстреляли, а новых не
могло и быть.
Правовой основой
создания советского уголовного розыска стало Положение об организации отдела
уголовного розыска НКВД, изданное 05.10.18 г., по которому органы уг.розыска
учреждались в городах с населением не менее 40-45 тыс. человек. При губернских
и городских управлениях милиции созданы были отделения уголовного розыска.
Общее руководство системой уголовного розыска осуществлял НКВД.
Все вопросы
строительства аппарата уголовного розыска ГУ милиции РСФСР решало совместно с
местными Советами. В ноябре 1918 года было направлено в исполкомы местных
Советов.
В сложные годы
становления новой “рабоче-крестьянской” власти процесс становления милиции
продолжался. 3 апреля 1919 года СНК РСФСР издал декрет “О советской
рабоче-крестьянской милиции”, по которому сотрудники милиции не подлежали
призыву в Красною Армию, оставались на своих местах и считались
прикомандированными к управлениям исполкомов Советов. На НКВД возлагалась
обязанность держать в действующей армии 1 / 3 милиционеров и 1 / 5 командного
состава милиции. В милиции вводилась военная дисциплина и обязательное обучение
военному делу. Части милиции, находящиеся в районах боевых действий, по
согласованию реввоенсоветов армий и фронтов с местными Советами, могли
привлекаться к обучению в боевых действиях. При этом они переходили в
подчинение к армейским военачальникам. 15 апреля 1919 года НКВД послал на места
циркуляр, разъясняющий “неразумным” практическую реализацию вышеназванного
декрета от 03.04.19 г. В соответствии с декретом СНК и циркуляром НКВД была произведена
перестройка органов милиции, согласно воинским уставам. Правовое закрепление
порядка участия милиции в боевых действиях освободило ее от специальных
мобилизаций, проводившихся ранее.
В соответствии с
декретом СНК от 03.04.19 г. содержание всех видов милиции принималось на
государственный счет.
Кроме общей
(уездно-городской) милиции для организации правопорядка в стране организуется
специализированные виды милиции. Так, 21 февраля 1919 года ВЦИК издает
постановление “Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной
охраны”, а еще до этого, 25 июля 1918 года СНК принял декрет “ Об учреждении
речной милиции”. Затем в апреле 1919 года последовал декрет ВЦИК о советской
речной рабоче-крестьянской милиции. Вначале железнодорожная и речная милиции
формировались по территориальному принципу, но затем, в железнодорожной милиции
формирование происходило по линейным отделам на каждой из железных дорог, а
речная милиции стала формироваться применительно к бассейнам водных путей. В
конце 1920 года по решению Совета Труда и Обороны вся железнодорожная и водная
милиции перешли в распоряжение командующего внутренними войсками республики.
Осенью 1919 года
НКВД, обследовав состояние охраны на предприятиях, принял решение организовать
промышленную милицию. На нее возлагались задачи борьбы с хищениями
гос.собственности и т.п. 3 марта 1920 года в составе ГУ милиции РСФСР
образовали отдел, в губернский управлениях — отделения промышленной милиции, на
предприятиях — ее подразделения.
Для активизации
борьбы с преступностью были осуществлены меры по объединению органов ВЧК и
милиции. В июне 1919 года 3-я Всероссийская конференция ЧК приняла резолюцию “О
взаимоотношениях между местными ЧК и милицией”, одобренную НКВД. Она
установила: “ В коллегии местных отделов управления вводить в качестве членов
председателей ЧК”. Для укрепления аппарата уголовного розыска из среды ЧК
назначались люди на должности зав. уголовно-розыскными отделениями. В июле 1919
года произошло частичное объединение аппарата уголовного розыска и транспортных
ЧК. Сотрудники уголовного розыска, обслуживающие железные дороги и водные пути
откомандировывались в распоряжение местных ЧК. В октябре 1920 года были созданы
самостоятельные органы уголовного розыска на транспорте организованные по
линейному принципу. В феврале 1919 года Центророзыску с согласия губернский
исполкомов и утверждения Главмилиции предоставлялось право открывать отделения
в городах с населением менее 40 тыс. человек “...если по количеству
преступлений будет необходимо иметь там число сотрудников уголовного розыска,
достаточное для открытия особого отделения”. В 1919-20-х годах уголовный розыск
фактически проводил предварительное следствие по большинству дел. В апреле 1920
года органы уголовного розыска и органы следствия были слиты в одно целое.
Однако уже в конце 1920 года, после введения народных следователей в системе
НКЮ, милиция перестала выполнять функции следствия.
В органах милиции
начинаются создаваться научно-технические подразделения. В феврале 1919 года
коллегия НКВД утвердила смету на образование кабинета судебной экспертизы,
регистрационного и дактилоскопического бюро и музея. Созданный при
Центророзыске кабинет судебной экспертизы был первым научно-техническим
подразделением, и не только в ОВД.
Опыт
строительства советской милиции отразился в Положении о рабоче-крестьянской
милиции. 08.06.20 г. проект Положения рассматривался на заседании СНК. После
одобрения СНК проект Положения 10.06.20 г. утвердил ВЦИК. В Положении
закреплялся опыт первых лет строительства милиции. С изданием Положения, в
основном, завершился период организационного становления милиции.
Октябрьская
революция 1917 года вообще ликвидировала прокуратуру. Около пяти лет в стране
не было прокуроров. В 1922 году прокуратура была восстановлена, и прокуроры,
кроме поддержания обвинения перед судом, стали вновь надзирать за законностью
актов (действий и решений) должностных лиц, предприятий, учреждений,
общественных организаций и даже граждан. Функция прокуратуры по надзору за
исполнением законов была последовательно закреплена в Положении о прокуратуре
1922 года (ст.2), Конституции СССР 1936 года (ст.113), Положении о прокурорском
надзоре в СССР 1955 года (ст.1, 2), Конституции СССР 1977 года (ст.164), Законе
о прокуратуре СССР 1979 года (ст.1), а также ныне действующем законе РФ «О
прокуратуре».
Однако с 1917
года прокурорский надзор осуществлялся органами рабоче-крестьянской инспекции
(РКИ) и НКЮ РСФСР (народный комиссариат юстиции).
Функции по
надзору за соблюдением законов выполняли также и органы ВЧК, пока они в 1922 г.
не были преобразованы в органы Главного политического управления.
Однако
разобщенность всех перечисленных органов, отсутствие у них необходимых
властно-распорядительных полномочий не могли обеспечить точного и
единообразного исполнения законов в Российской Федерации.
Зачатки
прокурорского надзора можно также заметить в деятельности коллегий обвинителей
при Революционных трибуналах и центральной коллегии государственных обвинителей
при Революционном трибунале ВЦИК.
Члены коллегий
обвинителей осуществляли надзор за соблюдением законов при расследовании
преступлений, поддерживали в судах государственное обвинение по уголовным
делам, приносили кассационные протесты на незаконные и необоснованные приговоры
судов.
По предложению В.
И. Ленина НКЮ РСФСР подготовил проект «Положения о прокурорском надзоре»,
который в мае 1922 г. был вынесен для обсуждения и принятия на третью сессию
ВЦИК IX созыва.
Постановление
ВЦИК о принятии «Положения о прокурорском надзоре» 28 мая 1922 г. было
подписано председателем ВЦИК М. И. Калининым и секретарем ВЦИК А. С. Енукидзе.
С этого дня ведут отсчет органы советской прокуратуры.
В «Положении о
прокурорском надзоре» прежде всего, нашли отражение основополагающие принципы
организации и деятельности органов прокуратуры:
- централизация и
единоначалие органов прокурорского надзора;
- строгое
подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим;
- независимость
органов прокуратуры от местных влияний;
- опора прокурорских
органов на помощь широкой общественности.
«Положение о
прокурорском надзоре» определяло как предмет, так и пределы надзора прокуроров
за неуклонным исполнением законов. На органы прокуратуры было возложено:
а) осуществление
от имени государства надзора за законностью деятельности всех органов власти,
хозяйственных учреждений, общественных и частных лиц путем возбуждения
уголовного преследования против виновных и опротестования постановлений,
принятых в нарушение закона;
б)
непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания и ОГПУ;
в) поддержание
обвинения на суде;
г) наблюдение за
правильностью содержания заключенных под стражей[18].
Организационно
органы прокуратуры не представляли собою самостоятельного государственного
органа: прокуратура входила в качестве отдела в НКЮ РСФСР. Народный комиссар
юстиции являлся одновременно и прокурором республики.
Становление
прокуратуры РСФСР было связано со многими трудностями. Повторялись попытки
противодействия новому институту со стороны руководителей некоторых местных
органов власти, видевших в деятельности прокуроров по внедрению единой
законности чуть ли не подрыв своего авторитета и ограничение прерогатив местной
власти. [19]
Не хватало специально обученных
кадров. Например, к 1923 году в РСФСР было назначено 53 губернских прокурора, но
70 % из них не имели специального образования. Из 768 должностей помощников
прокуроров было замещено только 423, каждый второй имел лишь начальное
образование.[20]
Постановлением
ЦИК СССР «О Верховном Суде Союза ССР» от 6 июля 1923 года Президиуму ЦИК СССР в
связи с принятием Конституции СССР было поручено разработать Положение о
Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик. 23 ноября 1923 года
оно было утверждено. В Положении определялись функции, правомочия, структура и
штаты Прокуратуры Верховного Суда Союза ССР. В соответствии со ст.43
Конституции СССР 1924 г. при Центральном Исполнительном Комитете СССР
учреждался Верховный Суд СССР. В составе Верховного Суда СССР, согласно ст.46
Конституции, учреждался пост Прокурора Верховного Суда СССР.
В
современных условиях в соответствии с конституционными положениями,
закрепившими изменения политической системы, коренным образом изменилось
социальное назначение органов внутренних дел, милиции. Теперь оно заключается
не в обслуживании политического режима, а в создании состояния защищенности
жизненно важных интересов личности, общества и государства; признании,
соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, общества и государства
от тех или иных угроз в сфере правоохраны.
В
конце 2004 года, в МУРе была организована проверка отделом собственной
безопасности. Многие чиновники бросились бежать, оставив у входа в милицию
собственные автомобили, причем некоторые руководители объявлены в розыск. Увы,
историческое сравнение показывает результаты не в пользу современных
милицейских чинов.
Современное
российское общество в последнее десятилетие вступило в эпоху развития, которая
характеризуется отказом от некогда безраздельно господствовавшей идеологии,
отрицанием многих былых ценностей и истин, еще недавно казавшихся единственно
значимыми. Все это заставило по-новому взглянуть на путь, пройденный страной, пересмотреть
подходы к различным явлениям в нашей недавней и более отдаленной истории, ибо
предвзятость едва ли не чаще всего проявлялась в освещении истории царской
России. Описывая тяжелую жизнь народных масс, терпевших нужду и бедность,
многие авторы уделяли внимание государственному аппарату, особенно его
репрессивным органам, однако зачастую деятельность последних рисовалась только
мрачными, темными тонами, замалчивалось то позитивное, что было в этих, конечно
же, далеких от совершенства органах и учреждениях.
Беспристрастное
изучение архивных материалов, работ по проблеме борьбы с преступностью
показывает, что многие из создаваемых в настоящее время конструкций, учений и
концепций имеют аналоги в прошлом.
Закономерно,
что наши предшественники сталкивались с теми же проблемами, что и современники.
Изучение опыта тех лет, его обобщение и выводы, сделанные на этой основе, могут
быть использованы и сегодня.
За прошедший
почти восьмидесятилетний период российское уголовно-процессуальное
законодательство претерпело существенные изменения. Особенно плодотворным в
этом смысле оказалось последнее десятилетие XX века: началась новая судебная
реформа, стали реальностью такие атрибуты дореволюционного российского
правосудия, как суд присяжных и мировые судьи, изменения коснулись процедуры
судебного разбирательства, кассационного и надзорного производства. Но несмотря
на все происшедшие перемены и возникающую порой резкую критику советского суда,
еще многие положения, заложенные реформой 1922 г., продолжают свое существование
в современном законодательстве. Пока им просто не находится альтернативы.
Хорошо это или плохо – покажет время.
1. Конституция РСФСР 1918 г. //
Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 1999.
2. История законодательства СССР
и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. 1917-1954 гг.
Под ред. С.А. Голун-ского. М, 1955.
3. Басков Л.И. Отечественная
прокуратура в 1922-1996 г. // Вестник Московского государственного
университета. Сер. 11. Право. - 1998. - № 1. -С. 101-114.
4. Ерошкин Н.11. История
государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.
5. Заика Л.И. Бобренов В.А,
Заговор против права (о разрушении государственных структур и системы органов
юстиции в 1917 г.). // Молодая гвардия. - 1991. - № 12. - С. 207-224.
6. Лезов И.Л. Судебное
строительство на местах в первые месяцы советской власти. // Вестник
Московского государственного университета. Сер. 11 Право. - 1998.-№ 1.-С.
115-122.
7. Ломов В.С. Органы
предварительного расследования в Советском государстве до издания Декрета о
суде № 1. Волгоград, 1976.
8. Лыков В. Жестокие двадцатые
(к 80-летиго МУРАа). // Человек и закон. - 1998. - № 3. -С. 16-21, № 4. - С.
20-25.
9. Лыков В. Рождение сыска. //
Человек и закон. - 1998. - № 2. - С. 25-28.
10. Портной В.П. Славин М.М. Становление
правосудия Советской России (1917-1922). М, 1990.
[1] Далее декрет о суде № 1.
[2] В.Г. Бессарабов. «Пореформенная российская прокуратура (1864-1917)»
/Журнал российского права. № 10, 2002 г. – с. 10.
[3] Л.В. Тихомирова, М.Ю. Тихомиров «Юридическая энциклопедия» /под ред.
М.Ю. Тихомирова.-М.: 1999г. – с. 369.
[4] Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный
периоды: учебное пособие. – М.: 2000 г. – с. 16.
[5] Нерсесянц В.С. Наш путь к праву: (От социализма к цивилизму). – М.,
1992 г. – с. 101.
[6] Алексеев С.С. Правовое государство – судьба социализма:
Научно-публицистический очерк. – М., 1988.
С. – 53.
[7] Туйков В.И. «Прокурорский надзор. Введение в специальность: учебное
пособие. Екатеринбург.: 1998 г. С. – 27.
[8] Портной В.П. Славин М.М.
Становление правосудия Советской России (1917-1922). М, 1990.
[9] СУ РСФСР. 1921. № 20. Ст.122
[10] Там же. № 39. Ст. 209; № 46. Ст. 227
[11] Там же. № 49. Ст.262; № 60. Ст.421
[12] № 77. Ст.639; № 79. Ст. 674
[13] Право Советской России. Прага, 1925. С. 307
[14] Там же. С. 308
[15] Там же. С. 309
[16] СУ РСФСР.1922. № 69. Ст. 902
[17] Постановление НКВД “О рабочей милиции” изданное 28.10(10.11).
[18] Бессарабов В.Г «Советская прокуратура (1922 – 1991 гг.)» /Журнал
Российского права № 12, 2002 г. С. – 4.
[19] В.Г. Бессарабов «Советская прокуратура (1922 – 1991 гг.)» /Журнал
Российского права № 12, 2002 г.
С. – 5.
[20] Туйков В.И. «Прокурорский надзор. Введение в специальность: учебное
пособие. Екатеринбург.: 1998 г. С. – 28.
Страницы: 1, 2
|